Изготовление вазочки из кокона

Московский городской педагогический университет.
                        Факультет начальных классов.
                    Кафедра методики начального обучения.



                           Экзаменационная работа
                       студентки вечернего отделения,
                              5 курса, 2 группы
                              Ратниковой А. А.
                                  на тему:
                            « Вазочка из кокона».



                                   Москва
                                    2003
      Цель:  научить  ребёнка  свободно   ориентироваться   в   любом   виде
деятельности.
      Задачи:
     1. Дидактические:
            -  познакомить  детей  с  приёмом  разрезания  кокона   на   две
              половинки;
            - научить детей приёму уплощения дна вазочки;
            - научить детей отделывать дно и края вазочки.
     2. Воспитательные:
            - воспитывать аккуратность;
            - воспитывать культуру труда;
     3. Развивающие:
            - развитие глазомера;
            - развитие самостоятельности;
            - развитие творческого воображения.



|Этапы     |Действия учителя.           |Действия        |Оборудование. |
|урока.    |                            |учащихся.       |              |
|1. Анализ |- Сегодня мы с вами будем   |- Это коробочка.|Натурный      |
|конструк- |делать очень интересное     |                |образец       |
|ции       |изделие. Наверняка вы уже   |- Это вазочка.  |изделия.      |
|образца.  |обратили на него своё       |                |              |
|          |внимание. Как вы думаете,   |                |              |
|          |что это?                    |                |              |
|          |Конечно это вазочка, а для  |                |              |
|          |чего мы её будем делать?    |- В неё можно   |              |
|          |                            |что-то класть, а|              |
|          |                            |можно подарить  |              |
|          |                            |маме,  и она    |              |
|          |                            |туда будет      |              |
|          |- А что мы туда положим?    |класть что-то.  |              |
|          |                            |- Конфеты,      |              |
|          |                            |фантики, сотки, |              |
|          |                            |а мама туда     |              |
|          |                            |может положить  |              |
|          |                            |нитки, скрепки, |              |
|          |                            |тесьму, кружева…|              |
|          |                            |                |              |
|          |- Из скольких основных      |- Из 2.         |              |
|          |деталей сделана вазочка?    |- Из 3.         |              |
|          |- А теперь внимательно      |- Из 2 деталей  |              |
|          |посмотрите на вазочку и     |разрезанного    |              |
|          |скажите, из каких деталей   |кокона и одной  |              |
|          |она сделана?                |детали донышка. |              |
|          |- Давайте посмотрим на      |- Наверно       |              |
|          |донышко снаружи, потом      |донышко состоит |              |
|          |внутри. Как же так          |из двух         |              |
|          |получилось, что не видно    |одинаковых      |              |
|          |нитей кокона?               |деталей?        |              |
|          |- Так из скольких же        |- Значит,       |              |
|          |основных деталей состоит    |вазочка состоит |              |
|          |вазочка?                    |из 4 деталей: из|              |
|          |                            |двух половинок  |              |
|          |                            |кокона и двух   |              |
|          |                            |одинаковых      |              |
|          |                            |деталей донышка.|              |
|          |                            |                |              |
|          |- Одинаковы ли детали самой |- Нет, верхняя  |              |
|          |вазочки?                    |половинка кокона|              |
|          |                            |меньше.         |              |
|          |- А какой формы детали?     |- Вазочка       |              |
|          |                            |сделана из      |              |
|          |                            |половинок шара, |              |
|          |                            |а донышко из    |              |
|          |                            |одинаковых      |              |
|          |                            |кругов.         |              |
|          |- А каким способом детали   |- Детали донышка|              |
|          |соединены друг с другом?    |приклеиваются к |              |
|          |                            |кокону.         |              |
|          |                            |- О деталях     |              |
|          |- А о каких деталях мы      |отделки.        |              |
|          |забыли упомянуть?           |- Детали отделки|              |
|          |- Каким способом соединены  |приклеены к     |              |
|          |детали отделки с основными  |основным        |              |
|          |деталями?                   |деталям.        |              |
|          |                            |                |              |
|          |                            |                |              |
|2. Анализ |                            |- Сама вазочка  |Натурный      |
|техноло-  |- Из какого материала       |сделана из      |образец       |
|гии       |сделаны основные детали и   |кокона,         |изделия,      |
|изготовле-|детали отделки?             |разрезанного на |половинка     |
|          |                            |2 части, донышко|кокона.       |
|ния       |                            |сделано из      |              |
|изделия.  |                            |картона, а      |              |
|          |                            |отделка из      |              |
|          |                            |тесьмы и        |              |
|          |                            |блёсток.        |              |
|          |                            |                |              |
|          |                            |                |              |
|          |- Представьте, что вы начали|                |              |
|          |делать изделие, какие       |                |              |
|          |операции и в каком порядке  |                |              |
|          |мы будем делать? Возьмите   |                |              |
