Налог на прибыль

Содержание

|  |                                                                |Стр.  |
|Введение                                                           |3     |
|1 |Законодательная и нормативная база по налогу на прибыль         |8     |
|2 |Характеристики налога на прибыль                                |9     |
|  |2.1 |Плательщики налога на прибыль                             |9     |
|  |2.2 |Объекты обложения налогом на прибыль                      |10    |
|  |2.3 |Расчет прибыли подлежащей налогообложению                 |17    |
|  |2.4 |Налоговые льготы                                          |19    |
|  |2.5 |Ставки налога на прибыль                                  |26    |
|  |2.6 |Порядок исчисления налога на прибыль и сроки его уплаты.  |28    |
|  |2.7 |Налогообложение отдельных видов прибыли (доходов)         |31    |
|  |    |предприятий.                                              |      |
|3 |Примеры исчисления налога и отражение в бухучете                |33    |
|4 |Заключение                                                      |38    |
|5 |Список использованных источников                                |40    |

                                  Введение

      Государство может воздействовать  на  ход  экономической  жизни,
лишь  располагая  определенными  денежными   средствами.   Их   должны
предоставить все заинтересованные  в  выполнении  функций  государства
стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует  система
налогов, т.е. обязательных платежей государству.
      С помощью налоговой системы государство активно влияет на рынок,
регулирует развитие производства, способствуя ускоренному росту  одних
отраслей или форм собственности и “угнетению” других.
      В современном  государстве  для  мобилизации  средств  в  бюджет
применяется сложная система налогов, включающая до 40-50 различных  их
видов (в России действует 51 налог и  сбор  и  около  20  лицензионных
видов деятельности).
      Причины такой множественности заключаются в различиях источников
(зарплата, дивиденды по акциям, арендная плата, другие формы дохода на
капитал) и объектов  (доход,  имущество,  его  передача,  потребление,
экспорт и импорт) налогообложения.
      Множественность  налогов  позволяет  в  большей   мере   уловить
платежеспособность налогоплательщиков, сделать общее  налоговое  бремя
психологически менее заметным, отразить разнообразные  формы  доходов,
воздействовать на поведение участников экономических процессов.
      Через  налогообложение  формируются  фонды,  за   счет   которых
государство:
      финансирует  некоторые  расходы   на   простое   и   расширенное
воспроизводство в хозяйстве;
      финансирует социальные программы  -  пенсионного  и  социального
обеспечения, образования, здравоохранения и др.;
      обеспечивает оборону и безопасность;
      содержит  законодательные,  исполнительные  и  судебные   органы
государственной власти и управления;
      предоставляет кредиты и безвозмездную помощь другим странам.
      Это первая и  основная  функция  налогов  -  служить  источником
средств для государственной казны: государственного бюджета  и  других
денежных фондов государства.
      Вторая функция налогов в рыночной экономике - служить  средством
поддержания  и  развития  рыночной  конкуренции.  Основным  принципом,
исходя    из     которого     строится     система     налогообложения
товаропроизводителей,  является  принцип  его   равной   тяжести.   Он
реализуется, как правило,  с  помощью  равных  налоговых  ставок.  Все
предприятия, независимо от форм собственности, ставятся  в  одинаковые
условия изъятия дохода или прибыли.
      Третья функция налогов в рыночной  экономике  -  быть  средством
облегчения  жизни  малообеспеченных  слоев  населения.  С  этой  целью
система   налогообложения   граждан   строится,   как   правило,    по
прогрессивной шкале, в которой получатели больших доходов вносят налог
по более высоким ставкам, а получатели  меньших  доходов  -  по  более
низким. Нередко устанавливаются не облагаемый налогом минимум доходов,
льготы на детей и других иждивенцев.
      Государство в странах с рыночной  экономикой  облагает  налогами
две группы субъектов, получающих доходы: предприятия (юридических лиц)
и граждан (физических лиц). Главные объекты  налогообложения:  прибыль
(доход) предприятий, добавленная в  процессе  производства  стоимость,
оборот  товаров  и  услуг,  доходы  граждан  и   имущество.   Крупными
обязательными    платежами    предприятий     являются     отчисления,
предназначенные на выплату  пенсий  и  пособий  по  линии  социального
страхования. Удельный вес других видов  налогов  и  платежей  в  общей
сумме поступлений государству незначителен.
      Налог на прибыль предприятий и организаций - основной вид налога
юридических  лиц.  Действующий  налог   на   прибыль   предприятий   и
организаций, введенный с 1.01.92 г.,  построен  с  учетом  зарубежного
опыта,  изучение   которого   необходимо   с   связи   с   расширением
международных экономических связей.
      В странах Запада налог на прибыль компаний (корпоративный налог)
существует на постоянной основе с начала второй мировой войны. Система
налогообложения прибыли построена в целом  по  единой  схеме:  прибыль
компаний облагается как центральным  правительством,  так  и  местными
органами власти; объектом обложения выступает чистая  прибыль;  ставки
налога  как  правило   устанавливаются   пропорционально   или   имеют
незначительную прогрессию. Чистая прибыль, подлежащая налогообложению,
равняется  валовой  прибыли  (разница  между  выручкой  от  реализации
продукции  или  услуг  и  её  стоимостью   для   юридического   лица),
уменьшенной на сумму разрешенных вычетов и налоговых льгот.
       К  основным  сокращениям   валовой   прибыли   относятся:   так
называемые "бумажные  вычеты",  налоговый  кредит,  отсрочка  платежа,
полное освобождение от налога и др. "Бумажные вычеты" - это  различные
транспортные издержки, расходы  на  социальную  деятельность,  убытки,
проценты  по  задолженности,  расходы  на  рекламу,   административно-
управленческие расходы, амортизационные  отчисление  и  прочие.  Среди
указанных исключений ведущее  место  занимает  ускоренная  амортизация
(сверх нормального износа), в соответствии с  которой  устанавливаются
повышенные нормы амортизации, обеспечивающее освобождение отчислений в
амортизационный фонд от обложения налога на прибыль.
       Ускоренное   накопление   капитала   достигается   не    только
повышенными нормами амортизационных отчислений,  но  и  использованием
особых методов расчета  (уменьшенного  остатка  и  суммы  чисел).  При
методе уменьшенного остатка амортизационные отчисления  рассчитываются
в виде постоянного процента к остаточной (еще не списанной  к  данному
моменту) стоимости основного капитала.  Другой  метод,  не  получивший
широкого  распространения  из-за   сложности   расчета,   предполагает
определение нормы амортизационных отчислений числа лет, оставшихся  до
истечения амортизационного срока. К сумме цифр от  единицы  до  числа,
равной общей продолжительности этого срока.
        Отсрочка уплаты налога на прибыль  и  полное  освобождение  от
платежа - важные налоговые льготы.  Первая  может  предоставляться  на
определенный срок (3-5 лет) или при наступлении определенных  условий.
Обычно   такой   льготой   пользуются   новые   приоритетные   отрасли
производства. Реже  применяется  полное  освобождение  от  какого-либо
налога.
        Ставка  корпорационного  налога   в   высокоразвитых   странах
колебалась в пределах 50%, а  в  80-е  годы  в  результате  проведения
налоговых реформ она значительно снизилась.
            Налог на прибыль имеет двоякое значение: фискальное и
      регулирующее. Во-первых, налог является важным доходом бюджета. В
     развитых странах его поступления составляют около 10% всех доходов
      государственного (федерального) бюджета. В федеральном бюджете РФ
    налог на прибыль составил: в 1992 г.-около 22%, в 19993 г.-около 15%,
    в 1994 г.-около 17,7%, в 1995 г.-10,1%. Снижение удельного веса этого
      налога в федеральном бюджете обусловлено повышением значения НДС,
      сокращением прибыли предприятий и неплатежами, а также уклонением
      значительного числа юридических лиц от уплаты налогов. Во-вторых,
    налог на прибыль играет роль экономического инструмента регулирования
     экономики. Государство, лишенное собственности, не может управлять
      производственным процессом административными методами. Спущенные
        сверху директивные указания, не подкрепленные экономическими
        стимулами, вряд ли будут выполняться частными предприятиями,
     акционерными обществами, деятельность которых определяется в первую
        очередь требованиям рынка и законом стоимости. В связи с этим
      управление хозяйственными процессами возможно лишь экономическими
     методами, и прежде всего набором элементов налогообложения прибыли:
     ставками, расчетом объекта обложения, льготами и санкциями. Изменяя
   обложение прибыли юридических лиц этими методами, государство способно
   оказать серьезное давление на динамику производства: стимулировать его
   развитие либо сдерживать движение вперед. Действующий налог на прибыль
   предприятий и организаций в России регулирующую роль выполняет слабо в
         силу неустойчивой экономической ситуации в стране, а также
        существования слабой налогооблагаемой базы. Налог на прибыль
       предприятий и организаций действует на всей территории страны.
                1. Законодательная база по налогу на прибыль

