Местное самоуправление

ПЛАН

      1. Системы нормативно-правовых актов о местном самоуправлении
      2. Федеральное законодательство о местном самоуправлении
      3. Нормативно-правовые акты субъектов РФ о  местном  самоуправлении  и
      акты, принимаемые органами местного самоуправления
      Литература

        1. Системы нормативно-правовых актов о местном самоуправлении

      Правовая   основа   местного   самоуправления    представляет    собой
взаимосвязанную  систему  нормативных  правовых  актов  и   правовых   норм,
регулирующих вопросы организации и деятельности  местного  самоуправления  и
его предназначения, как института, в общей системе управления.
      Система нормативных правовых актов и  норм  о  местном  самоуправлении
имеет следующую внутреннюю структуру.
      Во-первых, нормативные правовые акты и правовые нормы подразделены  на
три группы.
      Первую  группу  составляют  нормативные  правовые  акты   федерального
значения. К ним относятся:  Конституция  Российской  Федерации,  федеральные
законы,  нормативные  правовые  акты  Президента  Российской   Федерации   и
Правительства  Российской  Федерации,   иные   нормативные   правовые   акты
(например, постановления Государственной Думы Российской Федерации,  имеющие
нормативный  характер,  постановления   Конституционного   суда   Российской
Федерации и т. д.).
      Вторую  группу  составляют   нормативные   правовые   акты   субъектов
Российской Федерации. К ним относятся конституции, уставы, законы,  а  также
нормативные правовые акты исполнительных органов  государственной  власти  и
должностных лиц субъектов Российской Федерации.
      Третью группу составляют  нормативные  правовые  акты,  принимаемые  в
системе местного  самоуправления.  К  ним  относятся  решения,  принятые  на
местном   референдуме,   сходе   граждан,   решения    представительных    и
исполнительных органов местного  самоуправления,  должностных  лиц  местного
самоуправления. Например,  уставы  муниципальных  образований,  положения  о
бюджетном устройстве и бюджетном процессе,  положения  о  структуре  органов
местного самоуправления, о порядке управления  муниципальной  собственностью
являются  нормативными  правовыми  актами,  составляющими  правовую   основу
местного самоуправления.
      Во-вторых, нормативные правовые  акты  подразделяются  по  юридической
силе на законы и подзаконные акты. Законы обладают высшей юридической  силой
по отношению к подзаконным актам. Подзаконные  акты  не  должны  вступать  в
противоречие с  законами.  Если  подзаконный  нормативный  акт  противоречит
закону, то он не действует в  части  противоречащей  закону  и  должен  быть
приведен в соответствие с законом.
      Законы   издаются   Федеральным   собранием   Российской    Федерации,
законодательными органами субъектов Российской Федерации.
      Главное  место  в  системе  законов  занимает  Конституция  Российской
Федерации,  на  основе  которой  принимаются  федеральные   законы,   законы
субъектов Российской  Федерации,  а  также  подзаконные  акты  всех  уровней
органов государственной власти и местного самоуправления.
      Это означает,  что  нормативные  правовые  и  иные  акты,  принимаемые
Президентом  Российской  Федерации,  Правительством  Российской   Федерации,
иными федеральными органами должны  соответствовать  Конституции  Российской
Федерации и действующим Федеральным законам.
      Такое же соотношение закона и подзаконного акта должно соблюдаться и в
субъектах Российской Федерации.
      Кроме  того,  все  законы  и  подзаконные  акты  субъектов  Российской
Федерации  не  должны  противоречить   Конституции   Российской   Федерации,
Федеральным  законам,  а  также  нормативным  правовым  актам,   принимаемым
Президентом Российской  Федерации  и  Правительством  Российской  Федерации.
Безусловно, что при  этом  акты  Президента  и  Правительства  не  входят  в
противоречие с Конституцией Российской Федерации и Федеральными Законами.
      Соблюдение  принципа  соподчиненное™   нормативных   правовых   актов,
регулирующих отношения в системе местного самоуправления является  одним  из
главных условий, обеспечивающих нормальное управление процессом  становления
и развития института местного самоуправления.  Нормативные  акты  о  местном
самоуправлении должны составлять  единый  согласованный  механизм,  слаженно
действующий в масштабе всего государства.
