Развитие творческой личности ученика как следствие грамотного педагогического общения

Российская Академия Музыки имени Гнесиных



                                Ткаченко С.В.

                                     ***



                       РЕФЕРАТ по педагогике НА ТЕМУ:



       «Развитие творческой личности ученика как следствие грамотного
                          педагогического общения»



                                     ***



                            Москва, май 2001 года



                                 СОДЕРЖАНИЕ.


  Введение  1
  Понятие о развитии личности     2
  Педагогическое общение    2
  Средства повышения коммуникативности педагога    4
  Об искусстве вести урок   5
  Заключение     6
  Список литературы    8


                                  ВВЕДЕНИЕ.



  Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем,
связанных  с  творческим  развитием  личности,  в  первую  очередь  личности
ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов:  А.В.Луначарский,
П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев,  Н.Я.Брюсова.  Опираясь
на  их  опыт,  обогащенный  полувековым  развитием  науки  об   обучении   и
воспитании детей, лучшие педагоги во главе со “старейшинами”  -  В.Н.Шацкой,
Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем,  Н.И.Сац  продолжали  и  продолжают
теоретически и практически развивать принцип творческого  развития  детей  и
юношества.
  Творческое начало рождает в учащемся  живую фантазию, живое  воображение.
Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до  тебя
еще никем не было сделано, или хотя то, что до  тебя  существовало,  сделать
по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало  в  человеке  -
это всегда стремление вперед, к лучшему,  к  прогрессу,  к  совершенству  и,
конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
  Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в  этой
своей функции оно ничем  не  может  быть  заменено.  По  своей  удивительной
способности  вызывать  в  человеке   творческую   фантазию   оно   занимает,
безусловно, первое место среди всех  многообразных  элементов,  составляющих
сложную  систему  воспитания  человека.  А  без   творческой   фантазии   не
сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
     Об огромной роли искусства, творческой  фантазии  в  развитии  научного
мышления свидетельствует хотя бы тот поразительный  факт,  что  значительная
часть  научно-технических  проблем  выдвигалась  сперва  искусством,  а  уже
потом, часто через столетия и даже тысячелетия, решалась наукой и техникой.
      Наличие или отсутствие  в  человеке  творческого  начала,  творческого
отношения к своему труду и становится  тем  водоразделом,  который  проходит
между специалистом-творцом и специалистом-ремесленнком.



                        Понятие о развитии личности.

  Формирование  личности  человека  -  это  последовательное  изменение   и
усложнение системы отношений к  окружающему  миру,  природе,  труду,  другим
людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно  важен
при этом детский и юношеский возраст.
  Развитие человека как личности осуществляется всесторонне  и  целостно  в
единстве его физических и духовных сил. Психология и педагогика  утверждают,
что  человеческая  личность  формируется  и  развивается  в  деятельности  и
общении. Ведущие черты личности развиваются в  результате  внешнего  влияния
на личность, ее внутренний мир.
  Развитие  человека  -  это  процесс   количественного   и   качественного
изменения, исчезновения старого и возникновения нового, источник и  движущие
силы которого скрыты в противоречивом взаимодействии как  природных,  так  и
социальных сторон личности.
  Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор,  так  как  это
специально организованная система воздействия на подрастающего человека  для
передачи накопленного общественного опыта.
  Социальная среда имеет преимущественное  значение  в  развитии  личности:
уровень развития производства и характер общественных  отношений  определяют
характер деятельности и мировоззрение людей.
  Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов,  знаний
и  умений,  благодаря  которым  создается  продукт,  отличающийся  новизной,
оригинальностью,  уникальностью.  Изучение  этих  свойств  личности  выявило
важную роль воображения,  интуиции,  неосознаваемых  компонентов  умственной
активности, а также потребности личности в самоактуализации, в  раскрытии  и
расширении  своих  созидательных  возможностей.   Творчество   как   процесс
рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов  деятелей  искусства  и
науки, где особая роль отводилась  “озарению”,  вдохновению  и  им  подобным
состояниям, сменяющим предварительную работу мысли.
  Однако, важнейшим фактором, влияющим на творческое развитие, столь важное
для  учащегося  на  любом   этапе,   является   творческий   подход   самого
преподавателя, в том числе и к процессу общения и контакта с учащимися,  для
чего педагог должен иметь немалые знания и обладать приёмами общения.

