Интегрированные уроки ИЗО

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
                            РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
           НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
           ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



                               КУРСОВАЯ РАБОТА
             ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА



                            ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ
        ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.



                                   Выполнил студент группы  п60а
                                       Шеренков Роман Николаевич

                                    Руководитель:  ассистент каф. ПиМНО

                                  Комолова Е. Г.



                          г. Нижневартовск 2000 г.

                                 Содержание

Введение.   3


ГЛАВА I. Проблема межпредметных связей  в психолого-педагогической и
методической литературе.     5

  § 1 Психологические основы межпредметных связей на уроках в начальной
  школе.    5
  § 2 Использование межпредметных связей при интеграции уроков развития речи
  и изобразительного искусства.    8
  § 3 Психологические основы художественного восприятия произведений
  изобразительного искусства и литературы детьми младшего школьного
  возраста. 13
  § 4 Выводы к I главе.      17

ГЛАВА II. Возможность и пути реализации интеграции изобразительного
искусства и развития речи в начальной школе. 18

  § 1 Анализ педагогического опыта учителей по проблеме интеграции
  изобразительного искусства и развития речи в начальной школе.     18
  § 2 Анализ содержания программных материалов.     22
  § 3 Выводы ко II главе.    24

Заключение. 25


БИБЛИОГРАФИЯ.    26



                                  Введение.


      Система  уроков  развития   речи,   как   и   система   художественно-
эстетического  воспитания  школьника  —   два   взаимосвязанных   компонента
обучения, один из которых является в одно  и  тоже  самое  время  началом  и
продолжением другого. Речевое однообразие, бедность языковых  средств  может
свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности, но также  о
неумении наблюдать природу, людей, об эмоциональной «глухоте». В тоже  самое
время наблюдаются и  обратные  тенденции.  Задача  педагога  —  соединить  в
сознании, в чувствах детей живой мир и мир слов, вернее, даже не  соединить,
а раскрыть их  взаимообусловленность,  что  самым  непосредственным  образом
будет способствовать гармоничному развитию личности младшего школьника.
      Данный тип интеграции  по  нашему  мнению  позволит  повысить  уровень
развития речевых умений и умений приобретаемых в процессе творческой  работы
у младших школьников.
      Анализ педагогической  периодики  дает  понять,  что  многие  педагоги
работали над использованием данного типа интеграции. В  статье  «Видеозапись
на уроках развития речи учащихся»1 автор ставит целью  статьи  -  рассказать
об использовании видеозаписи на уроках развития речи —  для  обучения  языку
как средству общения, воспитания речевой культуры, приобщения  к  искусству.
Статья  «Знакомство  с  изобразительным  фольклором  при  изучении   раздела
«Устное народное творчество» [1] знакомит читателя с мнением автора  о  том,
что мир устного фольклора не является чуждым изобразительному  фольклору,  а
очень близок к нему, порой даже отражён в  нём.  В  статье  «Интегрированный
цикл эстетических занятий в начальной школе» [2] автор говорит о том, что  в
условиях коренной перестройки всех сфер  жизнедеятельности  нашего  общества
особое значение приобретает эстетическое воспитание и развитие  подрастающих
поколений.
      Исходя из изучения данной  периодической  и  научной  литературы  было
сделано заключение об  актуальности  изучения  взаимосвязи  и  взаимовлияния
художественного творчества и речевого развития младшего школьника в  учебном
процессе.
      Цель изучения:
      -   выявить    эффективность    и    целесообразность    использования
интегрированных  уроков  развития  речи  и   изобразительного  искусства   в
начальной школе.
      Задачи:
      - Показать значимость такого типа интеграции;
      - Выявить возможность данного типа  интеграции  в  школьной  практике
        исходя из содержания школьных программ.
      Изучение особенностей, оптимальных условий, путей и средств  обучения,
развития и воспитания младших школьников на уроках развития речи при  помощи
реализации    взаимосвязи    с    изобразительным    искусством    позволили
сформулировать гипотезу исследования: использование  интегрированных  уроков
развития речи и ИЗО позволяет повысить уровень  развития  речевых  умений  и
творческих способностей у детей.



    ГЛАВА I. Проблема межпредметных связей  в психолого-педагогической и
                          методической литературе.



         § 1 Психологические основы межпредметных связей на уроках в
                              начальной школе.


