Организация налоговой службы в РФ

Содержание

Введение    2
1. Структурные подразделения центрального аппарата
    Министерства Российской Федерации по налогам и сборам     4
2. Организация территориального налогового органа,
    на примере УМНС России по Курской области      21
Заключение  26
Список литературы      27



                                  Введение


      Данная   работа   посвящена   рассмотрению    структуры    организации
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его  территориальных
органов.
      Налоги как центральный институт доходов  государственного  бюджета  не
насчитывают и двухсот лет.
      Зарождение науки о налогах началось в первой половине ХVI века  Многое
по созданию налоговой системы в России было сделано в начале ХVIII  века.  В
частности, становление налоговой службы заложил еще Петр I своим  указом  22
февраля 1711  г.  -  "Об  учреждении  Правительствующего  Сената  и  по  два
комиссара из губернии "для спросу" и  денежных  сборах  и  дела  финансового
управления".  Первое  министерство  государственных  доходов  было   создано
императором Александром  I.  8  сентября  1802  г.  он  издал  "Манифест  об
учреждении Министерств и создании  Министерства  финансов,  ведавшего  всеми
источниками государственных доходов, податями и сборами".
      После революции налоговая система практически ликвидируется. В феврале
1921  г.  Наркомфин  приостановил  взимание  всех  денежных   налогов.   Был
полностью расформирован налоговый аппарат.
      В  период  НЭПа,   произошло   восстановление   и   развитие   системы
налогообложения.
      В  советский  период  налоговое  ведомство  неоднократно  подвергалось
реорганизациям.
      1990 г. можно считать  годом  начала  полномасштабного  восстановления
налоговой  системы  страны,  а  после  распада  Советского   Союза,   Указом
Президента Российской Федерации № 218 от 21  ноября  1991  г.  -  образована
самостоятельная  Государственная  налоговая  служба   Российской   Федерации
(ранее она была в составе Министерства финансов).
      23 декабря 1998 г. Указом Президента Российской Федерации  №  1635  "О
Министерстве  Российской  Федерации  по  налогам  и  сборам"  Госналогслужба
России преобразована  в  Министерство  Российской  Федерации  по  налогам  и
сборам. В там своем статусе оно работает по настоящее время.
      Цель данной - работы рассмотреть организационную  структуру  налоговой
службы Российской Федерации.
      Для   достижения   поставленной    цели    был    произведен    анализ
специализированной литературы, посвященной вопросам налогов и сборов  в  РФ.
В данных трудах особое место занимают  работы  таких  авторов  как:  учебник
Луппиана М.  «Налоговая  система  РФ»  выпущенная  московским  издательством
ИНФРА-М в 2002 году и учебное пособие группы авторов под ред.  Черника  Д.Г.
«Основы налоговой системы» изданное московским  издательством  ЮНИТИ-ДАНА  в
2000 году. Также еще  хочется  отметить  официальный  сайт  Министерства  по
налогам и сборам Российской Федерации www.nalog.ru.
      Данная работа разбита на две большие главы.  Первая  глава  раскрывает
структуру  центрального  аппарата  Министерства  Российской   Федерации   по
налогам и сборам.  Вторая  глава  рассматривает  структуру  территориального
налогового органа данного Министерства на примере Управления  по  налогам  и
сборов г. Курска.

 1. Структурные подразделения центрального аппарата Министерства Российской
                        Федерации по налогам и сборам



                     1.1 Департамент налоговой политики

      Разработка  предложений  по  налоговой  политике  и  совершенствованию
законодательства о налогах  и  сборах  с  целью  обеспечения  своевременного
поступления в соответствующий бюджет налогов, сборов и  других  обязательных
платежей в полном объеме.
      Организация  разработки  и  анализ   представленных   в   Министерство
Российской  Федерации  по  налогам  и  сборам  проектов  законодательных   и
нормативных  правовых  актов  по   налогам   и   сборам,   направленных   на
совершенствование налоговой системы и законодательства о налогах  и  сборах;
подготовка  заключений  (официальных  отзывов)   по   проектам   федеральных
законов, поступающих в Министерство на заключение.
      Проведение работы по разработке  законодательных  и  иных  нормативных
правовых актов, регулирующих взимание налогов, сборов и других  обязательных
платежей, в том числе при исполнении соглашений  о  разделе  продукции,  при
исполнении концессионных договоров, при добыче нефти из низкопродуктивных  и
бездействующих   скважин   и   других   специальных    налоговых    режимов,
установленных законодательством РФ и международными договорами РФ.
      Осуществление  контроля  за  правильностью  исчисления,   полнотой   и
своевременностью уплаты налогов, сборов и  других  обязательных  платежей  в
соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды  при  реализации
соглашений   о   разделе   продукции,   предусмотренных    законодательством
Российской Федерации и условиями соглашений о разделе продукции.
      Анализ действующего законодательства о налогах и сборах  и  подготовка
предложений по его совершенствованию, в том числе законодательства о ЗАТО.
      Осуществление разработки модельных нормативных правовых актов, а также
иных нормативных правовых актов  по  налогообложению  в  целях  гармонизации
действующей в РФ и странах СНГ нормативной правовой базы.
      Осуществление   взаимодействия   с    комитетами    и    подкомитетами
Государственной Думы и Совета  Федерации  Федерального  Собрания  Российской
Федерации.
      Обеспечение методологической целостности и согласованности нормативных
и инструктивных  материалов,  разъяснений  и  рекомендаций  Министерства  по
вопросам, входящим в компетенцию Департамента.


