Международный Валютный Фонд

Национальная горная академия Украины



                                   РЕФЕРАТ
                       «Международный Валютный Фонд».



                                                   Выполнил:



                             Днепропетровск 1997
План:



Введение.   3


Структура управления.  3


Квоты, определяющие финансовый доступ и количество голосов стран-членов.  5


Вступление в МВФ.      6


Кредитная деятельность МВФ.  6


Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений. 15


Литература: 16



Введение.

      Международный  Валютный  Фонд  —   межправительственная   организация,
предназначенная  для   регулирования   валютно-кредитных   отношений   между
государствами–членами  и  оказания  им  финансовой   помощи   при   валютных
затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем  предоставления
кратко–  и   среднесрочных   кредитов   в   иностранной   валюте.   Фонд   —
специализированное учреждение ООН  —  практически  служит  институциональной
основой мировой валютной системы. МВФ был учрежден на международной валютно-
финансовой конференции ООН, проходившей с 01 по 22 июля 1944 года в Бреттон-
Вудсе (США, штат Нью–Гэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения о  МВФ,
которое является его Уставом  и  вступило  в  силу  27  декабря  1945  года;
практическую деятельность Фонд начал с 1 марта 1947 года.
      В  связи  с  эволюцией  мировой  валютной  системы  Устав  МВФ  трижды
пересматривался:
В 1969 году с введением системы СДР;
В 1976 году с созданием Ямайской валютной системы;
В ноябре 1992 года с включением санкции — приостановки права  участвовать  в
голосовании — по отношению к странам не погасившим свои долги Фонду.


Структура управления.

      Управление  в  МВФ  осуществляется  согласно  Статьям  Соглашения.   В
структуру  управления  МВФ  входят  Совет  Управляющих,  Временный  Комитет,
Комитет Развития, Исполнительный Совет, Управляющий, персонал.
      Совет Управляющих — высший руководящий орган  МВФ,  в  котором  каждая
страна-член представлена управляющим и  его  заместителем,  назначаемыми  на
пять лет. Обычно это министры финансов или руководители центральных  банков.
Совет управляющих обычно собирается на сессии  один  раз  в  год,  но  может
собираться или принимать постановления, голосованием по почте и чаще.
      Временный Комитет исполняет решения Исполнительного Совета. Состоит из
24 управляющих МВФ, министров или других официальных лиц  сравнимого  ранга.
Временный Комитет собирается дважды в год и отчитывается Совету  Управляющих
об  управлении  и  функционировании   международной    валютной   (monetary)
системы, а также вносит предложения об изменении Статей Соглашения.
      Комитет Развития так  же,  как  и  Временный  Комитет  состоит  из  24
управляющих МВФ, министров или  других  официальных  лиц  сравнимого  ранга,
дает рекомендации и отчитывается Совету Управляющих МВФ.
      Исполнительный Совет. Большую часть своих полномочий Совет Управляющих
делегирует  Исполнительному  Совету.  Исполнительный  Совет  ведает  широким
кругом  вопросов  административного  и  операционного  характера,  а   также
занимается вопросами касающимися политики Фонда в отношении стран-членов.
      Управляющий.  Избранный  Исполнительным   Советом,   Управляющий   МВФ
возглавляет Исполнительный Совет и является  главой  персонала  организации.
Под управлением Исполнительного Совета Управляющий отвечает за  повседневную
деятельность  МВФ.  Управляющий  назначается  на  пять  лет  и  может   быть
переизбран на последующий срок.
      Персонал. Статьи Соглашения требуют от персонала, назначенного  в  МВФ
демонстрации  самых  высоких  стандартов  профессионализма   и   технической
компетентности, и отражает интернациональность  организации.  Приблизительно
125 наций представлены среди 2,300 сотрудников организации.

 Квоты, определяющие финансовый доступ и количество голосов стран-членов.

