Балет С.С.Прокофьева "Ромео и Джульетта"

“Может ли художник стоять в стороне от жизни?.. Я  придерживаюсь  того
убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель,  живописец  призван  служить
человеку и народу…  Он,  прежде  всего,  обязан  быть  гражданином  в  своём
искусстве,  воспевать  человеческую  жизнь  и  вести  человека  к   светлому
будущему…”
      В этих словах гениального  композитора  Сергея  Сергеевича  Прокофьева
раскрывается смысл и значение его творчества, всей  его  жизни,  подчинённой
непрерывному дерзанию поискам, завоеванию всё новых высот на  пути  создания
музыки выражающей помыслы народа.
      Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в селе Сонцовка
на Украине. Его отец служил управляющим в имении. С самых ранних лет  Серёжа
полюбил серьёзную музыку благодаря своей матери, которая  хорошо  играла  на
рояле. В детстве талантливый ребёнок уже сочинял музыку.  Прокофьев  получил
хорошее образование  и  знал  три  иностранных  языка.  Очень  рано  у  него
появились независимость суждений о  музыке  и  строгое  отношение  к  своему
труду.  В  1904  году  13  летний   Прокофьев   поступил   в   Петербургскую
консерваторию. Он провёл в её стенах  десять  лет.  Репутация  Петербургской
консерватории в годы обучения в ней Прокофьева была очень высокой.  В  числе
её профессоров находились первоклассные музыканты такие как:  Н.А.  Римский-
Корсаков, А.К. Глазунов, А.К. Лядов, а  в  исполнительских  классах  -  А.Н.
Есипова и Л.С.Ауэр. К  1908  году  относится  первое  публичное  выступление
Прокофьева, исполнившее свои  произведения  на  вечере  современной  музыки.
Исполнение Первого концерта для фортепиано с оркестром (1912 год)  в  Москве
принесло  Сергею  Прокофьеву  громадную   славу.   Музыка   поразила   своей
необычайной энергией, смелостью. Настоящий  смелый  и  жизнерадостный  голос
слышится в бунтующих дерзостях молодого Прокофьева. Асафьев  писал:  “Вот  –
дивное  дарование!  Огненное,  живительное,  брызжущее   силой,   бодростью,
мужественной волей и увлекающей  непосредственностью  творчества.  Прокофьев
иногда жесток, порой неуравновешен, но всегда интересен и убедителен”.
            Новые образы динамичной, ослепительно светлой, музыки Прокофьева
рождены  новым  мироощущением,  эпохой  современности  ,  ХХ  веком.   После
окончания консерватории молодой композитор ездил за границу – в Лондон,  где
проходили  в  то  время  гастроли  русской  балетной  труппы  организованной
С.Дягилевым.

      Появление балета “Ромео и Джульетта” составляет важную переломную веху
в творчестве Сергея Прокофьева. Он был написан в 1935-1936  годах.  Либретто
разработано   композитором   совместно   с   режиссёром   С.   Радловым    и
балетмейстером Л. Лавровским (Л. Лавровский и осуществил  первую  постановку
балета в 1940 году в  Ленинградском  театре  оперы  и  балета  имени  С.  М.
Кирова). Убедившись в  бесперспективности  формального  экспериментаторства,
Прокофьев стремится к  воплощению  живых  человеческих  эмоций,  утверждению
реализма. Музыка Прокофьева ярко раскрывает основной конфликт  шекспировской
трагедии – столкновение светлой любви с родовой враждой старшего  поколения,
характеризующий дикость средневекового уклада  жизни.  Музыка  воспроизводит
живые образы шекспировских героев,  их  страсти,  порывы,  их  драматические
столкновения. Форма их свежа и самозабытна, драматургические  и  музыкально-
стилистические образы подчинены содержанию.
      К сюжету “Ромео и Джульетта” обращались часто: “Ромео и  Джульетта”  –
увертюра-фантазия Чайковского, драматическая симфония с  хором  Берлиоза,  а
также - 14 опер.
      “Ромео и Джульетта” Прокофьева – это богато развитая  хореографическая
драма со сложной  мотивировкой  психологических  состояний,  обилием  чётких
музыкальных   портретов-характеристик.   Либретто   сжато   и    убедительно
показывает  основу  шекспировской  трагедии.  В   нём   сохранена   основная
последовательность сцен (сокращены лишь немногие сцены –  5  актов  трагедии
сгруппированы в 3 больших акта).

