Общественное мнение и СМИ

РЕФЕРАТ ПО КУРСУ:

                          «Связи с общественностью»



                                    ТЕМА:

                       «Общественное мнение и средства

                            массовой информации».



                               Санкт-Петербург

                                    2003.

  Содержание:

|Введение                                                       |3   |
|1. Определение общественного мнения.                           |4   |
|2. Социальная установка.                                       |7   |
|3. Социальное и общественное настроения.                       |9   |
|4. Информация и общественное настроение.                       |11  |
|5. Слухи.                                                      |14  |
|6. СМИ и власть                                                |16  |
|Заключение                                                     |19  |
|Список литературы                                              |22  |



  ВВЕДЕНИЕ.

  Связи с общественностью - «паблик рилейшнз» (РR) - во всем мире  известны
в качестве важного элемента деловых отношений. Сегодня мы можем  говорить  о
РR как о новом роде деятельности, играющем важную роль в  расширении  границ
управления, в работе правительств  и  государственных  служб,  а  так  же  в
формировании общественного мнения. РR - это неотъемлемая часть  эффективного
управления любой  организованной  формой  деятельности.  Общие  принципы  РR
универсальны как в  государственном,  так  и  в  коммерческом  секторе,  но,
безусловно, у каждой из них есть специфические особенности.
   Без хороших РR, считает известный специалист в этой сфере  С.Блэк[1],  не
может  существовать  демократия.  Избиратели  должны  знать,  как  работает
правительство, иметь информацию о принятых  решениях,  быть  образованными,
чтобы полностью использовать  предоставленные  им  возможности.  РR  должны
помочь  гражданам  узнать  о  своих  правах  и   обязанностях   при   любом
правительстве.
   Важнейшим инструментом установления необходимых связей с общественностью,
а соответственно  формирования  общественного  мнения,  считаются  средства
массовой информации (СМИ) - печать, радио и телевидение.
      В современных российских условиях привычные когда-то монополистические
формы пропаганды «сверху вниз» оказались  не  только  недейственными,  но  и
вызывающими протест. Изменилась и  роль  СМИ  как  инструмента  установления
связей с общественностью. В частности,  в  последние  годы  появились  новые
СМИ, зачастую альтернативные. Свои издания и эфирное время  имеют  Президент
и Правительство, парламент и профсоюзы, политические партии  и  коммерческие
структуры. Все они борются за свою аудиторию, а потому  создали  собственные
подразделения РR. Можно даже говорить о появлении первого российского  опыта
в названной области. Многие принципы РR в  своей  совокупности  представляют
одну  из  форм  политических  технологий,   адаптированных   к   современным
требованиям.
      В данной работе рассматривается вопрос  влияния  СМИ  на  общественное
мнение:  в  какой  степени   СМИ   могут   изменять   общественное   мнение,
общественное настроение и как  это  используется  государственными  органами
власти в собственных целях.

1. Определение общественного мнения.
  Общественное мнение -  специфическое  проявление  общественного  сознания,
выражающееся  в  оценках  (как  в  устной,  так  и  в  письменной  форме)  и
характеризующее явное (или скрытое) отношение больших  социальных  групп  (в
первую   очередь    большинства     народа)    к    актуальным     проблемам
действительности,  представляющим общественный интерес.
      Дело в том, что общественное мнение существует не  в  любом  обществе,
так как  оно  не  есть  просто  сумма  тех  частных  мнений,  которыми  люди
обмениваются в узком, частном кругу семьи или друзей.
      Ядром   работы   PR   работы   является   воздействие   на   состояние
общественного мнения. Большинство акций PR проводятся с целями:  1)  убедить
людей  изменить  свое  мнение  по    какому-либо   вопросу,   продукту   или
организации, 2) сформировать общественное мнение, когда его нет, 3)  усилить
уже существующее мнение общественности.

        Общественность  —  это  группа  людей,  во-первых,   оказавшихся   в
аналогичной неразрешенной ситуации, во-вторых, сознающих неопределенность  и
проблематичность ситуации, и, в-третьих,  реагирующих  определенным  образом
на создавшуюся ситуацию[2].
   Общественное мнение - это такое состояние общественного сознания, которое
выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества  и  его
политической системы. Именно возможность гласного,  публичного  высказывания
населения по  злободневным  проблемам  общественной  жизни  и  влияние  этой
высказанной в слух позиции на  развитие  общественно-политических  отношений
отражает суть общественного мнения как особого социального института.

Общественное мнение —  это  совокупность  многих  индивидуальных  мнений  по
конкретному вопросу, затрагивающему группу людей. Общественное мнение —  это
консенсус.

Сформированное отношение человека к чему-либо проявляется в форме мнения.

