Обзор статей журнала "Вопросы психологии" по психодиагностике

ПЛАН:


                                               стр.
1. Природа межиндивидуальных различий темповых
           характеристик          у          детей          7-8          лет
              2
2. Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина   3
3. Прогнозирование поведения человека как задача
             экспертной             психодиагностической             системы
   5
4. Методика экспресс-диагностики способностей
  детей 6-7 лет                                            7
5. К построению теории измеренной индивидуальности
  в психодиагностике
                         9
6. Диагностика “личностных факторов” принятия решений       10
7. Список литературы
                             11



      В   данной   контрольной   работе   представлен   обзор   статей    по
психодиагностике, которые были опубликованы в журналах “Вопросы  психологии”
за 1994 год.

№1. Мешкова Т.А.
“Природа межиндивидуальных  различий  темповых  характеристик  у  детей  7-8
лет”.

    В статье представлены результаты исследования  различий  индивидуального
темпа(удобного  и  максимального   темпа   работы)   на   узком   возрастном
контингенте близнецов. В эксперименте участвовали монозиготные  (35  пар-МЗ)
и дизиготные (29 пар-ДЗ) 7-8 лет и одиночнорожденные того  же  возраста  (29
чел.) - все первоклассники, все правши.
    Для измерения моторного темпа использовалось несколько методик:  простые
автоматизмы -
1. “Темпинг-1” (Т-1) - постукивание карандашом по столу  10  с.  Фиксируется
количество ударов.
2. “Темпинг-2” (Т-2) - нажимание клавиши микрокалькулятора  большим  пальцем
10 с. Фиксируется число нажатий.
3. “Скалка” (Скл) - катание круглого  карандаша  ладонью  по  столу  взад  и
вперед 10 с. Фиксируется число парных движений.
         методики,  требующие  развитие  тонкой  моторики  пальцев  руки   и
зрительно-двигательной координации.
4. “Стержни” (Стр) - вставить 16 стержней в гнезда (игра  “Сою”  фиксируется
время выполнения.
5. “Нанизывание” (Низ). На вставленные стержни (4) надеть 32 круглые  шарики
(игра “Реверси”). Фиксируется время.
6. “Фишки” (Фш) - перевернуть 32 круглые фишки. Фиксируется время.
7. “Письмо” (Мсм) - пишется ряд диагностических палочек на клетчатой  бумаге
в течение 20 с. Фиксируется количество написанных палочек.
8. “Артикуляция (Арт) - порядковый счет в  слух  от  1  до  50.  Фиксируется
время.
     В дальнейшем все показатели моторного темпа выражались в  единообразных
единицах - количестве однотипных движений или действий в минуту.
     Эксперимент  строился  так,  что  вначале  предлагалось   все   задание
выполнить  в  удобном  темпе,   приятном   для   ребенка.   Чтобы   избежать
ориентировки на включение секундомера, время фиксировалось незаметно.  После
давалось задание выполнить то же самое в  максимально  возможном  темпе  при
включенном секундомере.
       методики, на измерение сенсорного темпа:
9. “Метроном” - измеряется предпочитаемый ритм  звуковых  щелчков  метронома
(частота ударов от 40 до 220/ мин). Методика  была  заимствована  из  работы
Фришайзен-Келлер.
     Сравнение группы по средним величинам показало, что  значимые  различия
здесь  отсутствуют.  Таким  образом,  по  параметрам   темпа   близнецы   не
отличаются от одиночнорожденных, а группа МЗ не отличается от группы ДЗ.
      На группе детей 7-8  лет  не  удалось  подтвердить  данные  Фришайзен-
Келлер о значительном влиянии генотипа на удобный темп темпинга.  Отчетливые
наследственные влияния обнаружены только для максимального  темпа  движений.
Такое  расхождение  в  результатах  скорее  всего  связано  с   разницей   в
возрастном составе испытуемых. В настоящее время  известно,  что  генотип  -
средовые отношения могут значительно отличаться в зависи-мости от  возраста,
а в работе Фришайзен-Келлер возрастной контингент близнецов очень широк.
        По   данным   корреляционного   анализа,   показатели   удобного   и
максимального   темпа   выполнения   простых    двигательных    автоматизмов
практически не связаны друг с другом.
      В основе удобного и  максимального  темпа  выполнения  бо-лее  сложных
движений,  требующих  развития  тонкой  моторики  и   зрительно-двигательной
координации,  видимо,  лежит  единый  фактор,  связанный  с  уровнем  общего
двигательного развития.

