Налоги и налоговая система

Налоги и налоговая система

|Экономическое состояние России на 1998 г.                              |3    |
|Основная коллизия сложившейся налоговой системы                        |7    |
|Что такое налоги?                                                      |9    |
|Элементы налога и способы его взимания                                 |11   |
|Виды налогов                                                           |12   |
|Налоговая система России                                               |21   |
|Принципы налогообложения                                               |23   |
|Налог на прибыль                                                       |25   |
|Налог на добавленную стоимость                                         |29   |
|Декларация о доходах                                                   |31   |
|Вывод                                                                  |33   |
|Список литературы                                                      |34   |

В первые 5 месяцев 1998 г. по основным объективным показателям в российской
экономике  дела  в  целом  идут  не  хуже,  чем  в   прошлом   году.   Рост
потребительских цен с начала года составил 4%, что в 1,5  раза  ниже  темпа
инфляции за  тот  же  период  прошлого  года.  Объёмы  ВВП  и  промышленной
продукции    практически    стабильны.    Стабильны    также    показатели,
характеризующие уровень жизни населения.
      Однако на  финансовых  рынках  ситуация  развивалась  драматически.  С
ноября трижды (ноябрь, январь, май)  наблюдались  резкие  падения  котировок
российских государственных и ценных корпоративных бумаг.
      Резко  обострилось  положение  с  бюджетом.  Несмотря  на   сокращение
бюджетного дефицита  и  превышение  доходов  над  расходами  без  процентных
расходов, всё больше средств пришлось  использовать  на  погашение  долговых
обязательств, чтобы не перефинансировать их  по  чрезмерно  высоким  ставкам
доходности. С апреля снова стал ухудшаться  сбор  налогов  и  соответственно
финансирование бюджетных назначений по непроцентным расходам.
      Вновь стала расти задолженность по заработной плате бюджетникам  и  по
пенсиям. В этих условиях вновь подскочили процентные ставки  по  ссудам  для
реальной сферы, сократились кредитные вложения.  Позитивные  тенденции  были
сломлены. Страна оказалась перед опасностью нового обострения кризиса.

       Экономические последствия правительственного кризиса в России.
                       (ситуация на финансовом рынке)

      23 марта 1998 г. Правительство Российской Федерации в  полном  составе
было отправлено в отставку.  Произошёл  первый  за  все  годы  реформ  чисто
правительственный кризис, не выходивший за рамки действующей Конституции  РФ
и не ставящий её под сомнение. Поэтому влияние  политических  событий  конца
марта- начала апреля на экономику представляет особый интерес.
      Воздействие   правительственного   кризиса   на   динамику   некоторых
экономических  индикаторов  не   вызывает   сомнения.   Приведённые   данные
позволяют   выделить   три   отчетливо   различающихся   периода:    паника,
стабилизация, в течение которой  были  восстановлены  существовавшие  прежде
тенденции, и плавное,  но  устойчивое  ухудшение,  когда  многие  позитивные
прежние тенденции сменились негативными.
      Первый  период  был  практически  ограничен  одним  днём-  23   марта.
Заявление   Президента   Российской   Федерации    о    причинах    отставки
Правительства,   о   преемственности   и   неизменности   политического    и
экономического курса, а также выступления ведущих  политиков  и  экономистов
позволили стабилизировать ситуацию.
      Грань  между   вторым   и   третьим   периодами   пришлась   на   дни,
непосредственно  предшествующие  первому  голосованию   в   Гос.   думе   по
кандидатуре председателя Правительства, предложенной Президентом  Российской
Федерации (голосование состоялось 10 апреля). Именно в эти дни  стало  ясно,
что кризис принимает затяжной характер, это и  сформировало  соответствующие
ожидания агентов рынка.
      Реакция рынка на отставку Правительства оказалась менее резкой, чем на
сведения о болезни Президента. “Естественный процесс обновления власти”  (по
словам В.Черномырдина) не вызвал ухудшения экономической ситуации в стране.
      Понимание того, что кризис приобрёл затяжной характер, хотя и  вызвало
устойчивое  ухудшение  многих  индикаторов,  но   не   привело   к   панике,
аналогичной 23 марта. Можно  предположить,  что  агенты  рынка  воспринимали
даже затянувшийся кризис, контролируемый со стороны Президента.
                                   Август.
      “5 месяцев тому назад никто не ожидал, что мировой  финансовый  кризис
так больно ударит по России, что экономическая ситуация в  стране  настолько
осложнится. В этих условиях главный приоритет – не допустить  отката  назад,
обеспечить  стабильность.  Сегодня   нужны   те,   кого   принято   называть
“тяжеловесами”. Я считаю, что необходимы опыт и вес Черномырдина.”
                                                                   Б.Ельцин.
      За этим последовала отставка С.Кириенко.
      25 августа 1998 г. вполне заслуживает  того,  чтобы  войти  в  историю
российского финансового  рынка  как  второй  ”черный  вторник”:  вчера  курс
доллара на ММВБ вырос сразу на 10%.  Причём,  по  оценкам  самих  участников
рынка, вчерашний скачок курса далеко не последний.
      За “черным вторником” на ММВБ,   наступила  “черная  среда”  на  рынке
наличной валюты. Валюту в обменных пунктах нельзя было не только купить,  но
и продать – такого цивилизованный рынок ещё не видел.
      После падения в четверг и пятницу индексов на всех мировых биржах ни у
кого  больше  не  осталось  сомнений  в  том,  что  азиатский  и  российский
финансовые кризисы переросли в мировые. Все называют происходящее  не  иначе
как “глобальным финансовым кризисом”. Для России это означает  только  одно:
помощи теперь ждать неоткуда.

                                  Сентябрь.
      После заседания совета думы 1 сентября, стало  ясно:  страна  вплотную
подошла к угрозе гражданской войны. Дума во главе с Г. Зюгановым  готова  её
начать.

             Промышленность балансирует между жизнью и смертью.
      С начала 90-х  годов  российская  промышленность  переживает  жестокий
кризис  –  это  общеизвестно.  В  ближайшее  время  нам  предстоит   увидеть
подтверждение другой банальной истины – никогда не бывает так  плохо,  чтобы
не могло быть ещё хуже. Мировой  экономический кризис  нанёс  промышленности
оглушительный удар. Многие предприятия доживают свои последние дни.

      5 сентября курс доллара не был стабильным. До обеда он составлял 16,99
руб./ $. К концу дня спрос вновь  превысил  предложение  и  котировки  пошли
вверх, достигнув отметок 20 – 21 руб./$.
      Дума два раза отклоняет кандидатуру  В.  Черномырдина.  В  третий  раз
Ельцин её уже не предложил. Далее следуют выборы. Теперь вместо  Кириенко  и
Черномырдина – Е. Примаков. Набирается новый кабинет министров.

      Госналогслужба  объявила  17  сентября  о  первом  в  России  массовом
банкротстве – начата процедура  банкротства  28  компаний,  имеющих  крупные
налоговые долги. Эту новость можно считать сенсацией:  массовое  банкротство
стало  первым   шагом   нового   правительства,   публично   заявляющего   о
безоговорочной поддержке российских производителей.

      Когда возникла идея премьерства Е. Примакова, курс доллара дошел до 20
руб./$. Примаков – премьер уже 8 дней, курс практически вернулся  на  те  же
позиции, цены взялись за  старое,  все  ждут  инфляции.  Кабинет  так  и  не
сформирован.

      По свидетельству банкиров, спрос на доллары со стороны населения, если
и превышает предложение, то не на много. А котировки американской валюты  на
ММВБ последние дни продолжают колебаться вокруг отметки 16 руб. /$.

                                  Октябрь.
      Нефтяные генералы предъявили ультиматум правительству. Россия выбирает
из двух зол – эмиссия либо непомерные налоги.
      Мусульмане готовятся к войне. Анкара и Дамаск  не  поделили  курдов  и
Евфрат.
      Россия ждёт кредита от США.
      Финансовый кризис,  поразивший  многие  крупнейшие  российские  банки,
запустил механизм банкротства, который,  как  эпидемия,  распространился  по
всей российской экономике.
      7 октября на улицы российских городов выходили многотысячные  колонны,
требующие отставки президента и изменения экономического курса.