      Психологические основы  межпредметных  связей  были  заложены  учением
академика  И.П.  Павлова  о  динамическом  стереотипе  и  второй  сигнальной
системе. Физиологическим  механизмом  усвоения  знаний  И.П.  Павлов  считал
образование в коре головного мозга сложных систем временных связей,  которые
он отождествлял с тем, что в психологическом плане ассоциации  —  это  связи
между  всеми  формами  отражения  объективной  действительности,  в   основе
которых лежат ощущения. «Все обучение заключается  в  образовании  временных
связей, — пишет он, — а это есть мысль, мышление, знание»[3].
      Как правило, предметы и явления реальной  действительности,  связанные
между собой цепью различных обстоятельств, предстают  взаимосвязанными  и  в
памяти человека. Встретившись с  одним  из  данных  предметов  или  явлений,
человек по ассоциации может вспомнить и другой предмет, связанный с  ним.  В
жизни каждого встречается случай,  когда  полностью  забывается  событие,  в
котором он принимал самое непосредственное участие. Но достаточно  напомнить
ему или вспомнить самому одно действующее лицо, как  все  событие  отчетливо
воспроизводится в памяти.
      Успех обучения во многом  будет  зависеть  от  количества  необходимых
взаимосвязанных фактов, событий, явлений, помогающих  развивать  способности
воспитанников  быстро  и  точно  воспроизводить  в  памяти  ранее  усвоенные
знания. В формировании этой  способности  межпредметным  связям  принадлежит
важная роль.
      Всякое обучение сводится к образованию новых связей, ассоциаций. Новые
знания вступают в  многообразные  связи  (ассоциации)  с  уже  имеющимися  в
сознании сведениями, которые были получены в результате обучения и опыта.  В
свое  время Л.С. Выготский в работе «Исследование развития  научных  понятий
в детском возрасте» писал, что «всякая новая ступень  в  развитии  обобщения
опирается на обобщение  предшествующих  ступеней.  Новая  ступень  обобщения
возникает  не  иначе,  как  на   основе   предыдущей»[4].   Л.С.   Выготский
экспериментально установил, что  предшествующая  мыслительная  деятельность,
способствовавшая формированию обобщений, «не  аннулируется  и  не  пропадает
зря, но включается и входит  в  качестве  необходимой  предпосылки  в  новую
работу мысли».
      Таким образом, необходимость межпредметных связей  заключена  в  самой
природе   мышления,   диктуется   объективными   законами   высшей   нервной
деятельности, законами психологии и физиологии.
       Многочисленные исследования психологов подтвердили и конкретизировали
положение И.М. Сеченова, высказанное им в работе  «Элементы  мысли»:  «Через
голову человека в течение всей  его  жизни  не  проходит  ни  единой  мысли,
которая не создалась бы из элементов, зарегистрированных в памяти. Даже  так
называемые новые мысли, лежащие в основе  научных  открытий,  не  составляют
исключения из этого правила» [5].
      Психологи установили, что все воспринимаемое человеком оставляет следы
в коре больших полушарий головного мозга. Эти  следы  не  бездействуют.  Они
способствуют  возникновению  возбуждения  и   тогда,   когда   раздражитель,
оставивший  след,  отсутствует.  Поэтому  человеческая  память   не   только
запоминает и сохраняет  знания,  усвоенные  ранее,  но  и  воспроизводит  их
тогда, когда это требуется.
      На основании этих особенностей обучение и должно быть построено  таким
образом, чтобы  формировать  у  учащихся  способность  воспроизводить  ранее
усвоенные знания для лучшего  запоминания  нового  материала.  Предметы  или
явления,  взаимосвязанные  в  природе,  связываются  и  в  памяти  человека.
Способность памяти запоминать новое на основе  ранее  известного  не  должна
ограничиваться лишь  внутрипредметными  связями,  межпредметные  связи  дают
возможность взглянуть на предмет с разных  сторон  и  прочнее  запомнить  на
основе межсистемных ассоциаций весь предмет  или  явление  действительности.
Важнейшими характеристиками запоминания  следует  считать  приемы  смысловой
группировки  учебного  материала  и  выделение  смысловых  опорных  пунктов,
смыслового  соотношения  того,  что  усваивается  в  связи  с  чем-либо  уже
известным.
      На этом  основании  можно  прийти  к  выводу,  что  овладение  приемом
переноса знаний одного предмета при усвоении  другого  вносит  в  аналитико-
синтетическую деятельность учащихся  большую  целенаправленность  в  решении
определенных задач,  повышает  активность  самостоятельных  методов  работы,
обеспечивает  лучшую  организацию  мыслительной  деятельности  и,   наконец,
вырабатывает логическую  последовательность  в  решении  как  общих,  так  и
частных задач
      Естественно, что реализация межпредметных связей не может решить  всех
сложных  задач  обучения.  Поэтому  активная  работа  каждого   учителя   по
усилению, расширению и углублению межпредметных  связей  является  одним  из
важных  путей  в  комплексном  решении   проблем   обучения   и   воспитания
школьников, формирования у них диалектического образа мышления.

 § 2 Использование межпредметных связей при интеграции уроков развития речи
                        и изобразительного искусства.


