Организационные формы интеграции компаний

Организационные формы интеграции компаний
Поиск эффективных организационных форм объединения компаний продолжается по
крайней мере на протяжении последнего столетия. В мировой практике
сложились разнообразные типы интеграции фирм, различающиеся в зависимости
от целей сотрудничества, характера хозяйственных отношений между их
участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий.
Это стратегические альянсы, консорциумы, картели, синдикаты, пулы,
ассоциации, конгломераты, тресты, концерны, промышленные холдинги,
финансово-промышленные группы и т.п.
Стремление найти баланс между преимуществами централизации и
децентрализации управления и ответственности при объединении компаний
приводит к выбору таких организационных форм интеграции, которые занимают
как бы промежуточное место между полностью централизованной корпоративной
структурой и сотрудничеством в чисто рыночной среде.
Организационные формы объединения компаний, значительно различающиеся по
степени интеграции их участников, развиваются исторически от концернов и
семейных групп в начале века до стратегических альянсов в конце ХХ
столетия. Примечательно, что вновь возникающие организационные формы не
вытесняют предшествующие типы интеграции компаний, а дополняют их.
Происходит расширение многообразия форм. Характер взаимосвязей между
компаниями становится все более сложным и весьма тонким, учитывая в добавок
ко всему и возможность кооперации интегрированных структур.
В данной статье нам представляется важным попытаться оценить мировую
практику организации и функционирования различных форм интеграции компаний,
рассмотреть их особенности, сравнить и проанализировать их преимущества и
негативные стороны, рассмотреть, какие факторы влияют на выбор той или иной
формы интеграции компаний.
Безусловно, что границы между всеми этими формами достаточно расплывчаты.
Разными специалистами (как теоретиками, так и практиками) они трактуются
порой неоднозначно. Так, например, существует два совершенно
противоположных мнения о соотношении стратегических альянсов и
консорциумов. Одно мнение заключается в том, что консорциум не является
стратегическим альянсом, но чаще преобладает точка зрения, что среди видов
стратегических альянсов выделяются именно консорциумы.
Мы в своем исследовании, не стремясь провести жесткую, раз и навсегда
устоявшуюся, грань, попытаемся выявить наиболее характерные с точки зрения
теории и практики черты форм интеграции компаний. Надеемся, что наш анализ
будет полезен читателю и позволит ему сформировать свое мнение о
существующем в мире разнообразии интеграционных форм.
Кроме того необходимо отметить, что несмотря на отсутствие в гражданском
праве большинства стран, как зарубежных, так и Российской Федерации,
вышеперечисленных названий организационных форм интеграции компаний для
обозначения конкретного юридического лица, все эти формы объединения
фактически имеют место. В каждом отдельном случае интеграция компаний,
которая подпадает под сформулированные ниже определения и признаки,
регистрируется в качестве юридического лица в той организационно-правовой
форме, которая предусмотрена гражданским законодательством данной страны (в
России, как правило, в форме хозяйственных товариществ и обществ,
ассоциаций и союзов).
Все организационные формы интеграции компаний можно условно разделить на
“жесткие” и “мягкие”. К жестким можно отнести концерн, трест, а к мягким,
прежде всего, ассоциацию, консорциум, стратегический альянс. “Мягкие” формы
особенно популярны для международных объединений, они позволяют вести
совместную деятельность при сохранении учредителями юридической и
хозяйственной самостоятельности. В рамках стратегических альянсов,
консорциумов возникает возможность мобилизации преимуществ мощной
корпоративной структуры при сохранении национальной обособленности ее
членов. Ведь порой государственная власть и общественное мнение стран по
ряду причин, прежде всего, политических, неблагосклонно относятся к таким
формам интеграции компаний, которые приводят к утрате их самостоятельности
и независимости.
Концерн
Одной из наиболее распространенных и развитых организационных форм
интеграции компаний является концерн.
Концерн — это форма объединения (как правило, многоотраслевого)
самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия в
капитале, финансовых связей, договоров об общности интересов, личных уний,
патентно-лицензионных соглашений, тесного производственного сотрудничества.

Сформулируем основные особенности концернов:
это достаточно жесткая форма интеграции компаний, самая жесткая из всех
рассмотренных в данной статье, за исключением треста;
концерн обычно является объединением производственного характера;
входящие в концерн компании номинально остаются самостоятельными
юридическими лицами в форме акционерных или иных хозяйственных обществ или
товариществ, а фактически подчинены единому хозяйственному руководителю;
в рамках концерна централизовано финансово-экономическое управление,
проведение научно-технической политики, ценообразование, использование
производственных мощностей, кадровая политика;
головная компания концерна, как правило, организуется в виде холдинговой
компании (преимущественно как смешанный холдинг) или на основе
взаимодействия преобладающего и зависимых (ассоциированных) обществ;
деятельность концерна ориентирована в основном на производство, поэтому в
качестве материнской (головной) выступает чаще всего производственная
компания, которая является держателем контрольных пакетов акций дочерних
предприятий;
в рамках данной формы полностью контролируется деятельность образующих ее
компаний.
В зависимости от характера интеграционных связей между компаниями различают
следующие виды концернов:
Вертикальный концерн — концерн, объединяющий компании разных отраслей,
связанные последовательностью технологического процесса производства
готового продукта (например, горнодобывающие, металлургические и
машиностроительные).
Горизонтальный концерн — концерн, объединяюший компании одной отрасли,
производящие одно и то же изделие или осуществляющие одни и те же стадии
производства.
Деятельность концерна может распространяться на одну подотрасль или отрасль
экономики. В него могут входить предприятия одной или нескольких отраслей.
Лишь немногие наиболее крупные концерны охватывают всю отрасль (например, в
Германии концерн Siemens — электротехническую промышленность). Концерны
действуют в тех отраслях экономики, где развито крупное и массовое
производство, применяются высокие технологии. Чаще всего это черная и
цветная металлургия и сталелитейная промышленность, машиностроение и
автомобилестроение, химическая и электротехническая индустрия.
С точки зрения системы участия в капитале можно выделить два вида
концернов:
концерн подчинения — концерн, организованный в виде материнской и дочерних
компаний;
концерн координации — концерн, состоящий из сестринских обществ, т.е.
созданный таким образом, что отдельные входящие в него компании производят
взаимный обмен акциями. Тем самым все члены концерна оказывают взаимное
влияние на проводимую концерном политику, который в то же время остается
под единым руководством.
Концерн подчинения создается, как правило, для объединения производств по
технологической цепочке, а концерн координации – в целях интеграции таких
видов деятельности как проведение единой финансовой или научно-технической
политики, согласованного производственного развития компаний, кадровой
политики и т.п. Концерн координации, включая порой слабо связанные