Налоговая система Канады

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
                             ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

                   Кафедра финансов и бухгалтерского учета


              Реферат по дисциплине: “НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ”


                      на тему: Налоговая система Канады

      Выполнил:                                    студент группы ИЭ-45
                                                   Золотов О.Ю.

      Проверила:                              Селезнева Н.Н.


                               Санкт-Петербург

                                    1999
                                 Содержание

Уровни налоговой системы Канады   3

Модернизация налоговой системы    3

Подоходный налог 3

Налог на прирост рыночной стоимости активов  4

Налог на прибыль 4

Основные налоговые льготы    5

Налог с продаж   6

Налог на товары и услуги     6

Влияние налоговой системы на экономические процессы в стране  7

Роль провинций в экономике   7

Координация налогов    8

Список использованной литературы  9


                       Уровни налоговой системы Канады

     Налоговая система Канады в современных условиях представлена  на  трех
основных уровнях:
• федеральном (48% государственных доходов);
• провинциальном (42% государственных доходов);
• местном (10% государственных доходов).
     Главную часть доходов федерального бюджета составляет подоходный налог
с населения, причем доля его  постоянно  увеличивается.  За  1985—1994  годы
доля подоходного налога увеличилась на 45% (с  56580  млн.  до  101943  млн.
канадских долларов). Значительны и  поступления  от  налога  на  корпорации,
налога на товары и услуги, акцизов, таможенных  пошлин  и  налогов  в  фонды
социального страхования.

     Налоговые источники доходов провинций складываются из:
      . подоходного налога с населения;
      . налога с продаж;
      . налога на прибыли корпораций;
      . акцизов;
      . налогов в фонды социального страхования;
      . налогов на дарения;
      . рентных платежей;
      . различных регистрационных и лицензионных сборов.

     Основную  долю  поступлений  дают  подоходный  налог  с  населения   и
косвенные налоги.
     Налоговые  поступления  местных  бюджетов   состоят   из   налога   на
недвижимость и налога на предпринимательство.

     В стране сложилась четкая система налогового регулирования:
     Налоговая  политика  разрабатывается  отделом  бюджетной  политики   и
экономического анализа Министерства финансов.
     Все проекты выносятся на обсуждение — прежде всего в Палату Общин.
     Сбором налогов занимается Министерство национального дохода.
     Все возникающие споры по вопросам налогообложения разрешает  Налоговый
суд.

     Отдельным   провинциям   сделаны    исключения.    Например,    Квебек
самостоятельно собирает  подоходный  налог  и  налог  на  прибыль,  Онтарио,
Альберта — налог на прибыль.
     Основополагающими актами в сфере налогового  законодательства  служат:
Закон о налоге на доход (регулирующий взимание подоходного налога  и  налога
на прибыль  корпораций)  и  Закон  о  страховании  по  безработице  (системы
социального обеспечения).

                       Модернизация налоговой системы

     Первым этапом модернизации налоговой системы  Канады  стала  налоговая
реформа, начатая в 1987 г.  Она  коснулась  двух  основных  доходных  статей
бюджета: подоходного налога и налога на прибыль. В дальнейшем  был  проведен
радикальный пересмотр системы косвенных налогов.

                              Подоходный налог

     В соответствии с реформой 1987 г. в Канаде на федеральном уровне стали
действовать  три  ставки  подоходного  налога  вместо  ранее  существовавших
десяти, и в каждом регионе — свои местные ставки  подоходного  налога,  (см.
Таблица 1 и Таблица 2).

          Таблица 1. Ставки федерального подоходного налога

|Доход, тыс. долл.              |Максимальная федеральная    |
|                               |ставка, %                   |
|0 -29590                       |17                          |
|29590 -59180                   |26                          |
|более 59180                    |29                          |