      Порядок  исчисления  и  уплаты  налога  на  прибыль  предприятиями   и
организациями определяет Инструкция № 37  Государственной  налоговой  службы
Российской Федерации от 10 августа 1995 г. “О порядке исчисления и уплаты  в
бюджет  налога  на  прибыль  предприятий  и  организаций”.  Указанная   выше
Инструкция издана на основании Закона  Российской  Федерации  “О  налоге  на
прибыль  предприятий  и  организаций”  от  27  августа   1993г.   №5672,   и
постановления Верховного Совета Российской Федерации “О порядке  введения  в
действие Закона Российской Федерации “О  налоге  на  прибыль  предприятий  и
организаций”.
В порядке, предусмотренном Инструкцией № 37, облагается прибыль,  полученная
на   территории   Российской   Федерации,   континентальном   шельфе   и   в
экономической зоне Российской Федерации.
Положения Инструкции № 37 не  распространяются  на  иностранные  юридические
лица. Порядок исчисления и уплаты в бюджет  налога  на  прибыль  иностранных
юридических лиц регулируется  Инструкцией  №  34  Государственной  налоговой
службы  Российской  Федерации   “О   налогообложении   прибыли   и   доходов
иностранных юридических лиц”, зарегистрированной в Министерстве  юстиции  РФ
№897 от 5 июля 1995г.

                     2. Характеристика налога на прибыль
                     2.1. Плательщики налога на прибыль

 Плательщиками налога на прибыль являются:
юридические лица (в том  числе  и  бюджетные),  включая  созданные  на
территории   России   предприятия   и   организации   с   иностранными
инвестициями;
международные    объединения     и     организации,     осуществляющие
предпринимательскую деятельность:
коммерческие банки и кредитные учреждения, включая  банки  с  участием
иностранного капитала, получившие лицензии Центрального банка  России,
а  также  ЦБР  и  его  учреждения  в  части  прибыли,  полученной   от
деятельности, не связанной с регулированием денежного обращения;
страховые организации,  получившие  в  Федеральной  службе  России  по
надзору за страховой  деятельностью  лицензию  на  осуществление  этой
деятельности;
филиалы и другие подразделения предприятий,  организаций,  учреждений,
имеющие расчетный счет в банке и самостоятельный баланс.
      Определенная группа юридических лиц,  в  том  числе  предприятия
организационно-правовых   форм,    реализующих    произведенную    ими
сельскохозяйственную   и   охотохозяйственную   продукцию,   а   также
продукцию,    переработанную    на    данном    предприятии     (кроме
сельскохозяйственных предприятий индустриального типа),  выведены  из-
под действия этого налога. Они облагаются налогом на прибыль (доход) в
соответствии  со  специальными   законами.   При   обложении   прибыли
иностранных юридических лиц  руководствуются  специальной  инструкцией
ГНС и МФ РФ.

                         2.2. Объект налогообложения

      Объектом обложения налогом на прибыль,  полученную  в  рублях  и
иностранной валюте, является валовая прибыль, включающая три составные
части:
     1. -прибыль (убыток) от реализации продукции, выполненных работ и
        услуг;
     2. -прибыль (убыток) от  реализации  основных  фондов  и  другого
        имущества предприятий и организаций;
     3. -доходы от внереализационных операций,  уменьшенных  на  сумму
        расходов  по  ним.   Каждая   часть   прибыли   имеет   строго
        установленный порядок расчета.
      Первая часть-прибыль от реализации продукции, выполненных  работ
и  услуг  определяется  как  разница  между  выручкой  от   реализации
продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов и затратами на производство
и реализацию, включенных в  себестоимость  продукции  (работ,  услуг).
Предприятия, осуществляющие экспортную  деятельность,  при  исчислении
прибыли из выручки от реализации продукции (работ, услуг) исключают из
неё  экспортные  тарифы.  Перечень  затрат,  включаемых  в   стоимость
продукции, устанавливается Положением о составе затрат на производство
и    реализацию    продукции    (работ,    услуг),    включенных     в
себестоимость.Положение о составе затрат на производство и  реализации
продукции, включаемых в себестоимость продукции (работ,  услуг),  и  о
порядке   формирования   финансовых   результатов,   учитываемых   при
налогообложении   утверждено  постановлением   Правительства   РФ   от
5.08.92г. №552; дополнения и изменения от 1.07.95. №661.
      В  дополнении  к  данному  Положению  указано,  что  платежи  по
процентам за кредиты банков в переделах учетной ставки,  установленной
ЦБ РФ, увеличенной на 3 пункта, относятся  к  себестоимости  продукции
(работ, услуг) предприятий. Расходы по уплате  процентов,  превышающих
этот предел, осуществляется за счет прибыли, оставшейся в распоряжении
предприятия.
      Затраты на себестоимость продукции (работ, услуг),  группируются
в соответствии с их экономическим содержанием:
      1)  материальные  затраты  (за  вычетом   стоимости   возвратных
         расходов);
      1) затраты на оплату труда;
      1) отчисления на социальные нужды;
      1) амортизация основных фондов;
      1) прочие затраты.
      Затраты на производство продукции (работ,  услуг)  включаются  в
себестоимость продукции  (работ,  услуг)  того  отчетного  периода,  к
которому  они   относятся,   не   зависимо   от   времени   оплаты   -
предварительной  (арендная  плата  и  т.п.)  или  последующей  (оплата
отпусков  и  т.д.).  Отдельные  затраты,  которые  трудно  отнести   к
отдельному периоду, а также сезонные затраты включаются в  затраты  на
производство  в   сметно-нормализованном   порядке,   определенном   в
отраслевых  методических  рекомендациях  по  планированию,   учету   и
калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг).

