Прогнозирование в менеджменте: цели, формы, методы

НИЖЕГОРОДСКИЙ КОММЕРЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


                      КАФЕДРА ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ



                       Курсовая работа по менеджменту

         на тему: Прогнозирование в управлении: цели, формы, методы.



  Выполнил студент
  группы 3-МТ
  Бутов И. А.
  преподаватель Гильман С.А



                           Нижний Новгород 1999 г.

                                    План.


Введение         3

1.Понятие и сущность прогнозирования               5
2.Основные формы и методы прогнозирования в коммерческой организации
13
2.1.Классификация основных методов
прогнозирования        14
2.2.Основные этапы экспертного прогнозирования           18
2.3.Изыскательское прогнозирование           28
2.4.Нормативное прогнозирование         31
2.5.Метод сценариев          34
3.Пути повышения эффективности и обоснованности прогнозов           42
4.Заключение           44
Список использованной литературы        46
Приложение 1 Уровни технологии    47



                                  Введение



      Процесс управления предприятием представляет собой непрерывную
разработку управленческих решений и применение их на практике. От
эффективности разработки этих решений в значительной степени зависит успех
дела. И прежде чем начинать какое-либо дело, необходимо определить цель
своих действий. В процессе производства руководителям предприятия очень
часто приходится сталкиваться с критическими проблемами, и от того, на
сколько оптимально  принятое решение, будет зависеть конечный финансовый
результат деятельности предприятия.
      Потребность в решении возникает только при наличии проблемы, которая
в общем виде характеризуется двумя состояниями—заданным (желаемым) и
фактическим (прогнозируемым), и именно прогнозирование будет отправной
точкой в процессе принятия управленческого решения. Рассогласование между
этими состояниями предопределяет необходимость выработки –управленческого
решения и контроля за его реализа-цией.
      Чтобы прогнозирование было наиболее эффективным, цели должны быть
конкретными и измеримыми. То есть для каждой цели должны существовать
критерии, которые позволили бы оценить степень достижения цели. Без этих
критериев не возможна реализация одной из основных функций
управления—контроля. Исходя из этого можно сделать вывод, что цель, степень
достижения которой можно количественно измерить, будет всегда лучше цели,
сформулированной лишь словесно (вербально).
      Прогнозирование—это своего рода умение предвидеть, анализ ситуации и
ожидаемого хода её и изменения в будущем. Так как каждое решение—это
проекция в будущее, а будущее—содержит элемент неопределенности, то важно
правильно определить правильно определить степень рисков, с которыми
сопряжена реализация принятых решений. Просчет рисков также является
неотъемлемой частью прогнозирования, как системы оценки возможных потерь и
выигрышей при принятии данного решения.
      Нужно отметить, что выработка решения есть процесс осознания целей и
средств и мысленного обсуждения и совершения действия, предшествующего
фактическому выполнению этого действия. Волевой фактор является одним из
факторов, направляющих процесс выработки и принятия решения. Поскольку
решение может быть различным, назначение волевого фактора состоит именно в
выборе одного определенного варианта решения.[1]
      В процессе прогнозирования нельзя ограничиваться решением задач
экономико-математического моделирования и выбором оптимального по тем или
иным критериям решения из конечного множества альтернативных решений.
                      Понятие и сущность прогнозирования


