Система образования США

Министерство Высшего образования Российской Федерации
                  Сыктывкарский Государственный Университет
                             Кафедра Педагогики

                                   РЕФЕРАТ

                                по педагогике

                       Тема: Система образования в США


                                               Преподаватель: Краева И.Ю.

                                               Выполнил: Ворохиб П.И.

                               СЫКТЫВКАР 1999

                                 Оглавление.


Введение ……………………………………………………………………………………………………………………………………3


Система образования в США ………………………………………………………………………………………4


Заключение ……………………………………………………………………………………………………………………………14

Список литературы …………………………………………………………………………………………………………15

                                  Введение.

       В данном реферате я попытаюсь рассмотреть систему образования США,
сравнить ее с Российской системой.
Система образования США.
    Американская   система   университетского   образования  очень   сильно
отличается от нашей.  Она создавалась  в стране с  культурой  и  традициями,
отличающимися от наших, в других социально-экономических условиях. Вместе  с
тем в последнее время у нас в стране появилось много желающих перенести  эту
систему в наши университеты. Разумеется,  в американской системе есть  много
такого, что не мешало бы нам заимствовать. Однако далеко не все, пусть  даже
и очень хорошее для их условий, подходит для нас. И дело здесь не только  (и
не столько) в экономических  причинах,  сколько  в  соответствии  с  другими
основными элементами системы образования,  сложившейся  в  нашей  стране,  -
системы, которая высоко ценится во всем мире, в том числе и в США. В  то  же
время  американская  система  иногда  чрезмерно  идеализируется,  а  иногда,
наоборот, как говорится, отвергается в корне. И то и другое происходит,  по-
видимому,  от недостаточного  сравнительного анализа  нашей  и  американской
систем высшего образования.
    Представляется уместным рассказать  про  американскую  систему  высшего
образования более подробно. При этом мы не будем говорить о ее  недостатках,
оставляя, в частности, в стороне вопрос  об  уровне  подготовки  выпускников
большинства американских университетов.  Нам  интересен  лишь  положительный
опыт, реализующийся преимущественно в ведущих университетах США.
      В США продолжительность обучения в средней школе составляет в целом 12
лет. В американские вузы поступают выпускники полных средних  школ,  имеющие
дипломы об  окончании  старшей  средней  школы.  По  стандартам,   принятым,
например,   в  Великобритании,  американский  документ  о   полном   среднем
образовании приравнивается  к  английскому  сертификату  общего  образования
обычного  уровня,  не  дающему  в   Великобритании   права   поступления   в
университеты. Для этого в британских средних школах надо  заниматься  еще  2
года и получить сертификат  общего образования повышенного уровня.   Поэтому
обладатель  американского  диплома  об  окончании   средней   школы   должен
проучиться еще 1-2 года  в  колледже,  прежде  чем  поступать  в  британские
университеты.  Этим,  очевидно,  объясняется  то,   что   в   Великобритании
собственный  выпускник  средней  школы  обучается  на  первую  академическую
степень (обычно бакалавра) по естественным и гуманитарным наукам 3  года,  а
в США собственный выпускник средней школы получает такую же степень через  4
года.
      Обучение в американских вузах  ведется  по  трем  основным  уровням  с
разным содержанием и назначением.
       Первые четыре года  (или  эквивалентный  период  времени  в  системе
заочного обучения) высшего образования в США называются  первой  ступенью  и
завершаются  присвоением  степени  бакалавра.  Слово  «колледж»,  хотя  и  с
определенными  оттенками,  чаще  всего  означает  либо  учебное   заведение,
присуждающее  лишь  степень  бакалавра  (или,  возможно,  магистра,  но   не
доктора), либо первый этап обучения в университете,  т.  е.  первые  4  года
университетского образования.
      Обучение на первой ступени, завершаемое присвоением степени бакалавра,
ведется   в   широком   диапазоне   и   не   ориентировано   на   какое-либо
профессиональное занятие. При этом присваиваются степени бакалавра  искусств
или бакалавра наук. Однако имеет место и обучение  на  степень  бакалавра  с
профессиональной направленностью.
     Учебный план для подготовки на первую  академическую  степень  (обычно
бакалавра)  в  общеобразовательных  колледжах  рассчитан  на  4  года,  хотя
отдельные вузы в порядке  эксперимента  стараются  этот  срок  уменьшить,  в
