Язык Java

Содержание


Введение
............................................................................
.......................................4

Глава      1.      Процесс      создания      работающей      Java-программы
.............................6
      1.1.                Типы                 Java                 программ
............................................................................
....6
        1.2.   Этапы   подготовки   исполняемой   программы.   Безопасность
...............7
Глава              2.              Введение              в              Java
............................................................................
..........12
      2.1.      Версии      языка      Java.       Средства       разработки
.............................................12
      2.2.  Примеры  создания  автономного   Java   приложения   и   апплета
...........12
        2.2.1.         Создание         Java-приложения          “HelloJava”
........................................12
        2.2.2.           Создание          Java-апплета          “HelloJava”
...............................................15
Глава           3.            Лексические            основы            языка
.................................................................17
Глава       4.       Типы       данных       и        операторы        языка
......................................................20
      4.1.                           Простые                            типы
............................................................................
.............20
      4.2.                                                         Операторы
............................................................................
...................22

Глава         5.          Управление          выполнением          программы
.............................................24


Глава      6.      Java,       как       объектно-ориентированный       язык
....................................28


      6.1.Основные    требования    к    объектно-ориентированной    системе
............28

      6.2.          Базовая          система          классов           Java
................................................................29

      6.3.               Объектная                модель                Java
..........................................................................30


Заключение
............................................................................
................................36
Список литературы
............................................................................
..................37
Приложение



                                  Введение



    Данная работа посвящена одному из самых  перспективных  на  сегодняшний
день языков программирования – языку Java. Технологию по  имени  Java  можно
без преувеличения назвать революционной в индустрии разработки  программного
обеспечения. В чём же перспективность и революционность этой технологии?
    Сегодня   создание   программного   обеспечения   представляет    собой
чрезвычайно тяжелое занятие. Трудности связаны  с  разнообразием  архитектур
машин, операционных систем, графических оболочек и т. д. Стремительный  рост
технологий, связанных с сетью Internet, дополнительно усложняет эту  задачу.
К  сети  Internet  подключены  компьютеры  самых  разных  типов  -  IBM  PC,
Macintosh, рабочие станции Sun  и  другие.  Даже  в  рамках  IBM-совместимых
компьютеров,   существует   несколько   платформ,   например,   MS   Windows
9x/Me/XP/NT/2000,  OS/2,  Solaris,  различные   разновидности   операционной
системы UNIX с графической оболочкой X­Windows  и  т.  д.  Все  эти  системы
образуют единую сеть, которая должна работать как  одно  целое,  обеспечивая
при этом высокий уровень безопасности  информации.  Под  влиянием  указанных
факторов резко возрастает уровень требований, предъявляемый  к  программному
обеспечению, [1].
    Современные приложения должны  быть  безопасны,  высокопроизводительны,
работать в распределенной среде, быть  нейтральны  к  архитектуре.  Все  эти
факторы привели к необходимости нового взгляда на  сам  процесс  создания  и
распределения  приложений  на   множестве   машин   различной   архитектуры.
Требования к переносимости заставили  отказаться  от  традиционного  способа
создания  и  доставки  бинарных  файлов,   содержащих   машинные   коды   и,
следовательно, привязанных к  определенной  платформе.  Созданная  компанией
Sun  Microsystems  система   разработки   Java   удовлетворяет   всем   этим
требованиям. Java – объектно-ориентированный  язык,  удобный  и  надёжный  в
эксплуатации  благодаря  таким  своим  достоинствам,  как   многозадачность,
поддержка  протоколов  Internet   и   многоплатформенность.   Java   –   это
интерпретируемый   язык,   и   каждая   Java-программа   компилируется   для
гипотетической  машины,  называемой  Виртуальная  Машина  Java.  Результатом
такой компиляции является  байт-код  Java,  который  в  свою  очередь  может
выполняться на любой операционной системе при условии  наличия  там  системы
времени  выполнения  Java,  которая  интерпретирует  байт-код   в   реальный
машинный код конкретной системы.
    Однако, такая универсальность данной технологии  рождает  недостаток  –
требовательность к ресурсам компьютера. Так как Java-программы  не  содержат
машинного кода  и  при  их  запуске  включается  в  работу  система  времени
выполнения  Java,  их  производительность  заметно  ниже,  чем   у   обычных
программ, составленных, например,  на  языке  программирования  C++.  Данный
недостаток становится с течением  времени  всё  менее  ощутим,  в  следствии
роста вычислительной мощности компьютерных систем.
    Язык Java является объектно-ориентированным и поставляется с достаточно
объемной библиотекой классов. Библиотеки классов Java  значительно  упрощают
разработку  приложений,  предоставляя  в  распоряжение  программиста  мощные
средства решения распространенных задач. Поэтому  программист  может  больше
внимания уделить решению  прикладных  задач,  а  не  таких,  как,  например,
организация динамических массивов, взаимодействие  с  операционной  системой
или реализация элементов пользовательского интерфейса.
    Целью данной работы является  описание  Java,  рассмотрение  технологии
создания  и  последующего  использования  программ  на  этом  языке,  анализ
примеров программ,  которые  показывают  все  вышеперечисленные  достоинства
этого языка.