              Основная коллизия сложившейся налоговой системы.


      Одно  из  ключевых  условий  преодоления  кризиса  нашей  экономики  –
создание рациональной налоговой системы. Она призвана обеспечить:

1)    стимулирование     технологического     прогресса     и     повышение
   конкурентоспособности продукции отечественных производителей, укрепление
   оборонного потенциала и экономической безопасности страны;
2) соблюдение прав и интересов налогоплательщиков  и  общества,  подавление
   противоправной деятельности;
3) воплощение  принципов  непротиворечивости,  фискальной  эффективности  и
   нейтральности  в  отношении   различных   категорий   налогоплательщиков
   (предприятий разных организационно – правовых форм, отраслей,  регионов)
   с учетом временных периодов, темпов инфляции и т.п.;
4) демократичность, реализуемость, эффективность и равновесность (Парето  –
   оптимальность)  процедур  установления   налоговых   ставок,   изменения
   налогового законодательства и принятия иных решений в бюджетно-налоговой
   сфере;
5) совместимость  с  зарубежными  налоговыми  системами  при  одновременном
   недопущении дискриминации  российских  товаропроизводителей,  граждан  и
   бюджетов, исключении привилегий иностранным производителям и инвесторам.
Обложение людей налогами старо как мир. Оно существовало уже  в  библейские
времена, и было неплохо  организовано.   Одним  из  самых  известных  тогда
налогов была «десятина»': десятую часть урожая крестьянин отдавал в  уплату
за  пользование  землей.  Этот  налог   просуществовал   почти   до   конца
девятнадцатого столетия.
    В государствах древнего классического мира (Рим, Афины, Спарта) налоги,
как правило,  не  взимались,  потому  что  не   было  постоянных  ведомств.
Оказывая государству услуги,  граждане  расходовали  собственные  средства.
Однако сборы и пошлины с торговцев в портах, на рынках, у  городских  ворот
существовали и тогда.
    Непосредственные  сборщики  налогов  не  пользовались  популярностью  в
народе, хотя они лишь выполняли волю правительств. Поскольку сбор налогов –
дело хлопотное, требует   содержания  специального  аппарата,  в  некоторых
странах, чтобы сэкономить государственные средства,  право  взимать  налоги
выставлялось на торгах. Получал его тот, кто давал самую  высокую цену.  Он
становился «откупщиком». Естественно, что   такой  сборщик  налогов,  чтобы
покрыть затраты и получить  прибыль от избранной деятельности, ответственно
относился  к выполнению своих обязанностей.
    Из истории известно,  что  многие  города  обносились  стенами.  Меньше
известно, что это делалось не только для  защиты   от  врагов.  Так,  Париж
оградили стеной сборщики налогов, откупщики, чтобы никто не мог ускользнуть
от их внимания.   Французская  революция  со  сборщиками  налогов  обошлась
особенно жестоко,  многие  из  них  погибли.  В  их  числе  великий   химик
Лавуазье, занимавший в течение двадцати трех лет  (1768 –  1791)  должность
главного откупщика страны. Даже достижения в области химии  не  спасли  ему
жизнь. Поскольку  откуп был источником первоначального накопления капитала,
 разрушение этой системы отбросило  Францию  в  развитии  далеко  назад  по
сравнению с другими странами.
    Если  в  период  рабовладения  налоги  взимаются  в  виде   натуральных
различных податей и служат дополнением к трудовым  повинностям  или  формой
дани с покоренных народов, то  по мере развития товарно-денежных  отношений
налоги приобретают денежную форму.
                              Что такое налоги?

    Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход
государства юридические  и  физические  лица  –  предприятия,  Организации,
граждане. Платить налоги обязаны все. Однако это не значит, что те, кто  их
уплачивает,  получает что-либо взамен. Как правило, выплаты эти  не  только
обязательны, но и принудительны и безвозмездны.  Но  налоги  необходимы:  с
помощью  налогов  государство  воздействует   на  многие,   в   том   числе
экономические, процессы. Они помогают поощрять или сдерживать  определенные
виды   деятельности,   направлять   развитие   тех   или   иных    отраслей
промышленности,     воздействовать     на     экономическую      активность
предпринимателей,  сбалансировать  платежеспособный  спрос  и  предложение,
регулировать количество денег в обращении. И  хотя   налоги  чаще  вызывают
возмущение,  чем  одобрение,  без  них    ни   современное   общество,   ни
правительство  существовать  не   могут.  Общественное  назначение  налогов
проявляется в их функциях. Их две – «фискальная» и «экономическая».
     Фискальная  состоит  в  формировании  денежных  доходов   государства.
Деньги нужны ему на содержание государственного аппарата,  армии,  развитие
науки и техники, поддержку  детей, пожилых и больных людей. Из собранных  в
виде налогов средств государство покрывает расходы на образование,   строит
школы,  высшие   учебные   заведения,   детские   дома,   платит   зарплату
преподавателям   и   стипендии   студентам.   Часть    средств   идет    на
здравоохранение: защиту здоровья матери и  ребенка, содержание  поликлиник,
больниц и т. п.  Из  этого  же   источника  идут  деньги  на  строительство
государственных предприятий, сооружений, дорог, защиту окружающей среды.
    Экономическая функция налогов состоит в воздействии   через  налоги  на
общественное воспроизводство, т. е. любые  процессы в экономике  страны,  а
также социально-экономические процессы в обществе. Налоги  в  этой  функции
могут   играть    поощрительную    (стимулирующую),    ограничительную    и
контролирующую роль. Так, те предприятия, которым  предоставлены  налоговые
льготы,  растут  и  развиваются  быстрее  других.    Предоставляя   льготы,
государство решает серьезные, порой  стратегические  задачи.  Например,  не
облагая налогом часть  прибыли, идущую  на  внедрение  новой  техники,  оно
поощряет  технический прогресс. А не облагая налогом часть прибыли,  идущей
на благотворительную деятельность,  государство  привлекает  предприятия  к
решению социальных проблем.  Значительное  повышение  налогов  способно  не
только  ограничить,  но   и   сделать   бессмысленной   предпринимательскую
деятельность. Назначая более высокие налоги  на  сверхприбыль,  государство
контролирует движение цен на товары и услуги.
    Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет,  т.
е. реализация фискальной  функции,  создает  материальную  возможность  для
осуществления экономической роли государства, т. е.  экономической  функции
налогов.  В   то  же  время   достигнутое   в   результате   экономического
регулирования ускорение развития и роста доходности производства  позволяет
государству  получить  больше  средств.  Это  означает,  что  экономическая
функция налогов способствует осуществлению фискальной, укрепляет ее.
                   Элементы налога и способы его взимания

    Каждый налог содержит обязательные элементы. В нем  указывается,  «кто»
является плательщиком, т. е. субъектом данного налога (например,  работник,
предприятие, наследник и т. д.);
    - что  выступает  объектом  налогообложения  (доход,  имущество,  товар,
      наследство);
    - из какого источника  уплачивается  налог  (зарплата,  прибыль,  доход,
      дивиденд и т. п.);
    -  в  каких  единицах  измеряется  объект  налогообложения    (например,
      денежная единица страны – в подоходном  налоге,   налоге  на  прибыль;
      гектар или акр – в поземельном, человек –  в подушном налоге);
    - величина налоговой ставки  (если  она  выражена  в  процентах,  то  ее
      называют «квотой») представляет собой величину   налога,  приходящуюся
      на единицу налогообложения;
   –  налоговые льготы, учитывающие специфические условия хозяйствования.
    В практике большинства государств получили распространение три  способа
взимания налогов: «кадастровый» «у источника», «по декларации».
    Первый из них основан на  использовании  кадастров,  т.  е.   реестров,
содержащих классификацию типичных объектов (земли, месторождений, домов) по
их внешним признакам. Именно поэтому такой способ устанавливает  доходность
объекта  весьма неточно, в  среднем.  Для  оценки  доходов,  которые  можно
подучить, например, от использования земли, необходимо   иметь  кадастровые
карты по регионам, отражающие ее плодородие, местоположение (в нашей стране
их составление только  начинается).
    Налог «у источника» взимается до получения  дохода  налогоплательщиком.
Этот способ наиболее распространен в нашей стране: бухгалтерия  предприятия
до выплаты зарплаты  или любого другого дохода вычитает  из  него  налог  и
перечисляет в. бюджет соответствующую сумму.
    Третий способ предполагает заполнение налогоплательщиком  декларации  о
совокупном годовом доходе и подачу его в  налоговую инспекцию. В  последние
годы этот способ начинает  применяться в практике нашей страны.