      В музыке Прокофьев стремится дать современные представления о  старине
(эпоха  описываемых  событий  –  XV  век).  Менуэт  и  гавот   характеризуют
некоторую чопорность и условную грацию (“церемонность” эпохи) в  сцене  бала
у Капулетти. Прокофьев  ярко  воплощает  в  музыке  шекспировские  контрасты
трагичного и комического, возвышенного и шутовского. Рядом с  драматическими
сценами – весёлые чудачества  Меркуцио.  Грубоватые  шутки  кормилицы.  Ярко
звучит  линия  скерцозности  в  картинах  ???????????  веронской  улицы,   в
скоморошьем “Танце масок”, в шалостях Джульетты, в смешной старушечьей  теме
Кормилицы. Типичное олицетворение юмора – весельчак Меркуцио.
      Одним из важнейших драматических средств в балете “Ромео и  Джульетта”
является лейтмотив – это не краткие мотивы, а развёрнутые эпизоды  (например
тема смерти,  тема  обреченности).  Обычно  музыкальные  портреты  героев  у
Прокофьева сплетаются из  нескольких  тем,  характеризующих  разные  стороны
образа – появление новых качеств образа вызывает  и  появление  новой  темы.
Ярчайший пример 3 темы любви, как 3 ступени развития чувства:
 1 тема – его зарождение;
 2 тема – расцвет;
 3 тема – его трагический накал.
      Центральное место занимает в музыке лирическая  струя  –  тема  любви,
 побеждающая смерть.
      С необычайной щедростью обрисовал композитор  мир  душевных  состояний
 Ромео и Джульетты (более  10  тем)  особенно  многогранно  охарактеризована
 Джульетта, превращающаяся из беззаботной девочки в сильную любящую женщину.
 В соответствии с замыслом Шекспира дан образ Ромео: вначале  он  охватывает
 романтические томления, затем проявляет пламенную  пылкость  влюблённого  и
 отвагу бойца.
      Музыкальные темы,  намечающие  зарождение  чувства  любви,  прозрачны,
 нежны;  характеризующие  зрелое  чувство  влюбленных   наполнены   сочными,
 гармоничными красками, остро хроматированы. Резкий контраст к миру любви  и
 юношеских шалостей представляет вторая линия  –  “линия  вражды”  –  стихия
 слепой  ненависти  и  средневековой  ????????  –  причина  гибели  Ромео  и
 Джульетты. Тема распрей в резком лейтмотиве вражды – грозный унисон басов в
 “Танце рыцарей” и в сценическом портрете Тибальда  –  олицетворение  злобы,
 надменности и сословной спеси, в эпизодах боевых схваток в грозном звучании
 темы герцога. Тонко  раскрыт  образ  Патера  Лоренцо  –  ученого-гуманиста,
 покровителя влюблённых, надеющегося, что их любовь и брачный союз  примирит
 враждующие семьи. В его музыке нет церковной  святости,  отрешённости.  Она
 подчёркивает мудрость, величие духа, доброту, любовь к людям.

                                Разбор балета

        В балете три акта (четвёртый акт –  эпилог),  два  номера  и  девять
 картин
 I действие – экспозиция образов, знакомство Ромео и Джульетты на балу.
 II действие. 4 картина – светлый мир любви, венчание. 5 картина  –  ужасная
 сцена вражды и смерти.
 III действие. 6 картина –  прощание.  7,  8  картины  –  решение  Джульетты
 принять снотворное зелье.
 Эпилог. 9 картина – смерть Ромео и Джульетты.

                                    I акт
      №1 Вступление  начинается  с  3  темы  любви  –  светлой  и  скорбной;
 знакомство с основными образами:
 2 тема – с образом целомудренной Джульетты-девочки – грациозной и лукавой;
 3 тема – с образом  пылкого  Ромео  (сопровождение  показывает  пружинистую
 походку юноши).



