Сервис гостеприимства

П  Л  А  Н

|         |ВВЕДЕНИЕ                                               |2     |
|Глава I. |ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ                           |5     |
|         |ПОКУПАТЕЛЕЙ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ                           |      |
|         |1.1.|Факторы, оказывающие влияние на                  |5     |
|         |    |потребителей туристских услуг                    |      |
|         |1.2.|Мотивы поведения потребителей                    |15    |
|         |1.3.|Покупательское поведение потребителей            |29    |
|         |1.4.|Поведение потребителей на рынке индустрии        |64    |
|         |    |гостеприимства и туризма                         |      |
|Глава II.|ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ                              |74    |
|         |КАЧЕСТВА ТОВАРОВ И УСЛУГ                               |      |
|         |2.1.|Определение потребительских ценностей            |74    |
|         |    |и удовлетворения потребителей                    |      |
|         |2.2.|Маркетинг отношений с потребителями              |85    |
|         |2.3.|Пятиступенчатая модель                           |99    |
|         |    |качества обслуживания                            |      |
|         |ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                             |115   |
|         |ПРИЛОЖЕНИЯ                                             |120   |
|         |БИБЛИОГРАФИЯ                                           |129   |
                                  ВВЕДЕНИЕ.

    Исследование  потребителей,  выявление  основных  мотивов  приобретения
туристских   услуг   и   анализ   потребительского    поведения    вооружает
руководителей  и  специалистов  фирмы   мощным   арсеналом,   без   которого
невозможна успешная деятельность на современном рынке, а  именно  –  знанием
своего клиента. «Знать своего клиента» – основной принцип маркетинга.
    Правильное  понимание  потребителей  предоставляет   туристской   фирме
возможности:
       . прогнозировать их потребности;
       . выявлять услуги, пользующиеся наибольшим спросом;
       . улучшать взаимоотношения с потенциальными потребителями;
       . приобретать доверие потребителей за счет понимания их запросов;
       . понимать,  чем  руководствуется  потребитель,  принимая  решение  о
         приобретении туристских услуг;
       . выяснять источники информации, используемые при принятии решения  о
         покупке;
       . устанавливать, кто и каким образом оказывает влияние на выработку и
         принятие решения о приобретении туристского продукта;
       . вырабатывать  соответствующую  стратегию  маркетинга  и  конкретные
         элементы наиболее эффективного комплекса маркетинга;
       . создавать систему обратной связи с потребителями туристских услуг;
       . налаживать эффективную работу с клиентами.
    Формирование правильного понимания потребителей в маркетинге исходит из
следующих принципов:
       . потребитель независим;
       . поведение потребителей постигается с помощью исследований;
       . поведение потребителей социально законно.
    Независимость  потребителя  проявляется  в  том,  что   его   поведение
ориентируется на определенную цель. Туристские услуги могут  им  приниматься
или отвергаться в той мере, в какой они соответствуют  его  запросам.  Фирмы
достигают успеха, если предоставляют потребителю свободу выбора  и  реальную
выгоду. Понимание этого и постоянное приспособление туристского  предложения
к запросам потребителя обеспечивает  эффективность  практической  реализации
концепции маркетинга.
    Поведение потребителей  может  быть  изучено  с  помощью  маркетинговых
исследований.  Это  осуществляется   путем   моделирования   покупательского
поведения, исследования  мотивов  и  факторов,  характеризующих  потребности
клиентов и способы их удовлетворения.
    Поведение потребителей поддается воздействию. Маркетинг может оказывать
достаточно сильное  влияние  на  мотивацию  и  поведение  потребителей.  Это
достигается при условии, что предлагаемый туристский  продукт  действительно
является средством удовлетворения потребностей клиента.  При  этом  речь  не
должна идти о каком-либо манипулировании поведением потребителей.
    Поведение  потребителей  социально  законно  в  связи  с  чем,  что  их
суверенитет  в  условиях  рыночной  экономики  основывается  на  ряде  прав.
Соблюдение их является важнейшей задачей не только общества в  целом,  но  и
отдельных  предприятий.  Социальная  законность  прав  потребителей   служит
гарантией удовлетворения их потребностей.  Обман,  введение  в  заблуждение,
низкий уровень качества  услуг,  отсутствие  ответа  на  законные  жалобы  и
претензии и другие  аналогичные  действия  представляют  не  что  иное,  как
попрание законных прав и интересов клиентов.
    В процессе маркетинговых  исследований  туристское  предприятие  должно
получить ответы на следующие принципиальные вопросы:
    Кто в данный момент является клиентом предприятия и кто может стать  им
в перспективе?
      . Каковы потребности и пожелания клиентов?
      . Какие факторы влияют на потребности клиентов?
      . Какие мотивы приводят потребителей к приобретению туристских услуг?
      . Какие неудовлетворенные потребности существуют у клиентов (в  каких
        услугах они нуждаются), которые могут стать важным источником  идей
        развития и совершенствования деятельности фирмы?
      .  Как  осуществляется  процесс  принятия  решения   о   приобретении
        туристских услуг или обращении в ту или иную туристскую фирму?
    Методическим приемом поиска ответов на вышеуказанные  вопросы  является
моделирование поведения потребителей. В общем  виде  модель  покупательского
поведения представлена  на  рисунке   «Модель  поведения  потребителя»  (см.
Приложение № 1).
    Как видно из Приложения № 1, потребители определенным образом реагируют
на  внешние  побудительные  стимулы,  включающие  факторы  среды  и  факторы
комплекса  маркетинга.  Причем  туристское   предприятие   может   оказывать
непосредственное влияние только на факторы маркетинга. Воздействовать же  на
клиента  через  побудительные  факторы  оно  может  лишь  опосредовано.   На
принятие решения о приобретении туристских  услуг  также  оказывает  влияние
личные характеристики клиента и его мотивы.
    Таким образом, роль маркетинга сводится к изучению:
       . Факторов, влияющих на клиента;
       . Мотивов поведения клиента;
       . Процесса принятия решения о приобретении туристских услуг.



                                  Глава I.

                        ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
                       ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ.


             1.1. Факторы, оказывающие влияние на потребителей.

    Все многообразие факторов, влияющих на потребителей  туристских  услуг,
можно разбить на две группы:
    внешние побудительные факторы;
    личностные факторы.
    Внешние побудительные факторы (см. Приложение 1) включают:
       . факторы маркетинга;
       . факторы среды.
    Туристское  предприятие  оказывает  непосредственное   воздействие   на
клиента через факторы маркетинга. К ним относятся:
       . туристский продукт;
       . цена;
       . сбыт;
       . коммуникации;
       . персонал;
       . процесс потребления услуг;
       . окружение.
    Задача состоит в максимально эффективном  использовании  этих  факторов
для  достижения  целей  туристского  предприятия.  Все  указанные   элементы
комплекса маркетинга будут детально рассмотрены в соответствующих главах.
    Факторы  среды  не  поддаются  непосредственному  контролю  со  стороны