      Каждый член МВФ имеет свою квоту (долю),  выраженную  в  СДР,  которая
равна  участию  страны-члена  в  МВФ.  Квота,  которая  была  придумана  для
отражения  отношения  размеров  экономики  стран-членов,  является   базовым
элементом  во  взаимоотношениях  финансового  и  организационного  характера
стран-членов и  Фондом.  Она  определяет  количество  голосов,  имеющихся  у
страны-члена МВФ, и равна 250 "базисных"  голосов,  которые  предоставляются
каждой стране, участвующей в Фонде плюс 1  голос  за  каждые  1000,000  СДР.
Квота также определяет сумму подписки страны на капитал  МВФ  и  возможность
использования  ресурсов  Фонда.  Страна-участник  обязана  оплатить  25%  от
величины  своей  подписки  в  СДР  или  в  валюте   других   стран-участниц,
определяемой  МВФ,  согласно  уставу;  остаток  страна  оплачивает  в  своей
валюте.
      Развитие формул квот.
      Первоначально квоты стран-членов МВФ  определялись,  но  не  напрямую,
согласно Бреттон-Вудской формуле. Основными переменными  этой  формулы  были
такие показатели как годовые импорт и экспорт, золотые запасы  и  долларовые
балансы, национальный доход. Эти показатели служили базисом  для  исчисления
квот до 60-х годов.
      В 1963 г. Бреттон-Вудской формула  была  пересмотрена,  а  также  были
добавлены новые формулы.
      Взятые  вместе,  они  использовались  как  помощники   в   определении
начальных квот  новых  членов  и  увеличении  квот  старых  участников.  Эти
формулы  объединяют  экономические  показатели,  описанные  выше,  а   также
текущие доходы, текущие расходы, а также показатели связанные с экспортом  и
импортом.
      В  начале  восьмидесятых  МВФ  упростил  процедуры  расчета   квот   и
усовершенствовал экономические данные, используемые в формулах.

Вступление в МВФ.

      Когда  страна  собирается  стать   участницей   МВФ   персонал   фонда
рассчитывает для нее квоту и сравнивает полученный результат с  квотами  уже
состоящих  в  Фонде  стран  с  похожими   экономическими   характеристиками.
Полученное значение квоты обсуждается  комитетом  "Участников"  (membership)
Исполнительного совета. После того, как страна собирающаяся вступить в  Фонд
согласится с условиями договора членства,  Исполнительный  совет  (в  полном
составе) готовит  резолюцию  для  Совета  управляющих.  По  завершении  всех
формальных  шагов  представленная  страна  приглашается  в   Вашингтон   для
подписания Статей Соглашения.
      На 1 августа 1997 года 181 страна являлась членом Фонда с суммой  квот
порядка 145,3 млрд. СДР.


Кредитная деятельность МВФ.

