Банковская система России: кризис и перспективы развития

Ульяновский государственный технический университет



          Банковская система России: кризис и перспективы развития



                                   Доклад



                            Выполнил: Самохвалов К.М., гр. ПМИд-51
                            Руководитель: Иванов И.В.



                                г. Ульяновск
                                   2000г.

Интенсивное развитие банковской системы России,  происходившее  в  последнее
десятилетие,  определялось  процессом  трансформации  плановой  экономики  в
рыночную.  За  сравнительно  короткое  время  была   создана   двухуровневая
банковская система. На первом этапе,  в  1988-1993  гг.,  активное  развитие
банковской системы определялось дефицитом банковских  услуг,  распределением
централизованных кредитов, а также высокой инфляцией одновременно  с  низкой
стоимостью привлекаемых средств. В этот период было  образовано  около  2500
коммерческих банков.
С 1993 г. в  России  началось  интенсивное  рaзвитие  финансовых  рынков,  в
первую очередь рынка государственных ценных бумаг. И это внесло изменения  в
направления работы коммерческих банков. Принципиальное значение  в  связи  с
этим приобрело увеличение объема привлекаемых банковской системой средств  и
их размещение на внутреннем финансовом  рынке.  Коммерческие  банки  снизили
практически до нуля тарифы  на  расчетно-кассовое  обслуживание  юридических
лиц и начали проводить активную  политику  процентных  ставок  по  депозитам
физических лиц. Высокая реальная доходность на финансовых  рынках  вместе  с
укреплением реального курса рубля обеспечили устойчивое развитие  банковской
системы.
Однако в результате прошлогоднего  финансового  кризиса  банковская  система
понесла значительные  потери.  Так,  по  активной  части  потери  вследствие
решений правительства от 17 августа составили:
110-120 млрд. руб. вложений в ГКО/ОФЗ, которые  оказались  замороженными  на
неопределенный срок, т.е. фактически 17% чистых активов банков из  ликвидных
мгновенно  превратились  в  просроченную  задолженность.  (Сбербанк  на   17
августа  имел  пакет  рублевых  гособлигаций  в  объеме  78-85  млрд.  руб.,
остальные коммерческие банки - 33-34.5 млрд. руб.);
6.2-6.3 млрд. руб. вложений в  муниципальные  бумаги,  которые  также  можно
квалифицировать  как  неликвидные  активы,  поскольку   после   17   августа
обязательства по своим облигациям смогли выполнять немногие  местные  органы
власти;
23.2 млрд. руб. - прирост просроченной задолженности за  август-сентябрь1998
г. по предоставленным  кредитам  (предприятиям,  банкам  и  местным  органам
власти).
Кроме того, уровень достаточности  капитала  (рассчитываемый  как  отношение
капитала к чистым активам) банковской системы сократился с почти 20%  (на  1
августа 1998 г.) до 10% (на 1 ноября 1998 г.).
Изъятие средств  из  банковской  системы  (или  уменьшение  пассивной  части
банковских балансов) в кризисный период составило:
5 млрд. руб. - уменьшение (за август) рублевых средств юридических лиц;
7.8 млрд. руб. (1.3 млрд. долл.) - уменьшение (за август)  валютных  средств
юридических лиц;
17.5 млрд. руб. - сокращение за период кризиса (с июня по декабрь)  рублевых
депозитов физических лиц (в том числе  в  Сбербанке  -  1.1  млрд.  руб.,  в
остальных коммерческих банках - 16.4 млрд. руб.);
23.4 млрд. руб. (3 млрд. долл.)-  сокращение  с  июня  по  декабрь  валютных
депозитов физических лиц (в том  числе  в  Сбербанке  -  1  млрд.  долл.,  в
остальных коммерческих банках - 2 млрд. долл.).
Таким образом, суммарные активы банков, оценивавшиеся еще на начало  августа
в 1.1 трлн. руб., за один день, 17 августа, фактически сократились  на  140-
150 млрд. руб. (или  на  12.5-13.5%);  чистые  активы,  оценивавшиеся  на  1
августа примерно в 700 млрд. руб., сократились на 20-21.5% (т.е. до  560-550
млрд. руб.).
Оценка  средств,  необходимых  для  восстановления   российской   банковской
системы (приравниваемая к понесенным потерям) по состоянию на 1 января  1999
г., может быть различна в зависимости от поставленных целей:
70  млрд.  долл.  (1.45  трлн.  руб.  -  по  курсу   20.65   руб./долл.)   -
восстановление  (в  долларовом   исчислении)   чистых   активов   российской
банковской системы;
15  млрд.  долл.  (310  млрд.  руб.  -  по   курсу   20.65   руб./долл.)   -
восстановление (в  долларовом  исчислении)  собственных  средств  российских
банков;
76.6 млрд. руб. - ликвидация потерь, понесенных в  результате  замораживания
гособлигаций (средства, вложенные в ГКО/ОФЗ по состоянию на  1  января  1999
г.);
135  млрд.  руб.  -  ликвидация  объема  неликвидных  активов  (просроченная
задолженность, ГКО/ОФЗ и муниципальные облигации);
