Влияние родительских отношений на развитие и преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
            ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
                 КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ



                              ДИПЛОМНАЯ  РАБОТА


       Тема: «Влияние родительских отношений на развитие и преодоление


             тревожности у детей старшего дошкольного возраста».



          Выполнила студентка 6 курса


                                            факультета дошкольной педагогики
                                                                и психологии
                                Черненко Ю.В.



                                                        Научный руководитель

                    старший    преподаватель      кафедры

                     дошкольной педагогики и психологии,
                                               Серёдкина Н.Д.



Сдана на рецензию
…………………….
Допущена к защите
…………………….
Защищена
…………………….



                               Иркутск   2002



                                 СОДЕРЖАНИЕ



Введение.
                                        – 3-5

Глава 1. Теоретические основы развития и преодоления тревожности
                у детей в системе родительских отношений.
    1.1.Понятие «родительские отношения», виды, критерии.
   – 6-11
    1.2. Влияние родительских отношений на проявление тревожности
           у детей старшего дошкольного возраста.
                – 11-16
    1.3. Подходы к коррекции тревожности у детей в системе детско-
           родительских отношений.
                          – 16 -20
Глава 2. Изучение особенностей развития детско-родительских отношений
               в семье (на материалах констатирующего этапа исследования).
– 21 -30
Глава 3. Коррекционная программа по созданию психолого-педагогических
               условий для преодоления тревожности у детей шестого года
жизни
               в системе детско-родительских отношений.
              – 31-39
Заключение.
                                          – 40
Библиография.
                                  – 41-42
Приложение.



                                         ВВЕДЕНИЕ

     Психологическое  здоровье  детей  зависит  от  социально-экономических,
экологических, культурных, психологических и многих других факторов.
    По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А.  Репина
и  других)  ребёнок  как  самая  чувствительная  часть   социума   подвержен
разнообразным отрицательным воздействиям.
    В последние  годы,  как  свидетельствуют  специальные  экспериментальные
исследования, наиболее распространёнными явлениями  являются  тревожность  и
страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров,  Е.Б.  Ковалёва
и другие).
    Одним из условий,  влияющих  на  проявление  тревожности  у  детей,  как
указывают исследователи С.В. Ковалёв,  А.И.  Захаров,  И.  Коган  и  другие,
является психологический микроклимат семьи.
    Для маленького ребёнка семья –  это  целый  мир,  в  котором  он  живёт,
действует,  делает  открытия,   учится   любить,   ненавидеть,   радоваться,
сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в  определённые  отношения
с родителями, которые могут оказывать  на  него  как  положительное,  так  и
негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт  либо  доброжелательным,
открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
    По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других,  родительские  отношения  –
это система  разнообразных  чувств  к  ребёнку,  поведенческих  стереотипов,
практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание  характера
и личности ребёнка, его поступков.
    Для развития позитивных детско-родительских  отношений  взрослые  должны
обладать   определенным   уровнем   знаний   по   проблеме   воспитания    и
взаимоотношения с ребенком (Е.О.Смирнова,  М.В.Быкова и другие).


   Поэтому  актуальность  проблемы  детско-родительских  отношений  остается
неизменно острой  на  протяжении  всего  развития  психологической  науки  и
практики. В связи с этим мы решили изучить эту тему и раскрыть  ее  в  нашей
работе.
    Цель  исследования  –  апробировать  систему   работы   по   преодолению
тревожности у детей.
   Объект исследования – детская тревожность и причины ее возникновения.
   Предмет  исследования  –  процесс  совершенствования  детско-родительских
отношений с целью преодоления тревожности у детей.
   Гипотеза:  мы  предполагаем,  что  для  устранения  тревожности  у  детей
старшего   дошкольного   возраста   необходимо   усовершенствовать   детско-
родительские отношения, а это возможно при условии:
    а)  создания  обстановки  эмоционального  комфорта  и   психологического
благополучия ребенка в семье;
   б) изучения особенностей стилей детско-родительских отношений;
   в) комплексного использования средств и методов  психолого-педагогической
коррекции в системе детско-родительских отношений.
   В соответствии с объектом и предметом исследования нами  были  поставлены
следующие задачи:
     1.Выявить теоретические основы проблемы влияния родительских  отношений
на развитие и устранение тревожности у детей.
     2.Отобрать  диагностические   методики,   направленные   на   выявление
тревожности у детей в системе родительских отношений.
   3.Апробировать коррекционную программу по развитию положительных  детско-
родительских отношений, выявить ее развивающий эффект.
   Методологическая основа:
     Методологической  основой  являются  теоретические  концепции   ведущих
отечественных  психологов:  В.С.Мухиной,  Л.С.Выготского,  А.Н.Леонтьева   о
закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства  как
особого периода в становлении личности.  А  также  исследование  ряда  работ
авторов,  которые  изучали  семью  и  семейные  отношения:   Л.Д.Столяренко,
С.И.Самыгин,  А.В.Петровский,  А.И.Захаров,  И.М.Балинский,  В.Н.Мясищев   и
другие.
   Методы исследования:
    1.Анализ справочной психолого-педагогической литературы.
    2.Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
    3.Количественная и качественная обработка результатов.
    Практическая  значимость  работы  состоит  в  разработке   коррекционной
программы по преодолению тревожности у детей в  системе  детско-родительских
отношений.
    Организация работы:
    Экспериментальная работа проводилась в МДОУ №  43  г.  Усолье-Сибирское.