                                Виды налогов


    Налоги бывают «прямыми» и «косвенными».
    Прямые  налоги  взимаются  государством  непосредственно  с  доходов  и
имущества  налогоплательщиков.  Их  объектом  выступает  доход   (зарплата,
прибыль, процент и т. п.) и стоимость  имущества налогоплательщиков (земли,
дачи, дома, машины).
     Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене   товаров  или
тарифов на услуги.

    Византийская империя  была  весьма  изобретательной  по   части  прямых
налогов. Их было около двадцати: поземельный  налог, совмещенный с подушной
податью, налог на рекрупгов,  на оружие для солдат и  даже  на  взвешивание
продуктов и контрольное измерение тканей. Во Флоренции Х1У столетия, ломимо
таких прямых налогов, как дорожные, береговые сборы, складские  и  рыночные
пошлины, существовал, например,  такой экзотический налог, как «витринный»,
который уплачивали владельцы магазинов, мастерских.  Поскольку  летом  было
очень жарко, витрину затеняли занавеской. За это тоже  надо   было  платить
налог. Стремление  уклониться  от  уплаты  «витринного»  налога  привело  к
поискам выразительных  архитектурных  деталей,  способных  сообщить,  какие
товары и услуги  можно получить в этом доме  (ножницы  и  игла  показывали,
что здесь можно купить или заказать одежду, чаша  со  змеей  –   лекарства,
башмак – обувь и т. и.). Россия была  не  менее  изобретательной  по  части
налогов. Введение  налога  на  дым  из  трубы  заставило  топить  избы  «по
черному». Налог на бороду – тем  больший,  чем  она  длиннее,  –  введенный
Петром 1,  призван был помочь боярам избавиться от бороды.