40 млрд.  руб.  -  ликвидация  непокрытого  активами  (исключая  неликвидные
активы) объема привлеченных средств банковских клиентов ;
33.3  млрд.  руб.  -  ликвидация  убытков  российских  коммерческих   банков
(исключая  Сбербанк)  или  18.5  млрд.  руб.  -  убытки  банков   с   учетом
показателей Сбербанка.
Реформа  национальной  банковской  системы  может   основываться   на   трех
принципиальных подходах (сценариях), хотя  и  очевидно,  что  дальнейшее  ее
развитие будет сочетать в  себе  все  направления,  лежащие  в  основе  этих
подходов Но в любом случае очертания будущей  банковской  системы  будут  во
многом зависеть от выбранных денежными властями  соотношений  между  данными
подходами, характеризуемыми ниже.
Первый  -  самостоятельный  выход  банков  из  кризиса.  Очевидно,  что   на
восстановление  российской  банковской  системы   понадобится   значительное
время. Ряд коммерческих банков,  несмотря  на  имеющиеся  убытки,  реализуют
агрессивную стратегию, направленную на  привлечение  новых  клиентов,  и  за
счет их средств решают проблемы  с  ликвидностью.  Другие,  главным  образом
крупные кредитные учреждения, открывают  новые  банки.  При  этом  в  старом
банке остаются все  «плохие»  активы  и  пассивы,  а  крупные  корпоративные
клиенты  переводятся  на  расчетно-кассовое  обслуживание  в   новый   банк.
Неработающие  активы  (государственные  и   муниципальные   ценные   бумаги,
подлежащие реструктуризации) и замороженные пассивы (средства  физических  и
юридических лиц) остаются в  старом  банке  до  завершения  реструктуризации
государственных облигаций, часть  депозитов  физических  лиц  переводится  в
Сбербанк РФ.
Перечисленные   стратегии   могут   в   той   или   иной   степени   успешно
реализовываться в  случае,  если  банк  имел  нулевую  (или  незначительную)
открытую  валютную  позицию,  а  также   крупных   корпоративных   клиентов.
Девальвация рубля (напомним, что рост обменного курса за  1998  г.  составил
около 250%, а инфляция - 84.4%) резко обесценила  активы,  а  также  создала
дополнительные  проблемы  с  возвратом  синдицированных  кредитов.   Крупные
банки, располагающие значительным объемом  депозитов  населения  и  вложения
которых в государственные ценные бумаги  существенны,  фактически  не  имеют
шансов на самостоятельное восстановление.
Второй  -  государственная  поддержка  банковской  системы.  За  более   чем
полгода, прошедшие с начала финансового  кризиса,  денежными  властями  были
обнародованы  несколько  планов  стабилизации  банковской  системы,   однако
конкретных  практических  действий  предпринято   не   было.   Вызвано   это
следующими причинами:
отсутствием общего правительственного плана макроэкономической  стабилизации
и среднесрочной экономической программы;
стабилизация  в  настоящий   момент   банковской   системы,   как   это   ни
парадоксально, усилит общую финансовую нестабильность.
Последний тезис нуждается  в  некоторых  пояснениях.  Прежде  всего,  только
решение  проблемы   нормализации   банковских   перечислений   в   экономике
потребовало значительной эмиссии: было проведено несколько взаимных  зачетов
с использованием фонда обязательного резервирования, а ряд  банков  получили
стабилизационные централизованные кредиты.
Далее, перевод депозитных вкладов физических  лиц  из  проблемных  банков  в
Сбербанк РФ  предполагает,  что  государство  берет  ответственность  за  их
возврат на себя,  даже  при  использовании  частично  конфискационных  схем.
Население испытывает, по  понятным  причинам,  недоверие  как  к  банковской
системе, так и к государству, и будет  стремиться  изъять  вклады.  Наличные
деньги, в свою очередь, окажутся на товарных и валютном рынках  и  обусловят
рост цен и обменного курса рубля.
Наконец,  российские   коммерческие   банки   имеют   значительную   внешнюю
задолженность. Выдавая подобным банкам стабилизационные кредиты,  Центробанк
должен  учитывать,   что   определенная   часть   рублевых   средств   будет
конвертироваться в иностранную валюту, усиливая давление на  обменный  курс.
В случае расширения государственного участия  в  определенном  банке  власти
берут ответственность за взятые им ранее внешние кредиты на себя.
Отметим,  что  в  случае  предоставления  банкам  централизованных  кредитов
важное  значение   имеют   условия   залога   и   процентные   ставки.   При
предоставлении централизованного кредита под залог ГКО/ОФЗ  речь  фактически
идет о досрочном погашении данных бумаг. Централизованный  кредит,  выданный
по  ставке  рефинансирования  (60%  годовых),  при  складывающейся  рыночной
конъюнктуре означает, что определенный коммерческий банк привлекает  ресурсы
по любой цене и его шансы на восстановление нормального состояния  невелики.