первые 2  года  изучаются  общеобразовательные  предметы:  английский  язык,
иностранные языки, гуманитарные дисциплины, математика,  естественные  науки
и компьютеры. Обычно в конце второго года обучения студенты  должны  назвать
дисциплины для  своего  дальнейшего  углубленного  изучения,  после  чего  с
помощью     своих     преподавателей-консультантов       намечают      более
специализированные учебные программы.
      Обучение на степень бакалавра ведется по трем группам курсов:  базовые
курсы, дающие общее образование  в  различных  областях,  основные  курсы  и
курсы по выбору.  В  течение  первых  двух  лет  обучения  студенты  изучают
базовые курсы, вводные курсы в свои  основные  области  знаний  и  некоторые
селективные  курсы.  В  течение  последних  двух  лет  студенты  занимаются,
главным образом, основными курсами, а также некоторыми  курсами  по  выбору,
которые дополняют или углубляют их знания по основным курсам.
      Обычно студент занимается по четырем или пяти курсам в течение  одного
семестра. В зависимости от колледжа и структуры выбора студентами курсов  от
10 до 25 процентов  курсов  являются  чисто  факультативными;  их  посещение
позволяет студентам знакомиться  с  различными  интересующими  их  отраслями
знаний, часто еще до момента выбора своей будущей специализации и  связанных
с ней  основных  предметов  соответствующего  учебного  плана.  Кроме  того,
наличие большого числа факультативов дает  возможность  осваивать   области,
которые   студентам  вряд  ли   когда-нибудь  придется  изучать   в   рамках
формальной программы.
      Обучение  на  второй  ступени   (на  степень  магистра)   ведется   по
программе, ориентированной на специализированную  практическую  деятельность
в различных областях. Лица  со  степенью  бакалавра  для  получения  степени
магистра по какой-либо специальности обычно должны учиться 2 года, хотя кое-
где имеются и одногодичные курсы на степень магистра.  Наряду  со  степенями
по определенной специальности, могут присуждаться и  непрофессиональные  или
научно-исследовательские  магистерские  степени.   Для   получения   степени
магистра требуется написать диссертацию.
      Высшей  ступенью  образования  в  США   является   докторантура.   Она
предполагает   специализированное   обучение   и   самостоятельное   научное
исследование в избранной области знаний.
      Степень доктора философии  обычно  присваивается  обладателям  степени
бакалавра при условии обучения и проведения научных исследований  в  течение
4 или 5 лет. В первые  два  года  аспирант  изучает  соответствующие  курсы,
после чего сдает по ним квалификационный экзамен.  В  последующем  он  пишет
диссертацию, которую представляет к защите  для  получения  степени  доктора
философии.
      Главным элементом учебного процесса является лекция.  Для  усвоения  и
закрепления  изложенного  в  лекциях  материала  студенческие  потоки  часто
разделяют  на  дискуссионные  группы  по  15-30   человек.   Каждая   группа
встречается один или два раза в неделю и под руководством преподавателя  или
аспиранта  обсуждает  вопросы,   изложенные   в   лекции,   и   представляет
выполненные задания.
      По некоторым предметам студенты объединены в немногочисленные  группы.
Ведущие с группой занятия преподаватели встречаются со студентами  несколько
раз в неделю для чтения лекций,  проведения  дискуссий  и  контроля  знаний.
Студенты периодически представляют рефераты, отчеты и отвечают  на  вопросы,
что позволяет следить за усвоением ими учебного материала. Во  многих  вузах
преподаватели требуют  обязательного  посещения  занятий  и  принимают  меры
воздействия на пропускающих их.  Однако  в  целом  ряде  вузов  практикуется
свобода посещений занятий студентами. В большинстве случаев даже  на  второй
ступени  обучение  осуществляется  на  базе  учебных   курсов   (дисциплин),
преподаваемых  профессорами  (часто   с   ассистентами)   группам  студентов
(от 5-6 до нескольких сотен  человек),  которые  собираются  для  формальных
занятий на определенное количество часов в неделю (3-4 или  немного  больше)
в течение семестра (около 15 недель).
      Студенты выполняют письменные задания и, как правило, сдают экзамены -
иногда несколько раз - для получения окончательной оценки по курсу.  Степени
присваиваются при получении курсовых зачетов, причем предусматривается,  что
одни должны быть сданы по основным  дисциплинам,  т.  е.  по  специальности,
другие - по ряду курсов, которые  зачастую  содержат  вводный  теоретический
или  иллюстративный  материал  по  основным  принципам   или   теоретическим
системам в широких областях  знаний,  например  в  литературе  и  искусстве,