      Отношение  можно  рассматривать  как   оценку   человеком   какой-либо
конкретной проблемы или вопроса .Отношение определяется рядом факторов:
      |1)  личные  —  физические  и  эмоциональные  компонента  индивидуума,
включая возраст, общественный статус, физическое состояние
      2) культурные — жизненный стиль конкретной  страны  (Россия,  США  или
Япония)  или  географического   района   (городского   или   периферийного).
Политические  кандидаты   национального   масштаба   обычно   апеллируют   к
культурным характеристикам конкретных регионов страны.
      3)  образовательные  —  уровень  и  качество   образования   человека.
Апеллирование, обращение к современной образованной  аудитории  требует  все
более сложных коммуникаций.
      4) семейные — учитывающие происхождение людей. Дети часто  приобретают
мировоззренческие особенности родителей еще в раннем  возрасте  и  сохраняют
их в дальнейшем.
      5) социальный  класс  —  позиция  в  обществе.  Изменение  социального
статуса  людей  влечет  изменение  их  отношений.  Так,   студенты   учебных
заведений могут  изменить  свое  отношение  к  общественным  явлениям  после
вхождения на рынок труда и начала профессиональной деятельности.
      6) этническая принадлежность как стиль жизни[3].
  Научная  традиция,  связывающая   существование   в   обществе   института
общественного мнения со свободой в общественной жизни, идет еще  от  Гегеля,
который, в частности, писал в «Философии  права»:  «Формальная  субъективная
свобода, состоящая в том, что единичные лица как таковые  имеют  и  выражают
свое  собственное  мнение,  суждение  о  всеобщих  делах  и   подают   совет
относительно  них,  проявляется  в  той  совместности,  которая   называется
общественным мнением»[4]. Подобная свобода  возникает  лишь  в  обществе,  в
котором   существует   не   зависящая   от   государства    сфера    частных
(индивидуальных и групповых) интересов, т.е. сфера  отношений,  составляющих
гражданское общество.
  Общественное мнение в его современном значении  и  понимании  появилось  с
развитием буржуазного строя и формированием гражданского общества как  сферы
жизни, независимой от политической власти.  В  средние  века  принадлежность
человека к тому  или  иному  сословию  имела  непосредственное  политическое
значение  и  жестко  определяла  его  социальную  позицию.   С   зарождением
буржуазного общества на смену сословиям пришли  открытые  классы,  состоящие
из формально свободных и независимых  индивидов.  Наличие  таких  свободных,
независимых от государства индивидов,  индивидов-собственников  (пусть  даже
это собственность только на свою рабочую  силу)  –  необходимая  предпосылка
формирования гражданского общества и общественного мнения  как  его  особого
института.
  В условиях тоталитарного  режима,  где  все  социальные  отношения  жестко
политизированы, где  нет  гражданского  общества  и  частного  индивида  как
субъекта независимого, т.е. не совпадающего со  стереотипами  господствующей
идеологии, гласно выражаемого мнения, там нет и не может быть  общественного
мнения. В этом смысле наше общественное мнение - это дитя  эпохи  гласности,
имеющее очень небольшой по историческим меркам опыт существования.  За  годы
перестройки  наше  общество  очень  быстро   прошло   путь   от   приказного
единомыслия через так называемые гласность и плюрализм  мнений  к  реальному
политическому плюрализму и свободе слова. За этот  период  сформировалось  и
независимое в своих оценках и суждениях общественное мнение.
      Работа  организаций,  —  как  крупных,  так  и  небольших  в   области
общественного мнения должна учитывать следующие его особенности:
      1)  общественное  мнение  меняется  —  недостаточно   его   однократно
сформировать — с ним надо работать постоянно,
      2) потенциальная направленность поведения общественности  определяется
реальностями действительности,
      3) не существует единой и унифицированной широкой общественности в
работе с ней — влияние на общественное мнение должно ориентироваться на
конкретные группы, или сегменты общественности,
      4) общественное мнение обычно меняется в  большей  степени  событиями,
чем словами,
      5) мнение общественности определяется её интересами.
      Работа  организаций  с  общественным  мнением  на  пороге   XXI   века
становится   все   более   профессиональной.   Знание   эволюционного   пути
становления ПР как области знаний  и  сферы  деятельности  даёт  специалисту
ориентиры в решении сегодняшних проблем.

      2.  Социальная установка.

