Шпаргалка

1Понятие и предмет политология.
Политология-наука о политике. Изучает полит.сферу жизнидея-ти чел.об-ва,
общетеор.деят-ть, служит основой для част-х полит.наук: пол.истор,
пол.геогр, теор.гос-ва и права и т.д.
Политика решает ? о власти. Полит-я связ. с социол. Полит.стала
формироваться с 1880г.в Колумбийском унив-те США в Нью-Иорке появ.отделение
политич.наук.1923г. в Чикагском ун-те еще 1 отдел.полит-и возглав. Чарльз
Мерриам “Новые аспекты политики”
1925г.опред.2 основ.цели кот.должна решать политика:
1.Свести к мин.негативные последствия полит.действий.
2.Найти, высвободить полит. возмож-ти в полит. природе.
Предмет полит-я-общест.отношен. и закономер-ть по поводу:1.преобретания
2.осуществления 3.удерживание полит власти.Отвечает на ?? Как приобрести
власть? Как власть осуществить? Как власть удержать?
Шехнозоров, Бурлацкий- основатели полит-и в России.
Предметом полит-и явл.власть, те законом., кот. возникают в сфере властных
отношений.

2Методология, функция и значение политологии.
Метод-способ познания.
Метод-я- совокупность методов с помощью кот. специолисты исле.науку: диалек-
ий,общенаучный, эмперический.
Методы:
Институциональный. Внимание: ф-ие и взаимод полит институтов: права, гос-
ва, полит партий. Анализирует офиц стр-ры и формальные правила принятия
решений.
Исторический. Внимание: полит процессы во времени и простр-ве. Анализ
изменений политических норм,  отношений, институтов в контексте связи
прошлого, настоящего и будущего.
Социологический. Внимание: зависимость политики от  социальных  факторов:
экономики,  социальной структуры, культуры и т.д. Анализ политики как сферы
целенаправленных взаимодействий социальных  групп, преследующих свои
интересы.
Бихевиористский. Внимание: На личностном измерении политики,  поведении
отдельного  человека. Анализ систематически  наблюдаемого  поведения
индивида, возможность измерения его мотивации.
Психологический. Внимание: На субъективных механизмах политического
поведения: побуждения, желания, страсти и т.д. Анализ индивидуальных
качеств, черт характера, бессознательных психических процессов, влияющих на
политическое  поведение.
Системный. Внимание: На целостности политики и характере ее взаимоотношений
с внешней средой. Анализ характера внутренних связей между составляющими
политику элементами.

Функции:1)Определ. целий и задач об-ва. 2)Выработка программ жизнедея-ти об-
ва в соответствии с интересами. 3)Мобилизация ресурсов об-ва. 4)контроль за
распред-м ценностей в об-ве. 5)интеграция об-ва вокруг общих социально-
полит. ценностей.

14Социальная политика.
Соц.полит-ка – транспорт, медицина, досуг.1)Развитие соц.сферы оказ-т
обратн-е воздейст-е ''Мы не только живем как работаем, но и работаем как
живем”.2)Развитие экономической сферы опред-ся развит. экономич. сферы. 3)
При решении хоз-х ? надо думать и о соц. сфере.(дом в тундре- надо
школа…).4) Эконом. многообразие (плюролизм) порждает соц-ы плю-м.
Соц.полит-ка стоит на 2 месте после эконом. полит.
Соц.полит-ка- это д-сть соотв. пол. субъектов по регалир-ю соц. отношений в
заданном направлении.