      Систематическое развитие педагогически  целесообразных  взаимодействий
между разделами учебных  предметов  изобразительного  искусства  и  развития
речи – одно  из  необходимых  условий  развития  художественного  творчества
школьников    [6].     Обеспечение     систематического     функционирования
внутрипредметных  и  межпредметных  связей  позволяет  создавать   целостную
систему развития у школьников художественно-творческой активности. При  этом
важно отметить, что межпредметные  связи  в  рамках  традиционного  учебного
плана являются первой ступенькой к интегрированному обучению.[7]
      Проблема интеграции актуализирует прежде всего универсальные понятия и
категории, присущие всем  видам  искусства.  Школьные  курсы  по  искусству,
построенные  на  интегративной  основе,  помогают  в   поиске   гармонизации
информационно-логической  и  эмоционально  образной  сторон  художественного
образования,  активному  формированию  творческой   личности,   эффективному
сочетанию индивидуальных форм  работы  с  коллективными,  созданию  подлинно
творческой атмосферы  на  уроках.  Развитие  личности  средствами  искусства
содействует формированию целостного  мироощущения,  созданию  нравственно  и
эстетически полноценной среды общения с искусством во всем многообразии  его
видов.[8]
      Особенно  эффективно   использование   межпредметных   связей   уроков
изобразительного  искусства  с  уроками  развития   речи,   которые   должны
обеспечить развитие комплекса речевых умений и  художественных  способностей
у учащихся.
      В психике ребенка обнаруживаются важнейшие  характеристики  творческой
личности. И все же  ставить  знак  равенства  между  творческой  активностью
детей и творчеством в контексте  человеческой  культуры  ни  в  коем  случае
нельзя, впрочем, так же как нельзя недооценивать  эти  творческие  потенции.
Великое педагогическое умение и искусство  как  раз  и  заключаются  в  том,
чтобы  тонко  соединить  живую  непосредственность   видения,   переживания,
мышления  ребенка  с  направленным  освоением  знаний,   навыков,   способов
постижения  действительности.  Саморазвитие  ребенка   и   осуществление   в
педагогических  действиях  определенных,  сознательно   поставленных   целей
должны органически слиться.
      Культура  речи  не  ограничивается  грамотностью  письма,   правильным
произношением, в языке передается не  только  логическое  содержание,  но  и
эстетическое  впечатление.   Обучаясь   языку,   дети   должны   все   яснее
представлять себе, что грамматика нужна не только для того,  чтобы  грамотно
писать,  а  что  грамматические  явления,  отражая   закономерности   языка,
присутствуют  в  художественных   произведениях,   произведениях   народного
творчества,  в  статьях,  что  писатель  пользуется   ими   как   средствами
изобразительности.
      Реализации взаимосвязи  развития  речи  и  художественного  творчества
детей служит рациональная  организация  активной  деятельности  учащихся  на
уроке.  Взаимосвязанное  обучение  возбуждает  интерес  к  знанию.  Глубокий
интерес формируется  под  воздействием,  как  содержания  материала,  так  и
приемов, которые  заставляют  учащихся  думать,  совершать  поиск.  Свойства
искусства слова и особое качество словесного образа яснее  предстанут  перед
младшими  школьниками  в  сопоставлении   со   спецификой   изобразительного
искусства, а разнообразный художественный контекст  создаст  условия,  когда
четче выявляется специфическая  природа  искусства  как  такового.  Изучение
таких понятий,  как  образ  и  образность,  тема,  идея,  композиция,  стиль
сегодня необходимо  осуществлять  только  при  широком  привлечении  знаний,
приобретенных   на   уроках   изобразительного   искусства,    в    процессе
индивидуального и  коллективного,  внеклассного  и  внешкольного  общения  с
искусством.
      В   современной   педагогической    практике    широко    используется
иллюстративный  принцип  для  активизации  взаимосвязи   с   изобразительным
искусством в процессе приобщения  школьника  к  речевой  культуре.  В  целях
более глубокого и творческого освоения речевых  навыков  учитель  привлекает
произведения  изобразительного  искусства.  Иллюстративный  принцип   широко