                           Педагогическое общение

      Педагогическое общение-система ограниченного социально-
психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием
которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия,
организация  взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагог
является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им.
      Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно
развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы
преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне
подготовки, способности помогать ученикам обрести уверенность в общении в
качестве полноправных партнеров учителя. Для педагога  важно помнить, что
оптимальное общение – не умение держать дисциплину, а обмен с учеником
духовными ценностями. Общий язык с учащимися  это не язык команд, а язык
доверия.
      Устная речь является основным средством педагогического общения. Слово
учителя должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать
мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности.
      В системе профессионального педагогического общения взаимодействуют
вербальные (речь) и невербальные средства общения (жесты, мимика).
       Особенностью речи учителя является ее направленность, обращенность к
ученикам. Наблюдательный педагог всегда строит свою речь на предвидении
возможной реакции на нее своих воспитанников. Он может заранее представить,
как отреагирует на его слова скептик, в какой мере затронет речь легко
ранимого ученика, какую оценку она найдет во взгляде такое предвидение
поможет педагогу более рационально организовать свою речь, скорректировать
ее при общении.
            Владение технологией общения помогает педагогу организовывать
правильное поведение в конкретной ситуации. Неверное педагогическое
воздействие или неверная форма общения, выбранная для взаимодействия, может
привести к конфликту между учителем и учеником. Учителю важно правильно
использовать приспособления в общении, т.е. систему приемов(
психологических, мимических, пантомимических, речевых, двигательных и
и.д.), избираемую для организации структуры общения, адекватной задаче и
особенностям педагогической ситуации.        Одним из средств,
подкрепляющих воздействие общения, можно назвать инициативность, которая
требует определенного поведения и звучания речи. В системе педагогического
общения инициативность выступает как важнейшая коммуникативная задача
педагога. Естественно, что формы выражения инициативности разнообразны.
Инициативность может быть двух видов:
     1) Педагог открыто выступает как инициатор общения.
     2) Он выступает как скрытый инициатор деятельности, причем в этом
        случае у школьников создается впечатление, что инициаторами этой
        деятельности являются они сами.
Следующей важной задачей является, с одной стороны, удержание инициативы в
общении, придании ей необходимых ситуативных форм и т.п.

               Средства повышения коммуникативности педагога.

Для учителя важны следующие коммуникативные умения:
1) Владеть «чтением по лицу» (социальной перцепцией).
2) Понимать личность ученика, его психическое состояние.
3) «Подавать себя» в общении с учащимися.
4) Оптимально строить свою речь в психологическом плане, те умения речевого
   общения, речевого и неречевого контакта с учащимися.
      В самостоятельной работе педагога  по повышению коммуникативных
 способностей можно выделить несколько направлений: самоконтроль и развитие
 умений выразительной речи; развитие общих психофизических особенностей
 личности, создающих предпосылки для успешного владения речевыми навыками и
 умениями
      В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи и
педагоги советуют учителям для развития коммуникативных способностей
следующее:
1) Нужно сознавать, что школа-часть общества, а отношение педагога к детям
   - выражение общественных требований.
2) Учитель не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для
   детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его
   собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность
   педагога- залог прочных контактов с воспитанниками.
3) Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой
   должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого внимания требует
   умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу
   вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.
4) Педагогически целесообразные отношения строятся на  взаимоуважение
   ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого школьника,
   создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников,
   поддерживать развитие положительных черт личности.
5) Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации:
   показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту
   эрудиции, но неназойливо.
6) Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать
   эмоциональное состояние, верно истолковывать поведение. Творческий подход
   к анализу ситуации и принятию решений основывается на умении педагога
   принимать роль другого - ученика, родителей, коллеги, - становиться на их
   точку зрения.
7) Увеличение речевой деятельности учеников за  счет уменьшения речевой
   деятельности учителя - важный показатель мастерства общения учителя.
8) Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить
   нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь
   должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос,
   вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.
9) Сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.
10) Содержание бесед должно быть интересно обеим сторонам.
Если педагог будет следовать этим советам, то избежит многих проблем и
трудностей в общении.



                          ОБ ИСКУССТВЕ ВЕСТИ УРОК.