                                  1 картина
      №2 “Ромео” (Ромео бродит по предрассветному  городу)  –  начинается  с
 показа  лёгкой  походки  юноши  –   задумчивая   тема   характеризует   его
 романтический облик.
      №3“Улица просыпается” – скерцо  –  на  мелодии  танцевального  склада,
 секундные  синкопы,  различные  тональные  сопоставления  придают  остроту,
 озорство,  как  символ  здоровья,  оптимизма  –  тема   звучит   в   разных
 тональностях.
      №4 “Утренний танец” –  характеризует  пробуждающуюся  улицу,  утреннюю
 сутолоку, остроту шуток, бойких словесных  поединков  –  музыка  скерцозна,
 шутлива,  мелодия  упругая  по   ритму,   приплясывающая   и   мчащаяся   –
 характеризует тип движения.
      №5 и 6 “Ссора слуг Монтекки и Капулетти”, “Бой”  –  нет  ещё  яростной
 злобы, темы звучат задиристо, но задорно, продолжают настроение  “Утреннего
 танца”. “Бой” – как “этюд”  –  моторное  движение,  бряцание  оружия,  стук
 мячей. Здесь впервые появляется тема вражды, проходит полифонически.
      №7 “Приказ Герцога”  –  яркие  изобразительные  средства  (театральные
 эффекты) – угрожающе медленная “поступь”, острый диссонант звучания (ff)  и
 наоборот разряжён, пустые тонические трезвучия (pp) –  резкие  динамические
 контрасты.
      №8 Интерлюдия – разрядка напряженной атмосферы ссоры.
                                  2 картина
     В центре 2 картины “портрет” Джульетты-девочки, резвой, шаловливой.
      №9 “Приготовления к балу” (Джульетта и Кормилица) звучат тема улицы  и
 тема Кормилицы, отражающая её шаркающую походку.
      №10 “Джульетта-девочка”. Разные стороны  образа  проявляются  резко  и
 неожиданно. Музыка написана в форме Rondo:
 1 тема – Лёгкость и живость темы выражена в простой гаммаобразной “бегущей”
 мелодии, и, что подчёркивает её ритм, остроту  и  подвижность,  завершается
 сверкающим   кадансом   T-S-D-T,   выраженными   родственными   тоническими
 трезвучиями – As, E, C движущимися вниз по терциям;
      2 тема – Изящество 2 темы передано  в  ритме  гавота  (  нежный  образ
 Джульетты-девушки) – кларнет звучит игриво и насмешливо;
      3 тема – отражает тонкий,  чистый  лиризм  –  как  самую  значительную
 “грань” её образа (изменение темпа, фактуры, тембра – флейты, виолончели) –
 звучит очень прозрачно;
      4 тема (coda) – в самом конце  (звучит  в  №50  –  Джульетта  выпивает
 напиток) предвещает  трагическую  судьбу  девушки.  Драматическое  действие
 разворачивается на праздничном фоне бала в доме Капулетти  –  каждый  танец
 несёт драматическую функцию.
      №11 Под звуки “Менуэта” официально и торжественно собираются гости.  В
 средней части, мелодичной и грациозной, появляются юные подруги Джульетты.
      №12 “Маски” – Ромео, Меркуцио, Бенволио в масках – веселятся на балу –
 мелодия близкая характеру Меркуцио-весельчака: причудливый  марш  сменяется
 насмешливой, шуточной серенадой.
      №13 “Танец рыцарей” – развёрнутая сцена,  написанная  в  форме  Rondo,
групповой портрет – обобщающая характеристика феодалов  (как  характеристика
семейства Капулетти и Тибальда).
Refren – скачущий пунктирный ритм в арпеджио, в сочетании с  мерной  тяжёлой
поступью баса создаёт образ мстительности,  тупости,  заносчивости  –  образ
жестокий и неумолимый;
1 эпизод – тема вражды;
2 эпизод – танец подруг Джульетты;
3 эпизод – Джульетта танцует с Парисом –  хрупкая,  утончённая  мелодия,  но
застывшая, характеризующая смущение и трепет Джульетты. В середине звучит  2
тема Джульетты-девушки.
      №14 “Вариация Джульетты”. 1 тема – звучат отголоски танца с женихом  –
смущение, скованность. 2 тема – тема Джульетты-девочки –  звучит  грациозно,
поэтично. Во 2 половине звучит тема Ромео, который впервые  видит  Джульетту
(из вступления) – в  ритме  Менуэта  (видит  её  танцуя),  а  второй  раз  с
характерным для Ромео сопровождением (пружинистая походка).
      №15 “Меркуцио” – портрет весельчака острослова –  скерцозное  движение
полное фактуры, гармонии и ритмических  неожиданностей,  воплощающих  блеск,
остроумие, иронию Меркуцио (как бы вприпрыжку).
      №16  “Мадригал”.  Ромео  обращается  к  Джульетте  –  звучит  1   тема
“Мадригала”, отражающая традиционные церемонные движения  танца  и  взаимное
ожидание. Прорывается 2 тема –  шаловливая  тема  Джульетты-девушки  (звучит
живо, весело), впервые появляется 1 тема любви – зарождение.
      №17 “Тибальд узнаёт  Ромео”  –  зловеще  звучат  темы  вражды  и  тема
рыцарей.
      №18 “Гавот” – разъезд гостей – традиционный танец.
      Широко развиваются  темы  любви  в  большом  дуэте  героев,  “Сцене  у
балкона”, №19-21, завершающей I акт.
      №19. начинается с темы Ромео, далее тема Мадригала, 2 тема  Джульетты.
1 тема любви (из Мадригала) – звучит эмоционально-возбуждённо (у  виолончели
и английского рожка). Вся эта  большая  сцена(№19  “Сцена  у  балкона”,  №29
“Вариация Ромео”,  №21  “Любовный  танец”)  подчинена  единому  музыкальному
развитию – сплетаются несколько лейттем, которые постепенно приобретают  всё
большую напряжённость  –  в  №21,  “Любовном  танце”,  звучит  восторженная,
экстатичная и торжественная 2 тема любви (безграничный диапазон)  –  певучая
и плавная. В Code №21 – тема “Ромео впервые видит Джульетту”.
                                   II акт
                                  3 картина
      II  акт  изобилует  контрастами  –  народные  пляски  обрамляют  сцену
венчания,  во  2  половине(5  картина)   атмосфера   празднества   сменяется
трагической картиной поединка  Меркуцио  и  Тибальда,  и  смертью  Меркуцио.
Траурное шествие с телом Тибальда – кульминация II акта.
                                  4 картина
      №28 “Ромео у патера Лоренцо  “  –  сцена  венчания  –  портрет  патера
Лоренцо – человека  мудрого,  благородного,  охарактеризованного  хорального
склада темой, отличающейся мягкостью и теплотой интонаций.
      №29 “Джульетта у патера Лоренцо” – появление новой темы у флейты(лейт-
тембр Джульетты) – дуэт виолончели и скрипки  –  страстная  мелодия,  полная
говорящих интонаций – близка  человеческому  голосу,  как  бы  воспроизводит
диалог Ромео и Джульетты. Хоральная музыка, сопровождающая  обряд  венчания,
завершает сцену.
                                  5 картина
      В  5  картине  трагический   поворот   сюжета.   Прокофьев   мастерски
перевоплощает самую весёлую тему – “Улица просыпается”, которая в 5  картине
звучит мрачно, зловеще.
      №32 “Встреча Тибальда и Меркуцио” – тема улицы искажена, её  цельность
разрушена –  минор,  острые  хроматические  подголоски,  “завывающий”  тембр
саксофона.
      №33 “Тибальд бьётся с Меркуцио” темы характеризуют  Меркуцио,  который
бьётся лихо, весело, задиристо, но без злобы.
      №34 “Меркуцио умирает” –  сцена,  написанная  Прокофьевым  с  огромной
психологической  глубиной,  основана   на   постоянно   возвышающейся   теме
страдания  (проявившейся  в  минорном  варианте  темы  улицы)  –  вместе   с
выражением боли показан рисунок движений слабеющего человека – усилием  воли
Меркуцио заставляет себя улыбаться (в оркестре обрывки  прежних  тем,  но  в
далёком верхнем регистре у деревянных – гобоя и  флейты  –  возвращения  тем
прерывают паузы,  необычность  подчёркивают  чужие  заключительные  аккорды:
после d moll – h и es moll).
      №35 “Ромео решает мстить за смерть Меркуцио” – тема боя из 1 картины –
Ромео убивает Тибальда.
      №36  “Финал”  –   грандиозное   ревущая   медь,   плотность   фактуры,
однообразный ритм – приближающие к теме вражды.
                                   III акт
      III акт основан на развитии  образов  Ромео  и  Джульетты,  героически
отстаивающих  свою  любовь  –  особое  внимание  образу   Джульетты(глубокая
характеристика Ромео дана в сцене “В Мантуе”, куда сослан Ромео – эта  сцена
введена при  постановке  балета,  в  ней  звучат  темы  любовных  сцен).  На
протяжении  III  акта  развиваются  темы  портрета  Джульетты,  темы  любви,
приобретающие драматический и скорбный облик  и  новые  трагически  звучащие
мелодии. III акт отличается от предыдущих большей  непрерывностью  сквозного
действия.
                                  6 картина
      №37 “Вступление“ воспроизводит музыку грозного “приказа Герцога”.
      №38 Комната Джульетты –  тончайшими  приёмами  воссоздаётся  атмосфера
тишины, ночи – прощание Ромео и Джульетты(у флейты и челесты  проходит  тема
из сцены венчания)
      №39 “Прощание” – небольшой дуэт полон  сдержанного  трагизма  –  новая
мелодия. Звучит тема прощания, выражающая и  роковую  обречённость  и  живой
порыв.
      №40 “Кормилица” – тема Кормилицы, тема Менуэта, тема подруг  Джульетты
– характеризуют дом Капулетти.
      №41 “Джульетта отказывается выйти  за  Париса”  –  1  тема  Джульетты-
девочки – звучит драматично, испуганно. 3 тема Джульетты –  звучит  скорбно,
застыло, ответом ей служит речь Капулетти – тема рыцарей и тема вражды.
      №42“Джульетта одна”– в нерешительности – звучат 3 и 2 тема любви.
      №43 “Интерлюдия “ –  тема  прощания  приобретает  характер  страстного
призыва, трагической решимости – Джульетта готова умереть во имя любви.



