Шуман, Роберт Александр

Таллиннская Гимназия Юхкентали.


                                  РЕФЕРАТ.


                                    [pic]

                           ШУМАН, РОБЕРТ АЛЕКСАНДР
                        (Schumann, Robert Alexander) 

                                 (1810–1856)



Таллинн,
2003 г.


                         [pic]
        Роберт Шуман -  немецкий композитор. Родился   в Цвиккау (Саксония)
 8 июня 1810.
       Первые уроки музыки Шуман брал у местного органиста; в возрасте 10
 лет начал сочинять, в том числе хоровую и оркестровую музыку. Посещал
 гимназию в родном городе, где познакомился с произведениями Байрона и Жан-
 Пауля (И.П.Рихтера), став их страстным поклонником. Настроения и образы
 этой романтической литературы впоследствии отразились в музыкальном
 творчестве Шумана. 

 В 1828 он поступил в Лейпцигский университет, а на следующий год перешел в
 университет Гейдельберга. Он предполагал стать юристом, но музыка все
 более привлекала юношу, и успехи в фортепианных занятиях внушили ему мысль
 о карьере концертирующего пианиста. В 1830 он получил у матери разрешение
 полностью посвятить себя музыке и вернулся в Лейпциг, где надеялся найти
 подходящего наставника. Там он начал брать уроки фортепиано у Ф.Вика и
 композиции – у Г.Дорна. Стремясь стать настоящим виртуозом, он занимался с
 фанатическим упорством, но именно это и привело к беде: экспериментируя с
 механическим устройством для укрепления мускулов руки, он повредил палец,
 и мысль о профессиональной пианистической карьере пришлось оставить. Тогда
 Шуман серьезно занялся композицией и одновременно музыкальной критикой.
 Найдя поддержку и сотрудничество, Шуман смог в 1834 основать одно из самых
 влиятельных музыкальных периодических изданий – «Новый музыкальный журнал»
 («Neue Zeitschrift fr Musik»), который в течение нескольких лет
 редактировал и в котором регулярно публиковал свои статьи. Он
 зарекомендовал себя приверженцем нового и борцом с отжившим в искусстве
 (по крайней мере, с тем старым, которое являло собой оплот консерватизма и
 мещанства). 


       В это время Шуман влюбился в дочь своего учителя – Клару Вик,
 выдающуюся пианистку. Молодые люди вступили в брак 12 сентября 1840.
 Несколько лет совместной жизни Роберта и Клары протекли счастливо. У них
 родилось восемь детей; Шуман сопровождал жену в концертных поездках, а
 она, в свою очередь, часто исполняла музыку мужа.



       С женитьбой, совпадает поворот его деятельности в сторону вокальной
 музыки.  В этот период Шуманом были написаны лучшие песни из когда-либо
 созданных композиторами-романтиками (в год женитьбы было создано около 140
 песен) из которых очень многие составляют перлы творчества Шумана, были
 написаны в течение одного года, в том числе знаменитый цикл песен
 “Dichterliebe”. В 1841 г. Шуман написал свою первую симфонию и начал
 вторую d-moll (впоследствии вышедшую под названием четвертой). В том же
 году написаны им симфониетта (увертюра, скерцо и финал) и фантазия для
 фортепиано с оркестром, впоследствии составившая первую часть знаменитого
 фортепьянного концерта a-moll. В 1842 г. Шуман обратился к камерной
 музыке: в один месяц он написал три квартета, посвященные Мендельсону,
 затем квинтет для фортепиано и струнных, посвященный Кларе, квартет для
 фортепиано и струнных и трио. В 1843 г. Шуман перешел к новому для него
 роду сочинения: он написал обширную кантату “Рай и Пери”, на слова Томаса
 Мура., принятую как в Лейпциге, так и Дрездене с энтузиазмом. В том же
 году Шуман начал сочинение музыки к “Фаусту” Гете, но нервная болезнь от
 усидчивого труда помешала дальнейшей работе.
       Путешествие в Россию, куда Шуман сопровождал свою жену, имело
 благодетельное влияние на его здоровье. Хотя у Виельгорского была
 исполнена первая симфония Шумана,  особого значения, в смысле успеха
 композиций, его поездка по России не имела.
         В 1845 г. Шуман принялся за контрапунктические сочинения, написав
 шесть фуг ор. 60 на темы b, a, c, h, четыре фуги ор. 72, каноны; затем он
 докончил фортепьянный концерт a-moll и сочинил вторую симфонию c-dur. В
 1847 — 48 г. он написал оперу “Геновефа”, в 1850 г. данную в первый раз в
 Лейпциге без выдающегося успеха, хотя знатоки, как напр. Шпор, отнеслись к
 ней с большим уважением. Окончив оперу, Шуман с увлечением принялся за
 сочинение музыки в “Манфреду” Байрона, окончил музыку к “Фаусту” Гете,
 написал цикл “Bilder aus Osten” в четыре руки. Музыка к “Фаусту” была
 исполнена одновременно в Лейпциге, Дрездене и Веймаре в 1849 г., в сотую
 годовщину дня рождения Гете.
       С 1850 г. начинается капельмейстерская деятельность Шумана в
 Дюссельдорфе, которая с каждым месяцем становилась тягостнее для Шумана,
 хотя Дюссельдорф и представлял прекрасную арену для успешной пропаганды
 его сочинений. Ко времени пребывания Шумана  в этом городе относятся:
 третья симфония es-dur (написанная в один месяц), увертюры “Мессинская
 невеста”, “Герман и Доротея” и “Юлий Цезарь”, легенда “Странствование
 Розы” (1851), месса, реквием (1852), концерт для виолончели с оркестром,
 Tpио g-moll для фортепиано, скрипки и виолончели, две сонаты для
 фортепьяно и скрипки, торжественная увертюра к “Фаусту”, фантазия для
 скрипки и оркестра и пр. (1853).
       К 1852 г. имя Шумана настолько уже стало популярным, что в Лейпциге
 целая неделя была посвящена исполнению его произведений, но эта
 “шумановская неделя” имела лишь успех средний. Зато в следующем году успех
 концертов из сочинений Шумана в Голландии превзошел все ожидания.
       Иногда Шумана преследовали галлюцинации, во время которых ему как бы
 являлись Шуберт и Мендельсон, диктовали ему тему. В 1852 г. появились
 первые признаки его болезни, скоро достигшей полного развития. В 1854
 после обострения душевного заболевания Шуман совершил попытку
 самоубийства, и его пришлось поместить в лечебницу в Энденихе близ Бонна,
 где он скончался 29 июля 1856. 