3. Политическая элита и полит. лидерство.
Полит.элита – составляющая меньшинство об-ва группа лиц (или совокупность
групп) в большей или меньшей степени обладающих качествами лидерства и
подготовленных к выполнению управленческих функций, занимающих руководящие
позиции в общественных институтах и/или непосредственно влияющих на
принятие властных решений в об-ве. Это относ-но привилегированная, полит-ки
господствующая группа, претендующая на представительство народа и в
демократическом об-ве в большей или меньшей степени подконтрольная массам
и относ-но открытая для вхождения в ее состав любых граждан, обладающих
необходимой квалификацией и активностью.
В постиндустриальном гос-ве нет единой господствующей П.Э., а сущ-ют
функциональный элиты, кот.составляют лица, обладающие образованием,
квалификаией, навыками и спос-тями , необходимыми для управлен. деят-ти.
Существование П.Э. обусловлено действием основных факторов:
1.психол. и социал. неравенством людей, их неодинаковыми спос-тями,
возможностями и желанием участвовать в политике;
2.законом разделения труда, кот.требует профес-ого занятия управленческим
трудом как условия его эффект-ти;
3.высокой общественной значимостью управленческого труда и его
соответствующим стимулированием;
4.шмирокими возможностями использования управл-й деят-ти для получения
социальных привилегий, т.к. политико-управл-й труд прямо связан с
распределением ценностей;
5.практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за
полит.руководителями;
6.полит.пассивностью широких масс населения, главные интересы кот. обычно
лежат вне политики.
П.Э. неоднородна. Она делится на:
правящую, кот. обладает госуд. властью и оппозиционную (контрэлита);
открытую – воспроизводящаяся из об-ва и закрытую – воспр-ся из собственной
среды (дворянтсво).
Внутри самой элиты на:
высшая – непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего
госуд-ва.
средняя – около 5 % населения, кот.выделяются одновременно по 3-м
признакам: доходу, профес.статусу и образованию.
Полит.лидерство – прямо связано с руководящим местом, должностью в
общественной иерархии, с обладанием властью. В соврем.об-ве необх-мым
условием становления П.Л. явл-ся не только занятие властных должностей, но
и доступ к СМИ, особ-но к телевидению, обладание др.ресурсами , прежде
всего финансовыми; спос-ть выполнять роль лидера, умение повести за собой
др.людей.
П.Л. играет важную роль в жизни об-ва: могут выражать его потребности,
потребности отдельных групп, формировать цели полит.действий, брать на сеья
ответ-ть за их реализацию.
Политическое лидерство - личностная способность влиять на политическое
поведение и политическую деятельность людей, обусловленная системой
социально-политических и психологических   взаимоотношений   и  ориентаций
в группе, организации, обществе.
Функции полит лидера



5. Консерватизм как идеология.
Консерватизм – разновидность полит. идеологии. Гл. требование к власти –
сохранение морального порядка и естественно правовых устоев, лежащих в
основе семьи, религии и об-ва. Прошлое как исходный принцип К.
рассматривается в кач-ве символа морального долга, исторических
обязательств перед будущими поколениями.
Кризисное развитие индустриальных держав в 20 веке вызвало появление разл-х
реакционных консервативных течений: антисемитизм, расизм, шовинизм и др.,
кот. отрицали идеи демократии и выступали за социальную и этническую
дискриминацию. Новые явления в экономике, соц. и полит. жизни (развитие
акционерных об-тв, демократизация) способстовали сближению К. с
либеральными идеями (неоконсерватизм).
Общая установка К на сохранение традиционных ценностей ч-ка в
постиндустриальном об-ве, ориентация на эволюционность изменений и бережное
готношение к сложившемуся порядку вещей, резкое неприятие общественных
потрясений и искусственных реформ обуславливают его авторитет и влияние в
мире.


6. Либерализм как идеология.
Либерализм – полит.идеология, базирующаяся на требованиях обеспечения
свободы личности, гражданских и полит.прав индивида и ограничении сферы
деят-ти гос-ва.
Ведущие полит. ценности Л. – идеи правового равенства граждан, договорной
природы гос-ва, полит.плюрализма и конституционализма.
Характерными для Л. явл-ся требования невмешательство гос-ва в экономику,
чтобы снять все препятствия на пути реализации свободы частных
собственников и проявления их инициативы.
Многие классич. идеи Л. утрачивают свое влияние в тех странах, где люди
предпочитают более тесные и ответственные отношения м/д гос-вом и
населением.
Во 2-й половине 20 века развитие Л. привело к возникновению неолиберализма,
более терпимо относящегося к гос-ному вмешательству и усилившего этические
требования к полит. поведению граждан и правительства.
Либерализм  -  идейно-политическое  движение, объединяющее  сторонников
буржуазно – парламентского строя, выступающих против любых форм контроля за
его экономической и  духовной  деятельностью  со  стороны светской   и
церковной  власти.
     Ведущие  идеологи  классического  либерализма: Д. Локк (1632 – 1704
гг.),  А. Смитт (1723 -1790  гг.), Ш. Л. Монтескье (1689-1755 гг.), И. Кант
(1724-1804 гг.), А. де Токвиль  (1805-1859 гг.), Г. Джефферсон (1743-1826
гг.)
Основные компоненты. Абсолютная  ценность человеческой  личности  и
изначальное  (от рождения)  равенство  всех  людей. Признание  определенных
  неотчуждаемых   прав  человека (право на жизнь, свободу,  собственность).
Теория и практика правового государства.
Главные условия процветания государства:
- господство частной собственности;
- невмешательство государства в экономику;
- простор для личной инициативы.
Идея  гражданского общества, как общества экономического основанного   на
частной   собственности   и   рынке,  и независимого  от  государства  и
политических  институтов. Концепция  социального  прогресса. Идея
“естественного неравенства людей”. Неравенство - естественный
биологический, социальный и исторический факт, обусловленный  неравенством
 способностей,  талантов,  трудолюбия.


