Проблемы психологического консультирования

Психологическое   консультирование   предъявляет   к    консультанту
определенные морально-этические требования, без  следования  которым  работа
не может быть  успешной.  Профессиональная  этика  консультанта  сводится  к
следующим положениям.  По  аналогии  с  морально-этическим  кодексом  врача,
основным нормативом работы консультанта можно назвать принцип «прежде  всего
- не вреди». Независимо от формы  и  метода  психологическое  воздействия  в
процессе консультирования не  должно  быть  для  клиента  психотравмирующим,
ухудшать его состояние,  снижать  самооценку.  Общение  с  консультантом  не
должно представлять для клиента дополнительной психологической нагрузки.
       Следует  помнить,  что  существуют  определенные  принципы  поведения
психолога-консультанта и что следование им не только обеспечивает  этичность
профессиональной   деятельности,   но   и   является   залогом    успешности
психологического  воздействия.  Остановимся  здесь  подробнее  на  некоторых
этических требованиях, следование которым, с нашей  точки  зрения,  является
особенно важным.
      Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту. За  формулировкой
скрывается целый комплекс профессионального поведения, направленного на  то,
чтобы  клиент  чувствовал  себя  спокойно  и  комфортно  во  время   приема.
Доброжелательное отношение подразумевает не просто  следование  общепринятым
нормам поведения, но и умение  внимательно  слушать,  оказывать  необходимую
психологическую  поддержку,  не  осуждать,  а  стараться  понять  и   помочь
каждому, кто обращается за помощью.
      Ориентация на нормы и ценности клиента.  Этот  принцип  подразумевает,
что психолог во время своей работы должен ориентироваться  не  на  социально
принятые нормы и правила, а на те жизненные  принципы  и  идеалы,  носителем
которых является клиент. Эффективное воздействие возможно лишь при опоре  на
систему ценностей самого клиента, критическое отношение  консультанта  может
привести к тому, что пришедший на прием человек  замкнется,  не  может  быть
искренним и  открытым,  а,  следовательно,  и  возможности  консультативного
воздействия  окажутся  практически  нереализуемыми.  Принимая  же   ценности
клиента, уважая их и отдавая им должное, консультант  сможет  воздействовать
на них в том  случае,  если  они  являются  препятствием      Запрет  давать
советы.  Основания для  этого  достаточно  широки  и  многообразны.   Прежде
всего, каков бы ни был жизненный и  профессиональный  опыт  психолога,  дать
гарантированный  совет  другому  невозможно:  жизни  каждого   уникальна   и
непредсказуема. К тому же, советуя,  консультант  берет  на  себя  полностью
ответственность за  происходящее,  что  не  способствует  развитию  личности
консультируемого и его адекватного отношения  к  действительности.  В  такой
ситуации  психолог  ставит  себя  в  позицию  гуру,   что   реально   вредит
консультированию  приводит  к  тому,  что  у   клиента    вместо   активного
стремления разобраться в своей жизни  и изменить ее,  формируется  массивное
и  поверхностное  отношение  к  происходящему.  При  этом  любые  неудачи  в
реализации  совета  обычно  приписываются  консультанту  как  давшему  совет
авторитету,  что,  естественно,  мешает  пониманию  клиентом  всей  роли   в
происходящих событиях.
       Анонимность.  Важнейшим  условием  психологического  консультирования
является его анонимность.  Это  значит,  что  любая  информация,  сообщенная
клиентом - психологу не может быть передана без  его  согласия  ни  в  какие
общественные или государственные организации,  частным  лицам  в  том  числе
родственникам  или  друзьям.  Из  этого  правила  существуют  исключения  (о
которых  клиент  всегда  предупреждается  заранее),  специально  оговоренные
законом во многих странах.  В  нашей  стране  таким  исключением,   пожалуй,
можно считать ситуацию, когда психолог узнает во время приема   о  чем-либо,
что является серьезной угрозой для чьей-либо жизни. Но, конечно же,  даже  в
этой  ситуации  его  действия  должны   быть   максимально   осторожными   и
соотноситься  с интересами клиента.
      Разграничение личных и профессиональных отношений.  Существует  немало
очень опытных и профессиональных консультантов, которые попадали в  ловушку,
переходя  с  клиентами  на  дружеские  отношения   или   пытаясь   оказывать
профессиональную помощь своим друзьям и  ближайшим родственникам. Этот  путь
таит в себе немало опасностей  и не только  потому,  что,  как  известно,  в
своем Отечестве пророка нет и любые рекомендации  и  откровения  с  близкими
легко обесцениваются, но  и  по  многим  другим  причинам,  о  некоторых  из
которых будет сказано ниже.
