Элементы художественного творчества на уроках развития речи в начальной школе

Министерство общего и профессионального образования

                   АРМАВИРСКИЙ ЛИНГВИСТИчЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


                          ПЕДАГОГИчЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ



                                       Клименко Татьяна Григорьевна



                              Дипломная работа


                                   На тему


       «Элементы художесственного творчества на уроках развития речи в
                              начальной школе»



      Научный руководитель: д.ф.н., профессор, академик АМАН,
                                заслуженный деятель науки Кубани
                                Сакиева Р.С.

      Консультанты:                Михайлова Н.А.
                                  старший преподаватель



                              г.Армавир, 2000г.

                                 Содержание

|Введение.                                                 |3         |
|                                                          |          |
|Глава I. Проблема межпредметных связей в                  |5         |
|психолого-педагогической и методической литературе.       |          |
|1. Психологическое обоснование проблемы межпредметных     |5         |
|связей; психологические основы художественного восприятия.|          |
|                                                          |          |
|2. Методологическое и теоретическое обоснование проблемы  |15        |
|межпредметных связей.                                     |          |
|3. Использование художественного творчества детей на      |19        |
|уроках развития речи.                                     |          |
|Глава II. Проблемы интегрированных связей в педагогической|22        |
|периодике.                                                |          |
|                                                          |          |
|Глава III. Педагогическое исследование.                   |29        |
|1. Констатирующий эксперимент.                            |29        |
|2. Формирующий эксперимент.                               |34        |
|Заключение                                                |50        |
|                                                          |          |
|Список использованной литературы.                         |56        |


                                  Введение.

      Система уроков развития речи  —  один  из  основных  элементов  общего
языкового  и  нравственно-эстетического   воспитания   младших   школьников.
Культура речи  не  ограничивается  только  грамотностью  письма,  правильным
произношением, а  непременно  выступает  как  необходимый  момент  целостной
культуры личности. Так, например,  речевое  однообразие,  бедность  языковых
средств   может   свидетельствовать   не   только   о    слабой    словесной
подготовленности,  но  также  о  неумении  наблюдать  природу,   людей,   об
эмоциональной «глухоте». Задача педагога — соединить в сознании, в  чувствах
детей живой мир и мир  слов,  вернее,  даже  не  соединить,  а  раскрыть  их
взаимообусловленность. Только тогда сформируется такое отношение к языку,  в
котором нравственные и эстетические чувства окажутся неизбежными.
      Использование на уроках развития речи художественного творчества детей
- залог активной познавательной деятельности  учащихся  на  уроке,  так  как
взаимосвязанное обучение пробуждает интерес  к  знанию  и  сочетает  в  себе
духовное, эмоциональное и интеллектуальное развитие. Данный  тип  интеграции
так  же  позволит  повысить  уровень  развития  речевых  умений  у   младших
школьников.
      Наше исследование  посвящено  изучению  взаимосвязи  развития  речи  и
художественного творчества младших школьников.

      Цели исследования:
      1) выявить эффективные условия для  обучения,  развития  и  воспитания
младших  школьников  на  уроках  развития   речи   при   помощи   реализации
взаимосвязи с  изобразительным  искусством,   а  именно:  при  использовании
художественного творчества детей;
      2) определить особенности восприятия детьми данного типа  интеграции.

      Изучение  уровня  развития  речевых  умений  при  обучении   детей   с
использованием элементов  изобразительного  творчества  на  уроках  развития
речи явилось предметом настоящего исследования.

      Основным   методом   исследовательской   работы   был   педагогический
эксперимент.
      Кроме того были использованы другие методы:
1.   изучение  и  анализ  теоретических  работ  по  психологии,  педагогике,
 русскому языку и литературе;
2.  изучение и анализ научно - методической литературы;
3.  наблюдение за детьми;
4.  анализ детских работ.

      Изучение особенностей, оптимальных условий, путей и средств  обучения,
развития и воспитания младших школьников на уроках развития речи при  помощи
реализации взаимосвязи с изобразительным позволили  сформулировать  гипотезу
исследования:   использование   на   уроках    развития    речи    элементов
художественного  творчества  позволит  повысить  уровень  развития   речевых
умений у детей.

      Исходя  из   этой   гипотезы,   можно   выдвинуть   следующие   задачи
исследования:
      1. Выявить эффективные условия для развития речевых умений при  помощи
реализации взаимосвязи с изобразительным искусством;
      2. раскрыть эффективные методы и  приемы  реализации  интегрированного
подхода на уроках развития речи;
      3. выявить уровень развития речевых умения детей при использовании  на
таких уроках художественного творчества детей;
      4. определить особенности восприятия детьми данного типа интеграции;
      5. проверить эффективность методики экспериментальной работы.


      Экспериментальная  работа   проводилась   на   примере   использования
изобразительного творчества детей (тематических  рисунков)  при  работе  над
сочинениями-описаниями и проходила во  2  «А»  классе  4  школы  г.Ейска.  В
эксперименте  принимало участие 17 учеников. Исследование  проходило  в  два
этапа: констатирующий и формирующий.

                                  ГЛАВА I.


                        Проблема межпредметных связей

            в психолого-педагогической и методической литературе.


      1. Психологические основы межпредметных связей.

      Психологические основы  межпредметных  связей  были  заложены  учением
академика  И.П.  Павлова  о  динамическом  стереотипе  и  второй  сигнальной
системе. Физиологическим  механизмом  усвоения  знаний  И.П.  Павлов  считал
образование в коре головного мозга сложных систем временных связей,  которые
он отождествлял с тем, что в психологическом плане ассоциации  —  это  связи
между  всеми  формами  отражения  объективной  действительности,  в   основе
которых лежат ощущения. «Все обучение заключается  в  образовании  временных
связей,  —  пишет  он,  —  а  это  есть  мысль,  мышление,   знание»1.   Для
установления  наиболее  дифференцированных  и   прочных   временных   связей
решающее  значение  имеет  образование  в  коре   головного   мозга   очагов
оптимальной возбудимости. Образование этих очагов зависит  от  интенсивности
раздражителя. Эта интенсивность, по И.П. Павлову, зависит, в  свою  очередь,
от воздействий, которым подвергался индивидуум  ранее.  Центральная  нервная
система реагирует на раздражитель не только в зависимости от его  характера,
но и от подготовленности действиями предшествующих раздражителей.
      Таким образом,  усвоенные  ранее  знания,  привлекаемые  учителем  или