    Способ взимания  налога,  срок  и  сумма  платежа  должны  определяться
государством таким образом, чтобы его удобно  было платить,  чтобы  он  был
легок,  а  способ  его  начисления   позволял  каждому  произвести  расчеты
самостоятельно,  не  прибегая  к  помощи   тех,   кто   имеет   специальное
образование. Во  всяком случае, эти требования относятся к прямым  налогам,
связанным с размерами доходов плательщика.
    В отличие от прямых, косвенные налоги не связаны  с  размерами  доходов
или стоимостью имущества налогоплательщиков.  Косвенные налоги выступают  в
трех  видах:  «акцизы»,  «фискальные»,  «монопольные  налоги»,  «таможенные
пошлины».
    Акцизами  облагаются,  как  правило,  товары   массового   производства
(спиртные напитки, табак, соль, сахар, спички и др.),   а  также  различные
коммунальные, транспортные, культурные  и другие  услуги,  имеющие  широкое
распространение   (телефон,    транспортные   перевозки,    авиа    -     и
железнодорожные билеты,  демонстрация кинофильмов). В большинстве  развитых
стран  косвенные налоги на товары и услуги внутреннего  рынка  обеспечивают
около четверти всех налоговых  поступлений  в  бюджет.  Индивидуальные  или
выборочные акцизы взимаются  по   твердым  ставкам  с  единицы  товара.  Их
плательщиками являются потребители данных подакцизных товаров и услуг.
    В  большинстве  стран  после  второй  мировой  войны  в  дополнение   к
индивидуальным были введены «универсальные  акцизы». Такие акцизные  налоги
взимаются в процентах от   валовой  выручки  предприятий.  В  нашей  стране
долгое время  был распространен такой универсальный  налог,  как  «налог  с
оборота». Он взимался со стоимости товаров отечественного,  производства  и
денежного оборота за оказываемые  услуги.  Реже   им  облагались  импортные
товары потребительского назначения. Главный недостаток, который был  присущ
этому налогу, – повторный счет. Например,  налог  с  оборота  взимался   со
стоимости  железной  руды  многократно:  когда   ее   добыли   и    продали
металлургическому комбинату, когда  из  металла  изготовили  прокат,  а  из
проката на машиностроительном заводе   сделали  трактор  для  крестьянского
хозяйства.  Другой   пример:    стоимость   хлопка   войдет   в   стоимость
изготовленного из него ситца и в стоимость сшитого из ситца платья.  Всякий
раз при  переходе из рук одного  производителя  в  руки  другого  стоимость
хлопка  будет  облагаться  налогом  с  оборота.  Чем  глубже   общественное
разделение труда, т. е. чем  чаще  переходит  сырье   или  полуфабрикат  по
технологической цепочке из рук в руки,  тем больше растет цена на  него  не
только за счет дополнительно добавленной стоимости, но и за счет повторного
взимания   налога  с  оборота,  что  вздувает  цену  на  готовый   продукт,
увеличивает в ней долю налога с оборота.  Вот  почему  налог  с  оборота  в
большинстве стран был заменен налогом с  продаж,  а   позже  –  налогом  на
добавленную стоимость. Последний взимается с части  стоимости,  добавленной
на каждой стадии производства или обращения, т. е. налог  на  приобретенные
полуфабрикаты вычитается из налога  на  изготовленную  продукцию,   разница
уплачивается в бюджет. И все  же  налог  на  добавленную  стоимость  с  его
высокими, в особенности в нашей стране,  ставками ведет ко всеобщему  росту
цен  и  усиливает  тяжесть   косвенного   налогообложения,   особенно   для
малообеспеченных  групп населения. Ведь в  структуре  их  потребления  доля
товаров широкого повседневного спроса выше, чем в бюджете людей с  высокими
доходами, а акцизными налогами  облагаются,   как  правило,  именно  товары
массового спроса. Ставка налога  на добавленную стоимость может быть единой
для всех видов  товаров и услуг или дифференцированной  по  социальным  или
иным признакам (например, более низкой на товары детского   ассортимента  и
более высокой на остромодные молодежные  товары).
    Фискальные  монопольные  налоги  пополняют  казну  за  счет  косвенного
обложения товаров  массового  спроса,  производство  и  реализация  которых
монополизированы государством.  Возник  этот  налог  из  «регалии»,  т.  е.
присвоения   государством   исключительного   права   на   какой-либо   вид
деятельности.  Например,  еще  с  петровских  времен  существует  в  России
монополия  на  производство  спиртных  напитков.  Накануне  антиалкогольной
кампании этот  вид  монопольной  государственной  деятельности  обеспечивал
поступление в бюджет более  трети его суммы.  Практически  всегда  объектом
государственной монополии  в  России  было  также  производство  и  продажа
изделий из мехов и золота,  пользовавшихся  спросом  и  на  внешнем,  и  на
внутреннем рынке.
    Таможенные пошлины – это косвенные налоги на  импортные,  экспортные  и
транзитные товары, т. е. пересекающие   границы  страны.  Они  уплачиваются
всеми, кто осуществляет  внешнеторговые  операции.  В  зависимости  от  тех
целей, которые преследует государство, таможенные пошлины подразделяются на
«фискальные», «протекционные», «антидемпинговые»  и «преференциальные.
    Фискальные  таможенные  пошлины  преследуют  очевидную  цель   –   рост
бюджетных доходов, о чем говорит  само их название.
    Политика государства в тех случаях,  когда  оно  хочет  защитить  своих
предпринимателей от иностранной конкуренции,   поддержать  высокий  уровень
цен  на  их  продукцию  в   своей   стране,   называется   протекционизмом.
Осуществляется она с помощью протекционных, таможенных пошлин,   защищающих
внутренний  рынок  от  проникновения  импортных   товаров.  Правда,   такая
политика  может  оказать  «медвежью   услугу»  оберегаемой  от  конкуренции
экономике. Так, ограничение  ввоза  японских  автомобилей  на  американский
рынок в  ходе так называемой «автомобильной войны»  привело  к  тому,   что
автомобильная  промышленность  США  оказалась   отброшенной   примерно   на
десятилетие от уровня современных технологий, что привело к утрате  прежних
позиций в конкуренции не только на мировом, но и на внутреннем рынке.
    Демпинг – это «бросовый» экспорт, т. е. продажа товаров  на иностранном
рынке  по  искусственно  пониженным,  бросовым    ценам.   Такие   действия
преследуют  цель  вытеснить  конкурентов   из  других  стран  или  разорить
национальную  экономику  той  страны,  в  которую  товары  по  этим   ценам
вывозятся.  Чтобы  защитить  национальную  экономику,  государство   вводит
антидемпинговые пошлины, с одной стороны,  с  другой  –  старается  создать
условия для развития собственной экономики.
    Преференциальные  (,,льготные“)  пошлины  устанавливаются  на  какой-то
определенный вид товара, во ввозе которого страна заинтересована (например,
новые технологии), или  на весь импорт из той или иной страны  по  договору
(в этом  случае, как правило, преследуются какие-то политические цели).
    Мировая практика налогообложения выработала и использует множество форм
прямых и косвенных налогов. Они различаются по объектам, источникам, формам
взимания.  Это  позволяет  учесть  все  многообразие  возможных  доходов  –
платежеспособность, т. е. материальное положение разных  групп   населения,
смягчить психологически общее бремя налогов,  более гибко воздействовать на
общественное производство, его  структуру, темпы роста.
    Какой с  точки  зрения  общества  и  отдельного  индивида  должна  быть
структура налогов, их шкала, кто  должен  их  платить?  На  первый  взгляд,
кажется, что платить в бюджет (а  именно туда идут налоги) должны  те;  кто
имеет выгоды  от   правительственных  программ  и  их  осуществления.  Этот
принцип  получил  название  «принципа  полученных   благ».   Действительно,
некоторые налоги так  и  построены.  Например,  налоги  на  благоустройство
территорий, содержание автодорог: те,  кто их уплачивает, получают от  этих
программ разную отдачу. Хорошие дороги, полагают некоторые, выгодны  прежде
всего владельцам автомобилей. В действительности же они  выгодны всем  хотя
бы потому, что позволяют доставлять в  регион много  хороших  и  разных,  а
главное, нужных товаров.  Но если применять  принцип  полученных  благ  как
основополагающий в налогообложении, то получается, что бедные  семьи должны
выплачивать  налоги,  чтобы  обеспечить  благотворительные  программы   для
малоимущих, а безработные – для выплаты им пособий. А  как  оценить  размер
выгоды,  получаемой  каждым  гражданином  от  существования  армии,  службы
национальной  безопасности,  развития  фундаментальной   науки,   культуры,
образования? А ведь они существуют в основном за счет средств  из  бюджета,
т. е. за счет  налогов. Каким же должен быть принцип  их  взимания  на  эти
нужды? Может быть, «принцип платежеспособности», согласно  которому  больше
должны платить те, чьи доходы выше,  причем  как  в  абсолютном,  так  и  в
относительном выражении? Но и здесь не  все  так  просто.  Согласно  закону
Энгеля, с  ростом доходов возрастает их доля, направляемая на  приобретение
предметов роскоши, в то время как доля расходов на  приобретение  предметов
первой необходимости падает.  Преимущественное  налогообложение  той  части
населения,  которая  имеет  высокие  доходы,  сократит  их  возможности   в
приобретении предметов роскоши, а  налоги  на  беднейшую  часть   населения
(особенно косвенные) лишат ее возможности купить самые необходимые продукты
и вещи. Это значит, что средства,  изъятые  в  виде  налогов  у  бедных,  у
которых доходы и так невелики, будут большей жертвой, чем те, что изъяты  у
богатых. Но это вовсе не означает, что богатые с удовольствием, без  ропота
будут платить  в  бюджет  больше.  Вот   почему  правительствам  приходится
применять различные по  воздействию  налоги.  Их  можно  разделить  на  три
группы: «прогрессивные», «пропорциональные» и «регрессивные».
    Прогрессивный –  это  такой  налог,  который  возрастает  быстрее,  чем
прирастает доход. Такая ситуация складывается,  как правило, в тех случаях,
когда имеется несколько  шкал  налоговых  ставок  для  разных  по  величине
доходов. Тогда речь   идет  о  «предельной»  налоговой  ставке.  Она  равна
приросту  выплачиваемых налогов, поделенному на прирост дохода  (выражается
в процентах). Предельная налоговая ставка  увеличивает  размер  подоходного
налога только в пределах каждой последующей налоговой шкалы. Рассмотрим это
на условном  примере. Пусть с дохода  до  1000  денежных  единиц  (д.  ед.)
взимается налог 10 %, с дохода от 1000 до 1500 д. ед. – 15 %,   свыше  1500
д. ед. – 20 %. Тогда прирост выплачиваемых налогов до суммы в 1000  д.  ед.
составит 100 д. ед. (10 % от 1000  д. ед.). Если доход возрастет на 500  д.
ед. (с 1000 до 1500), то к  нему будет применена более  высокая  предельная
налоговая  ставка (15 %), т. е. дополнительный налог  составит  75  д.  ед.
(15 %  от  500  д.  ед.).  Дальнейший  прирост  налогооблагаемого   дохода,
предположим, еще на 700 д. ед. увеличит сумму налога до 140 д. ед. (20 % от
700 д. ед.). Итак, предельная ставка  налога в последней шкале равна 20  %.
Однако  это  вовсе  не  означает,  что  лицо,  получившее  больший   доход,
действительно   уплатит  в  бюджет  его  пятую  часть.  Посчитаем   среднюю
налоговую ставку. Она определяется делением суммы  уплаченного   налога  на
величину налогооблагаемого дохода (в процентах).  В   нашем  примере  сумма
уплаченного налога 315 д. ед.  (100+75+140), сумма налогооблагаемого дохода
2200 д. ед.,  т. е. средняя налоговая ставка равна  14,32  %  (315  д.ед.::
2200 д.ед. 100 %), что, естественно, ниже 20  %.  Таким  образом,  реальное
налоговое бремя  для  лиц,  получающих  высокие   доходы,  меньше  величины
предельной налоговой ставки в последней шкале. Это объясняется тем,  что  с
сумм, находящихся в предшествующих шкалах, налог взимается по более  низкой
ставке. Следовательно, растущие предельные налоговые ставки сдерживают рост
средних. Такова особенность прогрессивного налога.
    Регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента  с
низких доходов и меньшего процента с  высоких  доходов.  Это  такой  налог,
который возрастает медленнее, чем доход. Его действие можно  проследить  на
том же условном примере, если  изменить  налоговые  ставки  для  второй   и
третьей шкалы, сделав  их  соответственно  8  вместо  15  и  6   вместо  20
процентов. Оплаченный налог составит 182 д. ед.  (0,10 'B0  1000 + 0,08 'B0
 500 + 0,06 700), т. е. средняя налоговая  ставка, равная 8,27 % (182:  220
100), окажется ниже, чем в  самой первой шкале.
    Пропорциональный налог забирает  одинаковую  часть  от   любого  дохода
(единая ставка для доходов любой величины).
    Чтобы спрогнозировать воздействие налога на  доходы  людей,  необходимо
вычислить так называемый «дискреционный   доход»  –  часть  чистого  дохода
потребителей, предназначенную  для  расходов  по  собственному  усмотрению,
которая остается после оплаты всех обязательных расходов на  удовлетворение
жизненных потребностей. Это значит, что для расчета из  реально  получаемых
семьей доходов нужно  вычесть  обязательные  затраты  на  питание,  одежду,
жилье, медицинское обслуживание, транспорт и т. д. То, что останется  после
вычетов   (если  останется),  и  составит  дискреционный  доход.  Он  может
вырасти или уменьшиться после введения  новых  (или  изменения  ставок  уже
имевшихся) налогов. Это и будет показателем  реального воздействия новшеств
в налогообложении на население. При таком  анализе  пропорциональный  налог
может  оказаться  регрессивным.  Чаще  всего  регрессивное  налогообложение
связано с косвенными налогами.
    Какой бы совершенной ни казалась введенная система  налогообложения  ее
авторам, налогоплательщики всегда стремятся переложить их на  плечи  других
сограждан, т. е. если удается,  заставить  платить  налоги  других.  В  тех
случаях, когда удается переложить уплату налогов на потребителей, говорят о
 «сдвиге вперед», если на производителей – о «смещении назад». Куда  именно
произойдет сдвиг налогов – «вперед» или  «назад», – зависит от эластичности
спроса и предложения на   товар  или  услугу.  Продавцам  легче  переложить
уплату налогов на покупателей, когда спрос относительно  неэластичен.  Если
же  относительно  неэластично  предложение,  налоги  легче  переложить   на
продавцов. Однако, когда размеры налогов разумны, известно  их  назначение,
от их уплаты, как правило, не  уклоняются.  Но  государство,  к  сожалению,
далеко не всегда  заботится о популярности своих действий,  особенно,  если
экономика  неэффективна  или  преобладает  захватническая  политика.  Тогда
налоги  могут  стать  непомерными,   даже   разрушительными,   привести   к
социальному взрыву. Так, тяжесть налогового пресса стала  одной  из  причин
французской революции в ХУ111 веке, попытка ввести подушный налог  ускорила
падение правительства Маргарет Тэтчер в ХХ столетии.
    Известны  три  основных  способа  увеличения  налоговых  поступлений  в
бюджет:
     а) расширение круга налогоплательщиков;
     б) увеличение числа  тех  объектов,  с  которых  взимаются   косвенные
налоги;
      в)  повышение  налоговых  ставок  и  при  прямом,  и  при   косвенном
налогообложении.
    Стремление государства увеличить поступления в  бюджет   понять  можно,
однако  уровень  налоговых  ставок  не  должен   превышать   размера,   при
превышении  которого  их  дальнейший   рост  не  просто  теряет  смысл,  но
отрицательно сказывается на  состоянии экономики.
    В   зарубежных   странах   используется   такой    показатель    уровня
налогообложения, как «эластичность налоговой системы». Согласно ему  ставки
налогов должны быть столь высокими, чтобы предотвратить инфляцию, но  в  то
же  время  столь   низкими,    чтобы   стимулировать   вложения   капитала,
обеспечивать развитие производства. Математически точно определить величину
 такой ставки сложно, но есть  три  признака,  по  которым  можно   судить,
превышена ли критическая точка налогообложения:
     а) если при очередном повышении налоговой ставки поступления в  бюджет
растут непропорционально медленно или,  хуже того, сокращаются;
     б) если снижаются темпы экономического роста, уменьшаются долгосрочные
вложения капитала, ухудшается материальное положение населения;
     в) если растет «теневая» экономика –  скрытое  и  явное  уклонение  от
уплаты налогов.
    Все это свидетельствует об отрицательном воздействии роста  налогов  на
экономику: ослабляются финансовые и экономические стимулы  производственной
деятельности, тормозится и деформируется производство в целом. Если  ставки
налогов снижаются,  действие  экономических  стимулов  усиливается,  растут
подлежащие налогообложению доходы, поступающие в государственный бюджет.
    Таким  образом,  существуют  объективные  границы  отчислений  налогов,
которые позволяют, с одной стороны, увеличить доходы государства, с  другой
–  заинтересовать  предпринимателей  в  развитии  производства,   оживлении
экономики.
    Вопрос о размерах критического налогообложения давно волнует политиков,
ученых, практиков. Как заметил французский  философ  Монтескье,  «ничто  не
требует столько мудрости и  ума,  как  определение  той  части,  которую  у
подданных забирают, и той, которая у них  остается».  Известный  английский
писатель-сатирик Дж. Свифт предупреждал политиков всех времен  о  том,  что
при  повышении  налогов  «дважды   два  вовсе  не  означает,  что  окажется
обязательно четыре, вполне  возможно  при  этом  получить  единицу».  Свифт
предостерегал правительство от повышения таможенных тарифов на  шелк и вино
и оказался прав: рост налогов подорвал базу  налогообложения, поступления в
казну уменьшились. Адам  Смит, анализируя принципы налогообложения, отмечал
важность его равномерности, точности, удобства по форме, экономности сбора,
предостерегал от чрезмерной тяжести налогов.
    Исследуя связь между величиной ставки налогов и поступлением  налоговых
средств в  государственный  бюджет,  американский  экономист  Артур  Лаффер
показал, что не всегда  повышение ставки налога  ведет  к  росту  налоговых
доходов  государства. Если налоговая  ставка  превышает  некую  объективную
границу, то налоговые поступления начнут уменьшаться.  А.  Лаффер  доказал,
что один и тот же по величине доход  в государственный  бюджет  может  быть
обеспечен и при высокой, и при низкой налоговых ставках.
    Это положение можно проиллюстрировать графически.