Активное участие денежных властей в восстановлении банковской системы  имеет
и ряд положительных моментов, к которым можно отнести следующие:
контроль  за  финансовыми  потоками.  Расширение  участия  правительства   и
Центробанка в крупных коммерческих банках  позволит  расширить  кредитование
предприятий реального сектора;
значительная  устойчивость  конъюнктуры  на  финансовых  рынках,   поскольку
снизится объем спекулятивного капитала;
сокращение   вывоза   капитала   из   России   в   результате    ужесточения
государственного контроля;
привлечение  ресурсов  для  федерального  бюджета,  в  частности  размещение
государственных ценных бумаг, со сравнительно низкой доходностью.
Третий - расширение участия внешнего капитала на банковском  сегменте.  Опыт
работы  зарубежных  банков  на  российском  рынке  нельзя  назвать  удачным.
Иностранные инвестиционные структуры понесли огромные  убытки  в  результате
объявленной  реструктуризации  рынка  ГКО/ОФЗ,  а   вопрос   о   репатриации
оставшихся средств не решен до сих пор. Российские  долговые  обязательства,
номинированные в иностранной валюте,  находятся  под  угрозой  дефолта  либо
оцениваются   как   чрезвычайно   рискованные.   Некоторая   активность   по
предоставлению кредитов предприятиям,  отмеченная  в  середине  90-х  годов,
также сведена на нет.
Для большинства иностранных банков российский рынок не представляет  особого
интереса,  за  исключением  двух   случаев.   Во-первых,   банки,   понесшие
значительные потери и не имеющие возможности  провести  фиксацию  убытков  и
возврата оставшихся средств, будут вынуждены  присутствовать  на  российском
рынке  -  в  частности,  в  случае  обмена  государственных  (равно  как   и
муниципальных)  облигаций  на  другие  государственные  бумаги  либо   акции
российских  компаний  или  в  случае  невозможности   репатриации   остатков
средств.  Во-вторых,  банки,  преследующие  стратегические  интересы,  могут
открыть,  помимо  представительств,  небольшие  отделения   с   ограниченной
областью деятельности.
В целом можно  констатировать,  что  реформирования  банковской  системы  не
происходит.  Одни  коммерческие  банки   проводят   достаточно   агрессивную
стратегию, направленную на выживания и захват части рынка банковских  услуг.
Другим удалось получить централизованные стабилизационные кредиты.  Наконец,
ряд  банков   либо   закрыты,   либо   находятся   на   грани   банкротства.
Государственное агентство реструктуризации кредитных организаций (АРКО)  так
и не начало функционировать.  Вхождение  иностранных  банков  на  российский
рынок приветствуется  денежными  властями  (по  крайней  мере,  на  словах),
однако никаких реальных действий в связи с этим не предпринимается.
Наиболее вероятный сценарий развития российской банковской системы  на  1999
г. -  отсутствие  реальной  реформы.  Активная  национализация  коммерческих
банков представляется маловероятной в силу их значительной  задолженности  -
в первую очередь населению  и  внешним  инвесторам.  Учитывая  сохраняющуюся
финансовую нестабильность, денежные власти будут  не  в  состоянии  провести
реструктуризацию  государственного  долга  с   минимальными   потерями   для
инвесторов и эффективно реформировать банковскую систему.

Литература:
1.  Аналитическая  лаборатория  «Веди».  Обзор  банковской  системы  России.
1999г.
( Адрес в интернет: http://www.vedi.ru/ocr/cr013_r.htm )
2. “Монитор”, Ежедневный обзор прессы от 06.04.2000г. (  Адрес  в  интернет:
http://www.policy.ru/monitor/00/0400-1/060400-1.htm )
3. “Монитор”, Ежедневный обзор прессы от 17.06.2000г. ( Адрес в интернет:
http://www.policy.ru/monitor/00/0400-1/170600-1.htm )