Региональная политика

ТАЛЛИННСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
                            Социальный факультет
                         Административное управление



                                Андерей Креeк
                      ПРОГРАММА РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
                           ИДА-ВИРУМАА 1998-2003.
                 РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ "РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА"
                     ПЕРЕВЕДЕНО С ЭСТОНСКОГО 27.11.1999
                     (специально для БАНКА РЕФЕРАТОВ-2)



                                 Преподаватель:  C. Мяэльтсемеес



                                 -Таллинн 2000-

Содержание

1.
Введение....................................................................
.......................3
2. Основные черты регионального
развития.....................................4
3.Базовая
логика......................................................................
.............5
4.Логика действий на ближайшие
годы.............................................6
5.Транспорт и
транзит.....................................................................
.....7
6.Образование...............................................................
.........................8
7.Туризм  и экономика
отдыха............................................................10



Введение

   Моя работа посвящена основным чертам "Программы  регионального  развития
Ида-Вирумаа 1998-2000". В ней я попытаюсь проанализировать  основные  пункты
программы, высказать свое видение упомянутых проблем и способов их решения.
   Причин, по которым я выбрал именно эту тему- две: во-первых  Ида-Вирумаа
это мой родной  регион,  в  котором  я  вырос,  и  судьба  которого  мне  не
безразлична. Я более-менее знаком с основными  проблемами  данного  региона,
со многими из которых столкнулся на практике,  и  думаю,  что  я  вправе  со
своей стороны дать оценку предпосылкам развития уезда.  Во-вторых.  Участвуя
в  конференции  "Rahvuste  integreerumise  eeldused  eesti  ьhiskonda   Ida-
Virumaal", где впервые была  прдставлена  и  обсуждалась  эта  программа,  я
получил более ясное представление о перспективах регионального развития Ида-
Вирумаа и об основных проблемах, препятствующих этому процессу.
   Главной целью работы является описание основных пунктов прграммы, анализ
их осуществимости, необходимости, и соответствие имеющимся ресурсам.
   Моя работа сочетает в себе черты реферата и эссе, и построена  следующим
образом:
 > Краткий конспект какого-либо пункта программы;
 > Предложения составителей программы по его реализации;
 > Мое мнение по данной проблеме;

В  качестве  основных  источников   использованы   "Программа   региональног
развития  Ида-Вирумаа   1998-2003"   и   материалы   конференции   "Rahvuste
integreerumise eeldused eesti ьhiskonda  Ida-Virumaal",  прходившей  26.-28.
11. 1998 в Нарва-Йыэсуу.



ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

   Данные основные черты  программы  регионального  развития  Ида-Вируского
развития на 1998-2003 годы  нацелены  на  продолжение  создания  и  развития
предпосылок решения проблем интеграции в Ида-Вирумаа. Программа развития  не
пытается охватить все происходящее и уже решенное и делаемое в  Ида-Вирумаа.
В  программе  развития  основное  внимание  сконцентрировано  на   факторах,
которые ускоряют и стимулируют естественное развитие  и  существенно  меняют
социальную, экономическую и техническую среду (в дальнейшем "среда").  Целью
является создание в Ида-Вирумаа,  как  для  постоянных  жителей  так  и  для
прибывающих сюда на короткое или длительное  время  всячески  пригодной  для
жизни   среды,  которая  по  своему  содержанию   соответствует   принципам,
принятым на конференции ООН Агенда-21 в Рио-де-Жанейро.
   При этом исходят не только из имеющихся на данный момент ресурсов (люди,
деньги, организации, и т.д.)  целью  является  полностью  охватить  один  из
оновных ключевых моментов развития Ида-Вирумаа и  скрывающиеся  возможности,
в вероятном развитии окружающей геополитической фоновой системы (особенно  в
направлении Европейского Союза и России).
   Предполагают,  что   ясно   проявленная   политическая   воля   является
результататомцеленаправленного   действия   и   выражается   в   необходимых
обеспечивающих развитие ресурсах, которые наряду с госбюджетными  средствами
получают из очень разных источников.