Х – уровень налоговой ставки в процентах;
У – среднегодовой объем налоговых поступлений в бюджет;
Х0 – оптимальная ставка налога, при которой поступления в бюджет  достигают
максимума – У0.
    Действительно, равенство бюджетных поступлений (У1  =  У2)  достигается
при очень разных уровнях налоговых ставок  (Х2 значительно больше Х1).
    Дело в том,  что  более  низкая  налоговая  ставка  увеличивает   число
объектов налогообложения,  привлекает  к  предпринимательской  деятельности
большее число людей, чем при  высоких  налоговых  ставках.  И  наоборот,  с
ростом налогов доходы в  казну, как это ни парадоксально,  уменьшатся,  так
как часть  предпринимателей разорится, часть  уйдет  в  теневую  экономику,
стимулы к труду угаснут.
    Исследования А. Лаффера теоретически доказали: чем богаче граждане, тем
богаче государство.
    Следуя этому, многие государства стараются сделать  предпринимательскую
деятельность привлекательной, а налоги  –   унифицированными,  стабильными,
легкими  и  гибкими.  Налоговая  политика  в  современных  условиях  должна
обеспечивать   равновыгодность  производства  продуктов  на   предприятиях,
независимо от  их  принадлежности  к  той  или  иной  форме  собственности,
стимулировать производство конкурентных видов  товаров,  ресурсосбережение,
технический прогресс.
                          Налоговая система России