№2. Ануфриев А.Ф.
“Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина”

       В  данной  статье  обсуждается  два   направления:   1)   теоре-тико-
методологический анализ диагностики как  специфического  вида  познания;  2)
выявление характеристик  психодигностики  как  практический  деятельности  и
научной дисциплины.
      Диагностика в современной методолгической  литературе  понимается  как
особый вид познавательного процесса, как особая  деятельность  распознавания
в отличие от научного познания, с одной стороны, и от узнавания - с другой.
      Практически все исследователи  единодушны  в  том,  что  распознавание
состояния единичного объекта осуществляется на основе  знания  об  общем.  В
этом смысле  диагностика  является  особым  промежуточным  звеном  познания,
стоящим между научным знанием  общей  сущности  и  опознаванием  единичного,
конкретного  явления,  т.е.  когда,  зная  общее  о  соответствующем  классе
предметов, мы в то же время не знаем данного предмета своего исследования.
       Диагностика  -  это  научно-практическая  деятельность  распознавания
состояния единичного объекта с точки  зрения  его  соответствия  норме.  Она
осуществляется на основе подведения  данного  объекта  под  известный  науке
класс, имеет целью прогноз, возвращение или поддержание системы в  состоянии
нормального функционирования.
      Диагностика как наука стремится к  строгому  описанию  закономерностей
диагностической деятельности во всех случаях  врачебной  практики.  Опираясь
на методы научного  познания,  она  строится  лишь  на  точно  установленных
фактах, исходит из логического следования диагноза из них.
      С другой стороны  диагностика  является  и  искусством,  доступным  не
каждому практику, и что в  основе  его  диагностической  деятельности  лежит
интуиция.
      Подавляющая часть исследователей и практических  работ-ников,  исходит
из того, что она является одновременно и наукой и искусством.
       В  диагностике  как   научной   дисциплине   в   большинстве   ра-бот
применительно к системам “человек-человек” принято выделять четыре  основных
неразрывно связанных друг с другом  раздела  -  семиотический,  технический,
логический и деонто-логический.
       Семиотический  -  содержит   описание   признаков,   характе-ризующих
нормальное состояние или отклонение от него, т.е. описание  различных  видов
симптомов, признаков болезней. В техническом дается  характеристика  методов
(методик) и средств обследования объекта диагностики. В  логическом  разделе
характеризуется диагностическое мышление,  т.е.  возникающий  при  появлении
отклонений  от  нормы  специфический  процесс   распознавания   по   внешним
признакам  (симптомам)   внутренних   состояний   объекта   диагностики.   В
деонтологическом - принципы общения с больным и врачебная практика.
       Психодиагностика  как  деятельность   есть   процесс   распо-знавания
актуального состояния психологических особенностей отдельного  человека  или
группы людей как  причин  параметров  деятельности  или  конфликта  с  точки
зрения соответствия норме. Процесс распознавания  осуществляется  на  основе
из-вестной диагносту системы понятий как поведение  отдельного  обследуемого
(человека или группы) под общий тип в целях прогнозирования  психологических
особенностей, реализации коррекционного  или  профилактического  воздействия
на них для обеспечения  требуемых  параметров  деятельности  или  устранения
конфликта.
       Структуру   психодиагностики   как   научной   дисциплины   об-разует
совокупность   четырех   взаимосвязанных   теорий:   объекта   обследования,
разработки  психодиагностических  методик,    взаимодействия   диагноста   с
обследуемым, постановки психологического диагноза.

№3. Трофимова И.Н.
“Прогнозирование    поведения     человека     как     задача     экспертной
психодиагностической системы”.