     Таблица 2. Ставки подоходного налога с физических лиц,  действующие  в
регионах

|Провинция, территория              |Основная   |Основная               |
|                                   |ставка, %  |федерально-провинциальн|
|                                   |           |ая ставка, %           |
|Ньюфаундленд Новая Шотландия о.    |21,0*      |52,3 50,3 50,3         |
|Принца Эдуарда                     |19,0** 19,0|                       |
|Нью-Брансуик                       |20,1       |51,4                   |
|Квебек                             |21,6       |52,9                   |
|Онтарио                            |21,6       |52,9                   |
|Манитоба                           |19,1       |50,4                   |
|Саскачеван                         |20,6       |51,9                   |
|Альберта                           |14,8       |46,1                   |
|Брит. Колумбия                     |22,9       |54,2                   |
|Юкон                               |15,3       |46,6                   |
|Северо-западные территории         |13,0       |44,4                   |


     * Ставка составляет  69%  от  основной  федеральной.  В  Ньюфаундленде
существует пяти процентный дополнительный налог на сверхдоходы.
     ** Основная ставка равна 59,5% основной федеральной. С 1 июля 1997  г.
ставка провинции снизится до 19,5% основной федеральной. В  настоящее  время
с дохода, превышающего  10000  канадских  долларов,  берется  дополнительный
налог в размере 10%.
     В остальных регионах существуют свои особенности применения  различных
ставок для различных сумм дохода. •
     Были пересмотрены налоговые льготы, и часть из  них  отменена.  Многие
льготы переведены из налоговых скидок в разряд налогового кредита.
     Таким  образом,  новая  налоговая  система  построена  на   одинаковом
обложении доходов, независимо от их величины и формы  вложения  капитала,  а
также на обложении реальных величин доходов (индексация ставок  и  налоговых
кредитов в соответствии с ростом потребительских цен).

                 Налог на прирост рыночной стоимости активов


     Большое значение в системе подоходного налога с населения имеет  налог
на прирост рыночной стоимости активов.  Если  ранее  только  половина  этого
дохода подпадала под налогообложение,  причем  реальная  ставка  совокупного
федерально - провинциального налога равнялась  26%,  то  в  настоящее  время
облагаемая доля расширилась до 75%, а  реальная  ставка  налога  на  прирост
рыночной стоимости возросла до 30%.

                              Налог на прибыль


     Значимую роль играет налог на прибыль и связанные с ним  разнообразные
налоговые льготы, которые побуждают компании к  рациональному  использованию
основных и оборотных  средств,  внедрению  НИОКР,  развитию  деятельности  в
определенных районах и другим общественно полезным мероприятиям.
   Ставка налога на прибыль складывается из  федеральной  и  провинциальной.
Общая федеральная ставка — 28% (для компаний  обрабатывающей  промышленности
— 23%). Провинциальные ставки налога на прибыль представлены в Таблица 3.

     Таблица 3. Ставки налога на прибыль, действующие в регионах

|Провинция,        |Основная      |Основная федерально-провинциальная  |
|территория        |ставка, %     |ставка, %                           |
|Ньюфаундленд      |14,0*         |43,12                               |
|Новая Шотландия   |16,0"         |45,12                               |
|о. Принца Эдуарда |15,0          |44,12                               |
|Нью Брансуик      |17,0          |46,12                               |
|Квебек (от вида   |8,9-16,25     |38,02-45,37                         |
|деят-сти)         |              |                                    |
|Онтарио           |15,5          |44,62                               |
|Манитоба          |17,0          |46,12                               |
|Саскачсван        |17,0          |46,12                               |
|Альберта          |15,5          |44,62                               |
|Брит. Колумбия    |16,5          |45,62                               |
|Юкон              |15,0          |44,12                               |
|Северо-западные   |14,0          |43,12                               |
|терр-ии           |              |                                    |


     * Ньюфаундленд снижает ставку для компаний, создающих более 10 рабочих
мест с полной занятостью и инвестициями не менее $500 000.
     ** С 1 июля 1993 г. снизилась ставка для корпораций, создающих рабочие
места   в    фармацевтической,    компьютерной,    телекоммуникационной    и
аэрокосмической отраслях.

                          Основные налоговые льготы

     Основные налоговые льготы для корпораций включают:
      . инвестиционный налоговый кредит;
      . налоговый кредит на расходы НИОКР;
      . ускоренные нормы амортизации;
      . льготные условия налогообложения стоимости активов;
      . скидки на истощение недр и др.