       Как композитор Шуман был всей душой предан романтизму. Литературные
 впечатления юности и импульсивный темперамент сочетались с тяготением к
 поиску новых выразительных средств. Шуман испробовал свои силы почти во
 всех основных музыкальных формах, включая симфонию, оперу, ораторию, но
 главными для него стали сферы чисто фортепианная и камерно-вокальная. Его
 концерт для фортепиано с оркестром и фортепианный квинтет тоже
 представляют собой настоящие шедевры, и им мало в чем уступает ряд других
 камерных композиций. Фортепианное же наследие Шумана является
 беспрецедентным в мировой музыке: можно выделить лирический цикл Бабочки
 (Papillons), фантастический Карнавал (Carnaval), прекрасные и полные
 открытий Симфонические этюды (tudes symphoniques), могучую, но исполненную
 лиризма Фантазию. 


       Песни Шумана – лаконичные и развернутые, отдельные и объединенные в
 циклы – открыли целый мир чувств, выраженных с удивительными силой и
 искренностью. В области немецкой художественной песни (Lied) Шумана
 справедливо считают наследником Шуберта. Полному раскрытию композиторского
 прочтения поэтических строк служит фортепианная партия песен, нередко
 содержащая чудесные находки. Шумановские аккомпанементы предъявляют к
 исполнителю особые требования, а также требуют особой дисциплины и от
 вокалиста. В самом конце песни, после завершения вокальной линии, Шуман
 часто дает выразительную фортепианную постлюдию-размышление, как бы
 вдохновенную импровизацию на тему, выраженную в стихах (например, в песне
 Ты в первый раз наносишь мне удар из цикла Любовь и жизнь женщины). Иногда
 фортепианная партия песни кончается на вопросительном незавершенном
 кадансе (как в хорошо известной песне В прекрасном месяце мае из цикла
 Любовь поэта) или содержит новый материал, развивающий мотивы вокальной
 партии. Такие приемы характерны как для отдельных песен, так и для обоих
 великолепных песенных циклов – Любовь и жизнь женщины (Frauen Liebe und
 Leben) на стихи А. фон Шамиссо и Любовь поэта (Dichterliebe) на стихи
 горячо любимого Шуманом Г.Гейне. 


       Острота его критического чутья, его блестящее и безошибочное
 понимание, что хорошо и что плохо в искусстве, подтверждаются, например,
 его творческим соревнованием с Паганини (в двух циклах фортепианных этюдов
 по скрипичным каприсам Паганини) или его приношением Листу – посвящением
 ему Фантазии. Как только Шопен и Брамс, еще начинающие музыканты, попали в
 поле зрения Шумана, он оказал им самую горячую поддержку. Гениальность
 Шумана проявляется в прямоте и простоте выражения. Эти качества ясно
 ощутимы в его лучших сочинениях, но, вероятно, в наибольшей степени в
 пьесах для детей и в сочинении, высоко ценимом самим автором, – в Детских
 сценах (Kinderszenen), маленьких шедеврах, исполненных неподдельного
 обаяния. 

                                    [pic]



Использованая литература:


    Печатное издание:
  Амброс А.В.- Р.Шуман. Жизнь и творчество. М., 1988



Иллюстрации:

  Вэб-сайт:
   www.xs4all.nl/~androom/dead/schumann.htm
   www.klassiekemuziekgids.net/ componisten/schumann1.htm
   www.classicalmidi.gothere.uk.com/ schuman.htm
   www.robert-schumann-haus.de