Налоговая система Украины

План КОНТРОЛЬНОйЇРаБОТЫ

1. Основные обязанности налогоплательщиков   3
2. Классификация налоговых ставок 5
3. Порядок расчета и уплаты акцизного сбора  7
4. Понятие «двойное налогообложение»    8
5. Задача   11
6. Литература    12


                           1. ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
                             НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
    Обязанности  налогоплательщика  устанавливаются  только   совокупностью
элементов закона о налоге.  Можно  выделить  существенные  и  факультативные
элементы закона о налоге.
    Существенными элементами закона о  налоге  являются  те  элементы,  без
которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут  считаться
определенными. К ним относятся: налогоплательщик  (субъект  налога),  объект
налога,  предмет  налога,  масштаб  налога,  метод  учета  налоговой   базы,
налоговый  период,  единица  налогообложения,  налоговая  ставка   и   метод
налогообложения, порядок исчисления налога, отчетный  период,  сроки  уплаты
налога, способы и порядок уплаты налога.
    Факультативными  элементами  закона  о  налоге  могут   считаться   те,
отсутствие  которых  не  влияет   на   степень   определенности   налогового
обязательства, однако существенно снижает  гарантии  надлежащего  исполнения
этого  обязательства.  К  ним  относятся:  порядок  удержания   и   возврата
неправильно   удержанных   сумм   налога,   ответственность   за   налоговые
правоотношения, налоговые льготы.
    Установить  элемент  закона  о  налоге  -  значит  принять  (утвердить,
узаконить) что-либо в качестве одного из оснований возникновения  налогового
обязательства или  способа  его  исполнения.  Определить  элемент  закона  о
налоге - значит  описать  фактическую  сторону  элемента,  выделить  его  из
прочих сходных явлений   (предметов,  обстоятельств)  на  основе  каких-либо
признаков, данных.
    Субъект налогообложения  -  это  лицо,  на  котором  лежит  юридическая
обязанность уплатить налог за счет собственных средств.
    С понятием "субъект налогообложения" тесно  связано  понятие  "носитель
налога" - лицо, которое несет тяжесть налогообложения в итоге.
    Налог   уплачивается   за    счет    собственных    средств    субъекта
налогообложения.  Однако,  от  имени  налогоплательщика  налог  может   быть
уплачен и иным лицом (представителем).
    Налогоплательщики обязаны:
. уплачивать законно установленные налоги;
. встать на учет в органах Государственной налоговой службы Украины;
. вести в установленном порядке бухгалтерский учет и вносить исправления  в
  отчетность;
. предоставлять в налоговый орган по месту учета  в  установленном  порядке
  налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать;
.  предоставлять  налоговым  органам  и  их  должностным  лицам  документы,
  необходимые для исчисления и уплаты налогов;
. выполнять законные требования налогового органа об устранении  выявленных
  нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не  препятствовать
  законной деятельности должностных лиц налоговых  органов  при  исполнении
  ими своих служебных обязанностей;
. предоставлять налоговому органу  необходимую  информацию  и  документы  в
  случаях и порядке, предусмотренном Законом Украины;
.  в  течение  установленного   срока   обеспечивать   сохранность   данных
  бухгалтерского учета и других документов, необходимых  для  исчисления  и
  уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для
  организаций - также и произведенные расходы)  и  уплаченные  (удержанные)
  налоги;
. нести иные обязанности, предусмотренные  законодательством  о  налогах  и
  сборах.
    Налогоплательщики -  организации  и  индивидуальные  предприниматели  -
помимо обязанностей, предусмотренных ст.9 Закона Украины от 2  февраля  1994
года, обязаны сообщать в налоговый орган по месту учета:
. об открытии или закрытии счетов;
. обо всех случаях участия в украинских и иностранных организациях;
. обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Украины,  -
  в 20-дневный срок после включения в ЕГРПО Украины;
.  о   прекращении   своей   деятельности,   объявлении   несостоятельности
  (банкротстве), ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней
  со дня принятия такого решения;
. об изменении своего места нахождения.

