Психолого-педагогические и организационные основы функционирования самодеятельного хорового коллектива

московский государственный
                            УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ
                                   (МГУК)



                             КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ
И ПСИХОЛОГИИ



                           КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ
                             "Прикладные аспекты
                           музыкальной педагогики"


     ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
                     САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА
(хоровая педагогика)



Автор: Тараканова Елена Владимировна

Курс: III
Факультет: КНМТ (з/о)
Специальность: Академ. хор



                                   МОСКВА
                                    1998



                                 СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ    3


Руководитель самодеятельного хора как педагог-организатор.    5


Особенности организации самодеятельного хора 6

  Материально-техническая база и основные фонды.    6
  Реклама и информация 7

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКОГО СОСТАВА    7


ОРГАНИЗАЦИЯ РЕПЕТИЦИОННОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ  9

  Руководитель хора как генератор традиций    9
  Организация занятий и методы разучивания репертуара    9
  Педагогическое значение хорового распевания 10
  Разучивание репертуара. Психолого-педагогические особенности 11
  "Педагогика сотрудничества"      13
  Психолого-педагогические особенности расположения хора 14

ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В САМОДЕЯТЕЛЬНОМ ХОРЕ  16

  Некоторые методы и приёмы музыкально-педагогической работы   16
  "Фундамент музыкальности" или музыкальное обучение артистов хора  17

КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ     19

  Виды и особенности концертных выступлений   20

ВЫВОДЫ      21


Использованная литература и источники   23



                                  ВВЕДЕНИЕ


                                          "Идите в хоры и обретёте гармонию"
                                                                (Роберт Шоу)

    В  педагогической   формуле   профессора   Б.В. Баранова   представлено
определение хоровой культуры нации  как  совокупности  трёх  взаимосвязанных
составляющих:

     . хорового творчества (создание репертуара);
     . хорового исполнительство (реализация репертуара);
     . хоровой педагогики (как совокупности методологий обучения творчеству
       и исполнительству).

    В работе самодеятельных (в современной  терминологии  "некоммерческих")
хоровых  коллективов  как  нельзя  лучше  подтверждается  истинность   этого
определения: руководство самодеятельным  хором  —  сложная  и  ответственная
работа, включающая в себя элементы  всех  трёх  перечисленных  составляющих.
Репетиционная и концертно-исполнительская деятельность доставляет не  только
радость  творчества,  но  и   является   систематическим   тяжелым   трудом,
отнимающим много сил и энергии у  каждого  участника  хора.  Без  грамотного
музыкально-педагогического   подхода   со   стороны   руководителя   хоровой
коллектив не добьется заметных художественных  результатов,  что  непременно
приведёт к его распаду.

    В  последние  несколько  лет  обосновано  возрос  интерес   к   хоровой
педагогике.  На  фоне  пресыщенного  хорового  рынка   происходит   массовое
образование хоровых коллективов и столь же массовый их  распад.  Комплексное
исследование этого явления, проведённое в Академии  хорового  искусства  п/у
Г.А. Струве, выявило ряд "узких мест" в процессе  функционирования  типового
самодеятельного хорового  коллектива.  В  частности,  стало  очевидным,  что
одной из основных причин самоликвидации самодеятельных  хоровых  коллективов
является   низкое   качество    музыкально-педагогической    и    психолого-
педагогической работы. То есть факторов, имеющих не только обучающее,  но  и
воспитательное значение. С одной стороны в ряде  самодеятельных  коллективов
ярко выражено отсутствие или недостаточно высокое качество  учебной  работы,
призванной повышать вокально-исполнительский и  профессиональный  (насколько
этот термин возможен в контексте  художественной  самодеятельности)  уровень
хорового коллектива. С другой стороны — недостаточное качество  (или  вообще
отсутствие) работы психологического характера,  направленной  на  воспитание
участников коллектива и формирование особой среды человеческих отношений.
    Общеизвестно,  что  человеческие  отношение  внутри  отдельно   взятого
творческого коллектива являются одной из определяющих начал его  нормального
функционирования и творческого развития. Известный  американский  педагог  и
хоровой дирижер Роберт Шоу сказал на одной  из  педагогических  конференций,
что:  "…если в хоре два певца, стоящих  рядом,  в  одной  партии,  ненавидят
друг друга, то унисон  между  ними  однозначно  невозможен!  Нет  унисона  в
партии — звучание всего хора невозможно считать полноценным…".
    Это  утверждение  вызывает  немало  споров  среди  теоретиков  хорового
искусства, однако хоровая и педагогическая практика  автора  работы  не  раз
заставляла убедиться в истинности этого интересного высказывания.

    Целью настоящей курсовой работы является обобщение  ранее  описанных  и
наиболее  близких  автору  методов  "расшивки  узких  мест"  в   музыкально-
педагогической и психолого-педагогической работе  в  самодеятельных  хоровых
коллективах. При этом  представляется  недальновидным  воспринимать  хоровую
педагогику  в  отрыве  от  организационных   особенностей   функционирования
хорового коллектива, т.к. оба этих гибких явления неразрывно  связаны  между
собой и подвержены значительному взаимному влиянию.
    Описываемые методы были изучены и успешно  опробованы  в  Академическом
хоре  Российского  химико-технологического  Университета  (РХТУ)  им.   Д.И.
Менделеева,  где  автор  с  1993  года  работает  в  должности  хормейстера-
консультанта.


         Руководитель самодеятельного хора как педагог-организатор.