      Вторая часть - прибыль от реализации основных фондов  и  другого
имущества  предприятий,  организаций,  учреждений   определяется   как
разница  между  продажной  ценой  и  первоначальной   или   остаточной
стоимостью этих фондов, увеличенной с учетом их переоценки.  При  этом
остаточная стоимость применяется  к  основным  фондам,  нематериальным
затратам и малоценным и быстроизнашивающимся предметам.  Отрицательный
результат от их реализации не уменьшает налогооблагаемую прибыль.
      По предприятиям,  осуществляющим  реализацию  продукции  (работ,
услуг)  по  ценам  не  выше  фактической  себестоимости,   для   целей
налогообложения применяется  рыночная  цена  на  аналогичную  рыночную
продукцию (работы, услуги), но не ниже её  фактической  себестоимости.
При  реализации  предприятием  продукции  по  ценам  ниже  фактической
себестоимости в результате снижения её  качества  или  потребительских
свойств  либо  снижения  рыночных  цен   для   целей   налогообложения
используется фактическая цена реализации продукции.
      При проведении товарообменных операций либо  передаче  продукции
безвозмездно выручка для целей налогообложения определяется из средней
цены реализации  такой  или  аналогичной  продукции,  рассчитанной  за
месяц, в котором осуществлялась указанная сделка.
      Сумма выручки от реализации основных фондов  и  иного  имущества
определяется предприятием  на  основании  расчетов,  представляемых  в
налоговый  орган  по  месту  нахождения  предприятия  одновременно   с
бухгалтерской отчетностью и расчетом по налогу на прибыль.

      Третья часть - доходы (расходы)  от  внереализационных  операций
включают:
     1. доходы от долевого участия в деятельности других предприятий;
     2. суммы,  полученные  безвозмездно  от  других  предприятий  при
        отсутствии совместной деятельности,  за  исключением  средств,
        зачисляемых в уставный фонд предприятий учредителями;
     3.  дивиденды,  проценты  и  другие  доходы  по  ценным  бумагам,
        принадлежащим предприятиям;
     4. доходы от сдачи имущества в аренду;
     5.  другие  доходы  (расходы)  от  операций,  непосредственно  не
        связанных  с  производством  продукции  (работ,  услуг)  и  её
        реализацией, включая суммы, полученные  и  уплаченные  в  виде
        санкций и возмещения убытков.
      В доходы внереализационных операций не включается стоимость:
     6.   объектов   социально-культурного   и    коммунально-бытового
        назначения;   приватизированных   предприятий,    передаваемых
        субъектам  РФ  и  органам  местного  самоуправления,  а  также
        передаваемых    безвозмездно    предприятиям,     учреждениям,
        организациям  органами  государственной  власти   и   местного
        самоуправления, союзами, ассоциациями, в состав которых входят
        предприятия; основных средств, нематериальных активов, другого
        имущества  и  денежных  средств  на  капитальные  вложения  по
        развитию их собственной производственной и  непроизводственной
        базы;
     7.    оборудования,     безвозмездно     полученными     атомными
        электростанциями;
     8.   основных   производственных   фондов,   а   также   средств,
        предусмотренных   на   капитальные   вложения   по    развитию
        производственной  и   непроизводственной   базы,   и   другого
        имущества,   безвозмездно   полученного   для    осуществления
        производственной деятельности  одними  железными  дорогами  от
        других железных дорог;
     9. различных сооружений и объектов связи.
      Суммы, внесенные в бюджет  или  во  внебюджетные  фонды  в  виде
санкций в соответствии  с  законодательством  РФ,  в  состав  расходов
внереализационных операций не включаются, а  относятся  на  уменьшение
прибыли, остающейся в распоряжении предприятий.
      Валовая прибыль, полученная в иностранной валюте, суммируется  с
валовой прибылью в рублях.  При  этом  выручка  в  иностранной  валюте
пересчитывается в рубли по текущему курсу рубля, котируемому ЦБ РФ, на
день поступления средств на валютный счет или в кассу предприятия.  По
предприятиям,   осуществляющим   экспортно-импортные    товарообменные
операции (в том числе на бартерной основе), выручка в валюте для целей
налогообложения пересчитывается в рубли по курсу  на  день  оформления
таможенных документов.
      В  условиях  инфляции  юридические  лица   в   интересах   своих
работников  повышают  оплату  труда  (особенно  это  имеет   место   в
коммерческих структурах). С целью ограничения расходов на заработки  и
сдерживания инфляции, а также  получения  дополнительных  доходов  для
бюджета  государство  вводит  обложение  фонда   оплаты   труда.   Все
предприятия, независимо от результатов  их  деятельности  или  наличия
льгот по налогооблагаемой прибыли (в  том  числе  и  освобожденные  от
налога на прибыль), уплачивают налог на  прибыль  с  суммы  превышения
фактических расходов на оплату  труда  по  сравнению  сих  нормируемой
величиной - в федеральный бюджет по ставке 13%, а в бюджеты регионов -
по ставкам, установленным законами субъектов Российской Федерации.
      Освобождены от уплаты  налога  на  прибыль  с  суммы  превышения
фактических расходов на оплату труда по  сравнению  с  их  нормируемой
величиной только крестьянские (фермерские) хозяйства, колхозы, совхозы
 и другие сельскохозяйственные предприятия при условии,  если  выручка
от  реализации   ими   сельскохозяйственной   продукции   собственного
производства превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции
(работ,  услуг).  Нормируемая  величина  расходов  на   оплату   труда
работников предприятия ежегодно устанавливает  высшей  законодательной
властью по представлению Правительства РФ. С 1994 г. она  определялась
исходя  из  фактической  среднемесячной   оплаты   труда   работников,
включаемой в  себестоимость  продукции  (работ,  услуг),  но  не  выше
шестикратного размера минимальной месячной оплаты труда, установленной
федеральным   законодательством,   и    фактической    среднесписочной
численности  работников.  При  этом  в   среднесписочную   численность
включаются работники, состоящие в  штате,  но  выполняющие  работы  по
договору Подряда и другим договорам гражданско-правового характера.  В
среднесписочную численность работников не включаются:
    10. женщины, находящиеся в отпуске по беременности или родам;
    11. женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
    12. студенты вузов, проходящие практику на предприятии;
    13. инвалиды войны и некоторые другие категории.
      Среднесписочная численность работников предприятий  определяется
в соответствии с Инструкцией по статистике  численности  и  заработной
плате рабочих и служащих на предприятиях.
      Нормируемая величина расходов на оплату труда  увеличивается  на
предусмотренные законодательством РФ следующие суммы:
    14. выплаты, связанные с районным регулированием заработной платы,
        включая выплаты по районным коэффициентам за  работу  в  особо
        трудных климатических условиях, а также надбавки к  заработной
        плате, предусмотренные законодательством за  непрерывный  стаж
        работы  в  районах  Крайнего  Севера  и  приравненных  к   ним
        местностям;
    15. стоимость коллективного  питания,  бесплатно  предоставляемого
        членам экипажа морских и речных судов,  диспетчерам  и  членам
        экипажа авиаотрядов, плавсоставу рыбопромыслового флота;
    16.   стоимость   выдаваемых   бесплатно   форменной   одежды    и
        обмундирования;
    17.  выплаты  матерям  (или   другим   родственникам,   фактически
        осуществляющим  уход  за  ребенком),  состоящим   в   трудовых
        отношениях на условиях найма с предприятиями и  организациями,
        независимо от форм собственности.
      Итак, нормируемая величина расходов на оплату труда определяется
для  конкретного   предприятия   исходя   из   шестикратного   размера
минимальной месячной оплаты труда, умноженной на количество месяцев  в
отчетном  периоде  (квартал,  полугодие,   год)   и   на   фактическую
среднесписочную  численность  работников  данного   предприятия.   Все
фактические расходы на оплату труда,  рассчитанные  из  среднемесячной
оплаты  труда  работников,  включаемой  в   себестоимость   продукции,
превышающую установленную норму, подлежат обложению налогом на прибыль
по действующим ставкам.
      После  расчета  каждой  составной  части   валовой   прибыли   и
определения  превышения  фактических  расходов  на  оплату  труда   по
сравнению с установленным нормативом,  юридической  лицо  подсчитывает
общую сумму прибыли, подлежащую налогообложению.
               2.3. Расчет прибыли, подлежащей налогообложению