                      2. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВЫХ СТАВОК
    Налоговая система базируется на соответствующих  законодательных  актах
государства,  которыми  устанавливаются  конкретные  методы   построения   и
взимания налогов, т.е. определяются элементы налога.
     К ним относятся:
    а) субъект налога или налогоплательщик   -  лицо,  на  которое  законом
возложена обязанность уплачивать налог. Однако через механизм цен  налоговое
бремя может перекладываться на другое лицо поэтому рассматривают и
    б) носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог;
    в) объект налога - доход или имущество, с  которого  начисляется  налог
(заработная плата, ценные бумаги, прибыль, недвижимое имущество,  товары   и
т.д.);
    г) источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог;
    д) ставка налога - важный элемент налога, который  определяет  величину
налога на единицу обложения  (денежная  единица  дохода,  единица  земельной
площади, единица измерения товара и т.д.).
      Налоговая ставка – это законодательно установленный размер налога  на
единицу обложения. Существуют два подхода к установлению  налоговых  ставок:
универсальный и  дифференцированный.  При  универсальном  -  устанавливается
единая для всех плательщиков ставка,  при  дифференцированном  –  несколько.
Дифференциация ставок может происходить в  двух  направлениях.  Первое  –  в
разрезе  плательщиков,  когда  для   большинства   плательщиков   выделяется
основная ставка,  а  также  сниженные  и  повышенные  ставки  для  отдельных
плательщиков. Второе – в  разрезе  разных  характеристик  и  оценок  объекта
налогообложения. Цель установления  как  единых,  так  и  дифференцированных
ставок одна – создание или одинаковых, или  разных  условий  налогообложения
для всех плательщиков.
    Различают фиксированные, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные
налоговые ставки.
    1. Фиксированные ставки устанавливаются в абсолютной сумме  на  единицу
обложения, независимо от размеров  дохода  (например,  на  тонну  нефти  или
газа).
    2. Пропорциональные - действуют в  одинаковом  процентном  отношении  к
объекту  налога   без   учета   дифференциации   его   величины   (например,
действовавший в СССР до 1 июля 1990 г. налог на заработную плату  в  размере
13 %) .
    3. Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога  повышается  по
мере  возрастания   дохода.   При   прогрессивной   ставке   налогообложения
налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму  дохода,  но
и большую его долю.
    4. Регрессивные - средняя ставка  регрессивного  налога  понижается  по
мере роста дохода. Регрессивный налог  может  приносить  большую  абсолютную
сумму, а может и  не  приводить  к  росту  абсолютной  величины  налога  при
увеличении доходов.
    В общих чертах видно, что прогрессивные налоги - это те  налоги,  бремя
которых наиболее сильно  давит на лица  с  большими  доходами,  регрессивные
налоги  наиболее  тяжело  ударяют  по  физическим   и   юридическим   лицам,
обладающим незначительными доходами.

                 3. Порядок расчета и уплаты акцизного сбора
    Акцизный  сбор  –  это  косвенный  налог,  который  устанавливается  на
высокорентабельные и монопольные товары и включается в их цену.
    Налогоплательщиками  в  бюджет  являются  субъекты  предпринимательской
деятельности – производители или импортеры подакцизных товаров.
    Объектами налогообложения являются:
    1) оборот по реализации произведенных в  Украине  подакцизных  товаров.
При этом оборотом от реализации является продажа, обмен  на  другие  товары,
бесплатная  передача.  В  налогооблагаемый  оборот   включается   реализация
товаров для собственного потребления, промышленной переработки, а также  для
собственных работников;
    2) обороты по реализации конфискованного и бесхозного  или  заложенного
имущества;
    3) таможенная стоимость импортных товаров, приобретенных за иностранную
валюту, в порядке товарообменных операций, полученных без оплаты;
    Плательщиками  акцизного  сбора  в  бюджет  является  несколько   видов
субъектов предпринимательской деятельности:
    1) Предприятия, организации, учреждения как юридические  лица,  которые
находятся на территории Украины и имеют счета в банках.
    2) Международные объединения, включая международные неправительственные
организации,  иностранные  юридические  лица  и  граждане,   которые   имеют
расчетные счета в банках Украины.
    3) Граждане, которые занимаются предпринимательской  деятельностью  без
создания юридического лица.
    Акцизный сбор исчисляется  по  ставкам,  которые  определяются  в  двух
вариантах:
. в фиксированных ставках (суммах) на  единицу  реализованных,  завезенных,
  переданных товаров;
. в процентах с оборота по реализации (передаче) товаров.
    Фиксированные ставки акцизного сбора  установлены  в  евро  на  единицу
реализованных товаров.
    Сроки уплаты акцизного сбора  в  бюджет  зависят  от  вида  подакцизных
товаров, суммы налога, вида деятельности хозяйствующего субъекта.
    Отрицательное влияние налога "акцизный сбор" на финансово-хозяйственную
деятельность предприятий имеет место  тогда,  когда  установление  косвенных
налогов влечет за собой повышение цен,  ограничивает  объем  производства  и
реализации товаров, приводит к накоплению нереализованных товаров.
    Взимание акцизного сбора предполагает решение финансовых проблем
государства за счет обеспеченных слоев населения. Оно смягчает
регрессивность налогов на потребление в целом. Перечень товаров, по которым
взимается этот налог, в основном отвечает этой цели. Исключение составляют
алкогольные и табачные изделия. Включение их в объект налогообложения
акцизным сбором обусловлено прежде всего очень высокой рентабельностью этих
товаров. При отсутствии налога их производители получали бы сверхвысокие
доходы.

