Налоговая система государства, налоги и их виды
Государственный Комитет
Российской Федерации
по высшему образованию
РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. Г. В. ПЛЕХАНОВА
Кафедра экономической теории
Курсовая работа по экономической теории на тему:
“Налоговая система государства, налоги и их виды”
Выполнил студент
II курса дневного отделения
ОЭФ группы 9206
Паршенцев Артем Александрович.
Научный руководитель:
Москва, 1996.
ПЛАН
1. Введение.
2. Понятие налоговой системы.
3. Общие понятия.
4. Сущность и принципы налогообложения.
5. Элементы налога.
6. Способы взимания.
7. Виды налоговой системы.
8. Функции налога.
9. Виды налога.
10. Стабильность и подвижность налогов.
11. Система налогообложения в России.
12. Классификация налогов в российской экономике.
13. Основные налоги в России.
14. Особенности налогообложения в России.
15. Заключение.
1. Введение.
Право облагать налогом... — это не только право уничтожать, но и право
созидать.
Верховный суд США
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство
воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В
условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период,
налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов,
основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования
экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве
определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги,
как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления
экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система
налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного
хозяйства.
На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в
финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок
неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к
весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство
предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных
налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только
сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности
финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии
на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и
обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими
интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной
подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы
предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения
предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и
местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При
помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая
привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и
прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое
распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных
функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному
обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового
обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.
В условиях перехода от административно-директивных методов управления к
экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора
рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного
хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в
развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Именно
налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом
дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики. Сейчас
существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных
странах, накоплен огромный многолетний опыт. Но в связи с тем, что
налоговая система России создается практически заново, сегодня очень мало
монографий отечественных авторов по налогообложению, в которых можно было
бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по
созданию именно российской налоговой системы, отвечающей нашим российским
условиям.
Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в
1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о
налоговой системе. Среди них: "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации", "О налоге на прибыль предприятий и организаций", "О налоге на
добавленную стоимость" и другие.
2. Понятие налоговой системы.
2.1. Общие понятия.
Сущность и принципы налогообложения
Прежде всего остановимся на необходимости налогов. Налоги появились с
разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы
граждан, необходимые для содержания... публичной власти... " (К. Маркс, Ф.
Энгельс, Соч., 2-е изд., том 21, стр.171). В истории развития общества еще
ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для
выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему
требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны
только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового
бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его
функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций
возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Итак, налогообложение — это система распределения доходов между
юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют
собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе
закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных
потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц,
получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов
государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить
возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать)
людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают
важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
Главные принципы налогообложения — это равномерность и определенность.
Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точки
зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка,
который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том,
что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер
и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же
определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.
Денежные средства, вносимые в виде налогов не имеют целевого
назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства.
Государство не предоставляет налогоплательщику какой либо эквивалент за
вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является
одной из черт составляющих их юридическую характеристику.
Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно
определить основные принципы налогообложения, которые сформулировал Адам
Смит в форме четырех положений, четырех основополагающих, можно сказать,
ставших классическими принципов, с которыми, как правило, соглашались
последующие авторы. Они сводятся к следующему:
"1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов
правительства, каждый по возможности, т. е. соразмерно доходу, которым он
пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или
пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству
обложения.
2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно
определен, а не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты должны
быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому...
3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие
наиболее удобны для плательщика...
4. Каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана
плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства".
Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют
никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них
самих, они стали "аксиомами" налоговой политики.
Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом
нового времени. Современные принципы налогообложения получились таковы:
1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом
возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен
быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него
уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда,
некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка
налога одинакова для всех облагаемых сумм).
2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов
носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала
недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых
странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей
кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего
один раз вплоть до его реализации.
3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять
сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.
4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными
и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих
налоги.
5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к
меняющимся общественно-политическим потребностям.
6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого
ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.
Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия
налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или
тройного обложения.
Элементы налога
Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах
государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания
налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым
относятся:
. объект налога — это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые
количественно, которые служат базой для исчисления налога;
. субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или
юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством
уплатить налог;
. источник налога, то есть доход из которого выплачивается налог;
. ставка налога — величина налоговых отчислений с единицы объекта налога.
Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и
называется налоговой квотой;
. налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от
налога;
. срок уплаты налога — срок в который должен быть уплачен налог и который
оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от
вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного
срока.
. правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за
неуплату налога.
Способы взимания налогов
Налоги могут взиматься следующими способами:
1. Кодастровый — (от слова кодастр — таблица, справочник) когда объект
налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих
групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы
установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что
величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога
может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по
установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от
того, используется это транспортное средство или простаивает.
2. На основе декларации. Декларация — документ, в котором плательщик
налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого
метода является то, что выплата налога производится после получения дохода
и лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.
