Проблема взаимодействия личности и общества по З Фрейду

Реферат



                                   Тема :



                 Проблема взаимодействия личности и общества


                              в теории З.Фрейда



                                                                  Выполнил :
                                                         Студент 20-й группы
                                                            Кравец Александр
                                                               Александрович



                                   План :


1.З.Фрейд и школа психоанализ .

2.Уровни сознания .

3.Структура личности .

4.Принцип удовольствия и реальности.

5.Проблема столкновения Оно и Я.

6. Проблема взаимодействия человека и общества.

7.Вывод.



                     В 1902 году было основано общество

" Психологические среды "(The Psychological Wednesday Society  )  ,  которое
посещал только избранный круг интелеллектуальнных последователей З.Фрейда  .
В 1908 году эта организация была переименована в Венское  психоаналитическое
общество . Многие из коллег Фрейда , бывшие членами этого общества  ,  стали
известными психоаналитиками .
Сам Зигмунд Фрейд , врач психиатр , привёл к тому , что психологи во  второй
половине  XIX  века  ,  когда  психология  стала   самостоятельной   научной
дисциплиной  , он поставил сознание не в центр жизни человека  ,  а  сравнил
её  с  айсбергом  .  Он  выдвинул  теорию  :  люди  находятся  в   состоянии
беспрестранного конфликта , истоки которой лежат в другой ,  более  обширной
сфере психической жизни – в  неосознаваемых  побуждениях  .  И  поле  боя  ,
назвал психику .
        Термин «Психоанализ»  рассматривается  ,  как  соединение  теории  с
терапией и с  оценкой  личности  ,  пронизывает  все  аспекты  представлений
Фрейда о  человеческом  поведении  .  Однако  под  всем  этим  лежит  подход
З.Фрейда к личности .
        Рассмотрим сначала его  взгляды  на  организацию  психики  ,  уровни
сознания .
        В  психической  жизни  можно  выделить  3  уровня   :   сознание   ,
предсознательное и бессознательное .
1 Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний , которые  мы  осознаём
в данный момент времени . З.Фрейда  настаивал  ,  что  незначительная  часть
психической жизни (мысли , восприятие , чувства ,  память)  входят  в  сферу
сознания . Что бы  в  данный  момент  времени  не  переживалось  в  сознании
человека . Это следует рассматривать как  результат  процесса  избирательной
сортировки в значительной степени регулируемыми внешними сигналами  .  Более
того , определённое содержание осознаётся лишь в течение  короткого  периода
времени , а  затем  быстро  погружается  на  уровень  предсознательного  или
бессознательного , по мере того ,  как  внимание  человека  перемещается  на
другие сигналы . Сознание охватывает только малый процент всей информации  ,
хранящейся в мозге .
2. Область предсознательного , включает  в  себя  весь  опыт  ,  который  не
осознаётся в  данный  момент  ,  но  может  легко  вернуться  в  сознание  .
Предсознательное  наводит  мосты  между  осознаваемыми   и   неосознаваемыми
областями психического .
3.  Самая  глубокая  и  значительная  область  человеческого  разума  –  это
бессознательное . Бессознательное представляет собой  хранилище  примитивных
инстинктивных побуждений плюс эмоции  и  воспоминания  ,  которые  настолько
угрожают  сознанию  ,  что  были   подавленны   и   вытеснены    в   область
бессознательного  .  Неосознаваемый  материал  во  многом  определяет   наше
повседневное функционирование .
        Фрейд придал концепции бессознательной жизни эмпирический статус . В
частности он подчёркивал , что бессознательное следует рассматривать  ,  как
реальность , которую можно продемонстрировать и  проверить  .  Действительно
значимые аспекты поведения человека оформляются и направляются импульсами  и
побуждениями , всецело находящимися  вне  сферы  сознания  .  Если  начинают
осознаваться или открыто выражаться в  поведении  ,  это  встречает  сильное
внутреннее сопротивление индивидуума .
        Позже Фрейд ввёл в анатомию личности три основных структуры :  Ид  ,
Эго и Суперэго . Взаимосвязь между этими личностными структурами и  уровнями
сознания изображены в виде диаграммы .
         Показал , что сфера Ид полностью неосознаваемая , в  то  время  как
Эго  и  Суперэго  действуют  на  всех  трёх  уровнях  сознания  .   Сознание
охватывает  все  три  личностные  структуры  ,  хотя  основная   его   часть
сформирована импульсами , исходящими от Ид .
        Ид по Фрейду  означает  примитивные  ,  инстинктивные  и  врождённые
аспекты личности . Оно целиком   функционирует  в  бессознательном  и  тесно
связано с инстинктивными биологическими  побуждениями  ,  которое  наполняют
наше поведение энергией . Ид – нечто  тёмное  ,  не  знающее  законов  ,  не
подчиняющееся правилам . Оно выражает первичный  принцип  всей  человеческий