      Прогнозирование является одним из основных звеньев управленческого
процесса. Если мы не можем представить себе ожидаемый ход развития события,
то есть не можем спрогнозировать это событие, мы не сможем эффективно
принимать управленческие решения и оптимизировать работу предприятия.
      Мировая история насчитывает немало примеров того, как некоторые
великие люди (государственные деятели прошлого, полководцы, бизнесмены)
принимали блестящие управленческие решения, например решение оставить
пустую Москву Наполеону. И эти решения принимались не просто так, в них
присутствовали элементы прогнозирования, относящиеся скорее к искусству
прогнозирования. Слово искусство в данном случае более уместно, потому что
в то время не было как таковой науки о прогнозировании и науки об
управлении. Хотя некоторые прогнозы прошлого и не имели под собой четкой
обоснованности, а основывались на даре предсказания, например древнее
учение «мантика» было учением о предсказаниях грядущих событий посредством
земных событий. Оно как бы дополняло астрологию, основывающую свои
заключения на расположении небесных тел.
      Однако все эти знания, за исключением достаточно точных
астрономических прогнозов, не может считаться наукой в современном смысле
этого слова, а предсказания, подтвержденные последовавшими событиями мы
можем отнести, в лучшем случае, к искусству прогнозирования.[2]
      Но тем не менее, благодаря такого рода прогнозам, принимались важные
управленческие решения, вплоть до формирования прогнозирования как науки.
Это произошло в середине XX столетия. Нет четкой даты зарождения
прогнозирования как науки, но именно ближе ко второй мировой войне грань
между прогнозированием возможного технологического процесса и просто
фантазией была мало различима.
      В сегодняшние дни прогноз (по Г. Тэйлу)—«это некоторое суждение
относительно неизвестных, особенно будущих событий».
      Одной из первых работ предшествовавших формированию прогнозирования
как современной науки, является опубликованное известным американским
инженером-металлургом Фернасом в 1936 г. собрание технологических
прогнозов.[3]
      Джифиллан также внес существенный вклад в создание в создание науки
прогнозирования. В 1937 г. он сделал прогноз создания телевидения, как
одного из способов заработать деньги. Если быть более точным, он в своей
работе проанализировал опубликованные ранее прогнозы, сделанные Эдисоном,
Штейнмецом, им самим в период 1910-1920 гг. и установил, что не менее 75%
из них оказались правильными.
      В 1952 г. Джифиллан публикует обзор состояния технологического
прогнозирования, где впервые подчеркивает принцип соответствия
запросам—удачного момента. В этом труде он также перечисляет основные этапы
прогнозирования, получивших в дальнейшем название изыскательских.
      Говоря о технологическом прогнозировании, мы имеем ввиду не
традиционное, а расширенное понимание термина технология, означающее
широкую  область целенаправленного применения физических наук, наук о жизни
и наук о поведении.[4]
      Уровни технологии см. Приложение 1.
      Прогнозирование невозможно без обладания  широкой информацией об
организации в целом, помехах на пути её функционирования и развития и т.п.,
то есть о наиболее важных моментах, оказывающих влияние на поведение
организации и принятие решений. Анализ всей этой собранной информации
позволяет сделать выводы о тенденциях развития как самой организации, так и
её окружения, имеющие в основном характер прогноза, то есть системы
аргументированных представлений о направлениях развития и будущем состоянии
объекта управления.
      Основами прогнозов являются: специальные обследования, другие
прогнозы, вероятностный математический анализ и анализ временных рядов,
мозговая атака, индивидуальные опросы специалистов, сценарии на случай
непредвиденных обстоятельств.[5]
      Объектом любого прогноза в менеджменте могут выступать экономические,
социальные, технические, организационные и иные процессы, происходящие как
в самой организации, так и в её окружении. Необходим:
      1)научный анализ этих процессов, определение и анализ причинно-
следственных  и иных связей между ними, оценке сложившейся ситуации и
выявление узловых проблем, которые необходимо решать;
      2)попытки предвидеть будущего организации, а именно тех условий, в
которых она будет функционировать, трудностей и вытекающих из них задач;
      3)анализ и сопоставление различных вариантов развития организации, её
кадрового, производственного и научно-технического потенциала.
      Таким образом, под прогнозированием в менеджменте подразумевается
научный способ выявления состояния и вероятных путей развития организации.
Прогнозы разрабатываются в виде качественных характеристик, а в
элементарных случаях в виде утверждений о возможности или невозможности
возникновения какого либо события. Эти характеристики должны включать в
себя количественные, точечные или интервальные показатели и степень
вероятности их достижения.
      Прогноз не может быть точным на все 100%, он должен дополняться
определенными допущениями. Иногда, когда материала недостаточно для сколько-
нибудь определенных выводов, допущения используются в качестве
самостоятельного инструмента разработки стратегии.
      Как было уже сказано, одной из целей прогнозирования является решение
проблем, возникших в процессе деятельности организации. Это можно увидеть
на схеме структуризации процесса принятия решения (рис.1.1).
Особое внимание следует обратить описанию проблемной ситуации, найти те
факторы, которые необходимо тщательно проанализировать и рассмотреть при
решении. В первую очередь надо установить, являются ли они внутренними или
внешними по отношению к данной организации, так как возможности воздействия
на эти две группы факторов различные.
      Внутренние факторы больше зависят от самого предприятия. К ним
относят: цели и стратегию развития, состояние портфеля заказов, структуру
производства и управления, финансовые и трудовые ресурсы, объем и качество
работ и т.д. Они формируют предприятие как единую систему, взаимосвязь и
взаимодействие элементов которой приводит к достижению стоящих перед ней
целей. Поэтому изменение одного или нескольких факторов может привести к
нарушению свойств всей системы. Следовательно, меры управленческого
воздействия должны быть направлены на сохранение целостности этой системы.