3. У источника. Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтому
оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода
получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с
физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на
которой работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, заработной
платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная
сумма выплачивается работнику.
Виды налоговой системы
Существуют два вида налоговой системы — шедyлярная и глобальная.
В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый
налогоплательщиком, делится на части — шедyлы. Каждая из этих частей
облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть установлены
различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше. В
глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц
облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает
планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная
налоговая система широко применяется в Западных государствах.
Функции налогов
Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов
проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:
Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция).
Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).
Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между
доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между
ними (социальная функция).
Стимулирующая функция.
Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую
очередь выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и
граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части
непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов
(многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они
недостаточны для обеспечения должного уровня развития — фундаментальная
наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п.
Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части
государственного бюджета. Но не это главное. Государственный бюджет можно
сформировать и без них. Важное роль играет функция, без которой в
экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись —
регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах — это регулируемая
экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику,
не регулируемую государством, невозможно. Иное дело — как она регулируется,
какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни
были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования
принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-
экономическими методами — путем применения отлаженной системы
налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками,
выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное
место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя
налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения,
вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для
ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует
решению актуальных для общества проблем.
Социальная или перераспределительная функция налогов. Посредством
налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые
затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и
социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых
программ — наyчно-технических, экономических и др. С помощью налогов
государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей,
доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной
инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с
длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады,
добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных условиях
значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие
сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно
отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.
Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный
социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система
позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это
сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем
установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной
части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного
освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
Последняя функция налогов — стимулирующая. С помощью налогов, льгот и
санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа
рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др.
Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает
взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства,
вкладываемые в развитие (юридическим или физическим лицом — безразлично)
освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило
не выполняется. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов
проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на
техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров
народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и
ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень
существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения
затраты на наyчно-исследовательские и опытно-констрyкторские работы.
Делается это по-разному. Так, в Германии указанные затраты включаются в
себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов.
В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из
облагаемой налогом прибыли. Было бы целесообразно установить, что в состав
затрат, освобождаемых от налога, полностью или частично, входят расходы на
НИОКР. Другой путь — включать эти расходы в затраты на производство.
Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный
характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.
Виды налогов
Налоги бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество:
подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное
страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые
социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе
налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на
перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного
физического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Второй вид
— налоги на товары и услуги: налог с оборота — в большинстве развитых стран
заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые
в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и
ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью
переносятся на цену товара или услуги.
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело
обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в
арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.
Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от
степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами.
Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на
потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога
перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В
долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя
перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой
эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к
сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения — к
сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или
перелив капитала в другие сферы деятельности.
Различают также твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные
налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на
единицу обложения, независимо от размеров дохода. Пропорциональные —
действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета
дифференциации его величины. Прогрессивные ставки предполагают возрастание
величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги — это те налоги,
бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами. Регрессивные ставки
предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Регрессивный
налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет
при увеличении доходов налогоплательщиков.
В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические.
Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов
государственного и местных бюджетов без закрепления за каким либо
определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение
(например, отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные
фонды).
Стабильность и подвижность налогов
Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее
система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он
может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект
осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки,
финансовой операции. Неопределенность — враг предпринимательства.
Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска
по крайней мере удваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктуры
прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения
ставок, условий налогообложения, а тем более — самих принципов
налогообложения. Не зная твердо, каковы будут условия и ставки
налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же
часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.
Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки,
льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. "Застывших" систем
налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает
характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость
социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству
— и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и
иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней
требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития
народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или
отдельные ее элементы (ставки, льготы и т. п.) вносятся необходимые
изменения.
Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы
достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением
устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы
(перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких
лет. Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно,
благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются
неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы,
наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки
налогов не выходят за пределы экономической целесообразности). Частные
изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были
установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала
нового хозяйственного года. Например, состояние бюджета на очередной год,
наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могут определить
целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость повышения на 2-3
пункта ставок налога на прибыль или доход. Такие частные изменения не
нарушают стабильности системы хозяйствования, но вместе с тем не
препятствуют эффективной предпринимательской деятельности.
Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда
лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых
налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и
предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день,
то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налоге на
прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав системы
налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической
ситуации в стране и в общественном производстве.
2.2. Система налогообложения в России.
В законе Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N2118-1 "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации" дается следующее понятие налога:
"Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный
взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд,
осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных
законодательными актами". В этом же законе дается определение и налоговой
системы: "Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых
в установленном порядке, образуют налоговую систему". Закон также
определяет круг налогоплательщиков: "Плательщиками налогов являются
юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на
которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность
уплачивать налоги."