|          |карточку №39, рассмотрите её|                |              |
|          |всю и приготовьтесь отвечать|- Тем, что      |              |
|          |на мои вопросы.             |вазочка на      |              |
|          |- Чем отличается вазочка на |карточке без    |              |
|          |карточке от образца, который|крышечки, и она |              |
|          |показала вам я?             |по-другому      |              |
|          |                            |отделана.       |              |
|          |                            |                |              |
|          |                            |                |              |
|          |- Поэтому, когда будете     |                |              |
|          |отвечать на мои вопросы, не |                |              |
|          |забудьте, что мы будем      |                |              |
|          |делать вазочку, состоящую из|                |              |
|          |нижней части и крышечки.    |- Сначала       |              |
|          |- С чего начнём делать      |разрежем кокон  |              |
|          |вазочку?                    |на две неравные |              |
|          |                            |части.          |              |
|          |                            |- Нет.          |              |
|          |- Скажите, а легко нам будет|                |              |
|          |это сделать?                |- Мы знаем, что |              |
|          |- А почему?                 |ниточка,        |              |
|          |                            |попавшая в клей,|              |
|          |                            |изменяет свои   |              |
|          |                            |свойства: она   |              |
|          |                            |становится      |              |
|          |                            |жёсткой и очень |              |
|          |                            |прочной.        |              |
|          |                            |                |              |
|          |- Поэтому кокон разрезать   |                |              |
|          |будет очень трудно, и в     |                |              |
|          |выполнении этой операции я  |                |              |
|          |вам помогу.                 |- Мы будем      |              |
|          |- Что же мы будем делать    |размечать       |              |
|          |далее?                      |донышко.        |              |
|          |                            |- Надо взять    |              |
|          |- А как это сделать?        |стакан и обвести|              |
|          |                            |его дно два     |              |
|          |                            |раза?           |              |
|          |- А почему два раза?        |- Нам ведь нужно|              |
|          |                            |две детали для  |              |
|          |                            |того, чтобы     |              |
|          |                            |сделать дно     |              |
|          |                            |вазочки.        |              |
|          |- А где на картоне мы эту   |- С краю, так,  |              |
|          |операцию будем делать?      |чтобы сэкономить|              |
|          |                            |бумагу и близко |              |
|          |                            |друг к другу.   |              |
|          |                            |- Надо продавить|              |
|          |- Как продолжим работу?     |стаканом дно    |              |
|          |                            |вазочки.        |              |
|          |                            |                |              |
|          |                            |                |              |
|          |(Далее учитель показывает   |                |              |
|          |продавливание половинки     |                |              |
|          |кокона стаканом, комментируя|- Надо          |              |
|          |объяснением).               |внимательно     |              |
|          |- Ребята, скажите, а куда   |посмотреть.     |              |
|          |мне поставить стакан, может |                |              |
|          |правее, левее? Как сделать  |- Затем, чтобы  |              |
|          |это ровнее?                 |дно не вернулось|              |
|          |- Да, действительно, но как |обратно.        |              |
|          |внимательно посмотреть? Надо|                |              |
|          |присесть, чтобы глаза были  |                |              |
|          |на уровне верхнего края     |                |              |
|          |вазочки, (учитель           |                |              |
|          |показывает), сделать так,   |                |              |
|          |чтобы края совпали, и       |                |              |
|          |поставить в середину стакан,|                |              |
|          |а потом, сильно нажимая,    |                |              |
|          |продавить стаканом дно и    |- Чтобы успеть  |              |
|          |несколько раз повернуть, а  |их приклеить.   |              |
|          |зачем?                      |                |              |
|          |- А почему в карточке       |                |              |
|          |сказано, что надо далее     |- Чтобы картон  |              |
|          |намазать клеем оба          |приклеился ровно|              |
|          |круга-донышка?              |и высох, нужен  |              |
|          |- Посмотрите на с. 4. Почему|пресс.          |              |
|          |внутри вазочки нарисован    |- Приклеивать   |              |
|          |стакан, да он ещё почему-то |тесьму внизу и  |              |
|          |полный?                     |вверху половинки|              |
|          |- Что мы будем делать далее?|кокона  и на    |              |
|          |                            |крышку кокона,  |              |
|          |                            |понемногу       |              |
|          |                            |намазывая край  |              |
|          |                            |вазы.           |              |
|          |                            |- Нет, можно    |              |
|          |                            |приклеить ещё   |              |
|          |                            |блёстки.        |              |
|          |                            |- А ещё нам надо|              |
|          |- На этом наша работа будет |сделать ручку.  |              |
|          |закончена?                  |- Отрезать      |              |
|          |                            |кусочек тесьмы и|              |
