Налог на доходы физических лиц

«Налог на доходы физических лиц»

      Эту реформу давно ждали в обществе. Масштабная  реформа,  конечно  же,
невозможна  без  взаимного  согласия  парламента,  Правительства,  субъектов
Российской Федерации, бизнеса и широких  слоев  населения.  Сейчас,  на  мой
взгляд, сложились самые благоприятные политические и  экономические  условия
для ее проведения.
      Основные  направления  реформы  -  это  снижение  налоговой  нагрузки,
сокращение  числа  налогов,  рационализация  остающихся  налогов,  улучшение
налогового администрирования и  в  конечном  итоге  -  создание  стабильной,
понятной и предсказуемой налоговой системы, привлекательной  для  инвестиций
и  способствующей  экономическому  росту.  Наиболее  важные  меры,   которые
предусматриваются в рамках реформы,  состоят  в  отмене  оборотных  налогов,
исправлении многочисленных деформаций в налоге  на  прибыль  и  в  некоторых
других налогах, снижении совокупной налоговой нагрузки на заработную  плату.
Решение каждой  из  перечисленных  задач  явится  существенным  продвижением
вперед. Я хотел бы посвятить обсуждению решения одной только третьей  задачи
- совокупному, то есть работника и работодателя, налогообложению  заработной
платы. Сегодня Россия являет собой пример одного из  самых  тяжелых  в  мире
налоговых  обременений  заработной  платы.   Работники   платят   налог   по
прогрессивной шкале с предельной ставкой 30 процентов. Еще  в  прошлом  году
эта ставка была 35 процентов. Дополнительно к этому с той же  и  даже  более
широкой базы уплачиваются взносы в  государственные  внебюджетные  фонды  по
ставке 39,5 процента, большая часть  которых  приходится  на  работодателей.
Такие налоги приводят к тому, что значительная часть заработной  платы  либо
скрывается, либо трансформируется искусственно в другие доходы, которые  или
не облагаются налогами вовсе, или облагаются  по  минимальным  ставкам.  При
таких высоких налогах побудительные мотивы к  уклонению  от  налогообложения
столь сильны, что  никакие  репрессивные  меры  не  остановят  использование
налогоплательщиком легальных и нелегальных схем, позволяющих "экономить"  на
налогах.
      В качестве примера я  приведу,  который  приводило  Правительство  при
рассмотрении  данного  закона,  т.е.  до  принятия,   результаты   недавнего
обследования в Волгоградской области. По данным Министерства  по  налогам  и
сборам, выяснилось, что  в  этой  области  160  тысяч  работников  (обратите
внимание на эту цифру!) получают заработную плату в  размере  83  рублей  49
копеек, то есть ту  минимальную  заработную  плату,  которую  могут  платить
сегодня работникам. А всего в стране годовые доходы свыше 150 тысяч  рублей,
которые облагаются по максимальной, 35-процентой  в  прошлом  году,  ставке,
показывают только около  1  процента  налогоплательщиков.  Конечно  же,  эти
цифры говорят не о том,  что  столь  мала  доля  людей,  получающих  высокие
доходы, они говорят, скорее, о том, что схемы уклонения от налогов  получили
очень широкое распространение.
       Сегодняшнее налоговое бремя по подоходному налогу таково, что большая
часть населения Российской Федерации  уклоняется  от  уплаты  этого  налога.
Уклоняется не потому, что это люди, которые получают сверхдоходы и не  хотят
их показывать, вовсе нет, а  потому,  что  совокупное  обложение  заработной
платы подоходным налогом  и  налогами,  которые  идут  в  социальные  фонды,
непомерно велико, причем непомерно велико не только для богатых,  но  и  для
граждан ниже среднего достатка. Я считаю, что это важнейшее положение.  Этот
закон писан не только для богатых, он писан для всего  населения  Российской
Федерации. Причем  он  содержит  в  себе  важнейшие  вещи,  которые  сделаны
специально  для  людей,  получающих  мало  денег,  -  это   вычеты.   Вычеты
стандартные, которые, если обобщить их в целом, говорят о том, что  человек,
который  получает  до  800  рублей,  практически  не  облагается  подоходным
налогом. То есть для самых бедных подоходный налог не будет существовать.
      В этих условиях Правительство предложило, а ГД РФ одобрило,  пойти  на