                                  7 картина
      №44 “У Лоренцо” – сопоставляются темы Лоренцо и Джульетты, а в момент,
когда  монах  даёт  снотворное  Джульетте,  впервые  звучит  тема  смерти  –
музыкальный образ, точно соответствующий  шекспировскому:  “Холодный  томный
страх сверлит мне вены. Он замораживает жизни жар”,-
автоматически  пульсирующее  движение  ????   передаёт   оцепенение,   глухо
вздымающиеся басы – растущий “томный страх”.
      №45 “Интерлюдия”  –  рисует  сложную  внутреннюю  борьбу  Джульетты  –
звучит 3 тема любви и в ответ ей тема рыцарей и тема вражды.
                                  8 картина
      №46 “Снова у  Джульетты”  -  продолжение  сцены  –  страх  и  смятение
Джульетты выражены в застылой теме Джульетты из вариаций и 3 тема Джульетты-
девушки.
      №47 “Джульетта одна (решается)” – чередуются тема  напитка  и  3  тема
Джульетты, её роковой судьбы.
      №48 “Утренняя серенада”. В III акте  жанровые  элементы  характеризуют
обстановку действия и использоются очень скудно.  Две  изящные  миниатюры  –
“Утренняя серенада”  и  “Танец  девушек  с  лилиями”  введены  для  создания
тончайшего драматического контраста.
       №50  “У  постели  Джульетты”  –  начинается  с   4   темы   Джульетты
(трагической). Мать и Кормилица идут будить Джульетту, но  она  мертва  –  в
самом  высоком  регистре  скрипок  печально  и  невесомо  проходит  3   тема
Джульетты.
                               IV акт – Эпилог
                                  9 картина
      №51  “Похороны  Джульетты”  –  этой  сценой   открывается   Эпилог   –
замечательная музыка траурного шествия. Тема смерти (у скрипок)  приобретает
скорбный характер. Появление Ромео сопровождает 3 тема любви. Смерть Ромео.
      №52 “Смерть Джульетты”. Пробуждение Джульетты, её  гибель,  примирение
Монтекки и Капулетти.
       Финал  балета  –  светлый  гимн  любви,  основанный   на   постепенно
возрастающем, ослепительном звучании 3 темы Джульетты.