В дополнение ко всему необходимо выделить объекты налогообложения,
льготы по налогам согласно закону. "Объектами налогообложения являются
доходы (прибыль), стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности
налогоплательщика, операции с ценными бумагами, пользование природными
ресурсами, имущества юридических и физических лиц, передача имущества,
добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты,
установленные законодательными актами."
"По налогам могут устанавливаться в порядке и на условиях,
законодательными актами, следующие льготы:
. необлагаемый минимум объекта налога;
. изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
. освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категории плательщиков;
. понижение налоговых ставок;
. вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);
. целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания
налогов);
. прочие налоговые льготы."
Налоговая система России строится на основе единых принципов для всех
предпринимателей и предприятий независимо от ведомственной подчиненности,
форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. Основными
принципами являются:
. равнонапряженность налогового изъятия;
. однократность налогообложения, недопущение двойного обложения;
. стабильность, гибкость, простота, доступность, определенность;
. заблаговременность установления ставок и правил исчисления налога и его
уплаты.
Возглавляет налоговую систему Государственная налоговая служба РФ,
которая входит в систему центральных органов государственного управление
России, подчиняется Президенту и Правительству РФ и возглавляется
руководителем в ранге министра. Главной задачей Государственной налоговой
службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах,
правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в
соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей,
установленных законодательством.
Классификация налогов в российской экономике
С 1992 года в нашей стране действует новая налоговая система. Основные
принципы ее построения определил закон об "Основах налоговой системы в РФ"
от 28.12.91 (введен с 01.01.92). Он установил перечень идущих в бюджетную
систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяет плательщиков,
их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.
Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также
льгот их плательщикам осуществляется высшим органом законодательной власти
и в соответствии с вышеуказанным законом.
Налоговая система Российской Федерации разделяет налоги на 3 вида:
Федеральные;
Республиканские налоги и сборы республик в составе РФ, национально-
госyдарственных и административных образований, устанавливаемые законами
этих республик и решениями государственных органов этих образований;
Местные налоги и сборы, устанавливаемые местными органами государственной
власти в соответствии с законодательством РФ и республик в составе РФ;
К федеральным налогам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы на отдельные группы и виды товаров;
3) налог на доходы банков;
4) налог на доходы от страховой деятельности;
5) сбор за регистрацию банков и их филиалов;
6) налог на операции с ценными бумагами;
7) таможенные пошлины;
8) отчисления на воспроизводство материально-сырьевой базы, зачисляемые в
специальный внебюджетный фонд РФ;
9) платежи за пользование природными ресурсами;
подоходный налог с физических лиц;
налог на прибыль с предприятий (подоходный налог);
12) налоги, служащие источником образования дорожных фондов;
13) гербовый сбор;
14) государственная пошлина;
15) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и
образовываемых на их основе слов и словосочетаний;
транспортный налог с предприятий.
Все суммы поступлений от налогов указанных в подпунктах 1 - 7 и 16
зачисляются в федеральный бюджет. Налоги, указанные в подпунктах 10 и 11
являются регулирующими доходными источниками, а суммы отчислений по ним,
зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе
РФ, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет
автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты др.
уровней, определяются при утверждении республиканского бюджета республики в
составе РФ, краевого, областного бюджета автономной области, окружных
бюджетов автономных округов.
Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок), объекты
налогообложения, плательщики налогов и порядок зачисления их в бюджет или
во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются
на всей ее территории.
Все республиканские налоги являются общеобязательными.
К налогам республик в составе РФ, краев, областей, автономной области,
автономных округов относятся следующие налоги:
1) налог на имущество предприятий, сумма платежей по налогу равными
долями зачисляется в республиканский бюджет республики в составе РФ,
краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной
области, окружные бюджеты автономных округов и в районные бюджеты районов,
городские бюджеты городов по месту нахождения плательщиков;
2) лесной налог;
3) плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из
водохозяйственных систем;
4) республиканские платежи за пользование природными ресурсами.
Налоги устанавливаются законодательными органами (актами) РФ и
взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки определяются
законами республик в составе РФ или решениями органов государственной
власти краев, областей, автономной области, автономных округов, если иное
не установлено законодательными актами РФ.