7.Нацизм как идеология.
Национализм – идеология, психология и реальная политика, основанные на
противопоставлении нации, признании исключительности и превосходства
собственной нации над др. и стремлении обеспечить ей привилегии за счет
инонациональных групп.
Н. складывается на основе реальных нац-х общностей людей, преувеличивая
значение нац-х  различий и достоинств собственной нации.
Используется нац-ое самосознание, патриотическое чувство, лингвистическое и
иное этническое родство. По своей сути Н. конфликтен, т.к. делит всех людей
на «мы» и «они», чужие и свои, противопоставляя людей по нац-му признаку.
Для обоснования превосходства собственной нации Н. использует различного
рода мифы, предрассудки и стереотипы, методы манипулирования сознанием
людей.
Формы проявления Н.:
этнократизм – ущемляет права граждан др.нац-ти под предлогом этнической
чистоты.
фашизм и нацизм – безжалостное уничтожение представителей др., якобы
«неполноценной» нации
сепаратизм и изоляционизм – разрывают естественные связи м/д народами и
наносят ущерб гражданам всех наций.


8. Понятие полит.идеологии. Взаимосвязь полит.идеологии и философии.
Полит.ид.-специфич-ая форма полит-го сознания, совокупность
систематизированных представлений той или иной общ-ой группы, призванных
выразить и защитить ее интересы и цели в сфере полит-ой власти. Понятие
иделогии ввел А.Де Траси в 17в. и означало учение об идеях или систему
идеалистических представлений о мире.
В основание ПИ могут лежать интересы определенной общности людей
(классы,нации) или полит.цели,которые не сводятся к интересам социальных
или этнических групп (напр.цели фашизма, анархизма и т.д.). ПИ выполняет
определенные функции в организации и осуществлении власти (овладение
массовым сознанием граждан; определение критериев ориентаций полит-ой
жизни, мотивация полит-го поведения граждан).
     Философия политическая изучает политику как целое, ее природу,
значение для чел-ка, взаимоотношения между личностями,общ-ва и гос.властью
и разрабатывающая идеалы и  нормативные прицнипы поли-го устройства, общие
критерии оценки политики. Стремится ответить на вопр-сы, почему и зачем
существуют те или иные полит.явления и каковыми они должны быть.
Ф.П.служить общей методологич.базой полит.исследований, раскрывает смысл
разл-ых концепций, выявляет универсальные принципы и законы во
взаимоотношениях человека, общества и власти, соотношение рационального и
ирацион-го в политике, ее нрав-ые критерии и мотивационную основу,
определяет границы и принципы гос.власти и т.п.
Философские знания составляют ядро мировоззрения человека и полит-ой
культуры общества.
9.Политический конфликт.
-борьба двух и более сторон с целью реализации своих интересов в сфере
гос.власти. Источники ПК – в различии статусов и ролей, исполняемых людьми
в полит.жизни, в разнообразии и несовпадении их потребностей и интересов; в
принадлежности граждан к разл. общ-ым группам, в наличии у людей разных
ценностей и убеждений. ПК существуют, проявляются в форме борьбы, игры или
спора (дебаты). Каждый конфликт имеет специфические способы урегулирования
и завершения. ПК разделяют на внешние и внутренние политические, явные и
латентные, кратко-,средне-, и долгосрочные. Все КП могут заканчиваться либо
тупиковой ситуацией(неразрешимый), либо тем или иным урегулированием
(лишение противоречия его остроты), либо разрешением   (устранение
источника конфликта), либо устранением самого конфликта(перенесение его  в
иную область соц.отношений).
Мирное урегулирование – наиболее часто встреч-ся цель управления ПК,
возможно на основании копромисса сторон (взаимные уступки, понимание прав
оппонента и др.) или за счет принуждения одной стороны др.стороной (при
превосходстве имеющихся у последней ресурсов, статусов и др.факторов).
Политический  конфликт - столкновение, противоборство  различных  социально-
политических  сил,  субъектов  политики  в их стремлении  реализовать  свои
интересы  и цели, связанные, прежде  всего, с борьбой  за обретение
власти,  ее  перераспределение,  изменение  своего  политического статуса,
с  политическими  перспективами  развития  общества.
Ф-ии. Положительные.
-  объективного  выражения  неудовлетворенности;
-  разрядки   напряженности;
-  достижения  внутригрупповой  сплоченности;
-  коммуникативно-информационная;
- стимуляция  социальных  изменений.
Отрицательные.
-  создает  угрозу интеграции  общества, ликвидации данной  политической
системы;
-  может   отрицательно   влиять  на   авторитет   и функционирование
власти;
-  материально-разрушительная и жизненно-опасная;
- духовно – деградирующая.
Решение: сила, переговоры, сотрудничество.