      В психотерапии существуют  два  важнейших  понятия,  имеющих  огромное
значение для работы с пациентами: а) «перенос», то есть  склонность  клиента
переносить  и  проецировать  на  психотерапевта  и  отношения  с  ним   свои
отношения  со  значимыми  людьми,  основные   проблемы   и   конфликты;   б)
«контрперенос»,  то  есть  склонность   психотерапевта   проецировать   свои
отношения со значимыми людьми и основные внутренние проблемы и конфликты  на
отношения с пациентом. Эти понятия, введенные в психоанализ 3  .  Фрейдом  ,
на сегодняшний день широко  используются в рамках самых  разных  направлений
психотерапии (Фрейд З., 1989). Эти понятия означают, что любые  человеческие
отношения и даже  такие  специальные  отношения,  которые,  складываются   в
рамках  психотерапии,  находятся  под  влиянием  внутренних  потребностей  и
желаний человека, которые он  чаще  всего  не  осознает.  Более  того,  даже
профессионал-психотерапевт  часто  оказывается  обезоружен   контрпереносом.
Именно для того, чтобы понимать, управлять  и  уметь  использовать  в  целях
анализа  свой  контрперенос,  как,  впрочем,   и   ряд   других   личных   и
межличностных   феноменов,   для   начинающего   психотерапевта   существует
обязательное требование прохождения своего  собственного  анализа  и  долгой
работы с супервизором.
       В  той  или  иной  степени  эти  феномены  действуют  и  в   процессе
консультирования. Но трудно ожидать, что человек, не получивший  специальной
и углубленной  подготовки,  сможет  успешно  работать  с  этими  сложнейшими
явлениями.  Для  консультанта  достаточно  понимать,  что   сохранение   его
авторитета для клиента во многом связано с тем, что последний мало  знает  о
нем как о человеке, у него нет оснований как для восхищения психологом,  так
и для осуждения его  как  личности.  Установление  тесных  личных  отношений
между консультантом и клиентом приводит к тому, что они, как  близкие  люди,
начинают удовлетворять те или  иные  потребности  и  желания  друг  друга  и
консультант уже не  может  сохранить  объективную  и  отстраненную  позицию,
необходимую для эффективного разрешения проблем клиента.
       Десятилетие  назад  в  зарубежной  практической  психологии   активно
дискутировались и анализировались различные последствия  вступления  клиента
и  консультанта  (психотерапевта  и  пациента)  в  личные,   в   том   числе
сексуальные отношения, а также возможные влияния этого  фактора  на  процесс
терапии. Различных точек зрения было множество. Но общий вывод,  к  которому
привели  эти  дискуссии,  один:  по  возможности   личных  отношений   лучше
избегать, а если что-то подобное все же случилось, следует быть  максимально
осторожным, стараться действовать прежде всего в  интересах  клиента  и  как
можно скорее прервать процесс консультирования или психотерапии.
      Включенность клиента  в  процесс  консультирования.  Для  того,  чтобы
процесс консультирования был эффективным,  клиент  во  время  приема  должен
чувствовать себя  максимально  включенным  в  беседу,  ярко  и  эмоционально
переживать все, что обсуждается с консультантом. Для того, чтобы  обеспечить
такую  включенность,  психолог  должен  следить  за  тем,   чтобы   развитие
разговора выглядело для клиента логичным и понятным, а также, чтобы  человек
не просто внимал специалисту,  а  ему  было  действительно  интересно.  Ведь
только в том случае, если понятно и интересно все,  что  обсуждается,  можно
активно искать пути разрешения своей ситуации,  переживать  и  анализировать
ее.
      Бывает, что во время приема клиент вдруг теряет интерес к  обсуждаемой
теме, устает, внутренне не соглашается, но не  хочет  говорить  об  этом.  В
этой ситуации не стоит нагнетать атмосферу,  настаивать,  пытаться  выяснить
все до конца. Лучше, если психолог сменит  тему,  пошутит  и  таким  образом
разрядит обстановку, сохранив за счет этого включенность и  интерес  клиента
к процессу консультирования  и  обеспечит   продуктивность  психологического
воздействия.

      Таким образом, именно при соблюдении всех морально-этических
требований возникает доверие между консультантом и клиентом. Это доверие
позволяет эффективно действовать психологу, не манипулируя, не занимая
позицию “сверху”, не привязывая себя к клиенту.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алешина Ю.Е. “Специфика психологического консультирования”/“Вестник
психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы”, №1, 1994