                    4. Понятие «двойное налогообложение»
    В случае ведения международной торговли правительства  обеих  торгующих
сторон могут пожелать взимать налог с доходов от этой торговли.
    Международное двойное налогообложение – это  налогообложение  одного  и
того же объекта (дохода, имущества, сделки и т.д.) в один и  тот  же  период
времени аналогичными видами налогов в двух, или более странах.
    Потенциальное двойное налогообложение возникает потому, что одна страна
претендует на право  налогообложения  на  основании  факта  проживания  (или
гражданства) налогоплательщика, а другая  —  на  основании  места  получения
дохода. Двойное налогообложение может  также  возникать,  когда  обе  страны
утверждают, что налогоплательщик является их резидентом, либо  когда  каждая
из двух стран утверждает, что доход получен именно в ней.
    Статья   18,   регулирующая   устранение   двойного    налогообложения,
засчитывает сумму дохода, полученную  за  границей  в  общую  сумму  дохода,
который  подлежит  налогообложению   на   Украине,   и   засчитывается   при
определении размера налога.  При  этом  размер  засчитанных  сумм  не  может
превышать  сумму  налога,  подлежащего  к  уплате  в   Украине.   При   этом
обязательно  письменное  подтверждение  налогового  органа  соответствующего
иностранного государства о  факте  уплаты  налога  и  наличии  международных
договоров об устранении двойного налогообложения и предотвращения  уклонения
от уплаты налога.
    Вопрос двойного налогообложения возникает в нескольких случаях:
1. При налогообложении доходов, получаемых  нерезидентами  за  границей.   В
   данной ситуации разрешение противоречия  возможно  в  рамках  специальных
   международных  соглашений,  в  соответствии  с  которыми  налогообложение
   происходит  в  одном  из   государств.   Либо   регулируется   в   рамках
   национального законодательства. Суммы  налогов  на  прибыль  или  доходы,
   полученные за пределами территории, засчитываются при уплате ими  налогов
   с прибыли или дохода в Украине.
2. При смешанном порядке уплаты  налога.  Подобная  ситуация  возникает  при
   налогообложении лиц, которые  уплачивают  налог  и  подают  декларацию  о
   доходах в разных местах.
3. При налогообложении распределяемой части  прибыли  предприятий.  Проблема
   заключается в том,  что  прибыль,  подлежащая  распределению,  облагается
   налогом два раза: первый –  при  начислении  налога  на  прибыль  (доход)
   предприятия; второй –  при  налогообложении  дивидендов.  Такой  механизм
   подрывает стимулы к росту прибыли или ее распределенной части.  В  данном
   случае возможно  использование  различных  ставок  для  распределенной  и
   нераспределенной  прибыли,   полное   или   частичное   освобождение   от
   налогообложения дивидендов или распределенной прибыли.
                                  5. ЗАДАЧА
    Определить сумму НДС, который  подлежит  уплате  в  бюджет,  или  сумму
бюджетного возмещения, при следующих условиях:
1) отгружено продукции по контракту №1 на сумму 5000 грн. (с НДС) с оплатой
   в отчетном квартале;
2) перечислено поставщику за полученную в отчетном квартале продукцию  1200
   грн. (с НДС);
3) получена предоплата по экспортному контракту – 7000 грн;
4) отгружено продукции  по бартерному контракту  на  сумму  200  тыс.  грн.
   Встречная поставка в отчетном квартале 180 тыс. грн.

                                  Решение:
             НДС         =          НДС          -          НДС
                        в         бюджет                          полученный
уплаченный

   НДС      = [pic]грн.
полученный
   НДС      = [pic]грн.
уплаченный


  НДС   = [pic]грн.

в бюджет

Ответ:      сумма бюджетного возмещения составляет 3966,67 грн.
                                6. ЛИТЕРАТУРА
1. Кучерявенко Н.П. Основы налогового права. – Харьков, Изд. Константа,
   1996г.
2. В.М.Федосов, В.Ш.Опарін, В.О. П’ятаченко та ін. “Податкова система
   України”. Підручник, К.-1994.
3. В.В.Буряковский, Б.Я.Кармазин, С.В.Каламбед “Налоги”, Пороги
   Днепропетровск-1998.
4. С.Терехін “Фискальная политика Украины : под бременем пережитков
   плановой экономики» // журнал «Финансовые риски», 1996, №3.
5. В.М.Опарін “Фінансова сістема, теоретичні засади та практичні аспекти її
   розбудови  в Україні”, журнал “Фінанси України” №9, 1998г.
6. Гридчина М.В., Вдовиченко Н.И., Калина А.В. Налоговая система Украины:
   Учеб. Пособие. – К.: МАУП, 2000.
7. Дернберг Р.Л. Международное налогообложение. — М.: ЮНИТИ Будапешт:
   COLPI, 1997.