      Согласно статье 7 Федерального Закона «Об общих принципах  организации
местного  самоуправления  в  Российской  Федерации»  местное  самоуправление
осуществляется  в  соответствии   с   Конституцией   Российской   Федерации,
указанным Законом, другими федеральными  законами,  конституциями,  уставами
субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
      Далее  Закон  устанавливает  норму  подчиненности  нормативных   актов
субъектов Российской Федерации нормативным актам Федерального уровня.  Часть
2  статьи  7  Закона  гласит:  «Законодательное   регулирование   субъектами
Российской  Федерации  вопросов  местного  самоуправления  осуществляется  в
соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Законом».
      В части  3  этой  же  статьи  Закон  вводит  норму  о  согласованности
остальных   законов,   устанавливающих   нормы   муниципального   права    с
Конституцией Российской Федерации и базовым Федеральным  Законом  «Об  общих
принципах организации местного самоуправления в Российской  Федерации».  Это
означает, что все принимаемые нормативные акты не  должны  противоречить  не
только  Конституции  Российской  Федерации,  но  и  названному  Федеральному
закону. Следовательно,  и  Конституция  РФ  и  названный  федеральный  закон
являются фундаментом, на котором строится вся  правотворческая  деятельность
всех органов государственной власти в области местного самоуправления.
      В  случае  противоречия  норм  муниципального  права,  содержащихся  в
законах, положениям Конституции Российской  Федерации,  Федеральному  Закону
«Об  общих  принципах...»  применяются  положения   Конституции   Российской
Федерации и указанного специального, базового федерального закона.
      Такой подход способствует созданию единого правового  поля  в  системе
местного самоуправления.
      В-третьих, нормативные правовые акты  подразделяются  на  специальные,
полностью посвященные регулированию всех или отдельных отношений  в  системе
местного самоуправления, и содержащие отдельные нормы,  касающиеся  местного
самоуправления.
      Специальными законами являются, например, Федеральный Закон «Об  общих
принципах  организации  местного  самоуправления  в  Российской  Федерации»,
Федеральный  Закон  «О  финансовых   основах   местного   самоуправления   в
Российской Федерации», Федеральный  Закон  «Об  обеспечении  конституционных
прав граждан Российской  Федерации  избирать  и  быть  избранными  в  органы
местного  самоуправления»,  Федеральный  Закон  «Об  основах   муниципальной
службы в Российской Федерации»,  законы  субъектов  Российской  Федерации  о
местном самоуправлении,  о  выборах  в  органы  местного  самоуправления,  о
местном  референдуме,  о  территориальном  общественном  самоуправлении,   о
собраниях   (сходах)   граждан,   о   выборах   должностных   лиц   местного
самоуправления,  о  порядке  формирования  муниципальной   собственности   и
другие.
      Нормы,  регулирующие  отдельные  виды  отношений  в  системе  местного
самоуправления содержатся, например, в Конституции Российской  Федерации,  в
ряде  федеральных  законов,  конституциях  и  уставах  субъектов  Российской
Федерации, а также в отдельных законах субъектов  Российской  Федерации,  не
имеющих специального для местного самоуправления предназначения.
      К таким законам можно отнести Закон Российской Федерации  «Об  основах
налоговой  системы  в  Российской  Федерации»,  Закон  РСФСР   «Об   основах
бюджетного устройства и  бюджетного  процесса  в  РСФСР»,  Закон  Российской
Федерации «О недрах», Закон Российской Федерации «Об образовании» и  другие,
налоговый и бюджетный кодексы.

      2. Федеральное законодательство о местном самоуправлении

      Базовым, специальным законом, развивающим нормы Конституции Российской
Федерации,  регулирующие  отношения  в  системе   местного   самоуправления,
является  Федеральный  Закон  «Об  общих  принципах   организации   местного
самоуправления в Российской Федерации».
      Все остальные законы, содержащие нормы муниципального права, не  могут
противоречить  названному  закону,  равно  как  и   Конституции   Российской
Федерации.
