Проверка знаний и умений в обучении истории

Содержание



Задачи и содержание проверки знаний и умений учащихся ………………………………….. 3


Уроки  диагностики знаний и умений…………………………………………………………....3


Система проверки знаний и умений в 5-6 классах ………………………………………………8


Заключение………………………………………………………………………………………....9

Приложение 1………………………………………………………………………………………11

Литература………………………………………………………………………………………….12



Задачи и содержание проверки знаний и умений учащихся

Проверка и учет знаний учащихся относится к наиболее сложным вопросам
методики обучения истории и неоднократно рассматривались в методической
литературе. Работы советских методистов и передовой опыт учителей-практиков
 убедительно показали многообразие функций проверки знаний.
Диагностика успеваемости учащихся – это методы и приемы объективного
выявления знаний учащихся на основе определенных критериев и действий.
Проблема оценивания знаний появилась одновременно  с их изучением. Однако
система оценки работы учащихся возникла не сразу и прошла довольно
тернистый путь, прежде чем стала той, которую мы сегодня имеем.
Диагностика знаний как проблема является важнейшей  внутришкольного и
вузовского учебно-воспитательного процесса по двум причинам:
- во-первых, в условиях демократизации и реформирования образования оценки
где обесценились, а где и в прямом смысле стали стоить очень дорого;
- во-вторых, объективное усложнение оценивания учащихся в рамках строго
пятибалльной системы приближается к кризисной отметке.
Функции и виды диагностики. Диагностика познавательной деятельности
учащихся включает пять функций и три вида:
- проверочная функция решает задачу выявления знаний, которые усваивают
учащиеся в ходе обучения.
- ориентирующая функция позволяет обнаружить слабые места в  подготовке
всего класса и каждого учащегося в отдельности и на  этой основе дать
советы, как ликвидировать пробелы в знаниях, не допускать подобные просчеты
в будущем, то есть направить умственную деятельность обучаемых в более
жесткое методическое и организационное русло.
-  воспитательная функция обеспечивает установление отношения  к истории,
влияющего на формирование его взглядов и убеждений.
-  методическая функция обеспечивает формирование навыков и умений
правильно и объективно организовать контроль за процессом овладения
историческими знаниями учащимися.
-  корректирующая функция дает возможность учителю вносить соответствующие
поправки в содержание и методику познавательной деятельности учащихся и
собственные усилия по управлению ею.
Текущий контроль проводится повседневно и на всех видах занятий.
Промежуточный контроль осуществляется за определенный учебный отрезок
времени. Иногда учителя оценивают учащихся и за изучение периодов истории.
Проводится в устной или письменной форме, часто по смешанному варианту:
ответ на один вопрос -  устный, на второй – письменный. Широко используется
тестирование. При наличии компьютерного классе используются контролирующие
программы.
Итоговый контроль  проводится в конце изучения курса истории с целью
выявления, на сколько полны и глубоки приобретенные учащимися знания,
соответствуют ли они их убеждения, на сколько реальны в использовании
исторического опыта в повседневной жизни.
Место оценки знаний. Главным выводом о деятельности учащегося на любом
уровне контроля является объективная оценка. Именно оценка вызывает радость
и огорчение, благодарность учителю и обиду на него. Высокая итоговая оценка
по дисциплине – это как награда, которой человек гордится и помнит всю
жизнь. Однако, нельзя допускать, чтобы культ оценки заслонял собой культ
знаний. Именно такая тенденция просматривается в ряде общеобразовательных
учебных заведений в современных условиях.
Учитель всегда должен быть справедлив в выставлении оценки и убежден, что
показанные учащимся знания соответствуют этой оценке. Но и только этого не
достаточно. Учащийся не менее учителя должен быть убежден в объективности
выставленной ему оценки. Если учащиеся, получившие неудовлетворительные
оценки, открыто заявляют, в том числе и учителю, что их знания оценены не
справедливо, значит учитель был не убедителен в контрольно проверочном
общении с ними.


Уроки  диагностики знаний и умений.

Этот тип уроков носит (в основном) контрольно-проверочный характер.

 Устный опрос, ему может быть посвящен как весь урок, так и его часть.
Главная цель – выявить наличие, понимание и устойчивость знаний по текущей
изучаемой теме или нескольким тема.
Организация и методика устного опроса.
При проведении опроса необходимо соблюдение некоторых  организационно-
методических моментов, обязательных во всех классах.
   1. Во время опроса учебники должны лежать на парте в закрытом виде. Это –
      обязательное требование, выполнение которого необходимо для того,
      чтобы учащиеся не отвлекались от коллективной работы класса;
      подглядывание текста учебника в ходе опроса помешало бы правильно
      оценивать ответы учащихся с места. В старших классах, где учащиеся
      нередко доучивают урок во время опроса, указанное требование
      проводится с помощью методических приемов, о которых речь пойдет ниже.