Из местных налогов (всего 22) общеобязательных только 3: налог на
имущество с физических лиц, земельный, а также регистрационный сбор с
физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
К местным относятся следующие налоги:
1) налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по налогу
зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта
налогообложения;
2) земельный налог. Порядок зачисления поступлений по этому налогу в
соответствующий бюджет определяется законодательством о земле;
3) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью, сумма сбора зачисляется в бюджет по
месту их регистрации;
4) налог на строительство объектов производственного назначения в
курортной зоне;
5) курортный сбор;
6) сбор за право торговли: сбор устанавливается районными, городскими,
коллективными, сельскими органами исполнительной власти. Сбор уплачивается
путем приобретения разового талона или временного патента и полностью
зачисляются в соответствующий бюджет;
7) целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций,
независимо от их организационно-правовых форм, на содержание милиции, на
благоустройство территорий и др. цели. Ставки устанавливаются
соответствующими органами государственной власти. При этом годовые ставки
сборов с физических и юридических лиц имеют определенные ограничения;
8) налог на рекламу: уплачивают юридические и физические лица,
рекламирующие свою продукцию по ставке, не превышающей 5% стоимости услуг
по рекламе;
9) налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и
персональных компьютеров. Налог устанавливают юридические и физические
лица, перепродающие указанные товары по ставке, не превышающей 10% суммы
сделки;
10) сбор с владельцев собак. Сбор вносят физические лица, имеющие в
городах собак (кроме служебных), в размере, не превышающем 1/7
установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в год;
11) лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями. Сбор
вносят юридические и физические лица, реализующие винно-водочные изделия
населению;
12) лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей.
Сбор вносят их устроители в размере, не превышающем 10% стоимости
заявленных к аукциону товаров или суммы, на которую выпущены лотерейные
билеты;
13) сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор вносится физическими лицами
при получении права на заселение отдельной квартиры, в размере, не
превышающем 3/4 установленного законом размера минимальной месячной оплаты
труда в зависимости от общей площади и качества жилья;
14) сбор за парковку автотранспорта. Сбор вносят юридические и
физические лица за парковку автомашин в специально оборудованных для этого
местах в размере, установленном местными органами власти;
15) сбор за право использования местной символики. Сбор вносят
производители продукции, на которой используется местная символика (гербы,
виды городов и прочее) в размере, не превышающем 0.5% стоимости реализуемой
продукции;
16) сбор за участие в бегах на ипподромах. Сбор вносят юридические и
физические лица, выставляющие своих лошадей на состязания коммерческого
характера, в размерах, устанавливаемых местными органами власти, на
территории которых находится ипподром;
17) сбор за выигрыш на бегах. Сбор вносят лица, выигравшие в игре на
тотализаторе на ипподроме в размере, не превышающем 5% суммы выигрыша;
18) сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме. Сбор
вносится в виде процентной надбавки к плате, установленной за участие в
игре, в размере, не превышающем 5% этой платы;
19) сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок,
предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с
ценными бумагами. Сбор вносят участники сделки в размере, не превышающем
0.1% суммы сделки;
20) сбор за право проведения кино- и телесъемок. Сбор вносят
коммерческие кино- и телеорганизации, производящие съемки, требующие от
местных органов управления осуществления организационных мероприятий, в
размерах, установленных местными органами власти;
21) сбор за уборку территорий населенных пунктов. Сбор вносят
юридические и физические лица в размере, установленном местными властями;
22) налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной
сферы.
Большинство местных налогов устанавливается законодательными актами РФ
и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки налогов определяются
законодательными актами республик или решением органов государственной
власти краев, областей и т. д. Отдельные из местных налогов могут вводиться
региональными и городскими органами власти и зачисляются в местные бюджеты.
Расходы предприятий и организаций по уплате налогов и сборов, указанных
в пунктах "7" и "8", "20" и "21" относятся на финансовые результаты
деятельности предприятий; земельного налога - на себестоимость продукции
(работ, услуг). Остальные местные налоги и сборы уплачиваются предприятиями
и организациями за счет части прибыли, остающейся после уплаты налога на
прибыль.
Ответственность за правильность исчисления и уплаты налога несет
налогоплательщик. В первую очередь уплачиваются все поимущественные налоги
и пошлины (налог на имущество предприятия и др.), их сумма вычитается из
налогооблагаемого дохода или налогооблагаемой прибыли. Затем уплачиваются
местные подоходные налоги, после чего с оставшейся суммы рассчитываются и
уплачиваются все остальные налоги (налог на прибыль и др.).
Основные налоги Российской Федерации
Индивидуальный подоходный налог (налог на личные доходы) является
вычетом из доходов (обычно годовых) налогоплательщика — физического лица.
Это один из основных видов прямых налогов. Существующий порядок
налогообложения физических лиц определяется законом Российской Федерации от
7 декабря 1991 года "О подоходном налоге с физических лиц". Плательщиками
подоходного налога являются физические лица, как имеющие, так и не имеющие
постоянного местожительства в Российской Федерации, включая иностранных
граждан, так и лиц без гражданства. Объектом налогообложения физических лиц
является совокупный доход, полученный в календарном году.
Законом предусматривается довольно обширный перечень доходов, не
подлежащих налогообложению. Например, не подлежат налогообложению
государственные пособия по социальному страхованию и по социальному
обеспечению (кроме пособий по временной нетрудоспособности). Не подлежат
налогообложению все виды пенсий, назначенных в порядке, установленном
пенсионным законодательством Российской Федерации. Не включаются в
совокупный доход также доходы в денежной и натуральной форме, полученные от
физических лиц в порядке наследования и дарения; стоимость подарков,
полученных от предприятий, учреждений и организаций в течение года в виде
вещей или услуг, не превышающая сумму двенадцатикратного установленного
законом размера минимальной месячной оплаты труда.
