Использование компьютерных технологий в деятельности ОВД

Курсовая работа

Тема: Использование компьютерных технологий

в деятельности милиции.


План:


1. Введение.

2. Использование компьютерной техники в расследовании и предотвращении
преступлений.

 * Автоматизация криминальных учетов;
 * Автоматизация информационных дактилоскопических систем;
 * Автоматизация составления субъективных портретов.

3. Современное состояние и перспективы развития компьютеризации в УВД
Приморского края.



    Эффективность борьбы с преступностью определяется  уровнем  организации
оперативной, следственной,  профилактической  работы,  проводимой  органами
внутренних дел. В свою очередь, результаты этой работы зависят от  качества
информационной поддержки, поскольку основные усилия практических работников
в расследовании, раскрытии и  предотвращении  преступлений  так  или  иначе
связаны с получением необходимой информации, именно эти функции и  призваны
обеспечить система  информационного  обеспечения  органов  внутренних  дел,
которая поддерживает в настоящее время  значительный  объем  информации.  В
состав системы входят  около  6  тысяч  горрайорганов,  109  информационных
центров  министерств  и   управлений,   60   информационных   подразделений
управлений внутренних дел на транспорте, а также большое число  предприятий
и учреждений.
      Расширился  и  круг   потребителей,   заинтересованных   в   получении
информации, имеющейся в подразделениях ОВД. Если  несколько  лет  назад  ею
пользовались, в основном, оперативно - следственные работники  МВД,  службы
безопасности, прокуратуры, то в настоящее время  ею  пользуются  сотрудники
налоговой  и  таможенной  служб,  финансовых   и   коммерческих   структур,
представители администраций республик, краев, областей.
    Работы по автоматизации информационного обеспечения органов  внутренних
дел ведутся с начала 70-х годов. Вначале информационные  центры  оснащались
ЭВМ типа Минск-22, Минск-32, затем ЭВМ типа ЕС и СМ, которые использовались
главным образом для обработки статистических данных.  Слабость  технической
базы и отсутствие развитых программных  средств  не  позволяли  реализовать
концепцию единой базы данных как на  региональном,  так  и  на  федеральном
уровнях.
    Сейчас большинство регионов России приступило к  созданию  региональных
информационных систем, но эти процессы пока еще носят  стихийный  характер.
Разрабатываемые системы зачастую реализуют собственный язык манипулирования
данными, свои потоки и форматы данных, свои решения в части  архитектуры  и
выбора технических  средств.  Такой  подход  может  сделать  невозможным  в
дальнейшем  реализацию  единого  информационного   пространства.   Очевидна
необходимость единой, от  уровня  горрайлинорганов,  отделений  милиции  до
федеральных учетов ГИЦ[1], стройной  системы  информационного  обслуживания
массового пользователя.
    До сих пор компьютеризация ОВД сводилась к поставке только персональных
компьютеров  и  создания  на  их   базе   простейших   автономных   систем,
дорогостоящих автоматизированных пишущих машинок  и  «записных  книжек».  С
помощью одних только персональных ЭВМ  не  решить  проблем  информатизации,
прежде  всего  необходимы  крупные  хранилища   колоссальных   картотек   -
интегрированные банки данных, вся  информация,  по  всем  категориям  учета
систематизируется, хранится и поддерживается в актуальном состоянии в одном
месте, с обеспечением межрегионального обмена, а также  прямого  доступа  к
ней практических работников  с  мест  в  пределах  своей  компетенции.  Эти
функции  обеспечивают  мощные  базовые  ЭВМ  и  специализированные  сетевые
компьютерные средства.
    К сожалению, из 200 ЭВМ серий ЕС и СМ, еще эксплуатируемых в  настоящее
время в информационных центрах МВД, УВД,  более  половины  не  годятся  для
создания ИВС по своим техническим параметрам, многие ЭВМ не имеют  запасных
частей и сейчас наступает момент, когда их надо срочно  заменять.  Учитывая
эти  обстоятельства,  ЩИ   подготовил   план   технического   переоснащения
информационных центров, рассчитывая на развитие контракта с фирмой «Сименс-
Никсдорф»  и  получение  суперсовременных  ЭВМ  типа  КМ-600   в   качестве
центральных машин для ИВС[2] зонального и регионального уровня.[3]
    Высокая производительность и надежность этих вычисли тельных комплексов