    Переход России к новым, рыночным условиям потребовал  и новой налоговой
политики, нового налогового  законодательства.  К  основным  его  принципам
можно   отнести   следующие:    активная   поддержка   предпринимательства,
целостность  системы  налогообложения,  ее  простота,  механизм  защиты  от
двойного налогообложения, строгое и четкое разграничение налогов по уровням
управления, учет национальных и территориальных интересов. Налоговые льготы
в новой системе должны  предоставляться по следующим основным направлениям:
социальная  сфера,  стимулирование  научно-технического  прогресса,  защита
окружающей среды.
    В Российской Федерации принят закон «Об основах налоговой системы».  Он
определяет не налоги, а организацию  налоговой  системы,  понятия  «налог»,
«сбор»,  «пошлина»,  «плательщики»,  «налоговые  обязательства»  и   другие
обязательства налогоплательщиков и налоговых служб,  распределение  налогов
по бюджетам разного уровня. Зачем это сделано?
    Раньше в нашей стране все налоговые поступления шли   центр.  И  только
потом они вновь распределялись по  регионам   через  бюджет.  В  результате
местное руководство порой  оказывалось  без  средств.  Это  не  давало  ему
возможности решать даже  элементарные проблемы. Если же  поручить  собирать
налоги не  центру, а местным властям, то тогда без средств может  оказаться
уже центр, что сделает финансово не обеспеченной его работу.
    Зарубежный опыт показывает, что наиболее рационально  это  противоречие
разрешает выделение и жесткое закрепление  за администрацией каждого уровня
определенных  налогов   с   тем,    чтобы   средства,   обеспечивающие   ее
деятельность,  непосредственно  поступали  в   соответствующую   казну.   В
соответствии с  этим к федеральным налогам относятся: налог на  добавленную
стоимость, акцизы, налоги на доходы банков, страховых  обществ, на операции
с ценными бумагами, таможенные пошлины, подоходный налог (налог на прибыль)
с предприятий,  подоходный налог  с  физических  лиц,  налог  с  имущества,
переходящего в порядке наследования и дарения.
    К  республиканским  налогам  (налогам   краев,   областей,   автономных
образований) отнесены:  налог  на  имущество  предприятий,  республиканские
платежи за пользование природными  ресурсами, лесной доход.
    К  местным  налогам  относятся:  налог  на  имущество  физических  лиц,
земельный налог, сбор за право  торговли,  целевые   сборы  с  населения  и
предприятий всех организационно-правовых форм  на  содержание  милиции,  на
благоустройство и другие  цели. Важно  отметить,  что  предельная  величина
этих  налогов   ограничена  законодательно:  налог  на  граждан  не   может
превышать одного процента минимальной месячной зарплаты, а на   предприятие
– одного процента фонда оплаты труда на нем.
    Налоговая система России практически создается заново, поэтому она  еще
несовершенна, нуждается в улучшении и в   ближайшее  время  не  может  быть
стабильной. Более того, конкретные размеры перечисленных,  а  также  других
налогов меняются и будут меняться даже в  условиях  стабилизации  налоговой
системы, ибо налоги  –  гибкий  инструмент  воздействия  на  находящуюся  в
постоянном  движении  экономику.  Однако  сегодня  требуется   не   простое
изменение налоговых ставок, а кардинальная налоговая реформа, стимулирующая
деятельность  производителя.  Можно  сформулировать  основные   требования,
предъявляемые к налоговой системе страны в настоящее время:
     а) равные доходы при равных условиях их  получения  должны  облагаться
одинаковым по величине налогом; с равных доходов  при  разных  условиях  их
получения должны взиматься  разные налоги;
     б) ставки налогообложения должны быть едиными для  всех   предприятий,
независимо от формы собственности, и для всех  граждан, независимо от видов
деятельности (при равенстве полученных доходов);
     в) система  налогов  должна  быть  комплексной,  т.  е.  опираться  на
различные способы налогообложения (подоходное,  поимущественное  и  т.  п.)
при умелом их сочетании;
      г)  сочетание  стабильности  и  гибкости  налоговой  системы   должно
обеспечить своевременное воздействие на экономические  интересы  участников
общественного производства;
     д.) единая налоговая ставка  должна  дополняться  системой   налоговых
льгот, носящих целевой и адресный характер. Действие льгот должно наступать
автоматически при выполнении  условий, установленных законом.
    Система налогообложения должна опираться на  достижения  науки  и  опыт
зарубежных  стран,  строиться  на  сходных   принципах  в   соответствующей
ситуации.
                          Принципы налогообложения

    При формировании налоговых систем исходят из ряда принципов.  Все  виды
налогов, а также порядок их расчетов, сроки  уплаты  и  ответственность  за
уклонение  от  налогов   или   неправильное   исчисление   утверждаются   в
законодательном порядке.  Это  позволяет,  с  одной  стороны,  использовать
налоговую   систему   в   качестве   инструмента   экономической   политики
государства,  имеющей   силу   закона,   а   с   другой,   защитить   права
налогоплательщика.
    Следующий   принцип   –   множественность   объектов   налогообложения.
Использование этого принципа при создании  налоговых систем  в  большинстве
стран объясняется, во-первых, тем,  что  таким  образом  удается  расширить
налогооблагаемое  поле,  во-вторых,  тем,  что   много   «мелких»   налогов
психологически легче выдержать, чем один, но высокий.
    Одним из основных принципов  налоговых  систем  является   стабильность
правил применения налогов. Это касается  как   порядка  расчета  и  изъятия
налогов, так и налоговых ставок.
    С изменением экономических условий  могут  и  должны  меняться  ставки,
правила и  виды  налогов,  а  также  элементы  налоговой  системы,  но  эти
изменения  должны  быть  по  возможности   крайне  редкими.  Об  изменениях
налогоплательщики должны  быть уведомлены заранее,  и  очень  важно,  чтобы
изменения не  принимались «задним» числом. Указанный  принцип  обеспечивает
стабильность условий хозяйствования, возможность  фирмам  планировать  свою
деятельность, быть уверенными в своем  экономическом и финансовом развитии.
Стабильная система  налогообложения делает привлекательными  инвестиционные
вложения, а следовательно, способствует экономическому росту как на  уровне
фирмы, так и всей экономики страны.
    Еще одним важным принципом  формирования  налоговой   системы  является
ориентирование налоговой системы, а в  ней  –   каждого  налога  на  «свой»
объект, что позволяет устранять двойное налогообложение.
    В налоговой системе также должна  быть  определена  ответственность  за
уклонение от уплаты налогов.
    Наконец, налоги должны быть разделены по уровням изъятия:  федеральный,
муниципальный (местный) и т. п.
    Выбирая конкретный вид налога,  применяя  различные  налоговые  ставки,
дифференцируя принципы взыскания  налогов,  определяя  разных  плательщиков
налогов, государство имеет  возможность построить такую налоговую  систему,
которая  поможет  не  только  формировать   госбюджет,   но   и   проводить
экономическую политику в  зависимости  от  конъюнктуры  макроэкономического
развития.
    Действующая  налоговая  система   Российской   Федерации    введена   в
хозяйственную практику с  1992  года  законом  РФ  «Об   основах  налоговой
системы в Российской Федерации» (от 27  декабря 1991 г., № 2118)  с  учетом
последующих  дополнений  и   изменений.  В  указанном  законе   установлены
основные   принципы   налогообложения,   состав   налогов    и    налоговая
ответственность.
    Налоговая система России содержит  более  40  налогов,   которые  можно
разделить на три группы в зависимости от того,  каким  органом  власти  они
вводятся и  в  какой  бюджет  поступают.  В  ней  выделяют:  «федеральные»,
«субъектные» и «местные» налоги.
    Федеральные налоги, их состав,  размер  налоговых  ставок,  плательщики
налогов и объекты налогообложения,  а  также  порядок  и  сроки  зачисления
налогов в бюджет определяются  законом РФ. Они взимаются на всей территории
России по одинаковым правилам.
    По налогам субъектов Федерации и местным налогам в   законе  определены
лишь  основные  принципы  их  формирования,   а  также  предельный   размер
налоговых ставок (или общей величины налоговых  обложений).  В  компетенции
органов  власти   соответствующих  уровней  (республик,  краев,   областей,
городов)  вводить в действие на своей территории  те  или  иные  налоги  из
рекомендованного общего списка  или  дополнительные,  устанавливать  размер
ставок, сроки уплаты налогов, дополнительные  льготы и т. п. Это  позволяет
учесть  особенности  социально-экономического  развития  регионов   страны,
делает налоговую систему более гибкой, приспособленной к местным  условиям.
Подобный принцип реализован и в других странах.
    Плательщики   представлены   тремя   группами:   «юридические    лица»,
«физические  лица,  зарегистрированные  в  качестве   предпринимателей»   и
«физические лица».
    В структуре налогов РФ применительно к юридическим  лицам ведущую  роль
(по величине изъятия, частоте уплаты,  кругу плательщиков) играют «налог на
прибыль», «налог на  добавленную стоимость», «налог на имущество».
Налог на прибыль