      Говоря об общественном мнении, о настроении больших социальных групп,
нельзя не сказать о таком явлении, как социальная установка.
      Начало исследования социальных установок было положено работой
     У. Томаса и Ф. Знанецкого об адаптации польских крестьян-эмигрантов в
США в 1918 г. Были выявлены две зависимости, описывающие процесс адаптации:
зависимость индивида от социальной организации и зависимость социальной
организации от индивида. Для объяснения значимости социальной организации
для индивида было предложено понятие социальная ценность, а для объяснения
психологического состояния индивида по отношению к группе - социальная
установка.
      Было осуществлено много попыток измерения социальной установки как
латентного отношения к социальным ситуациям и объектам, характеризующегося
модальностью и вербализирующегося. С этой целью в социальной установке
выделяются функции и структура.
      К деятельности личность побуждают потребности и мотивы. Социальная
установка объясняет почему люди в определенных ситуациях поступают тем или
иным образом, почему они выбирают конкретный мотив. Это понятие объясняет
особое состояние личности, предшествующее ее реальному поведению.
      Социальная установка возникает в результате активного освоения
личностью всей системы социальных связей. В отличие от кратковременных
эмоциональных реакций, социальная установка достаточно долго сохраняется.
Понятие социальной установки широко используется при изучении общественного
сознания и политического поведения избирателей в ходе выборов (выяснение
устойчивости социальных установок избирателей, механизмов влияния средств
массовой информации на изменение социальных установок избирателей).
      Что же представляет собой социальная установка?
      В современной социальной психологии есть два определения этого
явления:
 . устойчивая предрасположенность, готовность индивида или группы к
   действию, ориентированному на социально значимый объект;
 . психологическое переживание индивидом ценности, значения социального
   объекта, организованное на основе предшествующего опыта, оказывающее
   направляющее влияние на поведение[5].
      Опросы общественного мнения представляют собой распространенные
исследования социальных установок массового сознания. У социальной
установки, в аспекте удовлетворения потребностей человека, есть четыре
функции:
 . приспособительная (адаптивная) - направление деятельности на объект,
   удовлетворяющий потребности индивида;
 . знания - дает упрощенные указания относительно способа поведения по
   отношению к какому-либо объекту,
 . выражения ( саморегуляции ) - как средство освобождения индивида от
   внутреннего напряжения, выражения себя как личности;
 . защиты - способствует разрешению внутренних конфликтов личности.
      Говоря о социальной установке, важно отметить, что у индивида может
существовать одновременно иерархия социальных установок. Кроме того, в
конкретной ситуации может происходить конфликт между социальной установки
на объект и социальной установки на ситуацию, а также в зависимости от
ситуации может проявляться (доминировать) когнитивный или же аффективный
компоненты структуры социальной установки.
      Изменение социальной установки может происходить под влиянием
убеждения, массовой пропаганды, членства в новой социальной группе или же
благодаря более глубокому знакомству с объектом установки. Существует две
теоретических моделей, объясняющие изменение социальной установки[6].
      Бихевиористская:основана на принципе научения. Предполагается, что
социальные установки индивида изменяются в зависимости от того, каким
образом организуется подкрепление какой-либо социальной установки.
Изменение социальной установки зависит от системы вознаграждений и
наказаний.
      Когнитивистская (теория соответствия). Социальная установка
изменяется, когда в когнитивной структуре индивида возникает
несоответствие. Стимулом для изменения социальной установки является
потребность в восстановлении упорядоченного восприятия внешнего мира.

      3. Социальное и общественное настроения.

      Но не стоит забывать, что важнейшей, если не определяющей
характеристикой реально функционирующего сознания, его доминантой является
феномен социального настроения. Принципиально важно подчеркнуть, что оно
одновременно является и реальной формой поведения, вернее. вероятностной
формой выражения общественного сознания в процессе превращения его в
общественную силу. Говоря о феномене социального настроения, необходимо
отметить ряд его сущностных черт[7].
Во-первых, социальное настроение носит результирующий характер, вбирающий в
себя одновременно влияние как объективных условий, так и субъективных
факторов, образующих некий сплав эмоций, чувств, умонастроений, ценностных
ориентации и установок, который не является их механической суммой или
неким условным объединением: это принципиально новое качество общественного
сознания, по которому можно говорить о нем с большей долей достоверности и
определенности.
Во-вторых, социальное настроение более определенно и более наглядно и
специфически «отражает» предшествующий опыт, «переваривает» его,
сопоставляя прошлое, и особенно уже происшедшее в общественной и личной
жизни, делая выводы и получая уроки на будущее.
В-третьих, социальное настроение - это «неотложенное», актуализированное
реальное сознание, которое управляет жизнью человека именно в данный момент
времени. Несмотря на то, что настроение может иметь волнообразный характер
выражения и в нем на первый; план могут выходить те или иные проблемы, оно
обладает в целом большей долговременностью своего действия, чем
общественное мнение, носящее часто быстро преходящий характер.
В-четвертых, социальное настроение - это тот элемент реально
функционирующего  . сознания, который означает практическую готовность к
действию и является непосредственным предшественником и даже компонентом
поведения. Если при изучении общественного сознания мы постоянно