             Глава 1. Процесс создания работающей Java-программы

                          1.1. Типы Java программ.
    Программы,  разработанные  на  языке   программирования   Java,   можно
разделить по своему назначению и функциональности на две большие группы:
    . Самостоятельные программы (назовём  их  приложения  Java),  работающие
      независимо на локальном компьютере.
    . Апплеты (applets), работающие в Internet. [2]
    В  настоящее  время  работа   Java   поддерживается   всеми   основными
компьютерными платформами. Самостоятельное приложение,  предназначенное  для
автономной работы, компилируется  и  выполняется  на  локальной  машине  под
управлением системы  времени  выполнения  Java.  Java  вполне  подходит  для
написания приложений, которые с тем же успехом могли  быть  написаны  на  С,
С++, Basic, Delphi или любом другом языке программирования.
    Апплеты,  которые  и  обеспечивают   этому   языку   его   популярность
представляют собой разновидность приложений Java,  которые  интерпретируются
Виртуальной  Машиной  Java,  встроенной  практически  во   все   современные
браузеры.
    Каждый апплет — это небольшая  программа,  динамически  загружаемая  по
сети с Web сервера при открытии в браузере HTML страницы, в которой  имеется
ссылка на апплет — точно так же, как картинка,  звуковой  файл  или  элемент
мультипликации. Главная особенность апплетов  заключается  в  том,  что  они
являются  настоящими  программами,  а  не  очередным  форматом  файлов   для
хранения мультфильмов или какой-либо другой  информации.  Апплет  не  просто
проигрывает один и тот же сценарий, а реагирует на действия  пользователя  и
может динамически менять  свое  поведение.  С  помощью  апплетов  вы  можете
сделать  страницы  сервера  Web  динамичными   и   интерактивными.   Апплеты
позволяют  выполнять  сложную  локальную  обработку  данных,  полученных  от
сервера  Web  или  введенных  пользователем  с  клавиатуры.  Для   повышения
производительности апплетов в браузерах используется компиляция  "на  лету"-
Just-In-Time  compilation  (JIT).  При  первой  загрузке  аплета   его   код
транслируется в обычную исполнимую программу, которая сохраняется  на  диске
и  запускается.  В  результате  общая  скорость   выполнения   аплета   Java
увеличивается в  несколько  раз.  Из  соображений  безопасности  апплеты  (в
отличие от обычных приложений Java) не имеют  никакого  доступа  к  файловой
системе локального компьютера. Все данные для обработки они  могут  получить
только от сервера Web.

                1.2. Этапы подготовки исполняемой программы.
                                Безопасность.