распространен в практике.
      Активизация взаимосвязи с изобразительным искусством  и  использование
комплекса искусств в учебно-воспитательной работе на  уроках  развития  речи
позволяет:
    - формировать высокую языковую культуру и внутренне единое художественно-
      эстетическое сознание;
    - формировать творческий подход к языковому образованию;
    - глубоко понимать изучаеме;
    -  установливать   органическую   связь   между   искусством   слова   и
      изобразительным искусством и более основательно  понимать  особенности
      каждого из них.
      Таким образом именно  в  условиях  взаимосвязи  языкового  обучения  и
художественного творчества более успешно формируется не только  определенный
комплекс речевых умений у ребёнка, но и полноценная «культурная личность».
      Для того чтобы с наименьшими затратами  времени  включать  учащихся  в
активное восприятие знаний с помощью межпредметных связей, следует  овладеть
несложными методическими  приемами,  которые  уже  сложились  в  практике  и
получили признание ученых. К этим приемам относятся: напоминание,  задачи  и
вопросы  на  межпредметной  основе,  а  также  другие  общепринятые   методы
обучения.
      Методический прием напоминание (припоминание) строится на  основе  как
внутрипредметных, так и межпредметных связей и дает  заметные  положительные
результаты в обучении. И более  действенным  становится  этот  прием,  когда
привлекаются знания из смежных дисциплин.  Такое  припоминание  разнообразит
подготовку учащихся к восприятию нового, расширяет  возможности  активизации
учеников, способствует созданию  условий  для  самостоятельного  мышления  в
процессе усвоения  вновь  изучаемой  темы.  Стимулирование  припоминания  не
только  подготавливает   восприятие,   но   и   способствует   устойчивости,
целенаправленности и сосредоточенности внимания.
      Учащиеся вначале затрудняются самостоятельно применить ранее усвоенные
знания в новых  условиях,  на  уроках  других  предметов.  Поэтому  наиболее
экономным  путем   воспроизведения   знаний   смежных   предметов   является
напоминание учителем того, что уже известно учащимся.
      Подготовка направленности внимания  учащихся  ко  вновь  изучаемому  —
первостепенная задача напоминания, и решить ее можно  различными  способами:
сообщить учащимся  о  том,  что  данный  факт,  событие,  явление,  тема  им
известны из ранее изучаемого смежного предмета; поставить вопрос,  ответ  на
который требует припоминания материала смежного предмета;  дать  задание  на
припоминание   другой   дисциплины;   привлечь    известное    произведение,
художественный  образ,  событие  из  изученного  произведения  и,   наконец,
организовать сравнение, сопоставление материала различных предметов.
      В повседневной практике различные методические приемы по использованию
межпредметных  связей  широко  распространены  и   при   объяснении   нового
материала, особенно методом беседы. И это  вполне  естественно  потому,  что
беседа—такой метод обучения, при котором учитель, опираясь  на  имеющиеся  у
учащихся знания и практический опыт, пользуясь вопросами, подводит  учащихся
к пониманию и усвоению новых знаний.
      Непременное условие применения этого метода — наличие знаний из  ранее
пройденных тем данного  предмета,  других  учебных  дисциплин  и  жизненного
опыта учащихся.
      В процессе обучения учащиеся узнают много новых  фактов  и  положений,
выводов,  законов.  Чтобы  они  были  более  осознанно  и  прочно   усвоены,
необходима  систематическая  работа  по  закреплению  изученного  материала.
Закрепление  необходимо  и  для  того,  чтобы  учащиеся  могли  использовать
полученные знания и умения в дальнейшей учебной деятельности.
      Закрепление должно быть в то же время  и  одним  из  этапов  овладения
новыми знаниями: как правило, оно включает в  себя  вторичное  восприятие  и
осмысление изучаемого материала, укрепляет в сознании учащихся  те  следы  и
связи, которые образовались при первичном восприятии. И.  П.  Павлов  писал,
что вновь образованная связь в коре головного мозга обычно бывает  слабой  и
неустойчивой, и без своевременного повторения  вновь  образованных  путей  и
следов она может очень скоро нарушиться и даже исчезнуть совсем.