      В соответствии с российским налоговым законодательством  валовая
прибыль уменьшается на суммы:
    18. рентных платежей, вносимых в бюджет в установленном порядке из
        прибыли;
    19. доходов (дивидендов, процентов), полученных по ценным бумагам,
        принадлежащим предприятию;
    20.  доходов  от   долевого   участия   в   деятельности   другого
        предприятия, кроме доходов , полученных за пределами РФ;
    21. доходов от игорного  бизнеса,  видеосалонов,  видеопоказа,  от
        проката видео- и аудиокассет и записи на них, определяемых как
        разница между выручкой и расходами (включая расходы на  оплату
        труда) от этих услуг;
    22. прибыли от  страховой  деятельности,  если  ставка  налога  на
        прибыль по этому  виду  деятельности,  зачисляемого  в  бюджет
        субъектов РФ, отличается от  ставки  налога  по  другим  видам
        деятельности;
    23. прибыль  от  осуществления  отдельных  банковских  операций  и
        сделок,  если  ставка  налога  по  этому  виду   деятельности,
        зачисляемого в бюджеты  субъектов  РФ,  отличается  от  ставки
        налога по другим видам деятельности;
    24.  положительных  курсовых  разниц   (увеличивается   на   суммы
        отрицательных  курсовых  разниц),  образовавшихся  в  отчетном
        периоде в результате изменения  курса  рубля  по  отношению  к
        котируемым  ЦБ  РФ  иностранным  валютам,  действовавшего   на
        последнюю дату  предыдущего  отчетного  периода  (в  отношении
        остатков валютных средств), на день поступления (расходования)
        валютных средств, и курса рубля по отношению к  котируемым  ЦБ
        иностранным валютам  на  день  определения  предприятием  сумм
        налогооблагаемой прибыли, т.е.  на  последний  день  отчетного
        периода.
      После определения валовой прибыли юридические лица  рассчитывают
налогооблагаемую прибыль, составляющую разницу между  суммами  валовой
прибыли, уменьшенной  на  указанные  вычеты,  и  налоговыми  льготами,
установленными законодательством РФ.
                           2.4. Налоговые льготы.