позволяет включить их в качестве опорных в единую сеть МВД России с выходом
на компьютерные сети смежных ведомств в системе правоохранительных  органов
Российской Федерации, а также в страны СНГ.
    В целом в органах внутренних дел России в автоматизированном  режиме  с
помощью ЭВМ обрабатываются задачи оперативно  -  розыскного  и  справочного
назначения с количеством обрабатываемых запросов примерно 10 млн. в год,  а
также задачи  учетно-статистического,  управленческого  и  производственно-
экономического  назначения.  Всего   же   в   машинном   контуре   ежегодно
обрабатывается свыше 150 млн. документов.
    Планируется объединение на логическом уровне региональных банков данных
нескольких МВД, УВД близлежащих областей, находящихся в зоне экономического
района. Такие зональные центры (в  пределах  10  на  территорий  Российской
Федерации) будут обеспечивать требуемый уровень  интеграции  информационных
ресурсов и способствовать реальному  формированию  единого  информационного
пространства подразделений ОВД.
    Нормативной   базой   для   проведения   крупномасштабных   работ    по
компьютеризации ОВД является «Концепция  развития  системы  информационного
обеспечения ОВД в борьбе с преступностью», утвержденная приказом МВД России
от 12 мая 1993 г., на основе которой разработаны основные принципы создания
ИВС, предложены типовые  архитектурные  и  программно-технические  решения,
разрабатываются комплексы прикладных программных средств.
    В целом концепция и техническое задание на создание  ИВС  ориентированы
на несколько уровней сбора, обработки и накопления  информации.  На  уровне
горрайлинорганов рабочими  местами  являются  персональные  компьютеры  IВМ
РС/386, объединенные, если это необходимо, в локальную вычислительную сеть.
    На более высоком уровне основой системы являются такие компьютеры,  как
IВМ-486,  PENTIUM,  МSХ-3ОО,  МХ-500  фирмы  «Сименс-Никсдорф»  с  большими
объемами жестких дисков и оперативной памяти и высокой скоростью  обработки
данных;  эти  компьютеры  работают  под  управлением  многопользовательской
операционной системы «UNIX» и используют систему управления  базами  данных
«ОRACLE».
    Основным достоинством  ОС[4]  «UNIХ»  является  возможность  системными
средствами решать проблему  одновременной  работы  многих  пользователей  с
разграничением их доступа к системным  ресурсам  и  данным,  независимо  от
способа подключения этих пользователей.
    Все это послужит основой формирования региональных информационных сетей
ОВД, объединяемых затем  в  единую  информационно-вычислительную  сеть  МВД
Российской  Федерации,  которая  в  техническом  плане  представляет  собой
совокупность   связанных   каналами   и   линиями   связи    информационно-
вычислительных  центров  (районов,  крупных  городов,  республик,  краев  и
областей,  экономических  зон  России  в  целом)  с  подключенными  к   ним
терминалами в горрайлинорганах и службах МВД, УВД. [5]
    Сейчас в органах внутренних дел  России  накоплен  значительный  массив
оперативно-розыскной  и  справочной  информации,   необходимой   работникам
правоохранительных  органов  для   проведения   оперативно-следственных   и
розыскных мероприятий, а также для решения других служебных задач. Только в
автоматизированных базах данных, а также ручных картотеках ГНИ  и  ИЦ  МВД,
УВД сосредоточено более 76 млн. объектов. В состав системы входят  около  3
тысяч горрайорганов, 89 информационных центров министерств и управлений, 20
информационных подразделений управлений внутренних  дел  на  транспорте,  а
также большое число предприятий и учреждений. Развитие электронных  средств
сбора, обработки и передачи информации обусловило активное внедрение  новых
информационных технологий во все сферы деятельности общества и в том  числе
и  в  правоохранительную.  Ещё  5-6  лет  назад   маломощные   персональные
компьютеры применялись в ОВД для  выполнения,  в  основном,  управленческих
работ и лишь за редким  исключением  могли  быть  использованы  в  качестве
автоматизированных   рабочих   мест   по    профилю    оперативно-розыскной
деятельности, а тем более в информационных сетях. Но уже сегодня в  системе
ОВД России эксплуатируется более 60 тысяч персональных компьютеров, из  них
около 45 тысяч в качестве АРМ оперативного  работника  или  следователя,  в
дежурных частях и в качестве терминалов в локальных сетях.[6]