Произведение Прокофьева продолжило классические  традиции  русского  балета.
Это выразилось в большой этической значимости избранной  темы,  в  отражении
глубоких человеческих чувств в развитой симфонической драматургии  балетного
спектакля. И вместе с тем балетная партитура “Ромео и Джульетты” была  такой
необычной, что потребовалось время  для  “вживания”  в  неё.  Возникла  даже
ироническая  поговорка:  “Нет  повести  печальнее  на  свете,   чем   музыка
Прокофьева  в  балете”.  Лишь  постепенно  всё  это  сменилось  восторженным
отношением артистов, а затем и публики  к  музыке.  Необычным  прежде  всего
явился сюжет. Обращение к Шекспиру было смелым шагом советской  хореографии,
так  как  по  общему  мнению  считалось,  что   воплощение   столь   сложных
философских и драматических тем невозможно средствами балета.  Прокофьевская
музыка и спектакль Лавровского проникнуты шекспировским духом.



                             Список литературы.
     1) Советская музыкальная литература под редакцией М.С. Пекелиса;
     2) И. Марьянов “Сергей Прокофьев жизнь и творчество”;
     3) Л. Далько “Сергей Прокофьев популярная монография”;
     4) Советская музыкальная энциклопедия под редакцией  И.А.Прохоровой  и
        Г.С. Скудиной.