   БАЗОВАЯ ЛОГИКА

   Логику развития Ида-Вирумаа  определяют  географическое  расположение  и
население уезда, природные ископаемые, находящиеся  на  территории  уезда  и
стратегическую значимость, имеющую производственную мощность.
   Особенно при планировании развития ближайших  лет  необходимо  учитывать
существенное отличие национального состава  Ида-Вирумаа  от  других  уездов.
Ида-Вирумаа  является  единственным  уездом,  где  в  населении  преобладают
инородцы. Поэтому интеграция  не-эстонцев  в  Эстонию  (и  Европу)  является
особенно сложной и ей уделено большое внимание.
   Рассматриваемая региональная программа Ида-Вирумаа отмечается  в  сводке
Европейской Комиссии о вступлении Эстонии в Европейский Союз (Агенда  2000).
Таким образом, планирование  развития  уезда  связывается  с  общей  внешне-
политической  политикой   Эстонской   Республики   и   Европейского   Союза.
Стабильное развитие экономической и социальной  среды  Ида-Вирумаа  является
одним из важных факторов безопасности Эстонского государства.
   Необходимо учитывать, что перереформирование наследия советского времени
и переход на новую траекторию развития,  требует  времени,  хотя  бы  одного
поколения (т.е. до 2020-2030 гг).
   Цель является создание мультикультурного, с  разнообразной экономической
и социальной структурой региона, известного и преуспевающего и в Эстонии,  и
в Европе. На это направлены проходящие  в  Эстонии  интеграционные  прцессы.
Более  короткие  по  времени  планы  действий  должны  создать   для   этого
соответствующие  предпосылки.  Период,  рассматриваемый  в  плане  развития,
совпадает с процессом переговоров вступления в  Европейский  Союз,  который,
предположительно   даст   возможность   использовать   ресурсы   структурных
программ, подготавливающих объединение. С 1999 года начала свою работу  т.н.
Специальная  подготовительная  программа  (SPP),  целью   которой   является
подготовка  деятельности  программ  Европейского  Союза   SAPARD-   развитие
сельского хозяйства и ISPA-развитие инфраструктуры до такого  уровня,  чтобы
Структурные фонды ЕС могли эффективно действовать  в  странах-кандидатах  на
вступление в Европейский Союз.

   ЛОГИКА ДЕЙСТВИЙ НА БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ

   В первую очередь необходимо выяснить  следующие  возможности  решения  и
локализацию на временной оси:
    > Развитие переходящих из старой структуры базисных элементов экономики
      (электростанции, шахты, заводы, сеть образования);
    > Развитие новых структур притягательных центров (порты,  туристические
      комплексы, учреждения образования, и т.д.);
    > Евромагистраль с новым нарвским мостом и беспошлинными складами;
    > Развитие дорожной и портовой сети, выход на море;
    >  Развитие   исторических   и   природных   достопримечательностей   и
      туристических объектов;
    > Возможности для создания  новых рабочих мест и переобучение кадров;
    > Привлечение специалистов и предпринимателей в уезд как из других мест
      Эстонии так и из-за границы, создание для них благоприятной для жизни
      и работы среды, предоставление дополнительных социальных гарантий;
    > Развитие международной совместной работы регионов;
    > Формирование хорошего мнения и своего лица  уезда,  что  являлось  бы
      основой для известности и притягательности Ида-Вирумаа в Эстонии и за
      ее пределами. (особенно для привлечения инвестиций в уезд);
   Временной период, рассматриваемый  в  данном  документе,  имеет  дело  в
первую очередь с  промышленностью,  с  преодолением  последствий  депрессии,
реструктуризацией и окончанием приватизации и с  вводом  продукции,  что  не
ставит   под   удар    промышленность,   добычу   сланца   и    производство
электроэнергии как важных опорных конструкций, присущих Ида-Вирумаа.
   Другие сферы деятельности должны  пережить  существенную  модификацию  и
развитие, принципиально изменив и разнообразив  экономические  и  социальные
структуры, общественный климат и человеческую среду Ида-Вирумаа.
   Исходя из вышеуказанного и учитывая прежде всего интеграционные проблемы
в Ида-Вирумаа, в данном плане развития выделяются три  области,  формирующие
новые структуры и существенно изменяющие окружающую среду:
    > Транспорт и транзит;
    > Образование;
    > Туризм и экономика отдыха;



