Правоохранительные органы

ПЛАН

      61. Частная детективная служба. Задачи, статус частного детектива, его
полномочия.
      37. Задачи и полномочия прокуратуры по надзору за исполнением  законов
администрацией  органов  и  учреждений,   исполняющих   наказание,   и   мер
принудительного характера,  администрацией  мест  содержания  задержанных  и
заключенных под стражу.
      10. Начертите схему – таблицу органов налоговой полиции.
      Литература

      61. Частная детективная служба. Задачи, статус частного детектива, его
полномочия.

      Закон  РФ  от  11.03.1992г.  «О   частной   детективной   и   охранной
деятельности в Российской Федерации» предусмотрел новый вид  деятельности  в
сфере правоохраны,  получившей  название  «частная  детективная  и  охранная
деятельность, которые являются негосударственными организациями  обеспечения
правоохраны.  Ее  сущность  согласно  Закону  заключается  в   оказании   на
возмездной  договорной  основе  услуг   физическим   и   юридическим   лицам
предприятиями,  имеющими  специальное   разрешение  ОВД,  в   целях   защиты
законных прав  и интересов своих клиентов (ст.1)
      Содержанием этой деятельности являются услуги ЧД и ОД.
      ЧД и ОД проникают в такие сферы отношений, которых государственные  ПО
до сих пор не касались.
      ЧД и ОД характеризуется отличительными признаками от ПО  деятельности,
осуществляемой госорганами.
      Во-первых,   является   предпринимательской   в   сфере   правоохраны,
коммерческой, рассчитана  на  получение  прибыли  предприятиями  которые  ее
осуществляют.
      Во-вторых, рассчитана на оказание охранно-сыскных услуг  физическим  и
юридическим лицам.
      В-третьих, осуществлять подобную деятельность могут только предприятия
получившие лицензию ОВД и прошедших госрегистрацию.
      В-четвертых, на лиц осуществляющих ЧД и ОД правовой статус  работников
государственных ПО не распространяется.
      ЧД и  ОД  создаются  и  функционируют  не  в  противовес  деятельности
государственным  ПО,  а  в  их  дополнение  для  решения  общих   задач   по
обеспечению правопорядка.
      В ст. 1.Закона «О  частной  детективной  и  охранной   деятельности  в
Российской Федерации», ЧД и  ОД  определяется  как  оказание  на  возмездной
договорной  основе  услуг  физическим  и  юридическим  лицам  предприятиями,
имеющими лицензию ОВД, в  целях  защиты  законных  прав  и  интересов  своих
клиентов.  На  граждан,  осуществляющих   ЧД   и   ОД,   действие   законов,
закрепляющих правовой статус  работников ПО не  распространяется.  Граждане,
занимающиеся ЧД деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-
розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции  органов
дознания.
      Ст. 2. Правовую основу ЧД и ОД составляют:
      Конституция РФ, настоящий Закон, др. законы и иные правовые акты Р.Ф.
      В общее положение входит ст. 3 .-Виды ЧД. и ОД.
      В целях сыска существуют 7 видов услуг:
1) сбор сведений по гражданским делам на  договорной  основе  с  участниками
  процесса;
2)  изучение  рынка  -  сбор   информации,   выявление   некредитоспособных,
  ненадежных деловых партнеров;
3)   установление    неправомерного    использования    фирменных    знаков,
  наименований,  недобросовестной  конкуренции,  а   так   же   разглашения
  сведений, составляющих коммерческую тайну;
4) выяснение биографических и др.  данных  о  гражданах  (с  их  письменного
  согласия) при заключении ими контрактов;
5) поиск без вести пропавших граждан;
6) поиск утраченного клиентами имущества;
7) сбор сведений по уголовным  делам  на  договорной  основе  с  участниками
  процесса. В течение суток с момента заключения контракта  с  клиентом  на
  сбор  таких  сведений  ЧД  обязан  письменно  уведомить  об  этом   лицо,
  производящее дознание, в чьем производстве находится уголовное дело.
      В разделе  2  Ст.4  настоящего  Закона   указано,  что  ЧД  признается
гражданин  РФ,  получивший  в  установленном  порядке  лицензию  на  ЧСД   и
выполняющий услуги  перечисленные  в  ч2  Ст.3  настоящего  Закона.  Частные
детективы работающие в составе предприятий,  объединений,  ассоциаций  могут
осуществлять  сыскную  деятельность  индивидуально.  Для  этого  они  должны
зарегистрировать  индивидуальное  ЧДП.(ч.5.Ст.6  Закона   от11.03.   1992г.)
Индивидуальная деятельность ДП. Образуется в порядке, предусмотренном  Ст.8.
Закона  РСФСР  «О  предприятиях  и  предпринимательской   деятельности»   от
25.12.90г. частным лицом. ВВС. РФ 1991.№30.Ст.418.
      Сыскная  деятельность  должна  быть  основным  видом   занятости   ЧД,
совмещение ее  с  государственной  службой  либо  с  выборной   оплачиваемой
должностью в общественных объединениях не разрешается.
      В Ст.5. настоящего Закона допускаются средства и методы работы ЧД как:

      Устный допрос граждан, наведение справок, изучение документов, внешний
осмотр строений, объектов,  наблюдение  для  получения  информации  в  целях
оказания услуг, перечисленных в ч.1.Ст.3. настоящего Закона.
      При   осуществлении   ЧСД    допускается   использование:   видео-   и
аудиозаписи, кино-  и  фотосъемки,  технических  и  иных  средств,  а  также
средств оперативной радио- и телефонной связи.
         В случаи необходимости оказания ЧД услуг сопряженных  с  опасностью
для жизни и здоровья, им   разрешается  использование  специальных  средств,
виды,   порядок   приобретения,   учета,   хранения   и   ношения    которых
устанавливаются   Правительством   РФ.   От    14.08.1992г.№587(см.:    САПП
РФ.1992г.№8.Ст.506;1993.№39.Ст.3690).
      Выдача лицензий на ЧСД на  определенной  территории  РФ.  Производится
соответствующим ОВД в пределах  его  компетенции  о  чем  гласит  Ст.6  ч.2.
настоящего Закона.
      Гражданин,  претендующий   на   получение   лицензии   на   работу   в
соответствующий ОВД:
      анкету;
      фотографии;
      медицинскую справку о состоянии здоровья;
      документы,  подтверждающие  его  гражданство,   наличие   юридического
образования, стаж работы в ПО не менее трех лет.
      ОВД  вправе  устанавливать  достоверность  сведений  в  представленных
документах, для принятия  решения о выдаче  лицензии.
      Лицензия не выдается:
   1) гражданам не достигшим 21г;
   2) гражданам  состоящим  на  учете  по  поводу  психического  заболевания
      алкоголизма или наркомании;
   3) гражданам имеющим судимость за совершение умышленного преступления;
   4) гражданам, которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до
      разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);
   5)  гражданам  уволенным   с   государственной   службы,   из   судебных,
      прокурорских и иных ПО. По компрометирующим их основаниям;
   6) бывшим работникам ПО осуществлявшим контроль за частной детективной  и
      охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год;
   7) гражданам, не предоставившим документы, перечисленные в ч.2. настоящей
      статьи;
      Лицензия на работу в качестве ЧД выдается ОВД в течение месяца со  дня
подачи заявления гражданином, претендующим  на  ее  получение  сроком  на  3
года. И является основанием для государственной регистрации  индивидуального
частного детективного  предприятия  в  Совет  народных  депутатов  по  месту
учреждения  данного  предприятия  или  для  заключения  трудового   договора
(контракта) с  объединением  ЧД.  Порядок  и  размеры  платежей  при  выдачи
лицензии определяются Министерством финансов РФ.
      В случае отказа в выдаче лицензии ОВД обязан  письменно  информировать
об этом  гражданина, направившего заявление,  с  указанием  мотивов  отказа.
Это решение  или  нарушение  срока  рассмотрения  могут  быть  обжалованы  в
вышестоящий ОВД или суд.
      Гражданину,   получившему   лицензию   на   работу   в   качестве   ЧД
соответствующим ОВД одновременно выдается документ  установленного  образца,
удостоверяющий его личность.
      Статья 7 определяет ограничения в сфере деятельности ЧД.
      Частным детективам запрещается:
      1)  скрывать  от  ПО  известные  факты  готовящихся  или   совершенных
преступлений;
      2) выдавать себя за сотрудников ПО;
      2) собирать  сведения  связанные  с  личной  жизнью,  политическими  и
         религиозными убеждениями. Настоящий запрет  вытекает  из  гарантий,
         установленных Конституцией РФ свободы вероисповеданий, политических
         убеждений  и  личной   жизни   граждан.   Нарушение   естественных,
         конституционных прав и свобод  граждан,  невыполнение  принятых  на
         себя  обязательств  влечет  гражданско-правовую,   административно-
         правовую, и уголовно-правовую ответственность;
      3) пользоваться техническими средствами без  согласия  соответствующих
         должностных или частных лиц;
      4) прибегать к действиям посягающим на права и свободы граждан;
      5) совершать действия, ставящие под  угрозу  жизнь,  здоровье,  честь,
         достоинство и имущество граждан;
      6) фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;
      7) разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях
         вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц;
      8) передавать свою лицензию для использования ее другими лицами
      Проведение сыскных действий, нарушающих  тайну  переписки,  телефонных
переговоров и телеграфных сообщений либо  связанных  с  нарушением  гарантий
неприкосновенности  личности  или  жилища,  влечет  за  собой  установленную
законом ответственность.
      Ст.16.   определяет   условия   применения   специальных   средств   и
огнестрельного оружия в  случаях  и  в  порядке,  предусмотренных  настоящим
Законом, и в пределах предоставленных лицензией прав. Охранник или  ЧД.  при
применении спецсредств или  огнестрельного  оружия  обязан:  предупредить  о
намерении их использовать; стремиться ,чтобы любой  ущерб,  причиненный  при
устранении  опасности,  был  минимальным;   обеспечить   лицам    получившим
телесные повреждения, доврачебную помощь и уведомить органы  здравоохранения
и внутренних дел; немедленно уведомить прокурора о всех случаях смерти.
      ЧД и охранники обладающие лицензией, обязаны  проходить  периодическую
проверку на пригодность к  действиям  в  условиях  связанных  с  применением
специальных средств и огнестрельного оружия. Такая  проверка  осуществляется
в порядке определяемом МВД РФ.
      Применение частным детективом или охранником специальных  средств  или
огнестрельного оружия с превышением своих полномочий, крайней  необходимости
или необходимой обороны влечет за  собой  лишение  лицензии,  а  также  иную
ответственность, установленную законом.
      Ст.21  настоящего  Закона  гласит  об  ответственности   за   создание
незаконных детективных и охранных предприятий.
      Создание или деятельность частных детективных и  охранных  предприятий
(объединений,    ассоциаций),    образовательных    учреждений      и     СБ
непредусмотренных настоящим  Законом,  влекут  за  собой  ответственность  в
соответствии с законодательством РФ.