    Исходный файл на языке Java - это текстовый  файл,  содержащий  в  себе
одно или несколько  описаний  классов.  Транслятор  Java  предполагает,  что
исходные тексты программ хранятся в файлах с расширениями  java.  Получаемый
в процессе трансляции байт-код для каждого класса записывается  в  отдельном
выходном файле, с именем совпадающем с именем класса, и  расширением  class.
Именно сlass-файлы, содержащие байт-код, интерпретируются  системой  времени
выполнения Java в машинный код конкретной  системы.  Прежде  всего  байт-код
Java  загружается  в  систему  времени   выполнения   загрузчиком   классов.
Загрузчик  классов  отвечает  за  то,  чтобы  были  загружены  все   классы,
необходимые  для   выполнения   приложения.   Затем   байт-код   проверяется
верификатором байт-кода на отсутствие операций, которые  могли  бы  нарушить
безопасность системы или вызвать в ней аварийную ситуацию.  Важно  отметить,
что  загрузчик  классов  и  верификатор   байт-кодов   не   делают   никаких
предположений относительно происхождения кодов ( получены  они  с  локальной
файловой системы или с  другого  континента.  Верификатор  гарантирует,  что
любой код, прошедший проверку, может быть  использован  интерпретатором  без
риска повредить его (интерпретатор), а именно:
1. не может произойти переполнение или "исчерпание" стека
параметры для инструкций байт-машины имеют нужный тип
доступ к полям и методам объектов не нарушает объявленных  в  классе  правил
(public, private, protected)
    После такой  проверки  на  безопасность   байт-код  интерпретируется  в
машинный код и запускается на  выполнение  интерпретатором.  Причём  классы,
полученные  локально  (заслуживающие  безусловного   доверия),   и   классы,
присланные  по  сети  из  остального  мира  (и   потенциально   враждебные),
находятся в разных пространствах имён. При разрешении ссылки  на  какой-либо
класс он ищется прежде всего в  локальном  пространстве.  Это  не  позволяет
"внешним" кодам подменить  один  из  базовых  классов  в  системе.  Также  в
процессе интерпретации происходит подключение необходимых  библиотек  (файлы
с  расширением  jar).  Весь  описанный  процесс  исполнения  Java   программ
изображён на рис. 1.
[pic]
            Рис. 1. Процесс создания работающего Java-приложения

    Как  уже  было  сказано  выше,  технология  Java  предполагает   лёгкую
переносимость программных продуктов  с  одной  платформы  на  другую.  Такую
степень лёгкости переноса не обеспечивает ни  какой  язык  программирования.
На рис. 2 показвно, как приложение, изначально разработанное на языка С  для
Windows NT, переносится на платформу Apple Macintosh.

      Платформа  Windows   NT                             Платформа   Apple
Macintosh
                                                     Изменение исходного
                                                         текста   программы



              Рис. 2. Перенос приложения с платформы Windows NT
                           на платформу Macintosh


    Вначале программист готовит исходные тексты  приложения  для  платформы
Windows NT и отлаживает их там. Для получения загрузочного  модуля  исходные
тексты компилируются и редактируются. Полученный  в  результате  загрузочный
модуль может  работать  на  процессоре  фирмы  Intel  в  среде  операционной
системы Windows NT.
    Для того  чтобы  перенести  приложение  в  среду  операционной  системы
компьютера Macintosh, программист вносит необходимые  изменения  в  исходные
тексты приложения. Эти изменения необходимы  из-за  различий  в  программном
интерфейсе  операционной  системы  Windows  NT   и   операционной   системы,
установленной  в  Macintosh.  Далее  эти  исходные  тексты  транслируются  и
редактируются, в результате чего получается  загрузочный  модуль,  способный
работать в среде Macintosh, но не способный работать в среде Windows NT.
    Программа на языке Java компилируется в двоичный модуль,  состоящий  из
команд виртуального процессора Java (Виртуальная машина Java). Такой  модуль
содержит байт-код, предназначенный для выполнения  Java-интерпретатором.  На
настоящий  момент  уже  созданы  первые   модели   физического   процессора,
способного выполнять этот байт-код, однако интерпретаторы  Java  имеются  на
всех основных  компьютерных  платформах.  Разумеется,  на  каждой  платформе
используется  свой  интерпретатор,  или,  точнее  говоря,  свой  виртуальный
процессор Java.
    Если  приложение  Java  (или  апплет)  должно  работать  на  нескольких
платформах, нет необходимости компилировать его  исходные  тексты  несколько
раз. Можно откомпилировать и отладить приложение  Java  на  одной,  наиболее
удобной платформе. В результате  получится  байт-код,  пригодный  для  любой
платформы, где есть виртуальный процессор Java.
    Сказанное иллюстрируется на рис. 3.

