Перспективы развития образования в Росии

КАК БУДУТ УЧИТЬ ЗАВТРА


В рамках старой экономики наша средняя зарплата  не  может  превышать  $200.
Для построения новой экономики, гарантирующей всем достойный уровень  жизни,
нужен  технологический  прорыв  в  области  образования,  который   способен
обеспечить Интернет. Но чтобы, в свою очередь, обеспечить Интернетом  каждую
семью и каждую школу, требуется около $30  млрд.  Ни  у  государства,  ни  у
бизнеса таких средств нет. О том, как можно решить  эту  проблему,  говорили
участники "круглого стола" на  тему:  "Образование  и  Интернет  в  России",
проведенного  издательским  домом  "Коммерсантъ"  и   Федерацией   интернет-
образования.
Федерация интернет-образования –  некоммерческая  организация,  созданная  в
марте 2000 года по инициативе НК ЮКОС и при поддержке правительства  России.
Председателем  наблюдательного  совета   федерации   является   вице-премьер
Валентина   Матвиенко.   Федерация   осуществляет   образовательный   проект
"Поколение.ru",  направленный  на  создание  национальной  системы  развития
интернет-технологий в области образования.
                            «Великий уравнитель»
Россия  –  страна  большая.  Единый  общероссийский   стандарт   образования
существует только в теории, на практике же условия у всех разные –  учителя,
учебники, библиотеки,  круг  общения.  И  у  московского  школьника  гораздо
больше  возможностей  получить   качественное   образование,   чем   у   его
соотечественника из далекой  провинции.  То  же  самое  касается  и  высшего
образования, и возможностей повышения квалификации.
Между тем мир вступает в  новую  эру  –  информационную,  в  которой  самыми
ликвидными товарами  становятся  информация  и  технологии.  Их  создание  –
прерогатива стран-лидеров, а реализация технологий и  ноу-хау  в  конкретном
продукте постепенно становится уделом аутсайдеров – развивающихся  стран.  У
России, сегодня напоминающей сырьевой придаток мировой  экономики,  появился
шанс вернуть себе утраченные позиции. Но для  этого  необходимо  подготовить
новое поколение граждан к эффективному существованию в новом мире. И  прежде
всего дать им надлежащее образование и  возможность  в  течение  всей  жизни
совершенствовать свои знания и навыки. Географическую  разобщенность  России
можно преодолеть с помощью  внедрения  информационных  технологий  в  каждую
школу. И тогда уже не человек будет  двигаться  за  знаниями  (в  Москву  на
учебу), а  знания  –  к  человеку.  Лучший  кандидат  на  роль  транспортной
системы, связующего звена всей образовательной системы – это  Интернет.  Тем
более что Всемирная сеть  становится  базисным  звеном  инфраструктуры  всей
новой экономики.  "В  нашей  жизни  два  великих  уравнителя  –  Интернет  и
образование",– любит повторять глава компании Cisco Systems Джон Чэмберс.
                               Великие жертвы
Каждый день в российские образовательные учреждения приходят 39 млн  человек
–  учеников  и  учителей.  Если  в   этой   системе   внедрить   современные
информационные технологии,  то  интернетизацией  будет  охвачена  уже  почти
треть российского общества. Причем самая  стратегически  важная  его  часть.
Однако работа в этом направлении предстоит огромная. Дело в том, что  из  68
тыс. российских школ 46 тыс. – сельские.  И  в  80%  этих  школ,  по  данным
министра образования Владимира Филиппова, нет ни одного компьютера.  И  хотя
ученики сельских школ проходят курс информатики и получают по нему оценку  в
аттестат зрелости, никто из них компьютера и в глаза не видел.
Сельские учителя ничуть не лучше – само  слово  "компьютер"  их  пугает,  не
говоря уже об Интернете. Только 3% российских школ подключены  к  Интернету.
И если городские школы  еще  могут  рассчитывать  на  помощь  попечительских
советов,  родительских  комитетов  или   градообразующих   предприятий,   то
сельским остается уповать на государство.