    В исследовании принимало участие 30 детей и 30 родителей.
  Структура и объем работы:
     Дипломная  работа  состоит  из   введения,   трех   глав,   заключения,
библиографии    и    приложения.    Основное    содержание    изложено    на
страницах.



            ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ
            ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

            1. Понятие «родительские отношения», виды, критерии.

   Прежде чем понять сущность влияния  родительских  отношений  на  ребенка,
рассмотрим её значение в его жизни.
    Семья как определённая  социальная  общность  волновала  умы  философов,
историков,  социологов,  педагогов,  психологов  во  все   времена.  Но   на
сегодняшний день в современной науке так и нет единого  определения  понятия
«семья», хотя  попытки  сделать  это  предпринимались  великими  мыслителями
много веков назад (Аристотель, Гегель, Кант, Платон и другие).
    В психологическом словаре для родителей  находим  следующее  определение
семьи:
    «Семья – основанная на браке или кровном  родстве  малая  группа,  члены
которой  связаны  общностью  быта,  взаимной  моральной  ответственностью  и
взаимопомощью. В браке и  семье  отношения  обусловлены  различием  полов  и
половой  потребностью,  проявляются  в   форме   нравственно-психологических
отношений» (40).
    По мнению Л.Д.  Столяренко,  С.И.  Самыгина,  «семья  –  это  социально-
педагогическая    группа    людей,    предназначенная    для    оптимального
удовлетворения  потребностей   в   самосохранении   (продолжении   рода)   и
самоутверждении (самоуважении) каждого её члена» (39,  210).
    В социологии семья рассматривается как:
-первичная социальная группа, в которой начинается  и  протекает  социальная
жизнь человека;
-основной фактор в социализации;
-социальный  институт,  регулирующий  различные  стороны  жизни  на   основе
принципов и правил, принятых в обществе;
-социальная система, все члены которой имеют определённые статус и роли;
-общность, для которой характерна особая система межличностных отношений.
     По      мнению      исследователей,       занимающихся       проблемами
 семьи
(И.М. Балинский,  А.И.  Захаров,  И.А.  Сихорский  и  другие),  семья  может
выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в  воспитании
ребёнка.
    Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что  никто,
кроме самых близких для него в семье людей, не относится  к  ребёнку  лучше,
не любит его так и не заботится столько о  нём.  И  вместе  с  тем,  никакой
другой социальный институт не может потенциально  нанести  столько  вреда  в
воспитании детей, сколько может сделать семья.
    По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, «семейное  воспитание»  –  это
система воспитания  и  образования,  складывающаяся  в  условиях  конкретной
семьи и силами родителей и родственников.
    Семейное воспитание  –  сложная  система.  Оно  должно  основываться  на
определённых принципах и иметь определённое содержание,  которое  направлено
на развитие  всех  сторон  личности  ребёнка.  Оно  должно  основываться  на
определённых принципах:
-гуманность и милосердие к растущему человеку;
-вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников;
-открытость и доверительность отношений с детьми;
-оптимистичность взаимоотношений в семье;
-последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
-оказание посильной помощи своему ребёнку, готовность отвечать на вопросы.
    Реализация этих принципов будет зависеть и от типа воспитания:
     Автократический  –  когда  все  решения,  касающиеся  детей,  принимают
исключительно родители.
    Авторитетный, но демократический – в  этом  случае  решения  принимаются
родителями совместно с детьми.
    Либеральный – когда при принятии решения  последнее  слово  остаётся  за
ребёнком.
     Хаотический  –  управление  осуществляется  непоследовательно:   иногда
авторитарно, иногда демократически, иногда либерально.
     Основой  семейного  микроклимата,   по   мнению   исследователей   А.С.
Макаренко,  А.В.  Петровского,  А.И.  Захарова,  А.Б.  Добрович  и   других,
являются межличностные отношения, которые и определяют его климат.
    Именно  по  отношению  родителей  к  своему  ребёнку,  как  считает  Е.М
Волкова, можно предположить, каким он станет в будущем.
    По мнению А.Я. Варга и В.В.  Столина,  «родительские  отношения»  –  это
система  разнообразных  чувств   к   ребёнку,   поведенческих   стереотипов,
практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание  характера
и личности ребёнка, его поступков.
    Проблемой влияния родительского отношения  к  ребёнку  занимались  такие
исследователи как  А.В.  Петровский,  А.И.  Захаров,  И.М.  Балинский,  В.Н.
Мясищев, Р.А. Зачепицкий и другие.
    С. Соловейчик считает, что  отношения  родителей  к  ребёнку  отличаются
высокой психологической напряжённостью и многообразны в  своих  проявлениях.
Наиболее частыми, по его мнению, типами  отношений  являются:  внимательное,
боязливое,   тщеславное,   сердитое,   раздражительное,   приспособляющееся,