    Основным   направлением   использования    компьютерной    техники    в
расследовании и  предотвращении преступлений являются:
 > Создание и ведение криминальных учетов;
 > Создание и ведение дактилоскопических учетов;
 > Составление субъективных портретов.


                                     -1-
    Криминальные  учеты  предназначены  для  оперативного   информационного
обслуживания   раскрытия   и   расследования,   а   также    предупреждения
преступлений. Эти учеты в настоящее время  ведутся  на  межгосударственном,
федеральном, региональном, республиканском, краевом  и  областном  уровнях.
Также существуют локальные учеты,  существующие  в  пределах  определенного
органа внутренних дел. Особую роль в раскрытии и расследовании преступлений
играют  централизованные  и  региональные  учеты,   ведущиеся   в   органах
внутренних дел.
    Накапливаемая  в  этих  учетах   оперативно-справочная,   розыскная   и
криминалистическая     информация     именуется     криминальной.     Учеты
классифицируются по функциональному и объектовому признакам.  Функционально
учеты  разделяются  на  три  группы:  оперативно-справочные,  розыскные   и
криминалистические. По объектному признаку учеты разделяют на  три  группы:
учеты лиц, преступлений (правонарушений) и предметов.
    Информационную базу системы составляют оперативно-справочные, розыскные
и криминалистические учеты и картотеки, сосредоточенные в ГИЦ МВД России  и
ИЦ МВД, УВД, УВДТ и локальные  учеты  горрайорганов.  В  целом  их  массивы
оцениваются  примерно  в   250-100   млн.   учетных   документов,   Главный
информационный центр - самый крупный банк оперативно-справочной и розыскной
информации  в  системе  МВД   России.   Это   уникальные,   многопрофильные
централизованные массивы информации, в целом насчитывающие  около  75  млн.
учетных  документов.  В  пофамильной  оперативно-справочной  картотеке   на
судимых   лиц   сосредоточено   свыше   25   млн.    учетных    документов,
дактилоскопической - 17 млн. ГИЦ располагает  уникальной  базой  данных  на
машинных носителях,  содержащей статистические  отчеты МВД, ГУВД, УВД, УВДТ
по 50 формам за период с 1981 по 1998 гг. Информационные  центры  МВД,  УВД
являются важнейшим звеном в  системе  информационного  обеспечения  органов
внутренних дел Российской Федерации. На них  ложится  основная  нагрузка  в
обеспечении информационной  поддержки  органов  внутренних  в  раскрытии  и
расследовании преступлений, розыске преступников.  Они  являются  головными
подразделениями  в  системе  МВД,   УВД,   УВДТ   в   области   обеспечения
компьютеризации  и  построения  региональных   информационно-вычислительных
сетей и интегрированных  банков  данных,  информационные  центры  выполняют
возложенные на них обязанности в тесном  взаимодействии  с  подразделениями
аппарата МВД, УВД, УВДТ и горрайлинорганами, а также ГИЦ МВД России. [7]
    Основная оперативно-справочная и  розыскная  информация  формируется  в
горрайлинорганах. Часть ее оседает на месте, а другая направляется в  ИЦ  и
ГИЦ для формирования единого банка данных.
    Криминалистические учеты предназначены для оперативного информационного
обслуживания  раскрытия  и  расследования,  а  также  предупреждения  особо
опасных серийных межрегиональных и региональных преступлений. Основой  этих
учетов является сбор, накопление  и  анализ  углубленных  (по  отношению  к
розыскным  и  справочным  учетам)  криминалистически  значимых  сведений  о
субъектах  и  объектах  преступлений   и   связанных   с   ними   событиях.
Централизованные криминалистические учеты органов внутренних дел ведутся на
межгосударственном, федеральном - в ГИЦ -  и региональном, республиканском,
краевом и областном уровнях - в ИЦ МВД, ГУВД, УВД.
    В ГИЦ накопление  и  обработка  криминалистически  значимой  информации
осуществляется  в  ФБКИ[8],  представляющем  собой  единую   информационную
структуру,  являющуюся  одним  из   основных   компонентов   информационно-
вычислительной сети общего пользования органов внутренних дел.  Параллельно
с ними продолжается эксплуатация  ныне  функционирующих  автоматизированных
банков данных.
    Централизованные криминалистические  учеты  ГИЦ  обслуживают  в  первую
очередь   оперативно-розыскные   и   следственные   подразделения   органов
внутренних дел, а также подразделения других правоохранительных  органов  и
ведомств Российской Федерации.       В ФБКИ ИЦ подлежат учету:
 o особо опасные преступники;
 o особо опасные нераскрытые и раскрытые преступления с характерным способом
   совершения;
 o особо ценные предметы антиквариата, культуры и государственного значения.