10.Политическое насилие.
- осуществляемое в  полит.целях преднамеренное действие, направленное на
уничтожение чел-ка или др.живых существ или нанесение ему ущерба и
осуществляемое вопреки его воли. Насилие м.б. физическим, экон-им,
психологич. и др. Применительно к политике имеет в виду физич-ое насилие
как средство ее осуществления. ПН отлич-ся от др.его форм не только физич-
им принуждением и возможностью быстро лишить чел-ка свободы, жизни или
нанести ему непоправимые телесные повреждения, но и организованностью,
широтой, систематичностью и  эффективностью применения.  В мирные времена
его осуществляют специально подготовленные люди, кот.обладают оружием и
др.средствами принуждения, объединины  жесткой дисциплиной и
централизованным управлением. ПН – антипод гуманизхма и нравстенности, т.к.
означает действия направленные против чел-ка или его достоинства.
Систематическое применение Н.разрушает нравственные основы общ=ва,
совместной жизни людей – солидарность,доверие, правовые отношения и т.п. В
виду несовершенства чел-ка, его коллективной жизни,общ=во не может
полностью устранить всякое насилие и вынуждено в целях его ограничения и
присечения использовать силу.
В демократич.общ-ве допускается применение гос.насилия лишь в кач-ве
ответной или предупреждающей меры по отношению к уголовным преступникам,
террористам, нарушителям законов, сторонникам насильственного свержения
демократич.строя, агрессорам и т.д.
В конце 20в. с распространением ядерного и др.видов оружия массового
поражения обострилась антигуманнпя сушность ПН. Появились благоприятные
условия для его дальнейшего ограничения.