общительное,    сенсационное,    настойчивое,     постоянное,     уверенное,
обнадёживающее.
    П.Ф. Лесгафт выделил шесть  позиций  родителей  по  отношению  к  детям,
оказывающих влияние на поведение ребёнка:
1.Родители не обращают внимания на детей, унижают, игнорируют  их.  В  таких
семьях дети часто вырастают лицемерными, лживыми, у  них  часто  наблюдается
невысокий интеллект или задержка умственного развития.
2.Родители  постоянно  восхищаются  своими  детьми,  считают   их   образцом
совершенства.  Дети  чаще  всего  вырастают  эгоистичными,   поверхностными,
самоуверенными.
3.Гармоничные отношения, построенные на любви и  уважении.  Дети  отличаются
добросердечием и глубиной мышления, стремлением к знаниям.
4.Родители  постоянно  не  довольны  ребёнком,  критикуют  и  порицают  его.
Ребёнок растёт раздражительным, эмоционально неустойчивым.
5.Родители чрезмерно балуют  и  оберегают  ребёнка.  Дети  растут  ленивыми,
социально незрелыми.
6.Родители, на позицию которых оказывают влияние  финансовые  трудности.  Их
дети растут с пессимистическим отношением к окружающему  миру.  Если  же  не
влияют, то дети спокойны, скромны.
    А.С.  Макаренко  обращает  внимание  на  такие  отношения  в  семье  как
сосуществование, конфронтация, содружество.
    В своих исследованиях С.В.  Ковалёв  выделяет  следующие  типы  семейных
отношений: антагонизм, конкуренция, соревнование, паритет, сотрудничество.
    Е.М. Волкова рассматривает лишь типы благополучных семей.
    А.В. Петровский выделяет диктат, опеку, паритет и сотрудничество.
    Изучив выделенные С.В. Ковалёвым, А.В. Петровским,  Е.М.  Волковой  типы
семейных отношений, мы определили следующие:
    Диктат – систематическое подавление инициативы другого.
    Опека –  отношения,  при  которых  родители  обеспечивают  своим  трудом
удовлетворение всех потребностей ребёнка.
    Невмешательство – предполагает сосуществование двух миров: «взрослых»  и
«детей».
    Сотрудничество – предполагает опосредованность межличностных  отноше-ний
общим целям и задачам совместной деятельности.
    Паритет  –  ровные  «союзнические»  отношения,  основанные  на  взаимной
выгоде всех членов союза.
    А.Б Добрович выделяет  роли  ребёнка  в  семье,  определённые  для  него
родителями:  «кумир  семьи»,  «мамино  сокровище»,  «паинька»,  «болезненный
ребёнок», «ужасный ребёнок», «Золушка» (7, 46).
    В своих исследованиях  А.Я.  Варга  и  В.В.  Столин  выделили  следующие
критерии родительских отношений:
1.«Принятие – отвержение».
    Принятие: родителю ребёнок нравится таким, какой  он  есть.  Он  уважает
индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему.
    Отвержение: родитель воспринимает своего  ребёнка  плохим,  неприспособ-
ленным, неудачливым, по большей части испытывает к ребенку  злость,  досаду,
раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его.
2.«Кооперация» – родитель заинтересован в делах и планах ребёнка,  старается
во всем помочь ему.  Высоко  оценивает  его  интеллектуальные  и  творческие
способности, испытывает чувство гордости за него.
3.«Симбиоз» – родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется  ему
маленьким    и    беззащитным.    Родитель    не    предоставляет    ребенку
самостоятельности.
4.«Авторитарная   гиперсоциализация»   –   родитель   требует   от   ребенка
безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем  навязать  ему
свою волю, за  проявление  своеволия  ребенка  сурово  наказывают.  Родитель
пристально следит за социальным поведением  ребенка  и  требует  социального
успеха.
5.«Маленький  неудачник»  –  в  родительском  отношении  имеется  стремление
инфантилизировать   ребёнка,   приписать    ему    личную    и    социальную
несостоятельность.  Ребёнок  представляется  неприспособленным,  неуспешным,
открытым  для  дурных  влияний.  Взрослый  старается  оградить  ребёнка   от
трудностей жизни и строго контролировать его действия.
   Анализ литературы показывает,  что,  несмотря  на  разнообразие  понятий,
описывающих родительские  отношения,  практически  во  всех  подходах  можно
заметить,  что  родительское  отношение  по  своей  природе   противоречиво.
Е.О.Смирнова  и  М.В.Быкова   выделяют   два   противоположных   момента   в
родительских  отношениях:  безусловный  (содержит  такие   компоненты,   как
принятие, любовь, сопереживание и  т.д.)  и  условный  (объективная  оценка,
контроль, направленность на воспитание определённых качеств).
   Таким образом, у  нас  есть  все  основания  сделать  вывод  о  том,  что
взаимоотношения в семье могут  носить  разноплановый  характер.  На  детско-
родительских отношениях сказывается тип  семьи,  позиция,  которую  занимают
взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят  ребенку  в  семье.
 Под влиянием типа родительских отношений формируется его личность.
   Исследования А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконина и  других  показали,
что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом  и
особенностями сотрудничества с родителями.
    Следовательно,  логично  рассмотреть  вопрос  о   влиянии   родительских
отношений на эмоциональное развитие ребенка.