    Централизованные  розыскные  учеты  на   федеральном   уровне   ведутся
совместно с централизованными криминалистическими учетами. В дальнейшем они
будут информационно объединены в автоматизированном контуре на основе  ФБКИ
в интегрированную базу данных, в ГИЦ подлежат централизованному  розыскному
учету:
 o пропавшие без вести лица, неопознанные трупы, неизвестные больные и дети;

 o лица, объявленные в розыск;
 o похищенное нарезное огнестрельное оружие;
 o похищенный и угнанный автотранспорт;
 o похищенные предметы антиквариата и культурные ценности;
 o похищенные документы общегосударственного обращения и номерные вещи;
 o лица, представляющие оперативный интерес, по признакам внешности на  базе
   видеозаписей (видеобанки и видеотеки лиц).

    В централизованном учете особо опасных (квалифицированных) преступников
(рецидивисты,  «гастролеры»,  организаторы  преступных  групп,   авторитеты
уголовной среды) накопление и обработка информации осуществляется с помощью
подсистемы «Досье». В  ФБКИ  подсистема  «Досье»  информационно  связана  с
централизованной фототекой, в которой хранятся фотографии лиц, поставленных
на учет. Фототека  информационно  может  быть  связана  с  централизованной
видеотекой (видеозаписями лиц).
    Объектами криминалистического учета особо  опасных  (квалифицированных)
преступников являются подозреваемые, обвиняемые или осужденные в Российской
Федерации граждане, иностранцы и лица без гражданства.
    Постановка  лиц  на  криминалистический  учет  осуществляется   не   по
постатейному принципу, а  исходя  из  важности  информации  для  раскрытия,
расследования и предупреждения особо опасных  (квалифицированных)  серийных
межрегиональных преступлений,  а  также  для  совершенствования  тактики  и
методики их раскрытия и расследования.
    В  информационные  подразделения  направляется  информация   обо   всех
правонарушениях (независимо  от  их  тяжести),  совершаемых  лицами,  ранее
поставленными на криминалистический учет. В ГИЦ на криминалистический  учет
берутся лица:
 o имеющие устойчиво выраженную криминогенную ориентацию;
 o совершившие особо опасные преступления, имеющие какие-либо  из  следующих
   признаков:
 . преступления с межрегиональной направленностью;
 . профессионализмом исполнения;
 . особой дерзостью, исключительным цинизмом;
 . особой жестокостью;
в отношении:
 . детей;
 . женщин с явными признаками беременности, престарелых и инвалидов;
 . государственных деятелей и депутатов;
 . сотрудников правоохранительных органов;
 o серийные преступления;
 o преступления:
 .  с  использованием  формы   работника   милиции,   а   также   служебного
   удостоверения либо  иных  документов,  указывающих  на  принадлежность  к
   правоохранительным органам;
 . с использованием огнестрельного оружия и взрывных устройств;
 .   в   отношении   сотрудников   дипломатических,    торговых    и    иных
   представительств,
 . с использованием нестандартных и ранее  неизвестных  способов  совершения
   преступлений.

