Гос

13. Характеристика современной налоговой системы России, ее реформирование.
Под налогом, сбором, пошлиной  и  другим  платежом  понимается  обязательный
взнос  в  бюджет  соответствующего  уровня   или   во   внебюджетный   фонд,
осуществляемый  плательщиками  в  порядке  и   на   условиях,   определяемых
законодательными актами.
         Налоги – это императивные денежные отношения,  в  процессе  которых
образуется бюджетный фонд без  предоставления  субъекту  налога  какого-либо
эквивалента.
         Признаки налогов:
Императивность,  которая  предполагает  отношения   власти   и   подчинения.
Применительно  к  налогам  это  означает,  что  субъект  налогов  не  вправе
отказаться от возложенной на него обязанности –  внесения  оклада  налога  в
бюджетный фонд. При невыполнении  обязательств  применяются  соответствующие
санкции.
Смена  собственника.  Посредством  налогов  доля  частной  собственности  (в
денежной   форме)   становится   государственной,   при   этом    образуется
централизованный денежный фонд. Налоги поступают только в бюджетный фонд,  в
котором обезличиваются. Поэтому налоги –  отношения  не  целевые,  этим  они
отличаются от сборов – денежных отношений,  в  процессе  которых  образуются
целевые денежные фонды.
Безвозвратность  и   безвозмездность.   Налоги   никогда   не   возвращаются
плательщику и последний не получает ничего взамен (ни права участия в каких-
либо  хозяйственных  операциях,  ни  права   пользования   материальными   и
нематериальными объектами,  ни  права  каких-либо  действий).  Этот  признак
различает  налоги  и  пошлины  –  денежные  отношения,  в  процессе  которых
образуется бюджетный фонд,  при  этом  субъект  пошлины  получает  право  на
осуществление каких-либо операций.
Взносы в государственные внебюджетные фонды не относятся к налогам, т.к.  не
обладают вышеуказанными признаками. Отчисления производятся на  определенные
цели, возвратны и не поступают в  бюджетный  фонд.  Однако  в  НК,  принятом
16.07.98  г.,  в  перечень  федеральных  налогов  включены  взносы  в   гос.
социальные внебюджетные фонды.
Функции налогов:
Фискальная функция проявляется в обеспечении гос-ва финансами,  необходимыми
для осуществления  его  деятельности.  Это  основная  функция  налогов,  она
характерна для всех  гос-в  на  различных  этапах  развития.  С  ее  помощью
образуется централизованный денежный фонд гос-ва.
Регулирующая  функция  предполагает,  что   налоги,   активно   участвуя   в
перераспределительном   процессе,    оказывают    серьезное    влияние    на
воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая  или  ослабляя
накопление капитала.
Обе функции  взаимосвязаны  и  взаимообусловлены.  Каждая  функция  отражает
определенную  сторону  налоговых  отношений,  противостоящих   друг   другу.
Фискальная  функция  отражает  отношение  н/плательщиков  к      гос-ву,   а
регулирующая – гос-ва к н/плательщику.
         Выделяют следующие элементы налога:
Объектами налога являются доходы (прибыль), стоимость определенных  товаров,
отдельные  виды  деят-ти  н/плательщиков,  операции  с   ценными   бумагами,
пользование природными ресурсами, имущество юридических и физ/лиц,  передача
имущества, добавленная стоимость продукции, работ и  услуг  и  др.  объекты,
установленные  законодательными  актами.  Один  и  тот   же   объект   может
облагаться налогом одного вида  только  один  раз  за  определенный  законом
период н/обложения.
Субъектами налогов являются юридические лица, другие категории  плательщиков
и физические лица, на  которых  в  соответствии  с  законодательными  актами
возложена обязанность уплачивать налоги.
Источник налога – доход субъекта,  из  которого  вносится  налог.  Например,
источник налога на прибыль – прибыль; подоходного налога – заработная  плата
и т.д. Источник может совпадать  с  объектом  налога  (например,  подоходный
налог с рабочих и  служащих:  объект  налога  –  заработная  плата,  она  же
источник налога).