     § 3 Психологические основы художественного восприятия произведений
 изобразительного искусства и литературы детьми младшего школьного возраста.


      Все  многообразное  воздействие   искусства   протекает   в   процессе
восприятия его произведений. Но эффективность этого воздействия находится  в
прямой зависимости от культуры художественного восприятия.
      Человеку  иногда,  когда  он  встречается  с  каким  либо  необычайным
явлением природы, которое ему удалось увидеть,  кажется:  «Вот  бы  художник
увидел и написал! Да ведь не поверит никто». Нам кажется что  только  здесь,
сейчас,  на  одно  мгновение  мир,  в  котором  мы   живем,   показал   свой
удивительный лик. На самом деле это мы отдали миру одно  мгновение  полного,
бескорыстного внимания. А развитое художественное восприятие всегда, или  по
крайней мере очень  часто,  бывает  таким.[9]  Исходя  из  этого  необходимо
открыть ребенку такую истину, что в природе не существует одинаковых  вещей.
Природа   окружающая   нас   богата   и   разнообразна,   и   для   развития
художественного восприятия нужно видеть природу во всем ее разнообразии.  Но
необходимо помнить о двух  моментах  художественного  восприятия,  одинаково
важных и на первый взгляд противоположных, на самом  деле  дополняющих  друг
друга: «нет в мире двух одинаковых предметов, все неповторимо  и  уникально,
и нет в мире двух предметов, до такой степени непохожих, чуждых друг  другу,
чтобы между ними не было  совсем  ничего  общего,  никакого  сходства  ни  в
чем»[10].
      Художественное восприятие выступает,  прежде  всего,  как  психический
процесс, который протекает под  непосредственным  воздействием  произведения
искусства.
      Главная   особенность    художественного    восприятия    произведений
изобразительного искусства -  необычайно  сложная  структура.  Главная  роль
принадлежит  здесь  интеллектуальному  постижению   значений   выразительно-
смысловых элементов произведения, в  которых  заложено  основное  содержание
художественных образов.
      Итог художественного восприятия выступает как многослойная  структура,
в которой взаимопроникают результаты перцептивных и интеллектуальных  актов,
постижения воплощенных в произведении  художественных  образов  и  активного
творческого овладения ими,  его  (произведения)  духовного  и  практического
воздействия.  Из  этого  вытекает  еще  одна   особенность   художественного
восприятия:  оно  требует  активной  работы  многих  механизмов  психики   —
непосредственно-отражательных   и   интеллектуальных,    репродуктивных    и
продуктивных, причем их соотношение на разных уровнях восприятия различно.
      Художественного восприятия протекает сложно. В  нем  различают  обычно
несколько  фаз  (или  стадий):  предкоммуникативную,  т.  е.  предшествующую
контакту ребенка с произведением и подготавливающую его  к  этому  контакту;
коммуникативную, объединяющую время этого контакта;  и  посткоммуникативную,
когда контакт уже прерван, а живое влияние произведения еще продолжается.
      Эту  стадию  можно  условно  назвать  художественным   последействием.
Главное в ней — подготовка психики к активному и  глубокому  художественному
постижению  произведении  искусства,  т.  е.  психологической  установки  на
художественное  восприятие.  Как  и  установка  на   создание   произведений
искусства, она бывает и общей, и специальной, и частной.
      В  любой  психологической   установке,   так   или   иначе,   выражены
определенные  потребности   и   опыт   их   удовлетворения.   Художественная
потребность  личности  при   всей   своей   неоднозначности   выступает   на
поверхности, прежде всего как жажда художественного наслаждения.  Полученное
при частом общении с искусством,  оно  рождает  ожидание  радости  от  новых
встреч с ним, что, в свою  очередь,  вызывает  тягу  к  искусству,  активную
готовность к его  восприятию,  концентрацию  душевных  сил  для  предстоящей
встречи с ним. Так выступает на поверхности общая  установка  на  восприятие
художественных произведений.
      При   восприятии   произведений   литературы   смысл   восприятия   не
исчерпывается извлечением информации,  таящейся  в  этих  значениях,  оно  и
здесь носит духовно-практический характер, а потому, как и в  других  сферах
искусства, не может не  обладать  всеми  рассмотренными  выше  особенностями
художественного восприятия.
      Печатный текст должен привести ребёнка к живой речи, и он это  делает,
если  в  частом  пользовании  языком  одновременно  в   обеих   формах   его
материального  функционирования  в  психике  складывается   еще   один   ряд
ассоциаций:  между  изображением  слов  и  их  живым  звучанием.  Восприятие
литературного произведения, поэтому становится двухэтапным: на первом  этапе
ученик, читая печатный текст, переводит его мысленно  в  живую  речь  (этому
помогает  художественная  организация  словесного   материала).   Но   здесь
механизм художественного воздействия еще не работает. Он вступает в силу  на
втором  этапе,  где  происходит  своеобразная  перцепция  живой  речи  в  ее
акустической материи, но не  в  непосредственно-  отражательном  акте,  а  в
представлениях.

      Для  восприятия  на  втором  этапе  необходимы  не  только   жизненные
ассоциативные связи словесной речи, но и художественные,  складывающиеся  на
основе данной исторической  системы  художественной  организации  словесного
материала.  Сам  же  переход  с  первого  на  второй  этап  требует  большой
творческой  работы.  Творческий  характер   читательского   «переводческого»
труда,   кроме   всего    прочего,    наглядно    подтверждается    наличием
профессионального  исполнительства  и  в  сфере   литературы   —   искусства
художественного чтения.
      Восприятие литературного текста и  произведений  искусства  неразрывно
связано и  во многом дополняет  друг  друга,  что  говорит  о  том,  что  их
объединение, даже  в  небольшой  степени,  может  привести  к  положительным
результатам  в  свете  развития  у  ребенка  «полноценного»  художественного
восприятия как искусства слова, так и изобразительного искусства.



                            § 4 Выводы к I главе.


      Межпредметные связи — важнейший фактор оптимизации процесса  обучения,
повышения его результативности, устранения перегрузки учителей  и  учащихся.
Особое значение имеют межпредметные  связи  для  эффективного  использования
организационных форм обучения, а  также  целенаправленной  перестройки  всех
основных звеньев учебно-воспитательного процесса.
      Сейчас интеграция  искусств  используется  не  в  полной  мере.  Такая
ситуация требует определения  единой  внутренней  структуры  художественного
образования  в  целом,   создания   системы   художественного   образования,
пересмотра  содержания  образования   (знаний,   умений,   навыков,   уровня
творческого   развития   и   воспитанности),    постоянного    использования
межпредметных связей, активизации на уроках комплекса искусств.
      Систематическое развитие педагогически  целесообразных  взаимодействий
между разделами учебных  предметов  изобразительного  искусства  и  развития
речи – одно  из  необходимых  условий  развития  художественного  творчества
школьников Обеспечение систематического функционирования внутрипредметных  и
межпредметных  связей  позволяет  создавать  целостную  систему  развития  у
школьников художественно-творческой активности.
      Все  многообразное  воздействие   искусства   протекает   в   процессе
восприятия его произведений. Эффективность  этого  воздействия  находится  в
прямой  зависимости  от  культуры  художественного  восприятия.   Восприятие
литературного текста и  произведений  искусства  неразрывно  связано  и   во
многом дополняет друг друга
      Спецефические приемы обучения для интегрированных уроков  находятся  в
стадии разработки и говорить об их разнообразии еще рано.