       Настоящая  статья  посвящена  необходимости  и  проблемам  разработки
экспертной системы в области психодиагностики  и  прогнозирования  поведения
человека.
       В  настоящее  время   создано   большое   количество   разно-образных
диагностических инструментов, способных зарегистри-ровать  фактически  любое
описанное заказчиком свойство  чело-века,  однако  даже  получив  результаты
диагностики относи-тельно интересующих его  свойств,  как  диагност,  так  и
заказ-чик  зачастую  плохо  представляют  себе,  какого  поведения  сле-дует
ожидать от обследуемого, в чем  проявляется  или  не  про-является  эти  его
свойства.  Постановка  большинства  практи-ческих  задач  предполагает   “на
выходе”  не  просто  описательную  характеристику  особенностей  обследуемых
“здесь и теперь”, но и прогноз поведения этих людей в  различных  ситуациях,
желательно на длительный срок.
       Развитие  психодиагностики  стало  набирать  темпы  в  свое  время  в
результате  создания  критериально-ориентированных  тестов,   регистрирующих
наличный  уровень  развития  каких-то  навыков  и  знаний  для   определения
готовности человека к вы-полнению деятельности, которой он будет  заниматься
непосред-ственно после диагностики (при массовом наборе в  армию,  поз-же  -
при приеме на работу, на учебу). Подобная “аттеста-ционная” диагностика  так
же необходима на практике, как и долгосрочная у многих фирм нет  времени  на
ожидание “вхож-дения”  кандидата  в  должность  и  возможности  фактического
финансирования его обучения на рабочем месте в период аттестации.
       Основное  внимание   уделяется   анализу   поведения,   резуль-татов,
полученных в момент испытаний, и  очень  слабо  исполь-зуется  информация  о
прошлом опыте человека: биографический метод, анализ  документов,  продуктов
деятельности  обсле-дуемого.  Это  увлечение  только   наличным   состоянием
человека не случайно: оно связанно с неспособностью психологов  использовать
получаемую  информацию,  с  трудностями  ее  формализации,  интерпретации  и
сравнительного анализа.
      Основное значение квалификации диагноста проявляется как раз на  этапе
интерпретации  результатов  и   составления   заключения   и   рекомендации.
Соответственно, на этом этапе важна как психологическая компетентность,  так
и глубина теоретического  анализа  результатов,  что  по  определению  будет
различаться и различается у разных специалистов.
      Опыт разработки экспертной системы показывает,  что  процесс  создания
системы можно разделить на пять стадий:
1. Идентификация проблемы - на этой стадии уточняется  задача,  определяются
источники знаний (книги, информация,  полученная  от  экспертов,  методики).
Данная статья является одним из итогов этого этапа.
2. Концептуализация  -  на  этой  стадии  формируется  структура  полученных
знаний, т.е. определяются список основных понятий и их атрибутов;  отношения
между  понятиями,  структура  инфор-мации  на  входе  и  выходе,   стратегии
логических рассуждений, ограничения на стратегии  принятия  решений  и  т.д.
Задача ста-дии концептуализации - разработка неформального  описания  знаний
о предметной области в виде “карт знаний, графов, таблиц, диаграмм,  которые
отражают основные концепции  и  взаимосвязи  между  понятиями  и  предметной
области.
3.  Формализация  -   строится   формализованное   представление   концепций
предметной области на основе  выбранного  языка  представления  и  обработки
знаний; обычно  на  этом  этапе  используются  формализмы,  реализованные  в
выбранном  инструментальном  средстве  -   логические   методы   (исчисление
предикатов  1-го  порядка),  продукционные  модели  (с  прямым,  обратным  и
смешанным  методами  вывода),  семантические   сети,   фреймы,   объективно-
ориентированные языки, основанные на иерархии классов объектов и др.
4.   Реализация   -   для    построения    экспертной    подготовленной    и
формализированной  базы  знаний:  необходимо  наличие   также   специального
продукта, инструментального средства - оболочки экспертной  системы.  Задача
этой  стадии  -  разработка  программного  комплекса  в   среде   выбранного
инструментального средства.
5. Тестирование - оценивается  и  проверяется  работа  созданной  экспертной
системы  с  целью  приведения   в   соответствие   с   реальными   запросами
пользователей; система анализируется на удобство и адекватность  интерфейсов
ввода-вывода, эффек-тивность  реализованной  стратегии  управления  решением
задачи, корректность базы знаний - ее полноту и непротиворечивость;  главная
задача стадии - выявление ошибок, сделанных на предыдущих стадиях.