    Налог на прибыль юридических лиц был введен  в  действие   с  1.01.1992
года законом РФ «О налоге на прибыль предприятий  и  организаций».  Порядок
применения этого закона изложен в Инструкции Госналогслужбы РФ от  6  марта
1992 г.  с   последующими  к  ней  изменениями  и  дополнениями.  Налог  на
прибыль,  как  отмечалось  выше,  является  одним  из  основных   элементов
налоговой системы РФ. Он обеспечивает сегодня  более 30  %  всех  налоговых
поступлений в бюджет.
    В соответствии с действующим законодательством плательщиками налога  на
прибыль являются:
    - предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами (в том числе
      филиалы  и  другие  аналогичные  подразделения  предприятий,   имеющие
      отдельный баланс и расчетный счет),
    - банки и страховые организации,
    - иностранные юридические лица,
    -   организации,   финансируемые   из   бюджета,    по    доходам     от
      предпринимательской деятельности.
    Объектом обложения  налогом  является  «валовая  прибыль»  предприятия,
скорректированная в соответствии с порядком, предусмотренным в законе.
    При исчислении этого налога используют следующие   показатели  прибыли:
«валовая»,   «налогооблагаемая»   и   «чистая»    прибыль   (остающаяся   в
распоряжении предприятия после уплаты налогов).
    Валовая  (балансовая,  общая)  прибыль  складывается  из   прибыли   от
реализации продукции (работ, услуг) и реализации  иного имущества, также от
внереализационных доходов.
    Прибыль от реализации продукции (работ, услуг)  –  это   разница  между
финансовыми результатами (выручка) от реализации  продукции,  работ,  услуг
(без НДС и спецналога) и затратами на их производство.
    К внереализационным доходам относятся  доходы  от  прочей  деятельности
предприятия, помимо  основной.  Например,   доходы  от  сдачи  имущества  в
аренду,  положительная  курсовая   разница  по  валюте,  доходы  по  ценным
бумагам.
    Из валовой прибыли вычитаются доходы  по  видам  деятельности,  которые
освобождены от  налогообложения  или  облагаются  в  особом  порядке.  Так,
освобождена  от   налогообложения   прибыль,   полученная   от   реализации
произведенной  сельскохозяйственной  продукции.   Это   сделано   с   целью
стимулирования  производства сельхозпродукции в  стране.  В  инструкции  по
налогообложению  прибыли  приведен  перечень  видов  деятельности,  который
льготируется в той или иной степени.
    В особом порядке облагаются такие виды внереализационных  доходов,  как
доходы от ценных бумаг, принадлежащих  предприятию, и  доходы  от  долевого
участия в других предприятиях.
    С   целью   развития   в   России   фондового    рынка    предусмотрено
налогообложение доходов  от  ценных  бумаг  по  более  низким   ставкам  по
сравнению с основной ставкой налога на прибыль.
    В законе по налогу на прибыль предусмотрен достаточно  широкий перечень
льгот. Из имеющих  наибольшее  применение  отметим  уменьшение  прибыли  на
суммы, направленные  на финансирование капитальных вложений (осуществленных
 с целью производственного и непроизводственного развития  предприятия),  а
также на погашение кредитов банка, полученных и использованных на эти цели;
налоговая  база  уменьшается  на  30   %   от   капитальных   вложений   на
природоохранные  мероприятия.  Ставка   налога   на   прибыль   предприятий
понижается на 50 % и в том случае, если на  этом  предприятии  инвалиды   и
(или) пенсионеры составляют не менее 70 % от общего числа  работников.
    Существенные льготы по налогу на прибыль имеют  малые предприятия (МП).
К этой категории относят предприятия любой организационно-правовой формы со
следующей  среднесписочной  численностью  работающих:  в  промышленности  и
строительстве – до 200 человек, в науке и научном  обслуживании  –  до  100
человек, в других отраслях  производственной  сферы  –  до  50  человек,  в
отраслях непроизводственной  сферы и розничной торговле – до 15 человек.  В
первые два  года  после  создания  не  уплачивают  налоги  на  прибыль  МП,
производящие  и  перерабатывающие  сельскохозяйственную  продукцию,  товары
народного потребления, занимающиеся строительством и ремонтно-строительными
работами  (при  условии,   что  выручка  от  указанных  видов  деятельности
превышает 70 %  от общей суммы выручки от реализации продукции).
    Сумма  налога   определяется   налогоплательщиком   самостоятельно   на
основании бухгалтерского учета и отчетности.
    В течение квартала  плательщики  производят  авансовые  взносы  налога,
исходя из предполагаемой суммы прибыли  за налогооблагаемый период и ставки
налога (некоторые категории плательщиков освобождены от авансовых платежей,
в  частности малые предприятия). По окончании  первого  квартала  (далее  –
полугодия, девяти месяцев и года) налогоплательщик исчисляет  сумму  налога
нарастающим итогом с начала   года,  исходя  из  фактически  полученной  им
прибыли, подлежащей налогообложению. С  учетом  ранее  заплаченного  аванса
осуществляется окончательный расчет по налогу в пятидневный  срок  со  дня,
установленного для представления бухгалтерского отчета  за  квартал,  а  по
годовым расчетам – в десятидневный  срок  (после  дня,  установленного  для
представления бухгалтерского отчета за год).
    Предприятия, помимо налога на прибыль, уплачивают налоги  со  следующих
видов доходов и прибыли:
    - дивидендов, процентов, полученных по акциям, облигациям и иным  ценным
      бумагам, выпущенным в РФ, принадлежащим предприятиям  (за  исключением
      доходов, полученных  по государственным  облигациям  и  другим  ценным
      государственным бумагам),
    - доходов от  долевого  участия  в  других  предприятиях,  созданных  на
      территории РФ.
    Эти доходы взимаются по ставке 15 % у всех предприятий  (кроме  банков,
у которых ставка равна 18 %).
    Ставка  налога  на  прибыль  установлена  дифференцированно:  13  %  от
облагаемой прибыли для перечисления в федеральный  бюджет  и  до  25  %  от
облагаемой прибыли (на усмотрение субъектов Федерации)  по  части  прибыли,
зачисляемой в  бюджет краев, областей и местные (так, в Ростовской  области
в 1995 году предусмотрена ставка налога на прибыль  25  %,  таким  образом,
общая ставка составила 38 %).
    Кроме налога на прибыль и другие виды доходов юридические  лица  должны
платить налог на превышение фактических расходов на  оплату  труда  над  их
нормируемой величиной.
    Эта мера носит  регулирующий,  антиинфляционный  характер.  Государство
косвенными (экономическими) средствами  регулирует расходы на оплату труда,
взимая налог с тех предприятий, которые выплачивают заработную  плату  выше
установленной нормы (в качестве допустимого предела  принята   шестикратная
норма минимальной заработной платы). Данный  налог  исчисляется  по  ставке
налога на прибыль. Его платят все  предприятия, допустившие  превышение  (в
том числе и те, которые освобождены от налога на прибыль).
    Таким образом, именно налог на прибыль и налог с превышения расходов на
оплату труда реализуют задачи государственного регулирования экономики.
Налог на добавленную стоимость

    Налог на добавленную стоимость (НДС) был введен  в   действие  в  РФ  с
1.01.1992 г. законом о «Налоге на добавленную  стоимость».  Подобный  налог
сегодня применяют во многих странах (впервые в практику налогообложения  он
был введен во Франции в 1958 году).
    НДС представляет  собой  форму  изъятия  в  бюджет  части   добавленной
стоимости, создаваемой на всех стадиях производства. Добавленная  стоимость
определяется как разница между  стоимостью  реализованных  товаров  (работ,
услуг)  и  стоимостью   материальных   затрат,   отнесенных   на   издержки
производства и обращения.
    НДС относится к косвенным налогам, поскольку его величина добавляется к
цене товара и оплачивается покупателем.
    Источником уплаты НДС являются средства,  поступающие   от  покупателей
продукции. В итоге его  оплачивает  конечный   потребитель  товара,  т.  е.
население.
    В мировой практике известны два способа исчисления НДС:   «сложения»  и
вычитания».
    По  первому  способу  налогооблагаемая  база  исчисляется   как   сумма
добавленных стоимостей по каждому виду производимой предприятием  продукции
(работе, услуге), а налог рассчитывается по  ставке  от  суммы  добавленных
стоимостей. Для  того,  чтобы  использовать  этот  способ,  на  предприятии
необходимо вести учет по отдельным видам продукции.
    Второй способ заключается  в  том,  что  на  общую  сумму   выручки  от
реализации продукции начисляется налог, а затем  из него  вычитается  сумма
налога  на  добавленную  стоимость,   оплаченная   при   покупке   исходных
материалов.
    В РФ  используется  второй  способ  исчисления  НДС,  что   объясняется
особенностями  бухгалтерского  учета,  не   позволяющими   реализовать   на
большинстве предприятий – плательщиков НДС первый способ.
    Плательщиками  налога   являются   все   юридические   лица    (включая
предприятия   с   иностранными   инвестициями),   индивидуальные    частные
предприятия,   а   также   филиалы   (отделения)    предприятий,    которые
самостоятельно реализуют товары.
     Объектами налогообложения являются:
    - обороты по реализации на территории РФ товаров,  выполненных  работ  и
      оказанных услуг (включая  бартер),  и  безвозмездную  передачу  другим
      предприятиям и физическим лицам средств и имущества,
    - товары, ввозимые на территорию РФ.
    К облагаемому обороту относятся обороты (выручка) от реализации товаров
как собственного производства, так и приобретенных, а  затем  проданных,  а
также    стоимость    выполненных    строительных,    ремонтных,    научно-
исследовательских  работ,  выручка  от  оказания  услуг   пассажирского   и
грузового транспорта, связи, бытовых и жилищно-коммунальных и т. д.
    Широкая  налогооблагаемая  база  НДС  делает  его   универсальным.   Он
выполняет в основном фискальную функцию,  существенно пополняя бюджет.
    Однако имеется значительное  число  товаров  (работ,  услуг),   которые
освобождаются от НДС. Среди них: экспортируемые  товары  (как  собственного
производства,  так  и  приобретенные),   услуги  городского   пассажирского
транспорта (кроме такси),  квартирная  плата,  операции  по  страхованию  и
перестрахованию, выдача  ссуд,  операции,  связанные  с  обращением  валюты
(денег,  а  также  ценных  бумаг),  образовательные  услуги  (при   наличии
лицензии), плата за посещение театров, кинотеатров,  цирка, товары  (работы
и   услуги),   выполненные   и   реализованные    учебными    предприятиями
образовательных учреждений.   С  целью  социальной  защиты  от  уплаты  НДС
освобождены  предприятия,  производящие  и  реализующие  товары,  работы  и
услуги, в численности персонала  которых  работающие  инвалиды   составляют
более половины.
Декларация о доходах