     ГЛАВА II. Возможность и пути реализации интеграции изобразительного
                искусства и развития речи в начальной школе.


      § 1 Анализ педагогического опыта учителей по проблеме интеграции
        изобразительного искусства и развития речи в начальной школе.


      В этом параграфе мы рассмотрим приемы работы педагогов, опубликованные
в журналах «Русский язык в школе» и «Начальная школа» за последние 5-6 лет.
      В статье «Видеозапись на  уроках  развития  речи  учащихся»[11]  автор
ставит целью статьи - рассказать  об  использовании  видеозаписи  на  уроках
развития речи — для обучения языку как средству общения, воспитания  речевой
культуры, приобщения к искусству.
      В статье подробно рассматриваются в качестве примера три видеофильма:
      1. «В гости к дымке» — материалы для описания  произведения  народного
творчества—дымковской игрушки
      2. «Что может быть интереснее  человеческого  лица!»  —  материал  для
описания детского портрета из коллекции Ярославского художественного музея;
      3. «Просто все, а как для сердца много...»  —  материал  для  описания
памятника архитектуры — церкви Ильи  Пророка  в  Ярославле  и  для  описания
интерьера, фресок этого храма.
      Хотя видеоматериалы, описанные  в  данной  статье,  предназначены  для
учащихся  средней  школы,  подобный  вид  работы  можно  использовать  и   в
начальной школе, подобрав адаптированные  для  младшего  школьного  возраста
видеосюжеты.
      Статья «Знакомство с изобразительным фольклором при  изучении  раздела
«Устное народное творчество» [12] знакомит читателя с мнением автора о  том,
что мир устного фольклора не является чуждым изобразительному  фольклору,  а
очень близок к нему, порой даже отражён в нём.
      Автор предлагает после прочтения  детьми  какого-либо  произведения  с
описанием быта русского народа попросить их рассказать,  какие  предметы  из
этих произведений  есть  у  них  дома.  Это  будет  для  детей  своеобразным
открытием искусства.
      В статье «Устное народное творчество и изобразительное  искусство»[13]
автор отмечает, что  раздел  «Устное  народное  творчество»  в  учебнике  по
чтению «Родная речь»[14] для учащихся начальной школы представлен  народными
песнями,  небылицами,  сказками.  Вполне  естественно,  считает  автор,  что
различные виды народного  искусства,  возникавшие  в  народной  среде,  были
близки по содержанию и эстетическим принципам. Поэтому мотивы вышивки  с  их
композиционной ясностью и величавостью  образов  сопоставимы  с  размеренным
складом былин, а легкий, ритмический узор  берестяных  туесков  с  песенными
мелодиями, имеющими свои ритмические повторы.
      Автор утверждает, что художественные впечатления учащихся  обогатятся,
если наряду с  иллюстрациями  в  учебнике,  они  познакомятся  с  подлинными
произведениями  художников  и  народных  мастеров  в  экспозициях  и  фондах
местных  художественных  и  краеведческих  музеев.  Они  могут  явиться  тем
критерием подлинной художественности произведения, который поможет  учащимся
выработать  умение  самостоятельно  и   верно   оценивать   многие   явления
сегодняшней художественной жизни.
      В статье «Интеграция учебных  занятий  в  начальной  школе»[15]  автор
детально  рассматривает  понятие  интеграции.  Интеграционные  связи   между
предметами начальной школы мало разработаны, изложены  противоречиво;  много
разногласий среди ученых в понимании сущности этих связей.
      Автор считает, что если  учебный  материал  по  курсу  чтения  —   ИЗО
рационально сгруппировать и соответствующим  образом  его  изучить,  то  это
будет  способствовать  систематизации   знаний,   школьники   лучше   усвоят
содержание учебного материала, смогут гораздо  легче  и  свободнее  излагать
изученный материал.
      В статье «Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в  мир  звуков  и
красок весны»[16] автор приводит фрагмент урока чтения в 3 классе, одной  из
целей которого  является:  осуществить  связь  содержания  уроков  чтения  с
произведениями, рекомендуемыми для внеклассного  чтения,  с  изобразительным
искусством.  В  уроке  удачно  реализованы  межпредметные  связи  (чтение  –
изобразительное искусство).
      В  статье  «Интегрированный  цикл  эстетических  занятий  в  начальной
школе». [17] автор говорит о том, что в  жизнедеятельности  нашего  общества
особое значение  приобретает  эстетическое  воспитание.  Именно  посредством
искусства осуществляется в основном передача духовного  опыта  человечества,
несущего с собой то главное, что способствует  восстановлению  связей  между
поколениями.  Искусство  помогает  учащимся  построить   целостную   картину
окружающего мира, облегчает принятие правильного решения в разных  жизненных
ситуациях. Эстетическое  воспитание  и  образование  начинать  играть  особо
важную  роль  при  переходе  от  педагогики  знаний,  умений  и  навыков   к
педагогике развития.
      Интегрированный  курс,  который  охватывает   следующие   предметы   -
литературное чтение, изобразительное искусство и  музыку,  имеет  общие  для
каждого из них цели, не нарушает принципов  дидактики,  сохраняет  специфику
разных видов искусств, учитывает  возрастные  и  индивидуальные  особенности
учащихся, фокусируется в  целом  на  познании  детьми  действительности,  на
полноценном восприятии красоты окружающего мира.
      Интегрированный эстетический курс  был  апробирован  автором  на  базе
школы-лаборатории   №351   Москвы.   Тематическое    планирование    данного
интегрированного курса для учащихся 1-1V классов  общеобразовательной  школы
составлено на учебный год из расчета 1 часа в неделю.