  Постоянно увеличивающийся дефицит федерального  бюджета  привел  к  более
рациональному использованию налоговых льгот, что прежде всего  выразилось  в
сужении сфер их применения и в уменьшении размеров. В 1987 г. были  отменены
инвестиционный  налоговый  кредит  и  скидка   на   корректировку   товарно-
материальных запасов.
  Снижены нормы  амортизации  для  пассивной  части  основного  капитала  в
горнодобывающей промышленности для  бурового  оборудования,  рабочих  частей
машин, рекламного оборудования.
  Сохранены  льготы  на  стимулирование   регионального   развития   НИОКР.
Инвестиционный кредит для атлантических  провинций  составляет  15%,  а  для
специально  выделенной  группы  районов   —   10%.   Налоговый   кредит   на
капиталовложения в НИОКР составляет 30%  для  всех  компаний  и  45%  —  для
обрабатывающего сектора в отдельных районах.
     Для стимулирования развития сельского хозяйства  и  рыболовства  также
предусмотрены меры налогового характера. Существуют три  специальные  льготы
для компаний данных отраслей.
     Цель одной из них —  привлечь  детей  фермеров  к  работе  в  сельском
хозяйстве.  После  смерти  родителей  ферма,  доля  в  семейной   фермерской
корпорации  или  семейном  фермерском  партнерстве  переходит  к  детям  без
необходимости  пожизненной  уплаты  налога  на  прирост  рыночной  стоимости
активов.  Его  оплата  откладывается  до  того  момента,  когда  дети  будут
располагать какой-либо другой собственностью помимо данной семейной.
     Другая льгота состоит в праве усреднять доход за пятилетний  период  в
целях защиты фермеров и рыбаков от резких  колебаний  доходов,  свойственных
данным отраслям.
     Третья льгота связана с  методом  исчисления  дохода  для  фермеров  и
рыбаков; дает возможность фермерам  регулировать  распределение  доходов  по
годам, уменьшать или увеличивать сумму, оставшуюся в их  распоряжении  после
уплаты налога.
     Большое внимание в Канаде уделяется стимулированию деятельности малого
бизнеса.
     К малым относятся компании с годовыми продажами от 2 до 20 млн. долл.,
с годовой прибылью меньше или  равной  200  тыс.  долл.,  в  которых  занято
меньше или 100 лиц наемного труда. Доля мелких фирм составляет 97% от  числа
всех компаний. Основные сферы их деятельности — услуги, розничная  торговля,
строительство,  наукоемкие  отрасли.  После  налоговой   реформы   ко   всем
компаниям малого бизнеса применяется  единая  ставка  —  12%.  Правительство
Канады  возлагает  большие  надежды  на  малый  бизнес  как  на  возможность
повысить уровень занятости в стране.
     В налоговой системе  преобладает  прямое  налогообложение,  в  котором
основную  долю   занимает   подоходный   налог   с   населения.   Наибольшее
регулирующее воздействие на экономику оказывает налог на прибыль компаний.
   Последние тенденции в развитии налоговой системы  связаны  с  расширением
базы налогообложения и снижением размеров ставок  налогов  и  направлены  на
сокращение  дефицита  федерального  бюджета  при   сохранении   возможностей
воздействовать на экономические процессы.

                               Налог с продаж

   Налог с продаж по своей  природе  —  это  более  удобный  механизм  сбора
доходов,  чем  подоходный  налог.  Действующий  налог  с  продаж  имеет  две
характерные черты:
   . • распространяется только на потребление, освобождая от налогов сам
     производственный процесс и тем самым не угрожая внутреннему
     производству;
   . • опирается на более широкую базу.

   До  1991  г.  федеральное  правительство  полагалось  на  единую   ставку
федерального  налога  с  продаж  —  13,5%.  Под  этот   налог   попадали   и
производственные ресурсы. Эта ставка распространялась  на  производителей  и
ее эффективное значение  существенно  изменялось  от  продукта  к  продукту,
завися от системы их распределения. Налог  облагал  внутреннее  производство
больше, чем импортные товары, примерно на одну треть.  Половина  доходов  от
этого налога полностью шла от налогообложения  потребляемых  в  производстве
ресурсов, увеличивая стоимость инвестиций  в  среднем  на  4%.  В  небольшой
открытой  экономике,  которая  характерна  для  Канады,  эти  факторы  стали
основными препятствиями к росту.
   Столкнувшись с недостатками федерального  налога  с  продаж,  федеральное
правительство  в  1987  г.  решило  основные  усилия  направить  на  реформу
местного  налога  с  продаж.  Этот  шаг  правительства  породил  предложение
развивать и взимать  национальный  налог  с  продаж  по  европейской  модели
налога на добавленную стоимость.

