Особенности работы учителя с родителями в 1-2 классах

СОДЕРЖАНИЕ



        Введение   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .    .    .    .    .
.   .   .   .      3



1.     Психологи  и  педагоги  о  взаимоотношениях  учителей,  учеников  и
 родителей.   .   .   .   .   .   .   .    5
1.1.    Значимость  семейного  воспитания.   .   .   .   .   .   .    .    .
  .   .      5
1.2.   Физиологические  и  психологические  особенности    детей
    6 – 8  лет.    .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .
 .   .   .   .   .   .   .   .   7
1.3.    Помощь  учителя  и  родителей  адаптации  детей  к  школе.   .  8
1.4.    Работа  классного  руководителя  с  семьёй  и  её       особенности
    в  1 – 2 –ом  классах.    .   .   .   .   .   .   .   .   .   .    10


2.     Исследование  взаимоотношений  учителей,  учеников  и  родителей.
 .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .    18
1. Анализ  исследования  деятельности  учителей.   .   .   .   .   .     18

2. Анализ  анкетирования  родителей.   .   .   .   .   .   .   .   .   .
 .   .  39

3.      Выводы.   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .    .
   .   .   .    49

4. Литература.    .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .    .
   .     51

5. Приложение.    .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .    .
   .   53



                               В В Е Д Е НИ Е



                                       Семья и школа –  это   берег  и
                                     море.  На берегу  ребенок  делает
                                      свои  первые    шаги,   получает
                                     первые  уроки  жизни,   а   потом
                                     перед      ним        открывается
                                     необозримое   море    знаний,   и
                                     курс  в  этом море   прокладывает
                                     школа. Это  не  значит,  что   он
                                     должен   совсем   оторваться   от
                                     берега. . .



                                                 Л.  А.  Кассиль


      Школа…  Как   много   ожиданий,   надежд,   волнений   связывают
дети,  родители,  учителя  с  этим  словом.   Поступление  в  школу  –
это  начало  нового  этапа  жизни  ребенка,  вхождение   его   в   мир
знаний,  новых  прав   и   обязанностей,   сложных   и   разнообразных
отношений  со  взрослыми  и  сверстниками.
    Каждый    год    первого    сентября     вместе     с     тысячами
первоклассников   мысленно   усаживаются   за   парты   их   родители,
воспитатели  и  учителя.   Взрослые  держат  своеобразный   экзамен  –
именно  сейчас,  за   школьным   порогом   проявят   себя   плоды   их
воспитательной  работы.
     «Основная цель реформированного воспитания и обучения в  Литве  –
самостоятельная и творческая  личность,  которая  уже  в  школе  может
максимально раскрыть свои способности»  (9, 87).
    Профессор В. Якавичюс  выделяет  следующие  институции   обучения,
  воспитания  и  развития  личности:  « семья,  система   просвещения,
группа  и  культурные  учреждения  (пресса,  церковь  и  т. д.)  Среди
воспитателей данный  автор  выделяет  основных:  родители,   педагоги,
руководители»  (10, 53,73).
    Однако нельзя забывать, что воспитание начинается  в  семье.   Как
пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье  закладываются
корни, из которых вырастают потом и  ветви,  и  цветы,  и  плоды.   На
моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы»  (33,
16).
    Важность  взаимоотношений   школы   и   семьи   акцентируется   во
всех  документах  и   методических   изданиях,   предназначенных   для
школы  (в  общих  программах,  в  законе  просвещения  и  т. д. ),   а
также   в   трудах   известных   педагогов.    С.  Шалкаускис   писал:
«Школа  в  воспитательном  отношении  должна   быть   не   кем   иным,
как   хранительницей   семейного   очага.    Таким   образом   учитель
должен  быть   доверенной   и   надежной   личностью,   которая   свою
воспитательную   деятельность   должна    согласовать    с    семейным
воспитанием,  которое  родители  дают  своим  детям»  (5, 5).
    Следовательно,  школа  и  семья  должны  быть  взаимосвязаны.   «В
начальных классах  связь  школы  с  семьей  (родителями)  осуществляет
учитель.  Совместная работа учителя-воспитателя и родителей начинается
на  первом  году  обучения  детей  в  школе.   Для  ребенка,   впервые
переступившего порог школы, содружество учителя и родителей – одно  из
важнейших  условий  его  целостного  развития,  потому  что   личность
школьника не может формироваться только в школе и только в семье.   Он
воспитывается одновременно и в школе, и в семье»   (24, 60).

