Налоговая система Канады
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Кафедра финансов и бухгалтерского учета
Реферат по дисциплине: “НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ”
на тему: Налоговая система Канады
Выполнил: студент группы ИЭ-45
Золотов О.Ю.
Проверила: Селезнева Н.Н.
Санкт-Петербург
1999
Содержание
Уровни налоговой системы Канады 3
Модернизация налоговой системы 3
Подоходный налог 3
Налог на прирост рыночной стоимости активов 4
Налог на прибыль 4
Основные налоговые льготы 5
Налог с продаж 6
Налог на товары и услуги 6
Влияние налоговой системы на экономические процессы в стране 7
Роль провинций в экономике 7
Координация налогов 8
Список использованной литературы 9
Уровни налоговой системы Канады
Налоговая система Канады в современных условиях представлена на трех
основных уровнях:
• федеральном (48% государственных доходов);
• провинциальном (42% государственных доходов);
• местном (10% государственных доходов).
Главную часть доходов федерального бюджета составляет подоходный налог
с населения, причем доля его постоянно увеличивается. За 1985—1994 годы
доля подоходного налога увеличилась на 45% (с 56580 млн. до 101943 млн.
канадских долларов). Значительны и поступления от налога на корпорации,
налога на товары и услуги, акцизов, таможенных пошлин и налогов в фонды
социального страхования.
Налоговые источники доходов провинций складываются из:
. подоходного налога с населения;
. налога с продаж;
. налога на прибыли корпораций;
. акцизов;
. налогов в фонды социального страхования;
. налогов на дарения;
. рентных платежей;
. различных регистрационных и лицензионных сборов.
Основную долю поступлений дают подоходный налог с населения и
косвенные налоги.
Налоговые поступления местных бюджетов состоят из налога на
недвижимость и налога на предпринимательство.
В стране сложилась четкая система налогового регулирования:
Налоговая политика разрабатывается отделом бюджетной политики и
экономического анализа Министерства финансов.
Все проекты выносятся на обсуждение — прежде всего в Палату Общин.
Сбором налогов занимается Министерство национального дохода.
Все возникающие споры по вопросам налогообложения разрешает Налоговый
суд.
Отдельным провинциям сделаны исключения. Например, Квебек
самостоятельно собирает подоходный налог и налог на прибыль, Онтарио,
Альберта — налог на прибыль.
Основополагающими актами в сфере налогового законодательства служат:
Закон о налоге на доход (регулирующий взимание подоходного налога и налога
на прибыль корпораций) и Закон о страховании по безработице (системы
социального обеспечения).
Модернизация налоговой системы
Первым этапом модернизации налоговой системы Канады стала налоговая
реформа, начатая в 1987 г. Она коснулась двух основных доходных статей
бюджета: подоходного налога и налога на прибыль. В дальнейшем был проведен
радикальный пересмотр системы косвенных налогов.
Подоходный налог
В соответствии с реформой 1987 г. в Канаде на федеральном уровне стали
действовать три ставки подоходного налога вместо ранее существовавших
десяти, и в каждом регионе — свои местные ставки подоходного налога, (см.
Таблица 1 и Таблица 2).
Таблица 1. Ставки федерального подоходного налога
|Доход, тыс. долл. |Максимальная федеральная |
| |ставка, % |
|0 -29590 |17 |
|29590 -59180 |26 |
|более 59180 |29 |
Таблица 2. Ставки подоходного налога с физических лиц, действующие в
регионах
|Провинция, территория |Основная |Основная |
| |ставка, % |федерально-провинциальн|
| | |ая ставка, % |
|Ньюфаундленд Новая Шотландия о. |21,0* |52,3 50,3 50,3 |
|Принца Эдуарда |19,0** 19,0| |
|Нью-Брансуик |20,1 |51,4 |
|Квебек |21,6 |52,9 |
|Онтарио |21,6 |52,9 |
|Манитоба |19,1 |50,4 |
|Саскачеван |20,6 |51,9 |
|Альберта |14,8 |46,1 |
|Брит. Колумбия |22,9 |54,2 |
|Юкон |15,3 |46,6 |
|Северо-западные территории |13,0 |44,4 |
* Ставка составляет 69% от основной федеральной. В Ньюфаундленде
существует пяти процентный дополнительный налог на сверхдоходы.
** Основная ставка равна 59,5% основной федеральной. С 1 июля 1997 г.
ставка провинции снизится до 19,5% основной федеральной. В настоящее время
с дохода, превышающего 10000 канадских долларов, берется дополнительный
налог в размере 10%.