      В случае необходимости уточнения, наведения справки учащиеся по
      указанию            учителя открывают учебник на нужной странице.
      Необходимую при опросе карту из альбома (приложение к учебнику) можно
      держать открытой.
   2. Вопрос для развернутого ответа учитель ставит перед всем классом,
      мобилизуя таким образом знания и активность каждого. После небольшой
      паузы следует вызов ученика для развернутого ответа. В этом случае
      ученику лучше подойти к учительскому столу (доске, карте, картине). Ни
      в младших, ни в старших классах недопустимо превращать опрос в диалог
      между отвечающим и учителем, вполголоса, без участия остальных
      школьников.
   3. Прерывать   учащегося допустимо лишь в случаях крайней необходимости:
      отклонения от темы, от существа поставленного вопроса (вернуть к
      теме!), перегружает ответ второстепенными деталями, не выделяет
      основного (помочь постановкой вспомогательных вопросов).
Устный опрос проводится как правило на каждом занятии по материалу
предшествующего урока. Наша задача заключается прежде всего в том, чтобы
получить от учащегося небольшой, но связный рассказ с указанием даты и
показом по карте. Планируя опрос, учитель расчленяет  содержание заданного
урока на небольшие посильные для учащихся дозы рассказа, в зависимости от
возраста. Успех ответа нередко во многом зависит от формулировки вопроса.
Полезно отказаться от формулировок, которые могут озадачить детей.
Важно, чтобы дети уже в 4-5 классах школьники начали овладевать некоторыми
стереотипами изложения исторического материала. Например, о войне нужно
рассказывать в таком порядке: 1. Причины. 2. Характер войны. 3. Ход военных
действий. 4. Итоги войны.
Прекрасным вспомогательным средством для облегчения  и организации связного
ответа является план ответа на доске. В младших классах он дается учителем,
но постепенно учащиеся привлекаются к выработке плана опроса.
В 4-5 классах значительно облегчается изложения материала учащимися при
ответе по интересной картине или иллюстрации в учебнике.
Таким образом, в ходе опроса осуществляется формирование и дальнейшее
развитие умений и навыков учащихся: умения рассказывать и планировать свой
рассказ, вести рассказ, опираясь на содержание картины или сопровождая его
показом по карте, анализировать факты и делать выводы и обобщения,
сопоставлять и сравнивать.
Среди школьников встречаются и такие, кто умеет бойко изложить материал
почти «слово в слово» по учебнику. Им учитель обязательно поставит
дополнительный вопрос на понимание изложенного.
Разобрав ответ учащегося, учитель спросит его по ранее пройденному
материалу. Это необходимо не только для проверки прочности усвоения и для
закрепления изученной темы, но и для более глубокого восприятия новой.
Организуя в течении всего учебного года в ходе текущего опроса повторение,
учитель имеет полную возможность предлагать учащимся такие вопросы из
прошлого, которые связаны либо с материалом опроса, либо с темой текущего
урока.
Вопросы из ранее пройденного целесообразно ставить и в связи с изложением
нового материала. Эта работа приближается к тому, что называется
соединением изучения нового с проверкой домашнего задания, с проверкой
раннее усвоенного материала.

Тестирование осуществляется во всех классах. Дифференциация тестов
производится в зависимости от цели тестирования, концентра обучения и
владения учащимися данным видом учебы.
Тест – это:
- «метод исследования и испытания способностей человека к выполнению той
или иной строго определенной работы, выяснения умственного развития,
профессиональных наклонностей испытуемого с помощью стандартных схем и
форм» (Кондаков Н.И. Логический словарь справочник)
-  «стандартное задание, применяемое с целью определения умственного
развития, специальных способностей, волевых качеств человека и других
сторон  его личности» (Словарь русского языка. – Т.4.)
-  «стандартизированный метод исследования, предназначенный для точных
количественных  и некоторых качественных оценок индивидуально-
психологических особенностей и поведения человека путем сравнения этих
оценок с некоторыми, заранее заданными стандартами -  нормами теста»
(Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.)
Слово  тестирование слышно сейчас везде очень часто. Серьезную форму работы
оно еще не превратилось  и пока больше похоже на погоню за модой и внешней
легкостью контроля.
Тестов издается много. Изучение изданных исторических тестов позволило
выявит в них ряд содержательных и структурных недостатков:

   1. Большинство тестов несовершенно в том, что приводит обучаемых лишь к
      показу «сухих знаний», но не объяснения факто, событий, действий и
      поступков личности  и т.п.
   2.  Велика вероятность  получения учащимся случайной отличной оценки, так
      как выбор правильного ответа не широк – из 3-4 вариантов.
   3. И без того узкая пятибалльная шкала оценок сокращается до
      двухбалльной: учащийся за ответ по каждому вопросу получает или
      отлично или неудовлетворительно.
   4. Тестирование  предназначено для проверки реализации лишь одной функции
      учебы, да и то не полностью – образовательной. Тесты не решают вопрос
      выявления реализации методической функции (умение говорить,
      доказывать, отстаивать),  практической (исследование исторического
      опыта в современных условиях), не говоря уже о воспитательной функции.
   5. В условиях традиционного тестирования выигрывают чаще всего «зубрилы».
      Рядом с ними оказываются и ленивые, но с хорошо развитой интуицией.
      Логически мыслящим учащимся, для которых в основе изучения в истории
      лежат вопросы не «сколько, где и когда», а «почему столько, почему
      именно там, почему именно тогда», часто оказываются в проигрыше.
      Выходит, усердные в зубрешке и обладающие интуицией держат верх над
      неординарными и способными.
И тем не менее тестирование необходимо. Необходимо, особенно в условиях,
когда есть надежда, что будет создана государственная система тестирования
и содержательный пакет тестовых заданий. Опасения по поводу примитивного
натаскивания учащихся на тестирование отпадет само собой, поскольку в
пакете может быть, скажем, 10000 вопрос и более. Так что, готовясь к
экзамену, проще будет выучить учебник истории.
Но и сейчас нет более оптимального способа осуществления текущего или
промежуточного контроля за усвоением  знаний в сжатые временные сроки с
охватом наибольшего количества учащихся, чем тестирование.
 Целесообразнее всего использовать тестирование:
   1. Тестирование с целью текущего контроля за приобретением знаний
      учащимися. Проводится по результатам изучения очередной темы или
      раздела курса.
   2. Тестирование с  целью контроля за динамикой усвоения знаний учащимися
      по сквозным тема, охватывающим века, периоды и т.д.
   3. Тестирование перед групповыми занятиями, особенно такими как семинар-
      исследование, семинар с элементами дискуссии, семинар «за круглым
      столом» и т.п. Проверка знаний учащихся по основным идеям, положениям,
      терминам по теме позволит учителю убедиться в правильности выбранного
      метода проведения занятия.
   4.  Тестирование с целью выявления уровня знаний, приобретенных учащимися
      на лекции (осуществляется сразу после лекции в конце урока).
   5. Тестирование в больших классах, где опросить каждого по одному разу
      даже в течении месяца не всегда представляется возможным.
Тестирование эффективно, если в его основе лежат 3 фактора:
- длительность (учебная четверть, учебный год, все годы изучения курса
истории);
- периодичность (на каждом занятии, по изучении каждой темы, каждого
раздела и т.д.);
-  комплексность (тесты требуют всесторонних знаний: теоретических, факто-
событийных, хронологических, синхронических).
Вырисовывается типология тестовых заданий по истории. Так, система,
разработанная группой О.И. Бородиной, предполагает тестирование в ходе
обучения истории и по его итогам. Тесты носят учебно-тематический характер,
охватывают все сферы истории России, современной цивилизации, предполагают
выбор варианта ответа из 3-4. Авторы рекомендуют следующую организацию
тестирования:
 «Итоговое тестирование.
… на итоговом занятии дата которого должна быть известна заранее, каждый
ученик получает один тест, состоящий из десяти вопросов. Ему необходимо
выбрать любые 8 вопросов и подчеркнуть правильные ответы в них. За 8
правильных ответов -  оценка «5», за 7 – «4», за 6 – «3». Учащийся,
ответивший менее чем на 6 вопросов, итоговое тестирование не проходит, и на
усмотрение учителя ему может быть предложен дополнительный тест. На
итоговое тестирование отводится от 20 до 30 минут, в зависимости от степени
подготовленности учащихся…
Тестирование в ходе обучения.
Вопросы тестов могут быть использованы для организации тестирования в ходе
обучения. Например, после изучения какой-либо темы учащимся предлагается
выбрать правильные ответы в соответствующих теме вопросах. В этом случае
преподаватель сам заранее устанавливает за какое количество вопросов какую
оценку он будет выставлять. Такое тестирование менее эффективно, но в
определенных случаях может быть организовано. Например,  для слабо
успевающих учащихся…
Самопроверка.
Тесты могут быть использованы и для самопроверки знаний по истории самими
учащимися. Кроме того, преподаватель может использовать тесты и как
домашнее задание с последующим разбором неправильных ответов. В виде
домашнего задания можно давать учащимся и вопросы исторической олимпиады
для получения ими дополнительной оценки.
Тесты могут быть использованы и абитуриентами, для того чтобы проверить
свои знания по истории и подготовиться к вступительным экзаменам в ВУЗы…»
(Бородина О.И., Щербакова О.М. Тесты по истории России: XIX век. М.: -
1996)

Подход  Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой предполагает использовать тест при
отработке всех компонентов учебного исторического материала с целью:
   1. выявления хронологических знаний
   2. выявления картографических знаний и умений
   3. выявление знания главных и неглавных исторических фактов
   4. выявление теоретических исторических знаний.
В.П. Беспалько, подведя классификацию учебной деятельности к 5 уровням
(понимание, узнавание, воспроизведение, применений, творчество),
соответственно предлагает тесты с вопросами 5 уровней сложности.
В школах с гуманитарным уклоном тесты могут носить более сложный по
структуре и содержанию характер (осторожно назовем их тестами второго
поколения). Главная цель, наряду с традиционной при использовании такого
типа тестов состоит:  во-первых, в выявлении углубленного понимания