  . “Есть искусство и есть творчество”,- говорил В.Немирович-Данченко.  Это
противопоставление не случайно. Оно закономерно возникает тогда, когда  речь
идет не о внешних, а о глубинных  творческих  процессах  в  искусстве.  Так,
творческий урок музыки становится антитезой другого урока, в  котором  царит
ремесло, пусть даже самое умелое.  В  связи  с  этим  и  возникает  проблема
“внешнего” и “внутреннего” в искусстве  ведения  урока  музыки.  Одно  дело,
если урок - лишь привнесение неких новых слуховых добавлений  к  музыкальным
впечатлениям школьников. Другое дело, если  это  -  особенная,  неповторимая
встреча с искусством. Проблема “внешнего” и “внутреннего” на уроках есть  по
сути реальное взаимоотношение Музыки как искусства  и  Искусства  проведения
урока .
  Современный опыт ведения урока убедительно показывает, что учитель  может
быть истинным творцом только тогда, когда ежеминутно  связывает  неразрывной
нитью сыгранное, пропетое или высказанное им со своим внутренним  миром,  со
своим отношением к звучащему, со своим жизненным опытом.
  Если учитель, продумывая урок, не берет  в  качестве  “материала”  самого
себя, свои чувства, мысли, опыт, то как ему обрести грань  между  внешним  -
холодным, равнодушным, и внутренним - глубоко пережитым, прочувствованным?
  Всякая  художественно-педагогическая  задача,  идея  урока  должна   быть
органична для учителя, глубоко им пережита и, самое  главное,  отождествлена
со своим “я”. Этот процесс сложен, но лишь его  наличие  превращает  урок  в
настоящую правду искусства. Естественно, в художественном  творчестве  ценно
только то, что подсказано процессом подлинного переживания, и  только  тогда
может  возникнуть  искусство.  Это  в  полной   мере   следует   отнести   к
педагогическому процессу на  уроке.  Истинное  погружение  в  художественный
образ, его постижение тесно  связано  с  процессом  переживания,  с  умением
пропустить через себя, с ощущением интонаций музыкального  произведения  как
своих собственных.
  Я  считаю,  что  для  урока   искусства   психологическая,   техническая,
интеллектуальная,  профессиональная  подготовка   недостаточны.   Необходимо
подготовиться к уроку еще и эмоционально.
  Особенно  важно  в  эмоциональной  стороне  профессионального  мастерства
учителя музыки умение найти верный тон урока. Термин  “задать  тон”  беседе,
исполнению  издавна  бытует  в  искусстве.   Это   понятие   связывается   с
эмоциональным  центром  творческого  процесса.  Найти  верный  тон,  который
присутствовал бы и был бы своеобразным в каждом уроке,- одна  из  сложнейших
задач подготовки учителя в настоящее время.
  Соотношение внешнего  и  внутреннего  в  искусстве  ведения  урока  может
успешно решаться через формирование у учителя актерского мастерства.
  Если идею музыкального произведения сформулировать в нескольких словах  и
в таком виде сообщить ее ребенку, то жизнь идеи  на  этом  и  закончится.  В
учениках важно возбудить ощущение идеи, но для  этого  необходимы  средства,
воздействующие  не  столько  на  разум,  сколько   на   чувства.   Актерское
мастерство в этом отношении обладает богатейшими возможностями.
  Для учителя музыки чрезвычайно важно уметь  быть  выразительным  во  всех
своих  проявлениях,  уметь  находить  адекватную  внешнюю  форму   выражения
переживаемых им чувств, эмоций. Поэтому  педагогу  необходимо  научиться  не
бояться определять  словами,  выразительными  движениями,  мимикой  то,  что
трудноуловимо в произведении искусства - его красоту, тончайшее кружево  его
образов. При этом надо постоянно помнить о том, что обойтись одним  чувством
нельзя,  необходимо  интеллектуально,  технически   изучить   художественный
материал. Эмоциональное начало должно  органично  соединиться  в  мастерстве
учителя музыки с аналитическими способностями.


                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


  Как нельзя дважды войти в одну реку, так нельзя провести  два  одинаковых
урока.  На  творческий  поиск,   импровизацию   побуждают   сами   учащиеся,
разнообразие индивидуальностей .
  По сути, музыкальная культура может быть определена как  созидание  через
творчество,  и  созидание  прежде  всего  своего  внутреннего   мира   через
разнообразные  виды  художественной  деятельности.  Творческое  начало,  как
способность  создавать  свое,  новое,  оригинальное,  лучшее  -  формируется
наиболее активно, когда  музыкальная  деятельность  из  “внешнего  предмета”
творчества  переходит  во  внутреннее  состояние  (рефлексию)  и  становится
содержательным выявлением  “Я”.
  Важно, чтобы в творческом музицировании  (пении,  игре  на  инструментах,
дирижировании, пластическом и речевом  интонировании,  размышлении  и  т.д.)
учащийся  “выплескивал”  свое   состояние,   субъективно   “проживал”   свое
настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя.



                             СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.



   1.  Под ред. Л.Дугановой “От творчества методиста к творчеству учителя”,
      Москва, НИИ проблем качества подготовки специалистов, 1993.
   2.  О.Нечаева “Программа “Музыка” ч.1,2 ”, Серпухов, 1996.
   3. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983.
   4. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997.
   5. Каган М. С. Мир общения, М., 1988.
   6. Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения.
      Грозный, 1979.
   7. Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1997.
   8. Петровская Л. А. Компетентность