Педагогическая помощь родителям в подготовке детей к школьному обучению

МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ
                          ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



                                                         Академия педагогики
                                                        Факультет психологии



           Реферат по теоретическому курсу “Возрастная педагогика”



                      “Педагогическая помощь родителям
                  в подготовке детей к школьному обучению”



             Фамилия, и.о. студента
             Студенческий билет
             Преподаватель              ______________________
             Рецензент                  ______________________



                                    1999
Педагогическая помощь родителям в подготовке детей к школьному обучению


Введение

1. Психологическая и физиологическая готовность ребёнка к школьному
  обучению


2. Подготовка дошкольника к учёбе в семье


3. Педагогическая помощь детского сада в подготовке ребёнка к школьному
  обучению
 4. Подготовка детей к школе в детском саду
 5. Взаимоотношения воспитателя и дошкольников
 6. Взаимоотношения воспитателя с семьёй дошкольника
 7. Дидактические занятия и игры


4. Психодиагностика дошкольников как средство педагогической помощи
родителям

Заключение

Список использованной литературы



                                       “Школа для родителей всегда выступает

                              в качестве новой формы власти над их ребёнком.

                    А ребёнок для родителей всегда является частью их самих,

                                       причём наиболее незащищённой частью”.



                                                               А.И. Луньков.



  Введение


  В школе за последнее время произошли  серьезные  преобразования,  введены
новые программы, изменилась  её  структура.  Все  более  высокие  требования
предъявляются  к  детям,  идущим  в   первый   класс.   Развитие   в   школе
альтернативных  методик  позволяет  обучать  детей  по   более   интенсивной
программе.

  Важнейшей задачей системы дошкольного  воспитания  является  всестороннее
развитие личности ребёнка и  подготовка  его  к  школе.  Высокие  требования
жизни к организации воспитания  и  обучения  интенсифицируют  поиски  новых,
более   эффективных   психолого-педагогических   подходов,   нацеленных   на
приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни.

  В этом контексте готовность детей-дошкольников к обучению в  школе  имеет
особое значение.  С  ее  решением  связано  определение  целей  и  принципов
организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время  от
ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

  Готовность ребёнка к школе определяется  его  общей,  интеллектуальной  и
психолого-педагогической подготовкой.  Психологическая  готовность  к  школе
возникает у детей не  сама  по  себе,  а  образуется  постепенно  и  требует
верного  педагогического  руководства,  то  есть  специально  организованных
занятий с ребенком.  Рассмотрение  этой  проблемы  и  является  темой  моего
реферата по возрастной педагогике.


  1. Психологическая и физиологическая готовность ребёнка к школьному
обучению.


  Подготовка детей к школе — многогранная задача,  которая  охватывает  все
сферы  жизни  ребёнка.  Одним  из  самых  главных   аспектов   её   является
психологическая готовность  к  школе.  Внутри  этого  аспекта  выделяют  три
основных подхода к этой проблеме.

  К первому подходу могут быть отнесены все исследования,  направленные  на
формирование у детей дошкольного возраста  определенных  умений  и  навыков,
необходимых для обучения в  школе.  Установлено,  что  дети  5-6  лет  имеют
значительно большие интеллектуальные, физические и психические  возможности,
что позволяет перенести часть программы первого  класса  в  подготовительную
группу детского сада. Детей в этом возрасте можно  успешно  обучать  началам
математики и  грамоты,  чем  значительно  улучшить  подготовку  к  школьному
обучению.

  Второй подход заключается в том, что у  ребёнка,  поступающего  в  школу,
должен быть определенный  уровень  познавательных  интересов,  готовность  к
изменению социальной позиции, желание учиться. Совокупность этих  свойств  и
составляет психологическую готовность к школьному обучению.

  Суть третьего подхода состоит  в  том,  чтобы  исследовать  происхождение
отдельных компонентов учебной деятельности и выявить  пути  их  формирования
на специально организованных учебных занятиях. Исследования показали, что  у
детей,   проходивших   экспериментальное   обучение    (рисование,    лепка,
аппликация,  конструирование  и  др.),  сформировались  различные   элементы
учебной  деятельности,  т.  е.  психологическая   готовность   к   школьному
обучению.

  Про поступающего в школу мы не говорим, что он готовый ученик, мы говорим
о его  готовности  или  неготовности  к  новой  жизни  в  школе.  В  чем  же
проявляется неподготовленность к школьному обучению?

    1. Неподготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться  на  уроке,
       часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса;

    2. Слабое развитие связной  речи  и  умственных  способностей,  неумение
       задавать вопросы, сравнивать предметы, выделять главное;

    3.  Мало  инициативы,  тяготение  к  шаблонным  действиям  и   решениям,
       затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по  поводу  учебных
       задач.

  Причины неподготовленности к школьному обучению можно  условно  разделить
на две группы: органические (отклонения в  физическом  и  нервно-психическом
развитии ребёнка)  и  воспитательные,  связанные  с  неэффективной  тактикой
педагогического подхода к детям в раннем дошкольном возрасте.



  2. Подготовка дошкольника к учёбе в семье.

  Психологическая подготовка детей к школе в семье  совершенно  необходима.
Выделяются следующие условия полноценного психического  развития  ребёнка  и
его подготовку к учебному труду:

  Главное требование — это  постоянное  сотрудничество  ребёнка  с  другими
членами семьи.

  Следующим условием успешного воспитания и развития является  выработка  у
ребёнка умения преодолевать трудности. Важно  приучить  детей  начатое  дело
доводить до конца. Многие  родители  понимают,  насколько  важно  у  ребёнка
желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях  и  о
знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает  желание  учиться,  создает
положительное отношение к  школе.  Далее  нужно  подготовить  дошкольника  к
неизбежным трудностям  в  учении.  Сознание  преодолимости  этих  трудностей
помогает ребёнку правильно отнестись к своим возможным неудачам.

  Родители должны понимать, что основное значение в  подготовке  ребёнка  к
школе имеет его собственная  деятельность.  Поэтому  их  роль  в  подготовке
дошкольника к школьному обучению не должна сводиться к словесным  указаниям;
взрослые  должны  руководить,  поощрять,   организовывать   занятия,   игры,
посильный труд ребёнка.

  Еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего  развития
ребёнка (физического,  умственного,  нравственного)  —  переживание  успеха.
Взрослым нужно создать ребёнку такие  условия  деятельности,  в  которых  он
обязательно встретится с успехом. Но успех должен быть реальным,  а  похвала
— заслуженной.

  Особое значение в психологическом  развитии  школьника  имеет  обогащение
эмоционально-волевой сферы,  воспитание  чувств,  умение  ориентироваться  в