Защита прав субъектов финансовых правоотношений

Реферат


         по теме: «Защита прав субъектов финансовых правоотношений»



Работу выполнил:
                                   студент
                                 факультета
                             «ЭКОНОМИКА И ПРАВО»
                                по предмету:
                        «Финансовое законодательство»



План:


1. Понятие субъектов финансового права;

2. Порядок защиты прав и законных интересов участников финансовых
  общественных отношений;

3. Административный порядок защиты прав субъектов финансовых
  правоотношений;

4. Судебный порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений;

5. Роль Конституционного суда в защите прав субъектов финансовых
  правоотношений;

6. Литература.


1. Понятие субъектов финансового права;

Участники финансовых правоотношений именуются субъектами финансового  права.
  Финансовое   правоотношение   устанавливается   между    физическими    и
  юридическими   лицами.   Поэтому   в   качестве   субъектов   гражданских
  правоотношений   могут   выступать   отдельные   индивиды,   определенные
  коллективы людей и  в  конце  концов  само  государство.  Кстати  следует
  добавить, что  в  финансовых  правоотношениях  могут  быть  завязаны  как
  внутренние физические и юридические лица (резиденты), так  и  иностранные
  (нерезиденты) в качестве субъектов  финансовых.  Их  статус  определяется
  законом.
Государство – как субъект финансового права выступает  в  качестве  сборщика
  налогов и других обязательных платежей, в качестве кредитора или  другого
  источника  финансирования  и  т.д.  Также  следует  отметить  наличие  не
  индивидуальных и индивидуальных субъектов финансовых  правоотношений.  Не
  индивидуальные субъекты финансового права – это организации. Они являются
  субъектами финансового права в  области  государственного  и  банковского
  кредита, налогообложения,  страхования  и  т.д.  Индивидуальные  субъекты
  финансового права – это граждане. Их права и обязанности связаны  главным
  образом с налоговыми и другими обязательственными платежами, поступающими
  в распоряжение государства.  Законодательство  устанавливает  в  качестве
  основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие  у  него
  дохода, повышающий установленный необлагаемый минимум, или  определенного
  имущества,  подлежащего  налогообложению.  Граждане  могут   вступать   в
  финансовые правоотношения и по другим поводам –  в  связи  с  участием  в
  самообложении, в  государственных  денежно-вещевых  лотереях,  в  области
  государственного и банковского кредита, государственного страхования. Что
  касается иностранных лиц без гражданства, то законодательство определяет,
  в каких случаях они являются субъектами финансовых правоотношений.

2. Порядок защиты прав и законных интересов участников финансовых
  общественных отношений;

Соблюдение правил, закрепленных  в  финансово-правовых  нормах,  означает  и
  обеспечение  прав  субъектов  финансового  права.  В  этих  целях  широко
  применяется метод убеждения в различных формах, прежде всего в проведении
  разъяснительных  работ.  В  результате  большей  частью   субъектов   они
  выполняются добровольно.  В  случае  нарушения  установленных  в  области
  образования, распределения  и  использования  государственных  и  местных
  денежных фондов правил вводится в действие метод принуждения в  различных
  его проявлениях (применение санкций, запретительных мер  и  др.).  Важно,
  чтобы в соотношении этих  методов  противоречивость  принадлежала  методу
  убеждения;   такая   последовательность   свойственна   высокому   уровню
  правосознания, к которому область финансов в условиях перехода к рыночным
  отношениям предъявляет повышенные требования.
Вместе  с  тем,  еры  государственного  принуждения  являются   неотъемлемым
  элементом механизма правового регулирования финансовых отношений,  как  и
  любых других общественных  отношений.  Следовательно,  использование  мер
  государственного  принуждения  необходимо  и  в   случаях   возникновения
  потребностей в защите либо в восстановлении нарушенных  прав  и  законных
  интересов субъектов  финансового  права.  Это  относится  ко  всем  видам
  субъектов –  государству,  административно-территориальным  образованьям,
  гражданам,  государственным  и  местным  органам  власти,   предприятиям,
  организациям, учреждениям.
Для защиты прав и законных интересов  субъектов,  участвующих  в  финансовых
  правоотношениях, применяется административный и судебный порядок,  что  в
  настоящее  время  является  общим  правовым  правилом.  Естественно,  что
  содержание их в области финансовых правоотношений имеет свои особенности.
Следует заметить, что до  90-х  годов  преобладал  административный  порядок
  защиты прав субъектов финансового права. Судебный  порядок  применялся  в
  основном при защите интересов государства в целях взыскания  налогов,  не
  внесенных в установленные  сроки.  Гражданин  же  свои  права  защищал  в
  административном порядке.
Латвийское законодательство с тех пор расширило сферу  применения  судебного
  порядка применительно ко всем субъектам финансового  права.  При  этом  в
  финансовых отношениях действуют оба  названных  порядка  защиты  прав,  а
  разрешение дела  в  административном  порядке  не  исключает  возможности
  обращаться при не удовлетворяющем исходе в суд или арбитраж.