                          Налог на товары и услуги


   В 1991 г. был принят налог на товары и услуги. В отличие от  европейского
налога на добавленную стоимость налог на товары  и  услуги  в  Канаде  имеет
преимущество, которое выражается в установленной единой ставке —  7%.  В  то
же время основные  продукты  питания,  лекарства,  медицинские  препараты  и
оборудование  налогообложению  не  подвергаются,  освобождаются  от  налогов
услуги здравоохранения и образования.
   Налог на товары и услуги приносит стране значительный доход. В 1994 г. он
составил 21087 млн. долл., или 7,7%  от  общего  поступления  всех  налогов.
Более  широкая  экономическая  база  и  низкая  ставка  позволяют  уменьшить
искажающее  воздействие  на  рынок  и   достигнуть   наиболее   эффективного
распределения ресурсов.
   Само по  себе  введение  этого  налога  означало  существенное  улучшение
налоговой системы Канады, однако оно привело и к дополнительным  сложностям.
Дело в том, что налог взимается одновременно с  провинциальными  налогами  с
розничных  продаж.  Два  налога  существуют  в  сфере   розничной   торговли
параллельно, принося массу неудобств продавцам,  вынужденным  калькулировать
два налога с разными базами и приспосабливать к ним  систему  бухгалтерского
учета.  С  другой  стороны,  это  является  стимулом  к  унификации  системы
провинциальных налогов и ее гармонизации с федеральным налогом.
   За исключением  провинции  Альберта  и  двух  территорий,  все  провинции
взимают местные налоги с продаж.
   С 1 апреля 1997 г. Нью Брансуик, Новая Шотландия Ньюфаундленд  объединяют
свои местные налоги с продаж  с  федеральным  налогом  на  товары  и  услуги
("GST"). Комбинированная ставка равна 15% (7% —федеральная  ставка  и  8%  —
провинциальная). Объединенный налог включается  в  розничные  цены,  но  вся
сумма уплаченного налога отражается в чеке.
   С 1 сентября 1996 г. в регионах Канады действуют следующие ставки налогов
с розничных продаж:
    . Ньюфаундленд — 12%;
    . Новая Шотландия — 11%;
    . о. Принца Эдуарда — 10%;
    . Нью Брансуик — 11%;
    . Квебек — 6,5% (в Квебеке взимается объединенный налог: провинциальный
      и федеральный);
    . Онтарио — 8%;
    . Манитоба — 7%;
    . Саскачеван — 9%;
    . Британская Колумбия — 7%, называется "налог на социальные услуги", им
      облагается потребление товаров и определенных видов услуг.
   К определенным видам товаров и  услуг  могут  применяться  другие  ставки
данного налога. Например, в провинции Онтарио — стандартная ставка налога  —
8%,  но  для  алкогольных   напитков,   продаваемых   в   специализированных
магазинах, ставка увеличена до 12%.

        Влияние налоговой системы на экономические процессы в стране

     Налоговая  система   Канады   оказывает   серьезное   воздействие   на
экономические  процессы  страны.   В   середине   1990-х   годов   налоговое
регулирование было  направлено  на  стимулирование  совокупного  спроса,  но
первостепенное  внимание  все  же  уделялось  государственным  расходам.   В
результате федеральное правительство  и  правительства  провинций  требовали
причитающиеся части важнейших налогов. Доля подоходных  налогов  в  1994  г.
составляла  около  45%  всех  налоговых  поступлений  (37%   приходится   на
подоходный налог с физических лиц, 8% — на налог с  корпораций);  налоги  на
потребление  —  примерно  30%.  Доля  налогов,   собранных   в   провинциях,
относительно значительна (и в сборах подоходных  налогов,  и  в  налогах  на
потребление). Бюджет провинции пополняется более, чем  на  100  млрд.  долл.
ежегодно (из них 40% приходится на долю подоходных налогов и почти  половина
на налоги на потребление).

