Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития

Российский Государственный Педагогический Университет
                             имени А. И. Герцена



                     Факультет коррекционной педагогики



      Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой
                            психического развития



                               Курсовая работа



                                                       Научный руководитель:



                              Санкт- Петербург
                                   1999 г



                                 Содержание



      1. Введение (Актуальность темы, научная и практическая значимость.
Основные задачи исследований).
      2. Теоретические основы проблемы готовности к школьному обучению.
            2.1. Определение понятия "психологическая готовность к школьному
обучению".
            2.2. "Кризис семи лет", его значение.
            2.3. Понятие мотивационная готовность.
            2.4. Значение игровой деятельности для формирования готовности к
школе.
            2.5. Формирование предпосылок к учебной деятельности.
            2.6. Понятие коммуникативной готовности к школьному обучению.
            2.7. Особенности готовности к школьному обучению детей с
задержкой психического развития.
            2.8. Выводы по 1 главе, выдвижение гипотезы.
      3. Экспериментальные методы исследований.
            3.1. Цели и задачи исследования.
            3.2. Обоснование методов исследования.
            3.3. Результаты исследований.
            3.4. Выводы по 2 главе.
      4. Заключение, рекомендации.
      5. Литература.
      6. Приложение.

                                  Введение.

      Актуальность проблемы: в  течение последних лет в отечественной
педагогике и психологии наблюдается повышенный интерес к проблеме перехода
ребенка-дошкольника из детского сада в школу (или просто поступление в
школу при условии воспитания в семье) и тесно связанному с этим понятию
готовности к школьному обучению. Значение степени подготовленности, или так
называемой "школьной зрелости" трудно переоценить на данном этапе развития
общества, когда все большую актуальность приобретают тезисы о системе
непрерывного образования и воспитания человека, когда именно подготовка
детей, ее эффективность определяет успешность дальнейшего развития
личности, повышение уровня обучения и благоприятное профессиональное
становление.
      Результаты психолого-педагогических исследований (Л.И.Божович,
Э.А.Лиштованная, А.А.Люблинская) показывают, что подготовка ребенка к школе
постоянно совершенствуется.
      Однако все чаще педагоги-практики (Н.К.Абраменко, Л.И.Божович,
К.А.Климова и др.) указывают на трудности переживаемые ребенком на  этапе
школьного обучения. Детям сложно следовать новым для них правилам школьной
жизни, ориентироваться в многообразии социальных отношений и связей,
справляться с новой ролью(ученика.
      На фоне достаточного интеллектуального развития нередко проявляется
недостаточная социальная подготовленность, неумение устанавливать
доброжелательные отношения с окружающими.
      Вследствие этого дети испытывают значительные трудности адаптации к
новым условиям школы, отрицательные эмоциональные переживания, затрудняются
в установлении полноценных контактов со взрослыми и сверстниками, что в
итоге приводит к снижению успеваемости младших школьников. Этим объясняется
отчетливо проявившееся стремление к более глубокому изучению социально-
личностной готовности ребенка к школе.
      Научные данные и практика воспитания дошкольников свидетельствует о
том, что одной из причин недостаточной социально-личностной готовности
ребенка к школе является отсутствие у детей навыков культуры поведения,
неполное владение детьми знаниями о нормах и правилах общения, а
следовательно - отсутствие сознательного руководства этими правилами в
повседневной жизни. Готовность дошкольника в личностном плане к принятию
качественно новой позиции в системе отношений с окружающими способствует
созданию эмоционально положительного климата в классе, отношения к учителю,
как к носителю социально выработанных способов действий и норм поведения.
      Важная роль в этом процессе принадлежит воспитателю. Владение
педагогом культурой общения, понимание и осуществление целенаправленной
работы по данному вопросу обуславливает успешность овладевания ребенком
социальными отношениями.
      Исходя из этого, мы предполагаем, что важным резервом
совершенствования подготовки ребенка к школе, в частности ее социально-
личностного аспекта, является система работы по формированию  культуры
общения старшего дошкольника.
      Залогом успешного овладения ребенком школьными знаниями прежде всего,
является высокий уровень развития вербального интеллекта и мотивационная
готовность  к обучению в школе, принятие позиции ученика и высокий уровень
произвольности психических процессов.
      Объект исследования: дошкольник и его психологическая готовность к
школьному обучению.
      Предмет исследования: психологическая готовность к школьному обучению.
      Цель исследования: определение уровня готовности к школьному обучению
ребенка с задержкой психического развития.
      Задачи исследования:
      1. Анализ данных литературных источников;
      2. На основании существующих  исследований по проблеме подобрать набор
методик для определения компонентов и уровня школьной готовности;
      3. Обследовать группу детей с задержкой психического развития и
выявить степень их школьной готовности;
      4. Разработать рекомендации для проведения работы по определению
уровня готовности детей с задержкой психического развития к школьному
обучению и примерные пути коррекции "незрелых" детей.



        Глава 1. Теоретические основы проблемы готовности к школьному
                                  обучению.

      1.1. Определение понятия "психологическая готовность к школьному
обучению".

      Единого определения понятия "готовность к школе" в детской психологии
не существует до сих пор по причине многогранности, " многопластовости"
самой его сути.
      А.Анастази определяет понятие школьной готовности как "овладение
умениями,  знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для
оптимального уровня (развития) усвоения школьной программы поведенческими
характеристиками" (N1, т.2,стр.6). Понятие "другие поведенческие
характеристики" в данном случае довольно широко и может включать в себя
неограниченный ряд критериев.
      По нашему мнению, более удачное и точное определение дает И.Шванцара.
Он указывает, что школьная зрелость - достижение определенного уровня
развития, когда ребенок "становится способным"  обучаться в школе. Шванцара
также выделяет набор компонентов готовности к школе, таких как умственный,
эмоциональный и социальный.
      Л..И.Божович отмечала, что готовность к школе складывается из таких
факторов как определенный уровень развития мыслительной деятельности,
познавательных интересов, произвольности регуляции деятельности и
готовности принять социальную позицию школьника.
      А.И.Запорожец придерживался аналогичных взглядов, отмечая такие
компоненты готовности к школе как мотивация, уровень развития
познавательной, аналитико-синтетической деятельности и степень
сформированности механизмов волевой регуляции действий.
      П.А.Венгер дополнял такие выше перечисленные факторы, как
необходимость ответственного отношения к школе и учебе, произвольного