Организация и проведение пресс-конференции

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕСИТЕТ
                             им. М.В. Ломоносова



                                   РЕФЕРАТ
                                  по курсу:
                              “Паблик рилейшнз”
                                  на тему:
                          “ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ
                             ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ”.



                                                        Студентки 405 группы



       Размышляя  над  темой  для  реферата   я   остановилась   на   пресс-
конференциях.  Хотелось  бы  отметить,  что  пресс-конференции  представляют
собой весьма эффективный метод передачи  информации  прессе  и  другим  СМИ.
Следует сказать  и  о  том,  что  получив  огромное  распространение  пресс-
конференции как  метод  общения  со  средствами  массовой  информации  (если
пользоваться им разумно) дают весьма положительные результаты.
      Для  начала  мне  хотелось  бы  дать  определение  пресс-конференциям,
раскрыть  их  смысл,  назначение,  затем  остановиться  на  основных  этапах
подготовки пресс-конференции и важных моментах ее проведения.

      Встреча  журналистов  с  представителями  государственных  учреждений,
общественно-политических  организаций,  коммерческих  структур   традиционно
называется пресс-конференциями. Этим термином обходятся  и  в  тех  случаях,
когда журналистский корпус представляет телевидение и радио.
       Таким  образом,  основное  назначение  пресс-конференций  состоит   в
адресном распространении  информации  (новостей,  документации,  фотографий)
среди редакций СМИ. А  потому,  чтобы  созвать  пресс-конференцию  необходим
повод, важная тема, по которой у журналистов могут возникнуть вопросы. Ни  в
коем  случае  нельзя  созывать  пресс-конференцию  только  для  того,  чтобы
распространить какой-нибудь документ или  информацию,  это  можно  прекрасно
сделать и через пресс-релиз. Подобного  рода  общения  ускоряют  поступление
информации  в  редакции,  отличаются  авторитетностью  источников  новостей,
достоверностью сведений. Важное  преимущество  пресс-конференций  состоит  в
том,  что  всегда  возможна   проверка   и   уточнение   версий,   получение
дополнительного пакета  новостей,  помимо  предусмотренных  (  пресс-релизы,
фотографии,  тексты  речей  и  выступлений).  Ну  а  приглашение  признанных
авторитетов в своей области, лично заинтересованных в сообщении  максимально
полных  сведений,  дает  дополнительную  возможность   для   комментирования
предлагаемой информации.