Предусматривается уменьшение налогооблагаемого дохода с учетом
различного кратного минимального уровня оплаты труда в месяц для различных
категорий лиц. Совокупный доход, полученный физическими лицами в
налогооблагаемый период, уменьшается также на суммы расходов на содержание
детей и иждивенцев в пределах установленного законом размера минимальной
месячной оплаты труда за каждый месяц с учетом возраста.
Не облагаются налогом суммы, полученные физическими лицами и
перечисленные ими на благотворительные цели.
Работающие граждане, кроме подоходного налога, платят еще 1% от
зарплаты в пенсионный фонд. Определение совокупного годового дохода
осуществляется на основе декларации, заполняемой самостоятельно физическим
лицом и представляемой налоговому органу по месту постоянного жительства не
позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
Ниже приведены высшие ставки подоходного налога в экономически развитых
странах в 1993 году (%):
|Канада |29 |
|США |31 |
|Великобритания |40 |
|Австралия |47 |
|Япония |50 |
|Италия |51 |
|Германия |53 |
|Франция |57 |
|Швеция |72 |
|Россия |40 |
Из приведенных данных видно, что в большем количестве стран этот налог
довольно высок.
В последние два десятилетия заметна тенденция понижения ставок
подоходного налога. Многие экономисты полагают, что для "справедливой"
налоговой системы нужны ярко выраженные прогрессивные ставки подоходного
налога, т. е. богатые должны платить больший налог, чем бедные.
Основной вид налога юридических лиц — налог на прибыль. Плательщиками
налога на прибыль являются предприятия и организации, в том числе
бюджетные, представляющие собой юридические лица, независимо от
подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы
предприятия, их филиалы, а также созданные на территории России предприятия
с иностранными инвестициями, международные объединения, компании, фирмы,
любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством
иностранных государств и осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Объектом обложения налогом является балансовая прибыль (валовая прибыль
минус НДС, себестоимость произведенной продукции, и все убытки). В этой
связи важным моментом является правильное определение затрат, включаемых в
себестоимость продукции (работ, услуг). Налогооблагаемая прибыль
уменьшается с учетом льгот, предусмотренных законодательством (если прибыль
направляется на финансирование капитальных вложений, на природоохранные
мероприятия, на содержание объектов социального назначения, на
благотворительные цели).
Особые льготы, помимо общих, установлены для малых предприятий: из
налоговой базы исключается прибыль, которая направляется на строительство,
реконструкцию и обновление основных производственных фондов, на освоение
новой техники и технологии; освобождение на первые два года работы от
уплаты налога на прибыль предприятий по производству и переработке
сельскохозяйственной продукции, производству товаров народного потребления
и т. д.
Важным моментом налогообложения является то, что для арендных
предприятий, созданных на основе аренды имущества государственных
предприятий и их структурных подразделений, сумма налога на прибыль
уменьшается на сумму арендной платы, подлежащей в установленном порядке
взносу в бюджет.
Законом предусмотрены особенности определения прибыли иностранных
юридических лиц. Налогообложению подлежит только та часть прибыли
иностранного юридического лица, которая получена в связи с деятельностью на
территории РФ.
Предприятия, организации и иностранные юридические лица платят налог на
прибыль в размере 32%; биржи и брокерские конторы, а также предприятия по
прибыли от посреднических операций и сделок - 45%. В случае если не
представляется возможным определить прибыль, полученную иностранным
юридическим лицом от деятельности в РФ, налоговый орган вправе рассчитывать
ее, исходя из нормы рентабельности 25%.
Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины, акцизы, и
налог на добавленную стоимость (НДС).
Налог на добавленную стоимость. Переход к рыночным отношениям
обуславливает необходимость появления новых налогов, непосредственно
связанных с формированием стоимости. Таким налогом является налог на
добавленную стоимость. Добавленная стоимость включает в себя в основном
оплату труда и прибыль и практически исчисляется как разница между
стоимостью готовой продукции, товаров и стоимостью сырья, материалов,
полуфабрикатов, используемых на их изготовление. Кроме того, в добавленную
стоимость включается амортизация и некоторые другие элементы. Таким
образом, налог на добавленную стоимость, создаваемой на всех стадиях
производства, определяется как разница между стоимостью реализованных
товаров, работ, услуг производства и обращения и стоимостью материальных
затрат, отнесенных на издержки.
Плательщиками НДС являются предприятия и организации независимо от форм
собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридического
лица. Плательщиками налога на добавленную стоимость являются также лица,
занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического
лица, при условии, что их годовая выручка от реализации товаров (работ,
услуг) превышает 500 тыс. руб.
Стоимость, добавленная в процессе работы над имеющимися предметами
труда, облагается налогом с добавленной стоимости. Но каждый
налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, который
приобретает потребитель. Таким образом всю тяжесть этого налога несет
конечный потребитель.