      В Российской Федерации действуют разнообразные налоговые  льготы
при обложении прибыли, которые  постоянно  дополняются  и  изменяются.
Нестабильность налоговых  льгот  и  их  большое  количество  осложняют
расчеты налога на прибыль и работу налоговых органов.
      При обложении прибыли юридических  лиц  налоговые  льготы  имеют
большое  социально-экономическое  значение.  С  одной   стороны,   они
облегчают финансовое положение плательщика и даже при  высокой  ставке
налога  не  препятствует  его  развитию,   а   с   другой,   выполняет
регулирующую роль. Государство в условиях рынка  с  помощью  изменения
налоговых льгот оказывает воздействие (стимулирующие или сдерживающее)
на  процесс  производства.  Льготы  дают  плательщику   дополнительный
капитал для хозяйственных нужд, однако в России эта их роль заметно не
проявлялась.
      Действующие налоговые льготы  можно  распределить  на  несколько
групп.  Первая  группа  льгот   касается   прибыли,   расходуемой   на
инвестиции;  вторая  имеет  социально-культурной  направление;  третья
стимулирует развитие  малого  бизнеса  и,  наконец,  четвертая  группа
относится к определенным группам плательщиков.
      К первой группе относятся налоговые  льготы,  создающие  условия
для увеличения капитальных вложений.
      Прибыль предприятий, направленная на финансирование  капитальных
вложений производственного и непроизводственного назначения,  а  также
на погашение банковских кредитов, полученных и использованных  на  эти
цели, освобождается от  налогообложения.  Эта  льгота  предоставляется
предприятиям, осуществляющим развитие собственной  производственной  и
непроизводственной базы, при условии полного  использования  ими  сумм
начисленного взноса на последнюю  отчетную  дату.  При  предоставлении
льготы по прибыли, используемой на капитальные  вложения,  принимаются
фактически произведенные в  отчетном  периоде  затраты  независимо  от
срока окончания строительства и ввода в эксплуатацию основных средств,
учтенных  по  счету  "Капитальные  вложения".  Из   указанных   затрат
исключаются  суммы  износа,  начисленного   по   основным   средствам,
принадлежащим предприятию, с начала года на  отчетную  дату  по  счету
"Износ основных средств".
      Прибыль  для  целей   налогообложения   уменьшается   на   сумму
отчислений в резервные   и  другие  аналогичные  фонды  до  достижения
размеров этих фондов, установленных учредительными документами, но  не
более 25% уставного фонда. При этом сумма отчислений в указанные фонды
не должна превышать 50% налогооблагаемой  прибыли  предприятия.  Такие
фонды  создают   возможность   предприятию   для   расширения   объема
производства.
      Дивиденды,  выплачиваемые  предприятиями  физическим  лицам,   в
случае  из  инвестирования  внутри   предприятия   на   реконструкцию,
расширение производства и другие исходные цели не  подлежат  обложению
налогом на прибыль.
      Большое   экономическое   значение   имеет   налоговая   льгота,
предоставляемая предприятиям на  проведение  и  организацию  НИОКР,  а
также в Российский фонд фундаментальных исследований, Российский  фонд
технологического развития, но не более чем в общей  сложности  10%  от
налогооблагаемой прибыли,  и  добровольные  взносы  в  Фонд  поддержки
предпринимательства и развития конкуренции.
      Государственные   предприятия   имеют   право    исключать    из
налогооблагаемой   прибыли   суммы,    направляемые    на    погашение
государственного  целевого   кредита,   полученного   для   пополнения
оборотных средств, в пределах сроков его погашения.
      Вторая  группа  налоговых  льгот  включает  освобожденную  часть
прибыли, которая затрачивается на  содержание  объектов  и  учреждений
здравоохранения,  народного  образования,  культуры,  спорта,  детских
дошкольных учреждений и детских лагерей отдыха,  домов  престарелых  и
инвалидов, коммунально-бытовой сферы и жилого фонда.
      Из налогооблагаемой прибыли исключаются суммы:
      25. на содержание находящихся на  балансе  предприятий  объектов
          социально-культурного назначения, жилого фонда, а  также  на
          аналогичные  цели  при   долевом   участии   предприятий   в
          соответствии  с  утвержденными  местными   органами   власти
          нормативами;
      26.  взносов  на  благотворительные  цели,  в  экологические   и
          оздоровительные  фонды,  на  восстановление  культурного   и
          природного наследия, общественным организациям инвалидов, их
          предприятиям и учреждениям, а также  средств,  перечисленных
          предприятиям,  учреждениям,  организациям   здравоохранения,
          народного образования, социального обеспечения и спорта,  но
          не более 3% облагаемое  налогом  прибыли,  а  госучреждениям
          культуры, искусства, кинематографии - не более 5% облагаемой
          налогом прибыли;
      27. отчислений государственных и  муниципальных  образовательных
          учреждений,  а   также   негосударственных   образовательных
          учреждений непосредственно на нужды обеспечения, развития  и
          совершенствования образовательного процесса.
       К   третьей   группе   можно    отнести    налоговые    льготы,
предоставляемые малому бизнесу, т.е. предприятиям  со  среднесписочной
численностью  работающих  в  промышленности  и  строительстве  до  200
человек, в науке и научном обслуживании- до  10  человек,  в  отраслях
непроизводственной сферы и розничной торговле -  до  15  человек.  Эти
предприятия помимо указанных льгот освобождаются от налога на  прибыль
в первые 2 года работы. На третьем и четвертом годах они вносят  налог
в размере соответственно 25% и 50% от основной ставки.  Данная  льгота
распространяется на предприятия, занятые производством и  одновременно
переработкой     сельскохозяйственной     продукции,     производством
продовольственных товаров, товаров народного потребления,  медицинской
техники и  лекарственных  средств,  а  также  строительством  объектов
жилищного,   производственного,   социального    и    природоохранного
назначения.  Причем  на  первые   два   года   указанные   предприятия
освобождаются от налога при условии, что выручка у них от данных видов
деятельности превышает  70%  общей  суммы  выручки  от  общего  объема
реализуемой ими продукции (работ, услуг).  Льгота  предоставляется  на
третьем  и  четвертом  годах  работы,  если  выручка  предприятий   от
установленных  видов  деятельности  превышает  90%  общей   суммы   от
реализации  продукции  (работ,  услуг).  Малое  предприятие   получает
указанную   льготу,   если   доля    государственной,    муниципальной
собственности и собственности общественных организаций в его  уставном
капитале составляет не более 25%.
       При прекращении малым  предприятием  деятельности,  в  связи  с
которой ему предоставлялись налоговые льготы, до истечения пятилетнего
срока со дня его регистрации сумма налога на прибыль подлежит внесению
в  федеральный  бюджет  РФ   в   полном   размере   за   весь   период
функционирования данного предприятия.
       В соответствии с Законом  РСФСР  "Об  инвестиционном  налоговом
кредите" от 20 декабря 1991г.  малый  бизнес  получил  особую  целевую
налоговую льготу  -  инвестиционный  налоговый  кредит.  Это  отсрочка
платежа  налоговых  сумм,  предоставляемая  органами   государственной
власти или налоговыми службами. Отсрочка  может  быть  получена  малым
предприятием  по  налогу  на  прибыль   (или   налогу   на   имущество
предприятий) в размере 10% от  цен  от  закупленного  и  введенного  в
действие  оборудования,  используемого  для  замены  ранее  купленного
импортного  оборудования  для  НИР,   защиты   окружающей   среды   от
загрязнения отходами, а также от  цен  оборудования,  предназначенного
для создания рабочих мест инвалидов. При этом общая  сумма  налогового
кредита и других  налоговых  льгот,  предоставленных  предприятию,  не
должна уменьшать суммы налога  на  прибыль,  фактически  полученную  в
календарном году, более чем на 50%.
       Для получения налогового кредита малое предприятие заключает  с
налоговыми  органами  соглашение,  в  котором   устанавливаются   цель
использования, сумма, срок погашения и др.  Возврат  кредита  начинает
осуществляться через два года с  учетом  индекса  инфляций,  при  этом
общий срок погашения - пять лет.
       Кроме предприятий с  ограниченной  численностью  инвестиционный
налоговый  кредит  предоставляется   приватизированным   предприятиям,
получившим кредит для выкупа имущества товариществом.
       Малые предприятия наряду  с  применением  на  общих  основаниях
метода ускоренной амортизации имеют право списывать  дополнительно  до
50% стоимости основных фондов со  сроком  службы  свыше  трех  лет.  В
случае прекращения деятельности предприятия до истечения  одного  года
сумма дополнительно списанного износа подлежит восстановлению за  счет
прибыли.
       Налоговые льготы четвертой группы предоставляются  определенным
категориям плательщиков. Не подлежат налогообложению прибыли:
     28. религиозных объединений  и  предприятий,  находящихся  в  их
         собственности;
     29.  общественных  организаций  инвалидов  и  находящихся  в  их
         собственности учреждений, предприятий, а также  предприятий,
         учреждений, организаций, в которых  инвалиды  составляют  не
         менее  50%  от  общего   числа   работников,   при   условии
         использования  не  менее  половины  полученной  прибыли   на
         социальные нужды инвалидов;
     30.  предприятий,  находящихся  в  регионах,   пострадавших   от
         радиоактивного загрязнения;
     31. предприятий с иностранными  инвестициями,  занятых  в  сфере
         материального производства, в  течение  первых  двух  лет  с
         момента получения ими балансовой прибыли;
     32. музеев, библиотек, государственных театров,  а  с  1  января
         1994 г. - домов культуры, цирков, зоопарков;
     33. предприятий от оказания услуг по размещению  государственных
         ценных бумаг;
     34.   организаций   Пенсионного   фонда   РФ,   полученные    от
         капитализации временно свободных средств этих организаций  и
         направленные на мероприятия по социальной защите населения;
     35. банков и кредитных учреждений, полученные  от  представления
         целевых кредитов на срок три года и более предприятиям любых
         организационно-правовых форм,  используемых  на  капитальные
         вложения по развитию их собственной производственной базы.
       Органы  государственной  власти  субъектов   Федерации   помимо
указанных льгот имеют  право  устанавливать  для  отдельных  категорий
плательщиков дополнительные льготы в пределах сумм налоговых платежей,
направляемых  в  бюджет.  Запрещается  предоставлять  льготы,  носящие
индивидуальный  характер.  Под  отдельными  категориями   плательщиков
понимается  совокупность  предприятий,  расположенных  на   территории
района,  города,  области,  по  видам  деятельности  или   отраслевому
признаку.
       По  предприятиям,  получившим  в  предшествующем  году  убыток,
освобождается от уплаты налога  часть  прибыли,  направленная  на  его
покрытие  в  течение  последующих   5   лет,   при   условии   полного
использования  на  эти  цели  средств  резервного  и   других   фондов
предприятия.
       При  большом  разнообразии  налоговых  льгот  законодательством
предусмотрены ограничения для всех плательщиков. Общая сумма льгот  на
прибыль не может уменьшать фактическую сумму прибыли, исчисленную  без
учета налоговых льгот, не более чем на 50%.
                        2.5. Ставки налога на прибыль