Актуальность  исследования.
    Учитель  является  связующим  звеном  между   школой   и   семьёй,
особенно  это  относится  к  учителю  начальной  школы,  где  он  один
 выполняет  не  только  обучающую,  но   и   воспитательную   функции.
Общение   учителя   с   родителями   учащихся   влияет   на    процесс
формирования  личности   ребёнка,   на   процесс   обучения.    Однако
следует  отметить,  что  данное  общение  имеет  ряд  особенностей  на
 каждой  ступени  обучения.    Они   зависят   от   многих   факторов.
Изучению  этих  факторов,  влияющих  на  особенности  работы   учителя
с  родителями  на  первых  ступенях  обучения,  то  есть  в  первом  –
втором  классе  и  посвящена  данная  работа.

    Цель  работы – выяснение особенностей работы учителя с  родителями
учеников в 1– 2 -ом классе.

       Для достижения этой цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучение  психологической и  педагогической  литературы  по  данной
   теме.
2. Знакомство с практической работой учителя.
3. Подготовка анкет для опроса  учителей  и родителей.
4. Анкетный и устный опрос  учителей  и родителей.
5. Статистическая обработка анкетных данных.

        При решении поставленных задач применялись следующие методы:
1. Изучение   педагогической  и психологической  литературы.
2. Знакомство  с  опытом  работы  учителя.
3. Анкетный  и  устный  опрос  учителей  и  родителей.
4. Качественная  и  количественная  обработка  результатов  анкеты   и
   опроса.

Структура  работы.
    Работа  состоит  из  следующих  частей:  введения,  двух   частей,

выводов   и   рекомендаций,   списка    литературы    и    приложения.

       1.    ПСИХОЛОГИ  И  ПЕДАГОГИ   О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ    УЧИТЕЛЕЙ,
                          УЧЕНИКОВ   И   РОДИТЕЛЕЙ.

                  1.1.   Значимость  семейного  воспитания.