Объектами налогообложения являются также товары, ввозимые на территорию
России в соответствии с установленными таможенными режимами, исключая
гуманитарную помощь.
Законом определен перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от
налога. Этот перечень является единым на всей территории Российской
Федерации. Освобождаются от налога на добавленную стоимость услуги в сфере
народного образования, связанные с учебно-производственным процессом;
услуги по уходу за больными и престарелыми; ритуальные услуги похоронных
бюро; услуги учреждений культуры и искусства, религиозных объединений;
театрально-зрелищные, спортивные и другие развлекательные мероприятия.
Освобождаются от платы НДС научно-исследовательские и опытно-
конструкторские работы, выполняемые за счет государственного бюджета, и
хоздоговорные работы, выполняемые учреждениями народного образования.
Налог на добавленную стоимость взимается в России и во всех странах
ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), кроме
Австралии, США, Швеции. Налог на добавленную стоимость взимается с фирм-
продавцов товаров и услуг в размере от 5 до 8% стоимости их товара и
распространяется на наиболее "ходовые" товары и услуги. У нас он составляет
20%.
Акциз является косвенным налогом, включаемым в цену товара, и
оплачиваемым покупателем. Акцизы, как налог на добавленную стоимость,
введены в действие с 1 января 1992 года при одновременной отмене налога с
оборота и налога с продаж.
Это сравнительно новая для нас, но общепринятая в мировой практике
форма изъятия сверхприбыли, получаемой от производства товаров со
значительной разницей между ценой, определяемой потребительной стоимостью,
и фактической себестоимостью. Рыночная экономика неизбежно порождает
необходимость в акцизах.
Плательщиками акцизов являются все находящиеся на территории РФ
предприятия и организации, реализующие вышеназванные товары, независимо от
форм собственности и ведомственной принадлежности.
Объектом налогообложения является оборот (стоимость) подакцизных
товаров собственного производства, реализуемых по отпускным ценам,
включающим акциз. К числу таких товаров, подлежащих обложению акцизами,
относятся: винно-водочные изделия, этиловый спирт из пищевого сырья, пиво,
табачные изделия, легковые автомобили, грузовые автомобили емкостью до 25
т., ювелирные изделия, бриллианты, изделия из хрусталя, ковры и ковровые
изделия, меховые изделия, а также одежда из натуральной кожи. Сумма акциза
учитывается в базе обложения налогом на добавленную стоимость.
Отдельные товары акцизами не облагаются. Ставки акцизов утверждаются
правительством Российской Федерации и являются едиными на всей территории
России.
Поимущественные налоги, прежде всего налоги на имущество, дарения и
наследство.
Налог на имущество предприятий. Важное место в налоговой системе
занимает налог на имущество предприятий, который в перспективе должен
получить дальнейшее развитие. Данный налог относится к числу
республиканских и краевых налогов РФ.
Плательщиками этого налога являются предприятия, учреждения (включая
банки и кредитные учреждения) и организации, в том числе с иностранными
инвестициями, являющиеся юридическими лицами; их филиалы, имеющие отдельный
баланс и расчетный счет, а также международные объединения и организации,
занимающиеся предпринимательской деятельностью, постоянные
представительства и другие обособленные подразделения иностранных фирм,
банков и организаций, расположенных на территории РФ. Объектом
налогообложения является имущество предприятия в стоимостном выражении,
находящееся на его балансе. Для целей налогообложения определяется
среднегодовая стоимость имущества предприятий.
Налогом на имущество предприятий не облагаются имущество бюджетных
учреждений и организаций, адвокатов; предприятий по производству и хранению
сельскохозяйственной продукции; жилищно-коммунального и другого городского
хозяйства и т. д.
Ставки налога на имущество предприятий определяются в зависимости от
видов их деятельности. Однако предельный размер налоговой ставки на
имущество предприятия не может превышать 2% от налогооблагаемой базы. Не
разрешается устанавливать ставку налога для отдельных предприятий.
Исчисляемая сумма налога вносится в виде обязательного платежа в бюджет
(республики, края, области) в первоочередном порядке с отнесением на
финансовые результаты деятельности предприятия.
Налог на имущество физических лиц. Плательщиками этого налога являются
физические лица: граждане России, иностранные граждане и лица без
гражданства, имеющие на территории Российской Федерации в собственности
определенное имущество, являющееся объектом налогообложения
Налог с имущества переходящего в порядке наследования или дарения.
Согласно закону плательщиками являются физические лица, которые принимают
имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или
дарения. Объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи,
транспортные средства, предметы антиквариата, ювелирные изделия. Размер
всех этих налогов определяется задачей перераспределения богатства. В
некоторых странах налоги на имущество, дарения и наследство включаются в
акцизные сборы, взимаемые при совершении сделок.
Социальные взносы (социальные налоги) охватывают взносы предприятий на
социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они
представляют собой выплаты, которые частично осуществляются самими
работающими, частично их работодателями.
Некоторые особенности налогообложения в России.