№4. Щебланова Е.И., Аверина И.С., Задорина Е.Н.
“Методика экспресс-диагностики способностей детей 6-7 лет”.

      В статье обсуждается проблема  диагностики  уровня  ин-теллектуального
развития детей. Отмечается, что, к сожа-лению, решение этой  проблемы  часто
бывает произвольным, без какого-либо психолого-педагогического  обоснования.
Для  ориентировочного  суждения  об  интеллекте   детей   необходимо   иметь
методику, которая позволила бы соблюсти  ряд  обязательных  для  диагностики
интеллекта условий:
1. Стандартизация условий испытаний, что позволит избежать субъективности  в
подборе заданий и обеспечить всем детям равные возможности.
2.   Оценка   разных   сторон   интеллекта,   что   уменьшит   влияние   его
“натасканности”.
3. Надежность и валидность методики при сравнительной простоте применения  и
небольших затратах времени.
      Цель  работы  авторов  состояла  в  разработке  и  апробации  методики
экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС)  детей  6-7  лет,
поступающих в 1 класс школы. Разработка  указанной  методики  осуществлялась
на основе известных зарубежных тестов познавательных способностей - KFT  1-3
K. Хеллера с сотрудниками.
      Показателями сложности заданий служило количество  правильных  ответов
на них, полученных при апробации KFT и МЭДИС в группах испытуемых  не  менее
100 человек. МЭДИС была разработана в  двух  эквивалентных  по  сложности  и
содержанию формах А и Б.
      Каждая форма МЭДИС состоит из 4 субтестов по  5  заданий  возрастающей
сложности.  Перед  выполнением  каждого  субтеста  проводится  тренировочное
выполнение выполнение двух заданий, аналогичных тестовым.
      Задания  МЭДИС,  как  и  в  зарубежной  тестах,  представлены  в  виде
рисунков, что позволяет тестировать детей независимо от их умения читать.
      1 субтест направлен на выявление общей  осведомленности  учащихся,  из
словарного  запаса.  Среди  5-6  изображений  предметов  требуется  отметить
названный экспериментатором (“ботинок” Ю  “статуя”).
      2 субтест дает возможность оценить понимание  ребенком  количественных
и качественных соотношений  между  предметами  и  явлениями:  больше-меньше,
выше-ниже, старше-моложе и.т.д. В первых заданиях соотношения однозначны,  в
последних - надо выбрать предмет больше другого, но меньше третьего.
       3  субтест  выявляет  уровень   логического   мышления,   ана-литико-
синтетической деятельности ребенка. Причем в заданиях на исключение  лишнего
используются  как  изображения  конкрет-ных  предметов,  так  и   фигуры   с
различным количеством элементов.
      4 субтест направлен на  диагностику  математических  спо-собностей.  В
него  включены  математические  задания  на  сообра-зительность,  в  которых
использован  различный   материал:   ариф-метические   задачи,   задачи   на
пространственное  мышление,  на  определение  закономерностей  и  т.д.   Для
выполнения ребенок должен уметь считать до 10 и производить сложение и вычи-
тание.
      МЭДИС может использоваться индивидуально и в группах по 5-10  человек.
Следует учесть,  что  обстановка  группового  тестирования  может  оказаться
крайне неблагоприятной  для  некоторых  детей:  с  повышенной  тревожностью,
растерявшихся от новой обстановки  и  т.д.  В  таких  случаях  рекомендуется
повторить тестирование с  помощью  другой  формы  теста  или  заполнить  его
индивидуальным  психолого-педагогическим  обследованием.  При   планировании
тестирования  важно  учитывать  не  только  время,  которое  необходимо  для
выполнения заданий, но и время для раздачи  и  объяснения  материала.  Общее
время выполнения теста составляет 20-30 минут.
      Результаты тестирования должны рассматриваться в комплексе  с  другими
показателями: данными собеседования с  ребенком,  сведениями  от  родителей,
показателями интересов ребенка и т.д.
      Дети, получившие более высокие баллы по МЭДИС,  демонстрировали  более
высокий  уровень   обобщения   понятий,   более   развитую   речь,   большую
осведомленность и т.д. Однако уровень творческого мышления, как и  следовало
ожидать, был в меньшей степени связан с уровнем интеллектуального  развития.
Поэтому при использовании МЭДИС рекомендуется отбирать  детей  не  только  с
высокими, но и со средними для данного возраста показателями  и  обязательно
дополнять тестирование собеседованием с ребенком.