    «Семья – основная инстанция в жизни  ребенка.   Она  предоставляет
ему   безопасность   опеку   и    воспитание.     Здесь    развиваются
продолжительные взаимоотношения детей с родителями и  другими  членами
семьи.  Здесь ребенок узнает, что такое  семейные  нормы  и  ценности,
которые в свою очередь отражают культуру родных мест, Родины, края или
группы жителей», - такое определение семье дает немецкий специалист по
детской психологии и психиатрии   У.  Миелке   (15,  27).
     Литовский  педагог  З. Баёрюнас  воспитание  в  семье  определяет
как создание нравственных,  духовных,  эмоциональных  и  других  основ
личности.  Он    указывает    следующие   педагогические   обязанности
родителей:
   1. Охранять детей от плохих жизненных примеров.
   2. Обучение и воспитание детей.
       3. Помощь родителей школе»  (2, 287).
    Тему  семейного  воспитания  продолжает   литовский   педагог   Л.
Йовайша:  «Дети учатся действиям и поступкам  понимая  деятельность  и
поступки  других,  слушая  разговоры   и   речь   и   сами   действуя.
Следовательно, они подражают другим сопоставляя себя  с  ними.   Здесь
большое  значение  имеет  личный  пример  родителей,  их   тон   речи,
высказывания,  поведение.   Поэтому  общаясь  с   детьми   надо   быть
всесторонним эталоном хорошего примера.
    Методы семейного воспитания:
   1. Поучения
   2. Воспитательные беседы
   3. Рассказывание сказок и чтение вслух
   4. Заучивание стихов наизусть
       5. Действенные методы (игры, совместный  труд,  обязанности  по
          дому,    гигиенические процедуры и т. д. )
    В семье  используются  различные  методы  признания  и  поощрения:
погладить,  поцеловать,  обнять,  поднять  на  руки  и  т.  д.    Дети
утешаются в несчастии, в   трудную  минуту  поддерживаются,  находится
мотив для защиты их справедливости, а  при ошибках, ищутся способы для
их  исправления.   При  достижениях  в  трудной   деятельности,   дети
награждаются, но подарки не даются за хорошее поведение,  за  то,  что
человек обязан делать.  Награждать можно и вещами, и деньгами.
    В  крайних  случаях   применяется   наказание,   но   никогда   не
используется физическое наказание.  Избиение травмирует детей.
    Применяются   следующие   наказания:    несогласие,    возражение,
устыжение, предупреждение.  В редких случаях применяется  изолирование
от братьев и сестер.
    Основное требование к родителям – познай  своего  ребенка!»   (11,
163-164).
    «  Выбор   и   применение   методов    родительского    воспитания
опираются  на  ряд  общих  условий:
       1. Знание  родителями   своих   детей,   их   положительных   и
          отрицательных  качеств:  что   читают,   чем   интересуются,
          какие  поручения  выполняют,  какие  трудности   испытывают,
          какие  отношение  с  одноклассниками   и   педагогами,   что
          более  всего  ценят  в  людях  и  т. п.
       2.  Личный   опыт    родителей,    их    авторитет,    характер
          отношений   в   семье,   стремление    воспитывать    личным
          примером.
       3.   Если    родители    отдают     предпочтение     совместной
          деятельности,    то    обычно    превалируют    практические
          методы.
       4. Педагогическая   культура   родителей   оказывает   решающее
          влияние  на  выбор  методов,   средств,   форм   воспитания»
          (29,  220 –221).
       Белорусский  педагог  В. В. Чечет  пишет  о  том,  что  большое
значение в становлении личности   имеет  стиль  семейного  воспитания,
принятые  в  семье  ценности.   Он   выделяет    3   стиля   семейного
воспитания:
         > демократически
         > авторитарный
         > попустический
    «При  демократическом  стиле  прежде  всего  учитываются  интересы
ребенка.  Стиль «согласия».
    При  авторитарном  стиле  родителями  навязывается   свое   мнение
ребенку.  Стиль «подавления».
     При попустическом стиле ребенок предоставляется сам  себе»   (35,
110 ).
    Однако   И. П.  Подласый  утверждает,  что «семья может  выступать
в  качестве  как  положительного,   так   и   отрицательного   фактора
воспитания.  Положительное воздействие на личность ребенка  состоит  в
том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей  –  матери,
отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к  ребенку  лучше,
не любит его так и не заботится столько о нем.  И вместе с тем никакой
другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда
в воспитании детей, сколько может сделать семья.
      В   нашем   современном   обществе   все   заметнее   становится
кризис  семьи,  пути  выхода  из   которого   пока   неясны.    Кризис
выражается  в  том,  что  семья  все  хуже  реализует   свою   главную
функцию – воспитание  детей.
       Среди    наиболее    веских    причин     неудовлетворительного
воспитания  детей  в семье  автор  отмечает  следующие:
1. Невысокий  экономический  уровень  большинства  семей.
2. Низкая  культура  общественной  жизни.
3. Двойная  нагрузка  на  женщину  в  семье – и  на   работу,   и   на
   семью.
4. Высокий  процент  разводов.
5. Бытующие  общественное  мнение,  что  муж  лишь  помогает  жене   в
   воспитании  детей.
6. Обострение  конфликтов  между  поколениями.
7. Увеличение  разрыва  между  семьей  и  школой»   (29 , 200 - 201).


     1. 2.   Физиологические  и  психологические  особенности  детей  6
                                 – 8   лет.