Сейчас в России действует почти три десятка налогов и сборов, не считая
различных пошлин. Не все из них выдержат испытание временем, но в целом
нынешняя система налогообложения наиболее близка к принятой на Западе,
учитывая, что и там имеются существенные различия по странам. Правда, в
странах ЕЭС налоговая система yнифицирyется и остались лишь несущественные
различия.
За последние годы система взаимоотношений предприятий с государственным
бюджетом претерпевала неоднократные серьезные изменения. Хотя эти изменения
были различными по своему характеру, но можно утверждать, что они
отличались определенной внутренней логикой. Это утверждение базируется на
том факте, что каждое последующее изменение было шагом вперед по пути
предоставления предприятиям широкой хозяйственной самостоятельности.
Началось это движение с экономической реформы 1965-1966 гг., когда впервые
в нашей хозяйственной практике предприятиям было разрешено создавать за
счет своей прибыли фонды экономического стимулирования: фонд развития
производства, фонд социально-культурных мероприятий и жилищного
строительства, фонд материального поощрения. По сравнению с прежним
порядком, когда предприятия были совершенно бесправны в распоряжении своей
прибылью, это был важный шаг, впервые подводивший под юридически
провозглашенные лозунги самостоятельности предприятий реальную
экономическую базу. Реальную, но явно недостаточную, так как отчисления от
прибыли в государственный бюджет не ограничивались установленными
нормативами, в него отчислялся "свободный остаток прибыли", то есть часть
прибыли, оставшаяся после отчислений в бюджет, вышестоящим органам и в
фонды экономического стимулирования предприятий. Это означало, что принятый
порядок распределения прибыли предприятий явно отдавал предпочтение
государственному бюджету.
Следующим существенным шагом в совершенствовании системы
взаимоотношений предприятий с государственным бюджетом был переход к так
называемому полному хозяйственному расчету и самофинансированию. Его
главное достоинство состояло в том, что порядок распределения прибыли
приобретал нормативный характер: не часть, а вся прибыль предприятий
распределялась по утвержденным вышестоящими органами экономическим
нормативам, в результате чего автоматически устранялся так раздражавший
предприятия "свободный" остаток прибыли, никогда в действительности не
являвшийся свободным. Одновременно признавалось равенство интересов
предприятия и государства при распределении прибыли, поскольку нормативы
формировались с учетом потребностей предприятий в средствах не только на
простое, но и на расширенное воспроизводство, а также на содержание
социально-бытовой сферы (принадлежащего предприятию детского сада,
пионерлагеря, базы отдыха) и жилищное строительство.
Однако, система экономических нормативов страдала существенными
недостатками. Прежде всего, нормативы, которые по идее должны быть едиными,
то есть предъявлять ко всем предприятиям одинаковые требования, были не
только дифференцированными, но и практически индивидуальными. Вместо единых
требований ко всем предприятиям получалось наоборот: Сами эти требования
как бы приспосабливались к положению, возможностям каждого предприятия.
Единство принципов формирования нормативов было подменено явным
субъективизмом, размеры нормативов больше зависели от взаимоотношений с
министерскими чиновникам, чем от объективных условий и требований. Поэтому
замена экономических нормативов распределения прибыли налогом на прибыль
была логическим продолжением курса на устранение из системы экономических
взаимоотношений предприятий и государства элементов субъективизма. Налоги —
это те же экономические нормативы, но только подлинно единые и стабильные,
независящие от воли отдельных лиц. Индивидуализация налоговых ставок, льгот
и санкций запрещена, их можно дифференцировать по отраслям, производствам,
регионам, но никак не по отдельным предприятиям. Налоги относятся к классу
экономических нормативов, они формируются по принципам, присущим
нормативам. Например, ставку налога на прибыль можно рассматривать как
норматив отчислений от прибыли в бюджет, но установленный на
общегосударственном уровне. Замена нормативов отчислений от прибыли в
бюджет системой налогообложения прибыли была целесообразна, даже
необходима, независимо от перехода к рыночным отношениям в стране, но
последний ускорил эту замену и сделал ее неизбежной, так как
предпринимательская деятельность не может развиваться эффективно в условиях
неопределенности экономических взаимоотношений с государством, с бюджетом и
с налоговой системой.
Нормально функционирующая система налогов является одним из средств
борьбы с теневой экономикой: ведь уплата налога с того или иного дохода
означает признание его легальности, законности, в то время как наличие
дохода, укрываемого от налогообложения ввиду его незаконности преследуется
государством. Повышение роли налогов в нашей стране, превращение их в
основной способ изъятия части доходов физических и юридических лиц в
государственный и местные бюджеты — свидетельство роста финансовой культуры
общества. При достижении определенного уровня грамотности населения налоги
будут восприниматься им с пониманием, как форма участия своими средствами в
решении общегосударственных задач, прежде всего — социальных. Естественно,
если ставки налогов будут отражать баланс интересов граждан,
предпринимателей, предприятий и государства.