[pic]Рис.1.1.


      Внешние факторы. Так как внешние факторы формируют среду, в которой
работает организация, то эти факторы являются инертными и не поддаются
воздействию со стороны менеджеров. Это вызвано тем, что эта среда
характеризуется большей сложностью, динамичностью и неопределенностью, что
существенно затрудняет учет факторов внешней среды при принятии
организационных решений. Параллельно с этим, и факторы оказывают различное
влияние на работу организации.
      Например, поставщики, потребители, конкуренты, другие организации и
институты общества, непосредственно связанные с той областью деятельности,
которой занимается данная организация, оказывает прямое влияние на её
работу, характер возникающих проблем и их решений. В качестве примера можно
напомнить о проблемах отечественных предприятий, возникших в период
разрушения прежней системы хозяйственных связей и изменения отношений между
поставщиками и потребителями продукции. В ряде случаев это привело к
остановке производства, к кардинальному изменению ассортимента выпускаемой
продукции, к необходимости поиска новых поставщиков. Изменение вкусов и
приоритетов потребителей также вызывает множество проблем в организации,
которая до этого ориентировала свое производство на удовлетворение их
потребностей. В связи с этим возникают такие вопросы: Изменить ассортимент
или качество продукции? Искать ли новые рынки сбыта? Вводить ли новые виды
продукции и услуг? и т.д.
      Существует также вторая группа внешних факторов, которая еще более
неуправляема со стороны менеджеров организации. Она (эта группа) оказывает
косвенное влияние на деятельность организации. В неё включают:
 o состояние экономики страны (или региона)
 o уровень научно-технического и социального развития
 o социально-культурную и политическую обстановку
 o существенные для данной организации события в других странах
 o другие факторы
      Экономическое состояние страны (региона) воздействует на работу
организации через такие параметры среды, как наличие капитала и рабочей
силы, уровни цен и инфляции, производительность труда, доходы покупателей,
правительственная финансовая и налоговая политика и т.д. Конкретное влияние
будет проявляться примерно так: инфляция приводит к сокращению
покупательской способности и снижает спрос на продукцию, производимую
организацией; повышение уровня цен на продукцию сопряженных отраслей
вызывает соответственное увеличение затрат на производство в организации,
что имеет своим следствие рост цен на её продукцию и может вызвать «отток»
определенной группы потребителей; при сокращении своих доходов покупатели
изменяют состав и структуру потребления, что также может оказать
воздействие на спрос; уровень научно-технического развития в стране
оказывает сильное влияние на структуру экономики, на процессы автоматизации
производства и управления, на технологию, с помощью которой производится
продукция, на состав и структуру персонала организации, и что особенно
важно—на конкурентоспособность продукции и технологий. Учет многочисленных
и разнообразных факторов среды, выбор главных среди них и предвидение
возможных изменений в их взаимовлиянии является задачей прогнозирования.
      Анализ факторов, приведших к возникновению проблемной ситуации, дает
возможность определить ресурсы ( в том числе и временные), с затратами
которых будет связано решение проблемы.
      В процессе принятия решения происходит оценка тех действий, которые
предпринимаются на его различных этапах. Так на этапе распознавания
проблемы чаще всего используется целевая установка, по отклонению от
которой и судят о возникновении проблемы.
      Этап формирования решений начинается со сбора и обработки информации,
необходимой для выработки курса действий. Обычно при решении сложных
проблем не удается ограничиться только той информацией, которую
предоставляют действующие системы отчетности; поэтому требуется время и
ресурсы для информационного обеспечения решения проблемы.
      При прогнозировании управленческих решений, как правило, возникает
вопрос: «Какой путь решения выбрать из допустимых вариантов?». Выбран будет
тот, который наиболее полезен или предпочтителен для решения целей
организации. От того, насколько обосновано они выбраны, зависит качество
управленческих решений, а оно в свою очередь предопределяет
конкурентоспособность организации, быстроту её адаптации к изменениям
хозяйственной ситуации и в конечном счете—эффективность и прибыльность.
                           Основные формы и методы
                              прогнозирования в
                          коммерческой организации



1. Классификация основных методов прогнозирования.