    «Младший школьный  возраст  называют  вершиной  детства.   Ребенок
сохраняет много детских качеств – легкомыслие,  наивность,  взгляд  на
взрослого  снизу  вверх.    Но   уже   начинает   утрачивать   детскую
непосредственность,  в  поведении  у  него  появляется  другая  логика
мышления.  Учение для него – значимая деятельность.   В  школе  он  не
только приобретает новые знания и умения, но и определенный социальный
статус.  Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни»  -
пишет психолог Н.  Ю.  Кулагина   (27,  120).
    Д. В.  Савицкая  в  своей  статье   пишет:  «К  концу  дошкольного
возраста ребенок уже представляет собой в известном  смысле  личность.
Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе  место  в
пространстве и времени.  Он уже ориентируется в семейно -  родственных
отношениях и умеет строить  отношения  со  взрослыми  и  сверстниками:
имеет навыки   самообладания, умеет  подчинить  себя  обстоятельствам,
быть непреклонным в своих желаниях.   У  такого  ребенка  уже  развита
рефлексия.  В  качестве  важнейшего  достижения  в  развитии  личности
ребенка выступает преобладание  чувства  «Я  должен»  над  мотивом  «Я
хочу».  К  концу  дошкольного  возраста  особое  значение  приобретает
мотивационная готовность к учению в школе»   (31,  62 ).
    К.  Мишкинис отмечает:  «В данном возрасте (6 –  8  лет  и  далее)
основательно меняются все органы и ткани организма. .  .   Меняется  и
поведение.   У  ребенка  развивается   воля,   деятельность   обретает
направленность и смысл, появляется привычка  придерживаться  правил  и
норм  поведения.   Развиваются  чувства,   эстетические   переживания,
интересы»   (16,  100).
    Далее данную мысль развивает профессор В.  Чернюс:  «Ребенок  7-ми
лет больше направлен в себя», «как  бы  отвернувшись»  от  окружающего
мира.  В каком то смысле он спокойнее, замкнут, любит одиночество.  Он
хочет иметь свою комнату, свой «угол» в который  может  удалиться  или
складывать свои игрушки.
    Дети в данном возрасте становятся постоянными зрителями какой-либо
передачи.  Они как бы творят себя наблюдая, думая, передумывая.  Но их
руки постоянно заняты, они все хотят попробовать, потрогать.
    Дети рисуют.  Любят не только сам процесс, но и результат  работы.
Начинают играть в игры по правилам.
    Много требуют  от  себя,  поэтому  им  надо  помочь  остановиться.
Иногда, что-либо начав, могут пожертвовать этому делу много времени  и
энергии и вдруг устав, остановиться.  Для них бывают хорошие и  плохие
дни.
    В отношениях в семье могут впадать в  крайности,  обожествлять  то
отца, то мать.
    Дети  8 – ми  лет  «встречают  мир».   Им  все  легко.   Их   надо
охранять   от   попыток   сделать   слишком   много   и   от   высокой
самокритики.   Они  стремятся  к  общению,  им  не  только  интересно,
 что  люди  делают,  но  и  что  они  думают.   В  общении  с  матерью
 они  требуют,   чтобы   отношения   были   глубокими,   основаны   на
взаимопонимании.   Они  хотят,  чтобы  мамы  думали   также,   как   и
они.   Отцу  они  уделяют  меньше  внимания.   Отношения  с   братьями
и  сестрами  плохие.   У   восьмилеток   изменчивое   настроение:   то
очень  хорошее,  то  очень  плохое»   (4,  46-48).
    Рассмотрев    различные    психологические    теории     литовский
психолог  Рита   Жукаускене   утверждает:  «7  –  8  –ми-летние   дети
мыслят  используя  логические   операции   конкретного   операционного
мышления.   Лучше  понимают  связь  между  временем,  пространством  и
 расстоянием.   Уменьшается  эгоцентричность  ребенка,   он   начинает
все  лучше   понимать   точку   зрения   других   людей.   У   ребенка
появляется  чувство  юмора (по  теории  Пиаже).   После  1  –  2   лет
обучения  в  школе,  у  ребенка  улучшается  память,  речь,  логика  –
все  это  результат  обучения  (по  биохевиористической  теории)»    (
21,   251, 255).

        3. Помощь  учителя  и  родителей  адаптации  детей  к  школе.

