НДС и земельный налог
Содержание
Введение 2
Глава 1. Основные положения 4
1.1 Основные положения 4
1.2 Субъект налогообложения 4
1.3 Объект налогообложения 5
1.4 Место реализации товаров (работ, услуг) 5
Глава 2 Основные элементы налогообложения 6
2.1 Налогооблагаемая база 8
2.2 Налоговый период 9
2.3 Налоговые ставки 9
Глава 3. Порядок исчисления налога 11
3.1 Порядок исчисления налога 11
3.2 Момент определение налоговой базы при реализации (передачи) товаров
(работ, услуг) 13
3.3 Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю 14
3.4 Налоговые вычеты 14
3.5 Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет 15
3.6 Льготы по налогообложению 16
3.7 Порядок и сроки уплата налога в бюджет 20
Глава 4. Примеры расчета налога на добавленную стоимость 21
Список литературы………………………………………………………………22
Введение
Тема налога на добавленную стоимость актуальна в наши дни не только для
России, но и для всех стран, применяющих данный налог.
Для стран ЕЭС он был обязательным условием при вступлении в Союз. В
России же он появился в связи с переходом на рыночные отношения.
Существовавший до этого налог с оборота не отвечал требованиям вновь
формируемого рынка. Введение с 1 января 1992 г. налога на добавленную
стоимость (далее НДС), обеспечило равный подход к вовлечению в процесс
формирования бюджета всех хозяйствующих субъектов, независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности. То есть переход к
косвенному налогообложению был обусловлен решением следующих задач:
. Ориентация на гармонизацию налоговых систем стран Европы;
. Обеспечение стабильного источника доходов в бюджет;
. Систематизация доходов.
Десятилетняя практика применения НДС показала, что в российском
законодательстве имеются спорные моменты, «белые пятна», которые необходимо
ликвидировать. Именно эти проблемы и призван решить Налоговый Кодекс
Российской Федерации.
В настоящее время НДС - один из важнейших федеральных налогов.
Основой его взимания, как следует из названия, является
добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и
обращения товаров. Это налог традиционно относят к категории
универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных
надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося
основную тяжесть налогообложения на конечных
потребителей продукции, работ, услуг.
НДС как наиболее значительный косвенный налог выполняет две
взаимодополняющие функции: фискальную и
регулирующую. Первая (основная), в частности, заключается в
мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход
бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. В
свою очередь, регулирующая функция проявляется в стимулировании
производственного накопления и усилении контроля над сроками
продвижения товаров и их качеством.
За период существования налога на добавленную стоимость
действующий механизм его исчисления и взимания претерпел
существенные изменения. В связи с этим у налогоплательщиков
возникает множество вопросов по толкованию и
разъяснению порядка обложения, данным налогом. Это обстоятельство,
главным образом, и обуславливает актуальность выбранной
темы.
Целью данной работы является анализ действующей практики
исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в Российской
Федерации (далее РФ).
В процессе проводимого исследования решаются следующие задачи:
-исследование природы налога на добавленную стоимость,
характеристика его основных элементов;
-рассмотрение состава плательщиков НДС, объектов обложения и
облагаемого оборота;
-изучение состава льгот, применяемых при исчислении и взимании
НДС;
-выявление особенностей обложения данным налогом основных средств
и нематериальных активов;
При написании работы были изучены и использованы основные
законодательные акты, регулирующие порядок исчисления и уплаты НДС
в РФ. В частности, Закон РФ от 27.12.91г. №2118-1 «Об основах
налоговой системы в РФ», Закон РФ от 06.12.91г. №1992-1 «О налоге
на добавленную стоимость» с учетом внесенных в них изменений и
дополнений, Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая),
Федеральный закон от 29.05.2002 № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений
в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные
законодательные акты Российской Федерации», подзаконные нормативные акты,
а также статистические материалы, статьи, опубликованные в
экономических и финансовых журналах.
Следует отметить, что вступившая в силу с 1 января 2001 года вторая
часть Налогового кодекса внесла целый ряд изменений в порядок исчисления и
уплаты НДС. Наиболее существенные изменения я отражу в своей работе по мере
рассмотрения различных составляющих данного налога.
Глава 1. Основные положения
1.1 Основные положения
Согласно официальному определению, налог на добавленную стоимость
«представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости,
создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между
стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных
затрат, отнесенных на издержки производства и обращения».[1]
Используемые в целях налогообложения понятия товаров, работ и услуг
охватывают все возможные им виды, включая недвижимое имущество, электро– и
тепло энергию, научно-исследовательские, технологические и другие работы,
сдачу в аренду имущества, посреднические, рекламные, информационные и
другие услуги, подготовку и повышение квалификации кадров и т.д.
В РФ налог введен с 01.01.92г. для продукции, производимой на ее
территории, а с 01.02.93 распространен также на ввозимые на территорию РФ
импортные товары, за исключением тех, по которым в законодательном порядке
установлены льготы. НДС заменил два действовавших до этого налога: налог с
оборота и налог с продаж, в котором уже были использованы многие элементы
НДС.
1.2 Субъект налогообложения
Говоря о налоге на добавленную стоимость необходимо сказать в первую
очередь о субъектах налога (плательщиках). Плательщиками НДС на основании
статьи 2 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость» являются:
1) Организации;
2) Индивидуальные предприниматели;
3) Лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость
в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ,
определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской
Федерации.[2]
Необходимо сказать, что в данной статье закона перечислены формальные
налогоплательщики, фактические субъекты НДС – конечные потребители товаров,
работ и услуг.