неординарные  меры:  отказаться  от  прогрессии  и  установить  единую   13-
процентную ставку подоходного налога. Мне хотелось бы подчеркнуть,  что  для
низкооплачиваемых граждан ставка налога  не  увеличивается,  хотя  формально
сегодня ставка подоходного налога - 12 процентов. Надо учесть,  что  сегодня
наряду с подоходным налогом по ставке 12 процентов эти граждане, так же  как
и  все  другие  граждане,  платят  дополнительно  1  процент  отчислений   в
государственный Пенсионный фонд. Мы предполагаем,  что  отчисления  граждан-
работников в Пенсионный фонд  будут  отменены,  а  совокупная  ставка  таким
образом, останется на том же самом уровне.
      Для  низкооплачиваемых  граждан,   с   тем   чтобы   предоставить   им
дополнительные    социальные    гарантии    и     дополнительные     льготы,
предусматриваются  дополнительные  стандартные  вычеты.  Мне   хотелось   бы
обратить ваше внимание на эти вычеты. Работник (НК  РФ,  Ч2,  ст.№218,  п.1)
будет иметь право до тех пор, пока его доход не достигнет с начала  года  20
тысяч рублей, уменьшать свои облагаемые доходы  на  400  рублей  ежемесячно.
Это резкое  увеличение  по  сравнению  с  тем  уровнем,  который  существует
сегодня. Примерно по той  же  схеме  налогоплательщики  получат  возможность
вычитать  до  300  рублей  ежемесячно   на   содержание   каждого   ребенка,
находящегося на его воспитании. Кроме  того,  будут  введены  дополнительные
социальные вычеты,  которые  в  сегодняшнем  налоговом  законодательстве  не
предусмотрены.  Речь  идет  о  том,  что  каждый  налогоплательщик   получит
возможность выводить из-под налогообложения целевые затраты в  тех  случаях,
если эти затраты направлены на образование  или  на  медицинские  цели.  При
этом предполагается, что затраты на медицинские  цели  будут  приниматься  в
размере  фактически  понесенных  затрат.   Имеются   в   виду   затраты   на
приобретение медикаментов, на платные  медицинские  услуги,  на  медицинское
страхование, но эти размеры будут ограничены 25 тысячами рублей в  год.  Что
касается образования, предполагаются даже более льготные  механизмы,  потому
что налогоплательщик сможет оплачивать (и за себя, и за своих детей)  услуги
платных образовательных учреждений в размере  фактических  расходов,  но  не
более 25 тысяч рублей на  каждого  члена  семьи.  Социальные  вычеты  -  это
важнейшая вещь, которой у нас не было, о которой говорили все на  протяжении
многих лет, что надо дать возможность человеку  вычитать  из  своего  дохода
важнейшие расходы, связанные с его жизнью.  На  мой  взгляд,  это  важнейшее
положение данного закона и  оно  тесно  увязано  и  со  ставкой  подоходного
налога. Что же касается богатых, то опять же я хочу обратить  ваше  внимание
на то, что огромное  количество  людей,  вовсе  не  преступников,  вовсе  не
криминальным способом наживающих  деньги,  а  артистов,  спортсменов  и  так
далее, которые, получая законным  путем  эти  доходы,  стремятся  уехать  из
страны. И вы знаете, что это происходит в жизни каждый  день.  Наши  ведущие
спортсмены,  наши  ведущие  артисты,   композиторы,   писатели   уезжают   и
становятся резидентами других стран. Почему они это делают? Потому  что  они
не любят Родину? Вовсе нет! Потому что  в  этих  странах  значительно  более
льготный режим налогообложения. Потому что они не хотят платить 80 копеек  с
рубля, заработанного ими честным образом.  Надо  обратить  внимание  на  это
тоже.
      Одновременно предполагается перекрыть некоторые  известные  способы  и
схемы ухода от налогообложения. Именно  с  этой  целью  вводятся  повышенные
ставки (35 процентов) на отдельные виды недобросовестных, я назову  их  так,
условно, доходов. Это не обычные проценты, которые получаются по  банковским
депозитам, это не обычные страховые выплаты, когда  выплаты  по  страхованию
имущества значительно  превышают  стоимость  этого  имущества.  И  некоторые
другие каналы таким образом будут перекрыты, что сделает схемы уклонения  от
налогообложения значительно  более  дорогими  и  во  многих  случаях  просто
ненужными.
      Конечно же, неизбежно возникает вопрос о том, насколько  с  социальной
точки зрения справедлива такая налоговая  система.  13  процентов  -  единая