ТРАНСПОРТ И ТРАНЗИТ

   Агенда   2000   включает   требование:   "Эстонии   необходимо    делать
капиталовложения   в   реконструкцию   железных   дорог   восточно-западного
направления  и  усовершенствовать  инфраструктуру   в   местах   пересечения
границы...,  а  также  в  портах.  По  территории  Эстонии   проходит   один
общеевропейский  транспортный  коридор,  как   это   было   установлено   на
конференции в Креета."
   Программа развития включает следующие ключевые решения и приоритеты:
    > Новый транспортный мост, вместе  с  соответствующей  территорией  для
      обслуживания товара, через реку Нарва;
    > Реконструкция железной дороги Таллинн-С.Петербург;
    > Реконструкция автострады Йыхви-Тарту;
    > Реконструкция  автострады  Таллинн-С.Петербург,  вместе  с  развитием
      соответствующей инфраструктуры на европейском уровне;
    > Реконструкция дорожной сети уездного значения;
    > Современые порты на морском побережье  (Нарва,  Нарва-Йуэсуу,  Тойла,
      Азери, Силламяэ);
    > Маленькие порты и базы отдыха у Чудского Озера;
    > Инфраструктура воздушного сообщения (малые аэропорты);
    > Судоходство по побережью;
    >  Придорожная  сеть  бензоколонок  и  предприятий  по  обслуживанию  и
      тенообслуживанию;
   Развитие транспорта относится к приоритетам  развития  уезда,  при  этом
нельзя это сводить только  на  проблемы  развития  транзита,  хотя  с  точки
зрения Эстонии как целого, это мысленно допустимо.
   Таким образом использование территории уезда для транзита является  лишь
частью транспортного комплексаю. В случае транзита  товаров  целью  является
предложение, по-возможности, разнообразных услуг и создание хороших  условий
для  провоза.   Существенным   является   не   только   увеличение   объемов
грузоперевозок, а также кратковременное или длительное пребывание  в  людей,
обслуживающих транзитный транспорт, и  максимальное  использование  услуг  и
товаров, предлагаемых гостям. Это в свою  очередь,  предполагает  совместную
работу со средними ведомствами, в первую очередь  с  министерством  дорог  и
связи, объединение реконструкции проходящих через уезд транзитных пунктов  с
созданинем инфраструктуры служащих, во благо  интересам  уезда,  и  пополняя
западно-  восточные  транспортные  структуры  и  структурные  связи   с   со
структурами по северо-южному направлению.
   Особое  внимание  необходимо  уделить  охвату  морского  побережья   как
существенного компонента транспорта, и на открытие уезда со стороны моря.  А
также   необходимо   учесть    планирование    создания    предположительной
инфраструктуры   для  обслуживания   авиатранпорта   (хотя   бы   в   объеме
обслуживания перевоза малых товаров, туризма и авиации).