Налогооблагаемый оклад – сумма налога, исчисленная на весь объект налога  за
определенный период, подлежащая внесению в бюджетный фонд.
Налоговая ставка – размер налога, установленный на  единицу  налога.  Ставка
может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях) либо в процентах.
В законодательстве реализован принцип единства  налоговой  политики  гос-ва,
проявляющийся в установлении закрытого перечня налогов, действующих на  всей
территории РФ.  В  то  же  время  выделены  три  уровня  налоговой  системы:
федеральный, субъектов РФ и местный.
Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов,  сборов,  пошлин  и
других  платежей,  взимаемых  в  установленном  порядке  с  плательщиков   –
юридических и физических лиц на территории страны.  В  Российской  Федерации
взимаются: федеральные налоги; региональные налоги; местные налоги.
Федеральные налоги устанавливаются законодат. актами РФ и взимаются на  всей
ее территории; ставки устан-ся Федеральным Собранием РФ, ставки  налогов  на
отдельные виды природных ресурсов, акцизов на  отдельные  виды  минерального
сырья  и  таможенных  пошлин  устанавливаются   Прав-вом   РФ;   льготы   по
федеральным налогам могут устанавливаться только федеральными законами.
Региональные  налоги  устан-ся  законодательными  актами  субъектов   РФ   и
действуют на территории соответствующих субъектов РФ.
Местные налоги устан-ся  законодательными  актами  субъектов  РФ  и  органов
местного самоуправления и действуют на их территории.
Деление  по  уровневому  критерию  не  имеет  логического  смысла  и   носит
статусный характер. Одни федеральные налоги в качестве  доходных  источников
полностью  закреплены  за  бюджетами  нижестоящих  уровней,  другие  –  лишь
частично. Налоги можно разделить по другим критериям:
налоги, относимые на издержки пр-ва и обращения;
налоги, включаемые в продажную цену продукции (работ, услуг);
налоги, относимые на финансовые рез-ты (до н/обложения прибыли);
налоги на прибыль и за счет прибыли, остающейся в распоряжении  плательщика.

Налоги также подразделяются на прямые и косвенные. К  числу  прямых  налогов
относятся: налог на прибыль (доходы) п/п  и  организаций,  земельный  налог,
подоходный налог с физических лиц, налоги на  имущество  юр/лиц  и  физ/лиц,
владение и пользование которым служит основанием  для  обложения.  Косвенные
налоги вытекают из хозяйственных  актов  и  оборотов,  финансовых  операций,
целевых сборов: НДС, акцизы на отдельные товары, таможенная  пошлина,  налог
на операции с ценными бумагами,  транспортный  налог,  налог  на  содержание
жил/фонда и объектов соц-культ. сферы и др.
Прямые налоги  подразделяются  на  реальные  и  личные.  Реальными  налогами
облагаются: продажа, покупка  или  владение  имуществом  и  их  взимание  не
зависит от индивидуальных финансовых возможностей  н/плательщика  (земельный
налог, налог на имущество). Личные  налоги  учитывают  финансовое  положение
н/плательщика и его платежеспособность (налог на прибыль,  подоходный  налог
с физических лиц).
Закрепленные налоги- закрепл. На постоянной основе, полностью  или  частично
за соот-м бюджетом.
Регулирующие налоги – по  кот.  устан-ся  нормативы  отчислений  (  в  %)  в
бюджеты субьектов или местные бюджеты на  фин.  год  или  на  долговременной
основе (не менее  3 лет)
Основные тенденции изменения налоговой системы:
построение  единой,  стабильной  налоговой  системы  с  правовым  механизмом
взаимодействия всех ее элементов;
развитие  налогового  федерализма,  позволяющего  обеспечить  доходами   все
уровни бюджетов за счет закрепленных за ними налоговых источников;
снижение общего налогового бремени и уменьшение числа налогов (до 28 );
совершенствование  системы   ответственности   плательщиков   за   нарушение
налогового зак-ва;
создание   рациональной   налоговой   системы,    способствующей    развитию
предпринимательства,  активизации  инвестиционной   деят-ти   и   увеличению
богатства гос-ва и ее граждан.