   В Уставе Фонда для идентификации его кредитной деятельности  используются
два понятия: 1)  сделка  (transaction)  -  предоставление  валютных  средств
странам из его ресурсов: 2) операция (operation) -  оказание  посреднических
финансовых и технических услуг за счет  заемных  средств.  МВФ  осуществляет
кредитные  операции  только  с  официальными  органами   -   казначействами,
центральными банками,  стабилизационными  фондами.  Различаются  кредиты  на
покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной  перестройки
экономической политики стран-членов.
Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, производит покупку (purchase)  или
иначе заимствование  (drawing)  иностранной  валюты  либо  СДР  в  обмен  на
эквивалентное количество сисей национальной валюты, которое  зачисляется  на
счет МВФ в центральном банке данной страны.  При  разработке  механизма  МВФ
предполагалось, что страны-члены  будут  предъявлять  равномерный  спрос  на
валюты, а  поэтому  их  национальные  валюты,  поступающие  в  Фонд,  станут
переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции  не  должны
были являться  кредитными  в  строгом  смысле  слова.  На  практике  в  Фонд
обращаются с просьбами о предоставлении кредита  главным  образом  страны  с
неконвергируемыми валютами. Вследствие этою МВФ. как правило,  предоставляет
валютные кредиты государствам-членам  как  бы  «под  залог»  соответствующих
сумм неконвертируемых национальных валют. Поскольку на них нет  спроса,  они
остаются в Фонде до выкупа их странами-эмитентами этих валют.
Доступ  стран-членов  к  кредитным  ресурсам  МВФ  ограничен  определенными
условиями. Согласно первоначальному Уставу они  состояли  в  следующем:  во-
первых, сумма  валюты,  полученной  страной-членом  за  двенадцать  месяцев,
предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая  испрашиваемую  сумму,
не должна была превышать 25% величины квоты страны; во-вторых,  общая  сумма
валюты данной страны в активах МВФ  не  могла  превышать  200%  величины  ее
квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд но подписке). В пересмотренном  в
1978 г. Уставе первое ограничение было  устранено.  Это  позволяет  странам-
членам использовать их возможности получения валюты в МВФ  в  течение  более
короткого срока, чем пять лет, которые нужны  были  для  этого  прежде.  Что
касается  второго  условия,  то  в  исключительных  обстоятельствах  и   его
действие может приостанавливаться.
МВФ взимает со стран-заемщиц разовый комиссионный сбор  в  размере  0,5%  от
суммы сделки и  определенную  плату  (charge),  или  процентную  ставку,  за
предоставляемые им кредиты, которая базируется на рыночных ставках.
   По  истечении  установленного   периода   времени   страна-член   обязана
произвести обратную операцию — выкупить национальную валюту у Фонда,  вернув
ему средства в СДР или  иностранных  валютах.  Помимо  того,  страна-заемщик
обязана досрочно производить выкуп своей излишней для Фонда валюты  по  мере
улучшения  ее  платежного  баланса  и  увеличения  валютных  резервов.  Если
находящаяся в МВФ  национальная  валюта  страны-должника  покупается  другим
государством- членом, то тем самым погашается ее задолженность Фонду.
   Приобретаемая страной-членом в МВФ первая порция  иностранной  валюты  в
размере до 25% квоты (до Ямайского соглашения бывшая золотая  доля)  с  1978
г. называется резервной долей.  Она  определяется  как  превышение  величины
квоты страны-члена над  суммой  находящегося  в  распоряжении  Фонда  запаса
национальной валюты данной страны.
   Средства в иностранной валюте, которые могут быть  приобретены  страной-
членом сверх  резервной  доли  (100%  величины  квоты),  делятся  на  четыре
кредитные доли (транши) по 25%  квоты.  Предельная  сумма  кредита,  которую
страна может приобрести у МВФ в результате полного  использования  резервной
и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты.  Обязательства  страны-
заем-щицы,  предусматривающие  проведение  ею   соответствующих   финансово-
экономических   мероприятий,   фиксируются   в   «письме   о    намерениях»,
направляемом в МВФ. Если  Фонд  сочтет,  что  страна  использует  кредит  «в
противоречии с целями Фонда» или не  выполняет  его  предписаний,  он  может
ограничить  или  полностью  прекратить  кредитование  страны.  Использование
первой кредитной доли может быть осуществлено как  в  форме  прямой  покупки
иностранной валюты, при которой  страна  получает  всю  испрашиваемую  сумму
немедленно после одобрения Фондом ее запроса, так и путем заключения  с  МВФ
соглашения о резервном кредите.
   Соглашения о резервном  кредите,  или  соглашения  «стэнд-бай»  (Stand-by
Arrangements), обеспечивают  стране-члену  гарантию  того,  что  она  сможет
получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную в соответствии  с
договоренностью в любое время при соблюдении  страной  оговоренных  условий.
Подобная практика  предоставления  кредитов  аналогична  открытию  кредитной
линии.
   Главным назначением  кредитов  «стэнд-бай»  является  в  настоящее  время
кредитование макроэкономических стабилизационных программ стран-членов  МВФ.
Валюта, предоставляемая Фондом в виде резервного кредита  в  рамках  верхних
кредитных  долей,   выдается   определенными   порциями   (траншами)   через
установленные промежутки времени в течение срока соглашения.
   Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита
в рамках системы расширенного кредитования может  быть  серьезное  нарушение
равновесия  платежного  баланса,  вызванное  структурными  расстройствами  в
области  производства,  торговли  или  ценового  механизма.   Соглашения   о
расширенных кредитах обычно ограничены сроком в три года; при  необходимости
и по просьбе стран-членов — до четырех  лет.  С  ноября  1992  г.  действуют
следующие лимиты доступа стран-членов к ресурсам МВФ в  рамках  резервных  и
расширенных кредитных  соглашений  (вместе  или  раздельно):  предоставление
кредитов на протяжении года   до 68  "и  квоты  страны-члена:  кумулятивная,
включающая задолженность страны но  ранее  полученным  кредитам,  предельная
величина - 300"/о квоты  (в  чистом  исчислении,  т.  е.  за  вычетом  суммы
предстоящего  выкупа  страной  ее  национальной  валюты  в   течение   срока
кредитного соглашения).
   Специальные фонды. В целях расширения своих  кредитных  возможностей  МВФ
практикует  создание  специальных  фондов  (англ.  facility  -   устройство,
механизм, фонд). Они различаются по целям, условиям и стоимости кредита.
   1. Фонд компенсационного и непредвиденного кредитования предназначен для
кредитования  стран-членов  МВФ,  у  которых  дефицит   платежного   баланса
обусловлен внешними, не зависящими от них факторами. В их  числе:  стихийные
бедствия, непредвиденное падение мировых цен, промышленный спад  и  введение
протекционистских  ограничений  в  странах-импортерах.  появление   товаров-
заменителей и т. п. Этот фонд включает три компонента:
   1) с 1963 г. кредитование  (в  настоящее  время  до  30%  квоты)  стран,
особенно экспортеров  сырья,  валютные  поступления  которых  сокращаются  в
результате падения мировых цен на сырье;
   2) с 1981  г.  кредитование  (до  15"/о  квоты)  стран-импортеров  зерна,
испытывающих трудности в связи с ростом мировых  цен  на  зерно:  с  декабря
1990 г. по июнь 1992 г. кредитование стран-импортеров нефти,  нефтепродуктов
и природного газа:
   3) с 1988 г. компенсационное  финансирование  непредвиденных  потерь  для
помощи странам, испытывающим влияние непредсказуемых  внешних  факторов  (до
30% квоты).
   Кроме того, страна имеет  возможность  обратиться  к  МВФ  с  просьбой  о
выделении средств в счет особой  кредитной  доли  (до  20%  квоты),  которая
может быть использована по выбору в дополнение  к  любому  из  перечисленных
трех видов кредитования. Если  трудности  платежного  баланса  вызваны  лишь
снижением экспортной выручки либо увеличением расходов на  импорт  зерновых,
лимит  компенсационных  кредитов  ограничивается  65%  квоты   страны.   При
использовании странами кредитов  Фонда  для  возмещения  убытков,  связанных
одновременно с падением экспортной выручки и увеличением расходов на  импорт
зерна, а также в случае одновременного применения двух из  трех  компонентов
механизма  компенсационного  кредитования  устанавливается   комбинированный
лимит  в  размере  80%  квоты.  Общий  лимит  доступа   к   кредитам   Фонда
компенсационного  и  непредвиденного  кредитования   с   учетом   всех   его
компонентов составляет 9 5 "/о квоты страны.
   2. В июне 1969 г. создан Фонд кредитования буферных  (резервных)  запасов
для  оказания  помощи  странам,  участвующим  в  создании  подобных  запасов
сырьевых товаров в соответствии  с  международными  соглашениями,  если  это
ухудшает их платежный баланс. Лимит — 30% квоты.
   3.  С  1989  г.  функционирует  Фонд  финансовой  поддержки  операций  по
сокращению и обслуживанию внешнего долга.  Это  объясняется  активной  ролью
МВФ в урегулировании долгового кризиса развивающихся  стран  в  80-х  годах.
При предоставлении  резервных  или  расширенных  кредитов  странам-должникам
часть суммы этих кредитов  (до  25%)  может  быть  зарезервирована  в  целях
сокращения основного  долга.  Кроме  того,  в  целях  частичной  компенсации
процентных платежей либо дополнительного  обеспечения  основного  долга  при
обмене по паритетной стоимости долговых обязательств на  облигации  с  более
низкой процентной ставкой МВФ может выделять дополнительные  средства  сверх
