Обучение дошкольников правилам дорожного движения

Министерство образования РФ
                    Нижегородский педагогический колледж



                              Кружковая работа

             «Обучение дошкольников правилам дорожного движения»



                               Исполнитель
                               Студентка 313 группы
                               Отделения «Дошкольное образование»
                               Невская Елена Евгеньевна
                               Руководитель практики
                               Кемова Марина Яковлевна



                             Н.Новгород 2000 г.
                                  Аннотация


Я выбрала кружковую работу по правилам дорожного движения в связи с тем,
что считаю эту тему наиболее актуальной. Важно как можно раньше научить
юных граждан правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой
дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать
окружающий мир, способен запомнить то что говорят и показывают взрослые.
      Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о
правилах дорожного движения.
Занятие №1. «Наш город».

      Цель: №1 закрепить представление детей о словах: пассажир, пешеход;
№2 ознакомить детей с движением транспорта и пешеходов;
№3 дать представление о том, как важно учить правильно ходить и ездить по
городу;
№4 воспитывать у детей дружеское взаимопонимание.
Материал: картины с видами города, открытки, рисунок улицы, где видна
проезжая часть и тротуары с пешеходами, карандаши, альбомные листы бумаги.
Ход занятия:
   1. Вступительная беседа.
   «Мы живем с вами в большом городе. В нашем городе много улиц».
   Вопрос: «На какой улице вы живете?» (Ответ детей).
   На каждой улице города много домов, магазинов, школ, детских садов. По
   улицам днем и ночью едут машины. Они подвозят хлеб и другие продукты к
   магазинам, моют улицы. Автобусы и троллейбусы перевозят людей на работу и
   с работы, в кино. Тех, кто едет в автобусе, троллейбусе, трамвае,
   называют пассажирами, а когда люди идут пешком, их называют пешеходами.
   2. Использование иллюстрационного материала.
   Воспитатель называет составные части улицы- проезжую часть, тротуары,
   говорит, для чего они предназначены.
   3. Вопросы:
   —«Где должны ходить пешеходы» (Ответы детей). Пешеходы должны ходить по
   тротуарам и пешеходным тропинкам.
   —«Почему нельзя ходить по тротуарам?» (Ответы детей). Верно сказал: …,
   что по проезжей части ездят машины, которые могут сбить пешехода, потому
   что ходить по ней нельзя. А если тротуаров нет, то прохожие должны ходить
   по краю проезжей части.
   4. Песенки на тему «Наш город».
   Подведение итога.
   «Ребята, вам понравилось наше занятие? Что вам запомнилось на нем?
   (Ответы 3-5 детей). Рисунками, нарисованными вами мы украсим нашу группу.
   И будем ходить и любоваться улицами нашего города.
   Занятие №2
   «Где и как проходить улицу».