   ОБРАЗОВАНИЕ
   Система  образования  уезда  является  частью  государственной   системы
образования Эстонии и поэтому соответствующее уездное  развитие  исходит  из
государственных приоритетов, учитывая при  этом  своеобразие  и  нужды  Ида-
Вируского уезда.
   При  формировании  соответствующих  программ   образования,   необходимо
добавлять предметные пункты, учитывающие фон населения уезда как в  обучении
детей так и взрослого населения.
   Основное внимание при этом концентрируется на школьные и  индивидуальные
учебные планы, которые  в  первую  очередь,  должны  принципиально  изменить
содержание до  сих  пор  проходящего  на  русском  языке  обучения.  Большую
весомость надо дать индивидуальным учебным  планам,  в  первую  очередь  при
обучении инородцев и детей  из  смешенных  семей,  обучающихся  в  эстонских
школах, преодолев трудности понимания, обусловленные  различием  культурного
контекста.
   Для  эффективной  помощи  школам  и  педагогам  необходимо  совместно  с
министерством образования создать и  ввести  в  действие  Уездный  центр  по
образованию,  целью  которого   является   введениев   русскоязычную   школу
эстоноцентричности   (независимо   от   учебного   предмета),    современную
инфотехнологию и связанный с  местной  обыденной  жизнью  учебный  материал,
обеспечить  проведение  изменений  в  школах   Ида-Вирумаа   и   организацию
необходимых прикладных исследований,  заниматься  проблематикой  иноязычного
ребенка в эстоноязычной школе, обучение эммигрантов и т.д.
   С   точки   зрения   изменения   языкового   и   культурного   контекста
привалирующего до сих пор, особенно весомым является развитие  компьютерного
обучения, развитие местных компьютерных сетей и "интернетизация".
   Преподавание языка в ближайшие  годы  должно  гарантироватю  выпускникам
основной  школы  владение  языком,  которое  даст   возможность   продолжить
обучение  в  эстоноязычной  школе,   обеспечить   уровень,   соответствующий
требованиям гражданства, и  дать  возможность  интегрироваться  в  эстонское
общество.
   В  заключении  хотелось  бы  отметить,  что  при  создании   предпосылок
интеграции для инородцев необходимо существенно  разнообразить  и  расширить
возможности обучения. Дополнительно к обучению эстонскому языку,  необходимо
обеспечить инородцам разностороннее воспитание чувства  гражданина  Эстонии.
Эстоноцентричность в обучении не должна ограничиваться учебными  предметами,
рассматривающими историю, природу,  общество...,  а  должна  охватывать  все
учебные предметы, дисциплины, курсы. При этом  необходимо  учитывать  и  фон
учащегося (национальность, домашний язык,  социальное  положение  и  др.)  и
поддерживать сохранение корней через свой национальный язык и культуру.

   ТУРИЗМ И ЭКОНОМИКА ОТДЫХА
   Туризм, как один из трех руководящих приоритетов уезда исходит из  целей
реализовать исторический и  природный,  а  также  полученный  из  советского
индустриального прошлого потенциал  Ида-Вирумаа.  При  этом  нужно  отдавать
себе отчет, что туризм с сферой действия  уездного  уровня  окажется  весьма
капиталоемким. Много денег требует как инфраструктура, обслуживающая  туризм
и организационно- информативные структуры, так  и  обучение  людей.  Но,  по
окончанию, сделанное для развития  туризма  станет  фактором,  увеличивающим
развитие уезда, дав не  только  трудовую  занятость,  экономический  оборот,
рост местных расходов и др.
   Программа развития предусматривает следующие узловые решения и проекты в
области туризма и экономики отдыха:
    > Внутриэстонский туризм, знакомство остальной Эстонии  с  Ида-Вирумаа,
      особенно школьной молодежи;
    > Обучение персонала, в том числе обучение  и  дополнительное  обучение
      населения;
    > Придорожная информация и обслуживание;
    > Аттестация по единым требованиям объектов обслуживания и посещения;
    > Издание письменной документальной информации (от исторических справок
      до легенд, мифов) об объектах посещения;
    > Выбор приемущественно развиваемых форм  туризма  (специализированный,
      элитарный и т.д.) и выбор соответствующих объектов;
    > Создание новых достопримечательностей, таких как  комплекс  памяти  и
      туризма Нарва-Силламяэ-Вайвара-Синимяэ;
    >  Ввод  в  действие  структур-институтов  для   проведения   в   жизнь
      туристического приоритета;
    > Открытие побережья и береговых вод для туризма и отдыха;
    >    Создание    уездного    кредитного    ресурса    для     поддержки
      предпринимательства по туризму;


   Меры  развития  туризма  должны  быть  тесно  связаны  с  двумя  другими
приоритетами- транспортом и образованием, которые в целом  создают  основные
предпосылки для  развития  туризма.  Следовательно,  три  первых  приоритета
поддерживают  друг  друга   и   их   необходимо   проектировать   синхронно.
Форсированине туризма без соответствующей  евростандартам  инфраструктуры  и
обслуживающего  персонала  может  дать  длительный  прыжок  назад.   Мнение,
оказавшееся один  раз  дескридитированным,  в  мире  туризма  трудно  быстро
восстановить. Многие меры можно предпринимать только на основании  совместно
выработанных длительных программ министерств  образования,  культуры,  путей
сообщения и связи, экономики и  департамента  туризма,  министерства  охраны
окружающей среды, центров предпринимательства и других, действующих  в  этой
области союзов и ассоциаций, включая и "третий сектор".