    Принципиально новым и  важным  для  экономики  нашей   страны  является
введение в качестве  объекта  налогообложения   всего  дохода,  полученного
гражданами за весь календарный  год, представленного в  виде  «декларации».
Законом о подоходном налоге  предусматривается  обязанность  граждан  вести
учет получаемых ими в течение  года  доходов,  места  их  получения,   учет
расходов, связанных с получением  таких  доходов.  В  подоходном  налоге  с
физических лиц использован прогрессивный  метод обложения: вместе с  ростом
дохода плательщика возрастает и процент взимаемого с  него  налога.  Вместо
прямых  льгот по налогу введены вычеты из облагаемого  налогом  совокупного
дохода сумм, кратных пяти, трем  и  одному  размеру   минимальной  месячной
оплаты труда, – в зависимости от категорий граждан,  и  сумм  расходов  (на
содержание детей и иждивенцев в размере минимальной месячной  оплаты  труда
за  каждого).
    Декларация о совокупном доходе состоит из четырех разделов:
    - раздел первый предусматривает  сообщение  гражданином   сведений  обо
всех своих доходах, полученных им в течение года,  произведенных  расходах,
связанных с получением этих доходов, а также о суммах удержанных налогов  с
этих доходов у  источников выплат доходов или уплаченных авансом;
    - раздел второй содержит сведения о вычетах, на  которые   имеет  право
гражданин;
    - в третьем разделе  указываются  сведения  о  фактическом   совокупном
доходе за отчетный год, подлежащем налогообложению, и сообщается облагаемый
доход, который предполагается получить в следующем году;
    -  в  четвертом  разделе  производится   расчет   подоходного   налога,
причитающегося с совокупного годового дохода, причем   расчет  производится
как самим гражданином, так и налоговой  инспекцией.
    Лучший способ сэкономить на уплате налогов законным  способом –  хорошо
знать, что не включается в декларацию.
    Подается  декларация  в  налоговую  инспекцию  не  позднее   1   апреля
следующего за отчетным года.
    Главная обязанность налоговой инспекции –  взимание  налогов  и  других
обязательных платежей в бюджет. Законом им  дано  право  проверки  денежных
документов, бухгалтерских книг,  отчетов, планов, смет и других документов,
связанных с исчислением и  уплатой  налогов,  право  требовать  необходимые
документы, изымать их в  случае  уклонения  от  уплаты  налогов,  проверять
достоверность  данных  об  источниках  получения   средств,   применять   к
недисциплинированным налогоплательщикам финансовые  санкции.  Уклонение  от
уплаты налогов всегда было заманчиво для предпринимателей, однако при  этом
нужно хорошо представлять себе цену уклонения от налогов:   она  не  должна
быта больше самого налога.
    Недавно принят Закон о налоговой полиции. Это еще один   инструмент,  с
помощью которого государство будет пресекать  правонарушения и преступления
в области налогового законодательства. Налоговая полиция наделена  широкими
полномочиями. Она может вести оперативно-розыскную деятельность,   внедрять
своих агентов в коммерческие и другие структуры в  том  случае,  если  есть
обоснованные подозрения в нарушении  налогового законодательства.
    Аудит – специфическая  форма  финансового  контроля  за   деятельностью
предприятий, фирм, организаций в форме  независимых  ревизий  бухгалтерской
отчетности.  Аудиторские   проверки  проводятся  по  желанию   клиента   на
коммерческой   основе  высококвалифицированным   инспектором.   Аудитор   –
независимый  эксперт  –  анализирует  состояние  бухгалтерского   учета   и
внутрихозяйственного   контроля,   устанавливая   соответствие   финансово-
хозяйственных операций законодательству, достоверность отчетности. Ни  один
предприниматель, ни  один банк за рубежом не станет  сотрудничать  с  новым
для него  партнером, если у него нет  балансового  отчета,  завизированного
аудитором. По желанию клиента аудитор  может  не  только   проанализировать
хозяйственную  и  финансовую  деятельность   его   предприятия,   но   дать
консультации, рекомендации, позволяющие улучшить деятельность  предприятия,
повысить эффективность его работы  за  счет  выявления  внутрихозяйственных
резервов, ликвидации  потерь,  уменьшения  непроизводительных  расходов.  В
условиях  перехода  к  рыночным  отношениям  в    нашей   стране   слабость
бухгалтерских кадров на  предприятиях   ведет  к  росту  спроса  на  услуги
аудиторской службы, способной  помочь избежать  неприятностей  с  налоговой
инспекцией, уплаты  штрафов  и  т.  п.  Если  аудитор  завизировал  неверно
составленный документ с ошибочно указанной суммой  налоговых  платежей,  то
разницу в бюджет доплачивает он сам, а не  предприятие.
                                   Вывод.


   Ю.Петров

      Нынешняя   отечественная   налоговая   система,   с   одной   стороны,
формировалась путём механического копирования западных  образцов.  С  другой
стороны,   в   реализации   заимствуемых   принципов   с    самого    начала
предусматривалось  множество  существенных  исключений,  призванных   учесть
особенности переходного периода, а также интересы  влиятельных  политических
и финансовых сил. Неудивительно, что результат этого стихийного процесса  не
удовлетворяет ни государство, ни предприятия, ни население.
      Государство не в состоянии обеспечить нормальную собираемость  налогов
и вынуждено действовать в условиях хронического бюджетного  кризиса,  урезая
свои расходы даже  по  сравнению  с  необходимым  минимумом.  Предприятия  –
налогоплательщики справедливо ссылаются на крайне высокое  налоговое  бремя.
Законопослушные  граждане  –  налогоплательщики  отдают  государству  больше
половины  созданной  ими  добавленной  стоимости  даже  при   доходах   ниже
прожиточного минимума,  а  при  доходах,  облагаемых,  например,  в  США  по
минимальным  ставкам,  они  вынуждены  отдавать  уже  около   двух   третей.
Граждане,   нуждающиеся   в   социальной   поддержке   (дети,    пенсионеры,
безработные), бедствуют  вследствие  мизерных  размеров  пенсий  и  пособий.
Увеличить же эти размеры не удаётся вследствие бюджетного кризиса.
                             Список литературы:

1) Современная экономика для студентов вузов
    Ростов –на – Дону “Феникс”
    Москва “Зевс” 1997 г.
2) Журнал “Вопросы экономики” №5, 7 1998 г.
    г. Москва
    Институт экономики РАН
3) Российский экономический журнал №4 1998 г.
    г. Москва
4) “Коммерсант” №155,156,157,159,160,161,164,173,174,180 за 1998 г.
    Газета издательского дома “Коммерсант” daily
    г. Москва
5) Газета “Известия” №187,188 за 1998 г.
    г. Москва