№5. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю.
“К построению теории измеренной индивидуальности в психодиагностике.”

        Авторы   статьи   оценивают   ситуацию,   сложившуюся   сегодня    в
психодиагностике,     как      кризисную.      Методическое      обеспечение
психодиагностических  исследование  продолжает  существенно   опережать   их
практический  уровень.  Происходит  это  в   условиях   полного   отсутствия
нормативно-правовой основы деятельности, а  следовательно,  профессионально-
этического контроля за этим процессом.
      Психодиагностический метод позволяет выделить  специ-фические  мотивы,
определяющие активность субъекта, особую стратегию его поведения,  специфику
ситуации - как социальную (взаимодействие психолога и обследуемого),  так  и
стимульную  (например,  с  разной  степенью  структурированности)   и   т.д.
Психодигностический   метод,   кроме   того   включает    и    специфический
измерительный  инструментарий,  обладающий  собственными   характеристиками,
заданной теорией измерения психических явлений (психометрией).
       Необходимо  отделить   создание   и   развитие   проективных   техник
диагностики личности от попыток интерпретации получаемых данных с  различных
теоретических позиций. Следует исходить из того факта, что  разные  средства
познания с неизбежностью приводят к различным описаниям  одного  и  того  же
объекта Ю  к формированию относительно независимых предметов познания.
      Теория измеренной индивидуальности занимает  промежу-точное  положение
между   глобальными   психологическими   теориями    (психоанализ,    теория
деятельности и пр.) и рабочими “микротеориями”. Тем самым теория  измеренной
индиви-дуальности заполняет  определенный  теоретический  вакуум  в  системе
психологического познания.

№6. Корнилова Т.В.
“Диагностика “личностных факторов” принятия решений”

      Целью данной  статьи  является  представление  результатов  разработки
методики,   направленной   на   диагностику   “готовности   к    риску”    и
“рациональности”  как  личностных  регуляторов  принятия  решений.  Методика
оформлена в разных процедурных видах под общим названием  ЛФР  -  личностные
факторы решений.
       Диагностика   факторов   личностной   и   ситуационной   тревож-ности
осуществлялась с помощью методики Спилберга. Как и  предполагалось,  факторы
личностной тревожности и нерешительности оказались значительно связаны.
       Высоким  показателем  “готовности  к   риску”   соответствуют   такие
личностные  черты,  как  склонность   к   авантюре,   социальная   смелость,
решительность,  тяга  к  сильным   ощущениям   (высокая   сила   Супер-эго);
одновременно    совестливость,    упорство,     чувство     ответственности,
моралистичность, волевой самоконтроль, высокая  интеграция  чувства  Я;  при
этом отсутствуют сензитивность  (в  противовес  реалистичности  и  жесткости
мышления); открытость и легкость в  общении,  эмоциональная  устойчивость  и
неуступчивость; активность; беспечность и воодушевленность.
      Высоким показателем “рациональности” - соответствует  высокий  уровень
интеллекта,  подозрительность,   развитое   воображение,   проницательность,
расчетливость (хитрость, искушенность), озабоченность, склонность к  чувству
вины;  радикализм  (свобода  мысли),  самодостаточность   (ориентировка   на
собственные решения).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мешкова Т.А. “Природа межиндивидуальных различий темповых характеристик
у детей 7-8 лет” / “Вопросы психологии”, 1994,   №1.
2. Ануфриев А.Ф. “Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина” /
“Вопросы психологии”, 1994, №2.
3. Трофимова И.Н. “Прогнозирование поведения человека как задача экспертной
психодиагностической системы” / “Вопросы психологии”, 1994, №3.
4. Щебланова Е.И., Аверина И.С., Задорина Е.Н. “Методика экспресс-
диагностики способностей детей 6-7 лет” / “Вопросы психологии”, 1994, №4.
5. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. “К построению теории измеренной
индивидуальности в психодиагностике” / “Вопросы психологии”, 1994, №5.
6. Корнилова Т.В. “Диагностика “личностных факторов” принятия решений” /
“Вопросы психологии”, 1994, №6.