       Подготовка  пресс-конференции   предусматривает   согласование   ряда
организационно-технических и творческих вопросов.
      Прежде всего необходимо определить  день  и  точное  время  проведения
встречи с  журналистами  с  учетом  существующего  графика  выпуска  в  свет
большинства газет.
       Приглашение  на  пресс-конференцию  рассылаются  по  редакциям,   как
правило, за  неделю.  Чаще  всего  приглашения  высылаются  по  факсу.  Если
необходимо срочно  оповестить  представителей  печати  о  пресс-конференции,
можно  обзвонить  редакторов  отделов  новостей   персонально.   Но   иногда
обращаются в информационные агентства с  просьбой  объявить  время  и  место
проведения пресс-конференции в материалах, которые  рассылаются  газетам  по
каналам телетайпной связи.
       Если  в  приглашении  будет  обозначена  просьба  сразу   подтвердить
участие, то организаторы будут  заранее  знать,  сколько  журналистов  будут
присутствовать в зале, на сколько  “персон”  готовить  фуршет  или  коктейль
(специалисты отмечают, что чаще всего  на  пресс-конференцию  приходит  лишь
одна треть приглашенных  журналистов).  Кстати,  если  фуршет  или  коктейль
намечается, в приглашении принято упоминать об этом.
      В приглашении также необходимо четко указать тему и,  по  возможности,
имена   основных   докладчиков.   Желательно   также   сообщить    некоторые
подробности,  которые  могли  бы  убедить   редактора   в   целесообразности
освещения события, но не следует сообщать слишком много  деталей,  поскольку
в  этом  случае  может  отпасть  необходимость  в  присутствии   на   пресс-
конференции.
       Если  пресс-конференция  представляет   общий   интерес,   необходимо
подобрать день и время, которые бы  устроили  все  органы  печати.  Утренние
газеты не любят публиковать  материалы,  которые  накануне  были  напечатаны
вечерними газетами, или о которых  сообщалось  вечерних  выпусках  радио-  и
телепрограмм. Обычно  пресс-конференции  назначают  на  11.00-11.30  или  на
14.30-16.00. Если речь идет о какой-то технической теме, то возможно,  будет
лучше  провести  пресс-конференцию  в  утренние  часы,  чтобы   дать   время
ежедневным изданиям подготовить развернутое сообщение.
      Очень важно выбрать также подходящий день. В некоторых случаях  выбора
нет, поскольку заявление должно быть сделано в определенный  день.  Там  же,
где есть возможность выбора, нужно позаботиться о том,  чтобы  не  произошла
накладка  и  пресс-конференция  не  совпала  с  каким-нибудь  другим  важным
событием, которое может отвлечь внимание журналистов и затмить  сообщения  о
пресс-конференции в печати. Пятница - всегда неудачный день для  организации
подобного рода встреч.
      Каждая пресс-конференция имеет свой план, свою  структуру,  включающую
последовательность  ряда  событий.   Сценарий   пресс-конференции   содержит
перечисление  всех  событий  будущей  встречи  с  указанием  исполнителей  и
времени  (  вплоть  до  минут),  отводимого  на  каждую  из  частей  единого
мероприятия:   открытие,   представление   хозяев    (устроителей)    пресс-
конференции;  вступительное  слово  ведущего;   вытупления   (информационные
сообщения); вопросы и  ответы;  закрытие;  неофициальная  часть,  включающая
просмотр  слайдов,  видеороликов  и  т.п.  Общая  продолжительность   пресс-
конференции недолжна превышать 30-50 минут.
      Важно также  на  подготовительном  этапе  пресс-конференции  проверить
готовность всех подразделений, для этого необходимо провести репетицию  всех
учаcтников.  Особенную  важность  репетиция  представляет  в  случае,   если
участники  пресс-конференции  новички,   впервые   выходящие   навстречу   с
журналистами. Однако и для искушенных в  этом  деле  асов  пресс-конференций
репетиция необходима, если намечается  телевизионная  трансляция.  Во  время
репетиции проверяется готовность средств связи, выбирается  режим  освещения
площадки, интерьер (со столом президиума), ракурсы съемок, микрофоны в  зале
и прочее. Очень важно также прорепетировать  вопросы  и  ответы,  что  можно
осуществить с помощью привлечения статистов.
      Выступления на пресс-конференции готовятся  заранее.  Они  могут  быть
просто  зачитаны,  выучены  наизусть  или  произнесены  в  импровизированной
форме. Характер этих выступлений,  их  структура  зависят  от  целей  пресс-
конференции.  Общественно-политическая  проблематика  требует   развернутого
заявления с обоснованием позиции, сообщением новой информации,  подробностей
и деталей.
       Организаторами  пресс-конференций  заранее  готовится  информационный
пакет документов (пресс-кит), подбор их в папки. В пакет  документов  входят
пресс-релизы,  тематические  обзоры  печати   по   теме   пресс-конференций,
справочные материалы, официальные документы,  относящиеся  к  теме  встречи,
комментарии экспертов. Тексты выступлений (заранее  отпечатанные)  размещают
на специальном столике, или на информационном стенде. Их  также  включают  в
информационный пакет документов.  Для  пресс-кита  чаще  всего  используется
фирменная папка. Пакет документов (пресс-кит) вручается журналистам  в  зале
пресс-конференции,  а  также  рассылается   по   редакциям   аккредитованных
журналистов,  не  сумевших  прийти  на   встречу   с   устроителями   пресс-
конференцию.
       Неплохо  было  бы  посадить  выступающих  на  возвышении  (  хотя   и
необяхательно). Однако важно, чтобы перед выступающими стояли таблички с  их
именами, причем буквы должны быть  достаточно  большими,  чтобы  можно  было
прочитать  с  задних  рядов.  Все  сотрудники,  задействованные  на   пресс-
конференции, должны иметь значки со своими  именами  (об  этой  немаловажной
детали часто забывают).