                   1.2 Департамент налогообложения прибыли

      Методологическое  и  организационное  обеспечение   работы   налоговых
органов по осуществлению контроля за соблюдением законодательства:
 . по налогообложению прибыли (дохода)  предприятий  и  организаций,  в  том
   числе  организаций  потребительской  кооперации,  кредитных  и  страховых
   организаций,  негосударственных   пенсионных   фондов,   профессиональных
   участников рынка ценных бумаг;
 .  по  применению  норм  бухгалтерского  учета  при  определении   прибыли,
   подлежащей налогообложению;
 . по учету, оценке и реализации  конфискованного,  бесхозяйного  имущества,
   имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов.
      Разработка  методических  рекомендаций   для   налоговых   органов   и
консультирование их по проверке достоверности представляемой  организациями,
предприятиями бухгалтерской и налоговой отчетности.
      Разработка проектов инструкций, методических указаний и  других  актов
Министерства, относящихся к налогообложению  юридических  лиц  по  указанным
выше налогам.
      Обеспечение методологической целостности и согласованности нормативных
и инструктивных  материалов,  разъяснений  и  рекомендаций  Министерства  по
вопросам, входящим в компетенцию Департамента.
      Осуществление анализа  динамики  и  контроля  за  уровнем  поступлений
налогов  и  сборов,  находящихся  в  компетенции  Департамента,   подготовка
предложений по повышению уровня их собираемости.


                      1.3 Департамент косвенных налогов

      Обеспечение  методологической  целостности  и   согласованности   всех
инструктивных и иных нормативных актов, связанных с  порядком  исчисления  и
уплаты в бюджет:
налога на добавленную стоимость;
налога с продаж;
акцизов на подакцизные товары;
акцизов на минеральное сырье;
налога на пользователей автомобильных дорог.
      Осуществление    методологического     руководства     подразделениями
территориальных налоговых органов Министерства и  оказание  им  методической
помощи по вопросам исчисления и  уплаты  в  бюджет  налогов,  находящихся  в
компетенции Департамента.
      Осуществление анализа  динамики  и  контроля  за  уровнем  поступлений
налогов, находящихся в компетенции Департамента, подготовка  предложений  по
повышению уровня их собираемости.


     1.4 Департамент налогообложения доходов и имущества физических лиц

      Осуществление  методического  и  организационного  обеспечения  работы
налоговых органов по контролю за соблюдением законодательства  о  налогах  и
сборах физическими лицами и налоговыми агентами.
      Подготовка  разъяснений  налоговым  органам,   налоговым   агентам   и
налогоплательщикам  о   порядке   применения   законодательства   Российской
Федерации и других нормативных  и  нормативно-правовых  актов  о  налогах  и
сборах с физических лиц, госпошлине.
      Координация работы налоговых органов по обеспечению:
декларирования физическими лицами своих доходов и расходов;
проведения налогового контроля за расходами физических лиц.
      Координация работы налоговых органов с декларациями госслужащих.
      Обеспечение приема, учета и хранения сведений о доходах  и  имуществе,
представляемых членами  Правительства  Российской  Федерации,  и  деклараций
лицами, постоянно работающими за рубежом.
      Осуществление приема и передачи сведений о доходах физических  лиц  на
федеральном уровне. Обеспечение учета сведений о доходах физических лиц,  не
являющихся  налоговыми  резидентами  Российской  Федерации,  и   организация
передачи   этих   сведений   налоговым   службам   иностранных   государств.
Организация  приема  сведений  о  доходах  налоговых  резидентов  Российской
Федерации от иностранных государств.
      Обеспечение методологической целостности и согласованности нормативных
и инструктивных  материалов,  разъяснений  и  рекомендаций  Министерства  по
вопросам, входящим в компетенцию Департамента.
      Осуществление анализа  динамики  и  контроля  за  уровнем  поступлений
налогов  и  сборов,  находящихся  в  компетенции  Департамента,   подготовка
предложений по повышению уровня их собираемости.
      Организация работы налоговых  органов  по  осуществлению  контроля  за
уплатой  земельного  налога  с  физических  лиц  и   налога   с   владельцев
транспортных средств, принадлежащих физическим лицам;
      Обеспечение ведения базы данных о доходах и имуществе  физических  лиц
на федеральном уровне.