              Платформа Windows NT               Платформа  Apple Macintosh



Платформа Sun Solaris



    Рис. 3.   Подготовка приложения Java для работы на разных платформах


    Таким образом, приложение Java компилируется и отлаживается только один
раз, что уже значительно лучше.  Остается,  правда,  вопрос  -  как  быть  с
программным интерфейсом операционной системы, который отличается для  разных
платформ?
    Здесь разработчиками Java  предлагается  достаточно  неплохое  решение.
Приложение Java не обращается напрямую к  интерфейсу  операционной  системы.
Вместо этого оно  пользуется  готовыми  стандартными  библиотеками  классов,
содержащими все необходимое для  организации  пользовательского  интерфейса,
обращения к файлам, для работы в сети и так далее.
    Внутренняя  реализация  библиотек  классов,  разумеется,   зависит   от
платформы. Однако  все  загрузочные  модули,  реализующие  возможности  этих
библиотек, поставляются в готовом виде вместе с  виртуальной  машиной  Java,
поэтому программисту не нужно об этом заботиться. Для  операционной  системы
Windows,  например,  поставляются  библиотеки  динамической  загрузки   DLL,
внутри которых запрятана вся функциональность стандартных классов Java.
    Абстрагируясь от аппаратуры на уровне библиотек  классов,  программисты
могут больше не заботиться о различиях в реализации программного  интерфейса
конкретных  операционных  систем.  Это  позволяет  создавать   по-настоящему
мобильные приложения, не  требующие  при  переносе  на  различные  платформы
перетрансляции и изменения исходного текста.
    Еще одна проблема, возникающая при переносе программ,  составленных  на
языке программирования С, заключается в  том,  что  размер  области  памяти,
занимаемой переменными стандартных типов, различный  на  разных  платформах.
Например, в среде операционной системы Windows версии  3.1  переменная  типа
int в программе, составленной на С, занимает 16  бит.  В  среде  Windows  NT
этот размер составляет 32 бита.
    Очевидно, что трудно  составлять  программу,  не  зная  точно,  сколько
имеется бит в слове или в байте. При переносе программ на платформы  с  иной
разрядностью могут возникать ошибки, которые трудно обнаружить.
    В языке Java все базовые типы данных имеют  фиксированную  разрядность,
которая не зависит от платформы. Поэтому программисты всегда  знают  размеры
переменных в своей программе.



                          Глава 2. Введение в Java

                 2.1 Версии языка Java. Средства разработки.
    Язык Java  с  момента  создания  находится  в  постоянном  развитии.  В
реализации Java 1.1.6 находилось 23 пакета (в  Java  1.0.2  их  было  8),  а
количество классов – 503 (211). Последняя версия  языка  2.0.  Что  касается
средств разработки приложений и аплетов  Java,  то  первоначально  они  были
созданы фирмой Sun Microsystems  и  до  сих  пор  пользуются  популярностью.
Базовой стандартной средой разработки является пакет JDK  (Java  Development
Kit) фирмы Sun. Последняя версия этого пакета  на  сегодняшний  день  1.4.0.
Средства JDK не имеют графического интерфейса  и  запускаются  из  командной
строки. Существует также множество  других  визуальных  средств,  таких  как
JBuilder, Symantec Cafe, VisualJ, Java WorkShop, Java Studio и  другие.  При
написании программ в данной курсовой работе мной  использовался  стандартный
набор JDK v. 1.4.0.

             2.2. Примеры создания автономного Java приложения и
                                  апплета.

    В этой главе  будет создана  каноническая  программа  “HelloJava”.  Эта
программа будет создана в виде обычного Java приложения и в виде апплета.

                2.2.1. Создание Java-приложения “HelloJava”.
    Для создания программы можно  использовать  любой  текстовый  редактор,
например Блокнот. Создаётся в  Блокноте  текстовый  документ  с  расширением
java и именем HelloJava и набирается следующий текст:
public class HelloJava
{
  public static void main(String args[])
  {
    System.out.println("Hello, Java!");
  }  }
    Язык Java требует, чтобы  весь  программный  код  был  заключен  внутри
поименованных классов. Приведенный выше текст примера надо записать  в  файл
HelloJava.java. Обязательно соответствие прописных букв в имени  файла  тому
же в названии содержащегося в нем класса. Для  того,  чтобы  оттранслировать
этот пример необходимо запустить транслятор Java — javac, указав в  качестве
параметра имя файла с исходным текстом:

    С: \> javac HelloJava.Java

    Транслятор создаст файл HelloJava.class  с  независимым  от  процессора
байт-кодом  примера. Для того, чтобы исполнить  полученный  код,  необходимо
иметь среду времени выполнения языка Java (программа java), в  которую  надо
загрузить новый класс для исполнения. Важно то,  что  в  качестве  параметра
указывается имя класса, а не имя файла, в  котором  этот  класс  содержится,
т.е. расширение class не указывается.
    С: > java HelloJava
    Если всё прошло успешно, т.е. если ни транслятор, ни  интерпретатор  не
выдал сообщения об ошибке, то на экране появится строка  Hello, Java!
    Конечно, HelloJava — это тривиальный пример. Однако даже такая  простая
программа знакомит с массой понятий и деталей синтаксиса языка.

    Строка 1

    public class HelloJava
    В этой строке определен один класс  типа  public  с  именем  HelloJava.
Полное описание класса располагается между открывающей фигурной  скобкой  во
второй строке и парной ей закрывающей фигурной скобкой в  строке  7.Заметим,
что исходный файл приложения Java может содержать только один класс  public,
причем имя файла должно в точности  совпадать  с  именем  такого  класса.  В
данном случае исходный файл называется  HelloJava.java.  Если  назвать  файл
helloJava.java, транслятор выдаст сообщение об  ошибке.  И  ещё  если  класс
типа public с именем,  совпадающем  с  именем  файла,  содержит  определение
метода main, то такой  метод  служит  точкой  входа  автономного  приложения
Java. В этом он напоминает функцию main обычной программы,  составленной  на
языке программирования C.

    Строка 3

    public static void main(String args [])
    Такая большая длина  строки  является  следствием  важного  требования,
заложенного при разработке языка Java. Дело в том, что  в  Java  отсутствуют
глобальные функции. Рассмотрим каждый элемент третьей строки.
    public
    Это — модификатор доступа,  который  позволяет  программисту  управлять
видимостью любого метода и любой переменной.  В  данном  случае  модификатор
доступа public означает, что метод main виден и доступен любому классу.
    static
    Следующее ключевое слово — static. С помощью  этого  слова  объявляются
методы и переменные класса, используемые  для  работы  с  классом  в  целом.
Методы, в объявлении  которых  использовано  ключевое  слово  static,  могут
непосредственно работать только с локальными и статическими переменными.
    void
    Нужно просто вывести на экран строку, а возвращать значение  из  метода
main не требуется. Именно поэтому и был использован модификатор void.
    main
    Все  существующие  реализации  Java-интерпретаторов,  получив   команду
интерпретировать класс, начинают свою работу с  вызова  метода  main.  Java-
транслятор может оттранслировать класс, в котором нет  метода  main.  А  вот
Java-интерпретатор запускать классы без метода main не умеет.
    Все параметры, которые нужно передать методу, указываются  внутри  пары
круглых скобок в виде списка элементов, разделенных символами ";"  (точка  с
запятой). Каждый элемент списка параметров состоит из  разделенных  пробелом
типа и идентификатора. Даже если у метода нет параметров,  после  его  имени
все равно нужно поставить пару круглых скобок. В  данном  примере  у  метода
main только один  параметр.  Элемент  String  args[]  объявляет  параметр  с
именем args, который является  массивом  объектов  —  представителей  класса
String. Квадратные скобки говорят о том, что мы имеем дело с массивом, а  не
с одиночным элементом указанного типа. Тип String — это класс.

    Строка 5

    System.out.println("Hello, Java!");
    В этой  строке  выполняется  метод  println  объекта  out.  Объект  out
объявлен в  классе  OutputStream  и  статически  инициализируется  в  классе
System. Закрывающей фигурной скобкой в  строке  6  заканчивается  объявление
метода main, а такая же  скобка  в  строке  7  завершает  объявление  класса
HelloJava.

                  2.2.2. Создание Java-апплета “HelloJava”.