12 Структура политической системы. общества.
В составе полит системы общества функционируют в тесной взаимосвязи четыре
крупные подсистемы: институциональная, регулирующая, коммуникативная и
политико-идеологическая.
Институциональная подсистема включает политические институты и, прежде
всего, формы политического правления (республика, монархия), политические
режимы (демократический, тоталитарный, авторитарный и др.), органы зак-ной,
исп-ной и судебной власти, политические партии и движения, многочисленные
общественные организации, избирательную систему и др. Этой подсистеме
принадлежит ключевая роль в политической системе. Именно здесь создается
нормативно-правовая, определяющая условия, возможности и границы
функционирования всей политической системы.
Регулирующая подсистема базируясь на принятых в обществе политико-правовых
нормах, отраженных в конституции страны и других законодательных актах,
регулирует формирование и деятельность полит институтов и функционирование
полит системы общества в целом. Исходной базой, на которую опирается данная
система, являются не только политико-правовые нормы, но и национальные,
исторически сложившиеся обычаи и традиции, господствующие в обществе
политические взгляды, убеждения, принципы, воздействующие на политическую
систему общества.
Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений,
возникающих в процессе функционирования полит системы общества. Это прежде
всего отношения по поводу управления обществом. Субъектами этих отношений
являются полит институты и организации, полит лидеры, представители полит
элиты, граждане. Это также отношения, связанные с борьбой за полит власть:
ее завоевание, удержание, реализацию.
Политико-идеологическая подсистема включает полит концепции, теории,
взгляды. Они лежат в основе создания и развития общественно-полит
институтов, политико-правовых норм, совершенствования полит отношений и
всей полит системы.
Данная структура (четыре подсистемы) прослеживается в полит системе любого
общества, однако в конкретных условиях разных государств перечисленные
подсистемы создаются и функционируют в различных формах. В связи с данным
обстоятельством важно подчеркнуть, что политология изучает, во-первых,
общие для всех политических систем характеристики и, во-вторых,
специфические формы их проявления в различных странах.


13Мораль и политика.
Мораль в политике-воплощ. в полит. и ее мотивации моральных норм и
ценностей- добра(блага), справедливости, долга и т.д.По вопросу о возмож-ти
нравственной полит. мысли сущ. разн. точки зрения: 1)полит. д.б. полн-ю
подчинена  морали по  принципам,целям, по примен. сред-м. Этот подход не
учитывает особенности полит. и реальный уровень нравственного сознания ее
участников.2) политика и мораль автономны и не должны вмешиваться в
компетенции друг друга. 3) политика и мораль- непримиримые
противоположности. М.- это сфера добра, гуманизма,  политика же- всегда
зло, поскольку она связана с властью, насилием и обманом.4)Политика д.б.
нравственной, насколько это возможно. Соединение этих облостей регуляции
повед. людей-М. и П.- м.б. дост-то лишь в том случае, если нравственные
требования  учитывают особ-ти политики, связ-е с применением насилия,
борьбой с антиобщ-ми элементами,. реализ-й групповых интересов, направ-ю на
эффективность действий и др. Т.о. прямое расспрос-е М. на П. невозможно

14Социальна политика.
Социальна политика- деят-ть гос-ва по поддерж-ю такого хар-ра равенства-
неравенство соц-х групп, кот-й способствует сбалансир-му развит. об-ва и
обеспеч. стабильность правления. Основ-я цель П.С- увелич. продолжит-ти
соц. активности граждан, стимуляция актив-го участия граждан в развит. об-
ва. П.С призвана решать задачи:1)предост. благоприят-х возмож-ей для
индивидуального развития кождого,опред-х соц. услуг населению(обл-ть
здравоохранения, образования и т.д.).2)осуществ. прогамм соц. помощи опред.
слоям населения(пенсионерам, молодежи и т.д.). 3)Регулир-е роста, структуры
и численности населения. 4)Регулирование отношен., формир. материальные
основы жизнидеятельности населения (за счет сдерживания инфляции,  решения
проблем налогообложения, создания рабочих мест и т.д.); 5) участия в
международных соц-х программах гуманитарного хар-ра. В С.П. принято
разграничивать права и ответ-ти федеральных, регион-х и муниц-х  органов
власти. Высокий уровень развития С.П.
характеризует понятие социального государства.

14Социальная политика.
Соц.полит-ка – транспорт, медицина, досуг.1)Развитие соц.сферы оказ-т
обратн-е воздейст-е ''Мы не только живем как работаем, но и работаем как
живем”.2)Развитие экономической сферы опред-ся развит. экономич. сферы. 3)
При решении хоз-х ? надо думать и о соц. сфере.(дом в тундре- надо
школа…).4) Эконом. многообразие (плюролизм) порждает соц-ы плю-м.
Соц.полит-ка стоит на 2 месте после эконом. полит.
Соц.полит-ка- это д-сть соотв. пол. субъектов по регалир-ю соц. отношений в
заданном направлении.