      Другие федеральные  законы  могут  только  развивать,  более  детально
регулировать   отдельные   группы   отношений,   предусмотренных   названным
Федеральным Законом.
      Законодательная  деятельность  федеральных   органов   государственной
власти и  органов  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации
свидетельствует,  что  нормы  Конституции  Российской  Федерации  о  местном
самоуправлении и нормы Федерального закона «Об общих  принципах  организации
местного самоуправления ...» нашли развитие, как в федеральных законах,  так
и в законах субъектов Российской Федерации.  Мы  уже  называли  эти  законы,
подразделяя их на две группы:  специальные  и  содержащие  отдельные  нормы,
регулирующие какие-либо отношения в системе местного самоуправления.
      Специальным подзаконным нормативным правовым актом является, например.
Постановление Правительства Российской Федерации от 27  декабря  1995  г.  №
1251   «О   Федеральной   программе   государственной   поддержке   местного
самоуправления»
      Отдельные   нормы,   регулирующие   отношения   в   системе   местного
самоуправления,  закреплены  в  Указе  Президента  Российской  Федерации  «О
полномочиях Правительства Российской  Федерации  по  осуществлению  передачи
объектов   федеральной   собственности   в   государственную   собственность
субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» от 28  октября
1994 г.
      Подзаконные нормативные акты принимаются  для  обеспечения  выполнения
норм Конституции Российской Федерации и  федеральных  законов,  регулирующих
отношения в системе местного самоуправления.

     3. Нормативно-правовые акты субъектов РФ о местном самоуправлении и
             акты, принимаемые органами местного самоуправления

      Нормативные  правовые  акты  субъектов  Российской   Федерации   также
подразделяются   на   законы   и   подзаконные   акты.    Законы    издаются
законодательными   (представительными)   органами   государственной   власти
субъектов Российской Федерации. К  ним  относятся  конституции  республик  в
составе Российской Федерации, уставы краев,  областей,  автономной  области,
автономных округов, законы.
      Законы  субъектов  Российской  Федерации   также   подразделяются   на
специальные,  посвященные  полностью  местному   самоуправлению,   а   также
содержащие отдельные нормы о местном самоуправлении. К  специальным  законам
относятся:  законы субъектов Российской Федерации о местном  самоуправлении;
о выборах органов и  должностных  лиц  местного  самоуправления;  об  отзыве
депутатов и выборных должностных  лиц  местного  самоуправления;  о  статусе
депутатов  представительных  органов  местного  самоуправления;  о   местном
референдуме;  о  собраниях  (сходах)   граждан;   о   порядке   формирования
муниципальной  собственности,  управления   и   распоряжения   муниципальной
собственностью;   о   территориальном   общественном    самоуправлении.    В
большинстве субъектов Российской Федерации основная часть названных  законов
принята в 1995-1997 годах.
      Нормы,  регулирующие  отношения  в  системе  местного  самоуправления,
закреплены в  конституциях  республик  в  составе  Российской  Федерации,  в
уставах краев, областей,  автономной  области,  автономных  округов,  других
законах, не имеющих специального предназначения для регулирования  отношений
в системе местного самоуправления.
      В развитие и для исполнения  законов  субъектов  Российской  Федерации
исполнительные органы государственной власти субъектов Российской  Федерации
принимают  подзаконные  акты  о  местном   самоуправлении,   которые   также
подразделяются на  специальные  и  содержащие  отдельные  нормы,  касающиеся
местного самоуправления. Эти акты должны соответствовать  законам  субъектов
Российской Федерации, в силу того, что законы  обладают  высшей  юридической
силой.
      В  системе  местного  самоуправления   также  принимаются  нормативные
правовые  акты,  входящие  в  единую  систему   правовой   основы   местного
самоуправления.
      К  ним  относятся  решения  местных  референдумов,  обладающих  высшей
юридический силой по отношению к другим нормативным правовым актам  местного
самоуправления; уставы муниципальных образований; решения собраний  (сходов)
граждан; решения представительных органов местного  самоуправления;  решения
исполнительных органов местного  самоуправления;  постановления  должностных
лиц местного самоуправления.