          Под   психологической  готовностью  к   школьному   обучению
психологи   понимают  «необходимый и достаточный уровень  психического
развития ребенка для освоения школьной учебной  программы  в  условиях
обучения в коллективе сверстников.  Психологическая готовность ребенка
к школьному обучению -  это  один  из  важнейших  итогов  психического
развития в период дошкольного детства»   (31,  61).
    Психолог Р. С.  Немов отмечает: «В познавательном плане ребенок  к
поступлению в школу уже достигает  весьма  высокого  уровня  развития,
обеспечивающего свободное усвоение школьной учебной программы.  Однако
психологическая готовность к  школе  этим  не  ограничивается.   Кроме
развитых познавательных процессов: восприятия, внимания,  воображения,
памяти, мышления и речи, -  в  нее  входят  сформированные  личностные
особенности, включающие интересы, мотивы, способности, черты характера
ребенка, а также качества, связанные с выполнением им различных  видов
деятельности.  Ко времени поступления в школу у  ребенка  должны  быть
достаточно развиты самоконтроль,  трудовые  умения  и  навыки,  умение
общаться с людьми, ролевое поведение.  Для  того,  чтобы  ребенок  был
практически готов к  обучению  и  усвоению  знаний  необходимо,  чтобы
каждая из названных характеристик  была  у  него  достаточно  развита»
(28,  117).
    Ещё  один  психолог  А. Гучас  писал,  что  «дети,   пришедшие   в
школу,  с  первых  же  дней   попадают   в   неблагоприятные   условия
для  их  психического  развития:  программы   для   всех   одинаковые,
темп  обучения  очень  быстрый,   а   физические   и   психологические
способности   не   у   всех   одинаковые.    Поэтому    часть    детей
начинает  отставать,  что   вызывает   отрицательные   переживания   и
усложняет  взаимоотношения  со  сверстниками  и   взрослыми.    Помочь
ребенку  может  совместная  деятельность  учителя  и  родителей»   (8,
166 –167).
    Ирина Ханхасаева в свих советах  для  родителей  пишет:  «Школа  –
первый  класс  –  огромное  событие  в  жизни  ребенка...   Такого  же
серьезного волнения он не испытывает потом  много  лет.   И  хотя  это
радостное волнение, все равно  готовьтесь  к  стрессу.    Малыш  будет
чрезвычайно утомлен и не то, что первые дни –  недели:  слишком  много
новых впечатлений, резок перелом в жизни.  Будьте  мягче  и  не  очень
строги с ним в этот период.  Он будет многое забывать, терять,  путать
–  умейте  не  делать  из  этого  трагедию!  Такая   растерянность   –
своеобразная реакция на переживаемое волнение»   (34,  161).
    Похожие  мысли  по этому вопросу высказывают   авторы   М.  Перец,
Б.  Минзел,  Х.  Вимери в свей книге «Что должны знать родители»:
    «Это событие (начало учебы в школе) требует  от  ребенка  большого
количества физических и духовных сил, т.  к.   меняется  установленный
дома порядок.  В школе ребенок попадает в абсолютно новое окружение  и
чувствует противопоставление между требованием и окружением.   В  этой
ситуации ребенок должен адаптироваться.  Должны  различными  способами
помочь ребенку войти в новое, совсем чужое социальное  окружение,  где
все так строго регламентировано»   (18, 107-108).
    Гигиенист  профессор  Е.   Гринене  утверждает:  «Ученик   начиная
посещать школу должен привыкнуть к длительному сидению  за  партой,  к
режиму школы, к новой деятельности -  учению,  привыкнуть  к  учителю,
коллективу  класса  и  другим  новым  вещам...   В  организме  ребенка
происходит долговременная физиологическая адаптация.  Она может пройти
легко или сложно, от 5- до 6 недель или продолжаться  целый  год,  что
оказывает большое влияние на  развитие  и  рост  и  даже  на  здоровье
ребенка»  (7, 131)
    И все же, эксперименты  профессора  Е. Гринене  показали,  «что  в
начале учебного года примерно 26,2%  детей  не  готовы  к  обучению  в
школе, после двух месяцев обучения – 7,8%,  а в конце учебного года  –
4,1%.   (Эти  данные  особенно  характерны  для   детей   шестилетнего
возраста)»   (7,  73).
    Решение   данного    вопроса    предлагает    литовский    педагог
          К. Мишкинис: «В семье должны  соблюдаться  педагогические  и
гигиенические требования.  Для этого родители должны:
   1. Создать ребенку условие учиться в спокойном, постоянном месте.
   2. Установить рациональный режим дня.
   3. Создать условия для достаточной подвижности ребенка.
   4. Создать для ребенка условия хорошо выспаться и вовремя покушать.