резервных или расширенных кредитов. Лимит кредитов составляет с ноября  1992
г.  30%  квоты   страны.   Фактически   величины   дополнительного   кредита
определяются Фондом в результате рассмотрения каждого конкретного случая,  с
учетом «степени радикальности» программы макроэкономической  стабилизации  и
структурной перестройки соответствующей страны.
   4.  В  апреле  1993   г.   МВФ   учредил   Фонд   поддержки   структурных
преобразований. Этот фонд ориентирован на страны, осуществляющие  переход  к
рыночной экономике путем радикальных экономических  и  политических  реформ.
Поводом  для  его  использования  может  быть,  во-первых,  резкое   падение
поступлений от экспорта вследствие перехода к многосторонней, основанной  на
рыночных ценах торговле, во-вторых,  значительное  и  устойчивое  увеличение
стоимости импорта из-за мировых  цен,  особенно  на  энергоносители,  и.  в-
третьих, сочетание обоих этих  явлений.  Предоставление  кредитов  в  данном
случае обусловливается выполнением страной-заемщицей набора  более  «мягких»
макроэкономических  обязательств,  чем  те,  с  которыми  связано  получение
стандартных полномасштабных резервных кредитов. Страны-члены могут  получать
средства в рамках «промежуточного», или «переходного», кредитования  до  50%
их квоты. Кредиты предоставляются двумя  равными  долями  по  50%  каждая  с
интервалом в полгода. Практически этот фонд образован  главным  образом  для
стран бывшего СССР, переживающих огромные трудности в  условиях  перехода  к
рыночной экономике и не способных пока выполнять обычные жесткие  требования
МВФ.
   Получение странами членами  МВФ  средств  из  специальных  фондов  -  это
дополнение к их кредитным долям. Использование страной ресурсов  специальных
фондов  может  увеличивать  находящийся  в   распоряжении   МВФ   запас   ее
национальной  валюты  сверх   кумулятивных   пределов,   установленных   для
получения кредитных долей.
   Кроме функционирующих ныне четырех специальных  фондов  МВФ  периодически
создает  временные  кредитные  фонды  в   целях   решения   острых   проблем
международных валютных отношений. Для их формирования  привлекаются  заемные
средства  из  различных  внешних   официальных   источников.   К   временным
специальным фондам относятся:
   1) Нефтяной фонд в объеме 6,9 млрд. СДР, или 8  млрд.  долл.  (1974—1976
гг.). предоставлял кредиты странам-членам МВФ  для  покрытия  дополнительных
расходов, вызванных увеличением стоимости импорта  нефти  и  нефтепродуктов.
Необходимые для  этого  ресурсы  ссудили  преимущественно  страны—экспортеры
нефти. Развивающиеся  страны  количественно  преобладали  среди  получателей
кредитов,  но  их  доля  была  невелика  (1/3)  по  сравнению  с   развитыми
государствами. Условия  предоставления  кредитов  из  нефтяного  фонда  были
жесткие: сравнительно высокие процентные ставки  (не  менее  7,2%  годовых);
обязательное  выполнение  рекомендаций  МВФ  при   проведении   национальной
энергетической и валютной политики. Вследствие  этого  доступ  развивающихся
стран к ресурсам нефтяного фонда был ограничен: за  счет  его  кредитов  они
покрыли лишь 1/3 дополнительных расходов на импорт подорожавшей нефти;
   2) Доверительный фонд — в объеме 4 млрд. СДР, или 4,9 млрд. долл. (1976--
-1981 гг.); создан в основном за счет прибыли от продажи на аукционах  части
золотого запаса МВФ. Получателями кредитов из этого фонда являлись  наименее
развитые страны. Условия данных кредитов были сравнительно льготные: страны-
заемщики не вносили в  МВФ  эквивалент  получаемых  средств  в  национальной
валюте, процентная ставка невысокая    0,5%,  срок  кредита    10  лет.  Эти
условия в наибольшей степени отвечали требованиям  развивающихся  стран.  55
стран получили из доверительного фонда 3 млрд.  СДР.  Остальная  часть  была
передана развивающимся государствам пропорционально их квотам:
   3) Фонд  дополнительного  кредитования  или  фонд  Виттевеена-по    имени
директора-распорядителя МВФ; время действия 19791984 гг. Цель этого фонда  —
предоставлять  за  счет  заемных  средств  дополнительные  кредиты  странам,
испытывающим  особенно  резкие  и  затяжные  кризисы  платежных  балансов  и
исчерпавшим лимиты обычных  кредитов  МВФ.  Ресурсы  фонда  Виттевеена  (7,8
млрд. СДР, свыше 10 млрд. долл.) сформированы за  счет  кредитов  13  стран-
членов МВФ, а также  Швейцарского  национального  банка.  Кредиты  из  этого
фонда получили 26 стран:
   4)  Фонд  расширенного   доступа   к   ресурсам   МВФ;   преемник   фонда
дополнительного кредитования,  функционировал  в  19811992  гг.  Цель  фонда
предоставлять дополнительные  кредиты  странам-членам,  у  которых  масштабы
неравновесий платежных балансов непомерно велики по  сравнению  с  размерами