А возможности нашего государства  весьма  ограничены,  хотя  желание  что-то
сделать в этом направлении есть. "В  бюджет  2001  года,–  говорит  Владимир
Филиппов,– правительство закладывает целый  ряд  позиций  по  финансированию
программ  внедрения  информационных  технологий  в  школах.   В   частности,
Минобразования  планирует  изыскать  (и  привлечь  к  финансированию   этого
проекта  субъекты  федерации)  $40  млн  на  компьютеризацию  сельских  школ
страны. В 2001 году мы планируем поставить в те 40 тыс. сельских  школ,  где
до сих пор не  видели  "живого"  компьютера,  целые  компьютерные  классы  и
осуществить  подключение  этих  школ  к  Интернету  с  помощью   спутниковых
каналов. Здесь мы надеемся на помощь Минсвязи".
Впрочем, благие намерения  государства  реализуются  не  всегда.  В  прошлом
году, например, в рамках программы  по  решению  компьютерной  проблемы-2000
правительство  выпустило   постановление,   в   котором,   обещая   выделить
госструктурам средства на обновление компьютерного парка,  требовало  старые
машины передать в школы. Однако школы так и не дождались  этих  компьютеров,
поскольку  госструктуры  не  получили  обещанных  денег.  Впрочем,  проблему
информатизации  российского  образования  с  помощью  бюджетных  средств  не
решить. Как не решить ее и с помощью пожертвований  со  стороны  российского
бизнеса.  В  этом  уверен  Михаил  Ходорковский  –  самый   активный   среди
российского бизнес-сообщества спонсор интернет-образования.
Ходорковский считает, что дать  необходимые  деньги  (а  для  интернетизации
всей страны нужны десятки миллиардов долларов) может только  само  общество.
Каждая семья должна, по мнению Ходорковского, пойти на определенные  жертвы:
родители  должны  отказаться  от  безраздельного  пользования  телефоном   и
телевизором, чтобы дать своим  детям  доступ  в  Интернет.  А  также  отдать
несколько  месячных  зарплат  на  покупку,  например,  интернет-приставки  к
телевизору. Но чтобы убедить общество  в  необходимости  этих  жертв,  нужны
жертвы со стороны госбюджета и  крупного  бизнеса.  Люди  обычно  не  жалеют
денег на образование – и если его основой станет Интернет,  население  будет
за  него  платить.  В  стране  должна  появиться  мода   на   информационные
технологии, и тогда образование без Интернета станет просто дурным тоном.
Впрочем,  техническая  часть  проблемы  –  оснащение  школ  компьютерами   и
каналами связи – не самая  важная.  Важнее  методическая  сторона:  в  эпоху
Интернета система образования становится более открытой, а само  образование
– индивидуальным. Учащийся может не ограничиваться утвержденными  учебниками
и программами,  а,  как  говорят  специалисты  по  педагогике,  "выстраивать
индивидуальные траектории обучения по отношению к образовательным  интернет-
массивам". Наряду с  государственными  и  частными  школами  родители  могут
выбирать для своих детей и такую  форму  обучения,  как  домашнее  интернет-
образование.  Но  для  этого  необходимо  интегрировать   информационные   и
педагогические технологии – технологию интернет-чатов с  групповыми  формами
занятий,  средства  web-дизайна  с  методическими  пособиями  по   различным
предметам.  Создавать  и  внедрять  виртуальные  лаборатории  и  электронные
учебники,   формы   дистанционного   обучения   и   тестирования,    способы
взаимодействия учителей, образовательных учреждений и  интернет-ресурсов.  В
общем, фактически необходимо создать в России  совершенно  новую  отрасль  –
интернет-педагогику.
