Элементы художественного творчества на уроках развития речи в начальной школе
Министерство общего и профессионального образования
АРМАВИРСКИЙ ЛИНГВИСТИчЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПЕДАГОГИчЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Клименко Татьяна Григорьевна
Дипломная работа
На тему
«Элементы художесственного творчества на уроках развития речи в
начальной школе»
Научный руководитель: д.ф.н., профессор, академик АМАН,
заслуженный деятель науки Кубани
Сакиева Р.С.
Консультанты: Михайлова Н.А.
старший преподаватель
г.Армавир, 2000г.
Содержание
|Введение. |3 |
| | |
|Глава I. Проблема межпредметных связей в |5 |
|психолого-педагогической и методической литературе. | |
|1. Психологическое обоснование проблемы межпредметных |5 |
|связей; психологические основы художественного восприятия.| |
| | |
|2. Методологическое и теоретическое обоснование проблемы |15 |
|межпредметных связей. | |
|3. Использование художественного творчества детей на |19 |
|уроках развития речи. | |
|Глава II. Проблемы интегрированных связей в педагогической|22 |
|периодике. | |
| | |
|Глава III. Педагогическое исследование. |29 |
|1. Констатирующий эксперимент. |29 |
|2. Формирующий эксперимент. |34 |
|Заключение |50 |
| | |
|Список использованной литературы. |56 |
Введение.
Система уроков развития речи — один из основных элементов общего
языкового и нравственно-эстетического воспитания младших школьников.
Культура речи не ограничивается только грамотностью письма, правильным
произношением, а непременно выступает как необходимый момент целостной
культуры личности. Так, например, речевое однообразие, бедность языковых
средств может свидетельствовать не только о слабой словесной
подготовленности, но также о неумении наблюдать природу, людей, об
эмоциональной «глухоте». Задача педагога — соединить в сознании, в чувствах
детей живой мир и мир слов, вернее, даже не соединить, а раскрыть их
взаимообусловленность. Только тогда сформируется такое отношение к языку, в
котором нравственные и эстетические чувства окажутся неизбежными.
Использование на уроках развития речи художественного творчества детей
- залог активной познавательной деятельности учащихся на уроке, так как
взаимосвязанное обучение пробуждает интерес к знанию и сочетает в себе
духовное, эмоциональное и интеллектуальное развитие. Данный тип интеграции
так же позволит повысить уровень развития речевых умений у младших
школьников.
Наше исследование посвящено изучению взаимосвязи развития речи и
художественного творчества младших школьников.
Цели исследования:
1) выявить эффективные условия для обучения, развития и воспитания
младших школьников на уроках развития речи при помощи реализации
взаимосвязи с изобразительным искусством, а именно: при использовании
художественного творчества детей;
2) определить особенности восприятия детьми данного типа интеграции.
Изучение уровня развития речевых умений при обучении детей с
использованием элементов изобразительного творчества на уроках развития
речи явилось предметом настоящего исследования.
Основным методом исследовательской работы был педагогический
эксперимент.
Кроме того были использованы другие методы:
1. изучение и анализ теоретических работ по психологии, педагогике,
русскому языку и литературе;
2. изучение и анализ научно - методической литературы;
3. наблюдение за детьми;
4. анализ детских работ.
Изучение особенностей, оптимальных условий, путей и средств обучения,
развития и воспитания младших школьников на уроках развития речи при помощи
реализации взаимосвязи с изобразительным позволили сформулировать гипотезу
исследования: использование на уроках развития речи элементов
художественного творчества позволит повысить уровень развития речевых
умений у детей.
Исходя из этой гипотезы, можно выдвинуть следующие задачи
исследования:
1. Выявить эффективные условия для развития речевых умений при помощи
реализации взаимосвязи с изобразительным искусством;
2. раскрыть эффективные методы и приемы реализации интегрированного
подхода на уроках развития речи;
3. выявить уровень развития речевых умения детей при использовании на
таких уроках художественного творчества детей;
4. определить особенности восприятия детьми данного типа интеграции;
5. проверить эффективность методики экспериментальной работы.
Экспериментальная работа проводилась на примере использования
изобразительного творчества детей (тематических рисунков) при работе над
сочинениями-описаниями и проходила во 2 «А» классе 4 школы г.Ейска. В
эксперименте принимало участие 17 учеников. Исследование проходило в два
этапа: констатирующий и формирующий.
ГЛАВА I.
Проблема межпредметных связей
в психолого-педагогической и методической литературе.
1. Психологические основы межпредметных связей.
Психологические основы межпредметных связей были заложены учением
академика И.П. Павлова о динамическом стереотипе и второй сигнальной
системе. Физиологическим механизмом усвоения знаний И.П. Павлов считал
образование в коре головного мозга сложных систем временных связей, которые
он отождествлял с тем, что в психологическом плане ассоциации — это связи
между всеми формами отражения объективной действительности, в основе
которых лежат ощущения. «Все обучение заключается в образовании временных
связей, — пишет он, — а это есть мысль, мышление, знание»1. Для
установления наиболее дифференцированных и прочных временных связей
решающее значение имеет образование в коре головного мозга очагов
оптимальной возбудимости. Образование этих очагов зависит от интенсивности
раздражителя. Эта интенсивность, по И.П. Павлову, зависит, в свою очередь,
от воздействий, которым подвергался индивидуум ранее. Центральная нервная
система реагирует на раздражитель не только в зависимости от его характера,
но и от подготовленности действиями предшествующих раздражителей.
Таким образом, усвоенные ранее знания, привлекаемые учителем или