    Java апплеты, как и Java приложения создаются в виде текстового файла с
расширением java. Создаём файл HelloJava.java:
import java.awt.*;
import java.applet.*;
public class HelloJavaApplet extends Applet
{

public void paint(Graphics g)
{

g.drawString("Hello, Java!", 20, 20);
}
}
    Апплет начинается двумя строками, которые подключают оператором  import
все классы иерархий java.applet и java.awt. библиотека java.applet  содержит
классы, необходимые для создания апплетов, а с помощью  библиотеки  java.awt
апплет может выполнять в своем  окне  рисование  различных  изображений  или
текста. Далее в исходном тексте апплета определяется  класс  типа  public  с
именем HelloJavaApplet.  Это  имя  должно  обязательно  совпадать  с  именем
файла, содержащего исходный текст этого класса.
    Определенный класс HelloJavaApplet с помощью  ключевого  слова  extends
наследуется  от  класса  Applet.  При  этом   методам   класса   HelloApplet
становятся  доступными  все  методы  и   данные   класса,   за   исключением
определенных как  private.  Класс  Applet  определен  в  библиотеке  классов
java.applet, которую мы подключили оператором import.
    Дальше присутствует метод paint, замещающий  одноименный  метод  класса
Applet. При вызове этого метода ему передается аргумент,  содержащий  ссылку
на объект класса Graphics.  Последний  используется  для  прорисовки  нашего
апплета. С помощью метода  drawString,  вызываемого  с  этим  объектом  типа
Graphics, в позиции экрана (20,20) выводится строка “Hello, Java!”.
    Далее, как и в случае  Java  приложения  транслируем  содержимое  файла
HelloJavaApplet.java транслятором  javac.exe,  получая  тем  самым  байт-код
апплета в файле HelloJavaApplet.class. Следующим этапом  требуется  встроить
апплет в HTML документ, который будет  в  последствии  загружен  в  браузер.
Встраивание  апплетов  происходит  с   использованием   тегов   <APPLET>   и
</APPLET>. Нужно создать файл HelloJavaApplet.html со следующим  минимальным
содержимым:
<applet     code="HelloJavaApplet/index.html"   width="500" height="600" >
</applet>
    CODE — обязательный атрибут, задающий имя файла, в  котором  содержится
оттранслированный код апплета.
    WIDTH и HEIGHT  —  обязательные  атрибуты,  задающие  начальный  размер
видимой области апплета.

    Далее    следует     поместить     файлы     HelloJavaApplet.html     и
HelloJavaApplet.class  в один каталог и открыть первый в любом  браузере,  в
который встроена Виртуальная Машина Java на любой  платформе.  При  открытии
произойдёт так называемая компиляция "на лету" и апплет будет запущен.



                     Глава 3. Лексические основы языка.

    Целью этой главы является рассмотрение общих аспектов синтаксиса языка.
Программы на  Java  —  это  набор  пробелов,  комментариев,  ключевых  слов,
идентификаторов констант и переменных, операторов и разделителей.

    Пробелы

    Java —  язык,  который  допускает  произвольное  форматирование  текста
программ.  Для  того,  чтобы  программа  работала  нормально,  нет   никакой
необходимости выравнивать ее  текст  специальным  образом.  Программа  будет
работать при условии, что между отдельными  лексемами  (между  которыми  нет
операторов или разделителей) имеется по  крайней  мере  по  одному  пробелу,
символу табуляции или символу перевода строки.

    Комментарии

    Хотя комментарии никак не влияют  на  исполняемый  код  программы,  при
правильном  использовании  они  оказываются   весьма   существенной   частью
исходного  текста.  Самые  популярные  это  комментарии  в  одной  строке  и
комментарии в  нескольких  строках.  Комментарии,  занимающие  одну  строку,
начинаются с символов  //  и  заканчиваются  в  конце  строки.  Такой  стиль
комментирования  полезен  для  размещения  кратких  пояснений  к   отдельным
строкам кода:
    а = 42; // если 42 - ответ, то каков же был вопрос?
    Для более  подробных  пояснений  можно  воспользоваться  комментариями,
размещенными на нескольких строках, начав текст комментариев символами /*  и
закончив символами */. При этом  весь  текст  между  этими  парами  символов
будет расценен как комментарий и транслятор его проигнорирует.
/*
* Этот код несколько замысловат...
* Попробую объяснить:
*/

    Зарезервированные ключевые слова

    Зарезервированные ключевые  слова  —  это  специальные  идентификаторы,
которые  в  языке  Java  используются  для  того,   чтобы   идентифицировать
встроенные типы, модификаторы и средства управления  выполнением  программы.
На сегодняшний день в языке Java  имеется  59  зарезервированных  слов.  Эти
ключевые слова совместно с синтаксисом операторов и  разделителей  входят  в
описание языка Java. Они могут применяться только по назначению,  их  нельзя
использовать в качестве идентификаторов для  имен  переменных,  классов  или
методов.