математике и естественных или общественных науках.
     Американские студенты обычно не подвергаются  всесторонним   экзаменам
и   никаким   иным   образом   не  «отчитываются»  за  знания,  которые  уже
удостоверены  как  «усвоенные»,  исходя  из  удовлетворительной  оценки   по
конкретному курсу. Даже на второй  ступени,  где  всеобъемлющие  экзамены  и
диссертации нередко являются ключевыми  факторами  обучения,  предварительно
требуется  пройти  определенное  число  курсов  и  набрать  в   совокупности
необходимое  количество  «зачетных  единиц»  (типичный  курс  оценивается  в
3-4 единицы на основании количества часов формального обучения в неделю).
      Важной   характеристикой   метода   накопления    курсовых    зачетов,
подтверждающих   усвоение    определенного    объема    знаний,     является
допустимость  временного  прекращения учебы студента и возобновления  ее  на
более позднем этапе или перевода студента из  одного  учебного  заведения  в
другое  при  условии,  конечно,  что  накопленные  им   в   прошлом   зачеты
действительны при поступлении в это учебное заведение или при  возобновлении
учебы.
      Обучение в исследовательской школе, вершина которого - степень доктора
философии (PhD), осуществляется в основном приблизительно  в   200   ведущих
университетах; почти все из них имеют также  обширные  программы  подготовки
бакалавров. Обычно  на  одни  и  те  же  отделения  и  факультеты  возложена
ответственность, как за преддипломное, так и последипломное  (т.  е.  второй
ступени)  образование,  и  профессора,  получающие  вознаграждение,  главным
образом, за научную работу и обучение студентов в  исследовательской  школе,
могут  одновременно  преподавать  на   одном-двух   курсах   колледжа;   но,
разумеется,   их   внимание   сосредоточено,   прежде   всего,   на   курсах
последипломного образования,  работе с диссертантами и  (особенно в  области
естественных наук) на руководстве аспирантами с  докторской  степенью.  Даже
многие из тех американских университетов, которые не  придерживаются  строго
селективного  подхода  при  наборе  студентов  и  располагают  значительными
финансовыми ресурсами и политическим влиянием,  оставаясь  доступными  и  не
элитарными на первой ступени, тем не менее создали  на  базе  тех  же  самых
профессорско-преподавательских  и  административных  структур  ряд  наиболее
известных в мире селективных и явно  элитарных  программ  на  уровне  второй
ступени и исследовательских институтов.
      Научные  исследования  -   специальная   сфера   деятельности   скорее
университетов, чем колледжей,  особенно  когда  речь  идет  о  дорогостоящих
исследованиях (в частности, в области  физических  и  биомедицинских  наук),
требующих солидной  материально-технической  базы,  участия  студентов,  как
минимум, со степенью бакалавра и наличия критической массы более  или  менее
одинаково подготовленных ученых. Как правило, они финансируются частично  за
счет субсидий различных фондов или правительственных учреждений.
      Исследования могут поглощать часть или все время ученого-преподавателя
(в последнем случае он  освобождается  от  ведения  курса),  хотя  профессор
обычно   продолжает   заниматься   с   аспирантами   и    работающими    над
диссертационными изысканиями, а также руководит работой  молодых  ученых   с
докторской  степенью.  Американские  университеты  выпускают  в  год  сейчас
приблизительно 38 тысяч специалистов со степенью доктора философии.
      Отметим  еще   некоторые   особенности   американских   университетов.
Общегуманитарное образование не заканчивается  в  школе.  Поэтому  студенты-
естественники в качестве обязательных должны изучать некоторые  гуманитарные
предметы (и часто языки), а студенты гуманитарных факультетов  —   некоторые
 предметы  естественнонаучного  цикла (часто математику).
      Контроль знаний студентов является многоступенчатым  и,  как  правило,
включает: а)  короткие  опросы  4-6  раз  в  семестр  во  время  семинарских
занятий; б) письменные экзамены 2-3 раза в семестр, проводимые для потока  в
лекционных  аудиториях;  в)  семестровые   экзамены.   Оценка   за   семестр
выставляется с учетом всех форм  промежуточного  и  итогового  контроля  как
средняя взвешенная. Таким  образом,  студент,  который  в  течение  семестра
характеризовался   прохладным  отношением  к  изучению  предмета,    а    на
семестровом экзамене сумел получить высокую оценку, не получит этой  высокой
оценки за работу в  семестре  в  целом.  Представляется,  что  этот  порядок
является всегда целесообразным, и следует изучить возможность его  внедрения
в учебный процесс нашего университета.