        1.2. Влияние родительских отношений на проявление тревожности
                   у детей  старшего дошкольного возраста.

   Прежде чем  рассматривать  вопросы,  связанные  с  влиянием  родительских
отношений, обратим внимание на то, что представляет собой тревожность.
   В психологической науке  имеется  значительное  количество  исследований,
посвященных анализу различных аспектов проблемы тревожности.
   Понятие «тревожность» многоаспектно. В словарях оно отмечается с 1771  г.
Существует  много   версий,   объясняющих   происхождение   этого   термина.
Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что  рассматривать  это
понятие надо дифференцированно – как ситуативное явление  и  как  личностную
характеристику.
    В психологическом словаре «тревожность» рассматривается  как  склонность
индивида   к   переживанию   тревоги,   характеризующаяся   низким   порогом
возникновения реакции тревоги: один из  основных  параметров  индивидуальных
различий.
    По мнению Р.С. Немова, тревожность определяется  как  свойство  человека
приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх  и  тревогу
в специфических социальных ситуациях.
    В.В. Давыдов трактует  тревожность  как  индивидуальную  психологическую
особенность, состоящую в повышенной  склонности  испытывать  беспокойство  в
самых различных жизненных  ситуациях,  в  том  числе  и  таких  общественных
характеристиках, которые к этому не предполагают.
    Из определения понятий  следует,  что  тревожность  можно  рассматривать
как:
-психологическое явление;
-индивидуальную психологическую особенность личности;
-склонность человека к переживанию тревоги;
-состояние повышенного беспокойства.
      В   состав   тревожности   входят   понятия:    «тревога»,    «страх»,
«беспокойство». Рассмотрим сущность каждого.
    Страх – аффективное  (эмоционально  заострённое)  отражение  в  сознании
человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия.
    Тревога – эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы.  Тревога
в отличие от страха – не  всегда отрицательно  воспринимаемое  чувство,  так
как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания.
    Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства
Оно проявляется в наличии  лишних  движений  или,  наоборот,  неподвижности.
Человек теряется, говорит дрожащим голосом, либо совсем замолкает.
    Наряду с определением исследователи выделяют  различные  виды  и  уровни
тревожности.
    Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности:  личностная  и  ситуативная
(реактивная).
     Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно  безопасных
обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности).
    Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция  на
какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку.
    А.И. Захаров обращает внимание на то, что в старшем дошкольном  возрасте
тревожность ещё не является устойчивой чертой характера, имеет  ситуационные
проявления,  так  как  у  ребёнка  именно  в  период   дошкольного   детства
происходит  становление личности.
    А.М. Прихожан выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных:
  -с процессом обучения – учебная тревожность;
  -с представлениями о себе – самооценочная тревожность;
  -с общением – межличностная тревожность.
     Помимо  разновидностей  тревожности,  рассматривается  и  её  уровневое
строение.
    И.В. Имедадзе выделяет два уровня тревожности: низкий и высокий.  Низкий
необходим  для  нормального  приспособления  к  среде,  а  высокий  вызывает
дискомфорт человека в окружающем его социуме.
    Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова выделяют три  уровня  тревоги,  связанной  с
деятельностью: деструктивный, недостаточный и конструктивный.
    Тревожность как психологическая особенность  может  иметь  разнообразные
формы. По мнению А.М. Прихожан, под  формой  тревожности  понимается  особое
сочетание  характера  переживания,  осознание  вербального  и  невербального
выражения в характеристиках  поведения,  общения  и  деятельности.  Ею  были
выделены открытые и закрытые формы тревожности.
    Открытые формы: острая, нерегулируемая тревожность; регулируемая и
компенсирующая тревожность; культивируемая тревожность.
    Закрытые (замаскированные) формы тревожности  названы  ею  «масками».  В
качестве  таких  масок  выступают:  агрессивность;  чрезмерная  зависимость;
апатия; лживость; лень; чрезмерная мечтательность.
    Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребёнка:  аффективно-
эмоциональную,   коммуникативную,   морально-волевую,   когни-
тивную.
    Исследования В.В. Лебединского  позволяют  сделать  вывод,  что  дети  с
повышенной тревожностью относятся к группам риска по  неврозам,  аддитивному
поведению, эмоциональным нарушениям личности.
    Так, какой он, тревожный ребёнок?