   5. Систематически развивать внимание детей.
   6. Бороться с умственной ленью.
   7. Развивать веру в свои силы.
   8. Регламентировать просмотр телепередач.
   9. Не требовать с ребенка больше его возможностей.
  10. Не перегружать ученика письменными заданиями.
  11. Поощрять положительный взгляд на учебу.
  12.  Стараться  поддерживать  хорошие  взаимоотношения   ребенка   с
      родителями и другими членами семьи.
  13. Учить экономить и ценить время»   (16, 101-106).
    Похожие  мысли  высказывают  и  российские  педагоги  К. В. Бардин
и  В. А. Гейко  (22,  160;   24,  60).

           1.4.   Работа  классного  руководителя  с  семьёй и  её
                    особенности  в  1 – 2 – ом   классах.

       «Основные   направления   реформы   общеобразовательной   школы
ориентируют  педагогов  на  усиление  помощи  семье  и   поднятие   ее
ответственности за  воспитание  подрастающего  поколения,  на  широкое
вовлечение родителей в воспитательную работу с учащимися»   (17,  57).

    «Без  сомнения, все школы хотят  поддерживать  открытые  и  тесные
связи с семьями.  Они знают, что обучение – совместная работа учителей
и  родителей.   Они  также  понимают,  что  взаимосвязь  с  родителями
является  обязательной  при  желании  развивать  способности   каждого
ученика в школе и за ее пределами.   Педагоги, которые  это  понимают,
будут стараться достичь содержательного диалога с родителями  и  будут
поддерживать  теплый  климат  в  классе:  без  напряжений,  дружеский,
основанный на взаимопомощи.
    Современная школа знает, что связь школы и семьи не  должна  иметь
только  одно  направление  как  в  старые  времена,  когда  инициативу
указывала школа, приказывая родителям и ученикам.  Сейчас  учителя  не
могут обойтись без помощи родителей, без разнообразного сотрудничества
на различных уровнях»,- вот что высказывают по данному вопросу датский
педагог Эйгил Кьяэргард и литовский педагог Рима Мартинене   (13, 97).
    Продолжает  данную  тему  и  российский  педагог  И. П.  Подласый:
«Современные  школы  переходят  к  тесной   интеграции   школьного   и
семейного   воспитания,   создаются   комплексы   «школа   –   семья».
Главным  требованием  устава  таких  комплексов  является  обеспечение
  родительского   контроля    за    всеми    направлениями    школьной
деятельности.
    Родители  получили  доступ  к  рассмотрению  тех  вопросов,   куда
традиционно  их  не  допускали, - выбору   предметов   для   обучения,
определению  объёмов  их   изучения,   составлению   учебных   планов,
изменению  сроков  и  длительности  учебных  триместров   и   каникул,
выбору    профиля    школы,    выработке    внутришкольных    уставов,
разработке   мер   по   обеспечению   дисциплины,    труда,    отдыха,
питания,  медицинского  обслуживания  школьников,  системы   поощрений
и   наказаний   и   т.  д.    Словом,   при   хорошо    организованной
совместной  деятельности  школа  и  семья  становятся  действительными
  партнерами   в   воспитании   детей,   где   каждый   имеет   вполне
определенные  задачи  и  выполняет  свою  часть  работы»   (29, 236).
    С.  Дапкене  утверждает: «Форма и содержание сотрудничества  школы
с семьей зависят от целей поставленных учителем.
    Учитель, устанавливая связи с родителями и общественностью, решает
такие задачи как:

      1. Познание  семьи  ученика.
      2. Систематическое изучение  влияния  социального  окружения  на
          личность ученика.
      3. Организация  совместной  педагогической  деятельности   школы