2. Основные этапы экспертного прогнозирования.

3. Изыскательское прогнозирование.

4. Нормативное прогнозирование.

5. Метод сценариев.

                      1.Классификация основных методов
                               прогнозирования.


      Общепринятыми и основными методами прогнозирования являются:
1.Экспертное прогнозирование;
2.Изыскательское прогнозирование;
3.Нормативное прогнозирование;
4.Метод сценариев.
      Технологическое прогнозирование подразделяется на изыскательское
(иногда его еще называют поисковым) и нормативное.
      В основе изыскательского прогнозирования положена ориентация на
представляющиеся возможности, установление тенденций развития ситуаций на
основании при разработке прогноза информации.
      Перемещение в пространстве технологий от технологий более низкого
уровня к технологиям более высокого уровня относится к изыскательскому
прогнозированию. Или иначе можно сказать, что потребности и цели должны
соответствовать средствам и возможностям коммерческой организации.
      Примером изыскательского прогнозирования может служить
прогнозирование в области электроники, когда прогнозируемый процесс
представляется в виде последовательного перемещения технологий, начиная от
квантовой электродинамики и кончая мгновенно осуществляемой всемирной
связью.[6]
      Нормативное прогнозирование ориентировано на миссию организации, на
те потребности и цели, к достижению которых она стремится. Нормативному
прогнозированию соответствует перемещение в пространстве технологий от
технологий более высоких уровней к технологиям более низкого уровня, то
есть от потребностей и целей к средствам их реализации.
      Примером нормативного прогнозирования может служить прогнозирование в
области космоса, когда прогнозируемый процесс представляется в виде
последовательного перемещения технологий от понимания проблемы космоса как
среды, которая должна служить на благо человеку, до конкретных средств её
решения—условий для ядерного деления и количества высвобождаемой при этом
энергии и т.д.
      В рамках технологического прогнозирования решаются такие задачи, как
разработка прогнозов в области экономической, коммерческой деятельности,
социальной и политической.
      Одной из главных проблем точности и эффективности прогнозов является
максимально полезное сочетание методов изыскательского и нормативного
прогнозирования. Это является следствием различия используемых методов. Так
для изыскательского прогнозирования, характерно использование таких методов
, как:
 o экстраполяция;
 o моделирование;
 o метод исторической аналогии;
 o написание сценариев;
 o другие методы;
базирующихся на анализе точных эмпирических данных. При использовании
методов изыскательского прогнозирования предпочтение отдается
количественной информации. Использование качественной (неколичественной)
информации в изыскательском прогнозировании также возможно.
      Примером тому, является использование интуитивных методов, того же
метода сценариев или метода экспертных кривых, позволяющих определять
наметившиеся тенденции изменения ситуации, базируясь не только на
эмпирических данных, но и на опыте высококвалифицированных
специалистов—экспертов.
      Основными же методами, использующимися при нормативном
прогнозировании являются, в первую очередь, методы ПАТТЕРН, Делфи,
Глушкова, Поспелова и др.
      Такой широко используемый в настоящее время инструментарий, как
деревья целей, впервые появился как составная часть метода ПАТТЕРН
(обоснование планирования посредством научно-технической оценки
количественных данных), разработанного в 1936 г. для аэронавтики и космоса.
      К новым видам прогнозирования относят прогнозирование с
использованием обратной связи, интуитивные методы, «обходные» и др. Но
основные идеи, используемые при разработке прогнозов, достаточно полно
представлены именно в изыскательском и нормативном прогнозировании.
      Также следует отметить, что очень важным моментом (как для процесса
сбора, так и для процессов анализа и обработки данных) определения того
является ли информация количественной или неколичественной (качественной).
      Количественная информация, если она достаточно надежна, обладает тем
преимуществом, что позволяет использовать точные математические методы и
модели и определять тенденции развития ситуации с определенной точностью, с
указанием доверительных интервалов, возможных погрешностях при расчетах и
т.д. Но даже более существенным является то обстоятельство, что круг
проблем, для которых удается разработать адекватные математические модели,
оказывается значительно уже того множества ситуаций, в которых необходимо
принимать реальные решения.
      Гораздо чаще при разработке прогнозов приходится иметь дело с
качественной информацией.
      При разработке прогноза к их числу относят ситуации, когда данные
представлены в виде вербальных (словесных) описаний, когда оценки получены
с помощью вербальных или вербально-числовых шкал, когда имеется информация
лишь о сравнительных оценках альтернативных вариантов.
      Существуют также ситуации, когда полученная количественная информация
не может быть «вписана» ни в одну из имеющихся математических моделей,
также может быть проанализирована с помощью специально разрабатываемых
методов качественного анализа.
      В последние годы получило развитие экспертное прогнозирование,
ориентированное в большей степени на работу не только с количественной, но
и с качественной информацией, получаемой непосредственно от экспертов.