       С 1 января 1994г. действует две ставки налога на прибыль.  Одна
в размере  13%  утверждается  законодательным  органом  -  Федеральным
Собранием;  налог,  рассчитанный  по  этой   ставке,   зачисляется   в
республиканский  бюджет  РФ.  Вторая  ставка  устанавливается  органом
государственной власти субъектов Федерации самостоятельно в размере не
более 22% для предприятий и организаций и  не  более  30%  для  банков
(кредитных учреждений) и страховщиков.
       Ставка налога на прибыль уменьшается в полтора раза для:
     36. банков, предоставляющих не менее 5-%  общей  суммы  кредитов
         крестьянским  хозяйствам.  Колхозам,   совхозам   и   другим
         сельскохозяйственным     предприятиям,      перерабатывающим
         сельскохозяйственную продукцию, а также  малым  предприятиям
         (за   исключением   осуществляющих    снабженческо-сбытовую,
         торговую или закупочную деятельность);
     37. страховщиков, которые не  менее  50%  страховых  взносов  за
         отчетный  период  получают  от   страхования   имущественных
         интересов  крестьянских  (фермерских)  хозяйств,   колхозов,
         совхозов и других сельскохозяйственных и малых предприятий.
       В этих условиях для банков  и  страховщиков  ставки  налога  на
прибыль, уменьшенные в полтора раза, составляют:
       8,66(13%*100%:150%) в республиканский бюджет РФ;
       14,66%(22%*100%:150%) в бюджеты субъектов Федерации.
       Итак, расчет годовой суммы налога на  прибыль  определяется  по
формуле:
       Н=[(Пв - Лн + ФОТсн)* Сн]/100   ,где
       Н - годовая сумма налога;
       Пв - валовая прибыль,  уменьшенная  на  сумму,  предусмотренную
законодательством;
       Лн - налоговые льготы;
       ФОТсн - фактические расходы на оплату труда сверх установленной
нормы;
       Сн - ставка налога (13%+22%).
                  2.6. Порядок исчисления налога на прибыль

                             и сроки его уплаты

       Сумма налога определяется плательщиком,  самостоятельно  исходя
из  фактической  прибыли   на   основании   бухгалтерской   отчетности
нарастающим итогом  с  начала  года.  Налог  вносится  по  квартальным
расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для  предоставления
квартального  бухгалтерского  отчета,  а  по  годовым  расчетам  -   в
десятидневный  срок  со   дня,   установленного   для   предоставления
бухгалтерского отчета и баланса за год.
       В течении  квартала  плательщики  производят  авансовые  взносы
исходя из предполагаемой суммы прибыли за  налогооблагаемый  период  и
ставки налога. Освобождаются от уплаты  авансовых  взносов  налога  на
прибыль  малые   предприятия,   инвестиционные   фонды,   предприятия,
добывающие  драгоценные  металлы,  а  также  предприятия  с   сезонным
характером  производства,  с  иностранными  инвестициями  и  бюджетные
организации. Для контроля  за  правильностью  определения  и  полнотой
перечисления в бюджет авансовых сумм  налога  на  прибыль  предприятия
представляют налоговым органам по месту своего  нахождения  до  начала
квартала  справки  о  предполагаемой  сумме  прибыли  на  квартал   по
установленной форме.
       Авансовые взносы налога  уплачиваются  всеми  плательщиками  не
позднее 15-го числа  каждого  месяца  равными  долями  в  размере  1\3
квартальной суммы налога, исчисленной на базе  предполагаемой  прибыли
на квартал. При изменении в течение  квартала  предполагаемой  прибыли
плательщик по согласованию с финорганом может пересмотреть эту сумму и
величину авансовых взносов в бюджет и представить ему справку об  этих
изменениях не позднее, чем за 20 дней до окончания отчетного квартала.
Разница  между  суммой  налога,  подлежащей  внесению  в   бюджет   по
фактически полученной  прибыли,  и  фактическими  авансовыми  взносами
налога за истекший квартал подлежит уточнению на  сумму,  рассчитанную
исходя из процента за пользование банковским кредитом,  установленного
в истекшем квартале ЦБ РФ.
        Разница между суммой налога, подлежащей внесению в  бюджет   в
соответствии  с   фактически  полученной   прибылью,    и   авансовыми
платежами налога  исчисляется  на  основании  расчета  по  фактической
прибыли и фактически поступивших авансовых платежей в  пределах  сумм,
предусмотренных в справке об авансовых взносах налога в бюджет  исходя
из предполагаемой прибыли. Предприятия,  которые  занизили  в  справке
предполагаемую  прибыль,  производят  доплату  налога.  К  этой  сумме
применяется годовая учетная ставка ЦБ  РФ  за  пользование  банковским
кредитом,  действовавшая  на  15-е  число  второго  месяца   истекшего
квартала отчетного периода, деленная на 4.
       Например, в справке  о  предполагаемой  прибыли  на  1  квартал
указана сумма 2000 руб.,  сумма  авансовых  платежей  при  ставке  35%
должна составить 700 руб. Фактически  получено  прибыли  2500  руб.  и
сумма авансовых взносов - 875 руб., т.е. занижение  авансовых  взносов
составило 175  руб.  Следовательно,  доплата  налога  на  прибыль  при
учетной ставке ЦБ РФ за пользование кредитом, равной 160%  годовых,  а
на квартал 40% (160:4), составит: 175 руб.+70 руб.(40% от 175)=245руб.
       Предприятиям, получившим в отчетном  квартале  прибыли  меньше,
чем указано в справке, переплаченные суммы платежей с учетом ставки ЦБ
не возвращаются.
       Сумма  налога  на  прибыль,   подлежащая   уплате   в   бюджет,
определяется с учетом ранее внесенных  авансовых  платежей.  Если  при
проверке налоговым органом установлено, что налог на прибыль  подлежит
взносу в  большей  сумме,  чем  показано  в  расчете  плательщика,  то
доначисленная сумма перечисляется в бюджет в пятидневный срок  со  дня
сообщения налоговым органом  о  сумме  доплаты.  Причем  по  истечении
пятидневного  срока   со   дня,   установленного   для   представления
бухгалтерского отчета и баланса, начисляется пеня.  Излишне  внесенные
суммы налога на прибыль зачитываются в  счет  очередных  платежей  или
возвращаются плательщику налоговым органом в 10-дневный  срок  со  дня
получения его письменного заявления.
       Предприятия обязаны до  наступления  срока  платежа  налога  на
прибыль сдать платежные поручения соответствующим учреждениям банка на
перечисление суммы налога в бюджет  в  первоочередном  порядке.  Такие
поручения принимаются банками к  исполнению  независимо  от  состояния
расчетного  (текущего)  счета  владельца.  Если  на  счете  последнего
средства отсутствуют, то указанные платежные  поручения  помещаются  в
картотеку №2.
                2.7. Налогообложение отдельных видов прибыли