их квот. Этот фонд использовался в тех случаях,  когда  страна  нуждалась  в
средствах в больших размерах, чем она могла получить в МВФ в рамках  четырех
кредитных  долей  и  системы   расширенного   кредитования,   и   на   более
продолжительный срок для осуществления корректирующих экономических мер  при
большем  периоде  погашения  кредита.  Источником  ресурсов  фонда  являлись
собственные средства МВФ, привлеченные в форме подписки, и  заимствования  у
других стран. В связи с увеличением квот  стран-членов  МВФ  указанный  фонд
прекратил  свою  деятельность  в  ноябре  1992  г.;  5)   Фонд   структурной
перестройки (с марта 1986  г.):  предоставляет  льготные  кредиты  беднейшим
развивающимся странам, испытывающим хронический кризис платежного баланса  в
целях осуществления среднесрочных программ макроэкономической и  структурной
перестройки. По состоянию на сентябрь  1993  г.  36  стран  (из  61  страны,
имеющей на них право) получили эти льготные кредиты в сумме 1,5  млрд.  СДР,
или около 2,1 млрд. долл. Условия займов: 0,5% годовых: погашение в  течение
10 лет; т рационный период до 5'/2 лет.  Лимит  кредитов  —  до  50%  квоты.
Источник ресурсов (2,7 млрд.  СДР)  —  погашение  кредитов,  предоставленных
доверительным фондом;
   6)  Расширенный  фонд  структурной  перестройки;  с   декабря   1987   г.
предоставляет  кредиты  за  счет   как   неиспользованных   ресурсов   фонда
структурной перестройки, так и специальных займов и пожертвований  (6  млрд.
СДР). По  своим  целям  и  механизму  функционирования  этот  фонд  является
преемником фонда структурной перестройки. Помимо 61 страны  право  получения
кредитов от этого фонда в апреле 1992 г. было предоставлено еще 11  странам,
включая Албанию и Монголию. 29 стран использовали это право к сентябрю  1993
г. на сумму 3,2 млрд. СДР (фактически - 2,4 млрд.  СДР).  Страна-член  имеет
возможность получать эти кредиты сроком на 3 года до 190% квоты, иногда  при
исключительных  обстоятельствах  до  255%  квоты.  Первоначально  срок   для
заключения  соглашений  о  займах  был  установлен  по  ноябрь  1990  г.,  в
дальнейшем он неоднократно продлевался (до 28 февраля 1994 г.).
   В конце 1993 г. образован новый расширенный фонд структурной перестройки
— правопреемник предыдущего. Объем нового фонда  —  5  млрд.  СДР  (около  7
млрд. долл.) для предоставления льготных займов сроком три года  и  2  млрд.
СДР (около 3 млрд. долл.)  для  субсидирования  процентных  ставок  по  этим
займам. К маю 1994 г.  43  страны  согласились  участвовать  в  формировании
этого фонда. В программах структурной перестройки экономики, которые  станут
осуществляться при содействии нового фонда, будет уделяться больше  внимания
социальной защите населения и  совершенствованию  структуры  государственных
расходов. Срок действия нового расширенного фонда структурной перестройки  —
до  конца  1996  г.,   а   средства   по   заключенным   соглашениям   будут
предоставляться странам-заемщикам до конца 1999 г.
   Образование  дополнительных  специальных  фондов  в  рамках   МВФ   путем
заимствования ресурсов у  других  стран-членов  -  это  одно  из  проявлений
процесса адаптации  системы  межгосударственного  кредитования  и  валютного
регулирования к меняющимся условиям мировой экономики.  МВФ  выполняет  роль
посредника при перераспределении ссудного капитала  от  более  благополучных
стран-кредиторов   к   странам,   испытывающим   потребность   в   кредитах.
Одновременно, оказывая силовое воздействие на экономическую политику  стран-
заемщиц. он выступает в качестве гаранта возвращения этих средств.


Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений.

   МВФ осуществляет наблюдение и контроль  за  соблюдением  странами-членами
своего Устава,  который  фиксирует  основные  структурные  принципы  мировой
валютной системы.
   За время своего существования МВФ превратился  в  подлинно  универсальную
организацию,   добился    широкого    признания    в    качестве    главного
наднационального  органа   регулирования   международных   валютно-кредитных
отношений, авторитетного центра  международного  кредитования,  координатора
межгосударственных кредитных потоков  и  гаранта  платежеспособности  стран-
заемщиц. Одновременно он начинает играть важную роль  в  реализации  решений
«семерки»   ведущих   государств   Запада,   становится   ключевым    звеном
формирующейся  системы  регулирования   мировой   экономики,   международной
координации,  согласования  национальных  макроэкономических  политик.  Фонд
зарекомендовал себя активно  функционирующим  мировым  валютным  институтом,
накопил большой и полезный опыт.

Литература:

1. "Международные валютно-кредитные и финансовые отношения" - под ред
Красавиной Л.Н. / 1994
2. Internetional Monetary Fund. Vol.26/september 1997