Коррекция двигательных нарушений у младших школьников с детским церебральным параличом

3.3. Оценка эффективности коррекционной работы

      Используя результаты констатирующего эксперимента  и  сравнивая  их  с
результатами  обучающего  этапа  исследования  можно  судить  о   значимости
коррекционных мер проводимых в экспериментальной группе детей.

                                                                   Таблица 4

   Динамика изменения уровня сформированности двигательных навыков младших
                 школьников с ДЦП (общая моторика), в баллах
|                     |Констатирующий этап  |                     |
|Ученики              |                     |Формирующий этап     |
|1- й                 |2                    |2                    |
|2 – й                |2                    |2                    |
|3 – й                |1                    |2                    |
|4 – й                |1                    |2                    |
|5 – й                |2                    |2                    |
|6 - й                |2                    |3                    |
|7 – й                |1                    |1                    |
|8 – й                |2                    |3                    |
|9 – й                |2                    |3                    |
|10 –й                |2                    |2                    |
|11 – й               |2                    |3                    |
|12 – й               |2                    |2                    |

В таблице 5 приведены количественные данные  развития  двигательных  навыков
детей с ДЦП.
                                                                 Таблица № 5
  Количественные данные развития двигательных навыков младших школьников с
                          ДЦП (количество человек).

|                        |Число испытуемых                         |
|Уровни                  |                                         |
|                        |до обучения         |после обучения      |
|1                       |3 (25%)             |1 (8.3%)            |
|2                       |9 (75%)             |7 (58%)             |
|3                       |-                   |4 (33%)             |


      Данные показывают,  что  на  33  %  увеличилось  количество  учащихся,
добившихся третьего уровня, 42 % учащихся остались на втором  уровне,  17  %
улучшили показатели перешли с первого  уровня  на  второй  уровень  и  33  %
учащихся перешли со второго уровня на третий уровень и один  ученик  остался
на первом уровне.
       Таким  образом,  зарегистрированные  показатели   свидетельствуют   о
положительном  результате  занятий  формирующего  этапа.  Проведенные  уроки
физкультуры и ЛФК позволили детям улучшить показатели двигательных  навыков,
в качественном и количественном отношении.

                                                                   Таблица 6

   Динамика изменения уровня сформированности двигательных навыков младших
                школьников с ДЦП (мелкая моторика), в баллах
|                     |Констатирующий этап  |                     |
|Ученики              |                     |Формирующий этап     |
|1- й                 |2                    |2                    |
|2 – й                |1                    |2                    |
|3 – й                |1                    |2                    |
|4 – й                |2                    |2                    |
|5 – й                |2                    |2                    |
|6 - й                |1                    |2                    |
|7 – й                |1                    |1                    |
|8 – й                |2                    |3                    |
|9 – й                |1                    |2                    |
|10 –й                |2                    |2                    |
|11 – й               |2                    |3                    |
|12 – й               |2                    |2                    |


        Зарегистрированные    изменения    (см.    таб.    6)    показателей
сформированности двигательных навыков  мелкой  моторики  свидетельствуют  об
улучшении двигательной сферы детей. На это указывают  следующие  данные:  до
эксперимента низкий уровень отмечается у пяти человек, после эксперимента  у
одного ученика. Перешли с первого уровня на второй  –  четыре  человека,  со
второго уровня на третий – два ученика, пять испытуемых остались  на  втором
уровне.
      Сравнивая полученные результаты приходим  к  выводу,  что  проведенные
занятия положительно влияют на двигательную активность детей.



   3.4. Анализ динамики развития двигательных навыков у детей с различными
                                 формами ДЦП
      С целью выявления динамики развития  двигательных  навыков  у  младших
школьников с ДЦП и эффективности предложенной методики, нами было  проведено
сравнение двигательных умений группы детей не  обучающихся  по  предложенной
нами методике с экспериментальной группой.
      Контрольная группа  состояла  из  двенадцати  человек,  возраст  детей
соответствовал возрасту детей  экспериментальной  группы.  В  состав  группы
вошли дети с различными формами ДЦП и различной степенью тяжести.
        Для    проведения    контрольного    эксперимента    воспользовались
упражнениями, которые предлагались экспериментальной группе  для  проведения
констатирующего эксперимента. У этих детей  проводилось  обследование  общей
моторики, движений рук, мелкой моторики.
       Данные  полученные  во  время  контрольного  эксперимента  вынесли  в
следующую таблицу.



                                                                   Таблица 7

   Уровень сформированности двигательных навыков младших школьников с ДЦП
                            (контрольная группа)
|            |Количество баллов          |Количество баллов        |
|Ученики     |полученных во время        |полученных во время      |
|            |эксперимента (об. м.)      |эксперимента (мел. м.)   |
|1- й        |2                          |2                        |
|2 – й       |1                          |1                        |
|3 – й       |2                          |2                        |
|4 – й       |1                          |1                        |
|5 – й       |1                          |1                        |
|6 - й       |2                          |2                        |
|7 – й       |1                          |1                        |
|8 – й       |2                          |1                        |
|9 – й       |1                          |1                        |
|10 –й       |2                          |2                        |
|11 – й      |2                          |3                        |
|12 – й      |2                          |1                        |



      Как видно из таблицы, что у детей данной  группы  преобладает  средний
уровень развития  двигательных  навыков  общей  моторики  (семь  человек)  и
низкий уровень развития движений тонкой моторики (  семь  человек).  У  этих
детей низкая переключаемость  с  одного  движения  на  другое,  движения  не
координированы, трудно удерживать равновесие, требовалась помощь учителя.
      Сравнительная характеристика двигательных  нарушений  у  детей  с  ДЦП
экспериментальной и контрольной группы (в баллах), показана в таблице 8.

                                                                   Таблица 8

|Ученики  |Экспериментальная  |Контрольная  |Экспериментальна|Контрольная   |
|         |группа             |группа       |я группа        |группа        |
|         |(об. м.)           |(об. м.)     |(мелкая м.)     |(мелкая  м.)  |
|1        |2                  |2            |2               |2             |
|2        |2                  |1            |2               |1             |
|3        |2                  |2            |2               |2             |
|4        |2                  |1            |2               |1             |
|5        |2                  |1            |2               |1             |
|6        |3                  |2            |2               |2             |
|7        |1                  |1            |1               |1             |
|8        |3                  |2            |3               |1             |
|9        |3                  |1            |2               |1             |
|10       |2                  |2            |2               |2             |
|11       |3                  |2            |3               |2             |
|12       |3                  |2            |2               |1             |



       Зарегистрированные   показатели   свидетельствуют   о   эффективности
предложенных  упражнений.  У   учащихся   экспериментальной   группы   после
проведенных занятий изменились двигательные качества. Движения  стали  более
точными,  более  плавными.  Увеличился  объем  движений   в   парализованных
конечностях, увеличился объем движений в пальцах рук.