Использование сказки для диагностики формирования полоролевых стереотипов у детей

Гапонова Т. А.
      Научный руководитель Андреева О. С.

        Использование сказки для диагностики формирования полоролевых
                           стереотипов у ребенка.
      Представление ребенка о  "мужественности"  и  "женственности"  и  мере
своего соответствия этим критериям зависят от культурных норм и воспитания.
      Традиционная  система  взаимоотношений  полов  и   связанная   с   ней
дифференциация половых ролей переживает в настоящее время кризис.
      Целью работы является рассмотрение применения сказки  для  диагностики
формирования полоролевых стереотипов у детей.
      Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
    > привести литературный обзор традиций использования фантазии, образов и
      сказок для выявления особенностей развития ребенка;
    > рассмотреть факторы формирования психологического пола  и  полоролевых
      стереотипов у ребенка;
    > произвести анализ диагностических возможностей  сказки  для  выявления
      индивидуальных особенностей формирования полоролевых стереотипов;
      В экспериментальной части работы были рассмотрены  5  сказок  детей  в
возрасте 10 - 12 лет. На основе произведенного анализа был сделан  следующий
вывод:
      Анализ проявления мужскими и  женскими  персонажами  своих  личностных
свойств  и  функций,  идентификации  ребенка  с  героем  определенного  пола
позволяет сделать вывод об индивидуальной системе половых  ролей,  в  рамках
которой сам ребенок различает критерии "мужественности" и "женственности;  о
половой идентификации и индивидуальной системе оценок и предпочтений.
      Таким образом сказочные фантазии ребенка  дают  богатый  материал  для
диагностики   формирования   полоролевых   стереотипов,   с   учетом    чего
сознательное  поведение   становится  более  понятным  и,  благодаря  этому,
доступным для воздействия.