Менеджмент и маркетинг в банковской сфере

С развитием  рыночных  отношений  повышается  риск  неопределенности  в
деятельности   банков   и   других   негосударственных   структур,   который
усиливается следующими факторами:
     . неизвестно  количество  реальных  и  потенциальных  потребителей  их
       продукции, т.  е.  динамика  и  конъюнктура  рынка,  и  в  частности
       конкуренция  между  отдельными  банками,  производящими  аналогичные
       товары (банковские услуги), товары–заменители;
     . неизвестны потребности и  возможности  покупателей,  иными  словами,
       как, когда и какую часть банковских услуг они будут использовать;
     . неясна  степень  ускорения  научно–технического  прогресса,  который
       обусловливает  сокращение  цикла  жизни  оборудования,   технических
       нововведений, в т.ч. и в банковской сфере.
    Маркетинг — это идеология, стратегия, политика и  тактика  деятельности
любого   производителя   в   конкретной   ситуации.   Т.к.   банк   является
производителем  специфического  товара  (банковских  услуг),  то  существует
только тогда,  когда  продает  его  своим  клиентам,  контрагентам.  Поэтому
любому коммерческому банку необходимо использовать весь  набор  инструментов
маркетинга. С их помощью он может:
     . повысить свою  ликвидность,  деловую  активность,  норму  прибыли  и
       рентабельность и снизить уровень рисков;
     . обеспечить оптимальные пропорции между спросом и предложением  услуг
       определенного вида и специфики;
     . гибко реагировать на динамику спроса и  маневрировать  всеми  видами
       имеющихся ресурсов;
     . формировать системы  договорных,  рыночных  отношений  между  своими
       контактными аудиториями;
     . искать новые рынки сбыта, расширять существующие,  охватывать  новые
       рыночные «ниши» и «окна»,  достигая  при  этом  оптимального  уровня
       социально–экономической эффективности своей деятельности.
    ПРОЦЕСС ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГА.
    Маркетинг  означает  приведение  всех  финансовых  и  прочих   ресурсов
банковского учреждения в соответствие с требованиями и  возможностями  рынка
для получения прибыли. Требования, предъявляемые к  банку,  должны  зависеть
от того, какое решение этой хозяйственной задачи будет  найдено,  т.е.  банк
должен  предлагать  такой  набор  услуг,  который  может  быть   рентабельно
реализован.
    Руководители  службы  маркетинга  формируют  рынок  банковских   услуг:
посредством убеждения покупателей (через  рекламу  и  конкретных  работников
банка, которые входят в контакт с клиентами) в том, что предлагаемые  услуги
в большей мере отвечают их специфическим потребностям и вкусам, чем  услуги,
предлагаемые   конкурентами;   при   помощи   разработки    (в    результате
научно–технических   исследований   и   изучения   рынка)   традиционных   и
нетрадиционных банковских  услуг,  которые  открывают  выгодные  возможности
сбыта; путем оказания собственных услуг в такой форме и  по  такой  цене,  в
том месте и в то время, которые устраивают большинство клиентов.
    ОБОБЩЕННАЯ СХЕМА ПРОЦЕССА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГА.
    исследование рынка

    возможности
    реализации
    продукции

    научно–технические
    исследования и раз–
    работки


    Существуют две основные группы кредитных операций:
    1) когда банк выступает как кредитор (активные);
    2) банк выступает как дебитор или заемщик (пассивные).