Многие сегодня опасаются, что Интернет  заменит  ученикам  реальный  мир.  И
некоторые участники "круглого стола"  призывали  сперва  тщательно  изучить,
как  интернетизация  образования  повлияет  на  развитие  личности.   Однако
проникновение Интернета в процесс обучения неизбежно. "Бояться тут  нечего,–
говорит Владимир Филиппов.– Наоборот, нужно сделать  все,  чтобы  обеспечить
каждому ребенку  доступ  к  современным  информационным  технологиям.  Любое
технологическое  новшество  имело  свою  негативную  сторону:  с  появлением
телефона люди стали меньше писать писем, а  появление  телевидения  погубило
провинциальные театры. То же и с Интернетом. Нужно  постараться  предугадать
возможные потери и продумать  компенсационные  механизмы.  Главное  –  нужно
наполнять Интернет образовательным содержанием. И очень важный вопрос –  кто
именно  будет  разрабатывать  и  внедрять   в   Рунете   образовательные   и
развивающие программы".
                              Великие начинания
Интернет-технологии  в  российском  образовании  стали  развиваться   совсем
недавно. Занимается ими, например, школьный сектор общественной  организации
РЕЛАРМ, созданной при Российском НИИ развития общественных связей,  а  также
частный   Лицей   информационных    технологий.    Недавно    открыт    сайт
Республиканского центра мультимедиа и  телекоммуникаций  в  образовании,  на
котором размещена информация по разработке и внедрению новых  информационных
технологий в образовании.
Набирают силу проекты по созданию web-ресурсов  образовательного  назначения
руками самих учащихся. Как правило, эти проекты связаны с  участием  учебных
заведений в международных конкурсах, спонсируемых  известными  организациями
и корпорациями. В  качестве  примера  можно  привести  проект  ThinkQuest  –
всемирный конкурс  сайтов,  созданных  группами  школьников.  В  России  его
представляет фонд "Гармония" – американская по  происхождению  и  источникам
финансирования организация. Между тем  в  России  сохранилась  широкая  сеть
дополнительного образования (кружки, секции при бывших  Дворцах  пионеров  и
т. п.), которая вполне могла бы способствовать знакомству с Интернетом.
Серьезной проблемой является интернет-невежество  преподавателей.  Директора
российских школ на порядок реже своих зарубежных коллег используют в  работе
компьютер, а учителя  повышают  квалификацию  исключительно  по  собственной
инициативе. Интернет дает учителям отличные возможности для  самообразования
и обмена опытом, но чатов и  конференций,  в  которых  учителями  и  учеными
обсуждались бы педагогические интернет-проблемы, пока  очень  немного.  Хотя
положительные тенденции есть.  Так,  Институт  общего  среднего  образования
РАО,  открыв  в  прошлом  году  свой  сайт   в   сети,   начал   работу   по
телекоммуникационной и методической поддержке учителей. На сайте  института,
например, действует телеконференция  по  методике  преподавания  иностранных
языков. Центр дистанционного обучения "Эйдос", взаимодействуя с  институтом,
проводит с учителями и учениками сетевые проекты и конкурсы.
Самый  масштабный  российский  проект   по   обучению   учителей   интернет-
технологиям – "Поколение.ru",– реализуемый Федерацией  интернет-образования.
Задача федерации – привлечь в Интернет к 2005 году 10 млн  молодых  людей  в
возрасте от 10 до 20 лет (47% российских школьников).  Решить  ее  федерация
собирается  путем  обучения  школьных  преподавателей  работе  с   интернет-
ресурсами. По мысли организаторов проекта,  полученный  опыт  учителя  будут
распространять среди своих учеников. Два  первых  учебных  центра  в  рамках
проекта "Поколение.ru" уже открыты в Москве  и  Петербурге.  До  конца  года
откроются еще четыре, а  к  2004  году  региональные  учебные  центры  будут
созданы в  50  городах  (к  этому  времени  пропускная  способность  центров
достигнет 100 тыс. человек  в  год).  Всего  в  рамках  проекта  планируется
обучить 276 тыс. учителей.
По  словам  министра   образования,   сейчас   разрабатывается   федеральная
программа  информатизации  российской  системы  образования.  Первоначальный
вариант программы уже есть, через два-три месяца  она  будет  сформулирована
окончательно. Чтобы не упустить каких-то важных моментов, Владимир  Филиппов
призывает всех энтузиастов интернет-педагогики  поделиться  своим  опытом  и
поучаствовать в разработке этой программы. («Коммерсантъ»)