                        Зарезервированные слова Java

|abstract    |boolean     |break       |byte        |byvalue     |
|case        |cast        |catch       |char        |class       |
|const       |continue    |default     |do          |double      |
|else        |extends     |false       |final       |finally     |
|float       |for         |future      |generic     |goto        |
|if          |implements  |import      |inner       |instanceof  |
|int         |interface   |long        |native      |new         |
|null        |operator    |outer       |package     |private     |
|protected   |public      |rest        |return      |short       |
|static      |super       |switch      |syncronized |this        |
|throw       |throws      |transient   |true        |try         |
|var         |void        |volatile    |while       |            |

    Слова byvalue, cast, const, future,  generic,  goto,  inner,  operator,
outer, rest, var зарезервированы в Java,  но  пока  не  используются.  Кроме
этого, в Java есть зарезервированные имена методов. Эти  методы  наследуются
каждым классом,  их  нельзя  использовать,  за  исключением  случаев  явного
переопределения методов класса Object.



                    Зарезервированные имена методов Java

|clone       |equals      |finalize    |getClass    |hashCode    |
|notify      |notifyAll   |toString    |wait        |            |


  Идентификаторы

    Идентификаторы  используются  для   именования   классов,   методов   и
переменных.   В   качестве   идентификатора   может   использоваться   любая
последовательность  строчных  и  прописных   букв,   цифр   и   символов   _
(подчеркивание) и $ (доллар). Идентификаторы не должны начинаться  с  цифры,
чтобы транслятор не  перепутал  их  с  числовыми  литеральными  константами,
которые будут описаны ниже. Java — язык,  чувствительный  к  регистру  букв.
Это означает, что, к примеру, Value и VALUE — различные идентификаторы,[1].

    Переменные

    Переменная — это основной элемент хранения информации в Java-программе.
Переменная  характеризуется  комбинацией  идентификатора,  типа  и   области
действия. В зависимости от того, где вы объявили переменную, она может  быть
локальной, например,  для  кода  внутри  цикла  for,  либо  это  может  быть
переменная  экземпляра  класса,  доступная  всем  методам  данного   класса.
Локальные области действия объявляются с помощью фигурных скобок.



                   Глава 4. Типы данных и операторы языка

                              4.1 Простые типы
    Простые  типы  в  Java  не  являются   объектно-ориентированными,   они
аналогичны простым типам большинства традиционных  языков  программирования.
В Java имеется восемь простых типов: — byte, short, int, long, char,  float,
double и boolean. Их можно разделить на четыре группы:
   1. Целые. К ним относятся типы byte, short, int и long. Эти типы
      предназначены для целых чисел со знаком.
   2. Типы с плавающей точкой — float и double. Они служат для представления
      чисел, имеющих дробную часть.
   3. Символьный тип char. Этот тип предназначен для представления элементов
      из таблицы символов, например, букв или цифр.
   4. Логический тип boolean. Это специальный тип, используемый для
      представления логических величин.
    В  Java,  в   отличие   от   некоторых   других   языков,   отсутствует
автоматическое  приведение  типов.  Несовпадение   типов   приводит   не   к
предупреждению при трансляции, а к сообщению об  ошибке.  Для  каждого  типа
строго определены наборы допустимых значений и разрешенных операций.
    Целые числа
    Ниже  приведена  таблица  разрядностей  и  допустимых  диапазонов   для
различных типов целых чисел.
|Имя |Разрядность|Диапазон                                                |
|long|64         |-9, 223, 372, 036, 854, 775, 808.. 9, 223, 372, 036,    |
|    |           |854, 775, 807                                           |
|Int |32         |-2, 147, 483, 648.. 2, 147, 483, 647                    |
|Shor|16         |-32, 768.. 32, 767                                      |
|t   |           |                                                        |
|byte|8          |-128.. 127                                              |

