Особенности пространственного мышления речи у детей с дизартрией
План
Введение 2
Глава 1. Пространственное мышление и его формирование у младших школьников
с дизартрией
1. Общая характеристика пространственного мышления 3
2. Характеристика пространственного мышления у младших школьников с
дизартрией 4
Глава 2. Экспериментальные исследования пространственного мышления у
младших школьников с дизартрией
2.1 Методики и результаты исследования пространственного мышления у младших
школьников с дизартрией 6
Заключение 26
Литература 28
Введение.
Важность изучение пространственного мышления определяется недостаточной
изученностью закономерностей пространственного мышления у детей с ТНР (в
частности, у детей с дизартрией). А данный вопрос очень важен, так как дети
данной категории испытывают многочисленные трудности при создании
пространственных образов и оперировании ими.
Исследования психологической природы пространственного мышления имеет,
поэтому не только теоретическое, но и большое практическое значение, так
как трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы
умение ориентироваться в пространстве не играло бы существенной роли.
Данное умение является необходимым условием социального бытия человека,
формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного
преобразования действительности.
Свободное оперирование пространственными образами является тем
фундаментальным умением, которое объединяет разные виды учебной и трудовой
деятельности. Оно рассматривается как одно из профессиональных важных
качеств.
В данной работе мы постараемся выяснить уровень пространственного
мышления у детей младшего школьного возраста с дизартрией с помощью
специально подобранных методик и определить результаты проведенного
исследования – (цель).
Цель Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
2. Подобрать методики по исследованию пространственного мышления у детей
младшего школьного возраста с дизартрией;
3. Определить уровень развития пространственного мышления у детей данной
категории;
4. Сформулировать выводы по результатам диагностики.
Предметом исследования является изучение особенностей пространственного
мышления у детей младшего школьного возраста с дизартрией.
Объект исследования – дети данной категории.
Глава 1.
1.1 Общая характеристика пространственного мышления;
Одной из основных задач специальной психологии является изучение
закономерностей интеллектуально развития учащихся с ТНР (в частности, с
дизартрией). Важной стороной этого развития является пространственное
мышление, обеспечивающее ориентацию в пространстве, эффективное усвоение
знаний, овладение разнообразными видами деятельности.
Пространственное мышление в своей наиболее развитой форме оперирует
образами, содержанием которых является воспроизведение и преобразование
пространственных свойств и отношений объектов: их формы, величины,
взаимного положения частей. Под пространственными соотношениями понимаются
соотношения между объектами пространства или между пространственными
признаками этих объектов. Они выражаются понятиями о направлениях (вперед-