      Тревожный   ребёнок   имеет   неадекватную   самооценку:   заниженную,
завышенную, часто противоречивую, конфликтную. Он испытывает  затруднения  в
общении,  редко  проявляет   инициативу,   поведение   –   приневротического
характера, с явными признаками дезадаптации, интерес  к  учёбе  снижен.  Ему
свойственна   неуверенность,   боязливость,   наличие   псевдокомпенсирующих
механизмов, минимальная самореализация.
    Одним из факторов,  влияющих  на  появление  тревожности  у  детей,  как
указывают А.И.  Захаров,  А.М.  Прихожан  и  другие,  являются  родительские
отношения.
    Приведём подборку исследований зарубежных  и  отечественных  авторов  по
данной проблеме.
    К. Монпард считает, что жестокое воспитание приводит к характерологичес-
  кому развитию тормозного типа  с  пугливостью,  робостью  и  одновременным
избирательным    доминированием;   маятникообразное   воспитание    (сегодня
запретим, завтра разрешим) – к выраженным аффективным  состояниям  у  детей,
неврастении; опекающее воспитание приводит к чувству зависимости и  созданию
низкого волевого потенциала;  недостаточное  воспитание  –  к  трудностям  в
социальной адаптации.
    С. Блюменфельд, И. Александренко, Г. Героргиц считают, что  родительская
гиперпротекция или радикальное пренебрежение  приводит  к  неустойчивости  и
агрессивности детей.
    П.А. Лесгафт говорил о том, что недостаточное  и  жестокое  отношение  к
ребёнку даёт  «злостно-забитый»  тип  детей,  с  погруженностью  в  себя,  с
неустойчивостью поведения и нарушениями в коммуникативной сфере;  избыточно-
заласкивающее – «мягко-забитый» тип с зависимым  поведением,  холодностью  и
равнодушием;   воспитание   по   типу   «кумир    семьи»    –    честолюбие,
сверхстарательность, стремление быть первым и распоряжаться другими.
    И.М. Балинский считал, что строгое несправедливое отношение  к  детям  в
семье является причиной развития у  них  болезненного  душевного  состояния;
чрезмерно-снисходительное  отношение  –  причиной,  переходящей  через  край
эмоциональности у детей; чрезмерная  требовательность  –  причиной  душевной
слабости ребёнка.
    В.Н. Мясищев, Е.К. Яковлева, Р.А. Зачепецкий, С.Г. Файеберг  говорили  о
том, что воспитание в  условиях  строгих,  но  противоречивых  требований  и
запретов ведёт  к  возникновению  предрасполагающего  фактора  для  невроза,
навязчивых состояний и психастении; воспитание по типу чрезмерного  внимания
и  удовлетворения  всех  потребностей  и  желаний  ребёнка  –   к   развитию
истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной  эмоциональностью  и
отсутствием самоконтроля; предъявление к детям непосильных требований –  как
этиологический фактор неврастении.
    Е.Г.  Сухарева  делает  следующие  выводы:  противоречивое  и  унижающее
воспитание ведёт к агрессивно-защитному типу поведения  детей  с  повышенной
возбудимостью и  неустойчивостью;  деспотическое  воспитание  –  к  пассивно
защитному  типу  поведения  с  тормозимостью,  робостью,  неуверенностью   и
зависимостью;  сверхопека,  предохранение  –  к  инфантилизированному   типу
поведения с яркими аффективными реакциями.
    Отечественные и зарубежные авторы обращают внимание на то, что  родители
порой строят  свои  отношения  с  ребёнком  не  осознавая,  что  они  просто
копируют модель воспитания их собственных родителей (29).
     Исследования  В.С.  Мухиной,  Т.А.  Репиной,  М.С.  Лисиной  и   других
указывают,  что  причиной  построения  негативного  отношения  родителей   к
ребёнку является  незнание  психологических  особенностей  возраста,  задач,
содержания, форм, методов воспитания ребёнка.
    С точки зрения обучения  и  развития,  основными  особенностями  ребёнка
шестилетнего возраста является то, что:
   а)  ребёнок  может  произвольно  управлять  своим  поведением,  а   также
процессами  внимания   и   запоминания,   эмоциональными   реакциями   (А.В.
Запорожец).
  б) в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной  ситуации,
осознать временную перспективу, одновременно удержать  в  сознании   цепочку
взаимосвязанных событий или разные состояния  вещества  или  процесса  (Н.Н.
Поддъяков).
  в) ведущее значение приобретает развитие воображения (Л.С. Выготский).
     Таким  образом,  исследуемый  материал  позволил  нам  определиться   в
сущности понятия тревожности и её влияние на  личностное  развитие  ребёнка.
Одним  из  факторов,  влияющих  на  её  разрастание,  являются   особенности
родительского отношения к  ребёнку:  строгого,  жестокого  отношения,  стили
воспитания,  позиция  родителей   по   отношению   к   ребёнку,   отсутствие
эмоционального  контакта  с  ребёнком,  ограниченность  в  общении  с   ним,
незнание возрастных и индивидуальных особенностей малыша.
    Для того, чтобы строить позитивные отношения с  ребёнком,  важно  знать,
как это делать. Рассмотрим исследования авторов по данной проблеме.

