Индивидуальные задания по информатике

Калининградский государственный технический университет



                                 ИНФОРМАТИКА
         Методические указания для выполнения индивидуальных заданий
   для студентов направления 552800 «Информатика и вычислительная техника»



                                 КАЛИНИНГРАД
                                    2000

       УДК 681.3.06



       Автор – Топоркова О.М., к.т.н., доцент кафедры  систем  управления  и
вычислительной  техники   Калининградского   государственного   технического
университета



       Методические  разработки  рассмотрены  и  одобрены  кафедрой   систем
управления и вычислительной техники  20.9.99, протокол №  1.



       Рецензент  –  кафедра  систем  управления  и  вычислительной  техники
Калининградского государственного технического университета



©Калининградский государственный технический университет, 2000

                                  Введение

       Тенденция усиления фактора самостоятельной работы студентов привела к
разработке  данных  методических  указаний  по   выполнению   индивидуальных
заданий по информатике. Они призваны, с одной стороны,  подробно  ознакомить
обучающихся с некоторыми практическими задачами информатики, а  с  другой  –
закрепить навыки прикладного программирования и составления блок-схем.
       Настоящие  методические  указания  состоят  из  трех  самостоятельных
частей,  в  которых   излагаются   три   практические   задачи   современной
информатики – адресация элементов  данных  линейного  списка,  автокоррекция
естественно языковых текстов, сжатие данных.
       Первая задача нашла свое применение в  таких  программных  продуктах,
как системы управления  базами  данных,  операционные  системы  (организация
поисковых операций в системных  данных),  компиляторы  (работа  с  таблицами
идентификаторов) и многих других. Алгоритмы  адресации  имеют  универсальный
характер и используются практически  во  всех  задачах,  в  которых  ведется
организация и поиск информации в одномерных массивах,  независимо  от  места
ее нахождения – основная память или внешняя.
       Вторая задача носит  более  частный  характер,  а  изложенные  методы
используются при проверке орфографии в текстовых  и  табличных  процессорах,
издательских системах, а также как средство верификации  результатов  работы
сканера  –  после  распознавания  текста  для  устранения  возможных  ошибок
выполняется его орфографический анализ.
       Проблема сжатия данных решается в современных архиваторах.  Они,  как
правило, используют комбинацию методов, изложенных в третьей части.
       Задачи программируются на языке программирования, который изучается в
курсе «Алгоритмические языки и программирование», и, тем  самым,  закрепляют
навыки, полученные в этой дисциплине.  Кроме  этого,  требование  подготовки
блок-схем средствами WinWord позволяет углубить знания, связанные,  с  одной
стороны, с логическим проектированием алгоритма, а с другой  –  с  правилами
начертания блок-схем.
       Запрограммированные и отлаженные задачи должным образом  оформляются,
что также способствует умению  студента  правильно  и  аккуратно  закреплять
результат работы на бумажном носителе информации.



                          ЧАСТЬ 1. МЕТОДЫ АДРЕСАЦИИ


                                  ВВЕДЕНИЕ

      Одной из проблем при создании информационных систем является работа со