                 1.5 Департамент единого социального налога

      Разработка методологии исчисления и уплаты единого социального  налога
и  обеспечение  ее  единообразного  применения  налоговыми   органами   всех
субъектов Российской Федерации.
      Методическое обеспечение  работы  налоговых  органов  по  контролю  за
правильностью    исчисления,    полнотой    и    своевременностью     уплаты
налогоплательщиками единого социального налога.
      Разработка методологии и  методическое  обеспечение  работы  налоговых
органов по взысканию  задолженности  плательщиков  по  страховым  взносам  в
государственные социальные внебюджетные фонды, зачету  (возврату)  переплаты
сумм страховых взносов в эти фонды и единого  социального  налога,  контролю
за исполнением условий отсрочки (рассрочки) уплаты страховых взносов.
      Разработка   и   внедрение   механизмов   и   схем    реструктуризации
задолженности  по  страховым  взносам,  начисленным  пеням  и   штрафам,   и
организация  работы  налоговых  органов  по  применению  комплекса  мер   по
принудительному  взысканию  задолженности  по  единому  социальному  налогу,
страховым взносам, начисленным пеням и штрафам.
      Осуществление оперативного  контроля  и  анализа  поступления  единого
социального  налога,  выполнения  плановых  заданий  по  нему  в  целом   по
Российской Федерации, в разрезе фондов  и  в  разрезе  субъектов  Российской
Федерации.
      Обеспечение  методологической  целостности  и   согласованности   всех
инструктивных и иных нормативных актов, связанных с  порядком  исчисления  и
уплаты в бюджет единого социального налога.



               1.6 Департамент организации налогового контроля

      Методологическое  и  организационное  обеспечение  контрольной  работы
налоговых органов.
      Разработка  методологии  выявления  и  пресечения  форм   и   способов
уклонения от уплаты налогов, подготовка предложений по внесению изменений  в
нормативную правовую базу.
      Разработка комплексных стандартных процедур подготовки,  проведения  и
реализации  результатов   камеральных   и   выездных   налоговых   проверок,
регламентации порядка проведения мероприятий налогового контроля в  процессе
указанных проверок.
      Планирование, анализ и обобщение практики  и  результатов  контрольной
работы налоговых органов.
      Организация   взаимодействия    с    правоохранительными    и    иными
контролирующими органами в работе по выявлению, предупреждению и  пресечению
правонарушений в сфере налогообложения.
      Методологическое  и  организационное  обеспечение   работы   налоговых
органов по осуществлению контроля за применением контрольно-кассовых  машин,
а также за соблюдением порядка ведения кассовых операций и условий работы  с
денежной наличностью.


     1.7 Департамент налогов и сборов с алкогольной и табачной продукции

      Организация и осуществление государственного контроля за производством
и  оборотом  этилового  спирта,  спиртосодержащей,  алкогольной  и  табачной
продукции,   за   соблюдением   законодательства   о   налогах   и    сборах
организациями, осуществляющими деятельность в данных сферах.
      Участие в совершенствовании правовой базы, методологии  лицензирования
и организации работы налоговых органов в сфере контроля за  производством  и
оборотом  этилового  спирта,  алкогольной,   спиртосодержащей   и   табачной
продукции.
      Организация  и  осуществление  контроля  за  объемами  производства  и
оборота  этилового  спирта,   алкогольной,   спиртосодержащей   и   табачной
продукции,  за  соблюдением  технологии   производства   и   соответствующих
требований к ее маркировке и упаковке.
      Организационно-методологическое  обеспечение  работы  управлений   МНС
России по вопросам лицензирования в данной сфере.
      Организация контроля и проверки качества  производимых  и  реализуемых
этилового  спирта,  алкогольной,  спиртосодержащей  и  табачной   продукции,
состояния налогового контроля на акцизных складах.
      Осуществление прогнозирования и  контроля  за  поступлением  налоговых
платежей в разрезе года, квартала, месяца.


                  1.8 Департамент учета налогоплательщиков

      Разработка нормативных актов по утверждению:
      форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических
и физических лиц, а также при учете сведений о них;
      порядка  и  условий  присвоения,   применения,   а   также   изменения
идентификационных номеров налогоплательщиков (далее ИНН);
      порядка  формирования  баз  данных  Единого  государственного  реестра
налогоплательщиков   (далее   -   ЕГРН)   и   предоставления   пользователям
информационных ресурсов необходимой информации, содержащейся в нем;
8. Организация и методическое обеспечение ведения учета налогоплательщиков.