                 1.3.Подходы к коррекции тревожности у детей
                            в системе детско-родительских отношений
       По     мнению    отечественных   и   зарубежных    авторов     (А.И.
   Захаров,  Е.Б.   Ковалёва,   Р.В.   Овчарова,    А.А.    Осипова,    А.С.
Спиваковская,  А. Адлер,  К. Роджерс, Г.Л. Лэндрэт  и  другие)  очень  важна
коррекция  различных  нарушений  эмоциональных  состояний  и  дисгармонии  в
развитии личности.
       Коррекция – это система  мероприятий,  направленных  на  исправление
недостатков психологического  развития  или  поведения  человека  с  помощью
специальных средств психологического воздействия.
    Психологическая коррекция – это такая деятельность,  которая  направлена
на повышение  возможности  участия  клиента  в  самых  различных  сферах  (в
обучении,  поведении,  в  отношениях  с  другими   людьми),   на   раскрытие
потенциальных творческих резервов человека.
    Психологическая коррекция различается по видам и формам.
     По  видам:    симптоматическая,   каузальная;   познавательной   сферы;
личности; аффективно-волевой сферы; поведения; межличностных отношений.
    По  формам:  индивидуальная;  групповая;  смешанная;  программированная;
директивная; не  директивная;  сверхкороткая;  длительная;  общая;  частная;
специальная.
     Несмотря  на  различия  в   теориях,   целях,   процедурах   и   формах
коррекционной работы, психологическое воздействие в целом сводится  к  тому,
что один человек пытается помочь другому.
    Р.В. Овчарова,  основываясь  на  причинах  неэффективности  родительских
отношений,  таких  как:  педагогическая  и   психологическая   неграмотность
родителей;   ригидные   стереотипы   воспитания;   личностные   проблемы   и
особенности родителей, вносимые в общение с ребёнком;  влияние  особенностей
общения в семье на  отношения  родителей  к  ребёнку  и  др.,  предлагает  в
качестве основного метода коррекции когнитивно-поведенческий тренинг.
    Когнитивно-поведенческий тренинг осуществляется с помощью ролевых игр  и
программы видеотренинга.
     Обоснование  метода:  семья  –  целостная  система.  И  именно  поэтому
проблемы диады «родитель-ребёнок» не  могут  быть  решены  только  благодаря
психокоррекции  ребёнка  или   родителя.   Параллельная   работа   позволяет
увеличить эффективность занятий.
     А.А.  Осипова  выделяет  как  средство  коррекции   детско-родительских
отношений – социально-психологический тренинг.
      Под   социально-психологическим    тренингом    понимается    практика
психологического  воздействия,  основанная  на  активных  методах  групповой
работы. При этом подразумевается использование  своеобразных  форм  обучения
знаниям, умениям, техникам в сфере общения, деятельности и коррекции.
    Социально-психологический тренинг – один из методов  активного  обучения
и психологического  воздействия,  осуществляемого  в  процессе  интенсивного
группового взаимодействия и  направленного  на  повышение  компетентности  в
сфере общения, в котором общий  принцип  активности  обучаемого  дополняется
принципом рефлексии над собственным поведением других участников группы
    В процессе  социально-психологического  тренинга  применяются  различные
методические  приёмы:  групповая  дискуссия  (базовый  методический  приём),
ролевая игра, невербальные упражнения и так далее.
    Е.Б. Ковалёва, исследуя тревожность детей,  обратила  внимание,  что  на
рост тревожности дошкольника оказывает  определённое  влияние  эмоциональных
детско-родительских отношений. В результате ребёнок находится под  давлением
родителей. В качестве коррекции тревожности у детей  предлагала  воздействие
на его самосознание через уровень его развития.
     Методы  коррекции  органического  уровня:  фито-   и   витаминотерапия,