В остальных регионах существуют свои особенности применения различных
ставок для различных сумм дохода. •
Были пересмотрены налоговые льготы, и часть из них отменена. Многие
льготы переведены из налоговых скидок в разряд налогового кредита.
Таким образом, новая налоговая система построена на одинаковом
обложении доходов, независимо от их величины и формы вложения капитала, а
также на обложении реальных величин доходов (индексация ставок и налоговых
кредитов в соответствии с ростом потребительских цен).
Налог на прирост рыночной стоимости активов
Большое значение в системе подоходного налога с населения имеет налог
на прирост рыночной стоимости активов. Если ранее только половина этого
дохода подпадала под налогообложение, причем реальная ставка совокупного
федерально - провинциального налога равнялась 26%, то в настоящее время
облагаемая доля расширилась до 75%, а реальная ставка налога на прирост
рыночной стоимости возросла до 30%.
Налог на прибыль
Значимую роль играет налог на прибыль и связанные с ним разнообразные
налоговые льготы, которые побуждают компании к рациональному использованию
основных и оборотных средств, внедрению НИОКР, развитию деятельности в
определенных районах и другим общественно полезным мероприятиям.
Ставка налога на прибыль складывается из федеральной и провинциальной.
Общая федеральная ставка — 28% (для компаний обрабатывающей промышленности
— 23%). Провинциальные ставки налога на прибыль представлены в Таблица 3.
Таблица 3. Ставки налога на прибыль, действующие в регионах
|Провинция, |Основная |Основная федерально-провинциальная |
|территория |ставка, % |ставка, % |
|Ньюфаундленд |14,0* |43,12 |
|Новая Шотландия |16,0" |45,12 |
|о. Принца Эдуарда |15,0 |44,12 |
|Нью Брансуик |17,0 |46,12 |
|Квебек (от вида |8,9-16,25 |38,02-45,37 |
|деят-сти) | | |
|Онтарио |15,5 |44,62 |
|Манитоба |17,0 |46,12 |
|Саскачсван |17,0 |46,12 |
|Альберта |15,5 |44,62 |
|Брит. Колумбия |16,5 |45,62 |
|Юкон |15,0 |44,12 |
|Северо-западные |14,0 |43,12 |
|терр-ии | | |
* Ньюфаундленд снижает ставку для компаний, создающих более 10 рабочих
мест с полной занятостью и инвестициями не менее $500 000.
** С 1 июля 1993 г. снизилась ставка для корпораций, создающих рабочие
места в фармацевтической, компьютерной, телекоммуникационной и
аэрокосмической отраслях.
Основные налоговые льготы
Основные налоговые льготы для корпораций включают:
. инвестиционный налоговый кредит;
. налоговый кредит на расходы НИОКР;
. ускоренные нормы амортизации;
. льготные условия налогообложения стоимости активов;
. скидки на истощение недр и др.
Постоянно увеличивающийся дефицит федерального бюджета привел к более
рациональному использованию налоговых льгот, что прежде всего выразилось в
сужении сфер их применения и в уменьшении размеров. В 1987 г. были отменены
инвестиционный налоговый кредит и скидка на корректировку товарно-
материальных запасов.
Снижены нормы амортизации для пассивной части основного капитала в
горнодобывающей промышленности для бурового оборудования, рабочих частей
машин, рекламного оборудования.
Сохранены льготы на стимулирование регионального развития НИОКР.
Инвестиционный кредит для атлантических провинций составляет 15%, а для
специально выделенной группы районов — 10%. Налоговый кредит на
капиталовложения в НИОКР составляет 30% для всех компаний и 45% — для
обрабатывающего сектора в отдельных районах.
Для стимулирования развития сельского хозяйства и рыболовства также
предусмотрены меры налогового характера. Существуют три специальные льготы
для компаний данных отраслей.
Цель одной из них — привлечь детей фермеров к работе в сельском
хозяйстве. После смерти родителей ферма, доля в семейной фермерской
корпорации или семейном фермерском партнерстве переходит к детям без
необходимости пожизненной уплаты налога на прирост рыночной стоимости
активов. Его оплата откладывается до того момента, когда дети будут
располагать какой-либо другой собственностью помимо данной семейной.
Другая льгота состоит в праве усреднять доход за пятилетний период в
целях защиты фермеров и рыбаков от резких колебаний доходов, свойственных
данным отраслям.
Третья льгота связана с методом исчисления дохода для фермеров и
рыбаков; дает возможность фермерам регулировать распределение доходов по
годам, уменьшать или увеличивать сумму, оставшуюся в их распоряжении после
уплаты налога.