жизни  –   немедленную   разрядку   психической   энергии   ,   производимой
биологически  обусловленными  побуждениями   (   особено    сексуальными   и
агрессивными ) . Последние , когда они сдерживаются и не  находят  разрядки,
создают напряжение в личностном функционировании.  Поскольку  Ид  не  ведает
страха и тревоги , оно не прибегает к предосторожностям  в  выражении  своей
цели , этот факт , как полагал Фрейд  ,  может  представлять  опасность  для
индивидуума и для общества .
        Эго  –  это  компонент  психического  аппарата  ,  ответственный  за
принятие решений . Эго стремиться выразить  и  удовлетворить  желания  Ид  в
соответствии с  ограничениями  налагаемыми  внешним  миром  .  Эго  помогает
обеспечит безопасность и самосохранение организма . В  борьбе  за  выживание
как против внешнего социального мира , так и инстинктивных  потребностей  Ид
.  Эго  должно  дифференцировать  между  событиями  в  психическом  плане  и
реальными событиями во внешнем мире . Эго является «исполнительным»  органом
личности   и  областью  протекания  интеллектуальных  процессов   и  решения
проблем.
        Суперэго – это  интернализованные  общественные  нормы  и  стандарты
поведения,  полученные  в  процессе  «социализации».  Суперэго  ,   пытается
полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы , со стороны  Ид
, пытаясь направить человека к абсолютному совершенству в мыслях , словах  и
поступках .
        Психоаналитическая  теория  основывается  на  представлении  ,   что
поведение  человека  активизируется  единой  энергией  ,   согласно   закону
сохранения энергии (то есть она  может  переходить  из  одного  состояния  в
другое , но количество её остаётся при этом  тем  же  самым  )  и  мотивация
человека  полностью  основана  на  энергии   возбуждения   ,   производимыми
телесными  потребностями  ,  выраженными  в  виде   желаний   ,   называются
инстинктами .
        Фрейд назвал две основные их группы : инстинктов жизни и смерти  .1)
Первая группа включает  наиболее  существенные  ,  сексуальные  инстинкты  .
Энергия сексуальных инстинктов  –  это  определённое  количество  энергии  ,
находящая разрядку только в сексуальном  поведении  .  2)  Вторая  группа  –
лежит в основе всех проявлений жёсткости и  агрессии  .  Он  полагал  ,  что
инстинкты  подчиняются  принципу   энтропии   ,   согласно   которой   любая
энергетическая система стремиться к сохранению динамического равновесия .
        В психоаналитической теории немедленная разрядка напряжения получила
название принцип удовольствия  , его господство может быть отмечено в том  ,
что психический аппарат удерживает имеющееся в нём количество  напряжения  .
Но если бы принцип удовольствия управлял течением  психического  процесса  ,
то большинство наших психических процессов  вели  к  удовольствию  ,  в  том
время как наш опыт противоречит этому . следовательно  ,  в  душе    имеется
тенденция  к  господству  принципа  удовольствия  ,  которому   противоречит
принцип реальности  ,  который  не  оставляет  конечной  цели  –  достижения
удовольствия , откладывает  возможности  удовлетворения  и  временно  терпит
неудовольствие .
        Но потребность  может  быть  вытеснена  или  удовлетворено  окольным
путями. Но вопреки принципу константности возбуждение удерживается .  И  как
правило оно проявляться различными способами , например во снах ,именно  из-
за этого они рассматриваются , как проистекание от  психических  возбуждений
и тех душевных сил , которые не могут свободно проявляться .
        Мы получаем общее представление о взгляде Фрейда на  личность  ,  он
показывает , что человек в основе своей биологическое  существо  и  вся  его
деятельность  направлена   и   организована   внутренним   возбуждением   на
удовлетворение своих  инстинктов  .  Но  общество  ,  его  взаимодействие  и
организация основано на социальных нормах , принципах и  правилах  ,  и  для
того чтобы сосуществовать в обществе  ,  личность  должна  заменять  принцип
удовольствия на принцип реальности , что  в  последствии  может  привести  к
неудовлетворённости и ростройству психики. А зная , что  энергия  никуда  не
пропадает  , а просто переходит  в  её  другие  виды  ,  мы  можем  получить
проявление агрессии взамен на отверженное чувство любви .
        Проблема  взаимодействия  личности  и   общества   продолжается   до
сегодняшних дней , и я думаю будет актуальной пока есть понятие «ощество»  с
его сложившемся укладом .



        Список используемой литературы :

         1.З.Фрейд «Психология бессознательного» Новосибирск 1997г.
                   2.Л.Хьелл , Д.Зиглер «Теории личности».
                            Санкт-Петербург.1997г
                    3. З.Фрейд «Психоаналитические этюды»
               /Составление Донского, Круглянского. М. 1997г.
                     4.Франц Александер, Шелтон Селесник
                       «Человек и его душа». М. 1995г.