    Числа с плавающей точкой
    Характеристики этих типов приведены в таблице.
|Имя   |Разрядность               |Диапазон                               |
|double|64                        |1. 7е-308.. 1. 7е+ 308                 |
|float |32                        |3. 4е-038.. 3. 4е+ 038                 |


  Символы
    Поскольку в Java для  представления  символов  в  строках  используется
кодировка Unicode, разрядность типа char в этом языке — 16 бит. В нем  можно
хранить десятки тысяч символов интернационального набора  символов  Unicode.
Диапазон типа char — 0..65536. Unicode — это объединение десятков  кодировок
символов, он  включает  в  себя  латинский,  греческий,  арабский  алфавиты,
кириллицу и многие другие наборы символов.
Хотя  величины  типа  char  и  не  используются,  как  целые  числа,   можно
оперировать с ними так, как если бы они были целыми.  Это  дает  возможность
сложить  два  символа  вместе,  или  инкрементировать  значение   символьной
переменной.
    Тип boolean
    В языке Java имеется простой тип  boolean,  используемый  для  хранения
логических  значений.  Переменные  этого  типа  могут  принимать  всего  два
значения — true (истина) и false (ложь). Значения типа boolean  возвращаются
в качестве результата всеми операторами сравнения, например (а < b).

    Объявление переменной

    Основная форма объявления переменной такова:
тип идентификатор [ = значение];
    Тип — это либо один из встроенных типов, то  есть,  byte,  short,  int,
long, char, float, double, boolean, либо имя  класса  или  интерфейса.  Ниже
приведено  несколько  примеров  объявления   переменных   различных   типов.
Некоторые  примеры  включают  в  себя  инициализацию  начального   значения.
Переменные,  для  которых  начальные  значения  не  указаны,   автоматически
инициализируются нулем.
|int a, b, с;      |Объявляет три целых переменных а, b, с.               |
|int d = 3, e, f = |Объявляет ещё целые переменные, инициализирует d и f. |
|5;                |                                                      |
|byte z = 22;      |Инициализирует z.                                     |
|double pi = 3.    |Объявляет число пи.                                   |
|14159;            |                                                      |
|char x = 'x';     |Переменная х получает значение 'х'.                   |

                               4.2. Операторы
    В Java имеется 44 встроенных оператора. Их можно разбить на 4 класса  -
арифметические, битовые, операторы сравнения и логические.
    Арифметические операторы
    Арифметические операторы используются  для  вычислений  так  же  как  в
алгебре (см. таблицу со сводкой арифметических операторов ниже).  Допустимые
операнды должны иметь числовые типы. Например,  использовать  эти  операторы
для работы с логическими типами нельзя, а для работы  с  типом  char  можно,
поскольку в Java тип char — это подмножество типа int.
|Оператор   |Результат                 |Оператор  |Результат            |
|+          |Сложение                  |+ =       |Сложение с           |
|           |                          |          |присваиванием        |
|-          |вычитание (также унарный  |-=        |Вычитание с          |
|           |минус)                    |          |присваиванием        |
|*          |Умножение                 |* =       |Умножение с          |
|           |                          |          |присваиванием        |
|/          |Деление                   |/=        |Деление с            |
|           |                          |          |присваиванием        |
|%          |деление по модулю         |%=        |Деление по модулю с  |
|           |                          |          |присваиванием        |
|++         |Инкремент                 |--        |декремент            |


    Операторы отношения

    Для того, чтобы можно было сравнивать  два  значения,  в  Java  имеется
набор  операторов,  описывающих  отношение   и   равенство.   Список   таких
операторов приведен в таблице.

|Оператор    |Результат               |
|==          |равно                   |
|!=          |не равно                |
|>           |больше                  |
|<           |меньше                  |
|>=          |больше или равно        |
|<=          |меньше или равно        |


    Булевы логические операторы

    Булевы логические операторы, сводка которых приведена в  таблице  ниже,
оперируют  только  с  операндами  типа  boolean.  Все  бинарные   логические
операторы воспринимают в качестве операндов  два  значения  типа  boolean  и
возвращают результат того же типа.
|Опера|Результат                          |Опера|Результат              |
|тор  |                                   |тор  |                       |