    Наиболее  сложной  частью  работы  руководителя  самодеятельного   хора
является создание творческого коллектива любителей хорового  пения.  В  этом
коллективе одна из главных задач — воспитание уважительных  отношений  между
его участниками, потребности к совместному общению, главной  целью  которого
является хоровое пение.
    Подлинная увлеченность хоровым пением возникает не сразу. Нужна система
психологических контактов, способных  сплотить  людей  в  единый  коллектив:
совместное посещение художественно-творческих  мероприятий,  вечера  отдыха,
диспуты по различным проблемам жизни и т.д. Во  всей  этой  работе  значение
руководителя хора трудно переоценить.
    Создание спаянного  дружбой  и  любовью  к  хоровому  пению  коллектива
невозможно без глубокого уважения  и  даже  расположения  его  участников  к
своему руководителю.
    Руководитель хора должен внимательно  относиться  к  каждому  участнику
хора, знать его трудности и заботы, уметь добрым советом и конкретным  делом
помочь  членам   хорового   коллектива,   быть   им   настоящим   товарищем.
Руководитель хора должен беззаветно любить не только хоровое  искусство,  но
и многоплановую работу, связанную с организацией коллектива, посвящать  этой
работе всего себя.
    В задачу руководителя хора входит:

     . подбор репертуара;
     . музыкально-педагогическая деятельность;
     . организация и проведение репетиционной работы
     . концертно-исполнительской деятельности,
     .  организация  творческих  встреч  с  различными  самодеятельными   и
       профессиональными коллективами,
     . организация и осуществление гастрольных поездок хора,
     . деловые контакты.

    В задачу руководителя хора входит не  только  обучение  его  участников
правильным  певческим  и  хоровым  навыкам,  развитие  музыкальности,  но  и
воспитание у них хорошего художественного вкуса, высокой  духовности,  любви
к  хоровому  искусству.  Задача  эта  усложняется  тем,   что   руководителю
приходится работать с людьми разного возраста,  различного  образовательного
и культурного уровня.
    Такой  широкий  и  разнообразный   спектр   деятельности   руководителя
самодеятельного хора требует от него не только знаний, умений  и  навыков  в
области хорового искусства, но и широкой  общей  эрудиции  и  педагогической
образованности.  Он  должен  быть  разносторонне  подготовленным,  творчески
активным  педагогом.  Для  этого  необходимы  большие   знания   в   области
литературы, театра, изобразительного  искусства,  общественных  наук,  основ
психологии. Руководитель хора должен обладать развитым интеллектом  и  силой
воли.  Работа  с  самодеятельным  хором  требует  от  руководителя   большой
работоспособности, выносливости и крепкого здоровья, а  также  оптимизма  и,
естественно, чувства юмора.
    Все эти знания, умения, навыки, способности и черты характера являются,
по  существу,  профессиональными  качествами  руководителя   самодеятельного
хорового коллектива.


                Особенности организации самодеятельного хора


    Самодеятельные хоры создаются при различных учреждениях: ВУЗах, домах и
дворцах культуры, культурных центрах и ассоциациях и т.д.
    Как было сказано выше, организационная работа теснейшим образом связано
с работой педагогической и осуществляется на  протяжении  всей  деятельности
коллектива.


Материально-техническая база и основные фонды.


    Для  создания  самодеятельного   хора   нужны   определенные   условия:
материально-техническая   база,   репетиционное    помещение,    музыкальные
инструменты, необходимая для работы хора мебель, а также  денежные  средства
на оплату труда руководителя хора и его помощников, приобретение  концертных
костюмов, нотной библиотеки, фонотеки и т.д.
    Важно, чтобы репетиционное помещение было пригодно  для  работы  в  нем
хорового  коллектива.  Для  репетиционных  занятий  хора  желательно   иметь
несколько изолированных помещений,  оснащённых  музыкальными  инструментами.
Это  позволит  хору  проводить  репетиции  по  партиям  (группам).  Практика
показывает, что такие условия для работы с хором возникают очень редко.  Для
занятий хора должно быть отведено  как  минимум  два  просторных  помещения.
Необходимо, чтобы каждое помещение было с хорошей акустикой,  вентиляцией  и
освещением. Акустические условия  репетиционных  помещений  требуют  особого
внимания. Комнаты с плохой акустикой (полное поглощение звука или  отражение
его с эффектом "эхо") совершенно непригодны для занятий. Обычно в  помещении
для улучшения акустики задрапировываются углы. Для занятий хора должны  быть
хорошо  настроены  музыкальные  инструменты  в   соответствии   с   принятым
стандартом (для первой октавы  —  440  герц).  Желательно,  чтобы  стулья  в
репетиционном помещении были  расположены  с  небольшим  повышением  каждого
ряда (амфитеатром).


Реклама и информация


    Создание и организация хорового коллектива — сложный процесс, требующий
большой заинтересованности и помощи от руководства организации, при  которой
создаётся  коллектив.  В  процессе  организации  хора  следует  использовать
различные средства рекламы, агитации и  пропаганды:  объявления  о  создании
хора по местному радио и в печати и т.д.


         ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКОГО СОСТАВА


    Важнейшим этапом формирования состава хора является  прослушивание  его
участников.  Результаты  прослушивания  должны   строго   и   систематически
фиксироваться в специально  заведенном  журнале.  В  нем,  помимо  вокально-
музыкальных   данных   прослушивающихся,   следует   фиксировать   общее   и