9. Разработка методических рекомендаций, разъяснений для налоговых  органов
   по:
10. вопросам  учета  налогоплательщиков  и  налоговых  агентов  в  налоговых
   органах;
11. особенностям постановки на учет крупнейших налогоплательщиков;
12. особенностям организации учета иностранных юридических лиц;
13. работе с информацией, поступающей в налоговый  орган  от  регистрирующих
   органов;
14. порядку ведения  баз  данных  ЕГРН,  информационных  ресурсов  по  учету
   налогоплательщиков, баз данных учета бланков Свидетельства о  постановке
   на учет в налоговых органах.
15.  Координация  работы  Управлений  МНС  России  по  субъектам  Российской
   Федерации по идентификации налогоплательщиков и присвоению им ИНН.
16. Формирование и ведение федеральной базы  данных  ЕГРН  и  предоставление
   информации  из  нее  в  соответствии  с  требованиями   законодательства
   Российской Федерации.


                     1.9 Департамент учета и отчетности

      Обеспечение методологического руководства по  ведению  лицевых  счетов
налогоплательщиков в системе Министерства.
Установление порядка ведения учета в налоговых органах:
17. поступления налогов и других  доходов  в  бюджетную  систему  Российской
  Федерации;
18. задолженности по налогам и сборам;
19. предоставленных отсрочек и рассрочек,  зачетов  и  возвратов,  налоговых
  санкций и пеней.
      Разработка и совершенствование методологии составления  статистических
форм налоговой отчетности.
      Организация и  осуществление  сбора,  обработки  и  получения  сводных
итогов  по  данным  оперативной  отчетности   и   налоговой   статистики   о
поступлении  и  задолженности  по  налогам  и  сборам  в  бюджетную  систему
Российской Федерации, по  видам  налоговых  платежей,  субъектам  Российской
Федерации, основным отраслям экономики, по крупнейшим налогоплательщикам.


        1.10 Департамент анализа и планирования налоговых поступлений

      Осуществление экономического анализа данных налоговой и статистической
отчетности, их сопоставление с макроэкономическими  показателями  на  основе
информации Госкомстата России, других официальных источников.
      Подготовка аналитической информации о мобилизации налогов и  сборов  в
бюджетную  систему  и  предложений  по  увеличению  собираемости  налогов  и
сборов.
      Подготовка и выпуск материалов о ходе поступления  налогов  и  сборов,
динамике задолженности, в  том  числе  по  отраслям  экономики  и  субъектам
Российской Федерации, а также экспресс - информаций по  наиболее  актуальным
вопросам налогообложения.
      Проведение прогнозных расчетов  налоговой  базы  субъектов  Российской
Федерации и поступлений налогов и  сборов  в  бюджетную  систему  Российской
Федерации в целом, а также в разрезе регионов.
      Ведение системы показателей налоговых паспортов  субъектов  Российской
Федерации, федеральных округов и Российской Федерации в целом.
      Разработка заданий по мобилизации в  консолидированный  и  федеральный
бюджеты налогов и сборов, контролируемых МНС России, в целом  по  Российской
Федерации и по субъектам  Российской  Федерации  на  соответствующий  период
(месяц, квартал, год) и доведение их до Управлений МНС России  по  субъектам
Российской Федерации.


                 1.11 Департамент контроля налоговых органов

      Разработка  единой  методологической  базы  организации  и  проведения
проверок    налоговых    органов    по    осуществлению    ими    налогового
администрирования.
      Методологическое обеспечение  проведения  комплексных  и  тематических
проверок нижестоящих налоговых органов.
      Организация  и  проведение   комплексных   и   тематических   проверок
соблюдения   нижестоящими   налоговыми   органами   нормативных   актов   по
обеспечению  надлежащего   налогового   администрирования,   оформление   их
результатов и принятие мер по результатам рассмотрения материалов  проверок.

      Анализ состояния контрольной работы нижестоящих налоговых  органов  по
результатам комплексных и тематических проверок.
      Рассмотрение  представлений  (материалов)   о   результатах   проверок
нижестоящих   налоговых   органов,   проведенных    правоохранительными    и
контролирующими органами.
      Рассмотрение и подготовка ответов на  письма,  обращения  и  заявления
организаций  и  физических  лиц  по  вопросам,  относящимся  к   компетенции
Департамента.


                 1.12 Департамент информационных технологий

      Организация работ по созданию, развитию и внедрению автоматизированной
информационной  системы  Министерства  Российской  Федерации  по  налогам  и
сборам федерального, регионального (по  субъектам  Российской  Федерации)  и
местного уровней.
      Организация   разработки,   приемки    и    внедрения    прогрессивных