1.3 Объект налогообложения
Объектом налогообложения признаются следующие операции:
1. обороты по реализации на территории РФ товаров, как собственного
производства, так и приобретенных на стороне, выполненных работ и
оказанных услуг
2. обороты по реализации товаров внутри предприятия для нужд
собственного потребления, затраты по которым не относятся на
издержки производства и обращения, а также своим работникам;
3. обороты по передаче безвозмездно или с частичной оплатой товаров
другим предприятиям или физическим лицам;
4. обороты по реализации товаров (работ, услуг) в обмен на другие
товары (работы, услуги;
5. обороты по реализации предметов залога;
6. товары, ввозимые на территорию России в соответствии с таможенными
режимами, установленными российским таможенным законодательством.
1.4 Место реализации товаров (работ, услуг)
Местом реализации товаров признается территория Российской Федерации,
если:
- товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается
и не транспортируется;
- товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на
территории Российской Федерации.
Местом реализации работ, услуг признается территория Российской
Федерации, если работы (услуги) осуществляются:
- с недвижимым имуществом, находящимся на территории РФ
(строительные, монтажные, ремонтные, реставрационные работы и
работы по озеленению);
- с движимым имуществом, находящимся на территории РФ;
- в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры или
туризма и спорта на территории РФ.
Глава 2 Основные элементы налогообложения
2.1 Налогооблагаемая база
Облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров
(работ, услуг), исходя из применяемых цен и тарифов, без включения в них
налога на добавленную стоимость.
В облагаемый оборот включаются также любые получаемые предприятиями
денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров
(работ, услуг).
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ,
услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с
расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных ими в
денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Порядок определения налоговой базы:
1. Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг)
определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная из
цен, определяемых в соответствии со статьей 40 Налогового кодекса РФ, с
учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального
сырья) и без включения в них НДС и налога с продаж. Аналогично
определяется налогооблагаемая база при реализации товаров (работ, услуг)
по товарообменным (бартерным) операциям, реализации товаров (работ,
услуг) на безвозмездной основе и передачи права собственности на предмет
залога – залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом
обязательства.
2. При реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых
бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком
государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых
отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством
налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ,
услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
3. При реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом
уплаченного налога, налоговая база определяется как стоимость
реализуемого имущества, определяемой с учетом НДС, акцизов и без
включения в нее налога с продаж, и стоимостью реализованного имущества
(остаточной стоимостью с учетом переоценок).
4. При реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее
переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся
налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством РФ, (за
исключением подакцизных товаров) налоговая база – это разница между ценой
с учетом НДС и без включения в нее налога с продаж и ценой приобретения
указанной продукции.
5. При изготовлении товаров из давальческого сырья и материалов, облагаемым
оборотом является стоимость их обработки, переработки и т.п. с учетом
акцизов и без включения НДС и налога с продаж.
6. При реализации товаров (работ, услуг) по срочным сделкам (сделкам
предполагающим поставку товаров по истечении установленного договором
срока по указанной непосредственно в этом договоре цене), налоговая база
– это стоимость, указанная в договоре, но не ниже их стоимости,
действующей на дату реализации, с учетом акцизов и без включения в них
НДС и налога с продаж.
7. При реализации товаров в многооборотной таре, имеющей залоговые цены,
залоговые цены данной тары не включаются в налоговую базу в случае, если
указанная тара подлежит возврату продавцу.
8. Для строительных, строительно-монтажных и ремонтных предприятий
облагаемым оборотом является стоимость реализованной строительной
продукции (работ, услуг).
9. При осуществлении предприятиями посреднических услуг облагаемым оборотом
является сумма дохода, полученная в виде надбавок, вознаграждений и
сборов.
10. У предприятий розничной торговли и общественного питания облагаемый
оборот при реализации товаров определяется в виде разницы между ценами их
реализации и ценами, по которым они производят расчеты с поставщиками,
включая сумму налога на добавленную стоимость. В таком же порядке
определяется облагаемый оборот при аукционной продаже товаров.
11. У заготовительных, снабженческо-сбытовых, оптовых и других предприятий,
занимающихся продажей и перепродажей товаров, в том числе по договорам
комиссии и поручения облагаемый оборот определяется на основе стоимости
реализуемых товаров исходя из применяемых цен без включения в них налога
на добавленную стоимость.
12. В налогооблагаемую базу по товарам, ввозимым на территорию Российской
Федерации, включаются таможенная стоимость товара, таможенная пошлина, а
по подакцизным товарам – и сумма акциза.
Таможенная стоимость товара определяется в соответствии с таможенным
законодательством Российской Федерации.
В налогооблагаемый оборот не включается:
1. Внутризаводские обороты, т. е. реализация продукции, работ и услуг для
промышленно-производственных нужд внутри предприятия.
2. Стоимость возвратной тары, в том числе стеклопосуды.
3. Средства, зачисляемые в уставный фонд предприятия их учредителями в
установленном российским законодательством порядке.
4. Средства, полученные в виде пая в натуральной или денежной форме при
ликвидации предприятий в размере, не превышающем их уставный фонд, а
также пай юридических лиц при выходе их из организации в размере, не
превышающем вступительный взнос.
5. Средства целевого бюджетного финансирования, к которым относятся
средства, перечисляемые целевым назначением из бюджетов различных
уровней.
6. Средства, безвозмездно предоставляемые иностранными организациями в виде
гранта на осуществление целевых программ с последующим отчетом.
7. Средства, передаваемые в благотворительных целях организациям на нужды
малоимущих и социально незащищенных категорий, а также спонсорские
денежные средства, направляемые на целевое финансирование некоммерческих
учреждений, не занимающихся предпринимательской деятельностью и не
имеющих оборотов по реализации продукции, кроме выбывшего имущества.
2.2 Налоговый период
Налоговый период составляет один календарный месяц. Исключение