ставка.  Это  может  трактоваться  таким  образом,  что  этим   предлагается
установить пониженные налоги  на  богатых.  Но,  к  сожалению,  обследования
некоторых агенств  показывают  (и  я  уже  упоминал  некоторые  цифры),  что
богатые сегодня имеют вполне легальные возможности не платить налоги  вовсе.
И в этом смысле существующая  система,  которая  формально  выглядит  сейчас
прогрессивной,  по  существу,  является  регрессивной  в  отношении  высоких
доходов.
      Вторая часть  НК  РФ,  на  мой  взгляд,  предполагает,  что  наряду  с
изменением подоходного налога будет реализован еще целый  ряд  мер,  которые
позволят добиться  большей  социальной  справедливости  и  которые  заставят
богатых налогоплательщиков  платить  налоги  в  больших  размерах,  чем  они
делают это сегодня. Речь идет прежде  всего  о  том,  что  косвенные  налоги
будут платиться этими категориями граждан в большем объеме. Кроме того,  что
будут увеличены налоги на дорогую недвижимость, будут  увеличены  налоги  на
дорогие автомобили и на некоторые особо дорогие  виды  потребления,  которые
могут позволить себе только представители  богатых  классов  населения.  Еще
один аспект,  который  принимался  во  внимание,  по  словам  прессы,  когда
предлагалось такое решение, - это то, что такое решение  будет  своеобразной
амнистией в отношении тех доходов, которые были раньше  вывезены  из  России
без налогов, или тех, которые хотя и остались  в  России,  но  в  результате
использования всевозможных схем тоже  не  облагались  налогами.  Эти  деньги
могут начать работать на  российскую  экономику  и  приносить  пользу  всему
обществу.
      Еще, что касается, единой ставки, я хотел бы  еще  раз  обратить  ваше
внимание на то, что в данном законе предлагается не только одна ставка  -  в
размере 13 процентов. Эта ставка относится лишь к обычным  доходам  граждан,
связанным  с  получением  заработной  платы,  с  получением  дополнительного
денежного вознаграждения, скажем, по другому месту работы  или  за  какие-то
виды услуг, которые он оказывает на договорной основе. Обратите внимание  на
то, что в этом законое есть и другая ставка - в размере 35  процентов  -  на
сверхдоходы, которые получают лица от определенных видов  деятельности.  Это
как раз те схемы, которые сегодня наиболее часто применяются.  Например,  по
выплатам   по   страхованиям,   которые   превышают,    скажем,    стоимость
застрахованного имущества на сумму большую, чем как если бы за  этот  период
времени были начислены  проценты  по  ставке  рефинансирования  Центрального
банка. Повторю: сверхдоход облагается по  ставке  35  процентов.  Аналогично
если  вы  положили  депозит  в  банк  и  вам  платят  проценты,  значительно
превышающие ставку Центрального банка: на всю сумму превышения  должен  быть
уплачен налог по ставке 35 процентов. То есть данный  закон  предусматривает
не одну ставку налогообложения.
      В заключении я хотел бы еще раз подчеркнуть, что новый закон позволяет
перекрыть большую часть схем ухода от уплаты подоходного  Сегодня  мы  можем
установить ставку 45 процентов (как в какой-то момент действовала у нас  эта
ставка), или 35, даже 30  процентов,  все  равно  практика  показывает,  что
считанные единицы людей в нашей огромной стране  платят  налоги  по  верхней
ставке, считанные единицы. Каким образом они получают доходы? Они уходят  от
налогообложения  с  помощью  различных   схем   -   страховых,   депозитных,
пенсионных и так далее. Наша задача заключается в том, чтобы заставить  этих
людей платить путем устранения  этих  схем.  Именно  это  и  предлагается  в
законе.



      ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. НК РФ, Ч2, ГЛ.23 «Налог на доходы физических лиц».



                           ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ


                         ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



               Эссе по теме: «Налог на доходы физических лиц».



                                                 Преподаватель: Степина А.С.
                                              Студент: Инюцын А.Ю., гр. БиБД



                                  ВШЭ-2000