Для постановки на учет основаниями являются:
 . постановление о возбуждении уголовного дела;
 . постановление о выделении уголовного дела;   постановление  о  соединении
   уголовных дел;
 . постановление о передаче уголовного дела;
 . постановление о привлечении в качестве обвиняемого (подозреваемого);
 .  постановление  органа  следствия  (дознания)  или  определение  суда   о
   заключении под стражу;
 . постановление о заведении розыскного дела;
 . приговор суда;
 . наличие в ФБКИ учетных документов на лицо, направленных по иным уголовным
   делам.
    Криминалистический   учет   преступлений   с   характерными   способами
совершения  предназначен  для   информационного   обслуживания   раскрытия,
расследования и  предупреждения  особо  опасных  (квалифицированных)  видов
преступлений, совершаемых рецидивистами и «гастролерами». На учет  ставятся
нераскрытые и раскрытые преступления. Он может создаваться  в  инициативном
порядке по согласованию с  заинтересованными главными управлениями и ГИЦ.
    Учет   этих   преступлений   реализуется    по    форме    как    набор
специализированных   информационно-поисковых   подсистем    (задач).    Все
подсистемы криминалистического учета преступлений  с  характерным  способом
совершения  в  ФБКИ  ГИЦ  информационно  объединяются  между  собой   и   с
подсистемой «Досье» в интегрированную базу данных.
    В ФБКИ предусмотрено поэтапное  создание  подсистем  для  накопления  и
обработки данных о следующих видах особо опасных преступлений:
 . насильственные преступления;
 . квалифицированные кражи имущества;
 . хищения из металлических хранилищ;
 . угоны автотранспорта;
 . хищения грузов на транспорте;
 . организация преступной деятельности;
 . преступления против общественной безопасности,  общественного  порядка  и
   здоровья населения;
 . преступления против правосудия;
 . фальшивомонетничество и подделка документов;
 . хищения производственных ресурсов и сырья;
 . хищения в финансово-кредитной системе, внешнеэкономической деятельности и
   других отраслях народного хозяйства;
 . финансовые и валютные аферы;
 . наркобизнес;
 . использование снотворных и отравляющих веществ;
 . контрабанда.
    Централизованный   криминалистический   учет   хищений   ценностей   из
металлических хранилищ реализуется в  ФБКИ  с  помощью  подсистемы  «Сейф»,
ранее    функционировавшей    самостоятельно,    как     Автоматизированная
информационная   система   «Сейф».   Основным   ее   назначением   является
централизованное  информационное  обслуживание  раскрытия  и  расследования
серийных хищений любых ценностей из металлических хранилищ (сейфов, шкафов,
ящиков),  совершаемых  преступниками,  в  первую  очередь  рецидивистами  и
гастролерами. Подсистема «Сейф» ведется совместно ГИЦ, ЭКЦ и ГУ  УР[9]  МВД
России.
«Учет лиц пропавших без вести, неопознанных трупов, неизвестных  больных  и
детей»  -  объектами  данного  централизованного  учета  являются  граждане
Российской  Федерации,  а  также  иностранцы  и   лица   без   гражданства,
находящиеся на территории Российской Федерации. Данный учет производится  в
ГИЦ путем ведения автоматизированного информационного  банка  данных  (АИПС
«Опознание»). Учету подлежат:
 . лица, исчезнувшие без видимых к тому  причин,  местонахождение  и  судьба
   которых остаются неизвестными,
 . лица, потерявшие связь с родственниками;
 . несовершеннолетние, ушедшие из дома,  школ-интернатов,  детских  домов  и