Налоговая Система РФ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………… ……………………………………2
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
1.1. Виды классификации налогов…………………………………………..….4
1.2. Структура действующей налоговой системы Российской Федерации...10
1.3. Налог на прибыль ..16
1.4. Налог на добавленную стоимость 27
1.5. Акцизы 35
1.6. Подоходный налог 37
1.7. Прочие федеральные налоги 45
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1. Анализ действующей налоговой системы 46
2.2. Противоречия действующей налоговой системы России 49
2.3. Правовое регулирование налоговой системы РФ…. ……………………51
2.4. Проблемы налоговой системы РФ возникающие при сборе основных
бюджетообразующих налогов……...………………………………………..…54
2.5. Нестабильность налоговой системы России…………………..…………56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………...………………………………...58
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………...…………..60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (СХЕМА НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ)………………...62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (СХЕМА СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ)……….63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (СХЕМА УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГО-ОБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ
МАЛОГО ПРЕДПРЕНИМАТЕЛЬСТВА)…………………………………………………64
Введение
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе
с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм
государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой
системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма
доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый
механизм используется для экономического воздействия государства на
общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-
технического прогресса.
Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их
появление связано с самыми первыми общественными потребностями.
В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных
этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков
государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов.
Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор
налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи
откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть
государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет
часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за
процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими
рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И,
наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все
функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели
выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль
помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на
рыночную экономику, так же важное место отводится налогам. В условиях
рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику
в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления
рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом
управления экономикой в условиях рынка.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и
обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими
интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной
подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы
предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения
предпринимателей, предприятий всех форм собственности с
государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими
организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая
деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется
хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
В условиях перехода от административно - директивных методов управления к
экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора
рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного
хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в
развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991
г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о
налоговой системе. Среди них: “Об основах налоговой системы в Российской
Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на
добавленную стоимость” и другие (введён с 01.01.92).Эти законы установили
перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других
платежей, определяют плательщиков, их права и обязанности, а также права и
обязанности налоговых органов. К настоящему времени в эти законы были
внесены изменения и дополнения.
События произошедшие 17 августа 1998 года резко усилили роль налогов в
экономическом положении страны так как любое государство в послекризисной
обстановке пытается поправить свое экономическое положение при помощи
корректировки налоговой системы. А корректировки могут заключатся в
следующем: или повышение налогового бремени, или его понижение плюс
«упрощение» налогов. В первом случае можно получить кризис неплатежей так
как многие предприятия и физические лица будут попросту уклонятся от уплаты
налогов так как работать в убыток никто не хочет. За этим потянется целая
вереница проблем которые могут не только усугубить кризис, но и привести к
полному развалу экономики. Второй путь на мой взгляд более прогрессивен,
так как «упрощение» налогов и уменьшение налогового бремени до разумных
пределов еще никогда не приводило к новому витку кризиса. Повторяю – «до
разумных пределов» – так как чересчур резкое снижение ставок налогов не
может привести к желаемому результату.
Сейчас когда я пишу эти строки в нашем государстве опять произошла смена
правительства, в думе неразбериха и суета по поводу импичмента президенту и
эти обстоятельства конечно не лучшим образом влияют на ход принятия Второй
части налогового кодекса что очень удручает.
В настоящее время, выбранная мной тема весьма актуальна так как правильный
(оптимальный) выбор налоговой системы является залогом успешного решения
проблем стоящих перед страной.
ГЛАВА 1 Основы налоговой системы
1. Виды классификации налогов РФ
Основы ныне действующей налоговой системы Российской Федерации
заложены в 1992 г., когда был принят большой пакет законов РФ об отдельных
видах налогов. За семь с половиной прошедших лет было много, видимо даже
слишком много, отдельных частных изменений, но основные принципы
сохраняются.
Первые попытки перейти к налоговой системе, отказавшись от порочной
практики установления дифференцированных платежей из прибыли предприятий в
бюджет, были сделаны еще во второй половине 1990—1991 гг. в рамках союзного
государства. Но плохо подготовленные половинчатые шаги в этом направлении
были заменены с 1992 г. более стройной структурой российского налогового
законодательства.
Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и
другие обязательные платежи определяет Закон РФ "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации". К понятию "другие платежи" относятся
обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, такие, как
Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости, Фонд
социального страхования.
Для того, чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно
определить основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для
налогообложения любой страны и заключаются в следующем:
1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом
возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. (принцип
равнонапряженности).
2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов
носило однократный характер. Многократное обложение дохода или
капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа
служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение
оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь
созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть
до его реализации (принцип однократности уплаты налога).
3.Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять
сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа (принцип
обязательности).
4.Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и
удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений,
собирающих налоги (принцип подвижности).
5.Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся
общественно-политическим потребностям (принцип эффективности).
6.Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП
и быть эффективным инструментом государственной экономической
политики.
По механизму формирования налоги подразделяются на
прямые и косвенные.
Прямые налоги - налоги на доходы и имущество: подоходный налог и
налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд
заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги,
социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на
собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод
прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного
физического или юридического лица.
Косвенные налоги - налоги на товары и услуги: налог на добавленную
стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги);
на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие.
Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело
обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в
арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.
Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от
степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими
налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога
перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем
меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая
уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность
предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть
косвенных налогов.
В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов
может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности
предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение
капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.
Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость
определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков,
операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество
юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость
продукции, работ и услуг и другие объекты.
Предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться налогом
одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения.
По налогам могут в законодательном порядке устанавливаться
определенные льготы. К их числу относятся:
• необлагаемый минимум объекта налога;
• изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
• освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий
плательщиков;
• понижение налоговых ставок;
• вычет из налогового платежа за расчетный период;
• целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку
взимания налогов);
• прочие налоговые льготы.
Обязанность своевременно и в полной мере уплачивать налоги российским
законодательством возлагается на налогоплательщика. В этих целях
налогоплательщик обязан:
• вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-
хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;
• представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты
налогов документы и сведения;
• вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы
сокрытого им заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых
органов;
• в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки,
произведенной налоговым органом, представлять письменные пояснения мотивов
отказа от подписания этого акта;
• выполнять требования налогового органа об устранении выявленных
нарушений законодательства о налогах.
Следует отметить еще одно обстоятельство. Правительство Российской
Федерации участвует в координации налоговой политики с Белоруссией, с
другими государствами, входящими в Содружество Независимых Государств, а
также заключает международные налоговые соглашения об избежании
(устранении) двойного налогообложения с последующей ратификацией этих
соглашений Государственной Думой Федерального Собрания. Если международными
договорами Российской Федерации или бывшего СССР установлены иные правила,
чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации по
налогообложению, то применяются правила международного договора. Законом
"Об основах налоговой системы в Российской Федерации" введена трехуровневая
система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.
• Первый уровень — это федеральные налоги России. Они действуют на
территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством,
формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это
наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая
стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
• Второй уровень — налоги республик в составе Российской Федерации и
налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Для
краткости в дальнейшем мы будем именовать их региональными налогами. Этот
последний термин был введен в научный оборот нами еще несколько лет назад.
Сейчас он "узаконен", поскольку используется в проекте Налогового Кодекса
Российской Федерации. Региональные налоги устанавливаются представительными
органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства.
Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В
этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных
пределах, налоговые льготы и порядок взимания.
• Третий уровень — местные налоги, то есть налоги городов, районов,
поселков и т.д. В понятие "район" с позиций налогообложения не входит район
внутри города. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и
Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и
местных налогов (смотрите дополнительно схему приложения 1).