Единый социальный налог, уплачиваемый предпринимателями

Идея введения единого социального налога, т.е. объединения всех страховых
взносов, возникла еще в 1998 г., когда Госналогслужба России (ныне —
Министерство по налогам и сборам РФ) предложила при сохранении механизма
сбора страховых взносов в социальные внебюджетные фонды установить для них
единую унифицированную налогооблагаемую базу и передать функции учета и
контроля одному ведомству. Однако тогда эти предложения из-за их не
совершенства оказались невостребованными, и вопрос остался открытым.
      Теперь  же  после  принятия  части  второй  Налогового  кодекса РФ   и
Федерального закона от  5 августа  2000 г.  № 118-ФЗ  с  1 января  2001 года
вступил в силу новый порядок исчисления и уплаты взносов  в  государственные
социальные внебюджетные фонды.
Главой 24 части второй Налогового кодекса РФ был  введен  единый  социальный
налог (ЕСН).
      В  составе  ЕСН  консолидированы  взносы  в  Пенсионный   фонд,   Фонд
социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования  -  с
целью мобилизации средств для реализации права  граждан  на  государственное
пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
      Контроль за  правильностью  исчисления,  полнотой  и  своевременностью
внесения в  фонды  взносов,  уплачиваемых  в  составе  ЕСН,  согласно  ст. 9
Федерального закона  № 118  осуществляется  налоговыми  органами  Российской
Федерации. Они же должны осуществлять и  взыскание  сумм  недоимки,  пени  и
штрафов по платежам во внебюджетные фонды, образовавшиеся по состоянию на  1
января 2001 года (за исключением  взносов  на  обязательное  страхование  от
несчастных случаев).
      Порядок расходования средств, уплачиваемых (зачисляемых)  в  фонды,  а
также иные условия, связанные с использование этих средств,  устанавливаются
законодательством РФ об обязательном социальном страховании.
      В первой главе своей работы я рассмотрела  эволюцию  развития  ЕСН,  а
также основные элементы  налога,  такие  как:  плательщики  данного  налога:
существует  две  основные   категории:   работодатели   и   так   называемые
самозанятые    граждане    (индивидуальные    предприниматели,     адвокаты,
крестьянские хозяйства,  а  также  родовые,  семейные  общины  малочисленных
народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями  хозяйствования).  Если
налогоплательщик относится сразу к двум категориям, то он  уплачивает  налог
по двум основаниям. Например, индивидуальный  предприниматель,  использующий
труд  наемных  работников,  платит  ЕСН  как   с   полученных   доходов   от
предпринимательской деятельности за вычетом связанных с ними  расходов,  так
и с начисленных выплат в пользу работников; объект  налогообложения:  это  -
выплаты в пользу работников, доходы  от  предприн-ой  и  иной  деятельности;
ставки  единого  социального  налога:  ставки  единого  социального   налога
отличаются в зависимости от категории плательщиков,   Ставки,  установленные
статьей 241 НК РФ, в  связи  с  этим  не  могут  быть  применены  для  целей
перерасчета страховых взносов в ПФР за 1999 и 2000 годы  для  индивидуальных
предпринимателей  (в  том  числе  частных  нотариусов,   детективов),   глав
крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокатов; порядок исчисления и  уплаты
налога.
      Во второй главе  я  сравнила  поступление  взносов  в  государственные
внебюджетные фонды в 2000 -  2003 гг. В результате я пришла  к  выводу,  что
темп роста поступлений единого социального налога и сумм  в  счет  погашения
задолженности  предыдущих  лет  по  взносам  в  2001  году  по  сравнению  с
поступлениями страховых взносов в  государственные  социальные  внебюджетные
фонды в 2000 году составил 112,4 процента, поступления  единого  социального
налога за период январь-октябрь 2003г.г.  выше  поступлений  за  аналогичный
период 2003г.
       К  сожалению,  несмотря  на  сложность   и   радикальность   перемен,
законодатель не дал  времени  на  освоение  нового  механизма  исчисления  и
уплаты налога ни налоговым органам, ни налогоплательщикам.
       Получив  закон  31  декабря,  налогоплательщики  и  налоговые  органы
вступили в новую жизнь с 11 противоречивыми статьями, без бланков, без  форм
отчетности, без четких указаний.
      В целом изменения и дополнения, внесенные в гл.24 НК РФ Законом N 198-
ФЗ,  направлены  на  облегчение  налогового  бремени   налогоплательщика   с
предоставлением ему возможностей для развития его производственной базы.
      Бесспорно, предусмотреть абсолютно все при введении столь сложного
по своей сути налога чрезвычайно трудно. Особенно когда одновременно
происходит реформирование систем пенсионного и социального обеспечения.
Но уже сегодня исходя из положительных результатов проделанной работы
можно смело сказать: введение единого социального налога - правильный и
обоснованный шаг. При внесении взвешенных законодательных поправок единый
социальный налог максимально способен показать свою эффективность и
жизнеспособность, а это в интересах и государства, и налогоплательщика, и
граждан.