                              2.Основные этапы
                        экспертного прогнозирования.


      С помощью этого метода прогнозирования может быть решена большая часть
проблем, возникающих при разработке прогнозов. В экспертном прогнозировании
существует несколько основных этапов, которые представлены на рис.
2.2.1.[7]

               Блок-схема основных этапов разработки прогноза.

|1.Подготовка     |2.Анализ         |3.Определение наиболее вероятных|
|к разработке     |ретроспективной  |вариантов развития внутренних и |
|прогноза.        |информации,      |внешних условий.                |
|                 |внутренних и     |                                |
|                 |внешних условий. |                                |
|4.Проведение     |5.Разработка     |6.Априорная и  |7.Контроль хода|
|экспертизы       |альтернативных   |апостериорная  |реализации     |
|                 |вариантов        |оценка качества|прогноза и     |
|                 |                 |прогноза       |корректировка  |
|                 |                 |               |прогноза       |

Рис.2.2.1

1.На стадии подготовки к разработке прогноза должны быть решены следующие
задачи:
 o подготовлено организационное обеспечение разработки прогноза,
 o сформулировано задание на прогноз,
 o сформулированы рабочая и аналитическая группы сопровождения,
 o сформулирована экспертная комиссия,
 o подготовлено методическое обеспечение разработки прогноза,
 o подготовлена информационная база для проведения прогноза,
 o подготовлено компьютерное сопровождение разработки прогноза.
      После принятия решения о разработке прогноза необходимо назначить
исполнителей для этой разработки. Этой группе работников поручается
организационное обеспечение разработки прогноза. Они также должны
обеспечить методическое и информационное его сопровождение.
      Качественный экспертный прогноз может быть разработан только тогда,
когда он хорошо подготовлен, если в его разработке задействованы
компетентные специалисты, когда использована достоверная информация, когда
оценки получены корректно и корректно обработаны.
      Для разработки качественного прогноза необходимо использование
современных технологий, сопровождающих и поддерживающих процесс разработки.
      В состав экспертной комиссии приглашаются специалисты,
профессионально знакомые с объектом экспертизы. Если требуется
многоаспектная оценка объекта, либо оцениваться должны разнородные объекты
и для этого нужны специалисты разных профессий, то экспертная комиссия
должна быть сформирована таким образом, чтобы в её состав входили
специалисты, способные профессионально оценить все основные аспекты
прогнозируемой проблемы.
      Задачей аналитической группы является методическая подготовка
процесса прогнозирования. В состав аналитической группы входят специалисты,
обладающие профессиональными знаниями и опытом проведения прогнозных
разработок. Разработка прогноза должна быть проведена методически грамотно,
применяемые методы должны соответствовать характеру прогнозируемой ситуации
и характеру информации, которую предстоит получить, проанализировать и
обработать. Также разработка прогноза должна быть четко регламентирована,
то есть рабочая группа должна подготовить необходимую документацию, в
состав которой входят: официально оформленное решение о проведении
прогноза, состав экспертной комиссии, график разработки прогноза, контракты
со специалистами, привлекаемыми для его разработки и т.д. Специалисты
должны быть обеспечены всей необходимой информацией об объекте
прогнозирования. Полезным может оказаться специально подготовленный
аналитической группой аналитический обзор по прогнозируемой проблеме. При
работе с многовариантными прогнозами приходится иметь дело с большими