                § 2 Анализ содержания программных материалов.


      В настоящее время в общеобразовательных учреждениях  системный  подход
к  эстетическому  воспитанию  и  образованию   осуществляется   в   процессе
преподавания таких дисциплин,  как  «Изобразительное  искусство»,  «Музыка»,
«Мировая   художественная   культура»,   а   также   с   помощью   различных
факультативов, кружков по изучению искусства и других  форм  дополнительного
эстетического образования и  воспитания.  Базисный  учебный  план  позволяет
преподавать различные  интегрированные  курсы  искусства,  которые  получили
широкое распространение во вновь открывающихся нестандартных  типах  учебных
заведений.[18]
      В  программе  «Изобразительное  искусство   и   художественный   труд»
академика   РАО   Б.М.Неменского,    ведущей    задачей    в    преподавании
изобразительного  искусства  является   задача   формирования   у   учащихся
нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни  и
в искусстве.[19] Это становится возможным только если  удастся  закрепить  в
сознании ребенка понимания прочной связи искусств  с  его  личным  миром,  с
миром мыслей и чувств каждого человека, сказано там же.  Любые  иные  задачи
обучения искусству вытекают из этой и должны соотноситься с  ней.  Одним  из
важных    методических    аспектов    программы    выделяется     «Сочетание
изобразительного с музыкой и литературой»[20].  Связь с  поэзией  и  музыкой
позволяет образнее раскрыть тему урока. В программе приводится  перечень  не
только зрительного, но литературного и музыкального ряда.
      Как пример можно взять урок 1 в 1 четверти 3  класса[21].  Тема  урока
«Твои игрушки». Дети в знакомстве с игрушкой познают  значение  ее  в  жизни
(ритуальное, как атрибут  праздника,  игровые  объекты).  На  уроке  учитель
использует пословицы,  поговорки,  фольклор,  русские  народные  сказки.  На
других  уроках  учителю  даются  рекомендации  в  использовании  программных
рассказов М. Пришвина, стихов С. Есенина.  Это  дает  хороший  материал  для
проведения интегрированных уроков с уроками чтения.
      В программе «Изобразительное искусство» члена  -  корреспондента  РАО,
доктора педагогических наук В.  С.  Кузина,  главной  целью  художественного
образования  ставится  цель   формирования   духовной   культуры   личности,
приобщения к общечеловеческим ценностям, овладения  национальным  культурным
наследием[22]. В основу программы включена система  межпредметных  связей  с
чтением и русским языком,  что  по  мнению  авторов  позволяет  почуствовать
практическую направленность уроков изобразительного искусства,  их  связь  с
жизнью. Предусмотрена работа по иллюстрированию  литературных  произведений,
входящих   в   программные   материалы   по   чтению.   Содержание   раздела
«Тематическое  рисование  и  иллюстрирование»  включает  рисование  на  темы
окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению  и  иллюстрирование
повестей, рассказов, сказок, басен и других литературных произведений.



                           § 3 Выводы ко II главе.


      Изучение опыта работы учителей в изучаемой проблеме позволяет  сделать
выводы, что проблема эта в настоящее время находится  в  стадии  разработки,
ищутся новые пути ее решения, новые подходы  к  пониманию  путей  интеграции
изобразительного  искусства  и  развития  речи  в  начальной  школе.  Многие
учителя разрабатывают методики проведения таких занятий,  опробируют  их  на
своих экспериментальных площадках. Многие из таких экспериментов дают  очень
неплохие результаты.
       В  программных  материалах   по   изобразительному   искусству   Б.М.
Неменского и В.С. Кузина  есть  много  моментов  сочетания  изобразительного
искусства и литературы, причем эти программы позволяют проводить  интеграцию
курса изобразительного искусства с курсом развития речи в  начальной  школе.
Элементы  данной  интеграции  непосредственно  заложены  в  изученные   нами
программные материалы. Многие темы курса развития речи  совпадают  с  темами
курса изобразительного искусства по своим целям, что говорит  о  возможности
их интеграции.



                                 Заключение.