      Устав муниципального образования является важным нормативным правовым
актом, входящим в правовую основу местного самоуправления.
      Каждое   муниципальное   образование   должно   иметь   свой    устав,
разработанный   на   основе   действующего   законодательства   о    местном
самоуправлении.
      Федеральный   Закон   «Об   общих   принципах   организации   местного
самоуправления в Российской Федерации» (ст. 8), законы субъектов  Российской
Федерации о местном самоуправлении имеют отдельные  статьи,  устанавливающие
обязательность наличия у муниципальных образований их уставов.
      Законы о местном самоуправлении  предусматривают  различный  подход  к
разработке устава муниципального образования.
      Федеральный   Закон   «Об   общих   принципах   организации   местного
самоуправления...»  (ст.  8  ч.  2)  указывает  лишь  на   то,   что   устав
муниципального  образования   разрабатывается   муниципальным   образованием
самостоятельно.  При  этом  не  называются   субъекты,   обладающие   правом
разработки устава. Закон  закрепляет  только  принцип,  на  основе  которого
субъекты  Российской  Федерации  вправе  сделать  самостоятельный  выбор   в
определении   перечня    субъектов-разработчиков    устава    муниципального
образования.
      Такой  подход  способствовал  закреплению  двух  вариантов  разработки
уставов в законах субъектов Российской Федерации о  местном  самоуправлении.
Одна группа законов воспроизводит норму федерального  закона,  без  указания
перечня разработчиков.
      Другая группа законов имеет конкретное название субъектов,  обладающих
правом   разработки   и   внесения   проектов   уставов   на    рассмотрение
представительного   органа    (Республика    Адыгея,    Карачаево-Черкесская
Республика,  Приморский  край,  Оренбургская,  Рязанская   области,   Ямало-
Ненецкий автономный округ и другие). Так, согласно части 4 статьи 14  Закона
Республики  Адыгея  «О  местном  самоуправлении...»  правом   разработки   и
внесения проекта устава муниципального образования наделены:
      1) граждане, обладающие избирательным правом, или группы граждан;
      2) общественные и политические объединения граждан, зарегистрированные
на данной территории  и  местные  отделения  республиканских  объединений  и
партий;
      3) органы местного самоуправления.
      Точно такой же перечень  субъектов  Российской  Федерации,  наделенных
правом разработки  и  внесения  проектов  уставов,  закреплен  в  законах  о
местном   самоуправлении   Карачаево-черкесской   Республики,   Оренбургской
области, Ямало-Ненецкого автономного округа.
      Закон Приморского края «О местном самоуправлении...»  (ст.  22  ч.  4)
наделяет таким правом депутатов представительного  органа.  Закон  Рязанской
области «О местном самоуправлении...» ко  всему  этому  предоставляет  право
разработки и внесения проекта устава главе муниципального образования.
      Федеральный   Закон   «Об   общих   принципах   организации   местного
самоуправления в Российской Федерации» (ст. 8 ч.  2)  установил,  что  устав
муниципального образования  принимается  представительным  органом  местного
самоуправления  или   населением   непосредственно.   Данная   норма   нашла
воспроизведение  во  всех  законах  о   местном   самоуправлении   субъектов
Российской Федерации.
      Практическая реализация норм законов о принятии уставов  муниципальных
образований свидетельствует о наличии  двух  тенденций.  В  одних  субъектах
Российской  Федерации  и  ряде  муниципальных  образований  уставы   приняты
представительными  органами  местного  самоуправления.   В   других   уставы
муниципальных  образований  приняты  гражданами  на   местных   референдумах
(Красноярский, Приморский, Ставропольский края, Архангельская,  Вологодская,
Волгоградская, Ивановская, Камчатская и другие области).
      Очевидно, что такой  подход  будет  все  в  большей  степени  повышать
интерес граждан  к  законотворческому  процессу,  к  организации  управления
территорией. По сути дела, люди сами создают «малую конституцию»  для  своей
«малой Родины», судьба которой им небезразлична.