      37. Задачи и полномочия прокуратуры по надзору за исполнением  законов
администрацией  органов  и  учреждений,   исполняющих   наказание,   и   мер
принудительного характера,  администрацией  мест  содержания  задержанных  и
заключенных под стражу.

      Предметом  надзора  данного  направления   прокурорской   деятельности
являются:  законность  нахождения  лиц  в  местах  содержания   задержанных,
предварительного  заключения,  исправительно-трудовых  и  иных   органах   и
учреждениях, исполняющих наказание и другие меры принудительного  характера,
назначаемые судом;  соблюдение  установленных  законодательством  Российской
Федерации прав и обязанностей задержанных, арестованных, и  осужденных  лиц,
подвергнутых  мерам  принудительного  характера,  порядка   и   условий   их
содержания,  законность  исполнения  наказаний,  не  связанных  с   лишением
свободы.
      Таким образом, надзор осуществляется как за законностью  содержания  в
заключении  лиц,  в  отношении  которых  приговор  еще  не  вынесен,  так  и
осужденных к лишению свободы и другим мерам наказания.  В  отношении  первых
проверяется   в   основном    соблюдение    уголовно-процессуальных    норм,
регламентирующих порядок и условия заключения под  стражу  в  качестве  меры
пресечения, продление сроков содержания под стражей, освобождение  незаконно
содержащихся под  стражей  лиц.  В  отношении  же  осужденных  –  исполнение
требований Исправительно-трудового (уголовно-исполнительного) кодекса РФ.
      Осуществляя надзор за исполнением законов, прокурор вправе посещать  в
любое время органы  и  учреждения,  в  которых  содержаться  под  стражей  и
отбывают  наказание   осужденные   (исправительно-трудовые,   воспитательно-
трудовые колонии, тюрьмы),  а  также  лица,  находящиеся  под  следствием  и
подсудимые  (изоляторы  временного  содержания,   следственные   изоляторы);
опрашивать задержанных, арестованных, осужденных и лиц,  подвергнутых  мерам
принудительного характера; знакомиться с документами, на  основании  которых
эти лица задержаны,  арестованы,  осуждены  либо  подвергнуты  другим  мерам
принудительного  характера,  с  оперативными   материалами;   требовать   от
администрации   создания   условий,   обеспечивающих   права    задержанных,
арестованных,  осужденных  и   лиц,   подвергнутых   мерам   принудительного
характера,  проверять  соответствие  законодательству  Российской  Федерации
приказов, распоряжений, постановлений администрации мест лишения  свободы  и
других учреждений, обеспечивающих исполнение мер принудительного  характера;
требовать объяснений от должностных лиц, вносить протесты  и  представления,
возбуждать   уголовные   дела   или   производства    об    административных
правонарушениях. До рассмотрения  протеста  действие  опротестованного  акта
администрацией  учреждения  приостанавливается.  Прокурор  полномочен  также
отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в  нарушение  закона  на  лиц,
содержащихся под стражей, а также  отбывающих  наказание  в  местах  лишения
свободы,  немедленно  освобождать  их  своим  постановлением  из   штрафного
изолятора,   помещения   камерного   типа,   карцера,   одиночной    камеры,
дисциплинарного изолятора.
      Закон  “О  прокуратуре  РФ”  (ст.  34)  гласит,  что  постановления  и
требования прокурора относительно исполнения установленных  законом  порядка
и  условий  содержания  задержанных,  арестованных,  осужденных  к   лишению
свободы  и  иным  мерам  наказания,  а   равно   лиц,   подвергнутых   мерам
принудительного  характера   либо   помещенных   в   судебно-психиатрические
учреждения,  подлежат  обязательному  исполнению  администрацией,  а   также
органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных  к  мерам
наказания, не связанных с лишением свободы.
      Учитывая особую важность и  актуальность  этой  отрасли  прокурорского
надзора, – ведь речь идет об ограничении конституционного права  человека  и
гражданина на свободу и личную неприкосновенность, Генеральный  прокурор  РФ
приказом №67 от  12  декабря  1994  г.  “О  совершенствовании  прокурорского
надзора за соблюдением законов в  местах  предварительного  заключения,  при
исполнении уголовных наказаний” обязал прокуроров  “при  проверке  состояния
законности в  исправительно-трудовых  учреждениях  и  воспитательно-трудовых
учреждениях режима и  условий  содержания  осужденных,  реализации  правовых
норм, регулирующих  их  трудовое  использование,  проведение  воспитательной
работы, особое внимание обращать на причины вскрытых  нарушений,  реальность
принятых мер по результатам предыдущих прокурорских проверок”.
      “... В целях обеспечения законности и обоснованности, а  также  сроков
содержания граждан в местах предварительного заключения не реже одного  раза
в месяц проверять следственные изоляторы.
      Принимать  безотлагательные  меры  к  восстановлению  нарушенных  прав
граждан, немедленному освобождению  незаконно  содержащихся  под  стражей  и
наказанию виноватых в нарушении закона”.

      10. Начертите схему – таблицу органов налоговой полиции.

                                ПРАВИТЕЛЬСТВО
                                      (

                             ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА

                          НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ (ФСНП)

                          на правах Госкомитета РФ


                                      (
                  ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ

|По республикам, краям, |(                      |УПРАВЛЕНИЯ, ОТДЕЛЫ     |
|областям,              |                       |                       |
|                       |                       |                       |
|городам федерального   |                       |                       |
|значения,              |                       |                       |
|автономной области и   |                       |                       |
|округам                |                       |                       |

                                      (

                      МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ

                      Окружные службы УФСНП по Москве,

                    районные отделы по Санкт-Петербургу,

               межрайонные и городские отделы управлении ФСНП

                                 Литература

     1. Правоохранительные органы Российской Федерации. - Учебник для высших
        юридических  учебных   заведений   под   редакцией   В.П.   Божьева,
        издательство «Спарк» 1996 г.
     2. Закон РФ №2487-1 от  11.03.92  «О  частной  детективной  и  охранной
        деятельности В Российской Федерации».
     3. Конституция РФ  (1993 г.), М., 1996 г.
     4. Федеральный закон о прокуратуре РФ  от  17.01.1992  г.  (в  редакции
        Федерального от 17.11.1995 г.).
     5.  Приказ  Генерального  прокурора  РФ  “Об  организации   надзора   и
        управления в органах прокуратуры РФ” от 28.05.1992 г. №20.
     6. Басков В.И.  Прокурорский надзор, М., 1996 г.
     7. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А.  Правоохранительные органы, М., 1996г.
     8. Лончаков А.П.  “Теория юриспруденции” (учебное пособие).
     9.  Лончаков  А.П.  “Концептуальный  аспект:   Понятие   и   содержание
        правоохранительной деятельности” (учебное пособие).