   Цели:
   1. Дать представление об обстановке на улице.
   2. Закрепить (3 знания) о дорожных знаках, указателях, о их назначениях.
   3. Упражнять детей в поведении на улице, в правилах перехода через
      дорогу.
   4. Воспитывать привычку соблюдать правила дорожного движения (ПДД).
   Материал: зрительные ориентиры, с помощью которых обозначаются улицы,
   дорожные знаки, пешеходный переход.
   Ход занятия:
   Вступительная беседа:
   «Ребята, сегодня мы с вами будем учиться правильно переходить через
   улицу, которую сами построим в нашем зале. По улицам города беспрерывно
   движется транспорт, чтобы никто не попал под машину и не было аварии, все
   должны соблюдать ПДД. Эти правила должны знать водители автомобилей и
   автобусов, мотоциклисты и велосипедисты. Эти правила хорошо должны знать
   и все пешеходы: взрослые и дети, школьники и дошкольники. В правилах
   сказано, что доля машин отведена проезжая часть, а для
   пешеходов—тротуары. В правилах сказано также, что улицу можно переходить
   в тех местах, где есть линии разметки или указатели перехода, а где их
   нет—на перекрестках улиц по линиям тротуара.
      Практические действия:
      Вместе с детьми рисую улицу: обозначаем проезжую часть, тротуар,
   перекресток и переходы. Построив детей на отдельные группы, воспитатель
   водит детей по тротуарам и перекресткам.
   Активизация внимания: «Ребята. Здесь у нас будет проезжая часть улицы—для
   машин».
   Вопрос: «А где нам нарисовать тротуар для пешеходов?»
   Обобщение: «Правильно, тротуар находится рядом с проезжей частью.
   Нарисуем его».
   Вопрос: «А теперь, кто из вас покажет, где должны ехать машины и где
   ходят люди?»
   Объяснение: «Теперь нарисуем еще одну улицу, чтобы она пересекалась с
   этой, и обозначим ее тротуары. Здесь (показывает) улицы будут
   пересекаться. В этом месте образуется перекресток».
   Напоминание: «Так запомните ребята, что переходить улицу можно там, где
   есть линии и указатели перехода».
   Объяснение: «Сейчас мы нарисуем такой переход. Он называется «зебра»
   (рисует). Этот переход сделан так, чтобы видели, где переходить улицу,
   чтобы водители транспорта тоже его издали заметили и заранее снизили
   скорость. В местах переходов часто устанавливают знак «пешеходный
   переход». Он показывает, где можно переходить улицу.
   Показ: «Знаю «пешеходный переход»
   Вопрос: «Ребята, а если нет на дороге такого знака, линии «зебра», или
   подземного перехода, можно переходить улицу например здесь?» (указывает
   на перекрестке без дополнительных обозначений).
   Разъяснение: «Что на перекрестках без указателей или других обозначений
   улицу переходят по линии тротуара.
   Показ.
   Вопрос: «А можно ли переходить улицу здесь?»
   Показывает на часть улицы, где нет ни перекрестка ни обозначения
   перехода».
   Объяснение: «Переходить улицу там , где не обозначен переход или нет
   перекрестка ни в коем случае нельзя. Здесь машины едут быстро. Если кто-
   нибудь выйдет на дорогу, автомобиль не успеет остановиться и собьет
   человека. Ведь шофер думает, что все пешеходы, взрослые и дети знают
   правила и переходят улицу только там, где это разрешено, а здесь он не
   ждет появления человека.
   Пробный ход. Дети подвое переходят «улицу».
   Напоминание: « Улицу дети нужно переходить спокойно, шагом. Не в коем
   случае не перебегать ее. Можно споткнуться и упасть. Если улица с
   двусторонним движением, то, прежде, чем сойти с тротуара, нужно
   посмотреть налево и убедиться, что улица свободна—нет транспорта, затем,
   дойти до середины улицы, посмотреть направо—нет ли машин. Только после
   этого можно переходить на другую сторону».
   Показ: как надо переходить улицу.
   Напоминание: «Когда переходишь улицу, нужно обязательно крепко держаться
   за руку мамы или папы и переходить только с ними».
   Практические действия: дети подвое и группами переходят «улицу», ходят по
   «тротуару».
   Подведение итога: «Ребята, вы поняли как нужно вести себя на улице? Все
   усвоили? Что вы нового узнали на нашем занятии? Мне понравилось как вели
   себя на нашей «улице». В следующий раз попробуем на улице.
   Занятие №3.
   «Экскурсия по улице». (на прогулке)

   Цели:
   1. Закрепить знания правил дорожного движения.
   2. Упражнять детей в названии таких понятий, как «переход» (надземный и
      подземный), «островок безопасности».
   3. Воспитывать у детей такие качества как взаимовыручка и помощь
      нуждающимся.
   Материал: фотографии или иллюстрации с изображением площадей.
Ход экскурсии:
Вступительная беседа: «Ребята, вы хорошо знаете, что в нашем городе очень
много улиц. Они тянутся в разных направлениях, иногда пересекаются».
Вопросы: «Как называется место пересечения улиц?» (перекресток).
«А кто может ответить, что такое «переход» и какие переходы бывают?»
«Что такое «островок безопасности»? для чего он нужен? Как называется
улица, на которой находится детский сад?»
Практические действия: Предлагаю дойти по тротуару, придерживаясь правой
стороны. Дойдя до перекрестка, располагаю детей так, чтобы они не мешали
пешеходам.
Вопрос: «Как называется это место?»
Обобщение: «Перекресток—это место, где пересекаются улицы или дороги».
Вопрос: «А если будет пересекаться сразу много улиц, как это место можно
назвать?»
Обобщение: «Площадь—незастроенное и большое и ровное место (в городе,
селе), от которого обычно расходятся в разные стороны улицы.
Объяснение: «Площади бывают большими. На площадях часто делаю скверы,
сооружают фонтаны, воздвигают скульптуры. Каждая площадь имеет све
название».
Вопросы: «Кто знает как называется самая главная площадь нашей страны и где
она находится?» (Красная Площадь в Москве). «Какие площади вы еще знаете?»
«На какие части делится дорога?»
Обобщение: проезжая часть для машин, тротуары для пешеходов.
Вопросы: «Какое движение на этой улице?» (двустороннее). «Как вы это
определили?» (машины едут в обе стороны навстречу друг другу). «Как
регулируется движение на том месте? (показ), где находится пешеходная
дорожка?
Практическое действие: дети наблюдают за пешеходами и водителями
транспорта, действия которых согласуются с сигнализацией светофора.
Худ. Слово. Чтение стихотворения Я. Писунова:

Посмотрите, постовой
Встал на нашей мостовой,
Быстро руку протянул,
Ловко палочкой взмахнул.
Вы видали? Вы видали?
Все машины сразу встали!
Дружно встали в три ряда,
И не едут никуда.
Не волнуется народ—
Через улицу идет
И стоит на мостовой
Как волшебник постовой.
Все машины одному,
Подчиняются ему

Вопросы: «О ком говорится в этом стихотворении? Какая ситуация
описывается?».
Практические действия: Дети наблюдают за действиями пешеходов.
Напоминание: «Вспомните ребята как нужно переходить улицу, посмотрите на
пешеходов. Каждый пешеход, прежде чем перейти улицу должен определить,
какое на ней движение, так как от этого зависят правила перехода. Если на
улице одностороннее движение, смотреть надо в ту сторону, откуда едут
машины».
Объяснение: «Через дорогу нужно переходить спокойно, придерживаясь правой
стороны. А строгое выполнение ПДД, дисциплина самих пешеходов, делают
движение по улицам безопасным. Обратить внимание детей на то, как старику
(старушке), инвалиду помогают перейти через дорогу, как сотрудник ГИБДД,
останавливает движение машин, чтобы женщина могла спокойно перевезти
коляску с ребенком и т.п.
Подведение итога: «Ребята, когда вы придете в группу, поговорите с малышами
об увиденном. А сами, когда переходите через дорогу не забывайте о ПДД».
Занятие№4
«Поведение детей на улице».
Цель:
   1. познакомить детей с основными правилами поведения на улице.
   2. закрепить знания о ПДД.
   3. воспитывать у детей внимательность (особенно на дороге).
Материал: сказка про «Зайку велосипедиста», мяч.
Ход занятия:
Вступительная беседа: «Ребята, сегодня мы поговорим о правилах поведения на
дороге. Какие правила вы знаете?»
Вопрос: «Почему нельзя устраивать игры на проезжей части?»
Обобщение: «Там ездят машины, а играя не заметишь подъехавшую машину и
попадешь под нее».
Игровое задание: «Здесь наш двор. Мы играем в мяч. Вдруг он выкатывается на
дорогу. (выталкиваю мяч). Что нужно делать? (ответы детей)».
Обобщение: «Надо сказать маме или кому-нибудь из старших, чтобы они взяли
мяч. А самим не в коем случае не бегать за ним. Это очень опасно».
Вопрос: «А где можно кататься на велосипедах?» (обычно дет отвечают: «по
дороге»)
Обобщение: «На велосипедах можно кататься только во дворе дома или на
детской площадке. Учтите, что на тротуаре тоже нельзя кататься на
велосипедах и устраивать игр».
Вопрос: «Почему? Кто ответит?»
Объяснение: «По тротуару ходят пешеходы. Игра и езда на велосипедах будут
ей мешать. Они должны сойти на проезжую часть, а это очень опасно».
Чтение сказки про «Зайку велосипедиста».
Беседа: «Ребята, вам понравилась сказка? Вы внимательно ее слушали? Сейчас
проверим».