упражнения на релаксацию и сосредоточения, обратить внимание на  режим  дня,
питание, прогулки, достаточный сон.
    Методы  коррекции  индивидуального  уровня  самосознания  направлены  на
стабилизацию эмоционального состояния,  на  развитие  эмпатии  и  адекватных
защитных проявлений  (игровая  терапия,  окотерапия,  деятельная  терапия  и
т.д.).
     Методы  коррекции  личностного  уровня:  упражнение  типа  «Вживание  в
образ», терапевтическое общение, а также эффективные  проективные  методики:
рисование страхов, составление рассказов  по  специальным  картинкам  и  так
далее.
    По мнению А.Г. Харчева, семья для дошкольника – «социальный  микроскоп»,
в  котором  он  постепенно  приобщается  к  социальной  жизни.   Нередко   в
воспитании  детей  допускаются  ошибки,  которые  связаны   с   неправильным
представлением   родителей    о    воспитании    ребёнка,    незнания    его
психологических, возрастных и индивидуальных особенностей,  что  приводит  к
нарушениям в системе детско-родительских отношений.
     Для  того,  чтобы  складывался   позитивный   тип   детско-родительских
отношений, как считают Т.А. Маркова, Г. Кравцов, Т.Н. Доронов,   С.И.Мушен-
ко и другие, надо формировать педагогическую  грамотность  у  родителей.  На
современном  этапе  сложилась  система  работы  с   родителями   или   формы
сотрудничества,  которые  способствуют  повышению  педагогической   культуры
родителей. В работе  с  родителями  используется  как  коллективная,  так  и
индивидуальная  форма  работы.  К  коллективным  формам  работы   относятся:
собрание   для   родителей,   практикумы,   семинары.   К    индивидуальным:
консультации, папки-передвижки, беседы, посещение на дому.
    В свете инновационных подходов  к  воспитанию  и  обучению  дошкольников
широкое распространение получили такие формы как: семейные  клубы,  конкурсы
семейных  газет,  создание  домашней    видиотеки,   участие   родителей   в
спортивных детских мероприятиях,  культпоходы  (в  театр,  музей,  кино,  на
выставки), посещение природы и т. д.
    Анализируя  подходы  авторов  коррекции  детско-родительских  отношений,
наиболее значимым, на  наш  взгляд,  являются  формы  работы  по  обогащению
знаний  родителей   (собрания,  индивидуальные  консультации,  разнообразные
клубы,   изучение   родителями   психолого-педагогической   литературы    по
воспитанию детей).
   Исследователи обращают внимание, что  для  коррекции  детско-родительских
отношений можно использовать тренинг  (когнитивно-поведенческий,  социально-
психологический).
   Проблема  детско-родительских  отношений,  как  видно  из  многочисленных
исследований психологов и педагогов,  действительно актуальна.
   Влиянию родительского отношения на ребёнка посвящено  много  исследований
зарубежных  и  отечественных   психологов   и   педагогов   (А.В.Петровский,
А.И.Захаров, А.Я.Варга, В.В.Столин, С.Соловейчик, П.Ф.Лесгафт  и другие).
   Родительские отношения – это  система  разнообразных  чувств  к  ребёнку,
поведенческих  стереотипов,  практикуемых  в  общении  с  ним,  особенностей
восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.
    Исследователи  выделяют  типы  родительских  отношений  (диктат,  опека,
невмешательство,  паритет,  сотрудничество).  Использование   неэффективного
типа родительского отношения ведет к возникновению  тревожности  у  ребенка.
Тревожность  ребёнка  на  начальной  стадии   проявляется   ситуативно,   но
впоследствии может перерасти в личностную. Чтобы  тревожность  не  приобрела
личностный   характер,   необходимо   насыщать    родителей    знаниями    о
психологических  особенностях  возраста  их  ребенка,  о  задачах,   формах,
методах воспитания.
   Для того, чтобы выявить влияние родительских отношений на  ребёнка,  нами
проведен констатирующий этап исследования.