Требовательность на экзаменах довольно  высока.  Высшей   оценкой   является
«А»,  следующими  положительными оценками  являются  «В»,   «С»,   «D»,    а
  непроходной  (неудовлетворительной)   оценкой  является   «F».    Типичное
распределение оценок, например, по физике  за  ряд  лет  выглядит  следующим
образом: А- 10, В- 10, С - 40, D  -  25  и  F-15  процентов  соответственно.
Нетрудно видеть, что высшие оценки удается получить  лишь  небольшому  числу
студентов. Процент неудовлетворительных оценок также довольно высок.
      Дипломы с отличием имеются во многих университетах, но не во всех. Для
получения  диплома  с  отличием  недостаточно  хорошо  учиться.   Необходимо
изучить некоторые курсы,  которые  специально  объявляются  как  курсы   для
дипломов с отличием. Например, в университете Беркли для  получения  диплома
с отличием по физике необходимо изучить курс теоретической  физики  примерно
аспирантского уровня.
      Как известно, диплом с отличием в наших университетах выдается  только
на  основе  оценок  по  изученным  курсам.  Не  является  ли  целесообразным
дополнить требование по оценкам требованием успешного изучения  определенных
дополнительных курсов более высокого уровня в сравнении с  курсами,  которые
сдают студенты, получающие обыкновенный диплом?
      Главное в подготовке студента в университетах США - выработка  навыков
самостоятельного  творческого  мышления  и  широкого  кругозора  на   основе
современных представлений.
      В связи с этим в ряде общих курсов изменяют традиционный  исторический
порядок изложения материала «от простого  к  сложному»,  вводят  студента  с
самого начала в круг современных  идей  данной  области  науки.  Таков  курс
общей  физики  Массачусетского  технологического  института,  где   делается
попытка Формирования у студентов на начальных этапах обучения  представлений
о строении физического мира на основе  концепций  теории  относительности  и
квантовой механики. В  общем  курсе  биохимии  (для  медицинских  колледжей)
отказываются  от   последовательного   изложения   свойств   биоорганических
соединений на основе их  классификации.  В  основу  кладется  функциональный
подход,   при  котором   сразу   рассматриваются   основные   метаболические
процессы, а механизмы отдельных реакций и молекулярные свойства  участвующих
в них соединений раскрываются по ходу изложения  этого  материала.  Одна  из
тенденций состоит в таком планировании программ, при  котором  можно  давать
часть общих курсов по биологии,  химии,  геологии  после  прохождения  цикла
Фундаментальных физико-математических дисциплин, чтобы  осветить  ряд  общих
вопросов с использованием методов физики и математики уже на  уровне  общего
образования.
      В некоторых университетах вводятся  специальные  занятия  по  обучению
студентов элементам  логики  творческого  научного  мышления.  Делается  это
путем  летального  разбора  специально  подобранных   оригинальных   научных
статей и  подробного  обсуждения  сопутствующего  теоретического  материала.
Цель обсуждения состоит в том, чтобы студенты, изучая фактический  материал,
 полученный автором,  сами пришли к определенным научным  выводам  и  решили
вопрос о  дальнейших  экспериментах.  Опыт  показал,  что  после  проведения
соответствующих регулярных занятий (по три часа в неделю)  студенты  успешно
ориентируются в проблемах молекулярной генетики.
      В  проведении  лабораторных  занятий  отказываются  от   необходимости
иллюстрировать  на  практикуме   все   основные   разделы   соответствующего
Фундаментального курса. Считается, что  в  свете  современных  требований  к
качеству специалиста основная  цель  -  выработать  у  студента,  начиная  с
младших курсов, способность творчески и  самостоятельно  применять  основные
положения теории. Число заданий сокращается,  зато  выполнение  каждого  при
консультации преподавателей  включает  самостоятельный  выбор  аппаратуры  и
обоснование   метода,   определение   последовательности   экспериментов   и
всесторонний анализ данных с учетом возможных  ошибок.   В   конце   занятий
проводятся  практические экзамены.
                                 Заключение.
      Таким образом, я кратко рассмотрел систему образования в США, разобрал
ее основные особенности и принципы.  Однозначного  ответа  по  поводу  того,
какая система образования лучше у  меня  нет,  поскольку  я  считаю,  что  в
каждой есть доля хорошего  и  плохого  и  что  в  случае  построения  лучшей
системы образования стоит скомбинировать различные системы.
                             Список литературы.
 1. Различные статьи и доклады из журналов и газет.
 2. Мнения учащихся, обучающихся в США по обмену.