                         Роль провинций в экономике

     Канада — децентрализованное  государство,  где,  несмотря  на  сильное
влияние федеральных органов  власти,  провинции  имеют  большое  значение  в
ключевых  областях  национальной  экономики  и  социального  развития.  Так,
провинции обладают сферой полномочий  в  таких  областях,  как  образование,
здравоохранение, круг социальных программ по страхованию.
     Имея  столь   широкий   спектр   ответственности,   провинции   играют
фундаментальную роль в национальной экономике. На их долю приходится  больше
половины всех правительственных расходов Канады.
     Роль провинций в экономике страны резко усилилась в последние годы:  с
15% валового внутреннего продукта (ВВП) в начале 1960 г. — до 26% в 1994  г.
На долю федерального правительства приходится всего 22%.
     Расширение роли провинций в национальной экономике требует координации
политики  между  федеральным  правительством  и  правительством   провинций.
Несмотря на  широкие  полномочия  в  сборе  налогов,  провинциям  необходима
поддержка со стороны федерального правительства. В среднем  около  28%  всех
доходов  составляют  трансферты   —   средства,   передаваемые   центральным
правительством  провинциям  в  целях  компенсации  несоответствия  между  их
потребностями  в  средствах  и  имеющимися  в  их  распоряжении   ресурсами.
Например, в провинциях Онтарио, Альберта  и  Британская  Колумбия  эта  доля
достигает 20%, а в провинциях менее богатых — более 40%.

                             Координация налогов

      Большую роль в экономическом регулировании играет координация налогов,
которая призвана способствовать:
      . изменению роли провинций в федерации;
      . обеспечению политических компромиссов между уровнями правительства;
      . увеличению интереса всех правительств к системе налога на доход как
        к инструменту политики увеличения поступлений;
      . улучшению системы распределения дохода между индивидуалами с целью
        продвижения экономического и социального развития.
   Механизм  координации  налогов  на  доход  сохраняет  для  провинций  два
важнейших ограничения.
   Первое — отсутствие структуры ставок. Налоговые надбавки и скидки по сути
своей  ограничены  во  влиянии  на  распределение  дохода,  так   как   они
затрагивают  лишь  два  полюса   доходной   шкалы,   оставляя   нетронутыми
многочисленные промежуточные ставки. Также  провинции  взимают  и  основной
федеральный налог, что означает принятие федеральной налоговой структуры  и
последствий распределения дохода. Если  бы  провинции  могли  устанавливать
отдельные налоговые ставки и доходные уровни, у них было бы гораздо  больше
средств достижения желаемой степени прогрессивности. Однако это снижало  бы
согласованность и усложняло налоговую систему в целом.
     Второе —  хотя  изначально  провинции  имеют  возможность  увеличивать
налоговые  поступления,  требование  наложения  провинциального  налога   на
федеральный  ограничивает  маневренность  провинций  до  сравнительно  узкой
базы, снижая тем самым ценность каждого налогового  пункта  и  требуя  очень
высоких налоговых ставок.

  Как мы видим, ограничения достаточно существенны. Тем не менее,  в  такой
крупной  стране,   как   Канада,   децентрализация   помогает   адаптировать
социальную  политику  к  местным  нуждам,  в   то   же   время   обеспечивая
правительствам  провинций  доходы,  достаточные   для   поддержания   единых
стандартов общественных услуг при равных уровнях налогообложения.

                      Список использованной литературы


  1. Налоговые системы зарубежных стран. Под редакцией  д-ра  экономических
     наук профессора  Князева  В.Г.,  д-ра  экономических  наук  профессора
     Черника Д.Г. Москва «Закон и право», издательское объединение «ЮНИТИ»,
     1997 год.

  2. Мещерякова О.В, Налоговые системы развитых стран мира (справочник). М.
     :Фонд “Правовая культура”,1995. - 240 с.

  3. Пушкарева В.М. История финансовой мысли  и  политики  налогов:   Учеб.
     пособие. - М.:ИНФРА-М, 1996. 192 с.