15Политические организации как субъекты политики.
Политические организации –обьединен. людей для достижен. общих  политич-х
целий на основе принципов разделен-я труда, специализ-и труда и
иерархической структуры.
П.О. функционир-ют по заран-е выработ-м планам, направ-е на достижение
различ. целей. Сущ. два вида П.О.: формальная и неформальная.
Формальная-им-т спец-й административный аппарат, основой явл-ся координация
действий членов организ-и для ее сох-я и достиж-я поставленных целий.
Неформальная-складывается стихийно и не им-т четко зафиксир-й струк-ы. Она
дополняет бюрократ-й аппарат, основ. на принц-е иерархии, может повысить
эффективность формальной П.О. за счет усиления сплоченности ее членов,
сглаживание возмож-х конфликтов м-ду лидерами и рядовыми членами.

16Политическое сознание и политическое поведение.
Политическое поведение личности.1.Личность с высокой политической
активностью, принимающая постоянное участие в политической жизни:

а) лица, профессионально занимающиеся политикой (политические лидеры,
профессиональные политики, для которых политика стала не только профессией,
источником существования, но и главным смыслом жизни);
б) лица, не занимающие ответственных постов в политических учреждениях или
организациях. Это так называемая политическая деятельность “по
совместительству”.
2. Личность, принимающая эпизодическое участие в политике (выборы,
референдумы, выдача наказов и т.п.).
3. Личность, проявляющая интерес к политике, но лично практически не
участвующая в ней.
4. Личность пассивная в политике.
1. Аполитичная и отчужденная личность, негативно относящаяся к своему
   участию в политике.
Формы политического сознания- 1.Политическая психология - это практическое
сознание субъекта власти,совокупность духовных предметов,которые
способствуют выработке человека непосредственных мотивов и установок
политического поведения.2Политическая  идеология-это систематизированная
совокупность идейных воззрений,выражающих и защищающих интересы той или
иной  общественной группы и требующих подчинения индивидуальных помыслов и
поступков как можно большего числа людей соответствующим целям изадачам
использования власти.

17Человек как субъект и объект политики.
Чел-к   становится   полит.   существом   благодаря   след   обстоятельств.:
1) Отделен. умственного труда от физич.  и  выделен.  управленч.  деят-ти  в
особую  отр-ль  жизнедеят-ти  людей.  2) Соц.-классовое   разделен.   общ-ва
(богатые и бедные).  3) Возникновен.  част.  соб-ти,  р-чной  эк-ки.  Ч-к  –
личность – гражданин. Типы ролей: рядовой член общ-ва;  гражданин,  состоящ.
в ощ-ых орг-иях и каким-то образом влияющ. на политику;  гражданин,  состоящ
в полит. стр-ре; общ-ый деятель; профполитик; полит. лидер.  Личность  может
выступать в зав-ти от типа ПС и ПР.

18Тоталитаризм как субъект  политики.
Тоталитаризм- тип политической системы об-ва, характер-ся всеобъемлющей
идеологизацией и политизацией общ-ой жизни, отсутствием свободой личности,
подчинением  всей соц. системы коллективным идеологическим целям. Теория
тоталитаризма сложилась в 40-50-х гг.в работах Фридриха и Бжезинского. В их
книге «Тоталитарная диктатура и автократия»- попытка обоснования Т. как
понятия, отражающего сталинизм и др. однотипные (фашистские, национал-соц-
е) политические режимы. Несмотря на весьма огранич-ю применимость к
реальным полит. систем-м, теор. Т. до сих пор сохраняет определенную
научную значимость и полит. актуальность, позволяя отслеживать притиворе-е
свободе личности тот-е тенденции, прояв. в разтич. частях мира.

19Демократия как политический режим.
 Демократия-1.народовластие в гос-ве или «правл-ие народа, избранное
народом и для народа»;2. форма уст-ва любой орган-ии, осн-ной на
равноправном уч-ии ее членов в управлении и принятии в ней реш-й по больш-
ву. Вэтом смысле говорится о партийной, проф-ой и семейной Д. В таком знач.
Д. может сущ. всюду, где есть организация, власть и управление. Центральным
в политологии явл. понимание Д. как народовластия в гос-ве. т.е.
Д.представляет собой 1-н из типов политической системы, признаком кот.
явл.:приз-е народа высшим источником власти; равноправие граждан и равен-во
их избирательных прав и т. д. Несмотря на это понимание  Д. как
народовластия подвергается критики, т.к. ни одна из реально сущ. Д. не была
властью народа.