Вопросы: «Какие правила нарушил Зайка? С какой скоростью он ехал по лесу?
Как он ехал на велосипеде?»
Зачитываю отрывок: «То бросит руль, то руку за спину заложит».
Вопросы: «Какие дорожные знаки встречались у него на пути? (не кричать,
грибы, гнездо, берлога и норка)». «Обращал ли он на них внимание? А в
реальной жизни есть такие знаки? Правильно Зайка сделал, что посадил к себе
на велосипед пассажиров? Почему? Чем закончилось путешествия Зайки? А
почему все это произошло?» (не знал ПДД).
Подведение итога: «Ребята, я надеюсь вы не будете себя вести на дороге как
Зайка-велосипедист, вы ведь уже знакомы с ПДД. Что вам запомнилось на
занятиях?»
Занятие№5
«Когда мы пассажиры»
Цель:
   1. добиться, чтобы дети усвоили понятие «пешеход», «пассажир».
   2. получили представление о правилах поведения в общественном транспорте.
   3. воспитывать вежливое отношение друг к другу.
   Ход занятия:
   1. Вступительная беседа: «Вспомните ребята, кого называют пассажирами? А
      тех, кто едет по тротуарам? Сейчас мы с вами будем играть в
      пассажиров. Представим себе, что наша комната—салон автобуса, мы сидим
      на своих местах и ждем отправления. А Вова, вот мы ему поставим стул
      впереди всех, будет шофером. Он нас повезет. На остановке автобуса,
      назовем ее «Детский Сад», будет стоять 4 человека».
   Напоминание: «Ожидая автобус запомните, ни в коем случае нельзя выходить
   на проезжую часть, а то он или другая машина могут сбить вас».
   Практические действия.
Итак, начали. Вова, поехали. Быстрее, еще быстрее. Скоро остановка «Детский
Сад».
Напоминание: «Запомните ребята, во время движение двери руками трогать
нельзя, пока их не откроет сам водитель. У него есть специальная кнопка.
Нажмет и двери откроются. Ну вот мы и приехали. Остановка «Детский Сад».
Выходите. Вова, мы берем новых пассажиров. Садитесь, пожалуйста, на свои
места. Сейчас мы отправляемся. Едем дальше, буду вам задавать вопросы».
Вопросы: «Можно ли разговаривать с водителем во время движения? А можно ли
высовываться в окно или выставлять руку? Разрешено ли ходить по автобусу,
когда он едет? Почему нельзя становиться ногами на сиденье? А можно в
автобусе громко разговаривать, кричать, петь песни, или читать книги?»
Поощрение: «Теперь мы с вами хорошие пассажиры и никто не сделает нам
замечание. А сейчас остановка, выходите из автобуса».
Вопрос: «Что нужно сказать водителю? Коля и Женя вышли из автобуса, кто они
теперь—пешеходы или пассажиры?»
Подведение итога: «Ребята! Вам понравилась наша поездка? Вы также себя
ведете в транспорте? Теперь постарайтесь соблюдать все правила».
Занятие №6
«К остановке пассажирского транспорта»
(на прогулке)

   Цель:
   1. расширить знания детей о пассажирском транспорте. Они узнают, что
      автобусы (троллейбусы) останавливаются на специальных остановках около
      тротуаров, у обочины дороги, трамвай—на середине улицы?…
   2. закреплять правила поведения в общественном транспорте.
   3. воспитывать культуру поведения.
Материал: карандаш, альбомные листы, атрибуты игры.
Ход занятия:
   1. Вступительная беседа: «Ребята, что делают люди, если им нужно попасть
      из одной части города в другую? А как называются люди, которые едут в
      автобусе, троллейбусе? Где можно сесть в автобус, троллейбус, трамвай?
      Сегодня мы с вами пойдем на остановку и понаблюдаем.
   2. Вопрос: «Вы помните как нужно себя вести в общественных местах и на
      дороге?
   3. Рассказ ребенка.
   4. Вопрос: «Как вы думаете, почему мы узнали, что именно здесь остановка
      автобуса? (здесь висит указатель).
   5. Объяснение: «Люди ждут автобус на остановке. Они стоят на тротуаре. На
      проезжую часть дороги выходить нельзя, иначе можно попасть под машину.
      Вот подъезжает автобус. Он останавливается и двери открываются. Все
      спешат к автобусу. Взрослые с детьми и пожилые люди могут войти в него
      через передние двери. Все входят не толкаясь, спокойно. В автобусе