      Принятие таких актов гражданами порождает у  каждого  из  них  чувство
гордости, здорового патриотизма, уверенности и самостоятельности  в  решении
задач местного значения. В то же время  это  способствует  повышению  уровня
правовой культуры, наличие  которой  весьма  важно  в  условиях  становления
правового государства.
      Порядок принятия уставов муниципальных образований предусмотрен  также
в самих уставах ряда муниципальных образований. Например, статья 5  часть  2
Устава города Северодвинска Архангельской области устанавливает,  что  Устав
Северодвинска принимается  на  референдуме  большинством  голосов  от  числа
жителей муниципального образования, принявших участие в референдуме.
      Устав муниципального образования подлежит государственной  регистрации
в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Такая  норма
закреплена в статье 8  части  3  Федерального  Закона  «Об  общих  принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации».
      Свое развитие данная норма  нашла  в  основном  в  законах  о  местном
самоуправлении  субъектов  Российской   Федерации,   а   также   в   уставах
муниципальных образований в Воронежской области.
      В  Воронежской   области   принят   специальный   закон   «О   порядке
государственной регистрации уставов о местном  самоуправлении  муниципальных
образований в Воронежской области».
      В решении вопроса о  регистрации  уставов  нет  единого  правила.  Ряд
законов предусматривают, что устав подлежит регистрации  в  органах  юстиции
субъекта   Российской   Федерации.   Другие   предоставляют   такое    право
законодательным либо исполнительным органам государственной власти.
      Для регистрации устава  муниципального  образования  законы  субъектов
Российской  Федерации  предусматривают  определенный  перечень   необходимых
документов.
      Так, часть вторая статьи  4  Закона  Воронежской  области  «О  порядке
государственной регистрации уставов о местном  самоуправлении  муниципальных
образований в Воронежской  области»  устанавливает,  что  вместе  с  уставом
муниципального образования представляется:
      -  заявление  о   регистрации,   подписанное   главой   муниципального
образования или лицом, его замещающим;
      -  заверенная  копия   решения   представительного   органа   местного
самоуправления или местного референдума  о  принятии  устава  муниципального
образования;
      - документы об оплате регистрационного сбора и бланка регистрационного
свидетельства;
      -  документ  о  предоставлении  юридического  адреса  органу  местного
самоуправления.
      Документы подаются на государственную  регистрацию  в  течение  одного
месяца со дня принятия устава муниципального образования.
      Изменения и дополнения в уставах  муниципальных  образовании  подлежат
государственной  регистрации  в  том  же  порядке,  что  и   государственная
регистрация самих уставов.
      При внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований
регистрационный сбор не взимается.
      Органы местного самоуправления муниципальных образований включаются  в
единый  государственный  реестр  юридических  лиц,  открытый  для  всеобщего
ознакомления. Документом, удостоверяющим государственную регистрацию  устава
муниципального  образования   является   свидетельство   о   государственной
регистрации.
      Регистрационный  орган   в   срок,   установленный   законом,   обязан
рассмотреть документы  и  принять  одно  из  решений:  регистрировать  устав
муниципального  образования  и  выдать   свидетельство   о   государственной
регистрации,  либо  отказать  в   государственной   регистрации   и   выдать
письменный мотивированный отказ.
      Основанием для отказа, согласно ст. 8 ч. 4,  Федерального  Закона  «Об
общих принципах организации местного самоуправления...»  может  быть  только
противоречие  его  Конституции  Российской  Федерации,  законам   Российской
Федерации и законам субъектов Российской Федерации.
      Законы  субъектов  Российской  Федерации  одной  из  причин  отказа  в
регистрации называют неправильность оформления документов или  недостаточный
перечень документов, установленных законами по данному вопросу.
      И названный Федеральный закон и законы субъектов Российской  Федерации
о  местном  самоуправлении,  о  порядке  регистрации  уставов  муниципальных
образований устанавливают, что отказ  в  регистрации  устава  муниципального
образования может быть оспорен в судебном  порядке.  Правом  на  обжалование
решения об отказе в регистрации устава наделены граждане и  органы  местного
самоуправления.
      Устав  муниципального  образования   вступает   в   силу   после   его
официального опубликования (обнародования).
      Законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
о местном самоуправлении предъявляет определенные требования к содержанию  и
структуре устава муниципального образования.
      В соответствии с Федеральным Законом «Об общих  принципах  организации
местного самоуправления...» (ст.  8)  в  уставе  муниципального  образования
указываются:
      1) границы и состав территории муниципального образования;
      2) вопросы местного значения,  относящиеся  к  ведению  муниципального
образования;
      3) формы, порядок и гарантии  непосредственного  участия  населения  в
решении вопросов местного значения;
      4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
      5)  наименование  и  полномочия  выборных,  других  органов   местного
самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
      6)  срок  полномочии  депутатов  представительных   органов   местного
самоуправления, членов  других  выборных  органов  местного  самоуправления,
выборных должностных лиц местного самоуправления;
      7) виды, порядок принятия и вступления  в  силу  нормативных  правовых
актов органов местного самоуправления;
      8) основания и виды ответственности органов местного самоуправления  и
должностных лиц местного самоуправления;
      9) порядок  отзыва,  выражения  недоверия  населением  или  досрочного
прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления  и  выборных
должностных лиц местного самоуправления;
      10) статус и социальные гарантии  депутатов,  членов  других  выборных
органов  местного  самоуправления,   выборных   должностных   лиц   местного
самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;
      11) гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;
      12) условия и порядок организации муниципальной службы;
      13)  экономическая  и   финансовая   основа   осуществления   местного
самоуправления,  общий  порядок   владения,   пользования   и   распоряжения
муниципальной собственностью;
      14)   вопросы   организуй   местного   самоуправления,   обусловленные
компактным   проживанием   на    территории    муниципального    образования
национальных групп, общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества  с
учетом исторических и иных местных традиций.
      В законе изложен открытый перечень требований к уставу  в  расчете  на
то, что субъекты Российской Федерации дополнят этот перечень, если  появится
такая необходимость.
      Законы субъектов Российской Федерации  развивают  положения  указанной
статьи федерального закона.
      В ряде законов устанавливается порядок разработки, внесения,  принятия
и регистрации устава муниципального образования,  порядок  внесения  в  него
изменений и дополнений; наименование муниципального  образования,  его  герб
или  эмблема,  историко-культурные  особенности  данного  поселения,   схема
управления данного поселения и т. д.
      В самих уставах муниципального образования  нередко  предусматриваются
задачи и цели устава,  его  место  в  системе  нормативных  правовых  актов,
численность и состав населения, принципы  местного  самоуправления,  порядок
формирования муниципальной собственности и другие вопросы.


                                 Литература


1. Конституция Российской Федерации. - М: Юридическая литература, 1993.
2. Местное самоуправление в  Российской  Федерации:  Состояние,  особенности
   формирования,  проблемы//Вестник  Центральной  избирательной   комиссии.-
   М.,1997.-№ 4 (46).
3.  Местное  самоуправление  в  современной  России.  Аналитический  доклад:
   Реализация законодательства Российской  Федерации  по  вопросам  местного
   самоуправления и основные проблемы  развития  местного  самоуправления  в
   современной России. - М.:МОНФ, 1998.
4. Местное самоуправление: Теория и  практика.2-е  изд-е,  изм.  И  доп./Под
   ред. Г. Люхтерхпиндт – М.:Фонд Ф.Науманна, 1997.
5. Муниципальный менеджмент/Под ред. проф. Морозовой Т.Г. – М.:ЮНИТИ, 1997.
6. Об общих  принципах  организации  местного  самоуправления  в  Российской
   Федерации:  Закон,  28.08.95  №  154  –  ФЗ//Российская  газета,   1995,1
   сентября.
7. Постовой Н.В. Муниципальное право России. – М.: Новый Юрист, 1998.
8.  Савранская  О.И.  Правовые  основы  местного  самоуправления//СОЦИС.-М.,
   1997. – №1.
9. Федеральный закон № 126 от  25.09.97г.  «О  финансовых  основах  местного
   самоуправления в Российской Федерации»;
10. Федеральный Закон № 8 от 08.01.98г. «Об основах муниципальной  службы  в
   Российской Федерации».