Как мировой, так и отечественный опыт свидетельствуют о преимуществах
налоговой системы перед любой другой формой изъятия части доходов граждан и
предприятий в государственный бюджет. Одно из этих преимуществ — правовой
характер налогов. Их состав, ставки и санкции определяются не
министерствами и ведомствами, даже не правительствами, а принятыми
парламентами Законами. И это далеко не формальность. К примеру, в России
правительство предлагало установить ставку налога на прибыль предприятий
40% (такой она была в проекте закона), однако парламентарии приняли иное
решение - 32%, разница очень существенная.
Переход от нормативов отчислений от прибыли в бюджет к налогам означает
также демократизацию экономической жизни страны. Перед налогом все равны.
Это не означает, что нельзя дифференцировать ставки, наоборот, можно и
нужно, но дифференциация проводится по экономическим, социальным,
региональным категориям плательщиков, но никак не по отдельным физическим
лицам или предприятиям. Ставка налога может зависеть от категории, к
которой относится плательщик, от того, к какой социальной группе относится
гражданин или к какой по размерам группе относится предприятие, но она не
зависит и не может зависеть от того, кто именно непосредственно платит. А
фиксированный размер ставок и их относительная стабильность способствует
развитию предпринимательской деятельности, так как облегчают
прогнозирование ее результатов.
Налоги органически вписываются в формируемую в нашей стране систему
экономических отношений. При разумных ставках налоги являются средством
сочетания интересов предпринимателей, граждан и государства, общества в
целом.
В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению
налоговой системы. Чем проще налоговая система, тем проще определять
экономический результат, меньше забот при составлении отчетных документов и
тем больше остается времени y предпринимателей на обдумывание того, как
снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги. Налоговым
же органам проще следить за правильностью уплаты налогов, что позволяет
уменьшить число работников в финансовых органах. Такая тенденция
подтверждается тем, что в некоторых странах вообще существует один
единственный налог на добавленную стоимость. В нашей же стране система
налогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги,
отчисления, акцизы и сборы, которые по сути почти ничем друг от друга не
отличаются. Однако такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия
предприятий очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате
чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога.
Кроме того многие законы, в которых установлены ставки налогов, и
доходы из которых они отчисляются, очень не однозначно указывают все
необходимые элементы налогов. Поэтому спустя несколько месяцев после
опубликования Закона (который тоже не всегда можно найти) начинают
появляться инструкции Министерства Финансов с разъяснениями того, как этот
налог правильно считать.
3. Заключение.
Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она
выступает главным инструментом воздействия государства на развитие
хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития.
Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к
новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в
отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность
соответствующих уровней управления (Федерального и территориального) в
вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение
перечня действующих Федеральных налогов, предусмотренное законодательством,
позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды
доходов для местных бюджетов.
И все же новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к
новым условиям. Его основные недостатки следующие: излишняя уплотненность,
запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий
плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение
научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или
увеличение выпуска товаров народного потребления. Действующее
законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует
привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт
свидетельствует, что налоговое законодательство — не застывшая схема, оно
постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам,
рынку.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества
налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в
период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также
препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.
Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день — главная проблема
реформы налогообложения.
Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную
функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его,
сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.
Выдвигаемые реформаторские предложения касаются в лучшем случае отдельных
элементов налоговой системы. Предложений же о принципиально иной налоговой
системе, соответствующей нынешней фазе переходного периода, практически
нет. И это не случайно, так как оптимальную налоговую систему можно
развернуть только на серьезной теоретической основе, которой в России еще
нет...
Несомненно вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному
положению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис.
Несомненно, для выхода из кризисного состояния необходимо одним из первых
шагов наладить налоговую систему страны.
Список литературы.
1. Галкин В.Ю. “Новые методы хозяйствования: налоговые платежи из прибыли
предприятий и их роль в формировании доходов государственного бюджета”.
М., Минфин СССР, 1991.
2. Киперман Г. Я., Белялов А. З. "Налогообложение предприятий и граждан в
Российской Федерации". М., 1992.
3. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю “Экономикс: принципы, проблемы и
политика”. Баку, 1992.
4. Столяров В. Ф., Хасан-Бек Ц. М. “Налогообложение и рыночная экономика”.
Киев, 1991.
5. Черник Д. Г. “Налоги”. М., "Финансы и статистика" , 1994.
6. Налоги: учебное пособие /Д.Г. Черник. М., Финансы и статистика, 1995.
7. Налоговый портфель /Д.Н. Акуленок. М., "Соминтек", 1993.
8. “Налоги - 92”, жур. "Экономика и жизнь", №4, 1992 год.
9. “Налоги”, жур. "Экономика и жизнь", №36, 1992 год.
10. Закон РСФСР "Об основах налоговой системы в РСФСР", журнал "Финансы",
№ 9, 1992 год.
11. Материалы газеты "Финансовые известия" и журнала "Экономика и жизнь".