      В  процессе  нашего  исследования  эффективности  и   целесообразности
использования  интегрированных  уроков  развития  речи  и   изобразительного
искусства в начальной  школе  мы  проанализировали  различные  материалы  по
данной проблеме и пришли к следующим выводам:
  - необходимость межпредметных связей заключена в самой природе  мышления,
    диктуется объективными законами высшей нервной  деятельности,  законами
    психологии и физиологии;
  -  обучение должно быть построено  таким  образом,  чтобы  формировать  у
    учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для  лучшего
    запоминания нового материала;
  - систематическое развитие  педагогически  целесообразных  взаимодействий
    между разделами учебных предметов изобразительного искусства и развития
    речи – одно из необходимых условий развития комплекса речевых умений  и
    художественных способностей у учащихся;
  - восприятие художественных произведений  литературы  и  изобразительного
    искусства носит схожую природу и дополняет друг друга;
  - исходя из проанализированных передовых работ  учителей  многие  из  них
    используют, и весьма успешно, данный тип интеграции;
  - образовательные программы по изобразительному искусству и развитию речи
    позволяют в полной мере использовать данный тип  интеграции  в  учебном
    процессе начальной школы;
  - интеграция изобразительного искусства и развития речи в начальной школе
    на практике используется не в полной мере, так  как  для  этого  многие
    учителя недостаточно подготовлены в научном и методическом плане, что в
    свою   очередь   требует   более   глубокой   методической   проработки
    интегративных процессов  между  курсами  изобразительного  искусства  и
    развития речи в начальной школе.

                                БИБЛИОГРАФИЯ.


 Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956.
 Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М.,
1981.
 Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе.
// Начальная школа №1 1997
 Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими
школьниками. Книга для учителя. М., 1991.
 Лякишева Т.И., Маркевич Е.Ф. Интегрированнй урок по теме «Зима» с
использованием методов «театра педагогики». // Начальная школа №1 1995
 Лямина Н.В. Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к
учебным предметам. // Начальная школа №11 1995
 Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при изучении
раздела «Устное народное творчество». // Начальная школа №8 1993
 Максимова З.Н. Устное народное творчество и изобразительное искусство. //
Начальная школа №8 1994
 Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное
развитие ребенка к семье.-М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995 г.
 Методические основы языкового образования и литературного развития младших
школьников. Под общей редакцией Т.Г.Рамзаевой. С-Пб, 1998 г.
 Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках развития речи учащихся. // Русский язык в
школе №5-6 1992 г.
 Сердюкова Н.С. Интеграция учебных занятий в начальной школе. // Начальная
школа №11 1994.
 Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.-Л.,
1947.
 Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в
начальной школе: Учеб. пособие – М.:Издательский центр «Академия», 1999г.
 Павлов И.П. Избранные произведения. М., 1951.
 Программы общеобразовательных учреждений Начальные классы (1-3). /Сост.
Вохмянина Л.А., Ингнатьева Т.В. и др. –М.: Просвещение ,1994.
 Программно - методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная
школа/Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999г.
 Тихонова Г.Г. Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в мир звуков и
красок весны». // Начальная школа №10 1995
 Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (пути
развития). Л-д, 1990.
 Щёголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе С-Пб 1998 г.
 Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя/ Сост.
Лабковская Г.С. М., 1983.

-----------------------
1 Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках развития речи учащихся. // Русский язык
в школе №5-6 1992 г.
2 Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при изучении
раздела «Устное народное творчеством». // Начальная школа №8 1993.
3 Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе.
// Начальная школа №1 1997.
[1] Павлов И.П. Избранные произведения. М., 1951, стр. 509.
[2] Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956, стр.
302-303.
[3] Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.-
Л., 1947, стр. 441-442.
 7 Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания
в начальной школе. с. 307.
[4] Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания
в начальной школе. с. 310.
[5] Там же. с.312.
[6] Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству:
Художественное развитие ребенка к семье.-М.: Редакция журнала «Искусство в
школе», 1995 г. с. 30
[7] Там же. с. 40
[8] Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках развития речи учащихся. // Русский
язык в школе №5-6 1992 г.
[9] Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при изучении
раздела «Устное народное творчеством». // Начальная школа №8 1993.
[10] Максимова З.Н. Устное народное творчество и изобразительное искусство.
// Начальная школа №8 1994.
[11] Учебник для учащихся начальных классов. В 3 кн. Кн. 2, ч. 1/ Сост.:
М.В. Голованова и др.— М., 1993.
[12] Сердюкова Н.С. Интеграция учебных занятий в начальной школе. //
Начальная школа №11 1994.
[13] Тихонова Г.Г. Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в мир звуков
и красок весны». // Начальная школа №10 1995.
[14] Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной
школе. // Начальная школа №1 1997.
[15] Программно -методические материалы. Изобразительное искусство.
Начальная школа/Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999г. с. 5.
[16] Там же с. 16
[17] Там же с. 25
[18] Там же с. 87
[19] Программно -методические материалы. Изобразительное искусство.
Начальная школа/Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999г. с. 137