Концепция ненасилия и политическая реальность
Российская Федерация
Министерство образования
Нижневартовский экономико-правовой институт (филиал)
Тюменский государственный университет
Экономический факультет
Кафедра «Экономики»
Контрольная работа
По дисциплине «Политология»
«Концепция ненасилия и политическая реальность»
Выполнила:
Студентка курса
Группы
Заочное отделение
Специальность «Менеджмент организации»
Подпись ____________
Нижневартовск - 2003
Содержание:
1. Концепция ненасилия в политике 3
2. Пацифизм 4
3. Антимилитаризм 6
4. Философские убеждения 9
Список использованной литературы: 13
1. Концепция ненасилия в политике
Указанная концепция признает необходимость, целесообразность и
оправданность отказа от использования насилия, силы вообще при решении
каких бы то ни было политических и социальных проблем, ставит в основу
политической деятельности принципы гуманизма и требования общечеловеческой
морали и нравственности.
Идея ненасилия родилась в древневосточных религиозных культах. Она
представляла собой неотъемлемую часть общемировоззренческих систем
индуизма, буддизма и конфуцианства. Концепция ненасилия получила свое
отражение и развитие в раннем христианстве, которое вырабатывает свой
подход к ненасилию, заключающийся в концепции самопожертвования и любви к
ближнему. Переход христианства в ранг государственной религии ознаменовался
отступлением от принципа ненасилия как абсолютного пацифизма. По мнению
Августина, из любви к ближнему христианин может нарушить обет непротивления
и прийти ему на помощь, применив даже оружие. Такая трактовка ненасилия, по
существу, оправдывала насилие, что и подтвердилось в жестоких и кровавых
походах XI - XIV веков.
Очищение и возрождение идей ненасилия стало одной из целей западной
Реформации. Протестантизм стремился перевести раннехристианские заповеди в
плоскость нравственности, в принципы практического поведения. В этом виде
средневековое сектантское движение оказало существенное влияние на
различные христианские течения Нового времени, воплотившись в наиболее
законченной форме в движении квакеров.
В Новейшее время принципы ненасилия в политике нашли наиболее полное
выражение в учении непротивления злу насилием Л. Толстого и в принципах
ненасильственных действий в политической сфере М. Ганди.
Ненасильственные идеи М. Ганди имеют глубокие корни в индийской культуре
и религии, а также испытали воздействие христианства. Ганди выводит
ненасилие из чисто религиозной или нравственной сферы, лишь опосредовано
влиявшей на политические процессы, и переводит его в плоскость самой
политики. У Ганди ненасилие выступает уже не как отказ от борьбы, а как
одна из форм борьбы, причем, быть может, как самое эффективное средство
борьбы с насилием. Для Ганди конечной целью является усовершенствование
мира, преобразование его посредством любви и глубочайшего уважения к
человеку.
К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин не только подвергли критике учения о
ненасилии Л. Толстого и М. Ганди, другие пацифистские концепции, но и