Проблемы врожденного и приобретенного в поведении человека

ПЛАН:


                                  стр.

1. Вступление
                            2
2. Механизмы поведения как характеристики функциональных
    систем
                     2
3. Соотношение темперамента и характера
  4
4. Акцентуации характера у подростков
            5
5. О динамике акцентуаций характера
             7
6. Список литературы
                       10



                                 ВСТУПЛЕНИЕ

       ”Проблема   соотношения   личности   и   организма   в   человеческой
индивидуальности, - пишет В.М. Русалов - сводится прежде всего  о  том,  как
соотносятся  психодинамические  свойства  человека   с   его   биологической
организацией».
       Б.Г.  Ананьев  подчеркивал  комплексный  характер  связи   индивидных
свойств разного уровня: «Три группы природных  свойств  (конституциональные,
нейродинамические,  билатеральные  -  особенности  симметрии  организма),  -
писал  он,  -  образуют  класс  первичных  свойств,  которые  можно  назвать
индивидуально-типическими.   Несомненна   зависимость   вторичных    свойств
(темперамента, структуры органических потребностей и т.п.)  от  этого  плана
первичных свойств, именно от совокупности  индивидуально-типических  свойств
в целом, а не отдельно взятых (конституциональных или нейродинамических)».
      Выше  были  названы  три  типа  параметров,  характеризующих  развитие
любого энергетического образования: потенциал, вариативность  и  особенности
принятия характеристик среды.  Необходимо,  видимо,  специально  подчеркнуть
два момента.
      Во-первых, три выделяемые плоскости анализа отражают  общие  тенденции
эволюции живых систем, и в описывающих их категориях, используемых в  разных
значениях в других концепциях,  подчеркиваются  именно  их  общеэволюционные
свойства: потенциал рассматривается  как  «эргичность»,  «уровень  энергии»,
уровень  активации  психики;  вариативность  -  как   основа   пластичности,
изменчивости  и   адаптивности;   регулятивность.   -   как   направляемость
активности субъекта со стороны среды, его управляемость, как набор  средств,
ограничивающих степени свободы активности.
      Во-вторых, хотя выделение этих плоскостей анализа является  достаточно
традиционным в психологии индивидуальных различий, к разных  концепциях  они
встречаются  либо   наряду   с   другими   основаниями   для   классификации
индивидуальности, либо не в совокупности.

                             МЕХАНИЗМЫ ПОВЕДЕНИЯ
                  КАК  ХАРАКТЕРИСТИКИ  ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ

      Свойства нервной системы и темперамента с трудом  выделяются   “чистом
виде” даже в специально организованном эксперименте,  если  вообще  возможно
такое выделение. Реальные поведение и индивидуальность потому и поддаются  с
трудом прогнозу,  что  могут  быть  оптимально  проанализированы  только   с
учетом основных образующих их факторов.
      Врожденность многих психодинамических свойств задает  необходимость  в
механизмах, адаптирующих их к особенностям высокоизменчивой среды.  Все  эти
механизмы формируются  как  сомато-нейро-метаболические  интеграции  в  виде
функциональных систем. «Структура памяти  или  жизненного  опыта,  -  писал,
Швырков В.Б., - состоит исключительно  из  функциональных  систем  целостных
поведенческих  актов  разного  возраста  и  не  содержит   каких-либо   иных
элементов, таких, как "образ", "эмоция" или "моторная программа».