|          |                            |приклеить один  |              |
|          |                            |кончик к другому|              |
|          |- А как сделать ручку?      |или это можно   |              |
|          |                            |сделать из      |              |
|          |                            |чего-нибудь     |              |
|          |                            |круглого.       |              |
|          |                            |                |              |
|          |                            |                |              |
|          |                            |                |              |
|          |                            |- Карандаш для  |              |
|          |- Т.е. крышечку можно       |разметки,       |              |
|          |сделать из кусочка тесьмы   |ножницы для     |              |
|          |или из полуфабриката.       |вырезания и     |              |
|          |- Какие инструменты нам     |кисточка для    |              |
|          |понадобятся для работы?     |приклеивания.   |              |
|          |                            |- Стакан.       |              |
|          |                            |                |              |
|          |                            |- Если они      |              |
|          |                            |неисправны, если|              |
|          |- Какое приспособление для  |играть с ними   |              |
|3. Органи-|разметки нам понадобится?   |или неправильно |              |
|          |- При каких условиях эти    |передавать, если|              |
|зация     |инструменты могут быть      |на рабочем месте|              |
|рабочего  |опасны?                     |беспорядок.     |              |
|места.    |                            |- Убрать рабочее|              |
|          |                            |место.          |              |
|          |                            |- Ножницы,      |              |
|          |                            |кисточка и      |              |
|          |                            |карандаш в      |              |
|          |                            |стакане, стакан |              |
|          |- Так что же надо сделать   |для разметки    |              |
|          |после изготовления изделия? |рядом. Кокон с  |              |
|4. Поста- |- Как мы расположим         |картоном на краю|              |
|новка     |инструменты и               |стола.          |              |
|дидакти-  |приспособления?             |                |              |
|ческой    |                            |                |              |
|задачи.   |                            |                |              |
|          |                            |                |              |
|          |                            |                |              |
|          |                            |                |              |
|          |- А теперь приступаем к     |                |              |
|          |работе. Работать будем по   |                |              |
|5. Само-  |плану на карточках.         |                |              |
|стоятель-н|- На этом уроке мы с вами   |                |              |
|ая практи-|успеем сделать только нижнюю|- Они могут     |              |
|          |половинку вазочки, приклеить|размечать и     |              |
|ческая    |тесьму вверху и внизу и     |вырезать        |              |
|работа.   |украсить вазу блёстками по  |донышко.        |              |
|          |своему усмотрению.          |(Выполнение     |              |
|          |- Как я уже сказала, резать |изделия).       |              |
|          |кокон буду я. Чем остальные |                |              |
|          |ребята могут заняться пока  |                |              |
|          |не подойдёт их очередь?     |                |              |
|          |- А теперь приступаем к     |                |              |
|          |выполнению работы, бригадиры|                |              |
|          |раздадут инструменты и      |                |              |
|          |коконы.                     |                |              |
|          |(Учитель разрезает коконы,  |                |              |
|          |комментируя свои действия,  |                |              |
|          |некоторые учащиеся делают   |                |              |
|          |это сами под руководством   |(Заканчивают    |              |
|          |учителя, если кокон не очень|работу).        |              |
|          |плотно намотан. Также       |                |              |
|          |учитель корректирует        |                |              |
|          |деятельность учащихся).     |                |              |
|          |- Время выполнения работы   |(Убирают рабочие|              |
|          |истекло, бригадиры, соберите|места).         |              |
|          |ножницы и кисточки.         |                |              |
|6. Органи-|                            |                |              |
|          |- Убираем свои рабочие      |                |              |
|зованное  |места, ничего не            |- Потому что мы |              |
|прерыва-  |выбрасываем, кто убрал своё |надавливаем на  |              |
|ние       |место, садится и показывает,|стакан и        |              |
|работы.   |что он готов.               |несколько раз   |              |
|7. Уборка |- Почему овальный конец     |поворачиваем    |              |
|рабочих   |кокона становится плоским,  |его, а потом    |              |
|мест.     |когда мы делаем дно вазы?   |приклеиваем     |              |
|          |                            |картон и ставим |              |
|          |                            |пресс.          |              |
|8. Актуа- |                            |- Она становится|              |
|лизация   |                            |жёсткой, очень  |              |
|знаний    |                            |прочной,        |              |
|учащихся. |                            |блестящей и не  |              |
|          |- Как изменяются свойства   |горит.          |              |
|          |нитки, смоченной в          |- Надо знать,   |              |
|          |силикатный клей?            |что нить        |              |
|          |                            |становится      |              |
|          |                            |жёсткой и       |              |
|          |- Какие из этих свойств     |прочной из-за   |              |
|          |нужно учитывать при         |этого кокон     |              |
|          |разрезании кокона и почему? |будет очень     |              |
|          |                            |трудно          |              |
|          |                            |разрезать.      |              |