3. Административный порядок защиты прав субъектов финансовых
  правоотношений;

Административный  порядок  защиты  действует  главным   образом   в   случае
  применения мер государственного принуждения, связанного с защитой прав  в
  области финансовых отношений, к государственным и муниципальным  органам,
  предприятиям, организациям, учреждениям. Широкая сфера его  применения  в
  этом  случае  вызвана  необходимостью  оперативных  действий  в   области
  финансов. Однако он по прежнему предусмотрен  и  в  случаях  защиты  прав
  граждан в этих отношениях при возможности их обращения в суд.
В различных  финансовых  отношениях  административный  порядок  защиты  прав
  имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных  велений
  при внесении решения соответствующими государственными  органами  (помимо
  судебного разбирательства). Например,  при  защите  прав  государства  на
  получение  налоговых  платежей  –  бесспорный  порядок  взыскания  их   с
  предприятий,   организаций,   учреждений    по    распоряжению    органов
  государственной налоговой службы при не внесении платежей в срок; тот  же
  порядок взыскания платежей, не внесенных в  государственные  внебюджетные
  фонды,  и  целевых  субвенций,  выделяемых  в  нижестоящие  бюджеты   или
  внебюджетные  фонды   вышестоящими   органами   при   нарушении   условий
  использования на  основании  решений  этих  органов  и  т.д.  В  денежно-
  кредитной  сфере  Банк  Латвии  в  целях  защиты  интересов  клиентов   в
  одностороннем  порядке  вправе  повысить  нормы   обязательных   резервов
  коммерческих банков, депонируемых в нем.
В  свою  очередь,  субъекты,  к  которым  применены  меры,   вытекающие   из
  рассмотренного порядка, в целях защиты своих прав  и  законных  интересов
  вправе, во-первых, обжаловать  действия  соответствующих  государственных
  органов также в административном порядке по подчиненности  и,  во-вторых,
  обратиться  в  суд  или  арбитраж.  Оба  порядка  защиты  прав  указанных
  субъектов в области финансовых отношений  могут  быть  использованы  и  в
  других случаях их нарушения.

4. Судебный порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений;

В финансовом законодательстве последнее время особое внимание уделяется
  праву на судебную защиту. Так по законодательству Латвии представительным
  и исполнительным органам власти и органам местного самоуправления
  гарантируется судебная защита этих прав – они могут обратиться в районные
  и окружные суда. Закреплено также право Банка Латвии обращаться в суды с
  исками о признании недействительными актов государственной власти и
  органов местных самоуправлений.
В финансовых правоотношениях государства с участием граждан также действует
  административный и судебный порядки защиты прав и законных интересов
  обеих сторон. При этом усилена ориентация на использование судебного
  порядка который имеет конституционную основу. По Конституции Латвии, в
  разделе о правах и свободах человека и гражданина каждому гарантирована
  судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия)
  органов государственной власти, органов местного самоуправления и
  должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Если исчерпаны все имеющиеся
  внутригосударственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в
  соответствии с международными договорами ЛР обращаться в международные
  органы по защите прав.
На основании законодательства Латвии можно обжаловать  решения суда. К
  таким действиям (решениям) отнесены единоличные и коллегиальные действия
  (решения).
Помимо всего вышесказанного в законодательных актах, регулирующих
  финансовую деятельность государства, могут особо закрепляться полномочия
  граждан по обжалованию в суд принятых в данной сфере решений
  государственных органов.
Однако граждане по своему выбору могут обратиться за защитой их прав не в
  суд, а к вышестоящему органу или должностному лицу, то есть использовать
  административный порядок защиты.
Судебный порядок применяется и при защите финансовых интересов и прав
  гражданства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов,
  финансовых санкций и т.д.).
Важной стороной защиты прав в финансовых отношениях с государством является
  установление в законодательстве гарантий возмещения ущерба гражданам и
  юридическим лицам, причиненного незаконными действиями государственных
  органов и их должностных лиц. Так, суммы налогов и других обязательных
  платежей, неправильно взысканные государственными налоговыми инспекциями,
  подлежат возврату, а причиненный налогоплательщикам вследствие
  ненадлежащего осуществления обязанностей ущерб – возмещению. Эта норма
  имеет конституционную основу.

1. Роль Конституционного суда в защите прав субъектов финансовых
  правоотношений

Ролью   Конституционного   суда   в   защите   прав   субъектов   финансовых
правоотношений выступает судебный контроль  за  соблюдением  конституционных
прав, т.к. содержание законов, регулирующих нашу  жизнь  не  должны  идти  в
разрез с конституцией. У нас в  Латвии  Конституционный  суд  был  создан  и
начал свою работу с  1996  года,  в  функции  которого  входит  контроль  за
соблюдением Конституционных норм.
Следует отметить, что в период посттоталитарных реформ конституционные  суды
начали учреждаться в странах Восточной Европы.  В  СССР  времен  перестройки
Комитет  конституционного  надзора  был  скорее  одной  из  модифицированных
имитаций    государственно-правовых    форм,    чем    реальным     гарантом
конституционных прав и  свобод.  Напротив,  Конституционный  суд  Российской
Федерации, учрежденный в 1991  г.,  уже  в  одном  из  первых  постановлений
продемонстрировал свои возможности в  деле  защиты  конституционных  прав  и
свобод,   в   частности,   он   признал   законодательство   и   обыкновение
правоприменительной  практики,  ограничивающее  право  граждан  на  судебную
защиту  по  делам  о   восстановлении   на   работе,   не   соответствующими
Конституции". Однако пока еще не представляется возможным делать  какие-либо
выводы о практике этого суда как в России так и в Латвии.
6.  Литература.

1. Финасовое право» учебник под редакцией Н.И. Химичевой, М.:  издательство
  БЕК, 95 г.

2. “Финансовое право” А.А. Жданов., М. 1995 г.

3. «Финансовое право» Грачева Е.Ю. Москва, «Новый юрист», 1998 г.

4. «Финансовое и банковское право» Словарь – справочник, Москва 1998 год

5. «Хозяйственное прав» О.Лукашина Рига, 1997 года

6. «Конституционный суд – его история и практика» Москва,1996 год