Большое внимание в Канаде уделяется стимулированию деятельности малого
бизнеса.
К малым относятся компании с годовыми продажами от 2 до 20 млн. долл.,
с годовой прибылью меньше или равной 200 тыс. долл., в которых занято
меньше или 100 лиц наемного труда. Доля мелких фирм составляет 97% от числа
всех компаний. Основные сферы их деятельности — услуги, розничная торговля,
строительство, наукоемкие отрасли. После налоговой реформы ко всем
компаниям малого бизнеса применяется единая ставка — 12%. Правительство
Канады возлагает большие надежды на малый бизнес как на возможность
повысить уровень занятости в стране.
В налоговой системе преобладает прямое налогообложение, в котором
основную долю занимает подоходный налог с населения. Наибольшее
регулирующее воздействие на экономику оказывает налог на прибыль компаний.
Последние тенденции в развитии налоговой системы связаны с расширением
базы налогообложения и снижением размеров ставок налогов и направлены на
сокращение дефицита федерального бюджета при сохранении возможностей
воздействовать на экономические процессы.
Налог с продаж
Налог с продаж по своей природе — это более удобный механизм сбора
доходов, чем подоходный налог. Действующий налог с продаж имеет две
характерные черты:
. • распространяется только на потребление, освобождая от налогов сам
производственный процесс и тем самым не угрожая внутреннему
производству;
. • опирается на более широкую базу.
До 1991 г. федеральное правительство полагалось на единую ставку
федерального налога с продаж — 13,5%. Под этот налог попадали и
производственные ресурсы. Эта ставка распространялась на производителей и
ее эффективное значение существенно изменялось от продукта к продукту,
завися от системы их распределения. Налог облагал внутреннее производство
больше, чем импортные товары, примерно на одну треть. Половина доходов от
этого налога полностью шла от налогообложения потребляемых в производстве
ресурсов, увеличивая стоимость инвестиций в среднем на 4%. В небольшой
открытой экономике, которая характерна для Канады, эти факторы стали
основными препятствиями к росту.
Столкнувшись с недостатками федерального налога с продаж, федеральное
правительство в 1987 г. решило основные усилия направить на реформу
местного налога с продаж. Этот шаг правительства породил предложение
развивать и взимать национальный налог с продаж по европейской модели
налога на добавленную стоимость.
Налог на товары и услуги
В 1991 г. был принят налог на товары и услуги. В отличие от европейского
налога на добавленную стоимость налог на товары и услуги в Канаде имеет
преимущество, которое выражается в установленной единой ставке — 7%. В то
же время основные продукты питания, лекарства, медицинские препараты и
оборудование налогообложению не подвергаются, освобождаются от налогов
услуги здравоохранения и образования.
Налог на товары и услуги приносит стране значительный доход. В 1994 г. он
составил 21087 млн. долл., или 7,7% от общего поступления всех налогов.
Более широкая экономическая база и низкая ставка позволяют уменьшить
искажающее воздействие на рынок и достигнуть наиболее эффективного
распределения ресурсов.
Само по себе введение этого налога означало существенное улучшение
налоговой системы Канады, однако оно привело и к дополнительным сложностям.
Дело в том, что налог взимается одновременно с провинциальными налогами с
розничных продаж. Два налога существуют в сфере розничной торговли
параллельно, принося массу неудобств продавцам, вынужденным калькулировать
два налога с разными базами и приспосабливать к ним систему бухгалтерского
учета. С другой стороны, это является стимулом к унификации системы
провинциальных налогов и ее гармонизации с федеральным налогом.
За исключением провинции Альберта и двух территорий, все провинции
взимают местные налоги с продаж.
С 1 апреля 1997 г. Нью Брансуик, Новая Шотландия Ньюфаундленд объединяют
свои местные налоги с продаж с федеральным налогом на товары и услуги
("GST"). Комбинированная ставка равна 15% (7% —федеральная ставка и 8% —
провинциальная). Объединенный налог включается в розничные цены, но вся
сумма уплаченного налога отражается в чеке.
С 1 сентября 1996 г. в регионах Канады действуют следующие ставки налогов
с розничных продаж:
. Ньюфаундленд — 12%;
. Новая Шотландия — 11%;
. о. Принца Эдуарда — 10%;
. Нью Брансуик — 11%;
. Квебек — 6,5% (в Квебеке взимается объединенный налог: провинциальный
и федеральный);
. Онтарио — 8%;
. Манитоба — 7%;
. Саскачеван — 9%;
. Британская Колумбия — 7%, называется "налог на социальные услуги", им
облагается потребление товаров и определенных видов услуг.