      Пресс-конференцию  ведет  пресс-секретарь  или  ответственный  за  это
мероприятие сотрудник. Следует упомянуть и том, что  пресс-секретарь  -  это
ключевая  фигура  пресс-службы  или  пресс-центра.  Основные   моменты   его
деятельности   включают   регулярность   контакта    с    журналистами    об
информировании общественности о целях и содержании деятельности  организации
или фирмы; комментарий  решений,  действий  руководства,  толкование  смысла
решений и действий также относятся  к  сфере  деятельности  пресс-секретаря.
Все  заявления  пресс-секретаря  должны  носить   объективный,   достоверный
характер и быть информационно достаточными.
      Пресс-секретарь  или  ответственный  за  проведение  пресс-конференции
обычно  призывает  присутствующих  тишину   и   начинает   выступление.   Во
вступительном слове пресс-секретаря  объявляется  тема  пресс-конференции  и
представление каждого из тех, кто устраивает данную встречу  с  журналистами
(поименное  знакомство,  с  указанием  должности,  титула,  звания  и  пр.).
Ведущим пресс-конференции также оглашается и регламент, а в дальнейшем он  и
следит за его соблюдением.
      Что касается выступлений представителей  фирмы,  то  они  должны  быть
информационно емкими, лаконичными и краткими особенно  если  предполагается,
что будет много вопросов. Довольно часто выступления сопровождаются  показом
слайдов.
      В зависимости от событий,  предопределяющих  место  проведения  пресс-
конференций,  встречи  журналистов  с  главными   лицами   подразделяют   на
несколько видов.
      Оперативные пресс-конференции проводят в  спешном  порядке,  на  месте
событий  или  происшествий,  вслед  за   подведением   итогов   голосования,
окончания  переговоров  и  т.д.  “Летучие  пресс-конференции  возникают   по
инициативе  самих  жрналистов   при   согласии   их   “визави”.   Специально
оговаривается  неофициальный  характер  подобных   пресс-конференций,   т.к.
последующие  заявления,  разъяснения  властей  уточняют  трактовку  события,
дополняют ее новыми фактами, подробностями, включают анализ ситуации.
        Регулярные   пресс-конференции   организуются    в    предварительно
объявленное  время  в  специально  приспособленных  для  встречи  помещениях
(пресс-клубы, конференц-залы,  дома  и  клубы  журналистов,  пресс-центры  и
т.д.). Подобные помещения имеют  стационарное  оборудование,  способствующее
оптимальному режиму диалога журналистов с устроителями пресс-конференций:
микрофоны на столе и в зале;
ТВ камеры, осветительные приборы, ТВ приемники в зале и фойе;
телефонную связь;
технические службы (машбюро, фотолаборатории, ремонт оргтехники)
система синхронного перевода;
службы аккредитации;
служба безопасности, пожарная охрана, медпункт, буфет, киоск.

      Если пресс-конференция назначена  на  11.00,  то  первые  приглашенные
могут прийти  пораньше.  К  этому  времени  все  приготовления  должны  быть
закончены, в противном случае создастся неблагоприятное впечатление.  Обычно
у входа  ставятся  один-два  стола,  у  которых  регистрируются  прибывающие
журналисты.
      Вопросы журналистов, касаясь существа  дела,  не  должны  повторяться.
Они не могут принимать форму собственных  заявлений  и  деклараций.  Ведущий
может отвести такие вопросы,  т.е.  оставить  их  без  ответа,  ссылаясь  на
отклонение  от  объявленной  темы  пресс-конференции,  на  попытки  навязать
собранию  необъявленный  порядок   работы.   Последний   вопрос   специально
объявляется и после ответа на него пресс-конференция закрывается.
       Ответы  выступающих  на  вопросы   журналистов   согласуются   с   их
компетенций. По ходу встречи ведется  определение  кому  из  ораторов  более
всего “подходит” вопрос.
      Продолжая тему вопросов-ответов, следует сказать и том, что на  пресс-
конференциях не принято не  отвечать  на  вопросы  со  стороны  журналистов.
Здесь нужно избегать таких фраз, как: “Без комментариев!”, “Не  для  печати”
и т.д. Если затронут вопрос не подлежаций  пока  освещению,  лучше  сказать,
что информация по нему будет сообщена познее.
       Если  организаторами   встречи   с   журналистами   предусматривается
демонстрация  видеоматериалов,  то  лучше  всего  провести  просмотр   после
закрытия пресс-конференции. Объясняется это тем,  что  видеоматериалы  несут
дополнительную,  детализированную  информаци,  и  их  показ  в  ходе  пресс-
конференций обязательно затрагивает время встречи, что не всегда  устраивает
журналистов.
      По окончании официальной части принято угощать журналистов. И хотя  на
первый взгляд фуршет представляется не  столь  важной  частью  встречи,  это
далеко  не  так.  Подобного  рода   неформальные   встречи   имеют   большой
содержательный смысл и играют важную  роль.  Объясняется  это  прежде  всего
тем, что именно здесь  открываются  огромные  возможности  для  установления
основанных  на  взаимном  доверии  деловых  контактов,   открываются   новые
источники обмена информации и услуг как со стороны  журналистов,  так  и  со
стороны представителей деловых кругов, отдельных общественных,  коммерческих
и государственных структур.



                      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


1. Блажнов Е.А. Паблик Рилейшнз. М., 1994.
1. Блэк Сэм. Паблик Рилейшнз. Что это такое? М., 1990.
1. Невзлин Л.Г. Паблик Рилейшнз. М., 1993.
1. Паблик Рилейшнз. Алматы, 1997.