                            (доходов) предприятий

       Предприятия помимо  налога  на  прибыль  уплачивают  налоги  со
следующих видов прибыли и доходов:
       1) Дивиденды, проценты, полученные по выпущенным  в  РФ  ценным
          бумагам (кроме доходов  от  государственных  ценных  бумаг),
          принадлежащим предприятиям
      Механизм налога с дивидендов по  акциям  следующий.  Акционерное
общество, акциями которого владеет  предприятие,  получает  прибыль  и
облагается налогом на прибыль в общеустановленном порядке.  Оставшаяся
после уплаты налога прибыль  направляется  на  выплату  дивидендов  по
акциям,  в  том  числе  по  акциям,   принадлежащим   рассматриваемому
предприятию. С указанных дивидендов акционерное общество платит  налог
по ставке 15%, а с дивидендов акционерного банка - 18%.
         Предприятие,    получив    дивиденды,    отражает    их    во
внереализационных доходах, и при налогообложении вычитает  из  валовой
прибыли сумму полученных  дивидендов,  так  как  налог  с  этой  суммы
уплачен акционерным обществом;
      2) Доходы от долевого участия в других  предприятиях,  созданных
         на территории РФ, по ставке 15%;
      2) Доходов казино, игорных домов и прочего игорного бизнеса - по
         ставке 90%;
      2) Доходы от проката видео- и аудиокассет и записей на них -  по
         ставке 70%.
      С 1 января 1994 г. прибыль от посреднических операций  и  сделок
облагается по ставкам, действующим для предприятий.
      Налог на прибыль по ставкам 13% (в федеральный бюджет РФ) и  30%
(максимально  в  бюджеты  субъектов  Федерации)  устанавливаются   для
банков, кредитных учреждений  и  страховых  организаций.  При  этом  в
расчете  налогооблагаемой   базы   для   этих   плательщиков   имеются
определенные особенности.
             3. Примеры исчисления налога и отражение в бухучете

      Финансовые результаты от реализации основных средств и прочих  активов
отражаются на счетах 47 “Реализация и прочее выбытие основных средств” и  48
“Реализация прочих активов”.
      Финансовый результат от реализации основных средств  определяется  как
разница между дебетовым и кредитовым оборотом  по  счету  47  “Реализация  и
прочее  выбытие  основных  средств”.  Дебетовое  (убыток)   или   кредитовое
(прибыль) сальдо по счету 47  списывается  в  текущем  отчетном  периоде  со
счета 47 на счет 80 “Прибыли и убытки”.
      Финансовый  результат   от   реализации   материалов,   малоценных   и
быстроизнашивающихся предметов определяется аналогичным образом на счете  48
“Реализация прочих активов”.
      Следует отметить, что отрицательный результат от  реализации  основных
средств,   нематериальных   активов,   малоценных   и   быстроизнашивающихся
предметов,   а   также   иного   имущества    организации    не    уменьшает
налогооблагаемую прибыль.
      По статье “Доходы и расходы от внереализационных операций”  развернуто
отражается общая сумма  доходов  и  расходов,  относимых  в  соответствии  с
действующим законодательством на счет “Прибыли и убытки”.
      Особое  внимание  следует  обратить  на  определение  налогооблагаемой
прибыли  при  реализации  продукции,  работ,  услуг  по   ценам   не   выше
себестоимости.
      Так,  при  реализации  продукции,  работ,  услуг  по  ценам  не   выше
фактической себестоимости для целей  налогообложения  принимается  рыночная
цена[1] ' на аналогичную продукцию (работы, услуги), сложившаяся на  момент
реализации, но не ниже фактической себестоимости.
  Пример. АО  “Hors&Hoofs”  реализовало  другому  предприятию  оборудование,
числившееся в составе основных  средств.  Первоначальная  стоимость  —  7000
тыс. руб., износ 1000 тыс. руб.,  данное  оборудование  было  приобретено  в
1994 г., НДС и СН, уплаченные поставщикам  по  приобретенному  оборудованию,
полностью списаны на расчеты с бюджетом до его реализации.  Цена  реализации
— 4000 тыс. руб., НДС — 800 тыс. руб., СН — 60 тыс. руб.
  Отразим в учете данные хозяйственные ситуации и определим сумму налога  на
прибыль по реализованному оборудованию (рыночная цена  оборудования  данного
вида — 7500 тыс. руб.):
  Д-т сч.  51,  К-т  сч.  47  —  4860  тыс.  руб.  —  зачислена  выручка  за
реализованный компьютер;
  Д-т сч. 47, К-т сч. 68 — 800 тыс. руб. — начислен НДС;
  Д-т сч. 47, К-т сч. 68 — 60 тыс. руб. — начислен спецналог;
  Д-т сч. 47, К-т сч. 01 — 7000 тыс. руб. — списана первоначальная стоимость
реализованного компьютера;
  Д-т сч. 02, К-т сч. 47 — 1000 тыс. руб. —  списан  износ,  начисленный  по
реализованному компьютеру;
  Д-т сч. 80, К-т сч. 47 — 2000 тыс. руб. — определен  финансовый  результат
от реализации основных средств — убыток.
      Так  как  основные  средства  были  реализованы  по   цене   не   выше
себестоимости,  при  определении  налогооблагаемой  прибыли  и   налога   на
добавленную стоимость используется рыночная цена оборудования данного вида.
  Налог на добавленную стоимость, подлежащий взносу в бюджет  составит  1500
тыс. руб. (7500 тыс.руб. • 20%/100%).
  Специальный налог — 112, 5 тыс. руб. (7500 тыс.руб. • 1,5%/100%).
  Прибыль, подлежащая налогообложению, равна 1500 тыс. руб.:  рыночная  цена
(7500 тыс. руб.) — первоначальная стоимость (7000 тыс. руб.) +  износ  (1000
тыс. руб.).
  Сумма налога  на  прибыль  составит  525  тыс.  руб.  (1500  тыс.  руб.  •
35%/100%).