К определенным видам товаров и услуг могут применяться другие ставки
данного налога. Например, в провинции Онтарио — стандартная ставка налога —
8%, но для алкогольных напитков, продаваемых в специализированных
магазинах, ставка увеличена до 12%.
Влияние налоговой системы на экономические процессы в стране
Налоговая система Канады оказывает серьезное воздействие на
экономические процессы страны. В середине 1990-х годов налоговое
регулирование было направлено на стимулирование совокупного спроса, но
первостепенное внимание все же уделялось государственным расходам. В
результате федеральное правительство и правительства провинций требовали
причитающиеся части важнейших налогов. Доля подоходных налогов в 1994 г.
составляла около 45% всех налоговых поступлений (37% приходится на
подоходный налог с физических лиц, 8% — на налог с корпораций); налоги на
потребление — примерно 30%. Доля налогов, собранных в провинциях,
относительно значительна (и в сборах подоходных налогов, и в налогах на
потребление). Бюджет провинции пополняется более, чем на 100 млрд. долл.
ежегодно (из них 40% приходится на долю подоходных налогов и почти половина
на налоги на потребление).
Роль провинций в экономике
Канада — децентрализованное государство, где, несмотря на сильное
влияние федеральных органов власти, провинции имеют большое значение в
ключевых областях национальной экономики и социального развития. Так,
провинции обладают сферой полномочий в таких областях, как образование,
здравоохранение, круг социальных программ по страхованию.
Имея столь широкий спектр ответственности, провинции играют
фундаментальную роль в национальной экономике. На их долю приходится больше
половины всех правительственных расходов Канады.
Роль провинций в экономике страны резко усилилась в последние годы: с
15% валового внутреннего продукта (ВВП) в начале 1960 г. — до 26% в 1994 г.
На долю федерального правительства приходится всего 22%.
Расширение роли провинций в национальной экономике требует координации
политики между федеральным правительством и правительством провинций.
Несмотря на широкие полномочия в сборе налогов, провинциям необходима
поддержка со стороны федерального правительства. В среднем около 28% всех
доходов составляют трансферты — средства, передаваемые центральным
правительством провинциям в целях компенсации несоответствия между их
потребностями в средствах и имеющимися в их распоряжении ресурсами.
Например, в провинциях Онтарио, Альберта и Британская Колумбия эта доля
достигает 20%, а в провинциях менее богатых — более 40%.
Координация налогов
Большую роль в экономическом регулировании играет координация налогов,
которая призвана способствовать:
. изменению роли провинций в федерации;
. обеспечению политических компромиссов между уровнями правительства;
. увеличению интереса всех правительств к системе налога на доход как
к инструменту политики увеличения поступлений;
. улучшению системы распределения дохода между индивидуалами с целью
продвижения экономического и социального развития.
Механизм координации налогов на доход сохраняет для провинций два
важнейших ограничения.
Первое — отсутствие структуры ставок. Налоговые надбавки и скидки по сути
своей ограничены во влиянии на распределение дохода, так как они
затрагивают лишь два полюса доходной шкалы, оставляя нетронутыми
многочисленные промежуточные ставки. Также провинции взимают и основной
федеральный налог, что означает принятие федеральной налоговой структуры и
последствий распределения дохода. Если бы провинции могли устанавливать
отдельные налоговые ставки и доходные уровни, у них было бы гораздо больше
средств достижения желаемой степени прогрессивности. Однако это снижало бы
согласованность и усложняло налоговую систему в целом.
Второе — хотя изначально провинции имеют возможность увеличивать
налоговые поступления, требование наложения провинциального налога на
федеральный ограничивает маневренность провинций до сравнительно узкой
базы, снижая тем самым ценность каждого налогового пункта и требуя очень
высоких налоговых ставок.
Как мы видим, ограничения достаточно существенны. Тем не менее, в такой
крупной стране, как Канада, децентрализация помогает адаптировать
социальную политику к местным нуждам, в то же время обеспечивая
правительствам провинций доходы, достаточные для поддержания единых
стандартов общественных услуг при равных уровнях налогообложения.
Список использованной литературы
1. Налоговые системы зарубежных стран. Под редакцией д-ра экономических
наук профессора Князева В.Г., д-ра экономических наук профессора
Черника Д.Г. Москва «Закон и право», издательское объединение «ЮНИТИ»,
1997 год.
2. Мещерякова О.В, Налоговые системы развитых стран мира (справочник). М.
:Фонд “Правовая культура”,1995. - 240 с.
3. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учеб.
пособие. - М.:ИНФРА-М, 1996. 192 с.