                   ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ


                    ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ



    Цель:  изучить  особенности  развития  детско-родительских  отношений  в
семье
    Задачи:
  1.Определить  уровень  знаний  и  представлений  у  родителей  о  задачах,
содержании и методах воспитания детей.
  2.Определить удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка.
  3.Выяснить родительское отношение к ребёнку.
     Методику  исследования составили  две  группы  методов.  Первая  группа
методов направлена на изучение положения ребёнка в семье.
    При работе с детьми мы использовали следующие методы:
 - рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс и С. Коуфман);
 - методика «Неоконченные предложения».
   Вторая группа методов направлена на выявление знаний родителей о
ребёнке и изучение родительских отношений с детьми.
       При работе с родителями нами были использованы следующие методы:
-анкетирование;
-тестирование: «Родительское отношение к детям» (А.Я. Варга, В.В. Столин).
    Исследование проводилось на базе МДОУ №  43  г.  Усолье-Сибирское.  Нами
было обследовано 30 детей старшего дошкольного возраста и их семьи.
    Свою работу мы начали с обследования детей. Для этого использовали  тест
Р. Бернса и С. Коуфмана «Кинетический рисунок семьи».
     Цель:  -   исследование  межличностных  отношений  в   семье   (глазами
ребёнка);
 -выявление отношений в семье, вызывающих тревогу у ребёнка.
    Методика проведения:
     Ребёнку  предлагается  лист  бумаги,   карандаши.   Ставится   условие:
необходимо нарисовать свою семью так, чтобы её члены были чем-либо заняты
    Формативными особенностями считается качество изображения:  тщательность
прорисовки или небрежность в рисовании отдельных членов  семьи,  красочность
изображения, положение объектов на листе, заштрихованность, размеры.
      Содержательными   характеристиками   рисунка   являются:   изображение
деятельности членов семьи, их взаимное  расположение  по  отношению  друг  к
другу и  к  ребёнку,  присутствие  или  отсутствие  членов  семьи  и  самого
ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке.
    Анализ результатов рисунков осуществлялся по следующим показателям:
  1.Наличие беспокойства у детей об отношении к ним взрослых.
  2.Эмоциональное напряжение и дистанция.
  3.Дискомфорт.
  4.Наличие враждебности по отношению к взрослым.
     На  основании  этих  показателей  выявили   уровни   влияния   семейных
отношений  на ребёнка.
    К высокому уровню детско-родительских  отношений  относим  рисунки,  где
ребёнку комфортно в семье,  на  рисунке  присутствуют  все  члены  семьи,  в
центре рисунка – сам ребёнок  в  окружении  родителей;   изображает  себя  и
родителей  нарядными,  тщательно  прорисовывает  каждую  линию,   на   лицах
взрослых и ребёнка – улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.
    Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие  кого-либо  из
членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным,  вдали  от
родителей, наличие враждебности по  отношению  к  взрослым  через  штриховку
деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).
     Низкий  уровень  детско-родительских  отношений:  наличие   одного   из
родителей  с  предметом,  угрожающим  для   ребёнка   (ремень),   запуганное
выражение   лица   ребёнка,   ощущение   эмоционального   напряжения   через
использование в рисунке тёмных красок.
    Наличие враждебности  по  отношению  к  родителям  прослеживается  через
прорисовку  таких  деталей,  как  разведённые  руки,  растопыренные  пальцы,
оскаленный рот и т.д.
    Анализ рисунков показал, что из  30  семей  к  высокому  уровню  детско-
родительских отношений можно отнести только 9 семей (30 %).
    В качестве примера разберём несколько рисунков. Настя С.  помещает  себя
в центр в окружении папы и  мамы.  Изображает  себя  и  родителей  весёлыми,
счастливыми, все линии чётко прорисовывает, на  рисунке  много  цветов.  Всё
это свидетельствует о благополучии в детско-родительских отношениях.
    На рисунке Гали К. изображена вся семья за ужином. На лицах  взрослых  и
ребёнка – улыбки, линии  чётко  прорисованы,  в  позах  взрослых  и  ребёнка
прослеживается спокойствие. По рисунку  видно,  что  девочке  в  этой  семье
комфортно и уютно.
    К среднему уровню детско-родительских отношений можно отнести  15  семей
(50 %).  В качестве примера рассмотрим рисунок Артёма С.  Ребёнок  нарисовал
всю семью, все члены семьи улыбаются, кроме самого  Артёма  (у  него  вообще
отсутствует рот). Руки у всех расставлены в стороны. Всё говорит о том,  что
ребёнку не очень комфортно в этой семье.
    К низкому  уровню  детско-родительских  отношений  мы  отнесли  6  семей
(20 %). Рассмотрим в качестве примера  рисунок  Игоря Р.  Мальчик  изобразил
только себя и папу, они достаточно удалены друг  от  друга,  что  говорит  о
чувстве отверженности. Помимо этого, папа  занимает  достаточно  агрессивную
позицию: пуки раскинуты в стороны, пальцы  длинные,  подчёркнутые.  Мама  на
рисунке  отсутствует.  Анализируя этот рисунок, можно  понять,  что  ребёнок
не удовлетворён своим положением в семье и отношением к нему родителей.
    После того, как дети  нарисовали  семью,  мы  предложили  ряд  вопросов,
ответы  на  которые  позволили  нам  выявить  причины,  вызывающие  у  детей
тревожность в системе детско-родительских отношений:
-физическое наказание;
-отсутствие общения с родителями;
-неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм одного из родителей);
-общение с ребёнком на повышенных тонах.


    Результаты теста представлены в диаграмме 1.

                                     Диаграмма 1.

Условные обозначения:
            - высокий уровень детско-родительских отношений (9 детей)
            - средний уровень детско-родительских отношений (15 детей)
            - низкий уровень  детско-родительских отношений ( 6 детей)

    По результатам этого теста мы  можем  судить,  что  далеко  не  во  всех
семьях  царит  атмосфера  положительных  детско-родительских  отношений.   В
основном они носят переменный характер.
    Итак, нами было выявлено 6 детей, не удовлетворены  своим  положением  в
семье. 15 детей часто испытывают дискомфорт, хотя и удовлетворены.