      Если  предприятие  не  могло  реализовать  продукцию  по  ценам   выше
 себестоимости из-за  снижения  ее  качества  или  потребительских  свойств,
 включая моральный износ, либо, если сложившиеся рыночные цены  на  эту  или
 аналогичную  продукцию  оказались  ниже  фактической   себестоимости   этой
 продукции,  то  для  целей  налогообложения  применяется  фактическая  цена
 реализации продукции.

      При обмене продукцией (работами, услугами) между предприятиями либо ее
 передаче безвозмездно выручка для целей налогообложения определяется исходя
 из средней цены реализации такой или аналогичной продукции (работ,  услуг),
 рассчитанной за месяц, в котором осуществлялась  указанная  сделка,  но  не
 ниже фактической себестоимости.

  Пример. В апреле безвозмездно передано другому предприятию 200 кг  красной
икры, фактическая себестоимость 1 кг составила 300 тыс. руб. В  этом  месяце
реализовано потребителям 50 кг такой же икры по цене 400 тыс. руб. за 1  кг,
300 кг — по 500 тыс. руб. и 100 кг — по 450 тыс. руб.

      Для целей налогообложения выручка от  безвозмездной  передачи  красной
икры должна определяться по средней цене реализации 477 778 руб.  (400  тыс.
руб. • 50 кг + 500 тыс. руб. х 300 кг + 450 тыс. руб. • 100 кг) : (50  кг  +
300 кг + 100 кг). Если фактическая себестоимость 1 кг красной икры  составит
480 тыс. руб., то для целей налогообложения будет применятся цена  480  тыс.
руб.
      При отсутствии реализации  такой  или  аналогичной  продукции  (работ,
услуг) за месяц выручка для целей  налогообложения  определяется  исходя  из
цены ее последней реализации, но не ниже фактической себестоимости.

      Пример. В апреле передано  безвозмездно  другому  предприятию  100  кг
красной икры. Реализации икры в этом месяце не  было.  Последняя  реализация
указанной продукции производилась по цене 400 тыс. руб. за 1 кг. Выручка  от
этой операции для целей налогообложения определяется по цене 400  тыс.  руб.
(при фактической себестоимости 1 кг красной икры 300 тыс. руб.).

      Если предприятие обменивает вновь освоенную продукцию,  которая  ранее
не  производилась,  или  обменивает   приобретенную   продукцию   (основные
средства,  производственные  запасы,  малоценные   и   быстроизнашивающиеся
предметы,  иное  имущество),  то  для  целей  налогообложения   принимается
фактическая рыночная цена на аналогичную продукцию, сложившаяся  на  момент
исполнения обязательств по сделке, но не ниже ее фактической  себестоимости
(балансовой стоимости).
      При этом в себестоимость приобретенной продукции включаются  стоимость
приобретения,  расходы  по  доставке,   хранению,   реализации   и   другие
аналогичные расходы.
                               4. Заключение.

    Налоговая система — один из главных элементов рыночной  экономики.  Она
выступает  главным  инструментом   воздействия   государства   на   развитие
хозяйства, определения приоритетов социального  и  экономического  развития.
Поэтому необходимо, чтобы  налоговая  система  России  была  адаптирована  к
новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
    В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства  России  в
отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и  ответственность
соответствующих  уровней  управления  (Федерального  и  территориального)  в
вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как  дополнение
перечня действующих Федеральных налогов, предусмотренное  законодательством,
позволило более  полно  учесть  разнообразные  местные  потребности  и  виды
доходов для местных бюджетов.
    И все же новое налоговое законодательство не в полной мере  подходит  к
новым условиям. Его основные недостатки следующие:  излишняя  уплотненность,
запутанность, наличие большого  количества  льгот  для  различных  категорий
плательщиков, не стимулирующих рост  эффективности  производства,  ускорение
научно-технического  прогресса,  внедрение  перспективных   технологий   или
увеличение    выпуска    товаров    народного    потребления.    Действующее
законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не  стимулирует
привлечение  в  народное  хозяйство  иностранных  инвестиций.  Мировой  опыт
свидетельствует, что налоговое законодательство — не  застывшая  схема,  оно
постоянно изменяется,  приспосабливается  к  воспроизводственным  процессам,
рынку.
    Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр  ставок,  количества
налогов, льгот и т.д. несомненно,  играет  отрицательную  роль,  особенно  в
период  перехода  российской  экономики  к  рыночным  отношениям,  а   также
препятствует   инвестициям   как   отечественным,   так    и    иностранным.
Нестабильность налоговой системы на  сегодняшний  день  —  главная  проблема
реформы налогообложения.
    Очевидно, что вся эта неразбериха с налогами приводит  к  нестабильному
положению в нашей экономике и еще больше  усугубляет  экономический  кризис.
Для  выхода  из  кризисного  состояния  необходимо  одним  из  первых  шагов
наладить налоговую систему страны.

                     5. Список использованной литературы

1.Окунева Л.П. "Налоги" 1994 г.
2.“Налоги”, жур. "Экономика и жизнь".
3.Барулин С.В. "Налоги как инструмент  государственного  регулирования
экономики" - Финансы, №1-1996.
4.Гулаев В.И. "Налоги - состояние, проблемы и решения" - Финансы,  №6-
1995.
5.Е.П.Козлова “Бухгалтерский учет”, Москва “Финансы и статистика”1996
6.Инструкция ГНС №37 от 10.08.95г.
7.Инструкция ГНС №34 от 16.06.95г.
-----------------------
[1] Под рыночной ценой понимаются рыночные цены, сложившиеся в регионе на
момент исполнения сделки. Под регионом следует понимать сферу обращения
продукции в данной местности, которая определяется исходя из экономической
возможности покупателя приобрести товар на ближайшей по отношению к нему
территории. При этом под ближайшей территорией понимается конкретный
населенный пункт, или группа населенных пунктов, или иные территории,
находящиеся в пределах границ национально- и административно-
территориальных, национально-государственных образований.