Принципы:
1. Признание  в  качестве  источника  власти  народа  или  его определенной
 части.
2. Выборность  представительных  органов  власти.
3. Постоянное  влияние  общества  на  государственную  власть.
4. Равноправие  граждан  в смысле  участия  в  политической жизни.
5. Соблюдение  прав  и  свобод  человека  и  гражданина.
6. Подчинение меньшинства большинству при принятии решений и признание
ценности мнений, интересов меньшинства.


20Авторитаризм как политический режим.
Авторитаризм- один из основоп-х  типов полит. систем(гос-в) власть кот.
принад-т 1 чел. или группе лиц. Для А. хар-на неограниченность  власти
высших правителей, запрет полит-ой оппозиции и вместе с тем отсутс-е у гос-
ва претензий жесткого Конт-ть всю, прежде всего эконом-ю и дух-ю, жизнь об-
ва и личности.А. власть в 1 очередь заним. ? собст-ой безоп-ти, обеспеч.
обороны и общес-о порядка, хотя и может порводить и актив-ю эконом-ю и
политч. политику, осущ. общес-е реформы. А- антипод демократии т.к. не
признает народ верховным источ-м власти и свобод. конкур-е выборы высших
орг-ов гос-ва. Должностные лица назначаются сверху. В авторитарных гос-ах
нет легальной оппозиции, в них допускается сущ-е подконтрольных властями
партий, профсоюзов и др. орга-й. А   Вт-ые полит. сист. разнообразны:
монархии, деспотические, диктаторские, в т.ч. националистические режимы и
т.д. Слабой стороной А.явл. полная зависимость гос-ой полит. от позиции
главы  гос-ва или высших руководителей, отсут-е у граж-н правовых
возможностей предотв-я  злоупот-й властью, артикуляций свох интересов и
защиты прав. В последнее время автор-ые режимы, учит-я непопулярность в
мире открытых диктатур, часто маскируют свой антидемок-ий хар-р, претендая
на презид-е формы правления, создавая в этих целях подконтрольные главе гос-
ва парламенты, суды и некоторые др. демократич. институты, что, однако, не
меняет сути.

21Понятие «экономическая политика».
Экономическая политика-деят-ть гос-ва по поддер-ю опред-х принципов развит-
я эконо-й жизни, сохранен-ю  известных пропор-й м-ду отраслями матер-го
пори-ва и непроиз-ой сферы, т.ж. стимул-ю эконом. активности населения.
П.Э. призвана реш-ть те зад-чи в слож. эконом-й сист-ме, кот. сама она
решить в состоянии. Однако и П.С. не может решить все порблемы эконом-й
сферы. Содержание П.Э. формир-ся вокруг решения задач по сох-ю покуп-ой
спсоб-ти национальн. валюты, обеспеч. высок. степени занятости населения и
внешнеэконом-го равновесия. П.Э. реализуется посредствам издаваемых гос-м
законов, регулирующих соответ-ие обл-ти общест. жизни
с помощью кредитования и инвист-й, установ. налогов, опред. соц. пограмм и
т.д. Главная задача П.Э.- формир-е гос. бюджета, опред. величину и хар-р
субсидий, напав. в различ. отрасли эконом-ки, на поддержку ее частного, гос-
го и общ. сектора. В завис-ти от конк-х целей политико-экономч.
регулирования различают бюджетно-финансовую, кредитно-денежную, налоговую,
инвестиционную и др. виды П.Э. В завис-ти от типа гос-ва и истор-х условий
в основе П.Э. могут лежать методы жесток. администр-го регулирования,
гибкое гос. регул-е без прямого контроля и принуждения или денежно-кредит-е
регулирования.


22Понятие «государство». Формы устройства правления.
Государство- в широком смысле слова общность людей, организуемая и представ-
я  единым органом власти и пржи-я на опред. терр-ии. Важнейшими
конституирующими Эл-ми Г. считаются: объед-й правовым союзом народ, тер-я
суверенная власть. В узком смысле слова Г.- это цент-я орга-я полит-й